Совершенство
Совершенство — это состояние полноты, безупречности или высшего совершенства.
Этот термин используется для обозначения ряда разнообразных, хотя часто родственных концепций . Исторически они рассматривались в ряде отдельных дисциплин , в частности в математике , физике , химии , этике , эстетике , онтологии и теологии . [1]
Термин и понятие

Форма слова долго колебалась в разных языках. В английском языке были альтернативы «совершенство» и библейское «совершенство». [2] Слово «совершенство» происходит от латинского « perfectio », а «perfect» — от « perfectus ». Эти выражения, в свою очередь, происходят от « perficio » — «завершить», «довести до конца». Таким образом, « Perfectio (n)» буквально означает «завершение», а «perfect (us) » — «законченный», примерно как на грамматическом языке (« совершенный »). [2]
Многие современные языки заимствовали свои термины для понятия «совершенство» из латыни: французские « парфе » и « совершенство »; итальянские perfezione « perfetto » и « » ; испанские perfección « perfecto » и « » ; английские «perfect» и «совершенство»; русские » ( « совершенный » (совершенный) и « совершенство совершенство); хорватское савршенство и сербское « савршен » и « » ; чешская « » доконалость ; словацкие доконалы « » и « доконалость »; польские досконалосьц « досконалы » и « » . [2]
Генеалогия понятия «совершенство» простирается за пределы латыни, в греческий язык . Греческим эквивалентом латинского « perfectus » было « телеос ». Последнее греческое выражение обычно имело конкретные референты, такие как идеальный врач или флейтист, идеальная комедия или совершенная социальная система. Следовательно, греческое « teleiotes » еще не было столь насыщено абстрактными и превосходными ассоциациями, как латинское « perfectio » или современное «совершенство». Чтобы избежать последних ассоциаций, греческий термин обычно переводят как « полнота », а не как «совершенство». [3]
Древнейшее определение «совершенства», достаточно точное и различающее оттенки понятия, восходит к Аристотелю . В «Книге Дельта Метафизики » он различает три значения термина, или, вернее, три оттенка одного значения, но во всяком случае три разных понятия. Это идеально:
- 1. полный — содержащий все необходимые части;
- 2. который настолько хорош, что ничего подобного не может быть лучше;
- 3. который достиг своей цели. [4]
Первая из этих концепций довольно хорошо вписывается во вторую. Однако между этими двумя и третьими возникает двойственность понятий. Эту двойственность выразил Фома Аквинский в «Summa Theologica» , когда он выделил двойное совершенство: когда вещь совершенна сама по себе — как он выразился, в своей субстанции ; и когда оно прекрасно служит своей цели . [4]
Варианты понятия совершенства были бы вполне едины на протяжении двух тысяч лет, если бы их не путали с другими, родственными понятиями. Главным из них была концепция того, что является лучшим: по латыни « excellentia » («совершенство»). В древности « excellentia » и « perfectio » составляли пару; так, например, сановников называли « perfectissime », так же, как их теперь называют «превосходительство». Тем не менее, эти два выражения высокого уважения фундаментально различаются: « excellentia » — это отличие среди многих и подразумевает сравнение; тогда как « perfectio » не предполагает сравнения, и если что-то считается совершенным, то оно считается таковым само по себе, без сравнения с другими вещами. Готфрид Вильгельм Лейбниц , который много думал о совершенстве и считал мир лучшим из возможных миров , не утверждал, что он совершенен. [5]
Парадоксы

Параллельное существование двух концепций совершенства, одной строгой («совершенство» как таковое) и другой свободной («совершенство»), породило, возможно, со времен античности , но определенно со времен Возрождения , особый парадокс: величайший парадокс заключается в том, что величайший совершенство есть несовершенство. Это было сформулировано Люцио Ванини (1585–1619), предшественником которого был писатель XVI века Жозеф Юсте Скалигер , а они, в свою очередь, ссылались на античного философа Эмпедокла . Их аргумент, изложенный первыми двумя, заключался в том, что если бы мир был совершенен, он не мог бы улучшиться и поэтому не имел бы «истинного совершенства», которое зависит от прогресса. Для Аристотеля «совершенное» означало «полное» («нечего добавлять или убавлять»). Для Эмпедокла, по Ванини, совершенство зависит от незавершенности (« perfectio propter несовершенства »), поскольку последняя обладает потенциалом к развитию и дополнению новыми характеристиками (« perfectio complexii »). Эта точка зрения связана с барокко эстетикой Ванини и Марина Мерсенна. : совершенство художественного произведения состоит в том, чтобы заставить его воспринимать активность — дополнять художественное произведение усилием ума и воображения. [6]
Парадокс совершенства ( несовершенство совершенно) применим не только к человеческим делам, но и к технологии . Таким образом, неоднородность полупроводниковых кристаллов (несовершенство в виде примесей ) необходима для производства полупроводников. Решение кажущегося парадокса заключается в различении двух концепций «совершенства»: регулярности и полезности . Несовершенство в технике совершенно, в том смысле, что нерегулярность полезна. [7]
Совершенные числа
Совершенные числа стали различать еще с тех пор, как древние греки называли их « телеиой ». Однако среди греков не было единого мнения относительно того, какие числа были «идеальными» и почему. придерживался точки зрения, Платон согласно которой 10 — совершенное число. [8] Математики , в том числе математик-философ Пифагорейцы , предлагали в качестве совершенного числа число 6. [8]
Число 10 считалось идеальным, потому что на обеих руках по 10 пальцев. Число 6 считалось идеальным для деления особым образом: шестая часть этого числа составляет единицу; третий — два; половина — три; две трети ( греч . димуарон ) — четыре; пять шестых ( пентамуарон ) — пять; шесть — идеальное целое. Древние также считали 6 идеальным числом, поскольку человеческая ступня составляла одну шестую роста человека, следовательно, число 6 определяло высоту человеческого тела. [8]

