Парк Лазенки
Королевские бани | |
---|---|
Памятник Шопену (вверху слева), Памятник Иоанну III Собескому (вверху справа), Дворец на острове (внизу слева) и Центральная набережная (внизу справа). | |
![]() | |
Тип | Муниципальный |
Расположение | Варшава |
Область | 76 га [1] |
Созданный | 1918 [2] [3] |
Статус | Открыт круглый год |
Доступ к общественному транспорту | ![]() |
Парк Лазенки или парк Королевских бань ( польский : Park Łazienkowski, Łazienki Królewskie ) — крупнейший парк в Варшаве , Польша , занимающий 76 гектаров центра города.
Парково-дворцовый комплекс расположен в центре города , на Уяздовском проспекте , который является частью Королевского пути, соединяющего Королевский замок с Вилянувским дворцом на юге. К северу от Королевских бань, на другой стороне улицы Агрикола, стоит Уяздовский замок .
Первоначально спроектированный в 17 веке как банный парк для дворянина Станислава Ираклия Любомирского , в 18 веке Лазенки были преобразованы последним монархом Польши Станиславом II Августом в место для дворцов, вилл, классических безумств и памятников. В 1918 году он был официально признан общественным парком.
Парк посещают туристы со всей Польши и мира, он служит местом проведения музыки, искусства и культуры. В парке также обитают павлины и большое количество белок.
История [ править ]
Парк Лазенки был спроектирован в 17 веке Тильманом ван Гамереном в стиле барокко для военачальника Станислава Ираклия Любомирского . [4] Название «Лазенки» («Бани») он получил от расположенного неподалеку купального павильона. [5]
Своим возникновением и нынешним видом живописная схема сада обязана главным образом последнему правителю Речи Посполитой королю Станиславу Августу Понятовскому (Станиславу II Августу). [6] В середине 16 века он стал частью поместья польской королевы итальянского происхождения Боны Сфорца . [7] построивший на этом месте деревянную усадьбу с итальянским садом. деревянный усадебный дом царицы Анны Ягеллон , Позже на этом месте стоял [7] увековечен в 1578 году постановкой первой польской пьесы Отпуск греческих послов» « Яна Кохановского . [8] Южнее у короля Сигизмунда III Вазы был четырехгранный каменный замок с угловыми башнями, построенный в 1624 году. [9]
Во второй половине 17 века Уяздов стал собственностью великого коронного маршала Станислава Ираклия Любомирского . [10] Он был первым, кто обратил внимание на густой лесной массив бывшего зоопарка, простирающийся вдоль подножия Уяздовского замка , где он построил два садовых павильона. Первый павильон был скитом , а другой первоначально содержал богато украшенную ванную комнату, которая сначала дала название зданию, а затем и всему саду. Оригинальные бани, спроектированные известным архитектором Тильманом ван Гамереном в стиле барокко , по сей день находятся в стенах Дворца на острове . [11] В первой половине 18 века Уяздов был сдан в аренду королю Августу II Сильному , во время правления которого был построен регулярный водный путь, известный как Пясечненский канал. [12]
В 1764 году Уяздов стал собственностью короля Станислава II Августа. Сначала монарх приступил к восстановлению Уяздовского замка, который он выбрал своей летней резиденцией. [13] Работы начались на переднем поле замка, где была проложена серия прямых дорожек, сходящихся в круги. Перестройка старого Уяздовского замка, получившего дополнительный этаж и новые флигели, затянулась и не дала ожидаемых результатов. Король впал в уныние, отказался от дальнейшей работы и переключил свое внимание на окружающие сады.

