Jump to content

Ахмет Агаоглу

Ахмет Агаоглу
Рожденный Декабрь 1869 г. ( 1869-12 )
Шуша , Елисаветпольская губерния , Российская империя.
Умер 19 мая 1939 г. (69–70 лет) ( 1939-05-19 )
Стамбул , Турция
Место отдыха Кладбище Ферикёй , Стамбул , Турция
Занятие Журналист и политик
Национальность азербайджанский
Дети 5, включая Самет , Сюрейю и Тезер
Родственники Нериман Агаоглу (невестка)

Ахмет Агаоглу , также известный как Ахмет Бей Агаоглу ( азербайджанский : Əhməd bəy Ağaoğlu ; декабрь 1869 — 19 мая 1939), был видным азербайджанским и натурализованным турецким политиком , публицистом и журналистом . Он был одним из основоположников пантюркизма. [ 1 ] и либеральный кемализм . [ 2 ] [ 3 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Агаоглу родился в декабре 1869 года в семье мусульман-шиитов в городе Шуше Елисаветпольской губернии империи Российской . [ 4 ] [ 5 ] Его отец, Мирза Хасан, был владельцем хлопковой фермы племени Куртели, а мать, Тазе Ханум, принадлежала к полукочевому племени Сариджи Али. [ 6 ] Агаоглу предположил, что семья его отца мигрировала из Эрзурума в Карабахский регион в 18 веке. [ 7 ] Главой большого хозяйства, насчитывавшего около 40 человек, был старший брат его отца, религиозный человек. [ 7 ] Его начальное образование включало чтение сказок о Лейле и Мекнуне , Бустане и Гюлистане , а также персидской и арабской литературы. [ 8 ] В 1888 году он прибыл в Париж , где учился до 1894 года и попал под влияние французских востоковедов, таких как Эрнест Ренан и Джеймс Дарместетер в отношении персидоцентризма. Агаоглу поступил в Практичную школу высоких исследований и изучал историю, язык и религию древнего Ирана под руководством Джеймса Дарместетера. Он сотрудничал с Дарместетером над французским переводом «Письма Тансара» и представил доклад « Les Croyances Mazdéennes dans la Religion Chiîte » на девятом Международном конгрессе востоковедов (Лондон, 5–12 сентября 1892 г.). [ 9 ] У него была возможность работать с некоторыми из самых известных периодических изданий Франции, например, он написал серию эссе под названием «Персидское общество» ( La Société persane ) в La Nouvelle Revue в период с 1891 по 1893 год. Перс в своих эссе защищал историческое присутствие и значение Ирана в исламском мире и обвинял тюркские народы в упадке исламской цивилизации. [ 10 ] В 1896 году он вернулся в Шушу, где работал учителем французского языка в местной школе, и занимал эту должность один год. После отъезда в Баку в следующем году он также преподавал французский язык и писал книги на различные темы, а также для различных журналов. [ 11 ] Он также начал осознавать свою турецкую идентичность. Он свободно говорил на многих языках (азербайджанском, персидском , русском , французском и османском турецком). С июня 1905 года вместе с Али беком Гусейнзаде был редактором газеты Həyat , сыгравшей важную роль в формировании националистической мысли в Азербайджане. С 19 декабря 1905 года издавал газету «Иршад» , а в 1907 году одновременно — газету « на Прогрессъ » . русском языке Он начал издавать газету «Тərəqqi» в июне 1908 года и был ее издателем до отъезда в Турцию (1909). [ 12 ]

Националистический политик

[ редактировать ]

В 1905 году Агаоглу сыграл важную роль в предотвращении этнических столкновений между армянами и азербайджанцами . Он также был избран представителем Думы от мусульман Закавказья. Вместе с Насиб беком Юсифбейли Агаоглу стал основателем Национального комитета «Дифай» («Защитник») в Гяндже , который в 1917 году объединился с Тюркской партией федералистов и «Мусават» в единую партию. Спасаясь от преследований полиции и возможного тюремного заключения, в конце 1908 года Агаоглу переехал в Константинополь во время младотурецкой революции . [ 13 ] Он вступил в иранскую националистическую ассоциацию ( Анджоман-е Саадат ) в Стамбуле и сотрудничал с ее печатным органом «Соруш» в 1909 году. Агаоглу писал свои эссе в этом персидском периодическом издании с точки зрения иранского патриотизма и почти не критиковал пророссийского шаха. Персии, Мохаммад Али Шах Каджар и российская военная интервенция в Иран. Он стал гражданином Османской империи в 1910 году и был назначен школьным инспектором, а затем преподавателем в Стамбульском университете ( Дарюльфюнун ). [ 14 ] В 1912 году он присоединился к Центральному комитету Комитета за Союз и Прогресс и был избран в Османский парламент депутатом от Карахисара . [ 15 ]
В эти же годы, наряду с другими эмигрантами из Российской империи , такими как писатели-пантюркисты Юсуф Акчура и Али бек Гусейнзаде , Агаоглу стал ключевой фигурой в турецком движении, возглавляемом журналом Акчуры «Тюрк Юрду » («Турецкая Родина»). [ 16 ] и стал президентом движения Тюрк Оджагы («Турецкий очаг»). Агаоглу также был среди авторов журнала «Ислам Мечмуасы» в период с 1914 по 1918 год, который финансировался Комитетом за Союз и Прогресс. [ 17 ]