Таким образом, обоим числам, 6 и 10, приписывалось совершенство как на чисто математических основаниях, так и на основании их соответствия природе. [8] Вера в «совершенство» некоторых чисел пережила древность , но это качество стали приписывать и другим числам. Совершенство числа 3 фактически стало пословицей : « omne trinum perfectum » ( лат .: все тройки совершенны ). Другое число, 7, нашло приверженца в лице папы Григория I (Григория Великого), жившего в VI веке, который отдавал ему предпочтение на тех же основаниях, что и греческие математики, которые считали 6 совершенным числом, и, кроме того, по какой-то причине он ассоциировал число 7 с понятием « вечность ». [8]
Однако в средние века отстаивалось совершенство числа 6: Августин и Алкуин писали, что Бог сотворил мир за 6 дней, потому что это было идеальное число. [8]
Греческие математики считали совершенным то число, которое равно сумме своих делителей , меньших его самого. Таким числом является ни 3, ни 7, ни 10, а 6, ибо 1+2+3=6. [8]
Но есть и другие числа, демонстрирующие это свойство, например 28, которое = 1 + 2 + 4 + 7 + 14. Такие числа стало принято называть «совершенными». Евклид дал формулу (четных) «совершенных» чисел:
- Н п = 2 р -1 (2 п − 1)
где р и 2 п − 1 — простые числа . [8]
Евклид перечислил первые четыре совершенных числа: 6; 28; 496; и 8128. В рукописи 1456 года дано пятое совершенное число: 33 550 336. Постепенно математики нашли и другие совершенные числа (которые встречаются очень редко). В 1652 году польский эрудит Ян Брожек заметил, что не существует идеального числа между 10 и 10. 4 и 10 7 . [9]
Несмотря на более чем 2000 лет исследований, до сих пор неизвестно, существует ли бесконечно много совершенных чисел; или есть ли какие-нибудь странные. [9]
Сегодня термин «совершенное число» носит лишь исторический характер и используется ради традиции. Эти своеобразные числа получили такое название из-за их аналогии с строением человека, который считался самым совершенным творением природы , и, прежде всего, из-за их особой регулярности. Таким образом, они были названы так на том же основании, что и совершенные объекты в природе, и совершенно пропорциональные здания и статуи, созданные человеком; числа стали называть «идеальными», чтобы подчеркнуть их особую регулярность. [9]
Греческие это математики называли эти числа «совершенными» в том же смысле, в котором философы и художники слово использовали . Ямблих (« В арифметике Никомахи» , Лейпциг, 1894) утверждает, что пифагорейцы называли число 6 «браком», «здоровьем» и «красотой» из-за гармонии и согласия этого числа. [9]
Совершенные числа с самого начала стали рассматриваться как мера других чисел: те, у которых сумма делителей больше, чем само число, как в 12, имели — начиная с Теона Смирнского , ок. 130 г. н.э. — назывались «избыточными» ( лат . redundantio ), «более чем совершенными» ( plus quam perfecti ) или « обильными числами », а те, сумма делителей которых меньше, как в 8, назывались « неполноценными числами ». числа » ( недостатки ). [9]
По состоянию на 7 декабря 2018 года выявлено 51 совершенное число. [10] [11]
Физика и химия

Разнообразные физические и химические понятия включают в свое название слово «совершенный». [9]
Физики называют совершенно твердым телом то, которое «не деформируется приложенными к нему силами», полностью осознавая, что это фиктивное тело, что такого тела в природе не существует . Концепция представляет собой идеальную конструкцию . [12]
тело Идеально пластичное — это тело, которое бесконечно деформируется при постоянной нагрузке, соответствующей пределу пластичности тела: это физическая модель , а не тело, наблюдаемое в природе. [12]
Совершенно черным телом будет такое тело, которое полностью поглощает падающее на него излучение, то есть тело с коэффициентом поглощения, равным единице. [12]
Кристалл ; совершенен, когда его физически эквивалентные стенки одинаково развиты он имеет совершенную структуру , когда отвечает требованиям пространственной симметрии и не имеет структурных дефектов, дислокаций, лакун и других недостатков. [12]
Идеальная жидкость — это та, которая несжимаема и невязка — это опять же идеальная жидкость , не существующая в природе. [12]
Идеальный газ — это газ, молекулы которого не взаимодействуют друг с другом и не имеют собственного объема. Такой газ фиктивен , как и идеально твёрдые, идеально жёсткие, идеально пластичные и идеально чёрные тела. Их называют «совершенными» в строгом (немафорическом) смысле этого слова. Все это понятия, необходимые в физике, поскольку они являются ограничивающими, идеальными, фиктивными, поскольку они устанавливают крайность, к которой природа может максимально приблизиться. [12]
В более широком смысле реальные вещи называются «совершенными», если они более или менее близко приближаются к совершенству, хотя, строго говоря, они не являются совершенными. [12]
Отношение этих совершенных тел к реальным телам можно проиллюстрировать на примере отношения совершенного газа к реальному. Уравнение состояния идеального газа — это первое приближение к квантовому уравнению состояния, вытекающему из статистической физики. Таким образом, уравнение состояния реального газа в классических пределах принимает вид уравнения состояния идеального газа. То есть уравнение состояния идеального газа описывает идеальный газ (состоящий из точек, то есть безразмерных молекул, не действующих друг на друга). [12]
Уравнение идеального газа возникло в результате работ Роберта Бойля , Эдме Мариотта и Жозефа Луи Гей-Люссака , которые при изучении свойств реальных газов нашли формулы , применимые не к ним, а к идеальному, совершенному газу . [12]
Этика

Этический , вопрос совершенства касается не того, совершенен ли человек а того, должен ли он быть таковым. А если так и должно быть, то как этого достичь? [13]
Платон редко использовал термин «совершенство», но концепция « добра », центральная в его философии, была равносильна «совершенству». Он считал, что приближение к идее совершенства делает человека совершенным. [13]
Вскоре стоики ввели в этику понятие совершенства прямо, описывая его как гармонию — с природой , разумом , самим человеком. Они считали, что такая гармония, такое совершенство достижимы для каждого. [13]
Платон и стоики сделали совершенство своим философским лозунгом. Вскоре оно превратилось в христианство в религиозное . [13]