Модифицированная и реконструированная в несколько этапов в течение двух десятилетий, начиная с 1772 года, бывшая баня Любомирского со временем превратилась в элегантный дворец в стиле классицизма на острове. В садах было построено и украшено множество новых построек архитекторами Домиником Мерлини и Яном Христианом Камсетцером, художниками Яном Богумилом Плершем и Марчелло Баччарелли , а также скульпторами Анджеем Ле Брюном, Якубом Мональди и Францишеком Пинеком. В 1774 году был возведен Белый дом в форме простого шестиугольника с уютным интерьером. любовница короля Эльжбета Грабовская По легенде, в поместье проживала , а также его сестры. В 1775–1783 годах дворец Мыслевицких напротив Бани был построен . Первоначально он имел форму куба, построенного на квадрате, к которому со временем были надстроены и впоследствии подняты крылья. В 1770-х годах поврежденный молнией скит был восстановлен, и в нем поселилась одна из спутниц короля, Тереза Люллиер. [14]

Постепенно сады также изменили свой внешний вид. В 1778 году был проложен Королевский променад – переулок, соединяющий Белый дом с Баней. На месте пересечения Вилянувской дороги был построен одноэтажный летний домик в китайском стиле (впоследствии разобранный в XIX веке и недавно реконструированный). Старые каналы и бассейн возле Бани превратились в пруды разнообразной формы и значительных размеров. Помимо садов, геометрически разбитых на французский манер, в парке также были живописные места, вдохновленные романтическим английским садом. Рядом с Королевской набережной был построен небольшой павильон, предназначенный для популярной в то время игры « Тру мадам» , позже превращенный в театр. Прямо напротив, на южном берегу пруда, был устроен земляной амфитеатр со сценой в роще деревьев. Вид от Бани на юг закрывал водный каскад, а на север – каменный мост, на котором установлен памятник королю Яну III Собескому. стоит по сей день. Большая пристройка значительных размеров содержала обширные помещения королевской кухни, а также помещения для чиновников и помещения для прислуги. Экзотические фрукты выращивали в Старой оранжерее, которую часто посещали гости. [15]
К тому времени в состав королевского комплекса также входил дворец Бельведер в стиле барокко , расположенный на южном краю откоса. [16] В одном из флигелей король устроил фаянсовую фабрику, продукция которой называлась сосудами Бельведер. Всякий раз, когда Станислав Август посещал Лазенки, за ним следовал весь его двор и ближайшие члены семьи. В саду были поставлены декоративные шатры для размещения в основном всей прислуги и охраны. В такое время парк был заполнен прогуливающимися парами, людьми в каретах и небольших лодках или гондолах . В садах устраивались красочные и шумные зрелища, включая фейерверки и другую иллюминацию, на которых часто присутствовали варшавяне. Так было, когда в 1788 году в честь открытия памятника королю Яну III Собескому была приведена в движение великолепная карусель.
Дворец на острове был местом проведения знаменитых четверговых обедов , на которые король приглашал ученых, писателей и поэтов. [17] Лазенки в то время были важным культурным центром, который процветал благодаря поддержке Станислава Августа, покровителя изящных искусств и пропагандиста науки и образования. Как дворцово-садовый комплекс Лазенки отражали стиль классицизма, широко распространенный в Европе во второй половине XVIII века. Но он отличался своей живописной природой и разнообразием, поэтому классицизм (также встречающийся в интерьерах Уяздовского замка, спроектированного королем) стал известен как стиль Станислава Августа.
После раздела Польши в 19 веке Лазенки перешли в руки русских царей . В период с 1819 по 1830 год по желанию новых владельцев архитектор Якуб Кубицкий перестроил Бельведер в стиле позднего классицизма и впоследствии возвел в садах новые павильоны – Египетский храм и Храм Дианы. Он превратил бывший павильон Тру Мадам в новую гауптвахту и школу, поэтому сегодня он наиболее известен как Подхорожувка (Кадетский зал).

Нацистская оккупация стала трагическим периодом для Лазенок. В 1939 году он был закрыт для поляков , а исторические здания перешли в руки немецких военных. В конце декабря 1944 года, перед эвакуацией дворца, гитлеровцы облили его стены бензином и подожгли комплекс. В почерневших стенах здания они просверлили около тысячи отверстий, чтобы заложить динамит, чтобы взорвать его, как это было с Королевским замком в Варшаве, но в конечном итоге им это не удалось. [18]
После Второй мировой войны начался трудный проект реконструкции королевского комплекса Лазенки, который продлился почти два десятилетия. Первые семь покоев первого этажа дворца были открыты для публики в 1960 году, а в 1965 году – весь первый этаж. К счастью, Белый дом, дворец Мыслевицкого и театр в старой оранжерее уцелели от серьезных разрушений во время войны. Тем не менее они требовали тщательной реставрации, поскольку получили повреждения. В настоящее время они полностью отреставрированы и открыты для посетителей. Также восстановлены Амфитеатр, Водопровод и Кадетский зал, в котором недавно разместился музей Игнация Яна Падеревского . Этот исторический дворцово-садовый комплекс, ныне расположенный в центре города, выполняет различные культурные функции и его регулярно посещает множество отечественных и зарубежных экскурсантов, а также варшавяне. [19]
