Jump to content

Элеонора Земенцка

Элеонора Земенцка
Элеонора Земенцкая около 1869 г.
Элеонора Земенцкая около 1869 г.
Рожденный Элеонора Гагаткевич
1819
Ясенец
Умер 23 сентября 1869 г.
Варшава
Занятие писатель, философ, публицист
Известные работы Мысли об образовании женщин

Элеонора Земенцка ( урожденная Гагаткевич) (род. 1819, Ясенец в Мазовии , умерла 23 сентября 1869, в Варшаве ) — польский философ и публицист. Ее часто считают первой женщиной-философом в Польше.

Она написала «Мысли об образовании женщин» . [ 1 ] и редактировал журнал Pielgrzym (Пилигрим). [ 2 ] Ее описывают как «антигегельянку» и консерватора. [ 2 ]

Она родилась в поместье в Ясенце, принадлежавшем семье Окенцких , где ее отец работал администратором. Ее воспитывала бабушка, также Элеонора, которая делала упор на чтение современных поэтов- романтиков , таких как Адам Мицкевич , Юзеф Богдан Залевский и Францишек Карпинский .

Свои первые стихи она опубликовала в одиннадцать лет, в 1830 году, в журнале для детей ( Dziennik dla Dzieci ), под редакцией Станислава Яховича . Впоследствии она начала регулярно публиковаться в различных периодических изданиях, таких как Tygodnik Polski , Magazyn Powszechny и Pierwiosnka , публиковать литературные произведения (рассказы, сказки) и редакционные статьи.

Она вышла замуж за Антони Земецкого в 1834 году. [ 3 ] и вместе с мужем уехали в Дрезден , где прожили до 1840 года. Затем семья переехала в Варшаву.

Антигегельизм

[ редактировать ]

После переезда в Варшаву она заинтересовалась философией, в том числе работами Джона Локка , Этьена де Кондильяка и французских спиритуалистов , затем работами немецких философов, в том числе Иммануила Канта , Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Фридриха Гегеля . Она упоминала этих философов в своих рассказах о путешествиях, опубликованных в журнале Pierwiosnek .

Земецка стала ассоциироваться с консервативной польской интеллигенцией Конгресса Польши , которая выступала против растущего влияния гегельизма, рассматривая его как угрозу традиционным ценностям и общественному порядку. В частности, она сблизилась с кругом католических публицистов-традиционалистов, связанных с журналом «Тыгодник Петербургский» («Петербургский еженедельник»), в который входили Генрих Ржевуский , епископ Игнаций Головинский , Станислав Чолоневский и Михал Грабовский (так называемая «петербургская клика»). Хотя сама Земецкая никогда не входила в кружок и никогда не публиковалась в «Тыгоднике», эти люди поддерживают ее интеллектуальные усилия. Земецкая возражала против раболепного отношения клики к России и считала их традиционализм крайним. Вместо этого она хотела синтезировать новые интеллектуальные течения с традиционными религиозными ценностями.

В результате связей с Петербургом Земецка увлеклась философией Фридриха Гегеля и взялась за разработку критики современной немецкой философии, в частности ее пантеистических аспектов. Это привело к ее первой крупной философской работе « Мысли о философии» («Философские мысли»), опубликованной в 1841 году. В ней она критиковала Гегеля и пыталась защитить автономию религиозных убеждений. С другой стороны, она рассматривала философию Иммануила Канта в положительном свете. Хотя эта книга сделала Земецкую первой польской женщиной-философом, в то время она подвергалась широкой критике со стороны других философов, таких как Бронислав Трентовский , Эдвард Дембовский и Фридерик Хенрик Левестам . Трентовски, в частности, написала в ответ на свою работу, что женщинам нечего заниматься философией.

В 1842 году Земецка основала консервативно-католический ежемесячный журнал Pielgrzym («Пилигрим»), где публиковала литературные, философские и политические эссе, а также переводы французских религиозных произведений. Несмотря на поддержку таких важных деятелей литературы, как Юзеф Игнаций Крашевский , журнал так и не приобрел широкую читательскую аудиторию, и Земецка закрыла его в 1846 году.

Женские проблемы

[ редактировать ]
Журнал Pielgrzym (Пилигрим) под редакцией Земенцкой.

Земецка также сосредоточила внимание на роли женщин в обществе и, в частности, на женском образовании. В 1842 году она встретила Нарцизу Жмиховскую , молодую писательницу, которая незадолго до этого дебютировала в издательстве в Первенке . Жмиховская находилась под влиянием Земецкой, которая опубликовала ряд своих литературных произведений в « Пилгржиме» . За это время журнал стал одним из главных изданий, посвященных женской проблематике.

В 1843 году Земецка опубликовала «Мысли о wychowaniu kobiet» («Мысли об образовании женщин»), в которой она осветила традиционные призывы к воспитанию нравственности и характера, но также выступила с новыми для того времени призывами предоставить молодым женщинам современное образование. По ее мнению, необходима реформа в сфере образования и воспитания женщин, которая бы сосредоточилась как на эмоциональном, так и на интеллектуальном аспектах. В то же время она также критиковала любовные романы, поскольку, по ее мнению, они чрезмерно стимулировали воображение, были слишком эмоциональными и приводили к оторванности от реальности, что приводило к семейным раздорам и неудачам в жизни.

В номере журнала Studia Ziemięcka за 1860 год опубликовано эссе «Слово о женщинах», в котором она критиковала различные современные стереотипы о женщинах, например, те, которые считали женщин «ангельскими» и «духовными», а также те, которые считали, что женщины были хуже мужчин. Она утверждала, что достоинство женщин, а также их индивидуальность следует признавать и уважать. Эти аргументы она основывала на религиозной основе, и эта заметка была продолжением материала, впервые опубликованного в «Зарисе филозофии католической» («Очерк католической философии») в 1857 году.

Литературные произведения

[ редактировать ]

Она также писала рассказы для молодежи и детей, опубликованные в « Детском ежедневнике », а также сборники рассказов на основе народных сказок « Powiastki Ludowe» (1860–1861). Она также перевела произведения Джона Генри Ньюмана (1858 г.) и опубликовала несколько критических эссе. В целом в литературной деятельности она критически относилась к реализму и отдавала предпочтение дидактическим и аллегорическим рассказам.

  1. ^ Вера и Отечество: католицизм, современность и Польша . Издательство Оксфордского университета, США. 3 июня 2011 г. ISBN .  978-0-19-539905-9 .
  2. ^ Jump up to: а б Язычник . Издательство Корнельского университета. 15 ноября 2012 г. ISBN.  9781609090692 .
  3. ^ Габриль, Францишек (18 мая 1914 г.). «Польская религиозная философия в XIX веке» . Накл. Библиотеки Christian Works – через Google Книги.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a31f298cc6cf7321e209caafa65f05f0__1711421820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/f0/a31f298cc6cf7321e209caafa65f05f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eleonora Ziemięcka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)