Движение за права женщин в Иране
Часть серии о |
Феминизм |
---|
Портал феминизма |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
Движение за права иранских женщин ( персидский : جنبش زنان ایران) — общественное движение за права женщин в Иране . Движение впервые возникло после иранской конституционной революции в 1910 году, когда женщины издали первое женское периодическое издание. Движение продолжалось до 1933 года, когда последнее женское объединение было распущено правительством Реза-шаха Пехлеви . Он снова вырос после иранской революции 1979 года. [1] [2]
Между 1963 и 1979 годами Движение иранских женщин одержало такие победы, как право женщин голосовать в 1963 году, что стало частью Белой революции Мохаммада Реза Шаха . Женщинам также было разрешено занимать государственные должности, а в 1975 году Закон о защите семьи предоставил женщинам новые права, включая расширенные права на развод и опеку, а также сокращение полигамии . После Исламской революции 1979 года права женщин были ограничены, и было принято несколько законов, таких как введение обязательного ношения хиджаба и общественного дресс-кода для женщин. [3] В 2016 году только 6% членов иранского парламента составляли женщины. [4] в то время как средний мировой показатель составлял около 23%. [5]
Движение за права женщин в Иране продолжает настаивать на реформах, особенно в рамках кампании «Один миллион подписей» за прекращение дискриминации в отношении женщин. [6]
После конституционной революции
[ редактировать ]Конституционная революция в Иране произошла между 1905 и 1911 годами. Вскоре после этого зародилось раннее осознание прав женщин (или, скорее, отсутствия прав), которое привело к созданию обществ и журналов. Низкий статус женщин и секретная деятельность многих их организаций и обществ ограничили объем информации по этому вопросу. Женские сочинения той эпохи, в основном появлявшиеся в газетах и периодических изданиях, являются одним из наиболее ценных источников информации о движении. Наиболее важные из этих периодических изданий перечислены ниже. [7]
Кроме того, иранские женщины знали об условиях жизни женщин и возможностях получения образования в других местах и вдохновлялись ими. [8]
Образование
[ редактировать ]Женщины-активистки решили, что образование занимает центральное место в их деле. Аргумент, который они выдвинули, заключался в том, что предоставление женщинам образования является общим благом для Ирана, позволяя матерям воспитывать лучших детей для своей страны. В начале века иностранные миссионеры основали первую школу для девочек, которую посещали преимущественно представители религиозных меньшинств. Хаджи-Мирза Хасан Рошди и Биби Ханум Астарабади позже также основали школы для девочек, но обе были быстро закрыты. В конце концов, в 1918 году, после многих лет существования частных и нерегулируемых школ, правительство выделило средства на создание десяти начальных школ для девочек и педагогического колледжа. С 1914 по 1925 год женские публикации выходили за рамки обсуждений образования и затрагивали такие темы, как детские браки, расширение экономических и социальных возможностей, а также права и правовой статус женщин.
Общества и организации
[ редактировать ]В 1906 году, несмотря на отказ парламента в их просьбе, женщины создали несколько организаций, в том числе «Общество свободы женщин», которые собирались тайно, пока не были обнаружены и подверглись нападению. Джамиат э несван э ватан-ха (Патриотическая женская лига) была основана примерно в 1918 году; он опубликовал « Носван Ватанха» .
В 1922 году Мохтарам Эскандари создала «Патриотическую женскую организацию». Ее арестовали, а ее дом сожгли. Зандохт Ширази , еще одна женщина-активистка, организовала «Женскую революционную ассоциацию». На этом раннем этапе женского движения в нем принимали участие женщины, как правило, дочери, сестры и жены известных конституционалистов. Как правило, они были выходцами из образованных семей среднего класса. Низкий статус женщин и секретная деятельность многих их организаций и обществ несколько ограничили объем информации по этому вопросу.
Ранние публикации
[ редактировать ]Женские сочинения той эпохи, в основном встречающиеся в газетах и периодических изданиях, являются одним из наиболее ценных источников информации о движении. Ниже перечислены некоторые из наиболее важных периодических изданий той эпохи (в скобках указан год выхода первого номера, иногда с указанием города издания): [1] [8]
- «Данеш» ( «Знание» , 1910) был первым еженедельным журналом, основанным женским обществом, редактором которого была женщина; он был опубликован женой врача и написан для женщин.
- Шекуфе ( «Цветение» , 1913) редактировала женщина, Мариам Мозаен-ол Садат. Его основной целью было воспитание женщин против суеверий и ознакомление их с мировой литературой.
