Jump to content

История понятия творчества

То, как общества воспринимали концепцию творчества , менялось на протяжении всей истории, как и сам этот термин . Древнегреческая — корень слов « техника концепция искусства (по-гречески « техне » » и «технология»), за исключением поэзии , предполагала не свободу действий, а подчинение правилам . В Риме греческая концепция была частично поколеблена, и художники-изобразители считалось, что разделяют с поэтами воображение и вдохновение .

В средневековом христианстве латинское ( « creatio » стало обозначать Божий акт « creatio ex nihilo » «творение из ничего»); таким образом, « creatio » перестало применяться к человеческой деятельности. Однако Средневековье пошло даже дальше античности, когда оно лишило поэзию исключительного статуса: она тоже была искусством и, следовательно, ремеслом, а не творчеством.

Мужчины эпохи Возрождения стремились выразить свое чувство свободы и творчества. Однако первым, кто применил слово «творчество», был польский поэт XVII века Мацей Казимеж Сарбьевский , но он применил его только к поэзии. На протяжении более полутора веков идея человеческого творчества встречала сопротивление, поскольку термин «творение» сохранялся за творением «из ничего».

девятнадцатого века Религиозный скептицизм позволил изменить определение: теперь не только искусство признавалось творчеством, но и оно одно . А на рубеже XX века, когда заговорили также о творчестве в науках и природе , это было понято как перенесение на науки и на природу понятий, свойственных искусству.

Термин и понятие

[ редактировать ]

Древняя Греция

[ редактировать ]

У древних греков не было терминов, соответствующих словам «творить» или «творец». Выражение « poiein » («делать») применялось именно к poiesis (поэзии) и к poietes (поэту или «создателю»), которые ее создали , а не к искусству в целом в его современном понимании. Например, Платон спрашивает в «Государстве» : «Скажем ли мы о художнике, что он что-то делает?» и отвечает: «Конечно, нет, он просто подражает ». Для древних греков концепция творца и творчества подразумевала свободу действий, тогда как греческая концепция искусства предполагала подчинение законам и правилам. Искусство (по-гречески « техне » ) — это «создание вещей по правилам». , с точки зрения греков, это было бы плохим положением дел В нем не было творчества, и если бы оно было . [1]

Такое понимание искусства имело четкую предпосылку: природа совершенна , и подчинена законам, поэтому человек должен открыть ее законы и подчиниться им, а не искать свободы, которая отклонит его от того оптимума которого он может достичь. Художник был первооткрывателем , а не изобретателем . [2]

Единственным исключением из этой греческой точки зрения – большим исключением – была поэзия. Поэт создавал новые вещи, воплощал в жизнь новый мир, тогда как художник просто имитировал . И поэт, в отличие от художника, не был связан законами. Не было терминов, соответствующих «творчеству» или «творцу», но на самом деле под поэтом понимался тот, кто творит. И только он был так понят. В музыке не было свободы: мелодии предписывались, особенно для церемоний и развлечений, и назывались « номой » («законы»). В изобразительном искусстве свобода была ограничена пропорциями , которые Поликлит установил для человеческого тела и которые он назвал «каноном» (что означает «мера»). Платон утверждал в «Тимее» , что для выполнения хорошего дела необходимо созерцать вечную модель. Позднее римлянин Цицерон quae напишет, что искусство охватывает те вещи, «о которых мы знаем» (« sciuntur » ). [2]

Поэты смотрели на вещи иначе. Книга I «Одиссеи » Почему запрещаем певцу доставлять нам удовольствие пением, он сам хочет? » спрашивает: « как царство того, «что не является ни истинным, ни ложным». [3]

Древний Рим и средневековый период

[ редактировать ]

В римскую эпоху эти греческие концепции были частично подвергнуты сомнению. Гораций писал, что не только поэты, но и художники имели право отважиться на все, что пожелают (« quod libet audendi » ). В период упадка античности Филострат писал, что «можно обнаружить сходство между поэзией и искусством и обнаружить, что у них воображение общее ». Каллистрат утверждал, что «не только искусство поэтов и прозаиков вдохновлено, но и руки скульпторов одарены благословением божественного вдохновения ». Это было что-то новое: классические греки не применяли концепции воображения , и вдохновения к изобразительному искусству а ограничивали их поэзией. Латынь была богаче греческого: в ней были термины «творение» (« creatio » ) и « творец », а также два выражения — « facere » и « creare » , тогда как в греческом было только одно — « poiein ». Тем не менее, эти два латинских термина означали примерно одно и то же. [4]

Однако в христианский период произошло фундаментальное изменение: « creatio » стало обозначать Божий акт «творения из ничего» (« creatio ex nihilo » ). Таким образом, « Creatio » приобрело иное значение, чем « facere » («создавать»), и перестало применяться к человеческим функциям. Как писал римский чиновник и литературный деятель VI века Кассиодор , «вещи созданные и созданные различаются, ибо мы можем творить, а мы не можем творить». [5]

Наряду с этой новой, религиозной интерпретацией этого выражения, сохранялось древнее мнение, что искусство не является областью творчества. Это видно у двух ранних и влиятельных христианских писателей, Псевдо-Дионисия и Св. Августина . Люди более позднего средневековья, такие как Грабан Мавр и Роберт Гроссетест в 13 веке, думали примерно так же. Средневековье здесь зашло даже дальше античности ; они не делали исключения и из поэзии: она тоже имела свои правила, была искусством и, следовательно, была ремеслом , а не творчеством. [5]

Ренессанс

[ редактировать ]

