Jump to content

Дэвид Хартли (философ)

Дэвид Хартли
Гравюра Уильяма Блейка в издании 1791 года «Наблюдений Хартли над человеком» .
Рожденный Крещен 21 июня 1705 г. ОС.
Галифакс , Англия
Умер 28 августа 1757 г. ( 1757-08-29 ) (52 года)
Бат , Англия
Альма-матер Колледж Иисуса, Кембридж
Эра Философия XVIII века
Область Западная философия
Школа
Основные интересы
Известные идеи
Подпись

Дэвид Хартли ФРС ( / ˈ h ɑːr t l i / ; крещен 21 июня 1705 года по старому стилю ; умер 28 августа 1757 года) — английский философ и основатель ассоциативной школы психологии .

Ранняя жизнь и семейная история

[ редактировать ]

Дэвид Хартли родился в 1705 году в окрестностях Галифакса , Йоркшир . Его мать умерла через три месяца после его рождения. Его отец, англиканский священник, умер, когда Дэвиду было пятнадцать. Хартли получил образование в Брэдфордской гимназии и в 1722 году был принят в качестве сизара в колледж Иисуса в Кембридже , где он был стипендиатом Рустата . Он получил степень бакалавра в 1726 году и степень магистра в 1729 году. [1] В апреле 1730 года он стал первым мирянином, ставшим магистром гимназии Магнуса ( Академия англиканской церкви Магнуса ) в Ньюарке, и именно там он начал заниматься медициной. 21 апреля 1730 года Хартли женился на Элис Роули (1705–31). Пара переехала в Бери-Сент-Эдмундс , и Алиса умерла там, родив сына Дэвида Хартли (Младшего) (1731–1813). Находясь в Бери, Хартли встретил свою вторую жену, Элизабет Пакер (1713–78), пятого ребенка и единственную дочь Роберта Пакера (умерла в 1731 году) и Мэри Винчкомб, богатой и влиятельной семьи с поместьями в Глостершире, Оксфордшире и Беркшире. включая Дом замка Доннингтон , Шеллингфорд поместье Баклбери и дом , Беркс . (Мэри Винчкомб была дочерью сэра Генри Винчкомб, Барта, и сестрой Фрэнсис, жены Генри Сент-Джона, 1-го виконта Болингброка .) Несмотря на противодействие семьи Элизабет, Дэвид и Элизабет поженились 25 августа 1735 года, согласившись на строгий набор ограничений, из-за которого 5000 фунтов стерлингов, полученные Элизабет после замужества, полностью не попали в руки ее мужа. [2] Их первый ребенок, Мэри (1736–1803), родился одиннадцать месяцев спустя. В 1736 году семья переехала в Лондон, а затем в 1742 году в Бат , Сомерсет . Когда последний выживший старший брат Елизаветы умер бездетно в 1746 году, их сын Винчкомб Генри (1740–1794) унаследовал семейные поместья, в результате чего семья (хотя и не сам Хартли) стала обладательницей значительного богатства. Хартли умер в Бате 28 августа 1757 года. Он был похоронен в церкви Святого Иоанна Крестителя в Олд-Содбери , Глостершир.

Образование и профессиональная карьера

[ редактировать ]

В Кембридже Хартли учился у Николаса Сондерсона , который, хотя и был слеп с младенчества, стал четвертым Лукасианским профессором математики . Сондерсона Позже Хартли сыграл важную роль в сборе подписки на посмертную публикацию «Элементов алгебры» (1740 г.). По окончании учебы Хартли отказался подписать « Тридцать девять статей» — требование для рукоположения в англиканской церкви. Хотя одним из спорных вопросов, возможно, была доктрина Троицы , главным несогласием Хартли с англиканской ортодоксальностью было его согласие на всеобщее примирение . В письме своему другу Джозефу Листеру в 1736 году Хартли заявил, что верит, что «всеобщее счастье является фундаментальной доктриной как разума, так и Священного Писания», добавив, что «нет ничего столь непримиримого [с] разумом, как вечное наказание, ничто так противоречит все указания, которые Бог дал нам в своих произведениях. Читали ли вы книгу сэра Ньютона о Данле и Апокалипсисе? [3] Для Хартли на вратах ада не могло быть замков.