- Zaban-e Zanan ( «Женский голос» , 1919 г. в Исфахане ) было одним из наиболее хардкорных изданий, основанным и отредактированным Седике Довлатабади в 1919 г. в Исфахане. был один из самых резких хиджаба Это критиков .
- Наме-э Бануван ( «Женское письмо» , созданное в 1921 году и отредактированное Шахназом Азадом, было еще одним критиком ношения чадры. Целью журнала, как указано под его названием, было «пробуждение страдающих иранских женщин».
- Пейк-е Саадат-е Несван (в Раште ) был опубликован Обществом Пейк-э Саадат-е Несван. Это был один из первых левых журналов в Иране. Рошанк Но'дуст (1899–?) был одним из его основателей.
- Алам Несван ( «Женская вселенная» , 1920, Тегеран ), был опубликован Ассоциацией выпускников американской школы для девочек в Тегеране. Этот журнал имел скорее информативный, чем политический тон, по крайней мере, на начальном этапе. Со временем он стал более критичным и откровенным. Это была газета, ориентированная исключительно на Запад. «Алам Несван» был одним из самых долгоиграющих изданий по женской проблематике. Относительное долголетие (14 лет) могло быть связано с принадлежностью к указанной школе.
- Джахан Занан ( «Женский мир» , 1921, первоначально в Мешхеде ), был опубликован издательством «Афак Парса». Несмотря на относительно умеренный тон, редактор столкнулся с резкой мстительностью и враждебностью со стороны местных консерваторов.
- Носван Ватанха ( «Патриотические женщины» , 1922), опубликованный Джамиат Несван Ватанха Иран ( Лига патриотических женщин Ирана или Общество патриотичных женщин ), был крупным защитником прав женщин. Издателем был Мохтарам Эскандари .
- «Дохтран Иран» ( «Дочери Ирана» , 1931 год, первоначально в Ширазе ) — газета, издаваемая Зандохтом Ширази , известной феминисткой, поэтессой и школьной учительницей, которая была активисткой с раннего возраста.
- Джамият-э несван Молука Эскандиари.
Эпоха Резы Пехлеви (1925–1941)
[ редактировать ]Первые успехи женщин были в сфере образования: в 1928 году им была оказана финансовая поддержка для обучения за границей; в 1935 году они были приняты в Тегеранский университет, [9] а в 1944 году образование стало обязательным. В 1932 году в Тегеране был организован Второй Конгресс женщин Востока , на котором иранские женщины-активистки встретились с активистками из Ливана, Египта, Индии и Ирака. [8] Довлатабади был секретарем. В 1936 году Реза Шах Пехлеви установил обязательное раскрытие женщин, известное как Кашф-е хиджаб – весьма противоречивая политика, из-за которой многие консервативные женщины просто оставались внутри дома, а не выходили в парандже и подвергались преследованиям со стороны полиции. но также вызвало десегрегацию в некоторых слоях общества. [8] Реформу поддержали многие ведущие активисты за права женщин, которые выступали за нее через женскую организацию Канун-э-Банован . [10]
Эпоха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941–1979)
[ редактировать ]В 1940-е годы возросло осознание роли женщины в обществе; и 1950-е годы - рождение многочисленных организаций по защите прав женщин, среди которых Rah-e Now (Новый путь), основанная Мехрангизом Довлатшахи в 1955 году, [11] и Женская лига сторонников Декларации прав человека, основанная Сафие Фируз в 1956 году. [12] В 1959 году пятнадцать из этих организаций сформировали федерацию под названием « Высший совет женских организаций Ирана» . [13] Высший совет решил сосредоточить свои усилия на избирательном праве женщин.
