Элеонора Земенцка
Элеонора Земенцка | |
---|---|
![]() Элеонора Земенцкая около 1869 г. | |
Рожденный | Элеонора Гагаткевич 1819 Ясенец |
Умер | 23 сентября 1869 г. Варшава |
Занятие | писатель, философ, публицист |
Известные работы | Мысли об образовании женщин |
Элеонора Земенцка ( урожденная Гагаткевич) (род. 1819, Ясенец в Мазовии , умерла 23 сентября 1869, в Варшаве ) — польский философ и публицист. Ее часто считают первой женщиной-философом в Польше.
Она написала «Мысли об образовании женщин» . [ 1 ] и редактировал журнал Pielgrzym (Пилигрим). [ 2 ] Ее описывают как «антигегельянку» и консерватора. [ 2 ]
Она родилась в поместье в Ясенце, принадлежавшем семье Окенцких , где ее отец работал администратором. Ее воспитывала бабушка, также Элеонора, которая делала упор на чтение современных поэтов- романтиков , таких как Адам Мицкевич , Юзеф Богдан Залевский и Францишек Карпинский .
Свои первые стихи она опубликовала в одиннадцать лет, в 1830 году, в журнале для детей ( Dziennik dla Dzieci ), под редакцией Станислава Яховича . Впоследствии она начала регулярно публиковаться в различных периодических изданиях, таких как Tygodnik Polski , Magazyn Powszechny и Pierwiosnka , публиковать литературные произведения (рассказы, сказки) и редакционные статьи.
Она вышла замуж за Антони Земецкого в 1834 году. [ 3 ] и вместе с мужем уехали в Дрезден , где прожили до 1840 года. Затем семья переехала в Варшаву.
Антигегельизм
[ редактировать ]После переезда в Варшаву она заинтересовалась философией, в том числе работами Джона Локка , Этьена де Кондильяка и французских спиритуалистов , затем работами немецких философов, в том числе Иммануила Канта , Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Фридриха Гегеля . Она упоминала этих философов в своих рассказах о путешествиях, опубликованных в журнале Pierwiosnek .
Земецка стала ассоциироваться с консервативной польской интеллигенцией Конгресса Польши , которая выступала против растущего влияния гегельизма, рассматривая его как угрозу традиционным ценностям и общественному порядку. В частности, она сблизилась с кругом католических публицистов-традиционалистов, связанных с журналом «Тыгодник Петербургский» («Петербургский еженедельник»), в который входили Генрих Ржевуский , епископ Игнаций Головинский , Станислав Чолоневский и Михал Грабовский (так называемая «петербургская клика»). Хотя сама Земецкая никогда не входила в кружок и никогда не публиковалась в «Тыгоднике», эти люди поддерживают ее интеллектуальные усилия. Земецкая возражала против раболепного отношения клики к России и считала их традиционализм крайним. Вместо этого она хотела синтезировать новые интеллектуальные течения с традиционными религиозными ценностями.
В результате связей с Петербургом Земецка увлеклась философией Фридриха Гегеля и взялась за разработку критики современной немецкой философии, в частности ее пантеистических аспектов. Это привело к ее первой крупной философской работе « Мысли о философии» («Философские мысли»), опубликованной в 1841 году. В ней она критиковала Гегеля и пыталась защитить автономию религиозных убеждений. С другой стороны, она рассматривала философию Иммануила Канта в положительном свете. Хотя эта книга сделала Земецкую первой польской женщиной-философом, в то время она подвергалась широкой критике со стороны других философов, таких как Бронислав Трентовский , Эдвард Дембовский и Фридерик Хенрик Левестам . Трентовски, в частности, написала в ответ на свою работу, что женщинам нечего заниматься философией.
В 1842 году Земецка основала консервативно-католический ежемесячный журнал Pielgrzym («Пилигрим»), где публиковала литературные, философские и политические эссе, а также переводы французских религиозных произведений. Несмотря на поддержку таких важных деятелей литературы, как Юзеф Игнаций Крашевский , журнал так и не приобрел широкую читательскую аудиторию, и Земецка закрыла его в 1846 году.
Женские проблемы
[ редактировать ]
Земецка также сосредоточила внимание на роли женщин в обществе и, в частности, на женском образовании. В 1842 году она встретила Нарцизу Жмиховскую , молодую писательницу, которая незадолго до этого дебютировала в издательстве в Первенке . Жмиховская находилась под влиянием Земецкой, которая опубликовала ряд своих литературных произведений в « Пилгржиме» . За это время журнал стал одним из главных изданий, посвященных женской проблематике.
В 1843 году Земецка опубликовала «Мысли о wychowaniu kobiet» («Мысли об образовании женщин»), в которой она осветила традиционные призывы к воспитанию нравственности и характера, но также выступила с новыми для того времени призывами предоставить молодым женщинам современное образование. По ее мнению, необходима реформа в сфере образования и воспитания женщин, которая бы сосредоточилась как на эмоциональном, так и на интеллектуальном аспектах. В то же время она также критиковала любовные романы, поскольку, по ее мнению, они чрезмерно стимулировали воображение, были слишком эмоциональными и приводили к оторванности от реальности, что приводило к семейным раздорам и неудачам в жизни.
В номере журнала Studia Ziemięcka за 1860 год опубликовано эссе «Слово о женщинах», в котором она критиковала различные современные стереотипы о женщинах, например, те, которые считали женщин «ангельскими» и «духовными», а также те, которые считали, что женщины были хуже мужчин. Она утверждала, что достоинство женщин, а также их индивидуальность следует признавать и уважать. Эти аргументы она основывала на религиозной основе, и эта заметка была продолжением материала, впервые опубликованного в «Зарисе филозофии католической» («Очерк католической философии») в 1857 году.
Литературные произведения
[ редактировать ]Она также писала рассказы для молодежи и детей, опубликованные в « Детском ежедневнике », а также сборники рассказов на основе народных сказок « Powiastki Ludowe» (1860–1861). Она также перевела произведения Джона Генри Ньюмана (1858 г.) и опубликовала несколько критических эссе. В целом в литературной деятельности она критически относилась к реализму и отдавала предпочтение дидактическим и аллегорическим рассказам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вера и Отечество: католицизм, современность и Польша . Издательство Оксфордского университета, США. 3 июня 2011 г. ISBN . 978-0-19-539905-9 .
- ^ Jump up to: а б Язычник . Издательство Корнельского университета. 15 ноября 2012 г. ISBN. 9781609090692 .
- ^ Габриль, Францишек (18 мая 1914 г.). «Польская религиозная философия в XIX веке» . Накл. Библиотеки Christian Works – через Google Книги.