Христианское учение о совершенстве присутствует в Евангелиях , а также в других частях Библии . В Евангелии от Матфея 5:48 говорится: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». [14] Ранние христианские писания, особенно Павла , изобилуют призывами к совершенству. Многие из них собраны в беседе Св. Августина « De perfectione iustitiae hominis» . Они начинаются уже с Ветхого Завета : «Ты будешь совершен пред Господом Богом твоим». ( Второзаконие 18:13.) В других местах синонимами слова «совершенство» являются «непорочный», «без упрека», «без порока», «непорочный», «святой», «праведный», «непорочный», «непорочный». [15]

Августин объясняет, что совершенным и без порока по праву называется не только тот человек, который уже совершенен, но и тот, кто безоговорочно стремится к совершенству. Это более широкое понятие приблизительного совершенства, напоминающее то, что используется в точных науках . Первое древнее и христианское совершенство было не очень далеко от современного самосовершенствования . Св. Амвросий действительно писал о степенях совершенства (« gradus piae perfectionis »). [15]
Наряду с идеей совершенства Священное Писание выражало сомнение в достижимости совершенства для человека. Согласно 1 Иоанна 1:8: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Подобным образом Иисус сказал в Евангелии от Матфея 19:17: «И сказал ему: что ты называешь Меня добрым? нет никого доброго, кроме одного, то есть Бога…»; хотя Иисус не отрицает, что он сам добр, он ставит под сомнение идею о том, что кто-то, кроме Бога, может быть даже добрым, не говоря уже о совершенстве. Так, святой Иероним писал: « Perfectio vera in coelestibus » — истинное совершенство можно найти только на небесах. [16]
Еще в V веке нашей эры в Церкви возникли два различных взгляда на совершенство: что оно достижимо человеком на земле своими собственными силами; и что это может произойти только по особой божественной благодати . Первая точка зрения, которую отстаивал Пелагий , была осуждена в 417 году н. э.; вторая точка зрения, отстаиваемая св. Августином, возобладала в самом начале V века и стала авторитетной. [17]
И все же Церковь не осудила сочинения Псевдо-Ареопагита , якобы первого епископа Афин , озвучивающие естественную возможность человека подняться к совершенству, к созерцанию Бога. Таким образом, на протяжении веков в Церкви соперничали две точки зрения. [17]
Как для древних философов сущностью совершенства была гармония , так для Евангелия и христианских богословов это было милосердие или любовь. Св. Павел писал ( Послание к Колоссянам , 3:14): «И паче всего сего облекитесь в любовь, которая есть союз совершенства». [17]
Св. Григорий писал, что совершенство осуществится лишь после завершения истории — только «тогда мир будет прекрасен и совершенен». Однако каждый должен идти к совершенству, к святости, по-своему . Беседы по моральному богословию и аскетизму были щедры на советы о том, как это сделать. [17]
Средневековая . концепция совершенства и самосовершенствования, особенно в ее зрелой форме, может быть естественной для современного человека Как это сформулировал Питер Ломбард , эта концепция подразумевает, что совершенство является результатом развития . И, как описал Джайлс Римский , совершенство имеет не только личные источники (« personia »), но и социальные (« secundum statusum »). Поскольку личность формируется внутри общества , второе совершенство подчиняет себе первое, в соответствии с «порядком вселенной» (« ordo universi »). Социальное совершенство обязательно только к лицу . для человека, тогда как личное совершенство ему [18]
Тезисы о совершенстве сохраняются в Церкви и по сей день. Первым условием совершенства является желание его. Также необходима благодать — но Бог дает благодать тем, кто желает совершенства и стремится к нему. Другое условие совершенства — постоянство стремления и усилий. Августин говорит: «Тот, кто останавливается, регрессирует». А усилие необходимо в делах не только великих, но и в малейших; от в Евангелии Луки сказано : «Верный в малом, верен и во многом; а неправедный в малом неверен и во многом». Помощью в приближении к совершенству является осознание совершенства Божия и своего несовершенства. [18]

В 14 веке вместе со скотистами произошел сдвиг интереса от морального к онтологическому совершенству; 15 век, особенно в эпоху итальянского Возрождения , переход к художественному совершенству. [19]
В первой половине XVI века Жан Кальвин полностью обусловил совершенство человека благодатью Божией . [19]
Вторая половина XVI века принесла Контрреформацию , Тридентский собор и возвращение католической концепции ; а также героические попытки достичь совершенства посредством созерцания и умерщвления . Это было время Игнатия Лойолы и основания Ордена иезуитов ; святой Терезы Авильской (1515–1582 гг.) и святого Иоанна Креста (1542–91 гг.), а также основание в 1593 году организации « Босоногие кармелиты» . Это был кульминационный момент в истории христианской идеи совершенства; в то же время это была конечная точка, поскольку вскоре начались попытки реформирования этой идеи. [19]
В первой половине 17 века были предприняты попытки католической реформы идеи совершенства. Это было время Корнелиса Янсена (1585–1638) и янсенизма — растущей веры в предопределение и в невозможность совершенства без благодати . [19]
Со второй половины 17 века учение о предопределении получило дальнейшее развитие — учение о « квиетизме ». Совершенство может быть достигнуто через пассивное ожидание благодати, а не через активное стремление. Эта теория, сформулированная в Испании Мигелем де Молиносом (ок. 1628–1697), распространилась во Франции , где ее поддержала мадам Гийон (1648–1717) и на какое-то время привлекла Франсуа Фенелона . [19]
XVIII век внес кардинальные изменения в идею морального совершенства. Вера в нее осталась, но ее характер изменился с религиозного на светский . Это светское совершенство XVIII века было фундаментальным догматом веры Просвещения . Его центральный принцип заключался в том, что природа совершенна ; совершенен был и человек, живший в гармонии с законом природы. [20]
Первобытный человек считался самым совершенным, поскольку он был ближе всего к природе. Совершенство лежало позади современного человека, а не перед ним, ибо цивилизация отдалила человека от совершенства, а не приблизила его к нему. [20]
