Пасхазиус Радбертус
Святой Паскасе Радберт | |
---|---|
Рожденный | 785 Суассон |
Родной город | Суассон |
Резиденция | Корби Эбби |
Умер | 865 Корби Эбби |
Заслуженный в | Католическая церковь |
канонизирован | 12 июля 1073 г., Корби, Папа Григорий VII. |
Главный храм | Церковь Святого Петра, Корби |
Праздник | 26 апреля 12 июля |
Споры | Непорочное зачатие, Пресуществление |
Основные работы | О Теле и Крови Господней |
Пасхазиус Радбертус (785–865) был каролингским богословом и аббатом Корби , монастыря в Пикардии, основанного в 657 или 660 году королевой-регентшей Батильдой вместе с общиной монахов из аббатства Люксей . Его самая известная и влиятельная работа — это изложение природы Евхаристии , написанное около 831 года и озаглавленное « De Corpore et Sanguine Domini» . Он был канонизирован в 1073 году папой Григорием VII . Его праздник – 26 апреля. Его работы опубликованы в Patrologia Latina vol. 120 (1852 г.) и его важный трактат о Евхаристии и пресуществлении , De Corpore et Sanguine Domini , в издании Б. Паулюса 1969 года, опубликованном издательством Brepols ( Corpus Christianorum , Continuatio Mediaevalis 16).
Жизнь
[ редактировать ]Пасхазиус был сиротой, оставленным на ступенях монастыря Нотр-Дам де Суассон . Там его воспитывали монахини, и он очень полюбил настоятельницу Феодрару. Теодрара была сестрой Адаларда Корби и Валы Корби , двух монахов, которыми он очень восхищался. В довольно молодом возрасте Пасхасий покинул монастырь, чтобы служить монахом у аббата Адаларда в Корби . Там он также встретил Валу, брата и преемника Адаларда. [1]
Будучи настоятелем Адаларда и Валы, Пасхасий сосредоточился на монашеской жизни, проводя время за обучением и преподаванием. В 822 году он сопровождал аббата Адаларда в Саксонию с целью основания монастыря Нью-Корвей в Вестфалии. Когда Адалард умер в 826 году, Пасхазиус помог обеспечить, чтобы Вала стал аббатом вместо него. После смерти Валы в 836 году настоятелем стал Хеддо. Ратрамнус , который, возможно, занимал должность учителя преподавания, [2] придерживался противоположных Пасхазию взглядов по ряду церковных вопросов. Ратрамн написал опровержение трактата Пасхасия о Евхаристии « De Corpore et Sanguine Domini» , используя тот же заголовок.
В 843 г. Пасхасий сменил игумена Исаака; однако десять лет спустя он отказался от своего титула, чтобы вернуться к учебе. [3] Он покинул Корби и перебрался в близлежащий монастырь Сен-Рикье , где несколько лет жил в добровольном изгнании. Почему он ушел в отставку, неизвестно, но вполне вероятно, что его действия были мотивированы фракционными спорами внутри его монашеской общины; недоразумения между ним и младшими монахами, вероятно, были факторами, повлиявшими на его решение. Он вернулся в Корби поздно в жизни и проживал в своем старом монастыре до своей смерти в 865 году. [4]
Тело Пасхасия сначала было похоронено в церкви Св. Иоанна в Корби. После многочисленных сообщений о чудесах Папа приказал вынести его останки и похоронить в церкви Святого Петра в Корби. [1]
Сочинения
[ редактировать ]О Теле и Крови Господней
[ редактировать ]Самая известная и влиятельная работа Пасхасия « De Corpore et Sanguine Domini» (написанная между 831 и 833 годами) представляет собой изложение природы Евхаристии . Первоначально он был написан как учебное пособие для монахов, находящихся под его опекой в Корби, и представляет собой первый длинный трактат о таинстве Евхаристии в западном мире. [5] В нем Пасхасий соглашается с Амвросием, утверждая, что Евхаристия содержит истинное, историческое тело Иисуса Христа. По мнению Пасхасия, Бог есть сама истина, и поэтому его слова и действия должны быть истинными. Заявление Христа на Тайной Вечере о том, что хлеб и вино были Его телом и кровью, следует понимать буквально, поскольку Бог есть истина. [6] Таким образом, он верит, что пресуществление хлеба и вина, приносимых в Евхаристии, действительно происходит. Только если Евхаристия является настоящим телом и кровью Христа, христианин может знать, что она спасительна. [7]
