Хабиби (поэт)
Хабиби | |
---|---|
Рожденный | 1470 Баргушад (ныне часть Азербайджана ) |
Умер | 1519/20 Константинополь , Османская империя |
Занятие | Поэт |
Язык | азербайджанский , турецкий |
Хабиби ( азербайджанский : Həbibi , حبیبی ; 1470–1519/1520) был поэтом конца 15 — начала 16 веков. Его считают самым важным азербайджанским поэтом своего поколения.
Хабиби провел первые годы своей жизни при дворе Ак-Коюнлу правителя Якуб-бека , где он начал писать свои первые стихи. В 1502 году он стал придворным поэтом Сефевидов , получив титул «короля поэтов» от царя Сефевидов Исмаила I. Его произведения были написаны на родном азербайджанском языке и затрагивали такие темы, как любовь, алкоголь, хуруфизм и суфизм . Он оказал влияние на крупных более поздних поэтов, в том числе на Физули , и оказал значительное влияние на развитие азербайджанской литературы . Хабиби провел свои последние годы в Анатолии , где и умер в 1519 или 1520 году.
Жизнь
[ редактировать ]Хабиби родился в селе Бёргюшад часть Уджарского района Азербайджана в 1470 году ( ныне ) в бедной азербайджанской семье. [1] Он был благочестивым хуруфитом и мусульманином-шиитом . [2] В детстве он работал пастухом. По словам сефевидского принца Сэма Мирзы , однажды, пася пастух, Хабиби встретил Ак-Коюнлу правителя Ягуб-бека , который был на охоте, и взял его под свое покровительство из-за его гения. [3] [4] Хабиби написал свои первые стихи, живя во дворце Ак-Коюнлу во время правления Якуб-бека. [5] [3]
С 1490 года, когда умер Якуб-бек, до 1502 года жизнь Хабиби неизвестна. [6] Он стал придворным поэтом Сефевидов в 1502 году, а царь Сефевидов Исмаил I (1487–1524), который сам был поэтом, окрестил его малекош-шоара (или малику ш-шуара , букв. « король поэтов » ). [5] [6] [7] По всей вероятности, он прибыл в османскую столицу Константинополь (современный Стамбул в результате захвата Тебриза , ) в 1514 году, возможно , тогдашней столицы Сефевидов, I. Селимом [7] [8] [9] По мнению академика Хамида Араслы (1902–1983), Хабиби был одним из 1700 художников, привезенных в Константинополь османским султаном Селимом I после захвата Тебриза в 1514 году. [3] Изображение Хабиби как придворного Селима I Эвлией Челеби предполагает, что султан, который очень интересовался турецкой и персидской литературой , возможно, ограждал его от шаха Исмаила, который мог быть расстроен из-за того, что поэт покинул двор Сефевидов. [3] [6]
Говорят, что Хабиби умер во время правления Селима I, но точная дата неизвестна. По словам Эвлия Челеби, он был похоронен в Каферабадской текке в Сютлюче , Константинополь. [3] [4] [9] Энциклопедия Ираника и Энциклопедия ислама отмечают, что поэт умер в 1519 году. [7] [8] в то время как Большая Советская Энциклопедия и Энциклопедия Мейдана Ларусса указывают дату его смерти как 1520 год. [5] [9]
Поэзия
[ редактировать ]Большая часть работ Хабиби утеряна. [7] осталось всего 40 работ. [5] Учитывая его известность при жизни, возможно, что он написал диван (сборник коротких стихотворений) еще до приезда в Анатолию. [4] Язык, используемый в стихах Хабиби, который можно классифицировать как просто азербайджанский , сопровождаемый многочисленными характерными персидскими элементами, также демонстрирует чагатайское влияние. [7] Его стихи характеризуют как простые и проникновенные. [3] есть темы, связанные с хуруфизмом В стихах Хабиби , он писал любовные и суфийско -философские стихи с живыми и яркими метафорами. Хабиби был одним из самых выдающихся азербайджанских поэтов своего времени. [3] [8] По словам турецкого ученого Мехмета Фуата Кёпрюлю , он представлял собой переходный период между Насими , Хатаем (псевдоним Сефевид-шаха Исмаила) и Физули , тремя поэтами, считающимися одними из величайших в азербайджанской литературе. [3] Стихи Хабиби повлияли, в частности, на стихи Хатаи и Физули. [5] [7]