После создания Азербайджанской Демократической Республики (АРД) в мае 1918 года Агаоглу вернулся в Азербайджан. Он стал гражданином Азербайджана, был избран в парламент ( Милли Меджлис ) и был выбран представителем АДР на Парижской мирной конференции в 1919 году. Однако по пути на конференцию он был заключен британцами в тюрьму на Мальте. Его освободили только в 1921 году. [ 18 ] [ 19 ]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]
Агаоглу с Ататюрком на открытии нового здания газеты Hâkimiyet-i Milliye в Анкаре, 16 февраля 1926 года.

После освобождения он переехал в Анкару и продолжил там свою журналистскую и политическую деятельность в качестве главного редактора официальной газеты Hâkimiyet-i Milliye («Национальный суверенитет») и в качестве близкого советника Ататюрка . Он был настолько успешен в своей работе, что 29 октября 1921 года Ататюрк назначил его генеральным директором по прессе и информации. В декабре он вернулся в Анкару и занялся своей работой, которая включала управление «Анадолу Ажанси». [ 20 ] Выступая в поддержку вестернизации и секуляризации турецкого общества, он писал в 1928 году:

Если Запад превосходит материально, то это происходит благодаря его тотальности – его достоинствам и порокам. Восточная система пронизана религией на всех уровнях, и это привело к упадку, тогда как секуляризация Запада привела к превосходству. Если мы хотим выжить, нам необходимо секуляризировать наши взгляды на религию, мораль, социальные отношения и право. Это возможно только путем открытого и безоговорочного принятия разума и поведения цивилизации, которым мы обязаны подражать. [ 21 ]

В 1923 году он был избран депутатом, а затем работал в Конституционном комитете. [ 22 ] В 1930 году он основал Свободную республиканскую партию, но, добившись успеха, в том же году она была закрыта, что положило конец его политической карьере. [ 23 ] В 1933 году он издавал газету «Акын». Из-за критических взглядов в адрес правительства Инёнуса, опубликованных в «Акине» , осенью 1933 года журнал был закрыт. [ 24 ]

Агаоглу умер в Стамбуле в 1939 году. [ 25 ] Он был похоронен на кладбище Ферикёй в Стамбуле. Он был женат на Ситаре Ханым и имел пятерых детей. [ 11 ] Его сын Самет Агаоглу стал важной фигурой в Демократической партии администрации . Жена Самета Нериман также стала политиком и была избрана в парламент от Партии справедливости . Среди других его детей Сурейя Агаоглу , ставшая первой женщиной-юристом в Турции, и Тезер Ташкиран , турецкий писатель и политик.

Либеральный кемализм

[ редактировать ]

Либеральный кемализм представляет собой сочетание кемализма , основополагающей идеологии Турецкой Республики , и либерализма , основанного на свободе.

Либеральный кемализм возник в результате либеральной интерпретации кемалистской мысли Ахметом Агаоглу в первые годы существования республики в Турции. Агаоглу, с одной стороны, определял себя как « реформист и кемалист», с другой стороны, он пытался развивать идею «либерального кемализма».

Просмотры

[ редактировать ]

Агаоглу считал культурный и образовательный прогресс важной частью национального освобождения и рассматривал эмансипацию женщин как часть борьбы. Агаоглу был первым представителем азербайджанской национальной интеллигенции, поднявшим голос за равные права женщин.

В своей книге «Женщина в исламском мире» , опубликованной в 1901 году, он утверждал, что «без освобождения женщин не может быть национального прогресса». [ 26 ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Турецкий комментарий Teşkilat-ı Esasiyesi (Комментарий к Конституции Турции 1924 г .; 1925 г., Анкара)
  • права Конспект лекций по основам , 1926–1927 годы, Анкара;
  • Три цивилизации , 1927, Стамбул;
  • Англия и Индия (1929, Стамбул)
  • В стране свободных людей 1930, Стамбул;
  • История , права 1931–1932 гг., Стамбул;
  • Этрусская цивилизация и их влияние на римскую цивилизацию ( Этрусская цивилизация и их влияние на римскую цивилизацию ; 1932, Анкара)
  • Государство и личность , 1933, Стамбул;
  • Иран между 1550 и 1900 годами , 1934 год, Анкара;
  • Что я ? 1939, Стамбул;
  • Иран и его революция, 1941 г., Анкара;
  • Невозможно неохотно ; 1941, Анкара;
  • Революция или революция (Это революция или реформация; 1942, Анкара)
  • Воспоминания о Свободной [республиканской] партии , 1949, Стамбул;