Пасхазиус считал, что присутствие исторической крови и тела Христа позволяет причастнику вступить в настоящий союз с Иисусом в прямом, личном и физическом союзе, соединяя плоть человека с плотью Христа и плоть Христа с его плотью. [8] По мнению Пасхасия, превращение Евхаристии в плоть и кровь Христа возможно благодаря принципу, согласно которому Бог есть истина ; Бог способен манипулировать природой, поскольку Он ее создал. [9] Книга была подарена Карлу Лысому , франкскому королю, в 844 году, со специальным предисловием. Мнение Пасхасиуса, выраженное в этой работе, было встречено некоторой враждебностью; Ратрамн написал одноименное опровержение по приказу Карла Лысого , который не соглашался с некоторыми взглядами Пасхасия. Ратрамн считал Евхаристию строго метафорической; он больше сосредоточился на взаимосвязи между верой и новой наукой. Вскоре после этого к дебатам присоединился третий монах, Рабанус Мавр , который инициировал Каролингский спор о Евхаристии. [10] В конечном итоге, однако, король принял утверждение Пасхасия, и существенное присутствие Христа в Евхаристии стало авторитетным убеждением в римско-католической вере. [11]
«Когда я начинаю думать об [Адаларде], на меня внутренне воздействуют две противоположные эмоции, а именно горе и радость. Апостол запрещает нам скорбеть в такой ситуации, но мое и наше внезапное опустошение мешает нам радоваться». |
Пасхазиус Радбертус, Жизнь Адалхарда |
Жизнь Адальхарда и Валы
[ редактировать ]Написанные в 826 и 836 годах соответственно, «Вита Адалхарди» и «Вита Валае» представляют собой духовные биографии образцов для подражания Пасхасиуса. Это личные дани, написанные в память о двух отцах, и образ жизни, изображенный в них, предназначен для подражания. [12]
Вита Адалхарди довольно кратка; это довольно условное изображение жизни святого. Однако стиль, которым пользуется Пасхазиус, уникален для того времени, в котором оно было написано. Написанный в трауре по утрате друга, Пасхасий сравнивает Адаларда с художником Зевксисом . По описанию Цицерона , художники изучают модели, чтобы усовершенствовать свое искусство; Задача Зевксиса заключалась в том, чтобы нарисовать женщину, Елену Троянскую . Пасхазиус утверждает, что так же, как Зевксис изучал формы, чтобы усовершенствовать свое искусство, так и Адалард, пытаясь реформировать в себе образ Бога. Проводя это сравнение, Пасхазиус был отождествлен с писателем- гуманистом периода Каролингов, поскольку он сравнивал классическую и древнюю литературу с современной литературой. [13] Пасхасий изображает Адаларда как зеркальное отражение Христа, подчеркивая элементы бесконечной любви и нисхождения в страдания. [14] Он также сравнивает роль Адаларда в церкви с ролью матери, которая является концепцией, приписываемой цистерцианской духовности в XII веке, через триста лет после смерти Пасхасия. Горе, испытываемое по поводу смерти Адаларда, чрезвычайно сильно в книге — хотя Пасхазиус знает, что страдание должно уступить место радости, как это изображали его предки, такие как Иероним , горе Пасхасия по поводу потери друга превзошло горе его литературного модели. Этот стиль письма также не встречался нигде до XII века. Оправдание Пасхазиусом чрезмерного траура является его наиболее выдающимся вкладом в традицию утешительной литературы. [15]
Vita Walae намного длиннее (примерно в два раза длиннее Vita Adalhardi ) и построена как диалог. Всего представлено восемь персонажей, предположительно монахов Корби. Этим персонажам даны псевдонимы, вероятно, не с целью скрыть личности. Более вероятно, что эти псевдонимы использовались для дальнейшей поддержки интерпретации Валы Пасхазиусом, поскольку имена были взяты из классических текстов. [16] В текст вплетены фразы и отрывки из самых разных источников ( Деяния святого Себастьяна , Книга Иова , различные комедии Теренция ). Хотя эти дополнения не содержат информации о Вале, они отражают собственные убеждения Пасхасиуса и его писательские навыки. [17] В то время как «Вита Адалхарди» была написана отчасти как панегирик, «Вита Валае» была написана как (довольно) точное изображение Вала. Пасхазиус использовал источники при написании этой биографии, справочника, написанного Валой, и трактатов того времени, вероятно, чтобы показать свои собственные взгляды через изображение Валы. [18]
Другие работы