Вторая интерпретация, однако, придерживалась противоположной точки зрения: цивилизация усовершенствовала человека, приблизив его к разуму и, тем самым, к природе ; ибо разум направлял бы жизнь с должным учетом законов природы . [20]
Первый, ретроспективный взгляд на совершенство имел предшественников в древности : Гесиод и Овидий описали « золотой век », существовавший в начале времен и за которым последовали серебряный, медный и железный века, каждый из которых уступал предыдущему. Возобновление этой точки зрения сейчас, спустя два тысячелетия, было стимулировано контактами европейцев с «примитивными» народами Америки . Жан-Жак Руссо был лишь одним из многих, кто писал в том же духе. [20]
Эти две школы мысли середины XVIII века — одна видела совершенство в природе и в прошлом, а другая — в цивилизации и в будущем — представляли собой реакцию не против идеи совершенства, а против ее трансцендентальной интерпретации: как ранее мерой совершенства была идея Бога , поэтому теперь это была идея природы или цивилизации . Именно последняя идея в конечном итоге взяла верх и перешла в XIX век как наследие Просвещения . [20]
Идея совершенства как трансцендентного отпала; имело значение только мирское совершенство. Идея о том, что совершенство — это вопрос благодати, также отошла на второй план; человек сам должен стремиться к этому, и если один человек не смог этого сделать, то, возможно, человечество смогло бы. Как Бог мерилом совершенства был в Средние века , так и теперь стал человек: мера стала меньше, доступнее. По мнению представителей XIX века, такое мирское человеческое совершенство в конечном итоге могло быть достижимо каждым. И если не совершенство, то улучшение . Это было бы великой концепцией современности . [20]
В самой середине XVIII века произошло исключительное мгновенное отступление от идеи совершенства. Это было во Французской энциклопедии . В статье «Совершенство» (т. XII, 1765 г.) речь шла только о техническом совершенстве, в смысле соответствия человеческих продуктов поставленным перед ними задачам; не было упомянуто об онтологическом , моральном или эстетическом совершенстве. [21]
С другой стороны, XVIII век стал свидетелем великих деклараций, отстаивающих будущее совершенствование человека, таких как Иммануила Канта ( идея всеобщей истории 1784 г.) и Иоганна Готфрида фон Гердера ( идеи 1784/91 г.). [21]
Ожидалось, что совершенство будет достигнуто различными способами. Частично это будет происходить посредством естественного развития и прогресса (точка зрения, которую разделял Дэвид Юм ), но в большей степени посредством образования (предшественниками этой точки зрения были Джон Локк , Дэвид Хартли и лидеры польского Просвещения ) и посредством открытые государства действия ( Клод Адриен Гельвеций , позже Джереми Бентам ); опора была сделана на сотрудничество между людьми ( Шарль Фурье , 1808), позднее в евгенике ( Фрэнсис Гальтон , 1869). Хотя основы веры в будущее совершенствование человека менялись, сама вера сохранялась. Оно связывало людей Просвещения с идеалистами и романтиками — с Иоганном Готлибом Фихте , Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем , польскими мессианистами XIX века , — а также с позитивистами и эволюционистами ; Герберт Спенсер написал новую великую декларацию, отстаивающую будущее совершенствование человека. [21]
Однако идея человеческого совершенствования стала более всеобъемлющей. Человек достиг бы большего совершенства в том смысле, что стал бы жить более разумно, здорово, счастливо и комфортно. Но для этой новой концепции не было адекватного термина, поскольку термин «совершенство» имел моральную окраску, тогда как новая цель была более интеллектуальной, физической и социальной. [21]
В 1852 году Джон Генри Ньюман , будущий британский кардинал , писал, что было бы хорошо, если бы в английском языке , как и в греческом , был термин, обозначающий интеллектуальное совершенство, аналогично термину « здоровье », который относится к физическому состоянию человека, и к « добродетели », что говорит о его моральной природе. В XIX веке немцы стали называть истолкованное таким образом совершенство «культурой» ( Kultur ), а французы — «цивилизацией» ( civilization ). [21]
Одним из элементов совершенства в его новой конструкции является здоровье , понимаемое Всемирной организацией здравоохранения как «состояние полного физического и душевного благополучия». [22]
Тем не менее, растущие достижения современной биологии не вытеснили извечный интерес к моральному совершенствованию – с той важной разницей, что целью сейчас является не столько совершенство, сколько улучшение . Классическим представителем этой точки зрения в начале XIX века был Фихте . [22]
В 20-м и 21-м веках достижения науки и техники , похоже, в некоторой степени сопровождались растущим плюралистическим отношением. Польский . философ Владислав Татаркевич (1886–1980) писал: «Требовать от человека, чтобы он стремился к совершенству, кажется столь же неуместным, как и обвинять его в том, что он не стремится к нему» Такое стремление, добавляет он, «часто бывает эгоцентричным и дает худшие моральные и социальные результаты, чем направленное вовне поведение, основанное не на самосовершенствовании, а на доброй воле и доброте по отношению к другим». [22]
Эстетика
Древние греки считали совершенство необходимым условием красоты и высокого искусства . Пифагорейцы считали , что совершенство можно найти в правильных пропорциях и гармоничном расположении частей. Идея о том, что красота и искусство характеризуются совершенством, впоследствии была поддержана Платоном , который считал, что искусство должно быть «уместным, подходящим, без отклонений» — короче говоря, «совершенным». [23]
Убеждённые, что совершенство — это единственное качество, пифагорейцы, Платон и их последователи считали, что красота также есть одно качество; следовательно, для каждого вида искусства существовала только одна совершенная и правильная форма . Плутарх заявил ( «De Musica» ), что в раннюю греческую эпоху музыкальные гармонии , признанные совершенными, имели юридическую силу при публичных выступлениях. [23]