Несмотря на сильное сопротивление со стороны священнослужителей, избирательное право было получено в 1963 году, когда национальный референдум отразил общую поддержку программы реформ из 6 пунктов, известной как Белая революция , которая включала право женщин голосовать и баллотироваться на государственные должности. Шесть женщин были избраны в парламент ( меджлис ). [9] В конце 1960-х годов женщины вошли в дипломатический корпус, судебную систему и полицию, а также в корпус революционной службы (образование, здравоохранение и развитие): [14] в 1968 году Фаррохру Парса стал министром образования. Она была первой женщиной, занявшей пост в кабинете министров; в 1969 году судебная власть была открыта для женщин и были назначены пять женщин-судей, в том числе будущая лауреатка Нобелевской премии Ширин Эбади . Женщины избирались в городские, городские и окружные советы. [15]
В поисках способа создания более жизнеспособной организационной структуры женской деятельности коалиция женских групп формирует Женскую организацию Ирана . в 1966 году [16]
Женская организация Ирана
[ редактировать ]Хотя WOI находилась под покровительством принцессы Ашраф (сестры-близнеца шаха), иранским женщинам и WOI приходилось бороться за каждое улучшение в своей жизни. [17] Женская организация Ирана была некоммерческой низовой организацией, работавшей в основном через волонтеров. Его цели заключались в том, чтобы поощрять образование женщин для перемен, работать над обеспечением экономической независимости женщин и в то же время оставаться в рамках духа ислама и культурных традиций нации. Оно действовало через местные отделения и женские центры, которые предоставляли женщинам полезные услуги – курсы грамотности, профессиональную подготовку, консультирование, спортивные и культурные мероприятия, а также уход за детьми. [16] [18]
Одной из главных побед ВОИ стал Закон о защите семьи 1975 года. Он предоставил женщинам равные права при браке и разводе, расширил права женщин при опеке над детьми, увеличил минимальный брачный возраст до 18 лет для женщин и 20 лет для мужчин и практически ликвидировали многоженство. [19]
Аборт также был легализован, не привлекая особого внимания общественности, путем отмены наказания за выполнение операции, предусмотренного законом о медицинской халатности. [20] Все трудовые законы и положения были пересмотрены с целью устранить дискриминацию по признаку пола и обеспечить равную оплату за равный труд. Женщин поощряли баллотироваться на политические посты. [18]
К 1978 году почти 40% девочек шести лет и старше были грамотными; более 12 000 женщин из корпуса грамотности преподавали в деревнях; 33% студентов университетов составляли женщины, и вступительные экзамены в медицинский факультет сдавали больше женщин, чем мужчин. 333 женщины были избраны в местные советы, 22 женщины были избраны в парламент и 2 работали в Сенате. В кабинете был один министр (по делам женщин), три заместителя секретаря кабинета министров, один губернатор, посол и пять женщин-мэров. [21]
Иран также зарекомендовал себя как играющий ведущую роль в защите прав женщин среди развивающихся стран, предлагая идеи и средства для Регионального центра ООН по исследованиям и разработкам для Азиатско-Тихоокеанского региона и Международного центра исследований по проблемам женщин. [21]
После Исламской революции
[ редактировать ]После иранской революции в феврале 1979 года статус женщин существенно изменился. Массовое участие женщин в революции 1978–79 годов было отчасти результатом мобилизационных усилий женских организаций в предыдущие десятилетия, включая деятельность WOI в конце 1960-х и 70-х годов, во время которой женщины осознали свою собственную коллективную политическую власть. и понимал необходимость для женщин самоутвердиться. Женщины вышли на марш в поддержку более свободного и эгалитарного правительства. [18] С течением времени некоторые права, полученные женщинами при шахе, систематически устранялись посредством законодательства, например, принудительное ношение хиджаба , особенно чадры . [22] Вскоре после революции ходили слухи о планах принудительного ношения хиджаба и отмены некоторых прав женщин, защищенных «Законом о защите семьи», задуманным как «против ислама». Слухи были опровергнуты некоторыми государственными чиновниками, и многие женщины отказались их принять. Однако вскоре слухи оправдались. [1]
Новый семейный закон был отменен, и ношение чадры стало обязательным. [23] Фаррохру Парса , первая женщина, работавшая в кабинете министров Ирана, была казнена. [21] [24]
Закон о ношении ношения был встречен протестами разнородных групп женщин. Демонстрации были направлены не на расширение прав женщин в Иране, а просто на то, чтобы сохранить то, что они уже заработали. Было три крупных коллективных попытки выразить обеспокоенность: [1]
- Пятидневная демонстрация, начавшаяся 8 марта 1979 г.
- Конференция Единства женщин в декабре 1979 г.
- Демонстрации после указа аятоллы Хомейни об уничтожении любых символов и практик, напоминающих о правлении шаха. Следствием этого указа стало принудительное ношение хиджаба.