В том же письме Листеру Хартли пишет, что «Человек, который пренебрегает собой, полностью отказывается от корысти и посвящает свои труды служению человечеству, или, выражаясь этой прекрасной и выразительной фразой Священного Писания, который любит своего ближнего, как самого себя, обязательно встретится с частным Счастьем». [4] Это убеждение стало руководящим принципом в жизни Хартли и побудило его посвятить себя различным благотворительным проектам. К ним относятся публикация «Элементов алгебры» Сондерсона и продвижение системы стенографии его друга Джона Байрома (системы, которая, по мнению Хартли, могла иметь «универсальный характер» и стать шагом к созданию философского языка ). [5]

Вскоре после обращения к медицине Хартли стал сторонником прививки от натуральной оспы. Вариоляция обеспечивает личный иммунитет, и, если она будет широко распространена, это станет «услугой человечеству», поскольку будет способствовать развитию коллективного иммунитета . Однако преднамеренное заражение вирусом оспы сопряжено с риском уродства или смерти. ( Королева Каролина , жена Георга II , была защитницей и велела троим из своих детей подвергнуться вариоляции, но Джонатан Эдвардс умер от нее в 1758 году.) Общественное благо, таким образом, может оказаться в противоречии с частными интересами. В своей первой публикации « Некоторые причины, по которым практика прививки должна быть введена в настоящее время в городе Бери» (1733 г.) Хартли разработал статистический аргумент, чтобы показать, что конфликт только кажущийся, что прививка способствует как общественному благу, так и личный интерес человека.

Ко времени его переезда в Лондон в 1736 году Хартли был известен другим сторонникам вариоляции, таким как Ганс Слоан и Джеймс Джурин , президент Королевского общества . Он также пользовался поддержкой важных семей вигов в Саффолке, особенно Чарльза Таунсенда, 2-го виконта Таунсенда («Репка» Таунсенда). Дочь Хартли Мэри писала, что «старый лорд Таунсенд (тогдашний государственный секретарь) относился к нему с такой же добротой, как если бы он был дополнительным сыном, а ко всем сыновьям и дочерям - как к дополнительному брату». [6] Он был принят в Королевское общество, а также стал врачом Томаса Пелэм-Холлса, 1-го герцога Ньюкасла , и его жены. В 1736 году он предложил «рекомендовать» Джона Байрома Георгу II. [7]

К 1740 году Хартли был известен каждому врачу в Лондоне и другим врачам по всей Европе. Он предпринял противоречивую попытку гармонизировать частные интересы и общественное благо. Хартли начал испытывать симптомы «камня» ( камня в мочевом пузыре ) в начале 1736 года. Камень в мочевом пузыре, иногда размером с яйцо, мог функционировать как шаровой кран в бачке унитаза, вызывая неспособность мочиться и мучительную боль. , а иногда и смерть. ( Бенджамину Франклину , больному, иногда приходилось стоять на голове, чтобы облегчиться.) [8] Лечение хирургическим удалением (литотомия) было процедурой, которую многим не удалось пережить.

Хартли думал, что травник по имени Джоанна Стивенс разработала литонтриптик — пероральное лекарство, которое растворяет камень на месте . Он опубликовал «Десять случаев людей, принявших лекарства от камней миссис Стивенс» (1738 г.), которые включают беспощадный отчет о его собственных агониях. Чтобы сделать запатентованное лекарство доступным для общественности, Хартли убедила парламент заплатить Стивенс 5000 фунтов стерлингов за ее «секрет». [9]

Имея в руках рецепт Стивенса, Хартли вместе со Стивеном Хейлсом и двумя коллегами из Франции приступил к работе над поиском химически активных ингредиентов лекарства. Это были гашеная известь (гидроксид кальция) и Аликантское мыло (преимущественно олеат калия, как и другие мыла, щелочная соль жирной кислоты). Хейлз показал, что некоторые камни в мочевом пузыре быстро растворяются в кипяченном мыльном щелоке (едком поташе, гидроксиде калия). Тогда был необходим безопасный для приема внутрь препарат, который сделал бы мочу человека подщелачивающей; и именно это, пришли они к выводу, именно то, что сделала комбинация гашеной извести и мыла. В 1739 году Хейлз получил за свою работу медаль Копли , а в следующем году Хартли опубликовал свои результаты в латинском сборнике De Lithontriptico в Базеле и Лейдене , где в то время располагалась ведущая медицинская школа Европы.

В 1742 году Хартли и его семья переехали в Бат, Сомерсет. Он продолжал заниматься медициной и посвятил себя написанию своей основной работы « Наблюдения за человеком, его структурой, его долгом и его ожиданиями» , опубликованной в 1749 году Сэмюэлем Ричардсоном .

Он был вегетарианцем . [10]

Наблюдения за человеком: «Новая и самая обширная наука»

[ редактировать ]
Титульный лист из первого издания « Наблюдений»

В XVIII веке в названиях научных работ появляется слово «Наблюдения» — сравните Бенджамина Франклина ( « Опыты и наблюдения над электричеством» 1751 г.) и Джозефа Пристли « Опыты и наблюдения над различными видами воздуха» (1774 г.). Пристли, сторонник Хартли, заявил бы, что работа Хартли «содержит новую и наиболее обширную науку… [T]ее изучение будет равносильно входу в новый мир… » [11] Наука – это наука о «человеке», а «новый мир» – это тот, который воплощен в самом человеческом «каркасе».