Сооружения в парке [ править ]
Дворец на острове [ править ]

Главное здание Лазенок — Дворец на острове ( польский : Pałac Na Wyspie ). Первоначально это была баня в стиле барокко, построенная около 1680 года Любомирским по проекту Тыльмана ван Гамерена , самого выдающегося архитектора Польши того времени. Сооружение квадратной формы имело трехсторонний выступ на северном фасаде. Внутри находился круглый зал с фонтаном, увенчанный куполом, освещенным сверху фонарями. Стены были усыпаны галькой, ракушками и имитировали грот. К нему примыкала банная камера, стены которой были украшены барельефами. Как интерьер, так и внешний фасад здания были богато украшены лепниной , скульптурами и фресками. На входной стене колонного портика сохранилась часть оригинальных украшений. Оригинальна и латинская надпись, которую следует читать как ребус. В переводе говорится: «Этот дом ненавидит печаль, любит покой, предлагает ванну, рекомендует идиллическую жизнь и желает принимать честных людей». [20]
В значительной степени сохранились украшения главного вестибюля, Палаты Вакха и Бани времен Любомирского. Станислав Август впервые заинтересовался старой баней в 1772 году. Первоначально некоторые интерьеры были отреставрированы и превращены в жилые помещения. Это совпало с модной идеей бежать из роскошных особняков в уединенные сельские жилища. В 1777 году произошло первое существенное изменение облика бани. В частности, к зданию был пристроен верхний этаж со спальней короля Станислава Августа. Внизу была устроена столовая, уже имевшая вид в стиле классицизма. С обеих сторон были добавлены модные крытые китайские галереи с небольшими мостиками, причем западная из них вела к тому, что вскоре стало Королевским променадом. В 1784 году была начата более обширная реконструкция Бани по проекту Доминика Мерлини . С южной стороны были построены две новые пристройки, соединенные рядом из четырех колонн. Классицист Фасад был покрыт плитами песчаника . Четыре года спустя с обеих сторон были добавлены два новых сегмента, слегка отодвинутых к югу. С северной стороны они составляли часть нового монументального северного фасада, который представлял собой портик с колоннами, увенчанный треугольным тимпаном. Весь фасад венчал каменный аттик, украшенный скульптурами Андре-Жана Лебрена . [21] [22]

В 1793 году были построены еще два павильона. С дворцом их соединяли мостики с колонными галереями. Несмотря на многочисленные реконструкции на протяжении многих лет, здание осталось гармоничным целым. Но то, что началось как простой купальный павильон, превратилось в роскошный дворец. Внешние изменения сопровождались работой над интерьерами, большей части которых был придан вид в стиле классицизма .
Совершенно новый интерьер западного сегмента, добавленного в 1788 году, представлял собой двухъярусный бальный зал с украшениями, спроектированными Яном Христианом Камсетцером. Завершенный в 1793 году, он представлял собой выдающийся образец польского классицизма. Лепнина и фресковые украшения были подчинены архитектурным подразделениям. Ось композиции выделили два монументальных мраморных камина в виде пристенных портиков со статуями Аполлона и Фарнезийского Геракла, установленными у более коротких стен. Более длинные стены из белого мрамора украшены вертикальными панно, написанными Яном Богумилом Плершем в стиле гротесков Рафаэля в Ватикане . Золото было доминирующим цветом во всех покоях, особенно в Зале Соломона. Плафон, карнизы и обе длинные стены были заполнены картинами Марчелло Баччарелли, иллюстрирующими жизнь царя Соломона . Тогда же интерьер бывшего барочного грота в центре здания был преобразован во что-то исключительно монументальное и серьезное. Стены были оштукатурены золотом, серым и белым цветом и разделены полуколоннами (между которыми входили соседние помещения), а также четырьмя нишами, в которых стояли мраморные статуи величайших польских монархов: Казимир III Великий , Стефан Баторий , Сигизмунд III и Иоанн III Собеский . В куполе находились четыре тонди, написанные Баччарелли, символизирующие четыре добродетели, олицетворяемые монархами: мужество, мудрость, справедливость и милосердие. Они скрыли (в 1795 году) более ранние фрески Плерша, иллюстрирующие время суток, которое соответствовало прежней атмосфере интерьера.
Среди других залов на первом этаже также есть портретная комната и значительно большая картинная галерея с картинами, собранными с течением времени королями и королевами. На первом этаже также была возведена небольшая часовня. Он был увенчан овальным куполом, а стены разделены пилястрами и панелями, покрытыми разноцветной лепниной. Первый этаж состоит из спальни и кабинета, картинной галереи, королевской спальни, библиотеки и помещения для нескольких слуг.
Классический амфитеатр и сцена на острове [ править ]

Классический амфитеатр, вдохновленный древнегреческой и римской архитектурой, был построен на берегу озера Лазенки, отделенного узким проливом от сцены на небольшом острове. Амфитеатр был построен в 1790–93 годах Яном Христианом Камсетцером . [23] Его чердак украшали 16 статуй, изображающих известных поэтов , драматургов и мыслителей античности и XVI-XVII веков. В 1922 году 16 статуй были заменены 8 статуями.