Эти коллективные попытки, как и более мелкие, не только встречали противодействие со стороны исламских консерваторов, но иногда наносили ущерб левым политическим группам, примером чему является организация демонстрации, запланированной федаями на тот же день, что и конференция. Единства женщин в декабре 1979 года – несмотря на упомянутые выше просьбы. [25] Фактически, у большинства левых групп не было устоявшегося видения или плана по защите прав женщин. Предполагалось, что положение женщин автоматически улучшится с созданием идеального социалистического/коммунистического общества. [26]
Аспекты исламского права, касающиеся женщин, можно увидеть в статьях 20 и 21 конституции 1979 года, и два проявления исламского права сейчас печально известны среди активистов за права женщин: забивание камнями и многоженство , если назвать два. [27]
В начале исламской революции некоторые лидеры движения за права женщин были дискредитированы. [28] [29]
Активизм двадцать первого века
[ редактировать ]Впервые после революции в 1997 году нескольким женщинам удалось попасть на стадион, чтобы посмотреть футбольный матч. [30] В специальные семейные суды были введены женщины-консультанты по правовым вопросам. [31]
Известная кампания «Миллион подписей за отмену дискриминационных законов» была начата в 2006 году с целью собрать один миллион подписей в поддержку изменения дискриминационных законов в отношении женщин в Иране и реформирования семейных законов, чтобы попросить парламент пересмотреть и реформировать действующие законы, которые дискриминируют женщин. женщины. Другая кампания называлась «Хватит забрасывать камнями навсегда». [32]
Судя по всему, степень мобилизации и сознательности среди женщин в Иране поразительна. [33] Движение за права женщин активно и хорошо организовано. [34] Движению также приписывают очень разумное использование информационных и коммуникационных технологий. [35]
Однако активное участие многих женщин в революции помогло многим женщинам осознать свой политический потенциал, и многие женщины из среднего класса стали все активнее выступать в поддержку прав женщин. Также усилилось резкое сопротивление политике, которая санкционировала полигамию, временные браки, свободный развод для мужчин и опеку над детьми отцам. Растущая тенденция женщин начала интерпретировать ислам в более гендерно-эгалитарном ключе с появлением большего числа женщин в общественной сфере и ограничением дискурса исламскими параметрами. Растущая активность и гласность принесли некоторые юридические средства борьбы с женской борьбой, например, ограничение права мужа препятствовать тому, чтобы его жена устроилась на работу, а также новый брачный договор, который давал женщинам право на развод. Судьи стали более сочувственно относиться к женским проблемам из-за трудностей, и когда некоторые реформы не прошли через законодательный процесс, правительство попыталось исправить некоторые несправедливости и дало судам инструкции, как это сделать.
По мере того, как в 1980-е годы все больше иранских девушек получали образование, а правительство открыло для женщин высшее религиозное образование, некоторые освоили технические формы исламской аргументации, которые помогли в борьбе за либерализацию прав женщин. Более того, многие женщины стали успешными предпринимателями и работали в других видных профессиях, включая парламент. Как заявил в интервью 1996 года известный светский юрист Мехрангиз Кар, «Революция дала женщинам уверенность в себе. Несмотря на все жертвы, которые они принесли, иранские женщины знают, насколько многим им обязаны их нынешние и будущие правители. Это требование больше не является требованием группы женщин; это общенациональное явление. Исламское правительство не может избежать этого, не рискуя жестоким разделением государства и религии». [36]
Смерть Махсы Амини
[ редактировать ]Смерть Махсы Амини произошла от рук иранской полиции нравов. Согласно закону, Амини не носила хиджаб и была арестована. Она была жестоко избита полицией и скончалась в больнице 16 сентября 2022 года. Ее смерть положила начало серии протестов в Иране. Во время протестов было замечено, как полиция нападала на протестующих.
