Андре Фелибьен

Андре Фелибьен (май 1619 – 11 июня 1695), сьер де Аво и де Жаверси , был французским летописцем искусств и официальным придворным историком Людовика XIV во Франции . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Фелибьен родился в Шартре . В четырнадцать лет он отправился в Париж , чтобы продолжить обучение; а в мае 1647 года он был отправлен в Рим в качестве секретаря посольства маркиза де Фонтене-Марей . Своей резиденции в Риме он воспользовался прилежным изучением его древних памятников, изучением литературных сокровищ его библиотек и налаживанием знакомств с выдающимися людьми в литературе и искусстве, с которыми он познакомился благодаря своему пребыванию в Риме. перевод « кардинала Франческо Барберини Жизнеописания Пия V» . [ 2 ] Среди его друзей был Николя Пуссен , советы которого имели для него большую ценность и под чьим руководством он даже пытался написать картину. [ 3 ] и чью биографию Фелибьен написал: [ 4 ] который остается «наиболее убедительным путеводителем по творчеству и жизни» Пуссена, как заметила современный редактор биографии Клэр Пейс. [ 5 ]
По возвращении во Францию он сразу же начал работать над своими заметками для восьми томов «Entretiens», которые в конечном итоге опубликовал. Он женился и в конце концов, в надежде на работу и почести, был вынужден поселиться в Париже. И Фуке, и Кольбер, в свою очередь, признали его способности; он был одним из первых членов (1663) Академии надписей . Три года спустя Кольбер добился назначения придворным историком короля, в рамках которого одним из его поручений были подробные описания придворных праздников, важный элемент королевской культурной пропаганды. [ 6 ] В 1671 году он был назначен секретарем недавно основанной Королевской академии архитектуры , где читал лекции, а в 1673 году он был назначен хранителем кабинета древностей во дворце Брион . Его «Описание соммера» (1674 г.) было официальным путеводителем по Версалю. добавил К этим должностям впоследствии Лувуа должность заместителя генерального контролера дорог и мостов. [ 2 ]
Среди своих служебных обязанностей Фелибьен находил время для учебы и исследований и написал множество литературных произведений. Среди них лучшим и наиболее известным является « Entretiens sur les vies et sur les ouvrages des plus Excellence peintres anciens et Contemporaryes». [ 7 ] Эта работа была непосредственно вдохновлена « Джорджо Вазари Жизнеописаниями самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» (первое издание, 1550 г.; второе издание, 1568 г.). Энтретьены . поставили зарождающуюся дисциплину художественной критики на здравую логическую основу, которую Фелибьен наиболее последовательно изложил в своих « Принципах архитектуры, скульптуры, живописи и т. д.» (1676–1690). [ 2 ] Entretiens . также служили цели продвижения репутации французских художников, иногда за счет художников других национальностей Примером этого является осуждение Фелибьеном Джованни Бацци, также известного как Иль Содома, в четвертом томе « Энтретьенов » (1672). Фреска Содомы « Женщины семьи Дария до Александра Великого » (около 1517 г.) была неприятно близким источником вдохновения для знаменитой версии Шарля Лебрена 1660–1661 гг., О которой Фелибьен написал панегирик под названием Les Reines de Perse aux pieds. д'Александр (1663 г.). В своей биографии «Содома» в Энтретьенах Фелибьен не упомянул более раннюю картину Содомы, но посвятил всю биографию резкой критике лени и безнравственности художника, повторяя более раннюю критику в « Жизнеописаниях » Вазари (второе издание, 1568 г.). [ 8 ]
Фелибьен написал также «Происхождение живописи» (1660 г.), описания Версаля , аббатства Ла-Трапп , а также картин и статуй королевских резиденций. [ 9 ] Он опубликовал простой информационный труд « Принципы архитектуры, скульптуры, живописи… с анонимным словарем терминов» в Париже в 1676 году; в нем Х.В. ван Хельсдинген обнаружил, что он использовал неопубликованную работу критических наблюдений Шарля Альфонса дю Френуа . [ 10 ] Среди других литературных произведений он редактировал опубликованные «Конференции Королевской академии искусства и скульптуры» и перевел « Замок души» с испанского языка Святой Терезы . Его личный характер вызывал самое высокое уважение, что соответствовало принятому им девизу - Bene facere et vera dicere : «Делайте хорошо и говорите правду». [ 2 ] Кодификация Фелибьеном эстетических ценностей классического искусства в иерархии жанров. [ 11 ] возможно, его самое прочное наследие. Андре Фелибьен и Роже де Пиль , автор книги «Диалог о цветах» (Париж, 1673 г.), «были и остаются самыми известными писателями изобразительного искусства во Франции семнадцатого века». [ 12 ] Он умер в Париже в 1695 году.
