Мирза Алекпер Сабир
Мирза Алекпер Сабир | |
---|---|
![]() Сабир, начало 1900-х годов. | |
Рожденный | Тахирзаде, сын Алекпера Зейналабдина 30 мая 1862 г. Шемаха , Азербайджан |
Умер | 12 июля 1911 г. Шемаха , Азербайджан | ( 49 лет
Псевдоним | Мират, Сабир, Хоп-Хоп, Фасиль |
Период | 1903-1911 |
Жанр | Лирическая поэзия , Сатира , Литературный реализм |
Мирза Алекпер Сабир ( азерб . Mirzə Ələkbər Sabir ); Алекпер Зейналабдин оглы Тахирзаде (30 мая 1862, Шемаха — 12 июля 1911, Шемаха) — азербайджанский поэт-сатирик, общественный деятель, философ и педагог. Он сформировал новое отношение к классическим традициям, отвергнув проторенные пути в поэзии.
Жизнь
[ редактировать ]Мирза Алекпер Сабир родился 30 мая 1862 года в Шемахе в бедной семье. В то время ислам в обществе доминировала религия . Его мать Салтанат была религиозной мусульманкой. Его отец Зейналабдин Тахирзаде был купцом. У него было 7 сестер и брат. Начальное образование он получил в духовной школе. Сабир воспитывался в патриархально-религиозной атмосфере. В 1874 году, когда ему было двенадцать лет, Алекпер поступил в школу Сейида Азима Ширвани , поэта и учителя, где в отличие от традиционных школ преподавали общеобразовательные предметы, а также азербайджанский и русский языки. В то время эта школа считалась очень прогрессивной. Личные контакты с этим человеком во многом повлияли на становление Сабира как поэта. Вдохновленный Сейидом Азимом , Сабир начал переводить персидскую поэзию и писать стихи на азербайджанском языке.
11 апреля 1908 года поэт, сдавший экзамены в Духовном управлении Бакинской губернии, отправился в Тифлис и получил от Кавказского управления шейх-уль-ислама диплом родного языка и учителя шариата. Однако после полученного им письма из Гори он некоторое время работал помощником учителя в Шамахинской школе.
В сентябре того же года Сабир смог открыть школу «Умид». В этой школе обучалось около 60 учеников. Как и в других новых школах, ученики сидят на скамейке, пользуются наглядными пособиями и совершают короткие экскурсии. В школе Корана и шариата преподавали родной язык, персидский язык, географию и природу, а также уроки .
Мирза Алекпер Сабир умер 12 июля 1911 года в расцвете своих творческих сил. Сабир был похоронен в своем родном городе Шемахи на кладбище «Едди Гумбез» («Семь куполов»), у подножия холма.

На протяжении всей жизни Сабира преследовала бедность. Он был обязан заботиться о благополучии своей семьи, едва зарабатывая на жизнь себе и своему хозяйству. Времени на литературную деятельность не оставалось, тем более, что призрак бедности приобретал все более отчетливые очертания. Сабир пытался стать купцом, но это ему не удалось. Вместо этого он много путешествовал по Центральной Азии и Ближнему Востоку. [1]
Карьера
[ редактировать ]Мирза Алекпер Сабир написал свое первое стихотворение, когда ему было восемь лет. Его произведения отражали как положительные, так и отрицательные стороны жизни в Азербайджане. В первые годы он писал только лирические газели , элегии , хвалебные и траурные стихи. Его первая работа была напечатана в 1903 году в газете «Шарги-Русь» («Русский Восток»). Между 1903 и 1905 годами Сабир сотрудничал в нескольких газетах и журналах, таких как « Дебистан » (Печальная школа), « Зенбур » (Овод), « Иршад » (Путеводитель), « Хагигат » (Правда) и « Хаят » (Жизнь). . [2]
В 1900 году, после учебы за границей, современный молодой поэт Аббас Саххат местная интеллигенция вернулся в Шемаху, в доме которого часто собиралась . Сабир привлек внимание Аббаса Саххата, и у них завязалась близкая дружба, которая продлилась до смерти Сабира. Аббас Саххат, ценя талант Сабира, всегда поощрял и поддерживал его.