Точно так же в храмовой архитектуре V века до н. э. существовали устоявшиеся порядки . Были установлены пропорции для дорических храмов и для ионических храмов. Точно так же и в скульптуре на протяжении веков считалось догмой, что определенные пропорции человеческого тела совершенны и обязательны. [24]
Также было распространено мнение, что определенные формы и пропорции сами по себе идеальны. идеальная пропорция — это соотношение стороны Платон считал , и диагонали квадрата что . Его авторитет был настолько велик, что архитекторы и другие художники продолжали использовать эту пропорцию, даже не зная ее источника, даже в средние века . [25]
Другая ранняя идея, которую поддержали многие выдающиеся писатели и художники разных периодов, нашла совершенство в кругу и сфере . Аристотель писал в « Физике» , что круг — это «совершенная, первая, самая красивая форма». Цицерон писал в De Natura Deorum («О природе богов»): « две формы Наиболее характерны : твердого тела … — сфера и плоской фигуры — круг … Нет ничего более соразмерного, чем эти формы. " [25]
В комментарии к книге Аристотеля «De coelo et mundo» ( «О небе и земле ») средневековый поляк писал Ян из Слупчи : «Самое совершенное тело должно иметь самую совершенную форму, и такое [тело] есть небо , тогда как Самая совершенная форма — круглая, ибо к ней ничего нельзя добавить». В знаменитой иллюстрированной книге « Самые богатые часы герцога Беррийского » рай изображен заключенным в идеальной сфере . [25]
Архитектор Возрождения эпохи Себастьяно Серлио (1475–1554) утверждал: «круглая форма — самая совершенная из всех». [25]
Самый превосходный из архитекторов XVI века Андреа Палладио считал, что «самой совершенной и самой превосходной» формой была «круглая форма, поскольку из всех форм она является самой простой, самой однородной, самой прочной, самой вместительной» и «наиболее подходит для передачи единства, бесконечности, единообразия и праведности Бога». Это была та же мысль, что и у Яна Слупчи и Серлио, и она отличалась необычайной живучестью. [26]
Средние века – как романские , так и готические – были полностью поглощены идеей совершенства. Но настоящий взрыв императива совершенства произошел с эпохой Возрождения . [26]
Эстетика Возрождения уделяла меньше внимания, чем классическая эстетика, единству совершенных вещей. Бальдассаре Кастильоне в своем «Придворном » писал о Леонардо , Андреа Мантенья , Рафаэле , Микеланджело и Джорджоне , что «каждый из них непохож на других, но каждый является самым совершенным [ perfectissimus ] в своем стиле». [26]

Великий архитектор и эрудит Леоне Баттиста Альберти писал ( «De Architectura »), что «строительное искусство... в Италии [достигло] совершенной зрелости», что римляне «создали такое совершенное строительное искусство, что в нем не было ничего таинственный, скрытый или неясный». Это была еще одна формулировка понятия совершенства. [26]
Даниэле Барбаро в своем переводе Витрувия 1567 года классически определил совершенство как «то, в чем нет недостатка и к чему ничего нельзя добавить». [26]
Эпоха Возрождения продемонстрировала заметную озабоченность превосходством в совершенстве. Леонардо пришел к выводу, что самым совершенным из искусств является живопись . В 1546 году Бенедетто Варки сравнил великих мастеров искусств. Другие сравнивали искусство и науку , искусство и природу , а также совершенство искусства древних с искусством современных мастеров. В XVI веке сравнивали их музыку, в XVII — изобразительное искусство и особенно поэзию . Эти сравнения довольно широко истолковывали совершенство; отнеслись к этой концепции более строго Архитекторы . [27]
Эпоха Возрождения отличала разнообразие свойств до совершенства. По-разному считалось:
- объективное , противопоставлявший совершенство другим эстетическим качествам , свойство ( Петрарка например изяществу);
- свойственен скорее искусству , чем природе ( Вазари );
- свойство редкое ( Альберти считал, что даже греческая архитектура не достигла совершенства);
- свойство всего произведения , а не его частей ( Альберти );
- соединение многих ценностей ( Лодовико Дольче считал Рафаэля идеальным, потому что Рафаэль обладал разносторонним талантом, в отличие от одностороннего Микеланджело );
- нечто, требующее не просто таланта, а искусства, т. е. умения ( Вазари );
- не единственная ценность произведения искусства ( Вазари отличал совершенство от изящества; платоники эпохи Возрождения, такие как Фичино, рассматривали совершенство как божественный атрибут). [28]
С точки зрения эклектики позднего Возрождения, совершенство произведения требует объединения талантов многих художников. Паоло Пино считал, что совершенным будет только тот художник, который объединит таланты Тициана и Микеланджело . [29]
Понятие совершенства было труднее применить к литературе эпохи Возрождения , но оно стало настолько распространенным (часто связанным с « eccelente »), что стало банальным. Его частое применение привело к его релятивизации и даже субъективизации . [29]
Начиная с Серлио и Палладио , совершенство в искусстве стало менее важным, менее определенным, менее объективным. Стремление к совершенству уже не имело для литераторов такого значения , как для великих архитекторов . Но в 17 веке по-прежнему почитали совершенство, о чем свидетельствует появление этого слова в названиях книг: perfecta poesi польского De поэта Мацея Казимира Сарбьевского (1595–1640); Le peintre parfait (1767 г.) Андре Фелибьена ; и Idée de la Perfection de la peinture (1662 г.) Фреара де Шамбре . [29]
Сарбьевский предложил несколько тезисов: поэзия не только имитирует вещи Perfectissime («совершенно совершенно»), но имитирует их такими, какими они должны Perfectissime быть в природе; Совершенное искусство признается по его согласию с природой, а также по его универсальности; искусство тем совершеннее, чем благороднее ( nobilior ) его способ изображения вещей; оно тем совершеннее, чем больше в нем истин; оно выше, Совершенство имеет различные степени — в поэзии чем в прозе . [29]
В классицизме , особенно во французском классицизме 17 века, из идеала, достижимого немногими, совершенство стало обязанностью каждого автора. А поскольку критерий совершенства был понижен, «совершенство» теперь означало только правильность . В ходе последовавшей за этим девальвации искусства было недостаточно , оно должно быть Perfectissima . [30]
