Седике Доулатабади
Седике Доулатабади | |
---|---|
Сиддика Долатабади | |
![]() | |
Рожденный | 1882 |
Умер | 30 июля 1961 г. | ( 1961-07-30 )
Доулатабади Сидике : صدیقه دولتآبادی ; 1882 в Исфахане — 30 июля 1961 в Тегеране ) — иранская активистка -феминистка и журналистка , одна из пионерских фигур персидского женского движения .
В одном из случаев, когда Довлатабади арестовали за свою деятельность, она ответила:
Сэр, я родился на сто лет позже, если бы я родился раньше, я бы не позволил женщинам быть так униженными и запертыми в ваших цепях. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Довлатабади родился в 1882 году в Исфахане . [ 2 ] Ее отцом был Хади Долатабади, а матерью - Хатаме Бегум. [ 3 ] Ее отец был прогрессивным религиозным юристом и позволил Долатабади начать образование на персидском и арабском языках в Тегеране . [ 2 ] Затем она продолжила среднее образование в Академии Дар-ол-Фонун. [ 2 ] В 15 лет она вышла замуж за Этезада аль-Хакму, но они развелись, поскольку Довлатабади был бесплоден. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]
Довлатабади считал, что единственный путь улучшения положения женщин лежит через их образование. [ 4 ] В 1917 году она основала одну из первых начальных школ для девочек под названием «Умм аль-Мадарис» («Мать школ»). [ 1 ] Школа была закрыта после возражений со стороны религиозных консерваторов, в результате чего Довлатабади был избит и заключен под стражу на три месяца. [ 5 ]
Она признала, что для просвещения женщинам нужны новости и статьи, посвященные их проблемам и проблемам. первую женскую газету Это привело к тому, что в 1919 году она основала в Исфахане под названием «Забан-э Занан» . [ 6 ] Это была третья женская газета, издававшаяся в Иране, до 1921 года вышло 57 номеров. [ 6 ] Он отличался прогрессивной позицией и откровенным характером статей о правах женщин. [ 6 ] В своей первой редакционной статье она заявила, что газета хочет бросить вызов «отсталости и слабоумию» прав женщин в городе. [ 7 ] В это же время она также основала Женскую ассоциацию Исфахана. [ 8 ]
Когда Второй Восточный женский конгресс в 1932 году в Тегеране был организован , Шамс Пехлеви был его президентом, а Довлатабади - секретарем. [ 9 ]
Довлатабади был противником вмешательства Великобритании в дела Ирана. [ 3 ] Вместе с другими женщинами-единомышленницами она выразила свое несогласие с соглашением, бойкотируя импортные товары, посещая кафе и призывая их не использовать иностранный сахар. [ 3 ]
С 1925 года в интеллектуальном сообществе, газетах и женских журналах Ирана велись дебаты о раскрытии женщин и о том, может ли это действовать как модернизирующая сила в стране и увеличивать участие женщин в обществе. [ 10 ] В конце 1920-х и 1930-х годах ходили слухи, что правительство планировало ввести политику принудительного открытия хиджаба (реформа, известная как Кашф-э хиджаб , была обнародована в 1936 году). [ 9 ] Довлатабади был ярым сторонником раскрытия женщин. [ 2 ] Однако это привело к угрозам ее жизни. [ 7 ]
В 1926 году она посетила конференцию Международного союза женщин в Париже и по возвращении была одета в европейскую одежду и отказалась носить чадру. [ 11 ] Считается, что она была первой женщиной, сделавшей это. [ 9 ] появление на публике в 1928 году было полностью раскрыто. [ 12 ] Другим сторонником открытия была Хадидже Афзал Вазири , которая вместе с Довлатабади выступала за изменение моды. [ 13 ] Когда шах запретил ношение чадры в 1936 году, Довлатабади была активным сторонником реформы и участвовала в новом женском комитете Канун-э Бануван (Женское общество), созданном правительством. [ 8 ] Комитет возглавила дочь шаха принцесса Шамс с целью объединения женских организаций и подготовки женщин к открытию. [ 9 ]
К 1941 году Довлатабади была директором Женского центра, однако организация имела небольшую автономию — например, им требовалось разрешение Министерства образования на организацию чествования памяти поэта Парвина Этесами . [ 14 ]


Довлатабади умер 27 августа 1961 года в возрасте 80 лет в Тегеране. [ 15 ] Она болела раком. [ 3 ] Она была похоронена рядом со своим братом на кладбище Имамзаде Исмаил в Зарганде, однако во время революции 1978 года ее могила была повреждена, а останки осквернены. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]
Часть архива Довлатабади хранится во Всемирном фонде социальных исследований в Амстердаме. [ 16 ] Часть этого архива экспонировалась в феврале 2016 года на выставке, посвященной женскому движению. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «УНИКАЛЬНЫЙ СЕДИКЕ ДОУЛАТАБАДИ» . ЖУРНАЛ ВЕЩЕСТВА . 07.09.2020 . Проверено 14 декабря 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д «Иранские личности: Седике Доулатабади» . www.iranchamber.com . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Международная сеть солидарности с борьбой иранских женщин» . www.iran-women-solidarity.net . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Моншипури, Махмуд (2006). «Обзор религии и политики в современном Иране: читатель» . Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока . 40 (2): 271–273. дои : 10.1017/S002631840005015X . ISSN 0026-3184 . JSTOR 23062905 . S2CID 164551411 .