Сцена Римского , расположенная на острове, была создана по образцу древнего Геркуланума и украшена декорациями, имитирующими руины форума . [24] На острове до сих пор ставят спектакли. Амфитеатр и его сцена создают идеальные условия для летнего вечера, несмотря на периодический шум лебедей , уток и особенно устрашающего уханья павлинов . [25]
Белый дом [ править ]

Белый Домек ( Biały Domek ) — садовая вилла, построенная в 1774-76 годах Доменико Мерлини . [12] Здесь жила любовница короля Понятовского и какое-то время Людовик XVIII . [26] живший здесь в 1801-05 во время изгнания из Франции. [27] Построенный в форме квадрата, он имеет одинаковые фасады, украшенные рустом , мансардой и небольшим павильоном наверху. Интерьеры оформляли выдающиеся польские художники Ян Сцисло и Ян Богумил Плерш. [27]
Хотя Маленький Белый дом был разрушен немцами во время Второй мировой войны , большая часть его внутренней обстановки сохранилась. [27] Наиболее интересны гротескные картины в столовой, китайские обои XVIII века в гостиной, королевская кровать в спальне и кабинет в виде беседки с «тромплей» . картинами Плерша в стиле [27]
Дворец Мыслевицких [ править ]

Дворец, названный в честь ныне несуществующей деревни Мыслевице, стоял в конце дороги, ведущей в город. Первоначально (в 1775 году) он задумывался как одноэтажная вилла, расположенная на площади. Мональди, расположенные по бокам главного входа в здание, освещенные фонарями, которые держат скульптурные дети, Статуи Зефира и Флоры работы были помещены в две меньшие ниши в 1777 году. [12]
Прежде чем здание удалось завершить (как первоначально планировалось), с обеих сторон были пристроены четвертькруглые флигели, заканчивающиеся одноэтажными павильонами, покрытыми модными тогда крышами в китайском стиле . Спустя несколько лет к одноэтажным павильонам пристроили этаж. Здание, спроектированное Мерилини, приобрело вид особняка в стиле классицизма. Традиция гласит, что король подарил его своему племяннику князю Юзефу Понятовскому . [28]
Особняк пережил Вторую мировую войну , и многие его интерьеры сохранили свой первоначальный декор. Примечателен на первом этаже бывшая столовая (ныне салон) со сценами Рима и Венеции Плерша. Рядом с ним (с западной стороны) находится бывшая ванная комната с мраморными стенами и плафоном работы Плерша, изображающим Зефира и Флору. Другая комната западного люкса украшена семью причудливыми видами древних руин на фоне романтического пейзажа.
Их нарисовал Антони Херличек. Стены следующей спальни украшены расписными медальонами, изображающими охотящихся на охоте купидонов. На втором этаже сохранился лишь декор небольшого кабинета. Его стены украшены серовато-зелеными панно, в которые вплетены медальоны, олицетворяющие ученость и искусство.
Старая оранжерея [ править ]

Старая оранжерея была построена в 1786–88 гг. [12] в форме прямоугольной подковы , с южным фасадом основной конструкции, разделенным пилястрами и большими аркадными окнами. Прилегающие к западу крылья служили помещениями для садовников и персонала. В значительно более просторном восточном крыле был устроен театр с входом на двухъярусном фасаде. Благодаря богато украшенному интерьеру, который, к счастью, сохранился до наших дней, это один из немногих сохранившихся в мире образцов подлинного придворного театра 18-го века. [29]
Простая, квадратной формы аудитория вмещала около 200 человек и включала первый этаж, где скамейки были расставлены в виде амфитеатра, а также три ложи на каждой стене с видом на первый этаж. Стены между ложами были разделены парами пилястр, между которыми были помещены пилястровые статуи, изображающие женщин со свечами в руках. Статуи были работой Анджея Ле Брюна, которому помогали Якуб Мональди и Йоахим Стагги. Над настоящими ложами были нарисованы иллюзорные, изображающие еще один ярус лож, заполненный изысканной, элегантно одетой публикой. Картина была работой Плерша, который также нарисовал над сценой нечто похожее на барельефы гербов с гербом Речи Посполитой в центре.
