Владислав Татаркевич
Владислав Татаркевич | |
---|---|
![]() Владислав Татаркевич . ок | |
Рожденный | 3 апреля 1886 г. |
Умер | 4 апреля 1980 г. (94 года) Варшава, Польская Народная Республика |
Альма-матер | Варшавский технологический университет Варшавский университет |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Львовско-Варшавская школа логики |
Основные интересы | эстетика , этика , история искусства , история философии |
Владислав Татаркевич (англ. Польский: [vwaˈdɨswaf tatarˈkʲevitʂ] ; 3 апреля 1886 — 4 апреля 1980) — польский философ , историк философии , историк искусства , эстетик и специалист по этике . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Татаркевич начал свое высшее образование в Варшавском университете . Когда он был закрыт российскими императорскими властями в 1905 году, он был вынужден продолжить образование за границей в Марбурге , Германия , где учился с 1907 по 1910 год. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Как он описывает в своих «Воспоминаниях» , это была случайная встреча с родственником-мужчиной, чей рост выделял его из толпы на краковском вокзале, после начала Первой мировой войны , которая побудила Татаркевича провести военные годы в Варшаве . [ 3 ] Там он начал свою карьеру в качестве преподавателя философии, преподавая в женской школе на улице Мокотовской , через дорогу от того места, где Юзеф Пилсудский должен был проживать в свои первые дни после Первой мировой войны.


Во время Первой мировой войны , когда Польский университет в Варшаве был открыт при поддержке немцев-оккупантов, которые хотели заручиться поддержкой Польши для своих военных усилий, Татаркевич руководил его философским факультетом в 1915–1919 годах.
В 1919—21 профессор Университета Стефана Батория в Вильно , в 1921—23 — Познанского университета , в 1923—61 вновь — Варшавского университета . В 1930 году он стал членом Польской академии обучения . [ 4 ]
Во время Второй мировой войны , рискуя жизнью, читал подпольные лекции в оккупированной немцами Варшаве. [ 5 ] (одним из зрителей был Чеслав Милош ). [ 6 ] После подавления Варшавского восстания (август – октябрь 1944 г.) он снова сознательно рисковал своей жизнью, доставая рукопись из сточной канавы, куда ее бросил немецкий солдат (этот и другие материалы позже были опубликованы в виде книги в английском переводе под названием Анализ счастья ). [ 7 ]
После Второй мировой войны преподавал в Варшавском университете . В марте 1950 года Татаркевич был понижен в должности и ему запретили преподавать после того, как семь его учеников (в том числе Хенрик Холланд и Лешек Колаковский ), которые были активистами Польской объединенной рабочей партии , представили «Письмо 7», в котором он осуждался за «привилегированные» -буржуазная наука вместо марксистской деятельности» и противодействие «строительству социализма в Польше». [ 8 ]
Владислав Татаркевич скончался на следующий день после своего 94-летия. В своих «Воспоминаниях» , опубликованных незадолго до этого, он вспоминал, что его отстранили от кафедры университета (Хенрик Холланд, бывший студент с политическими связями). [ 9 ] ). Характерно, что он рассматривал даже это унижение как скрытое благословение, поскольку оно давало ему свободу от академических обязанностей и досуг для занятий исследованиями и писательской деятельностью. [ 10 ]
А в целом это хорошее существование: жизнь старого профессора на пенсии. Ему еще есть чем заняться, но он не под принуждением. Он лишь добровольно налагает на себя принуждения. У него есть время: в любое время суток он может пойти погулять в парк — лишь бы ноги его еще держали. Не менее или даже более важно вот что: у него больше нет амбиций, он перестал быть соперником другим. Он не причиняет неудобств другим, им незачем его бояться, им незачем ему завидовать: в этой ситуации — без противников, соперников и врагов — жизнь значительно сноснее. [ 11 ]
Татаркевич размышлял, что во все решающие моменты своей жизни он не мог предвидеть события, многие из которых были трагическими, но, вероятно, это было к лучшему, поскольку он все равно не мог их изменить. [ 12 ]
Взгляд на счастье
[ редактировать ]Татаркевич считал, что «удовлетворение отдельными вещами... есть лишь частичное удовлетворение; счастье требует полного удовлетворения, т. е. удовлетворения жизнью в целом». [ 13 ]
Основные работы
[ редактировать ]Татаркевич принадлежал к межвоенной Львовско-Варшавской школе логики , созданной Казимежем Твардовским , давшей возрожденной Польше многих ученых и учёных: философов, логиков, психологов , социологов и организаторов академических кругов . [ 14 ]
Татаркевич воспитал поколения польских философов, эстетов и искусствоведов, а также множество заинтересованных мирян. [ 15 ] Посмертно он продолжает делать это в своей «Истории философии» и многих других работах.
В последние годы жизни Татаркевич уделял значительное внимание обеспечению переводов своих основных произведений. Из приведенного ниже неполного списка его работ его докторская диссертация на немецком языке 1909 года, а также его «История философии» , «Лазенки варшавские» , «Парерга » и «Мемуары» не были переведены на английский язык .
- Die Disposition der aristotelischen Principien ( нем . « Система понятий Аристотеля» ): докторская диссертация Татаркевича 1909 г., опубликованная в 1910 г. Первое издание на польском языке: понятий в философии «Система Аристотеля », перевод с немецкого Изидоры Домбской, Варшава, Национальное научное издательство Дом , 1978, 126 стр.