Его сын, Жан Франсуа Фелибьен (ок. 1658–1733), также был архитектором, оставившим ряд работ на свою тему; и младший сын, Мишель Фелибьен (ок. 1666–1719), был бенедиктинским монахом Сен-Жермен-де-Пре, чья слава основана на его истории аббатства Сен-Дени. [ 13 ] а также его «История Парижской школы» в пяти томах, работа, необходимая парижскому студенту. [ 2 ]
Дневники Фелибьена входят в число переплетенных томов его документов, хранящихся в публичной библиотеке в Шартре, где он родился. Единственная недавняя работа, полностью посвященная Фелибьену, — это «Штефан Гермер, Kunst, Macht, Diskurs». Die intellektuelle Karriere des André Félibien im Frankreich von Louis XIV (Мюнхен), 1997; он заменяет краткий отчет А. Фонтена, Les доктрины искусства во Франции (Париж), 1909: 41 и далее.
Искусство
[ редактировать ]В 1667 году Фелибьен высказал следующие взгляды на иерархию жанров : [ 14 ]
«Тот, кто создает идеальные пейзажи, стоит выше того, кто рисует только фрукты, цветы или морские ракушки. Тот, кто рисует живых животных, достоин большей оценки, чем те, кто рисует только мертвые и неподвижные вещи. совершенное дело Бога на земле, несомненно также, что тот, кто становится подражателем Бога, рисуя человеческие фигуры, гораздо превосходнее всех остальных. Однако, хотя и не так уж легко сделать фигуру человека такой. если жив, и создать видимость движение к тому, у чего его нет, тем не менее художник, который рисует только портреты... не может претендовать на честь, оказываемую наиболее ученым. Для этого необходимо перейти от одной фигуры к изображению нескольких вместе, чтобы изобразить. история и миф... добродетель великих людей и самые возвышенные тайны».
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Иногда ему приписывают звание архитектора, но ему нельзя приписать никакого архитектурного образования и построенных сооружений.
- ^ Jump up to: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фелибиан, Андрей ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 238. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Предисловие к интервью .
- ^ « Жизнь Николя Пуссена» была опубликована как восьмая книга « Entretiens » (Париж, 1688 г.). Сьер де Шантелу предоставил ему необходимые исходные материалы. Пребывание Фелибьена в Риме является предметом эссе Ю. Делапорта «Андре Фелибьен в Италии», Gazette des Beaux-Arts 51.100 (1958:193ff.
- ^ Клэр Пейс, Жизнь Пуссена Фелибьена (Лондон: Zwemmer 1981).
- ^ Шарль Перро написал отчет о празднике 1664 года; Фелибьен - 1668 и 1674 годов; они были переизданы в гламурных фолиантах с гравюрами Жана Ле Потра (Барбара Койман, «Социальный танец на Версальском празднике 1668 года: контекст архитектуры и исполнения», Early Music 26.2 (май 1998: 264-85), стр. 269).
- ^ «Дискуссии о жизни и творчестве самых выдающихся художников, древних и современных» Париж, 1666 г., пятое изд. 1688 г.; он был переиздан с несколькими дополнениями в Амстердаме в 1706 году и снова в Треву в 1725 году.
- ^ Заручки, Джин Морган (2017). «Биография Фелибьена «Содома» и политика аморальности». Бюллетень французских исследований . 38.1:142 (142): 7–10. дои : 10.1093/frebul/ktx007 .
- ^ Tableaux du Cabinet du Roy, Древние статуи и бюсты королевских домов (Париж: Imprimerie Royale, 1677).
- ↑ Более поздние издания носили его имя (van Helsdingen 1970:109ff).
- ^ Вернон Хайд Минор, барокко и рококо: искусство и культура. (Нью-Йорк: Абрамс) 1999 г., стр. 209–210.
- ^ Этими словами Х.В. ван Хельсдинген начинает свои «Замечания к тексту, заимствованному Фелибьеном» Симиолус: Ежеквартальный журнал Нидерландов по истории искусства 4 .2 (1970:109-114), стр. 109.
- ^ История Королевского дворца С. Дени во Франции.
- ^ Бэтьер, Кэтрин (2019). Французские картины в Метрополитен-музее с начала восемнадцатого века до революции . Метрополитен-музей. п. 15. ISBN 978-1588396617 . Проверено 3 августа 2019 г.