Ахмет Агаоглу
Ахмет Агаоглу | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Декабрь 1869 г. Шуша , Елисаветпольская губерния , Российская империя. |
Умер | 19 мая 1939 г. Стамбул , Турция | ( 1939-05-19 )
Место отдыха | Кладбище Ферикёй , Стамбул , Турция |
Занятие | Журналист и политик |
Национальность | азербайджанский |
Дети | 5, включая Самет , Сюрейю и Тезер |
Родственники | Нериман Агаоглу (невестка) |
Ахмет Агаоглу , также известный как Ахмет Бей Агаоглу ( азербайджанский : Əhməd bəy Ağaoğlu ; декабрь 1869 — 19 мая 1939), был видным азербайджанским и натурализованным турецким политиком , публицистом и журналистом . Он был одним из основоположников пантюркизма. [ 1 ] и либеральный кемализм . [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Агаоглу родился в декабре 1869 года в семье мусульман-шиитов в городе Шуше Елисаветпольской губернии империи Российской . [ 4 ] [ 5 ] Его отец, Мирза Хасан, был владельцем хлопковой фермы племени Куртели, а мать, Тазе Ханум, принадлежала к полукочевому племени Сариджи Али. [ 6 ] Агаоглу предположил, что семья его отца мигрировала из Эрзурума в Карабахский регион в 18 веке. [ 7 ] Главой большого хозяйства, насчитывавшего около 40 человек, был старший брат его отца, религиозный человек. [ 7 ] Его начальное образование включало чтение сказок о Лейле и Мекнуне , Бустане и Гюлистане , а также персидской и арабской литературы. [ 8 ] В 1888 году он прибыл в Париж , где учился до 1894 года и попал под влияние французских востоковедов, таких как Эрнест Ренан и Джеймс Дарместетер в отношении персидоцентризма. Агаоглу поступил в Практичную школу высоких исследований и изучал историю, язык и религию древнего Ирана под руководством Джеймса Дарместетера. Он сотрудничал с Дарместетером над французским переводом «Письма Тансара» и представил доклад « Les Croyances Mazdéennes dans la Religion Chiîte » на девятом Международном конгрессе востоковедов (Лондон, 5–12 сентября 1892 г.). [ 9 ] У него была возможность работать с некоторыми из самых известных периодических изданий Франции, например, он написал серию эссе под названием «Персидское общество» ( La Société persane ) в La Nouvelle Revue в период с 1891 по 1893 год. Перс в своих эссе защищал историческое присутствие и значение Ирана в исламском мире и обвинял тюркские народы в упадке исламской цивилизации. [ 10 ] В 1896 году он вернулся в Шушу, где работал учителем французского языка в местной школе, и занимал эту должность один год. После отъезда в Баку в следующем году он также преподавал французский язык и писал книги на различные темы, а также для различных журналов. [ 11 ] Он также начал осознавать свою турецкую идентичность. Он свободно говорил на многих языках (азербайджанском, персидском , русском , французском и османском турецком). С июня 1905 года вместе с Али беком Гусейнзаде был редактором газеты Həyat , сыгравшей важную роль в формировании националистической мысли в Азербайджане. С 19 декабря 1905 года издавал газету «Иршад» , а в 1907 году одновременно — газету « на Прогрессъ » . русском языке Он начал издавать газету «Тərəqqi» в июне 1908 года и был ее издателем до отъезда в Турцию (1909). [ 12 ]
Националистический политик
[ редактировать ]В 1905 году Агаоглу сыграл важную роль в предотвращении этнических столкновений между армянами и азербайджанцами . Он также был избран представителем Думы от мусульман Закавказья. Вместе с Насиб беком Юсифбейли Агаоглу стал основателем Национального комитета «Дифай» («Защитник») в Гяндже , который в 1917 году объединился с Тюркской партией федералистов и «Мусават» в единую партию. Спасаясь от преследований полиции и возможного тюремного заключения, в конце 1908 года Агаоглу переехал в Константинополь во время младотурецкой революции . [ 13 ] Он вступил в иранскую националистическую ассоциацию ( Анджоман-е Саадат ) в Стамбуле и сотрудничал с ее печатным органом «Соруш» в 1909 году. Агаоглу писал свои эссе в этом персидском периодическом издании с точки зрения иранского патриотизма и почти не критиковал пророссийского шаха. Персии, Мохаммад Али Шах Каджар и российская военная интервенция в Иран. Он стал гражданином Османской империи в 1910 году и был назначен школьным инспектором, а затем преподавателем в Стамбульском университете ( Дарюльфюнун ). [ 14 ] В 1912 году он присоединился к Центральному комитету Комитета за Союз и Прогресс и был избран в Османский парламент депутатом от Карахисара . [ 15 ]
В эти же годы, наряду с другими эмигрантами из Российской империи , такими как писатели-пантюркисты Юсуф Акчура и Али бек Гусейнзаде , Агаоглу стал ключевой фигурой в турецком движении, возглавляемом журналом Акчуры «Тюрк Юрду » («Турецкая Родина»). [ 16 ] и стал президентом движения Тюрк Оджагы («Турецкий очаг»). Агаоглу также был среди авторов журнала «Ислам Мечмуасы» в период с 1914 по 1918 год, который финансировался Комитетом за Союз и Прогресс. [ 17 ]