Русская революция 1905 года оказала сильное влияние на творчество Сабира, придав ему революционный дух. Эта революция, за которой последовало распространение демократических тенденций по всей Российской империи, положила начало новой эпохе в литературной деятельности Сабира. Ударные волны потрясений вызвали появление множества сатирических публикаций. Самым известным из них был журнал «Молла Насреддин» , популярный на всем Кавказе, Ближнем Востоке и в Средней Азии, его издателем был Джалил Мамедгулузаде . С этим изданием связаны лучшие, самые творческие зрелые годы Сабира. Его перо не упустило ни одного политического события, ни одной проблемы, характерной для еще феодально-патриархального азербайджанского общества, и он воплотил свои идеи в волнующих, заставляющих задуматься образах. Он принимал активное участие в деятельности журнала, разоблачая в своих стихах негативные моменты общества, страстно осуждая поведение и действия богатых людей. Он писал о произволе царских чиновников, помещиков и невежество беев к своему народу, отсталость духовенства, забитое положение женщин и социальное положение трудящихся.
Сабир внес значительный вклад в революционное движение в Иране и Турции в период с 1905 по 1910 год. В своих стихах он едко критиковал режим султана Абдул-Хамида и Мохаммеда Али Шаха. Реализм, общественно-политический лиризм и острая сатира - вот основные элементы, характеризующие творчество Сабира, сыгравшего революционизирующую роль в воспитании молодого поколения.
Поэзия Сабира снискала ему народное уважение и популярность, в то же время поставив его в весьма рискованное и опасное положение. Он подвергался преследованиям, нападениям и оскорблениям со стороны чиновников, мулл и кочу (вышибал), которые угрожали ему расправой. Поэтому Сабир (этот псевдоним означает терпение) имел более пятидесяти псевдонимов, таких как Мират, Фазиль, Аглар-Гюлеген и другие. Но даже это не могло помочь ему спастись от преследования. Одним из его ранних псевдонимов был «Хоп-Хоп», что означает название вида птиц.
Социальная сатира Сабира впервые в азербайджанской литературе подняла проблему классового угнетения . В политических сатирах отражались разгоны Государственной думы в России, происки самодержавия против освободительного движения в странах Ближнего Востока, происки международной реакции. В социальных сатирах «Что нам надо?», «Плач», «Нищий», «Что мне делать?», «Жалоба старика» и других Сабир впервые в азербайджанской литературе , поднял вопрос о неравенстве в обществе.
Бедность, переутомление, бесконечные заботы о большой семье и гонения отрицательно сказались на его здоровье. Он зарабатывал на жизнь варением мыла и часто болел. В 1910 году заболевание печени Сабира приняло серьезный оборот, оказавшийся необратимым. Даже будучи больным, Сабир продолжал писать. Незадолго до смерти он сказал своим друзьям, стоявшим у его постели: «Я положил свою плоть за свой народ. Но если бы Бог дал мне больше времени, я бы положил и свои кости…»
Хопхопназвание
[ редактировать ]После его смерти, в честь памяти Сабира, его жена Буллурнисе и его друзья Аббас Саххат и М.Махмудбеков собрали стихи Сабира и опубликовали их под названием «Hophopname» в 1912 году. Два года спустя вышло второе, лучшее издание «Hophopname» был выпущен людьми. [3] [4] Используя широкий спектр выразительных средств, некоторые из которых были впервые введены им в азербайджанскую поэзию, Сабир составил галерею социальных типов носителей различных пороков невежества, косности и стяжателей, предавших интересы народа в эта книга.
Стихи Сабира, его едкие эпиграммы, словесные автопортреты появились на страницах журнала «Молла Насреддин» с красочными иллюстрациями художника Азима Азимзаде и стали достоянием международного читателя, так как журнал был принят в городах России , Ирана , Афганистан , Египет , Индия и другие страны. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ТАБЕР - МИРЗА АЛИ-АКБАР ТАГЕРЗАДА» .
- ^ «ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» .
- ^ «ЗЕРКАЛО ЕГО ВРЕМЕНИ: ПОЭТ МА САБИР» .
- ^ «Хопхопнамə» (PDF) . bakumodernschool.az . Проверено 14 января 2019 г.
- ^ "КЛАССИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" .