В эпоху Возрождения произошли изменения в перспективе. Философ Марсилио Фичино писал, что художник «придумывает» (« excogitatio » ) свои произведения; теоретик архитектуры и живописи Леон Баттиста Альберти , что он «предопределяет» (« preordinazione » ); Рафаэль , что он формирует картину по своей идее; Леонардо да Винчи , что он использует «формы, не существующие в природе»; Микеланджело , что художник реализует свое видение, а не подражает природе; Джорджо Вазари , что «природа покоряется искусством»; венецианский теоретик искусства Паоло Пино утверждал, что живопись — это «изобретение того, чего нет»; Паоло Веронезе , что художники пользуются теми же свободами, что и поэты и сумасшедшие; Федерико Зуккари (1542–1609), что художник формирует «новый мир, новый рай»; Чезаре Чезариано (1483–1541) утверждал, что архитекторы — «полубоги». Среди музыкантов фламандский композитор и музыковед Йоханнес Тинкторис (1446–1511) требовал новизны в том, что делает композитор, и определял композитора как «того, кто производит новые песни». [6]

Еще более категоричны были те, кто писал о поэзии: Г. П. Каприано считал (1555), что изобретение поэта возникает «из ничего». Франческо Патрици (1586) рассматривал поэзию как «фикцию», «формирование», «преобразование». [7]

1600-е годы

[ редактировать ]

Вероятно, первым, кто осознанно использовал слово «творение» с точки зрения человеческого творчества, был польский поэт и теоретик поэзии 17-го века Мацей Казимеж Сарбьевский (1595–1640), известный как «последний латинский поэт». В своем трактате « De perfecta poesi » он не только писал, что поэт «изобретает», «по моде строит», но и что поэт « творит заново » de novo creat » ). Сарбьевский даже добавил: «в манере Божией» (« instar Dei » ). [7]

Сарбьевский, однако, считал творчество исключительной привилегией поэзии; творчество не было открыто для художников. «Другие искусства просто имитируют и копируют, но не создают, поскольку предполагают существование материала, из которого они создают, или предмета». Еще в конце 17 века Андре Фелибьен (1619–1675) писал, что художник является «так сказать, творцом». Испанский иезуит Бальтасар Грасиан (1601–1658) писал аналогично Сарбевскому: «Искусство есть завершение природы, как бы второй Творец …» [7]

1700-е годы

[ редактировать ]

К XVIII веку в теории искусства все чаще появляется понятие творчества. Это было связано с понятием воображения , которое было у всех на устах. Джозеф Аддисон писал, что в воображении «есть что-то вроде творчества». Вольтер заявил (1740), что «истинный поэт творческий». Однако у обоих этих авторов это было скорее лишь сравнение поэта с творцом. [8]

Другие писатели придерживались иной точки зрения. Дени Дидро считал, что воображение — это просто «память форм и содержания» и «ничего не создает», а только объединяет, увеличивает или уменьшает. Действительно, именно во Франции XVIII века идея творчества человека встретила сопротивление. Шарль Батте писал: «Человеческий разум , строго говоря, не может творить ; все его произведения несут на себе клеймо своей модели; даже монстры, изобретенные воображением, не сдерживаемым законами, могут состоять только из частей, взятых из природы». Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (1715–1747) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715–80) говорили о том же эффекте. [9]

Их сопротивление идее человеческого творчества имело тройной источник. Выражение «творение» тогда было зарезервировано для обозначения творения ex nihilo ( лат . « из ничего »), которое было недоступно человеку. Во-вторых, творение — это таинственный акт, а психология Просвещения не признавала загадок. В-третьих, художники того времени были привязаны к своим правилам, а творчество казалось несовместимым с правилами. Последнее возражение было самым слабым, поскольку уже начинало осознаваться (например, Удар де ла Мотт , 1715), что правила в конечном итоге являются человеческим изобретением . [9]

1800-е годы до наших дней

[ редактировать ]

В XIX веке искусство получило компенсацию за сопротивление предшествующих веков признанию его как творчества. Теперь не только искусство рассматривалось как творчество, но и оно одно . [9]

Искусствовед Джон Раскин часто упоминается в контексте перехода к самовыражению в истории художественного образования, хотя некоторые ученые считают это ошибочным толкованием. [10]

На рубеже 20-го века, когда стали обсуждаться творчество как в науке ( например, Ян Лукасевич , 1878–1956), так и в природе (например, Анри Бергсон ), это обычно воспринималось как перенос, на наукам и природе, понятиям, присущим искусству. [9]

Началом научного изучения креативности иногда считают Дж. П. Гилфорда обращение к Американской психологической ассоциации в 1950 году , которое помогло популяризировать эту тему. [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Владислав Татаркевич , История шести идей: очерк эстетики , с. 244.
  2. ^ Перейти обратно: а б Татаркевич, стр. 245.
  3. ^ Татаркевич, стр. 245–46.
  4. ^ Татаркевич, стр. 246.
  5. ^ Перейти обратно: а б Татаркевич, стр. 247.
  6. ^ Татаркевич, стр. 247–48.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Татаркевич, с.
  8. ^ Татаркевич, стр. 248–49.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Татаркевич, стр. 249.
  10. ^ Комацу, Кайоко (2017). «Генеалогия самовыражения: переоценка истории художественного образования в Англии и Японии». Историческая педагогика . 53 (3): 214–227. дои : 10.1080/00309230.2017.1307856 . S2CID   151503505 .
  11. ^ «Структура интеллекта Гилфорда» (PDF) . Институт совместного творчества . Проверено 20 января 2017 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 788ecae2684a6299b41962ba420bf2a7__1721277840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/a7/788ecae2684a6299b41962ba420bf2a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the concept of creativity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)