После создания Азербайджанской Демократической Республики (АРД) в мае 1918 года Агаоглу вернулся в Азербайджан. Он стал гражданином Азербайджана, был избран в парламент ( Милли Меджлис ) и был выбран представителем АДР на Парижской мирной конференции в 1919 году. Однако по пути на конференцию он был заключен британцами в тюрьму на Мальте. Его освободили только в 1921 году. [ 18 ] [ 19 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
После освобождения он переехал в Анкару и продолжил там свою журналистскую и политическую деятельность в качестве главного редактора официальной газеты Hâkimiyet-i Milliye («Национальный суверенитет») и в качестве близкого советника Ататюрка . Он был настолько успешен в своей работе, что 29 октября 1921 года Ататюрк назначил его генеральным директором по прессе и информации. В декабре он вернулся в Анкару и занялся своей работой, которая включала управление «Анадолу Ажанси». [ 20 ] Выступая в поддержку вестернизации и секуляризации турецкого общества, он писал в 1928 году:
Если Запад превосходит материально, то это происходит благодаря его тотальности – его достоинствам и порокам. Восточная система пронизана религией на всех уровнях, и это привело к упадку, тогда как секуляризация Запада привела к превосходству. Если мы хотим выжить, нам необходимо секуляризировать наши взгляды на религию, мораль, социальные отношения и право. Это возможно только путем открытого и безоговорочного принятия разума и поведения цивилизации, которым мы обязаны подражать. [ 21 ]
В 1923 году он был избран депутатом, а затем работал в Конституционном комитете. [ 22 ] В 1930 году он основал Свободную республиканскую партию, но, добившись успеха, в том же году она была закрыта, что положило конец его политической карьере. [ 23 ] В 1933 году он издавал газету «Акын». Из-за критических взглядов в адрес правительства Инёнуса, опубликованных в «Акине» , осенью 1933 года журнал был закрыт. [ 24 ]
Агаоглу умер в Стамбуле в 1939 году. [ 25 ] Он был похоронен на кладбище Ферикёй в Стамбуле. Он был женат на Ситаре Ханым и имел пятерых детей. [ 11 ] Его сын Самет Агаоглу стал важной фигурой в Демократической партии администрации . Жена Самета Нериман также стала политиком и была избрана в парламент от Партии справедливости . Среди других его детей Сурейя Агаоглу , ставшая первой женщиной-юристом в Турции, и Тезер Ташкиран , турецкий писатель и политик.
Либеральный кемализм
[ редактировать ]Либеральный кемализм представляет собой сочетание кемализма , основополагающей идеологии Турецкой Республики , и либерализма , основанного на свободе.
Либеральный кемализм возник в результате либеральной интерпретации кемалистской мысли Ахметом Агаоглу в первые годы существования республики в Турции. Агаоглу, с одной стороны, определял себя как « реформист и кемалист», с другой стороны, он пытался развивать идею «либерального кемализма».
Просмотры
[ редактировать ]Агаоглу считал культурный и образовательный прогресс важной частью национального освобождения и рассматривал эмансипацию женщин как часть борьбы. Агаоглу был первым представителем азербайджанской национальной интеллигенции, поднявшим голос за равные права женщин.
В своей книге «Женщина в исламском мире» , опубликованной в 1901 году, он утверждал, что «без освобождения женщин не может быть национального прогресса». [ 26 ]
Публикации
[ редактировать ]- Женщина по исламу и в исламе (Woman in the Islamic World ; 1901, Tiflis)
- Ислам, Ахунд и Хатиф аль-Гайб ( Ислам , Ахунд и Хатиф аль-Гайб ; 1902, Баку)
- Турецкий комментарий Teşkilat-ı Esasiyesi (Комментарий к Конституции Турции 1924 г .; 1925 г., Анкара)
- права Конспект лекций по основам , 1926–1927 годы, Анкара;
- Три цивилизации , 1927, Стамбул;
- Англия и Индия (1929, Стамбул)
- В стране свободных людей 1930, Стамбул;
- История , права 1931–1932 гг., Стамбул;
- Этрусская цивилизация и их влияние на римскую цивилизацию ( Этрусская цивилизация и их влияние на римскую цивилизацию ; 1932, Анкара)
- Государство и личность , 1933, Стамбул;
- Иран между 1550 и 1900 годами , 1934 год, Анкара;
- Что я ? 1939, Стамбул;
- Иран и его революция, 1941 г., Анкара;
- Невозможно неохотно ; 1941, Анкара;
- Революция или революция (Это революция или реформация; 1942, Анкара)
- Воспоминания о Свободной [республиканской] партии , 1949, Стамбул;
Литература
[ редактировать ]- Тадеуш Светоточвски: Русский Азербайджан, 1905-1920 гг. Формирование национальной идентичности в мусульманском сообществе , Нью-Йорк, 1985.