Также Плершем был написан плафон, изображающий Аполлона в квадриге. Картина заключена в круглую раму, по периметру которой простираются медальоны с барельефным эффектом, изображающие выдающихся драматургов Софокла , Шекспира , Мольера и Расина. Интерьер театра был полностью построен из дерева, чтобы обеспечить отличную акустику. Глубокая сцена имеет наклонный пол и демонстрирует фрагменты оборудования бывшего машинного отделения. По обе стороны сцены располагались трехъярусные гримерные актеров. В западном крыле Старой оранжереи, а также в коридорах, идущих вдоль ее главного ствола, устроена Галерея польской скульптуры. На выставке представлены произведения, датируемые с 16 века по 1939 год. Лишь очень немногие скульптуры, датированные 16 и 17 веками, а также первой половиной 18 века, экспонируются, и ими можно полюбоваться в зале 1. Следующий В зале представлены скульптуры второй половины XVIII века, в том числе работы Яна Ежи Плерша, отца художника, Францишека Пинка и Анджея Ле Брюна. К середине 19 века относятся работы такого художника, как Павел Малинский — первый профессор кафедры скульптуры Варшавского университета, Якуб Татаркевич , Владислав Олещинский — выдающийся представитель романтической школы, а также Марчелий Гуйский и Хенрик Саттлер, сын художника Корнели.
Новая оранжерея [ править ]
Здание было построено Адамом Адольфом Леве и Юзефом Орловским в 1860 году. [30] Здание в стиле неоклассицизма с элементами эклектики было спроектировано для укрытия коллекции апельсиновых деревьев.
Строительство было необходимо, потому что российский царь Александр II , купивший одну из крупнейших в Европе коллекций тропических растений в Неборове , не мог перевезти ее в Санкт-Петербург из-за тамошних климатических условий. [31] Гордостью коллекции были апельсиновые деревья-долгожители (их в коллекции было 124). [31] К сожалению, во время Первой мировой войны они остались без должного ухода и замерзли. [31] Здание представляет собой продолговатый зал со стеклянными стенами. [30] Сегодня здесь находится тропический сад. [30] и ресторан в северном крыле.
Храм Дианы [ править ]

В 1822 году Якуб Кубицкий построил в стиле классицизма храм богини Дианы . Также называемый « Храмом Сивиллы », он стоит рядом с северо-западной частью южного озера Лазенки. Деревянное здание массивно и украшено внутри фресками с цветочными и фруктовыми мотивами . [32]
Египетский храм [ править ]
Египетский Якубом храм также был построен в 1822 году Кубицким на юго-западном берегу южного озера Лазенки. Он был расположен рядом с крепостью, построенной Станиславом Любомирским, которая защищала Варшаву к югу от этого пункта. В 1771 году к нему был построен мост. Во время Варшавского восстания уцелела только северная часть храма; южная часть никогда не перестраивалась.
В настоящее время в храме расположен Музей скаутинга. [33]
Водонапорная башня [ править ]
Водонапорная башня — неоклассическое сооружение, построенное в 1777–78 и 1822 годах Яном Кристианом Камсетцером и Кристианом Петром Айгнером . [34] Он был создан по образцу Цецилии Метеллы на мавзолея Аппиевой дороге в Риме. [35] и в настоящее время служит музеем ювелирных изделий .
Эрмитаж [ править ]
Это небольшое квадратное здание, расположенное за пределами парка Лазенки, на противоположной стороне улицы Агрикола, покрыто мансардной крышей , скрывающей небольшие комнаты наверху. Когда-то Эрмитаж служил маршалу Станиславу Ираклюшу Любомирскому убежищем . Некоторое время здесь жила спутница короля Станислава Августа мадам Тереза Люллер. Уничтожен пожаром в начале своего правления. [33] Эрмитаж был перестроен в 1777 году. [12]
В течение многих лет после Великой Отечественной войны в здании располагался детский сад . В настоящее время, после реставрации внутреннего убранства, Эрмитаж служит местом проведения концертов, книжных акций, встреч с авторами и других общественных и культурных мероприятий.
Старая гауптвахта [ править ]
Старая караульная будка по проекту Камсетцера была построена в 1791–92 для охраны подступов ко дворцу. Он стоит рядом с северным прудом, у дороги. Фасад здания украшали четыре дорические колонны и чердак с частичной балюстрадой. Несмотря на скромные размеры, здание создает величественный образ. Сейчас он служит местом проведения временных выставок.
Новая стража [ править ]
Новая стража расположена недалеко от западной стороны Дворца на острове . Он возник в результате реконструкции небольшого здания, построенного в 1779–1780 годах для популярной в то время игры «Тру-Мадам», фрески украшали как внешние, так и внутренние стены. В 1782 году здание было преобразовано в театр под названием «Малый театр» с переносными деревянными кабинками, служившими раздевалками актерам. После того как в Старой оранжерее был создан полноценный театр, Малый театр потерял смысл существования. Его превратили в складское помещение, где хранились статуи, и поэтому в то время его называли складом мрамора.
