Хамид Араслы
Хамид Араслы | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Гянджа , Азербайджан | 23 февраля 1902 г.
Умер | 20 ноября 1983 г. Баку , Азербайджан | ( 81 год
Известный | Публикация Книги Деде Коркута |
Награды | Заслуженный деятель науки Азербайджана |
Академическое образование | |
Альма-матер | Азербайджанский Государственный Педагогический Университет |
Академическая работа | |
Дисциплина | Филология , литературоведение , история литературы |
Учреждения | Национальная академия наук Азербайджанской ССР |
Хамид Мамедтаги оглу Араслы ( азербайджанский : Həmid Hacı Məmmədtağı oğlu Araslı 23 февраля 1902 — 20 ноября 1983) — азербайджанский литературный критик , наук доктор филологических ; и академик Национальной академии наук Азербайджана . [ 1 ] Он признан одним из крупнейших литературных критиков и филологов Азербайджана.
Хамид Араслы провел обширное критическое исследование творчества таких известных азербайджанских и персидских поэтов, как Низами Гянджеви , Фузулы , а также Имамаддина Насими . [ 2 ] Он является автором множества работ по истории азербайджанской литературы. Одним из его наиболее важных вкладов в свою область является выпуск первого полнотекстового русского издания Книги Деде Коркута в 1939 году. [ 3 ]
Период его деятельности соответствует усилению репрессий в Советском Союзе . [ 4 ] В 1936 году, используя восточные рукописи, которые он собирал в течение нескольких лет, Хамид Араслы создал Бюро рукописей Национальной академии наук Азербайджана. Однако год спустя некоторые из сохранившихся в бюро рукописей оказались противоречащими принципам советской идеологии . Впоследствии академик был уволен со своей должности. [ 2 ] Советские власти также оказывали на него давление из-за публикации «Книги Деде Коркут». Книга, представляющая собой сборник эпических рассказов, описывающих образ жизни кочевых тюркских народов и их доисламские верования , подверглась критике со стороны советского правительства за якобы пропаганду буржуазного национализма . [ 5 ] Тем не менее издание дастанов в этот период не прекратилось полностью. [ 6 ]
Биография
[ редактировать ]Хамид Араслы родился 23 февраля 1902 года в Гяндже в семье священника. Его отец был одним из духовных интеллектуалов своего времени. В 1922 году начал учебу в Гянджинской учительской гимназии. Окончив ее в 1926 году, 3 года работал в сельской школе, где приобрел опыт работы учителем и директором.
В 1929 году он был принят на факультет языкознания и литературы Азербайджанского государственного педагогического института . Он окончил учебу в начале 1931 года и вернулся в Гянджу, чтобы занять должность заместителя председателя Гянджинского управления образования. Через год Хамид Араслы отправился в Баку, чтобы начать там докторантуру, одновременно работая директором Восточного отдела новой библиотеки Национальной академии наук Азербайджанской ССР . Там он начал собирать исторически значимые восточные рукописи . В 1936 году он официально узаконил это занятие, создав Бюро рукописей при Национальной академии наук. В том же году он стал членом Союза писателей Азербайджана . В 1938 году выяснилось, что некоторые из собранных им рукописей противоречат принципам советской идеологии . Из-за этого его уволили из Бюро рукописей. он начал преподавать в Азербайджанском государственном университете В том же году .
В 1943 году он защитил диссертацию на тему «Азербайджанская литература XVII — XVIII веков» и получил звание кандидата наук , что примерно соответствует докторской степени западного образца . С 1944 года он работал заведующим отделом ближневосточных исследований Национальной академии наук. В 1954 году он получил звание доктора наук и стал профессором литературы и филологии. С 1960 по 1968 год он был председателем Музея азербайджанской литературы имени Низами . Хамид Араслы был удостоен многочисленных почетных званий, в том числе заслуженного деятеля науки Азербайджана (1979 г.) и Узбекистана (1968 г.). В 1968 году он стал полноправным членом Национальной академии наук.
Научная деятельность
[ редактировать ]Хамид Араслы был автором исследовательских работ о многих великих азербайджанских поэтах и учёных, таких как Имамаддин Насими , Саиб Тебризи , Молла Панах Вагиф , Хабиби и Молла Вали Видади . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Особенно он внес большой вклад в изучение Низами и Физули . наследия [ 10 ] [ 11 ] Например, Араслы подготовил полный сборник стихов Физули - «Фузули и его произведения». [ 12 ]
Он также занимался серьезными исследованиями Китаби Деде Коркута , Кероглу и азербайджанского фольклора в целом. [ 13 ] Впервые в 1939 году Араслы издал Книгу Деде Коркута на латинице . [ 14 ] Он также провел критическую рецензию дастана , утверждая, что азербайджанский язык является наиболее близким языком, к которому говорится в книге.
Хамид Араслы был одним из основных авторов двухтомной «Краткой истории азербайджанской литературы» (1943-1944) и трехтомной «Истории азербайджанской литературы» (1957-1960). [ 15 ] Он является автором ряда работ, посвященных взаимосвязи азербайджанской литературы с персидской , турецкой , узбекской и туркменской литературой. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Араслы Гамид Мамедтаги оглы" . Большая советская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б «Архивные исследования наших коллег» . www.milliarxiv.gov.az . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Бартольд, В. (1962). Книга моего деда Коркута . Москва и Ленинград: Академия наук СССР. стр. 5–8.
- ^ Буньядов, Зия (1993). Красный террор . Баку.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Доклад товарища М[ир] Д[жафара Аббасовича] Багирова на XVIII съезде Компартии Азербайджана о работе ЦК Компартии Азербайджана». Текущий дайджест российской прессы . Том. 23, нет. 24. 28 июля 1951 года.
- ^ Alpamysh entry in Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya (the Great Soviet Encyclopedia , second edition)
- ^ Араслы, Хамид (1972). Имадеддин Несими: жизнь и творчество . Баку: Азербайджанская государственная типография.
- ^ Араслы, Хамид (1968). Молла Панах Вагиф асарлари . Баку: Азербайджан Довлат Няшриджяты.
- ^ Араслы, Хамид (1977). Видади асярлари . Азарнашр.
- ^ Bertels, Evgenii Eduardovich, and Hamid Arasly (1962). Nizami i Fuzuli . Izd-vo vostochnoi lit-ry.
- ^ Наджафзаде, А. Б. О. (2015). Творчество Низами в рецепции доктора Джавад Хейата.
- ^ Мансури, Фетхи (2017). Межкультурализм на перепутье: сравнительный взгляд на концепции, политику и практику . Издательство ЮНЕСКО. п. 219. ИСБН 9789231002182 .
- ^ Чедвик, Нора К., Виктор Жирмунский и Виктор Максимович Жирмунский (2010). Устные эпосы Средней Азии . Издательство Кембриджского университета. стр 286.
- ^ Сафиева, В. А. (2013). "ТЕМА НИЗАМИ И "КИТАБИ-ДЕДЕ-КОРКУД" В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ГАМИДА АРАСЛЫ." (PDF) . Ученые записки Таврического национального университета им. ВИ Вернадского. pp. 476–481.
- ^ Араслы, Хамид (1998). Азарбайжан адабияты: тарихи ва проблемлари;(сечилмиш асярлари); бир Ильда . Канулик.
- ^ «Отпразднован 100-летний юбилей выдающегося литературоведа» . anl.az