[ редактировать ]Пасхасиус обладает обширной коллекцией сочинений, включающей множество толкований различных книг Библии . Он написал комментарии к Евангелию от Матфея , Плач и толкование 45-го псалма , который посвятил монахиням церкви Святой Марии в Суассоне. De Partu Virginis , написанная для его подруги Эммы, аббатисы Святой Марии в Суассоне и дочери Теодрары, описывает образ жизни монахинь. Он также написал трактат под названием De Nativitae Sanctae Mariae , посвященный природе Девы Марии и рождении Иисуса Христа . Пасхазиус, вероятно, написал гораздо больше, но ничего из этого не сохранилось на протяжении веков. [19] Пасхасий написал комментарий к Откровению . [20]
Богословские вклады
[ редактировать ]Понимание человеческого тела
[ редактировать ]В отличие от других авторов Каролингов , Пасхазиус находит Imago Dei («Образ Божий») во всем человеческом существе - как в теле, так и в душе. Эта точка зрения соответствует точке зрения отца Церкви второго века Иринея . Ириней считал, что Иисус был физическим воплощением Бога; сын – это образ отца. Таким образом, люди представляют образ Божий не только в душе, но и во плоти. Эта точка зрения противоречит более общепринятой точке зрения Оригена Александрийского , который считал, что физическое тело не участвует в отношениях образа. [21] В отличие от других богословов того времени, Пасхасий не приравнивает процесс освящения к метафизическому отделению тела и души. Вместо этого он считает, что состояние человека (существующее в физической форме) может положительно способствовать достижению освящения. Однако он верил в некую форму смягченного дуализма, в которой душа играет в процессе большую роль, чем тело. [22] Пасхасиус считает, что жизнь — это возможность попрактиковаться ради смерти; однако концепция о том, что тело является тюрьмой для души, в его творчестве практически отсутствует и, вероятно, возникает только под давлением со стороны его сверстников. Хотя он считал, что тело играет важную роль в процессе освящения, он также признавал, что плоть борется с Богом и, следовательно, имеет способность развращаться. [23]
Понимание тела Христова
[ редактировать ]Пасхазиус верил в различие между veritas (истина) и figura (форма или видимость). Сошествие Христа с неба на землю было нисхождением от истины к видимости, из царства совершенства в царство несовершенства. [24] Это означало бы, что Иисус во плоти лжив и несовершенен; однако Пасхазиус утверждал, что не каждая цифра ложна. Христос одновременно является истиной и образом, потому что Его внешнее, физическое Я есть образ истины, физическое проявление истины, существующей в душе. [25] Человек, которым был Иисус, был подвержен человеческим нуждам, как и все остальное человечество. Ему требовалось есть, спать и находиться в компании других. Однако помимо этого он творил еще и чудеса. Такое поведение Иисуса подразумевает двойственность концепции «Слова, ставшего плотью». Чудеса, до сих пор совершаемые только Богом, нефизической Истиной или Словом, внезапно были совершены физическим человеком. [26] Отношения между человечностью Иисуса и его божественностью довольно запутаны; однако это аналогично отношению цифр (написанных букв) слов к их устным аналогам. Таким образом, Иисус в физической форме — это визуальное представление, ИСТИНА, а его божественность — это произнесенный звук этих написанных букв, вместе взятых в слово. [27]
Почитание
[ редактировать ]Пасхазиус почитается в католической церкви :
- 2 января – память в бенедиктинского ордена . календаре [28]
- 26 апреля – главная дата ( годовщина смерти ), [29]
- 12 июля – канонизация и перенесение мощей (1073 г.). [30]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Католическая энциклопедия
- ^ Гинтер, стр. 155-6.
- ^ Кабанисс, стр. 2-3
- ^ Материя, стр. 149
- ^ Круг, стр. 5
- ^ Шазель, стр. 9
- ^ Шазель, стр. 10
- ^ Шазель, стр. 10-11
- ^ Шазель, стр. 12
- ^ Шазель, стр. 1
- ^ Круг, стр. 3
- ^ Кабанисс, стр. 14
- ^ Эпплби, стр. 1-2
- ^ Эпплби, стр. 7
- ^ Эпплби, стр. 8-9
- ^ Кабанисс, стр. 20
- ^ Кабанисс, стр. 15
- ^ Кабанисс, стр. 16
- ^ Кабанисс, стр. 3
- ^ Брант Джеймс Питр, Иисус и еврейские корни Марии (стр. 62).
- ^ Эпплби, стр. 14
- ^ Эпплби, стр.15
- ^ Эпплби, стр. 17
- ^ Эпплби, стр. 18
- ^ Эпплби, стр. 19
- ^ Эпплби, стр. 20
- ^ Эпплби, стр. 16-17
- ^ Зенон. «Статья в лексиконе для «Пашасия Ратберта», стр. (4)». Полный словарь святых, ...» www.zeno.org (на немецком языке) . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Католическая церковь (2004 г.). Римский мартиролог (2004) .