В 1830 году Якуб Кубицкий перестроил строение в стиле классицизма . Между добавленными на восточной стороне сегментами он ввел колонны с частично рифлеными валами. Внешнее убранство включало картуши с доспехами и масками бога войны Марса. Сегодня в здании находится кафе, известное в XVIII веке под названием «Тру-Мадам». [36]
Конюшни и каретные сараи [ править ]
Это здание было построено в 1825–1826 годах на усадебном участке с восточной стороны Лазенковского сада на месте более ранних деревянных построек. Он был спроектирован в виде простой подковы с более высокой (одноэтажной) центральной частью, используемой в качестве помещения для персонала. Флигели первого этажа, непосредственно примыкавшие к основному (центральному) корпусу, служили конюшнями, а боковые — каретными сараями. Здание спроектировано Кульбицким и отражает архитектурный стиль классицизма, в нем расположены реставраторские мастерские.
Бараки для инвалидов [ править ]
Это строение было построено в 1825–1826 годах в части усадьбы, расположенной на южной стороне Лазенковского сада. Одноэтажное прямоугольное здание выделяется строгостью своей архитектуры. Его проектировщиком мог быть Вильгельм Хенрик Минтер, построивший в окрестностях уже не сохранившиеся казармы для гусар, улан и кирасиров. Сегодня здесь находится Музей охотников и наездников.
Дом Нарутовича [ править ]
Между конюшнями и казармами для инвалидов расположена вилла, фасад которой украшен круглыми панелями, а задняя часть отмечена трехсторонним выступом. Здание было построено в 1830-х годах, возможно, как жилье для старших армейских офицеров. После того, как Польша восстановила независимость после Первой мировой войны , здание в течение двух лет служило резиденцией Габриэля Нарутовича, прежде чем он стал первым президентом возрожденной Польской Республики. [37] Сегодня здание служит детским садом.
Нарутовича Это здание не следует путать с виллой , расположенной недалеко от парка Лазенки на улице Дворковой, 23, где Нарутович оставался президентом с 11 по 16 декабря 1922 года, когда он был убит.
Мост с памятником королю Собескому Яну III
Мост с памятником королю Яну III Собескому закрывает вид из северных окон Лазенковского дворца. Мост, первоначально однопролетный, облицованный каменными панелями, построен в 1777–80. В 1877 году, когда канал был расширен, с восточной стороны были добавлены два новых пролета. Центральную часть моста спроектировал Доминик Мерлини . [38]
короля Яна Собеского Памятник королю Собескому был спроектирован Андре Ле Брюном по образцу конной статуи в Вилянове . Выполнение статуи облегчило отведенный для этой цели грубо отесанный каменный блок, пролежавший в Шидловецком каменоломне со времен Собеского. На памятнике изображен всадник в рыцарских доспехах верхом на встающем на дыбы коне, чьи копыта топчут двух -османов турок . Памятник символизирует победу Собеского над турками в Венской битве (1683 г.). [39]
Здания возле парка [ править ]
Бельведер [ править ]


Бельведер, также называемый Бельведер, возник в 1659 году в результате реконструкции более старого сооружения, построенного примерно в 1600 году. Именно Кшиштоф Зигмунт Пац , великий канцлер Литвы , построил для своей жены роскошную виллу на краю высокого откоса. , [12] Клара Изабелла де Ласкарис, бывшая служанкой при дворе королевы Марии Луизы Гонзага . [40] Благодаря видам из окон вилла получила название Бельведер (от латинского bellus vedere , буквально «красивый вид»). В 1730-х годах старое здание было заменено новым кирпичным зданием прямоугольной формы по проекту архитектора Юзефа Фонтана .
Приобретя Бельведер для присоединения к своим поместьям в 1767 году, Станислав Август изначально планировал его реконструировать. Однако этого так и не произошло. Вместо этого он использовал его под помещения чиновников и прислуги и основал завод по производству фарфора. [41] в северной пристройке.
Бельведер впервые подвергся капитальной реконструкции в 1819–1822 годах, когда великий князь Константин , царский наместник оккупированной Россией Польши , решил сделать его своей резиденцией. [42] Барочное строение было перестроено в стиле классицизма. К основному корпусу здания были пристроены два одноэтажных перпендикулярных крыла. Фасад и садовая стена были украшены монументальными портиками с колоннами. В интерьере дворца до наших дней сохранились элементы первоначального декора, особенно в Синей комнате, известной как Зал Помпеи, и Гостиной. Сохранилось также множество предметов мебели и других небольших исторических предметов. До недавнего времени Бельведер был резиденцией президента Польши.