В результате, с одной стороны, получается «огромный стог сена из книги». [12] Как и следовало ожидать от врача с пытливым умом и активной медицинской практикой, Хартли собрал воедино широкий спектр наблюдений – среди прочего, о фантомных конечностях, синдроме саванта, а также опыте и умственном развитии слепых и глухих. ОМ 1, реквизиты 34, 69, 78, 80 и 93). [13]

С другой стороны, так же, как закон всемирного тяготения Ньютона объединил небесную и земную механику, Хартли предложил единый «закон» — «ассоциацию» — для объяснения любых и всех наблюдений «человека». Многие наблюдения Хартли призваны служить иллюстрацией закона.

Более того, «ассоциация» имеет объяснительную силу. Например, в разделе «Привязанности, которыми мы радуемся страданиям других» ( ОМ 1.1.4.97–98) Хартли представляет подробный анализ процесса, посредством которого ребенок, подвергшийся насилию и издевательствам, становится жестоким и запугивающим взрослым. [14] Он прослеживает, как автоматический жест ребенка, поднимающего руку для отражения удара, посредством ряда ассоциативных замен становится кулаком, который взрослый поднимает, чтобы ударить ребенка. Первоначальный защитный жест становится общей агрессивной позицией и, таким образом, источником оскорбительных слов и угрожающих действий, с помощью которых взрослый «продолжает постоянно умножать… случаи гнева и его проявления».

Тем не менее, Хартли считал, что никому не суждено навсегда оказаться в ловушке такого ада. Скорее, он был религиозным провидцем, и его фундаментальные убеждения были потрясающе оптимистичны: это объединение «имеет тенденцию сводить состояние тех, кто вкусил от дерева познания добра и зла, обратно к райскому состоянию» ( ОМ 1.1.2.14, Кор. 9). Хартли С этой точки зрения «Наблюдения за человеком» — это психологическая эпопея, история «возвращенного рая», но эпопея, описывающая, в конечном счете, жизнь каждого человеческого существа.

Подобно Джону Локку , он утверждал, что до ощущения человеческий разум представляет собой чистый лист . Путем роста простых ощущений возникают те состояния сознания, которые кажутся наиболее далекими от ощущений. И единственным законом роста, который принял во внимание Хартли, был закон смежности, синхронный и последовательный. Этим законом он стремился объяснить не только явления памяти, которые до него аналогичным образом объясняли другие, но и явления эмоций, рассуждений, произвольных и непроизвольных действий (см. Ассоциация идей ). [15] Другом, соратником и одним из его главных сторонников был Джозеф Пристли (1733–1804), первооткрыватель кислорода. Пристли был одним из выдающихся ученых своего времени.

Учение о вибрациях

[ редактировать ]

Физическая теория Хартли породила современное исследование тесной связи физиологических и психических фактов. Он считал, что ощущение есть результат вибрации мельчайших частиц мозгового вещества нервов, для объяснения чего он вместе с Ньютоном постулировал наличие тонкого упругого эфира , редко встречающегося в промежутках твердых тел и в их близком соседстве. и плотнее по мере удаления от них. Удовольствие — результат умеренных вибраций, боль — от вибраций настолько сильных, что нарушают целостность нервов. Эти вибрации оставляют после себя в мозгу склонность к более слабым вибрациям или «вибрациям» подобного рода, которые соответствуют «идеям ощущения». На это влияет память. [15]

Доктрина ассоциаций

[ редактировать ]

Ход воспоминаний и мыслей вообще, если они не зависят непосредственно от внешнего ощущения, объясняется идеей, что в мозгу всегда существуют вибрации из-за его тепла и пульсации его артерий. Природа этих вибраций определяется прошлым опытом каждого человека и обстоятельствами момента, что приводит к тому, что та или иная тенденция преобладает над остальными. Ощущения, которые часто связаны друг с другом, становятся связанными каждое с идеями, соответствующими другим; и идеи, соответствующие ассоциированным ощущениям, становятся связанными друг с другом, иногда настолько тесно, что образуют то, что кажется новой простой идеей, не без тщательного анализа, разложимой на ее составные части. [15]

Свободная воля

[ редактировать ]