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Пасхасий Радбертус» . www.newadvent.org . Проверено 7 февраля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Радбертус, Пасхаузюс. «Тело и Кровь Господня». Раннесредневековое богословие: Библиотека христианской классики. Под ред. Маккракен, Джордж Э. (Филадельфия: The Westminster Press, 1957).
- Эпплби, Дэвид. «Прекрасен на кресте, прекрасен в своих муках: место тела в мысли Пасхасия Радберта», Traditio; исследования древней и средневековой истории, мысли и религии 60 (2005): 1-46.
- Кабанисс, Аллен. Кузены Карла Великого: Современная жизнь Адаларда и Валы. Сиракузы: Издательство Сиракузского университета, 1967.
- Шазель, Селия. «Фигура, характер и прославленное тело в евхаристическом споре Каролингов», Traditio; исследования древней и средневековой истории, мысли и религии 47 (1992): 1-36.
- Гинтер, Джеймс. Вестминстерский справочник по средневековому богословию (Луисвилл, Кентукки: Westminster John Knox Press, 2009), 155–6.
- Материя, Энн Э. «Комментарии к Плачам Храбана Мавра и Пасхасия Радберта», Traditio; исследования древней и средневековой истории, мысли и религии 38 (1982): 137–163.
- Минь (ред.), Работы Sancti Paschasii Radbert Abbatis Corbeiensis , PL vol. 120 (1852 г.).
- Фелан, Оуэн М. «Горизонтальное и вертикальное богословие: «таинства» в произведениях Пасхасия Радберта и Ратрамна из Корби» Harvard Theological Review 103:3 (2010) 271–289.
- Поле, Йозеф. «Святой Пасхасий Радбертус» , Католическая энциклопедия, том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911.
- Зиркель, Патрисия МакКормик. «Евхаристический спор девятого века: контекст возникновения евхаристического учения на Западе», Worship 68 (январь 1994 г.): 2–23.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрэнк, Карл Сусо. «Арсениос дер Гроссе: vom Apophthegma zum hagiographischen Text», Мемориал Дома Жана Грибомона (1920–1986) . 271–287. Рим: Патристический институт «Августиниан», 1988.
- Гнанинатан, П. Учение о реальном присутствии в «De corpore et Sanguine Domini» святого Пасхасия Радберта, 786–860. Кумбаконам: Пресса Святого Иосифа, 1942.
- Херделин, Альф. «Эпиталамий для монахинь: образность и духовность в «Изложении псалма 44 (45)» Пасхасия Радберта», « В поисках королевства ». 79-107. Стокгольм: Almquist & Wiksell Int, 1991.
- Херделин, Альф. «Возрождение эпохи Каролингов», Ежегодник истории церкви . 22–39 (1987).
- Маус, Сайрин. Феноменология Откровения: способ толкования Священного Писания Пасхасиусом Радбертом. Дейтон, Огайо: Колледж Св. Леонарда, 1970.
- Наварро Хирон, Мария Анхелес. Плоть Христа: Евхаристическая тайна в свете полемики между Паскасио Радберто, Ратрамно, Рабано Мауро и Годескалько. Мадрид: Папский университет, 1989.
- Пасхасий Радбертус, святой От Тела и Крови Господней; с приложением. Послание к Фредугарду, Эд. Б. Паулюс, Corpus Christianorum Continuation Medievalis 16, Turnhout: Brepols, 1969.
- Пасхасий Радбертус, святой Экспозиция пятой книги «Плача Иеремии». Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс, 1988.
- Питчерс, Альра Л. М. «Евхаристия: концепции Западной церкви с девятого по двенадцатый век и их нынешняя актуальность», Studia Historiae Ecclesiasticae 30 (январь 2004 г.): 140–150.
- Рейнхольд, Х. А. «Святой Радберт и Сен-Бернар», Orate Fratres 23 (17 апреля 1949 г.): 260–265.
- Штольц, Трэвис Д. «Пашазиус Радбертус и жертвоприношение мессы: средневековый предшественник Августаны XXIV», Logia 10 (2001): 9–12.
- Тавард, Джордж Х. «Церковь как евхаристическое общение в средневековом богословии», Преемственность и прерывность в истории церкви. 92–103. Лейден: Брилл, 1979.
- Я хочу, Энтони. «Эпиграфические мемуары и агиографические мемуары: «Житие святого Пасхасия Исповедника» (разделы XI-XII)», Florentissima proles ecclesiae. 553-583. Тренто: Цивис, 1996.
- Уорд, Элизабет. «Агобард Лионский и Пасхасий Радбертус как критики императрицы Юдифи», « Женщины в церкви». 15–25. Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1990.
- Ярнольд, Эдвард. «О благословениях патриархов Иакова и Моисея; Лексикологические инструменты», Журнал богословских исследований . 45 (апрель 1994 г.): 368–369.