На Хабиби большое влияние оказал Насими. [5] [7] азербайджанский поэт XIV века, [10] и в меньшей степени османскими поэтами Шейхи , Ахмед Паша и Халили . Любовь, алкоголь, саджда Адаму и духовные темы, такие как достижение единения с Богом , являются наиболее важными концепциями в стихах Хабиби. [3] [7] Кроме того, в своих стихах он высмеивает религиозный истеблишмент. [7] Он также писал стихи на анатолийском турецком языке и уделял пристальное внимание структуре своих стихов, особенно правильности рифм, хотя иногда использовал анатолийский турецкий язык неправильно и не мог соответствовать уровню владения техникой стихосложения османских поэтов. [3] [11] Тот факт, что поэты 16-го века, такие как Чакери Синан Челеби, Сафаи Челеби, Джалалзаде Мустафа Челеби , Хаяти Челеби и Тутмаджи, писали назиры (стихи, написанные в той же форме и в той же рифме, что и стихи другого поэта) для Хабиби, демонстрирует его важность в поле османской поэзии. [3]
Хотя Хабиби научился писать стихи на анатолийском турецком языке, османский биограф и поэт Ашик Челеби (умер в 1572 г.) по-прежнему считал поэзию Хабиби принадлежащей к иранскому (тур. ' ajemane ) стилю, а не к османскому стилю, и отмечал, что его поэзия не не соответствует современным поэтическим тенденциям. [12]
Наследие
[ редактировать ]Хабиби, очевидно, был популярен какое-то время как во время своей жизни, так и после него. [13] Об этом можно судить по тому факту, что Физули написал мухаммас ( поэтический стиль, в котором каждый абзац содержит пять строк), выведенный из матлы (первого куплета газели , формы любовного стихотворения) одной из собственных газелей Хабиби . Хабиби оказал влияние на многих будущих поэтов и сыграл большую роль в развитии азербайджанской литературы. [9] Несмотря на это, сегодня он практически полностью забыт, и до наших дней дошло лишь несколько его стихов, что, в свою очередь, частично приписывается Физули и османскому поэту Баки (умер в 1600 г.), которые превзошли его по популярности. вскоре после его смерти. [3] [7]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Большая советская энциклопедия 1969–1978 ; Эрден 2018 , с. 5; Садыкоглу 1996 , стр. 374–375; Гесс 2020 .
- ^ Беренгиан 1988 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Садыкоглу 1996 , стр. 374–375.
- ^ Jump up to: а б с Земля 2018 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Большая советская энциклопедия 1969–1978 гг .
- ^ Jump up to: а б с Земля 2018 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гесс 2020 .
- ^ Jump up to: а б с Джавади и Беррилл 1988 , стр. 251–255.
- ^ Jump up to: а б с д Площадь Ларусса 1960 , с. 287.
- ^ Мустафаева 2021 , с. 5.
- ^ Земля 2018 , с. 9.
- ^ Пери 2021 , с. 245.
- ^ Земля 2018 , с. 8.
Источники
[ редактировать ]- Беренжан, Сакина (1988). Азербайджанские и персидские литературные произведения в Иранском Азербайджане двадцатого века . К. Шварц. ISBN 978-3-922968-69-6 .
- Эрден, Мурат (2018). XV. Поэт века Хабиби и его диван [ Поэт XV века Хабиби и его диван ] (Диссертация) (на турецком языке). Мармара: Университет Мармары .
- Хесс, Майкл Р. (2020). «Хубиби» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30148 . ISSN 1873-9830 .
- Джавади, Х.; Беррилл, К. (1988). «АЗЕРБАЙДЖАН х. Азербайджанско-турецкая литература» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/3: Азербайджан IV – Бачча (-йе) Сакка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 251–255. ISBN 978-0-71009-115-4 .
- Мустафаева, Нурлана (1 января 2021 г.). «Исследование творчества азербайджанского поэта Имадеддина Насими в турецкой литературной критике». Журнал Турецкого исследовательского института (72): 1–10. дои : 10.14222/Туркият4378 . S2CID 239740679 .
- Пери, Бенедек (2021). « О Мухибби! Ты зажег свою лампу пылающей страстью Хосрова»: персидская поэзия в восприятии османских авторов шестнадцатого века». В Мелвилле, Чарльз (ред.). Сефевидская Персия в эпоху империй: идея Ирана Том. 10 . ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3378-4 .
- Прохоров, Александр , изд. (1969–1978). «ХАБИБИ» [ХАБИБИ]. Большая советская энциклопедия (3-е изд.). Москва.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Садыкоглу, Ченгиз (1996). «ХАБИБО» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 14 (Гелиболу – Хаддесена) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. ISBN 978-975-389-441-8 .
- «ХАБИБИ». Площадь Ларусса . Том. 8. Издательство «Квадрат». 1960.