Женский культурный центр
[ редактировать ]Женский культурный центр - это организация, основанная в 1990-х годах Нушином Ахмади Хорасани и Парвином Ардаланом и являющаяся центром формирования мнений, анализа и документирования женских проблем в Иране. [37] С 2005 года организация издает первый в Иране онлайн-журнал о правах женщин «Занестан», редактором которого является Ардалан. В своей постоянной борьбе с цензурой – журнал все время возвращается с новым названием – газета затрагивала вопросы брака, проституции , образования , СПИДа и насилия в отношении женщин . [38]
рисунок Журнальный
[ редактировать ]Zanan — ежемесячный женский журнал , издаваемый в Иране , основанный в 1992 году. [39] [40] Это был единственный персидский женский журнал в стране. [41] Журнал прекратил выпуск в 2008 году, но был перезапущен 29 мая 2014 года. В сентябре 2014 года его основательнице и редактору Шахле Шеркат было предъявлено обвинение в Суде по делам прессы Ирана (часть Исламского революционного суда ) в пропаганде неисламских и «устаревших» взглядов и в апреле 2015 года издание журнала снова было приостановлено. [42] Занан сосредоточил внимание на проблемах иранских женщин с исламской точкой зрения и намеревался защищать и продвигать их права. [40] Однако ежемесячный журнал проверил политическую почву, освещая политику реформ, домашнее насилие и секс. Темы статей охватывали спорные вопросы от домашнего насилия до пластической хирургии . Он утверждал, что гендерное равенство является исламским и что религиозная литература неправильно читалась и присваивалась женоненавистниками. Механгиз Кар , Шахла Лахиджи и Шахла Шеркат , редакторы «Занан» , возглавили дебаты о правах женщин и потребовали реформ. Руководство не отреагировало, но впервые после революции не заставило движение замолчать. [43]
Один миллион подписей
[ редактировать ]«Миллион подписей за отмену дискриминационных законов», также известную как «Изменение ради равенства», — это кампания женщин в Иране по сбору одного миллиона подписей в поддержку изменения дискриминационных законов в отношении женщин в их стране. Кампания направлена на обеспечение равных прав в браке и наследовании, прекращение полигамии и ужесточение наказаний за убийства чести и другие формы насилия. [44] Он был основан в конце августа 2006 года в Тегеране Нушином Ахмади Хорасани и Парвином Ардаланом , которые были приговорены к трем годам тюремного заключения за «угрозу национальной безопасности». [45] [46]
Активисты движения подверглись нападению и заключению в тюрьму со стороны правительства, и кампании пришлось продлить двухлетнюю цель, чтобы собрать полное количество подписей. [47] [48]
Моя тайная свобода
[ редактировать ]«Моя тайная свобода» — это онлайн -движение , основанное в 2014 году Масихом Алинежадом . [49] журналист и активист иранского происхождения, проживающий в Соединенном Королевстве. [50] и США . Это движение началось со Facebook страницы My Stealthy Freedom , где женщины из Ирана публикуют свои фотографии без шарфов , и к концу 2016 года страница на Facebook превысила 1 миллион лайков. Инициатива получила широкое международное и национальное освещение, [51] Были большие надежды на то, что переизбрание президента Ирана Хасана Рухани приведет к отмене закона об обязательном ношении хиджаба, чего так и не произошло. С этой целью Алинежад запустила «Белые среды», где женщины протестуют против закона, надевая по средам белую чадру (мужчины в знак солидарности повязывают себе на запястья белые ленты). [52]
Иранский феминизм
[ редактировать ]Иранские феминистки обычно делятся на два лагеря, когда речь идет о движении за права женщин в Иране после 1979 года. Некоторые считают, что исламизация привела к «маргинализации» женщин. Другие полагают, что благодаря динамичному характеру исламского права, известного как шариат, в Иране сформировалось уникальное сознание феминизма. Обе эти точки зрения были оспорены. [53]
Среди борцов за права женщин в Иране феминизм означает разные вещи. Между светскими феминистками и теми, кого называют исламскими феминистками, наблюдается серьезный контраст в природе феминизма. [53]
Исламские феминистки , или, точнее, мусульманские феминистки, являются защитниками прав женщин, которые стремятся улучшить статус женщин посредством более благоприятных интерпретаций исламского закона, поддерживая так называемую «динамическую интерпретацию» ( Feqh-e pouya на персидском языке). Некоторые мусульманские феминистки предпочитают термин «местные феминистки» ( феминистка-е буми ).
Несмотря на разногласия между различными фракциями, когда дело доходит до улучшения положения женщин, феминистские группы показали, что они могут сотрудничать, уделяя особое внимание общим позициям. [54] Например, главный редактор «Занан» журнала Шахла Шеркат , женщина с определенными религиозными убеждениями, пригласила видную правозащитницу мусульманских женщин Ширин Эбади и видную светскую активистку за права женщин Мехрангиз Кар писать о женских проблемах в своем журнале. [53] Эти активисты также воспользовались новыми технологиями в своих усилиях по защите прав женщин; Мехрангиз Кар, например, вела занятия и писала руководства по защите прав женщин для Tavaana: Института электронного обучения иранского гражданского общества . [55]
Женские исследования в Иране
[ редактировать ]Благодаря усилиям защитников прав женщин в Иране, в 2001 году Университет Алламе Табатабаи , Университет Тарбиат Модарес и Университет Альзахра инициировали программы женского обучения на уровне магистра гуманитарных наук, а вскоре после этого Тегеранский университет начал аналогичный университетский курс для получения степени. Есть три подспециальности: женщины и семья, история женщин и права женщин в исламе. Утверждается, что эти программы необходимы, чтобы попытаться исправить часть ущерба, нанесенного многовековым доминированием негативных взглядов на женщин в социологическом и гуманистическом плане, а также другими трудностями, от которых страдают женщины в Иране. Есть надежда, что выпускники программ женских исследований смогут представить гендерно-нейтральные точки зрения. [56]
Некоторые из наиболее известных активистов: [8] [25]
- Тахири также называл Куррату ль-Айна Фатимой Барагани (1814 или 1817 - 16–27 августа 1852 г.)