Совершенство, прежде высшая характеристика произведения искусства, теперь стало лишь одной из многих положительных характеристик. Чезаре Рипа в своей «Иконологии» (опубликованной в 1593 году, но типичной для 17 века) представил perfezione как концепцию равного статуса с изяществом ( grazia ), красивостью ( venustà ) и красотой ( bellezza ). [31]
Христиан Ученик Лейбница Вольф в своей «Психологии» писал, что красота заключается в совершенстве, и именно поэтому красота была источником удовольствия. Никакая такая общая эстетическая теория, прямо называющая совершенство, никогда не была сформулирована никем из ее приверженцев от Платона до Палладио . [31]

Теория Вольфа о красоте как совершенстве была разработана главным эстетиком школы Александром Готлибом Баумгартеном . Эта традиция оставалась активной в Германии вплоть до Готхольда Эфраима Лессинга , который считал красоту и величие идеями совершенства; когда восторжествовало единство, появилась красота; когда множественность — возвышенность. [31]
Во второй половине XVIII века Иммануил Кант много писал в своей «Критике суждения» о совершенстве — внутреннем и внешнем, объективном и субъективном, качественном и количественном, воспринимаемом ясно и смутно, о совершенстве природы и искусства. Тем не менее, в эстетике Кант обнаружил, что «суждение вкуса [т. е. эстетическое суждение] совершенно независимо от понятия совершенства» — то есть красота была чем-то отличным от совершенства. [31]
Ранее в 18 веке Дени ведущий эстетик Франции Дидро задался вопросом, является ли совершенство более понятной идеей, чем красота. Жан-Жак Руссо рассматривал совершенство как нереальную концепцию и писал Жану ле Рону д'Аламберу : «Давайте не будем искать химеру совершенства, а то, что является лучшим из возможных». [32]
В Англии в 1757 году выдающийся эстетик Эдмунд Берк отрицал, что совершенство является причиной красоты. Напротив, он утверждал, что красота почти всегда включает в себя элемент несовершенства ; например, женщины, чтобы усилить свою привлекательность, подчеркивали свою слабость и хрупкость, то есть свое несовершенство. [32]
XVIII век был последним, для которого совершенство было основным понятием в эстетике. В XIX веке совершенство сохранилось лишь рудиментарно как общее выражение одобрения. Альфред де Мюссе считал, что «Совершенство для нас не более достижимо, чем бесконечность. Не следует искать его где-либо: ни в любви, ни в красоте, ни в счастье, ни в добродетели; но следует любить его, чтобы быть добродетельным, прекрасен и счастлив, насколько это возможно для человека». [32]
В XX веке Поль Валери писал: «Стремиться к совершенству, посвящать бесконечное время работе, ставить перед собой, как Гете , недостижимую цель — все это намерения, которые невозможны в образце современной жизни». [32]
Отказ от вопроса о том, могут ли художники достичь совершенства, все же оставил вопрос: хотят ли художники достичь этого? Это их настоящая цель? Некоторые художники, школы и эпохи стремились к совершенству. Другие вынашивали другие цели: плюрализм, новизна, сильные ощущения, верность истине, самовыражение и выражение мира, творчество и оригинальность — все это можно грубо охарактеризовать как «выражение». [33]
Были эпохи совершенства и эпохи самовыражения. Искусство Древней Греции , эпохи Возрождения и неоклассицизма было искусством совершенства. В периоды маньеризма , барокко и романтизма преобладала экспрессия. [34]
Онтология и теология
Классический
Греческий философ Анаксимандр описывал мир как «бесконечный» ( апейрон ), Ксенофан — как «величайший» ( мегистос ). Но хотя они и приписывали миру великие качества, они не считали его совершенным. [35]

Только Парменид , по-видимому, считал существование « тетелесменоном » («завершенным»); а Мелисс , его преемник в элейской школе , говорил, что существование «было целиком» (« pan esti »). Таким образом, оба видели совершенство в существовании; истинное существование было одним, постоянным, неизменным. Более того, Парменид считал мир конечным , ограниченным во всех направлениях и похожим на сферу , что было признаком его совершенства. [35]
Взгляд Парменида был в некоторой степени поддержан Платоном . Он думал, что мир — дело рук доброго Демиурга , и именно поэтому в мире царит порядок и гармония. Мир был самым лучшим, самым красивым, совершенным. Он имел идеальную форму (сферическую) и идеальное движение (круговой). [35]
Но Платон ничего не сказал о совершенстве самого Демиурга-архитектора мира. И это понятно, ведь совершенство подразумевает конечность, пределы; тогда как мир, а не его создатель, имел пределы. Аналогичной точки зрения придерживался Аристотель : мир мог быть совершенным, но Бог – нет. [36]
Только -пантеисты стоики считали божество совершенным — именно потому, что они отождествляли его с миром. Цицерон писал в De natura deorum («О природе богов»), что мир «охватывает... внутри себя все существа... И что может быть бессмысленнее, чем отрицать совершенство всеобъемлющего существа... Помимо мира нет вещи, в которой не было бы чего-то недостающего и которая была бы гармонична, совершенна и закончена во всех отношениях...» [37]
учебный
В определенный момент греческая философия связалась с религией христиан : абстрактное понятие первопричины связалось с религиозным понятием Бога ; primum movens отождествлялись с Творцом , абсолют — с божественной Личностью. В Личности Творца открылись черты абсолютного существования: Он был неизменен, вневременен. И абсолютное существование приобрело атрибуты человека: оно было добрым, всемогущим, вездесущим. Христианское богословие объединило черты первопричины в Аристотеля «Метафизике» с чертами Творца в Книге Бытия . Но атрибуты Бога не включали в себя совершенство, поскольку совершенное существо должно быть конечным ; только о таком существе можно было бы сказать, что оно ни в чем не нуждалось. [37]
Была и другая причина отрицания перед Богом совершенства — в той отрасли христианского богословия, которая находилась под влиянием Плотина . С этой точки зрения абсолют, из которого произошел мир, не может быть постигнут в терминах человеческих понятий , даже самых общих и трансцендентных. Этот абсолют не только не был материей , он не был ни духом, ни идеей ; оно превосходило эти. Это превосходило любое описание или похвалу; это было непостижимо и невыразимо; это превосходило все, что мы можем себе представить, включая совершенство. [37]