Литература

[ редактировать ]
  • Тадеуш Светоточвски: Русский Азербайджан, 1905-1920 гг. Формирование национальной идентичности в мусульманском сообществе , Нью-Йорк, 1985.
  • Франсуа Жоржон: «Начало азербайджанского интеллектуала: Ахмед Агаоглу во Франции (1888-1894)», в турецко-татарском прошлом, советском настоящем: исследования, предложенные Александру Беннигсену , Париж, 1986.
  • Одри Л. Альтштадт: Азербайджанские турки. Власть и идентичность под властью России , Стэнфорд, 1992.
  • Адиб Халид: Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии , Беркли, 1998.
  • Чарльз Курцман : Модернистский ислам, 1840-1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002.
  • А. Холли Шисслер: Между двумя империями : Ахмет Агаоглу и Новая Турция , Лондон, 2002 г.
  • Уфук Озджан. Ахмет Агаоглу и смена ролей: западный интеллектуал на рубеже веков, Стамбул, 2010 г.
  • Али Калирад: Аз джамье-йе Ирани та михан-э тюрки: зендегинаме-йе фекри ва сияси-йе Ахмад Акайеф (1869-1939) [на персидском языке], Тегеран, 2013 г.
  • Али Калирад: «От иранизма к пантюркизму: менее известная страница биографии Ахмета Агаоглу», Иран и Кавказ , том 22, выпуск 1 (2018), стр. 80–95.
  1. ^ Халид, Адиб (1998). Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии . Издательство Калифорнийского университета. п. 112. ИСБН  978-0-520-21356-2 .
  2. ^ « Либеральные изменения в однопартийной Турции » . Архивировано из оригинала 25 марта 2020 г.
  3. ^ «Кемализм и турецкие реформы с точки зрения мыслителей эпохи Ататюрка» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 05 июля 2021 г.
  4. ^ А. Холли Шисслер, «Отрывки из книги Ахмета Агаоглу «Турецкий мир, 1912-1913», в Камроне Майкле Амине, Бенджамине К. Фортне, Элизабет Браун Фриерсон, Современный Ближний Восток: Справочник по истории , Oxford University Press, 2006, ISBN   978-0-19-926209-0 , стр. 344.
  5. ^ Ада Холли Шисслер. Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция , IBTauris, 2003, с. 43
  6. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. стр. 43–45. ISBN  978-1-86064-855-7 .
  7. ^ Jump up to: а б Шисслер, Ада Холланд (2003). стр. 45
  8. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). стр. 46
  9. ^ Калирад, Али (2013). Аз джамъе-йе Ирани та михан-э тюрки: зендегинаме-йе фекри ва сияси-йе Ахмад Акайеф (1869-1939) . Тегеран: Ширазе. стр. 43–46.
  10. ^ Джорджон, Франсуа (1986). Турецко-татарское прошлое, советское настоящее: исследования, предложенные Александру Беннигсену . Париж: Издания Петерс. стр. 373–387. ISBN  978-90-6831-058-0 .
  11. ^ Jump up to: а б Шисслер, А. Холли (21 ноября 2002 г.). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. стр. 117–118. ISBN  978-0-85771-084-0 .
  12. ^ «Кто такой Ахмад бек Агаоглу?» . Qadin.Net ~ Первый национальный женский портал . Проверено 16 марта 2023 г.
  13. ^ Ада Холли Шисслер. открытое цитирование , с. 3
  14. ^ Калирад, Али (15 мая 2018 г.). «От иранизма к пантюркизму: менее известная страница биографии Ахмета Агаоглу» . Иран и Кавказ . 22 (1): 80–95. дои : 10.1163/1573384X-20180107 . ISSN   1573-384X .
  15. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. п. 160. ИСБН  978-1-86064-855-7 .
  16. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. п. 158. ИСБН  978-1-86064-855-7 .
  17. ^ Туба Чавдар Каратепе (2001). «Журнал Ислам» . Исламская энциклопедия (на турецком языке). Том. 23.стр. 53–54.
  18. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 3. ISBN  978-1-86064-855-7 .
  19. ^ Чарльз Курцман : Модернистский ислам, 1840-1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002, с. 229.
  20. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. стр. 185. ISBN.  978-1-86064-855-7 .
  21. ^ Бетрам, Карел (2008). Представляя турецкий дом: коллективные представления о доме . Издательство Техасского университета. п. 277. ИСБН  978-0-292-71826-5 .
  22. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. п. 188. ИСБН  978-1-86064-855-7 .
  23. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 23. ISBN  978-1-86064-855-7 .
  24. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 198. ИСБН  978-1-86064-855-7 .
  25. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 199. ИСБН  978-1-86064-855-7 .
  26. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 244. ИСБН  978-1-86064-855-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f25362c317413d36eb3738dfbf95bdf9__1714340220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/f9/f25362c317413d36eb3738dfbf95bdf9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahmet Ağaoğlu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)