- Захра Ханом Тадж эс-Салтане (дочь Насера ад-Дин Шаха) (1883–1936)
- Биби Ханум Астарабади (1859–1921)
- Туба Азмуде (1878–1936)
- Седике Довлатабади (1882–1962)
- Мохтарам Эскандари (1895–1924)
- ФахрАфаг Парса (1898–?)
- Рошанк Но'дуст (1899–?)
- Фар-Озма Аргун (1899–1966)
- Шахназ Азад (1901–1961)
- Нур-ол-Хода Мангене (1902–?)
- Зандохт Ширази (1909–1953)
- Марьям Амид (Мариам Мозаен-ол Садат) (?–1919)
- Фаррохру Парса (1922–1980)
- Махназ Афхами (р. 1941)
- Мехрангиз Кар (р. 1944)
- Азам Талегани (1944–2019)
- Захра Рахнавард (р. 1945)
- Фатеме Карруби (р. 1949)
- Шахла Шеркат (р. 1956)
- Махбубе Аббасголизаде (р. 1958)
- Roya Toloui (b. 1966)
- Парвин Ардалан (р. 1967)
- Нушин Ахмади Хорасани (р. 1970)
- Шима Калбаси (р. 1972)
- Голбарг Баши (р. 1974)
- Шади Садр (р. 1974)
- Афина Фаргадани (р. 1987)
- Фаезе Хашеми Рафсанджани (р. 1962)
- Шокуфе Кавани (р. 1970)
- Бахаре Хедаят (р. 1981)
- Форох Азарахши (1904–1963)
- Элахе Кулаи (р. 1956)
- Мастуре Афшар (1898–1951)
См. также
[ редактировать ]- Смерть Махсы Амини
- Глобальное женское движение
- Хома Дараби
- Интеллектуальные движения в Иране
- Закон Ирана о защите семьи
- Иранские женщины
- Кампания на миллион подписей
- Половая сегрегация в Иране
- Женщины в Иране
- Права женщин в Иране
- Захра Бани Яхуб
- Захра Каземи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Санасарян 1982 , стр. 101-1. 124–129
- ^ Афари, Джанет. Иранская конституционная революция, 1906–1911 гг. , Издательство Колумбийского университета, 1996.
- ^ «Иранские женщины и движение за гражданские права в Иране: взаимодействие феминизма» (PDF) . Государственный колледж Бриджуотера. Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2012 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ «Женщины в парламентах: мировая классификация» . Межпарламентский союз . Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ «Женщины в парламентах: средние показатели по миру и региону» . Межпарламентский союз . Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ «Кампания по сбору миллиона подписей Ирана: ведущий голос за демократию» . Дайджест демократии. Архивировано из оригинала 26 июня 2010 г. Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Санасарян 1982 , стр. 107-1. 32–37
- ^ Jump up to: а б с д и Эттехади, Мансуре (2004). Истоки и развитие женского движения в Иране, 1906-41 годы в книге « Женщины в Иране с 1800 года до Исламской Республики» , Лоис Бек и Гити Нашат . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07189-8 .
- ^ Jump up to: а б Эсфандиари, Халех (2004). Роль женщин-членов парламента, 1963-88 годы среди женщин в Иране с 1800 года до Исламской Республики Лоис Бек и Гити Нашат . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07189-8 .
- ^ П. Пайдар, Женщины и политический процесс в Иране двадцатого века, Кембридж, Великобритания, 1995.
- ^ «Интервью Мехрангиза Довлатшахи «Устная история»» . Фонд иранских исследований . Бетесда, Мэриленд, США. Архивировано из оригинала 24 марта 2010 года . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ «Интервью Фарангиса Еганеги Сахароха по устной истории» . Фонд иранских исследований, местоположение = Бетесда, Мэриленд, США . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Пайдар, Парвин (1995). Женщины и политический процесс в Иране двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-59572-8 .