Средневековая христианская философия считала, что концепция совершенства может описывать Творение, но не подходит для описания Бога. Святой Фома Аквинский , указывая на то, что он следовал Аристотелю , определял совершенную вещь как ту, которая «обладает тем, на что она по своей природе способна». Также ( Summa Theologica ): «Совершенно то, в чем нет недостатка в присущем ему совершенстве». Таким образом, в мире существовало совершенное и несовершенное, более совершенное и менее совершенное. Бог допустил несовершенства в Творении, когда они были необходимы для блага целого. И для человека было естественно постепенно идти от несовершенства к совершенству. [38]
Дунс Скот понимал совершенство еще проще и приземленнее: «Совершенство — это то, что лучше иметь, чем не иметь». Оно было не атрибутом Бога, а свойством творения: все сущее в большей или меньшей степени причастно к нему. Совершенство вещи зависело от того, на какое совершенство она имела право. В общем, совершенным было то, что достигло всей полноты возможных для него качеств. Следовательно, «целый» и «совершенный» означали более или менее одно и то же (« totum et perfectum sunt quasi idem »). [39]

Это была телеологическая концепция, поскольку она подразумевала цель (цель или цель). Бог создал вещи, которые служили определенным целям, создал даже эти цели, но Сам Он не служил никакой цели. Поскольку Бог не был конечен, Его нельзя было назвать совершенным: ибо понятие совершенства служило для описания конечных вещей. Совершенство было не богословским понятием, а онтологическим , поскольку оно было в той или иной степени свойством каждого существа . Мыслитель IX века Пасхазиус Радбертус писал: «Все тем совершеннее, чем более оно похоже на Бога». Однако это не означало, что сам Бог был совершенен. [40]
Просвещение
Понятие совершенства как атрибута Бога вошло в теологию только в новое время благодаря Рене Декарту — и во множественном числе как «совершенства» Бога. [41]
После Декарта концепцию совершенства как основного понятия философии поддерживали и другие великие мыслители 17 века. Однако в философии Бенедикта Спинозы не было личного Бога, и совершенство стало свойством — даже синонимом — существования реальности (то есть сущности вещей). [42]
Лейбниц писал: «Как утверждает М. Декарт, само существование есть совершенство». Лейбниц добавлял: «Совершенством я называю любое простое качество, если оно положительное и абсолютное, такое, что если оно что-то и выражает, то делает это без ограничений». [42]
В то же время Лейбниц истолковывал совершенство в своей «Монадологии » совершенно иначе: «Совершенно только то, что не имеет границ, то есть только Бог». Эта концепция просуществовала весь 17 век. Впоследствии Иммануил Кант описывал совершенство как « omnitudo realitatis » («всеохватность реальности»). Таким образом, совершенство, которое в Средние века могло быть свойством любого отдельного существа, в философии 17-го века стало также и даже преимущественно свойством Бога. [42]
Ученик и преемник Лейбница Кристиан Вольф подхватил эту концепцию совершенства, но с некоторым отличием. Вольф приписывал совершенство не бытию в целом, а опять-таки его отдельным составляющим. В качестве примера он привел глаз, который видит безупречно, и часы, которые работают безупречно. Он также различал варианты — Perfectio simplex и composita , primaria и secundaria — и дифференцировал величину совершенства ( Magnitudo Perfectionis ). [43]
Ученик Вольфа, Александр Готлиб Баумгартен , вывел совершенство из правил, но предвидел их коллизии ( regularum Collisio ), приводящие к исключениям ( Exceptionio ) и ограничивающие совершенство вещей. Баумгартен различал простое и сложное совершенство , внутреннее и внешнее , трансцендентальное и случайное ; и, постулируя столь широкую конструкцию, он пришел к выводу, что «все совершенно». [44]
Короче говоря, Вольф и его ученики вернулись к онтологической концепции совершенства, которую схоластики использовали . Теологическая . концепция совершенства существовала только от Декарта до Лейбница в 17 веке [44]
Благодаря школе Вольфа концепция совершенства просуществовала в Германии до XVIII века. Однако в других западных странах, особенно во Франции и Великобритании , в том столетии концепция совершенства уже пришла в упадок. Его проигнорировала Большая французская энциклопедия . [44]
История понятия совершенства претерпела большие изменения — от « Ничто в мире не совершенно» до « Все совершенно»; и от «Совершенство не является атрибутом Бога» до «Совершенство является атрибутом Бога». [44]
Со школой Кристиана Вольфа все стало совершенным. Это был исключительный момент в истории онтологической концепции совершенства; и вскоре после этого эта история подошла к концу. [44]
Множество концепций
Вышеизложенное обсуждение показывает, что термин «совершенство» использовался для обозначения множества понятий :
- Слово «совершенство» имеет особое значение в математике , где оно дает имя собственное некоторым числам , демонстрирующим необычные свойства.
- В физике и химии «совершенство» обозначает модель — концептуальную конструкцию тел, которые в действительности не совсем соответствуют модели.
- В других местах термин «совершенство» используется в соответствии с этимологией этого слова («совершенный» = «законченный»). Совершенно то, в чем нет недостатка . Именно так этот термин использовался в онтологии (идеальное существо), этике (идеальная жизнь) и медицине (идеальное здоровье). В этих областях концепция понимается по-разному: как идеальная модель или как фактическое приближение к модели.
- «Идеальным» также называют то, что полностью достигает своей цели . Кристиан Вольф привел примеры из биологии (идеальное зрение) и технологии (часы, которые идут ни медленно, ни быстро). Здесь «совершенство» — это не столько фиктивная модель , сколько фактическое приближение к модели.
- То «идеальное», которое полностью выполняет свои функции. В социальном дискурсе говорят об идеальном художнике, инженере или плотнике. Аналогично этот термин используется и в искусствоведении , когда речь идет о совершенной технике или идеальном подобии портрета. И здесь «совершенство» — это либо идеальная модель, либо приблизительная реализация модели.