Отталкиваясь от подробного описания явлений чувств, Хартли пытался показать, как с помощью вышеуказанных законов можно объяснить все эмоции, которые он анализирует с большим мастерством. . Повсюду используется фраза Локка «ассоциация идей», причем «идея» понимается как включающая в себя все психические состояния, кроме ощущений Он решительно утверждает существование чистого бескорыстного чувства, одновременно заявляя, что оно является результатом чувства себялюбия. Произвольное действие объясняется как результат прочной связи между движением и ощущением или «идеей», а с физической стороны — между «идеалом» и двигательной вибрацией. Таким образом, в споре о свободе воли Хартли занял свое место как детерминист. Лишь с неохотой и когда его рассуждения были почти завершены, он пришел к выводу по этому вопросу в соответствии со своей теорией. [15]

Список основных работ

[ редактировать ]
  • Некоторые предположения относительно возникновения чувств, движений и идей , Приложение к De Lithontriptico Джоанны Стивенс, недавно обнаруженная Dissertation Epistolaris (Бат, 1746); представитель в Сэмюэле Парре (редактор), «Метафизические трактаты английских философов» (1837 г.); через Роберт Э.А. Палмер
  • Различные гипотезы о восприятии, движении и генерации идей с введением и примечаниями Мартина Каллича ( Огастанское общество репринтов , публикация № 77–8, Лос-Анджелес, 1959).
  • Наблюдения о человеке, его структуре, его долге и его ожиданиях . В двух частях (1749; 2-е изд., пер. с немецкого, с «Очерком жизни и характера Дэвида Хартли», написанным его сыном Дэвидом Хартли, 1791; 1-е изд. с предисловием Теодора Л. Хугеле, Дельмар, Нью-Йорк) Йорк, 1976).
  • Молитвы и религиозные размышления (Бат, 1810; Р. Крутуэлл, 1814).

Дэвид Хартли также опубликовал множество медицинских работ.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Аллен, Ричард К. (23 сентября 2004 г.). «Хартли, Дэвид (род. 1705, ум. 1757), философ и врач» . Оксфордский национальный биографический словарь . Том. 1 (онлайн-ред.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/12494 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  2. ^ Аллен 1999, стр. 35–37.
  3. Хартли — Листеру, 13 марта 1736 г., цитируется по Allen 1999 , p. 44.
  4. ^ Цитируется по Аллену 1999, с. 44.
  5. ^ Аллен 1999, 231–33.
  6. ^ Цитируется по Аллену 1999, с. 53.
  7. ^ Аллен 1999, с. 49.
  8. ^ Зельцер, Ричард (1974). Уроки смерти: Уроки искусства хирургии . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, Touchstone Books. п. 89.
  9. ^ Аллен 1999, с. 61.
  10. ^ Прис, Род (2009). Грехи плоти: история этической вегетарианской мысли . Издательство Университета Британской Колумбии. стр. 207–209.
  11. ^ Пристли, Джозеф (1774). Исследование «Исследования человеческого разума на основе принципов здравого смысла» доктора Рида, «Опыта о природе и неизменности истины» доктора Битти и «Обращения к здравому смыслу от имени религии» доктора Освальда . Лондон: Дж. Джонсон. стр. XIX.
  12. ^ Уэбб, Роберт К. (1998). «Перспективы Дэвида Хартли». Просвещение и инакомыслие . 17 :17–47, в 28.
  13. ^ Поскольку текст «Наблюдений » не изменяется во всех изданиях, цитирование ведется по части, главе, разделу и предложению. В издании-фолио 1791 года все предложения пронумерованы последовательно, так что опора. 1 части 2 изложен в виде предложения 100, реквизит. 2 как 101 и т. д.
  14. ^ См. Аллен 1999, стр. 19–21.
  15. ^ Jump up to: а б с д  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хартли, Дэвид ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 35.
  • Аллен, Ричард К. (1999). Дэвид Хартли о человеческой природе . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. ISBN   0-7914-4233-0
  • Джеймс, Уильям, Принципы психологии (Нью-Йорк, 1890).
  • Руссо, Джордж С. (2004). Нервные действия: очерки литературы, культуры и чувствительности. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN   1-4039-3454-1 (мягкая обложка) ISBN   1-4039-3453-3 (твердый переплет)
  • Уоллс, Джоан. (1982). «Философия Дэвида Хартли и основная метафора механизма: исследование по истории психологии », Journal of Mind and Behavior 3: 259–74.
  • Уолш, Ричард Т.Г. (2017). «Психология просвещения Дэвида Хартли: от ассоциации к сочувствию, теопатии и моральной чувствительности», Журнал теоретической и философской психологии 37, вып. 1: 48–63. https://doi.org/10.1037/teo0000047 .
  • Уэбб, Роберт К. (1998). «Взгляд на Дэвида Хартли», Просвещение и инакомыслие 17: 17–47.
  • Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Хартли, Дэвид» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 070a3fa04b2f4d71d7c7fac13686879e__1722631320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/9e/070a3fa04b2f4d71d7c7fac13686879e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David Hartley (philosopher) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)