В саду, раскинувшемся прямо под откосом Бельведера, в 1822 году были возведены два павильона, скорее всего, спроектированные Якубом Кубицким: Храм Дианы (также известный как Храм Сивиллы) и Египетский Храм. Первый, расположенный в северной части сада, отражал классическую архитектуру Древней Греции. Он был построен полностью из дерева, а его интерьер украшали фрески с цветочными мотивами. Его вход охраняли лежачие чугунные львы. Другой павильон был построен в южной части сада на насыпи бывших траншей (1771 года), окружавших Варшаву и известных как Валы Любомирского. Крыша павильона, увенчанная мансардой, одновременно представляла собой террасу, через которую пролегала дорога. Первоначально террасу украшал высокий деревянный обелиск, покрытый красными иероглифами. Центральная часть здания выходит на водный канал снаружи через четыре лотосовых колонны. Ниже представлены бюсты львов, льющих воду в бассейн, проходящий вдоль храма.
Уяздовский замок [ править ]
Нынешнее здание было построено в 1975 году после пожара во время Варшавского восстания 1944 года , уничтожившего предыдущую каменную постройку. Замки существовали на этом месте примерно с 13 века. В 1624 году началось строительство каменного замка по заказу короля Сигизмунда III Вазы . Он был реконструирован последующими владельцами Любомирским и королем Станиславом Августом. В 1784 году король подарил собственность Польской армии .
В 18 веке замок был включен в Станиславскую ось — линию парков и дворцов, запланированную для южной окраины Варшавы, во многом похожую на Саксонскую ось в центре города. С 1981 года в замке размещается Центр современного искусства. [43]
Астрономическая обсерватория [ править ]

Вдоль проспекта Уяздов , на территории Ботанического сада, расположена Астрономическая обсерватория Варшавского университета. Он был построен в 1824 году в стиле позднего классицизма Кристианом Петром Айгнером и Хилари Шпиловски. [44]
С юга к нему примыкают королевские теплицы, построенные около 1790 года. До сих пор сохранились королевский салон с тройным входом, коттедж садовника, часть каретного сарая и собственно теплица, где выращивали инжир и ананасы. Салон, где король принимал гостей и дипломатов, изначально был украшен фресками Яна Ежи Плерша . Это здание — единственный сохранившийся в Варшаве образец архитектуры XVIII века. Теплицы были спроектированы Яном Кристианом Камсетцером.
Шопену [editПамятник

Недалеко от проспекта Уяздов в парке находится памятник Фредерику Шопену . Бронзовая статуя была спроектирована Вацлавом Шимановским в 1907 году для запланированной установки к столетнему юбилею со дня рождения Шопена в 1810 году, но ее выполнение было отложено из-за разногласий по поводу дизайна, а затем из-за Первой мировой войны . Статуя была наконец отлита и установлена в 1926 году. Во время Второй мировой войны это был первый памятник Варшаве, разрушенный немцами-оккупантами. [45]
По воскресеньям перед памятником проходят бесплатные фортепианные концерты. [46]
Музей охоты и верховой езды [ править ]
Музей охоты и верховой езды ( польск . Warszawa Muzeum Łowiectwa i Jeździectwa В парке расположен ). Музей открылся в 1983 году, первая постоянная экспозиция состоялась в 1985 году и сейчас является частью Королевского музея Лазенок . Он расположен в двух исторических зданиях. Коллекция включает в себя рога и чучела животных, а также повозки и седла . Музей прославляет традицию охоты и включает в себя произведения искусства и экспонаты, изображающие ее. С 2010 года в музее проводятся ежегодные соревнования, целью которых является побить рекорд Марии Зандбанг по прыжкам на лошадях .
См. также [ править ]
Галерея [ править ]
Исторические изображения
- Парк Лазенки, 1775 год, автор Бернардо Беллотто.
- Дворец Лазенки , 1836 год, автор Марцин Залесский.
- Мыслевицкий дворец, 1830-е годы, автор Марцин Залесский.
- Римский театр, ок. 1900 г.
Фогель (1800-е гг.)
- Дворец на воде
- Дворец на воде при лунном свете
- Римский театр
- Уяздовский костел
Особенности сада
- Садовая скульптура XVIII века
- Летний воскресный фортепианный концерт у памятника Шопену
- Павлины в римском театре — один из нескольких видов животных в парке.
Музей охоты и верховой езды
Примечания [ править ]
- ^ «Парк» . Музей Королевских Лазенок (на польском языке) . Проверено 9 февраля 2008 г.
- ^ «Календарь» . Музей Королевских Лазенок (на польском языке) . Проверено 9 февраля 2008 г.
- ^ «Королевские Лазенки» . Энциклопедия Варшавы (на польском языке) . Проверено 9 февраля 2008 г.
- ^ Большая энциклопедия PWN. Том 16 . Варшава: Научное издательство PWN. 2003. стр. 272. ISBN. 83-01-13826-2 .