- ^ Могисси, Хайде (1 апреля 2008 г.). «Исламский культурный национализм и гендерная политика в Иране» . Ежеквартальный журнал «Третий мир» . 29 (3): 541–554. дои : 10.1080/01436590801931504 . ISSN 0143-6597 . S2CID 145128290 .
- ^ Jump up to: а б с «ЗАБАН-Е ЗАНАН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Чилдресс, Диана (01 января 2011 г.). Равные права – наше минимальное требование: Движение за права женщин в Иране 25 . Книги двадцать первого века. п. 33. ISBN 978-0-7613-5770-4 .
- ^ Jump up to: а б Афари, Джанет (9 апреля 2009 г.). Сексуальная политика в современном Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-39435-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Бек, Лоис; Нашат, Гити (2004). Женщины в Иране с 1800 года до Исламской Республики . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07189-8 .
- ^ Чехаби, Хоучанг Э. (1993). «Постановка новой одежды императора: дресс-код и государственное строительство при Реза-шахе» . Иранские исследования . 26 (3–4): 209–233. дои : 10.1080/00210869308701800 . ISSN 0021-0862 .
- ^ «Женский центр | Фонд иранских исследований» . fis-iran.org . Проверено 15 декабря 2020 г.
- ^ Заргарян, Танназ (11 августа 2020 г.). «Стремление иранских женщин к самоосвобождению через Интернет и социальные сети: эмансипаторская педагогика» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Могисси, Хайде (2005). Женщины и ислам: женские движения в мусульманских обществах . Тейлор и Фрэнсис. п. 231. ИСБН 978-0-415-32421-2 .
- ^ Могиси, Хайде (1996), Могиси, Хайде (редактор), «Женщины и социальные реформы» , Популизм и феминизм в Иране: борьба женщин в революционном движении, определяемом мужчинами , Женские исследования в серии Йорка, Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 37–53, дои : 10.1007/978-1-349-25233-6_3 , ISBN 978-1-349-25233-6 , получено 15 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Иранские женщины, которых вы должны знать: Седике Доулатабади» . ИранВайр | Даня . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б ПДН (8 февраля 2016 г.). Выставка персидского феминизма в Амстердаме. « Проверено 15 декабря 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Седике Довлатабади: Письма, сочинения и воспоминания , под ред. Афсане Наджмабади и Махдохт Санати, 3 тома. (Мидленд, Чикаго, 1998). [на персидском языке]
- Жасмин Хосравие, Забан-и Занан – Голос женщин. Жизнь и деятельность Шадики Даулатабади (1882–1961) (EB-Publishers, Берлин, 2012). [на немецком языке]
- Мохаммад Хосейн Хосрупана, Цели и борьба иранских женщин от конституционной революции до династии Пехлеви (Паям-э Эмруз, Тегеран, 2002 г.). [на персидском языке]
- Афсане Наджмабади, Женщины с усами и мужчины без бороды: Гендерные и сексуальные тревоги иранской современности (Университет Калифорнии Пресс, Беркли, 2005).
- Элиз Санасарян, Женское движение в Иране: мятеж, умиротворение и репрессии с 1900 года до Хомейни (Praeger, Нью-Йорк, 1982).
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Седике Доулатабади, на Викискладе?