- ^ Расширение мусульманских традиций: планирование семьи в Иране (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ «Иранские женщины в эпоху модернизации: хронология» . Фонд иранских исследований . Бетесда, доктор медицины, США: Фонд иранских исследований . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Введение в Женскую организацию Ирана» . Фонд иранских исследований . Бетесда, доктор медицины, США: Фонд иранских исследований . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Наджмабади, Афсане (1991). Опасности современности и морали: женщины, государство и идеология в современном Иране в книге «Женщины, ислам и государство», Дениз Кандиоти (ред.) . Лондон: Издательство Университета Темпл. ISBN 978-0-87722-786-1 .
- ^ Jump up to: а б с Афхами, Махназ (2004). Женская организация Ирана: эволюционная политика и революционные изменения в положении женщин в Иране с 1800 года до Исламской Республики Лоис Бек и Гити Нашат . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07189-8 .
- ^ «Реформа и регресс: судьба Закона о защите семьи» . Феминистская школа. Архивировано из оригинала 16 июня 2020 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Афхами, Махназ (1994). Женщины и закон в Иране 1967-1978 гг . Бетесда, доктор медицины: Фонд иранских исследований.
- ^ Jump up to: а б с Афхами, Махназ (1984). Иран: Будущее в прошлом. «Дореволюционное» женское движение в сестринстве глобально: Антология международного женского движения , Робин Морган (ред.) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-1-55861-160-3 .
- ^ Санасарян 1982 , с. 136
- ^ «Иранские женщины и движение за гражданские права в Иране: взаимодействие феминизма» (PDF) . Государственный колледж Бриджуотера. Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2012 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Хансен, Лиана (23 августа 2009 г.). «Казнен, но не забыт: иранский Фаррохру Парсай» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 22 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Санасарян 1982 г.
- ^ Санасарян 1982 , стр. 107-1. 144–147
- ^ Санасарян 1982 , стр. 107-1. 131–136
- ^ « Я была последней женщиной-министром Ирана » . Би-би-си. 19 августа 2009 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ «Ахмадинежад назначит женщин-министров» . PRI's Мир. Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 г. Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Гольбанг, Рамин (11 декабря 1997 г.). «У Ирана есть надежда, или футбол как метафора» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Гейтанчи, Элхам (2000). «Хронология событий, касающихся женщин в Иране после революции 1979 года» . Социальные исследования, лето 2000 г. Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ «Хватит забивать камнями навсегда» .
- ^ «Права женщин в Иране» . PRI's Мир. Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 г. Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ «Несмотря на все трудности, женское движение в Иране сохраняется» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ « Это первая интернет-революция, ее возглавляют женщины и блоггеры » . Коррьере делла Серра . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Кедди, Никки Р. Современный Иран: корни и результаты революции. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2006. Страницы 292–294.
- ^ Ульберг, Сара (8 марта 2008 г.). «Лауреаты премии Пальме остановились в полете» . Dagens Nyheter (на шведском языке) . Проверено 4 марта 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Иранское движение за права женщин и кампания по сбору миллиона подписей» . www.payvand.com .
- ^ Падрейг Рейди (январь 2008 г.). «Иран: закрылся ведущий женский журнал» . Индекс . Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Сара Ансари; Ванесса Мартин (1 мая 2014 г.). Женщины, религия и культура в Иране . Тейлор и Фрэнсис. п. 170. ИСБН 978-1-317-79339-7 . Проверено 6 сентября 2014 г.
- ↑ ИРАН: Занан, голос женщин, заставили замолчать , Рамин Мостагим, Los Angeles Times , 29 января 2008 г. Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ Брекке, Кира (3 сентября 2014 г.). «Редактор иранского журнала Zanan предстает перед судом за пропаганду антиисламских взглядов» . Хаффингтон Пост . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Женское движение: иранский журнал Zanan.
- ^ «Битва блогов» . www.newstatesman.com . 11 сентября 2008 г.
- ^ Гражданское общество в сравнительном мусульманском контексте : Дебаты о женщинах: гендер и общественная сфера в послереволюционном Иране. Зиба Мир-Хосейни, 2002 г.
- ^ «Кампания «Один миллион подписей» в Иране» . amnestymena.org .
