Бронислав Трентовски

Бронислав Фердинанд Трентовский (21 января 1808 г. в Ополе - 16 июня 1869 г.) был польским « мессианским » философом, педагогом , журналистом и масоном , а также главным представителем польской мессианской «национальной философии». [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Бронислав Трентовский был выпускником училища пиаристов в Лукове . В юности он преподавал в школе в Подляском воеводстве , затем воевал как улан в Польском восстании ноября 1830–31 . После подавления восстания он эмигрировал в Германию, в конце концов поселившись во Фрайбурге в Бадене . У него появился интерес к философии, он стал доцентом Фрайбургского университета и оставался там до конца своей жизни. Он попытался вернуться в Польшу , но был изгнан из Познани в 1843 году прусским правительством и из Кракова в 1848 году австрийским правительством. [ 2 ]
Свою первую работу он опубликовал в 1837 году на немецком языке, но с 1842 года писал только по-польски, начиная с «Чованны», или «Системы народной педагогики как навыков воспитания, науки и образования, иначе говоря, образования нашей молодежи» ( Чванна или Система отечественной педагогики как науки воспитания и обучения, одним словом, воспитания нашей молодежи). [ 3 ]
Трентовский в своей книге кибернетикой «Связь философии с , или Искусство управления нацией», 1843 г., был первым польскоязычным автором, использовавшим термин « кибернетика ».
В 1847–1848 годах он написал книгу Wiara słowiańska, czyli etyka piastująca wszechświat («Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной»), в которой продемонстрировал, что славянские боги были формой того же бога, которому поклонялись христиане.
С 1840 года Трентовский писал для Tygodnik Literacki (Литературный еженедельник), Rok (Год), Biblioteka Warszawska (Варшавская библиотека) и Ołędownik Naukowy (Представитель науки). [ 1 ]
Трентовский проповедовал концепцию «национальной философии», т. е. философии, возникшей из особенностей польского народа и которая послужит этому народу в выполнении его исторической миссии. На основе своей философии он создал педагогическую систему, призванную возродить польскую нацию через образование и воспитание в духе патриотизма (программа «национальной педагогики »). В психологию он ввел понятие индивидуального, единичного «я» ( jaźń ); и он рассматривал общество как совокупность «я». В политической философии он постулировал примирение реформ с национальной традицией. [ 1 ]
Трентовский имел много общего с коллегой-польским мессианистом Юзефом Марией Хёне-Вронским . У него был тот же спекулятивный склад ума; те же максималистские стремления в философии и убежденность в том, что «Бог предназначил [ему] полную реформу учения, а через нее и возрождение общества». [ 3 ]
Главной целью его философии была универсальность, выход из односторонних решений. Односторонними для него были реализм и идеализм , объективные и субъективные точки зрения , опыт и разум , эмпирическое и метафизическое познание . Он стремился выйти за рамки этих антитез и прийти к синтезу . Он строго осуждал мессианство и отвергал любую связь с немецкой философией; на самом деле, однако, он был увлечен немецким гегельянством , а в его более поздних работах также и мессианской национальной идеологией, и союз этих двух элементов составил ткань его философии. [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]- Чованна, или система национальной педагогики ( Чванна , или Система национальной педагогики, т. 1–2, 1842).
- философии с кибернетикой, или искусство управления нацией Связь , 1843 г.
- , или Полная национальная логика Мыслини . , т. 1–2, 1844)
- Образы национальной души конца прошлого века, 1847 г.
- Славянская вера, или Этика, управляющая Вселенной, 1847–1848 гг.
- Приближающаяся политическая буря , 1848 год.
- Масонство в его сущности и вреде (нем. The Freemasons ..., 1873).
- Пантеон человеческого знания ..., т. 1–3, 1873–81.
- Божица (Книга Бога, фрагменты , 1965). [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Трентовский, Бронислав Фердинанд», Энциклопедия Powszechna PWN , том 4, стр. 483.
- ^ Владислав Татаркевич , Зарис... , с. 20–21.
- ^ Jump up to: а б с Владислав Татаркевич , Зарис... , стр. 21.
Ссылки
[ редактировать ]- «Трентовский, Бронислав Фердинанд», Encyklopedia Powszechna PWN (Универсальная энциклопедия PWN), том 4, Варшава , Państwowe Wydawnictwo Naukowe , 1976, стр. 483.
- «Трентовский, Бронислав Фердинанд», Энциклопедия Польши, Краков , Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 1996, ISBN 83-86328-60-6 , с. 698.
- Владислав Татаркевич , Zarys dziejów Philosophy w Polsce (Краткая история философии в Польше), [в серии:] История польского обучения в монографиях (История польского обучения в монографиях), [том] XXXII, Краков, Polska Akademia Umiejętności ( Польская академия обучения ), 1948, с. 20–21. Эта монография основана на соответствующих разделах более ранних изданий авторской « . Истории философии»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цифровые копии произведений Куявско -Поморской цифровой библиотеки
- Трентовский как реформатор масонства
- Масонство . О книге Трентовски.
- Мыслины, или вся национальная логика