- ^ «Королевские Лазенки Варшавы» . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ «ИСТОРИЯ КОРОЛЕВСКОГО ПАРКА ЛАЗЕНКИ» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Разбор полетов греческих посланников» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Денель, Яцек (13 февраля 2013 г.). «Младший бухгалтер. О книгах, чтении и письме» . ISBN 9788378810131 . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Замок Уяздовских в Варшаве» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Банные комнаты Варшавы – интересные факты, часы работы, описание, прайс-лист» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «История Королевских Лазенок» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Квятковский, Марек (1983). Станислав Август. Король-Архитектор . Вроцлав: Zakład Narodowy im. Семья Оссолинских. стр. 71. ISBN 83-04-00850-5 .
- ^ Рашевский, Збигнев (1963). Старомодность и ход времени. О польском театре . Варшава: ПИВ.
- ^ «КОРОЛЕВСКИЙ ТЕАТР И СТАРЫЙ АПЕЛЬСИНЦЕВЫЙ» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Квятковский, Марек (2000). Большая книга ванных комнат . Варшава: Прушинский и С-ка. стр. 34. ISBN 83-7255-684-9 .
- ^ Бердецка, Анна; Турнау, Ирен (1969). Повседневная жизнь Варшавы в эпоху Просвещения . Варшава: Национальный издательский институт. стр. 18.
- ^ «Прогулка по Королевскому парку Лазенки, часть V: Дворец на воде и его окрестности» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «В Мазовии создается музей Падеревского. Он будет создан в усадебном доме в парке Лазенки» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Выставка – историческая застройка парка Лазенки» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Европейская скульптура XVIII века в коллекции Станислава Августа» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «КОРОЛЕВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ СТАНИСЛАВСКОЙ АВГУСТСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Королевский парково-дворцовый комплекс Лазенки» . Электронный гид / Сокровища Варшавы онлайн . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ «История» . www.lazienki-krolewskie.pl . Проверено 9 февраля 2009 г.
- ^ Марк Солтер, Джонатан Баусфилд (2002). Польша . Грубые гиды. ISBN 1-85828-849-5 .
- ^ «Лазенковский дворец» . warsaw-life.com . Проверено 16 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Белый дом» . lazienki-krolewskie.pl (на польском языке) . Проверено 16 февраля 2008 г.
- ^ «Князь Юзеф Понятовский – герой-кутила» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Варшава: Королевские Лазенки. Узнайте о королевских сплетнях и необычной мебели» . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Новая оранжерея» . eGuide / Жемчужины Варшавы онлайн (на польском языке). 9 марта 2005 года . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Новая Помаранчарня - Пальмиарния» . www.pascal.pl (на польском языке). 9 марта 2005 г. Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ «ХРАМ СИВИЛЛЫ» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Музей Лазенки-Крулевские (Lazienki Królewskie Museum) | ВаршаваТур - Официальный туристический портал Варшавы" . www.warsawtour.pl . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г.
- ^ «МУЗЕЙ ЛАЗЕНКИ КРОЛЕВСКИЕ» . www.культура.пл . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ «Водораздел» . eGuide / Жемчужины Варшавы онлайн (на польском языке) . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ «НЬЮ-КОРДЕГАРДА – ТРУ-МАДАМ, МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР НАЗВАННЫЙ КОМИК» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Дом Нарутовича» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «МОЙ ХОРОШИЙ МЕРЛИНИ» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «ПОМНИК ЯНА III» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Клара Изабелла де Майи-Ласкарис, конкурентка Марии Казимеры» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Бельведер» . Электронный гид / Сокровища Варшавы онлайн . Проверено 23 марта 2009 г.
- ^ Квятковский, Марек (2000). Большая книга ванных комнат . Варшава: Прушинский и С-ка. стр. 143. ISBN 83-7255-684-9 .
- ^ "О нас" . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «200 лет астрономии в Варшавском университете» . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Универсальная энциклопедия PWN (1976), т. 4, стр. 372.
- ^ «КОНЦЕРТЫ ШОПЕНА» . Проверено 27 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Владислав Татаркевич , Łazienki warszawskie (Варшавские Лазенки), [с фотографиями] Эдмунда Купецкого, Варшава, Wydawnictwo Arkady, 1968. (Текст на польском языке, с аннотациями на английском, французском и русском языках.)
- Владислав Татаркевич , Королевские бани и их диковинки , [с фотографиями] Кшиштофа Яблоньского, Варшава, Wydawnictwo Arkady, 1986, ISBN 83-213-3162-9 . (Текст на польском языке с аннотациями на английском, французском, немецком и русском языках.)
Внешние ссылки [ править ]

- План парка Лазенки
- (на польском языке) ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР Ванные комнаты зимой (архивировано 18 октября 2007 г.)
52 ° 12'46 "N 21 ° 01'58" E / 52,21278 ° N 21,03278 ° E