- ↑ Иранских активистов за права женщин опорочили , Найере Тохиди, Women's eNews, 17 сентября 2008 г.; по состоянию на 21 сентября 2008 г.
- ^ победа над брачным законодательством , Борзу Дарагахи, Los Angeles Times , 3 сентября 2008 г.; по состоянию на 21 сентября 2008 г.
- ^ Хиабаны 2016 , с. 225
Седдиги; Тафакори 2016 , с. 925
Талебиан 2016 , стр. 2 и 7
Тахмасеби-Биргани 2017 , с. 186 - ^ Новак; Хазраи 2014 , с. 1094
Ку 2016 , стр. 142–143.
Седдиги; Тафакори 2016 , с. 925 - ^ Хиабаны 2016 , с. 225
- ^ «Белые среды протестуют против обязательного ношения хиджаба в Иране | Clarion Project» . Проект Кларион . 13 июня 2017 г. Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Ростами Повей, Э. (2001). Оспаривание институциональных владений в Иране в сфере возможного: женщины Ближнего Востока в политическом и социальном пространстве . Феминистское обозрение № 69. стр. 44–72.
- ^ «Кампания по сбору миллиона подписей иранских женщин за равенство: внутренняя история» . Женское образовательное партнерство . Проверено 30 апреля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Защита прав женщин в Иране» . Таваана: Институт электронного обучения иранского гражданского общества . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ^ Женские исследования, книги и женские организации . Социологическая ассоциация Ирана (группы женских исследований). 2006. Тегеран
Библиография
[ редактировать ]- Хиабани, Голам (2016). «15. Важность социальных сетей в социальных сетях: уроки Ирана». В Брунсе, Аксель; Энли, Ганн; Скогербо, Эли; Ларссон, Андерс Олоф; Кристенсен, Кристиан (ред.). Routledge Companion по социальным сетям и политике . Нью-Йорк: Рутледж ; Тейлор и Фрэнсис . стр. 223–234. дои : 10.4324/9781315716299 . hdl : 11343/124284 . ISBN 9781138860766 . OCLC 949809653 .
- Ку, Ги Ён (2016). «Быть собой и иметь скрытую свободу: взаимодействие иранских женщин с социальными сетями» . Revista de Estudios Internacionales Mediterraneos . 21 (2016). Мадрид: Мадридский автономный университет : 141–157. дои : 10.15366/reim2016.21.011 . hdl : 10486/676926 . ISSN 1887-4460 . OCLC 6911173726 .
- Новак, Элисон Н.; Хазраи, Эмад (ноябрь 2014 г.). «Скрытый протестующий: риск и женское тело в социальных движениях в Интернете». Феминистские медиа-исследования . 14 (6). Бейзингсток: Рутледж ; Тейлор и Фрэнсис : 1094–1095. дои : 10.1080/14680777.2014.975438 . ISSN 1468-0777 . OCLC 5696610168 . S2CID 143773123 .
- Рухоф, Милан, Сан-Франциско; Тракилович, Милица; Мидден, Ева (2016). Совместная битва против хиджаба? Критический дискурс-анализ «Моей скрытой свободы» и освещения в западных СМИ (PDF) (Диссертация). Утрехт: Университет Утрехта . OCLC 958942537 .
- Седдиги, Гильда; Тафакори, Сара (август 2016 г.). «Транснациональное посредничество в государственном гендерном насилии: случай Ирана». Феминистские медиа-исследования . 16 (5). Бейзингсток: Рутледж ; Тейлор и Фрэнсис : 925–928. дои : 10.1080/14680777.2016.1213575 . ISSN 1468-0777 . S2CID 151547466 .
- Тахмасеби-Биргани, Виктория (2017). «11. Социальные сети как площадка преобразующей политики: онлайн-соревнования иранских женщин». В Вахабзаде, Пейман (ред.). Борьба Ирана за социальную справедливость: экономика, агентство, правосудие, активизм . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан ; Спрингер Природа . стр. 181–198. дои : 10.1007/978-3-319-44227-3_11 . ISBN 9783319442266 . OCLC 953598337 .
- Талебиан, Сара (июль 2016 г.). «Моя тайная свобода» и иллюзия активизма; Сфотографируйтесь и станьте активистом . Конференция аспирантов ECPR. Тарту: Тартуский университет ; Европейский консорциум политических исследований (ECPR) . стр. 1–14.
- Санасарян, Элиз (1982). Движение за права женщин в Иране . Нью-Йорк: Прегер. ISBN 0-03-059632-7 .