- История философии , три тома ( польский : Historia filozofii , т. 1-2, 8-е изд. 1978 г.; т. 3, 5-е изд. 1978 г.).
- История эстетики , три тома (т. 1-2, 1970; т. 3, 1974). ( Польский : Historia estetyki , т. 1-2, 1962; т. 3, 1967.)
- Анализ счастья , 1976, ISBN 90 247 1807 4 . ( Польский : О счастье , 1962; 7-е изд., 1979, ISBN 83-01-00114-3 .)
- Łazienki warszawskie ( Парк Королевских бань в Варшаве ), с фотографиями Эдмунда Купецкого, Варшава, Wydawnictwo Arkady, 1968, 299 стр. Исследование эстетики того , что Татаркевич определил как «стиль [последнего короля Польши] Станислава Августа », как он проявляется в сооружениях и на территории Варшаве в парка Королевских бань .
- История шести [эстетических] идей , 1980, ISBN 83-01-00824-5 . ( Польский : История шести понятий , 2-е изд. 1976 г.)
- Парерга (Сочинения), Варшава, Национальное научное издательство, 1978, 141 стр. Польский язык . Главы:
- «Два понятия красоты»
- «Два понятия поэзии »
- «Сотворение и открытие»
- «Понятие ценности»
- «Цивилизация и культура»
- «Искусство и технологии»
- «Интеграция искусств»
- «Фотографии и картинки»
- «Трагедия и трагедия»
- «Великое и близкое»
- О совершенстве ( польский : O doskonałości , 1976). Английский перевод Кристофера Каспарека был опубликован в журнале «Диалектика и гуманизм: Польский философский ежеквартальный журнал» , том. ВИ, нет. 4 [осень 1979 г.] - вып. VIII, нет. 2 [весна 1981 г.]. Перевод Каспарека впоследствии также появился в книге: Владислав Татаркевич, О совершенстве , Издательство Варшавского университета, Центр универсализма, 1992, стр. 9–51; Книга представляет собой сборник статей о покойном профессоре Татаркевиче и о нем.
- Мемуары ( польск .: Воспоминания , 1979).
См. также
[ редактировать ]- История философии в Польше
- История понятия творчества
- Список поляков
- Совершенство
- Винцентий Лютославски
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Владислав Татаркевич», Польская энциклопедия , стр. 686.
- ^ Марек Яворский, Владислав Татаркевич , стр. 26–36.
- ^ Владислав Татаркевич, Мемуары , стр. 144.
- ^ «Владислав Татаркевич», Универсальная энциклопедия PWN , том 4, стр. 412.
- ^ Владислав Татаркевич, Воспоминания (Мемуары), стр. 165–68.
- ^ Владислав Татаркевич, Мемуары , стр. 171.
- ^ * Владислав Татаркевич, Анализ счастья , стр. xi.
- ^ Вагнер, Изабела (2020). Бауман: Биография . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1509526895 .
- ^ См. (на польском языке): «Письмо участников философского семинара профессора Владислава Татаркевича», Przegląd Filozoficzny (Философское обозрение), № 2, 1995 (14), стр. 88.
- ^ Владислав Татаркевич, Мемуары , стр. 119.
- ^ Владислав Татаркевич, Мемуары , с. 172–73.
- ^ Владислав Татаркевич, Мемуары , стр. 181.
- ^ Алекс Михалос Обзор В. Татаркевича, «Анализ счастья».
- ^ Владислав Татаркевич, Zarys dziejów Philosophy w Polsce (Краткая история философии в Польше), стр. 31–32.
- ^ «Владислав Татаркевич», Универсальная энциклопедия PWN , том 4, стр. 412.
Ссылки
[ редактировать ]- Тереза и [т. е. «и»] Владислав Татаркевичовье [т. е. «Татаркевич»], Мемуары , Варшава, Национальный издательский институт, 1979, ISBN 978-83-06-00102-0 .
- Владислав Татаркевич, Анализ счастья , Варшава, PWN , Гаага, Мартинус Нийхофф, 1976, ISBN 90-247-1807-4 .
- Марек Яворский, Владислав Татаркевич , Варшава, Интерпресс, 1975.
- Владислав Татаркевич, Zarys dziejów Philosophy w Polsce (Краткая история философии в Польше), [в серии:] История польского обучения в монографиях , [том] XXXII, Краков, Polska Akademia Umiejętności ( Польская академия обучения ), 1948. Эта монография основана на соответствующих разделах более ранних изданий философии автора Historia (История Философия).
- «Владислав Татаркевич», Энциклопедия Польши , Краков, Клющинский, 1996, ISBN 83-86328-60-6 , с. 686.
- «Владислав Татаркевич», Универсальная энциклопедия PWN , том 4, Варшава, Национальное научное издательство , 1976.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1886 рождений
- 1980 смертей
- Польские писатели-мужчины
- Люди из Варшавской губернии
- Польские философы ХХ века
- Польские историки философии
- Польские специалисты по этике
- Польские историки искусства
- Академический состав Варшавского университета
- Академический состав Вильнюсского университета
- Члены Польской академии наук
- Выпускники Варшавского университета