- В эстетике и теории искусства совершенство приписывается тому, что вполне гармонично — тому, что построено в соответствии с единым принципом (например, Парфенон , Одиссея ). [45]
- В бизнесе и производстве совершенство является одним из принципов, лежащих в основе бережливого мышления . [46]
За исключением первого, математического смысла, все эти понятия «совершенства» обнаруживают родство и колеблются между идеалом и приближением . [45]
Однако выражение «идеальный» также используется разговорной речи в в превосходной степени («идеальный идиот», «идеальный негодяй», «идеальный шторм»). Здесь perfectum путают с excellens одобряющего, восхищающегося или осуждающего характера. [47]
Совершенство также понимается как лучшее . В теологии , когда Декарт и Лейбниц называли Бога «совершенным», они имели в виду нечто иное, чем модель ; чем то, в чем нет недостатка ; чем это достигает своей цели ; чем то выполняет свои функции; или чем это гармонично . [48]
См. также
- Христианское совершенство
- Совершенная конкуренция
- Идеальная пятая часть
- Совершенный цветок (обоеполый цветок)
- Идеальная четвертая
- Перфекционизм
- Совершенство (закон)
- Три совершенства (китайское искусство)
Примечания
- ^ Владислав Татаркевич , О совершенстве , 1976.
- ^ Jump up to: а б с Татаркевич , «Совершенство: термин и понятие», «Диалектика и гуманизм» , т. 1, с. ВИ, нет. 4 (осень 1979 г.), с. 5.
- ^ Татаркевич, «Совершенство: термин и концепция», Диалектика и гуманизм , том. ВИ, нет. 4 (осень 1979 г.), с. 6.
- ^ Jump up to: а б Татаркевич, «Совершенство: термин и понятие», «Диалектика и гуманизм» , т. 1, с. ВИ, нет. 4 (осень 1979 г.), с. 7.
- ^ Татаркевич, «Совершенство: термин и концепция», Диалектика и гуманизм , том. ВИ, нет. 4 (осень 1979 г.), с. 9.
- ^ Татаркевич , «Парадоксы совершенства», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 1 (зима 1980 г.), с. 77.
- ^ Татаркевич, «Парадоксы совершенства», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 1 (зима 1980 г.), с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Татаркевич , «Совершенство в науках. I. Совершенные числа», Диалектика и гуманизм , вып. VII, нет. 2 (весна 1980 г.), с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Татаркевич, «Совершенство в науках. I. Совершенные числа», Диалектика и гуманизм , вып. VII, нет. 2 (весна 1980 г.), с. 138.
- ^ «Дом КИМПС» . Мерсенн.орг . Проверено 21 декабря 2018 г.
- ^ «GIMPS обнаружил самое большое известное простое число: 2». 82,589,933 -1» . Mersenne.org . Проверено 21 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Татаркевич , «Совершенствование в науках. II. Совершенствование в физике и химии», «Диалектика и гуманизм» , вып. VII, нет. 2 (весна 1980 г.), с. 139.
- ^ Jump up to: а б с д Татаркевич , «Нравственное совершенство», «Диалектика и гуманизм» , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 117.
- ^ Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , т. 1, с. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), стр. 117–18.
- ^ Jump up to: а б Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 118.
- ^ Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), стр. 118–19.
- ^ Jump up to: а б с д Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 119.
- ^ Jump up to: а б Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 120
- ^ Jump up to: а б с д и Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 121
- ^ Jump up to: а б с д и ж Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и Татаркевич, «Нравственное совершенство», «Диалектика и гуманизм» , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Татаркевич, «Нравственное совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), с. 124.
- ^ Jump up to: а б Татаркевич , «Эстетическое совершенство», «Диалектика и гуманизм » , т. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 145.
- ^ Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), стр. 145–46.
- ^ Jump up to: а б с д Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д и Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 147.
- ^ Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), стр. 147–48.
- ^ Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 149.
- ^ Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), стр. 149–50.
- ^ Jump up to: а б с д Татаркевич, «Эстетическое совершенство», «Диалектика и гуманизм » , т. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 150.
- ^ Jump up to: а б с д Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , т. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 151.
- ^ Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), стр. 151–52.
- ^ Татаркевич, «Эстетическое совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), с. 152.
- ^ Jump up to: а б с Татаркевич , «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм» , т. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), с. 187.
- ^ Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм» , том. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), стр. 187–88.
- ^ Jump up to: а б с Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм » , т. 1, с. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), с. 188.
- ^ Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм» , том. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), с. 189.
- ^ Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм» , том. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), стр. 189–90.
- ^ Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм» , том. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), с. 190.
- ^ Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм» , том. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), стр. 190–91.
- ^ Jump up to: а б с Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм » , т. 1, с. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), с. 191.
- ^ Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», Диалектика и гуманизм , том. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), стр. 191–92.
- ^ Jump up to: а б с д и Татаркевич, «Онтологическое и теологическое совершенство», «Диалектика и гуманизм» , т. 1, с. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), с. 192.
- ^ Jump up to: а б Татаркевич , «О совершенстве: Заключение», « Диалектика и гуманизм» , т. VIII, нет. 2 (весна 1981 г.), с. 11.
- ^ Петрик, С., Совершенство – 5 принципов бережливого мышления , Центр управления качеством в образовании , по состоянию на 20 декабря 2022 г.
- ^ Татаркевич, «О совершенстве: Заключение», « Диалектика и гуманизм» , том. VIII, нет. 2 (весна 1981 г.), стр. 11–12.
- ^ Татаркевич, «О совершенстве: Заключение», « Диалектика и гуманизм» , том. VIII, нет. 2 (весна 1981 г.), с. 12.
Ссылки
- Владислав Татаркевич , О совершенстве , Варшава, Национальное научное издательство, 1976.
- Английский перевод « книги Татаркевича ( О совершенстве ») Кристофера Каспарека был опубликован в журнале «Диалектика и гуманизм: Польский философский ежеквартальный журнал» , том. ВИ, нет. 4 (осень 1979 г.), стр. 5–10; том. VII, нет. 1 (зима 1980 г.), стр. 77–80; том. VII, нет. 2 (весна 1980 г.), стр. 137–39; том. VII, нет. 3 (лето 1980 г.), стр. 117–24; том. VII, нет. 4 (осень 1980 г.), стр. 145–53; том. VIII, нет. 1 (зима 1981 г.), стр. 187–92; и том. VIII, нет. 2 (весна 1981 г.), стр. 11–12.
- Перевод Каспарека впоследствии также появился в книге: Владислав Татаркевич , О совершенстве , Издательство Варшавского университета, Центр универсализма, 1992, стр. 9–51. Книга представляет собой сборник статей о покойном профессоре Татаркевиче и о нем.
Внешние ссылки