- Франсуа Жоржон: «Начало азербайджанского интеллектуала: Ахмед Агаоглу во Франции (1888-1894)», в турецко-татарском прошлом, советском настоящем: исследования, предложенные Александру Беннигсену , Париж, 1986.
- Одри Л. Альтштадт: Азербайджанские турки. Власть и идентичность под властью России , Стэнфорд, 1992.
- Адиб Халид: Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии , Беркли, 1998.
- Чарльз Курцман : Модернистский ислам, 1840-1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002.
- А. Холли Шисслер: Между двумя империями : Ахмет Агаоглу и Новая Турция , Лондон, 2002 г.
- Уфук Озджан. Ахмет Агаоглу и смена ролей: западный интеллектуал на рубеже веков, Стамбул, 2010 г.
- Али Калирад: Аз джамье-йе Ирани та михан-э тюрки: зендегинаме-йе фекри ва сияси-йе Ахмад Акайеф (1869-1939) [на персидском языке], Тегеран, 2013 г.
- Али Калирад: «От иранизма к пантюркизму: менее известная страница биографии Ахмета Агаоглу», Иран и Кавказ , том 22, выпуск 1 (2018), стр. 80–95.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Халид, Адиб (1998). Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии . Издательство Калифорнийского университета. п. 112. ИСБН 978-0-520-21356-2 .
- ^ « Либеральные изменения в однопартийной Турции » . Архивировано из оригинала 25 марта 2020 г.
- ^ «Кемализм и турецкие реформы с точки зрения мыслителей эпохи Ататюрка» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 05 июля 2021 г.
- ^ А. Холли Шисслер, «Отрывки из книги Ахмета Агаоглу «Турецкий мир, 1912-1913», в Камроне Майкле Амине, Бенджамине К. Фортне, Элизабет Браун Фриерсон, Современный Ближний Восток: Справочник по истории , Oxford University Press, 2006, ISBN 978-0-19-926209-0 , стр. 344.
- ^ Ада Холли Шисслер. Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция , IBTauris, 2003, с. 43
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. стр. 43–45. ISBN 978-1-86064-855-7 .
- ^ Jump up to: а б Шисслер, Ада Холланд (2003). стр. 45
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). стр. 46
- ^ Калирад, Али (2013). Аз джамъе-йе Ирани та михан-э тюрки: зендегинаме-йе фекри ва сияси-йе Ахмад Акайеф (1869-1939) . Тегеран: Ширазе. стр. 43–46.
- ^ Джорджон, Франсуа (1986). Турецко-татарское прошлое, советское настоящее: исследования, предложенные Александру Беннигсену . Париж: Издания Петерс. стр. 373–387. ISBN 978-90-6831-058-0 .
- ^ Jump up to: а б Шисслер, А. Холли (21 ноября 2002 г.). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. стр. 117–118. ISBN 978-0-85771-084-0 .
- ^ «Кто такой Ахмад бек Агаоглу?» . Qadin.Net ~ Первый национальный женский портал . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Ада Холли Шисслер. открытое цитирование , с. 3
- ^ Калирад, Али (15 мая 2018 г.). «От иранизма к пантюркизму: менее известная страница биографии Ахмета Агаоглу» . Иран и Кавказ . 22 (1): 80–95. дои : 10.1163/1573384X-20180107 . ISSN 1573-384X .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. п. 160. ИСБН 978-1-86064-855-7 .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. п. 158. ИСБН 978-1-86064-855-7 .
- ^ Туба Чавдар Каратепе (2001). «Журнал Ислам» . Исламская энциклопедия (на турецком языке). Том. 23.стр. 53–54.
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 3. ISBN 978-1-86064-855-7 .
- ^ Чарльз Курцман : Модернистский ислам, 1840-1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002, с. 229.
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. стр. 185. ISBN. 978-1-86064-855-7 .
- ^ Бетрам, Карел (2008). Представляя турецкий дом: коллективные представления о доме . Издательство Техасского университета. п. 277. ИСБН 978-0-292-71826-5 .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . Лондон: IBTauris. п. 188. ИСБН 978-1-86064-855-7 .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 23. ISBN 978-1-86064-855-7 .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 198. ИСБН 978-1-86064-855-7 .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 199. ИСБН 978-1-86064-855-7 .
- ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 244. ИСБН 978-1-86064-855-7 .
- 1869 рождений
- 1939 смертей
- Политики Азербайджанской Демократической Республики
- Эмигранты из Российской империи в Османскую империю
- Азербайджанские журналисты
- Азербайджанские мусульмане-шииты
- Похороны на кладбище Ферикёй
- Депутаты Карса
- Политики Либерально-республиканской партии (Турция)
- Турецкие политики ХХ века
- Мальтийские изгнанники
- Пантюркисты
- People from Elizavetpol Governorate
- Политики из Шуши
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Турецкие журналисты-мужчины
- турецкие националисты
- Турецкий народ азербайджанского происхождения
- Выпускники Парижского университета
- Скачать Выпускники школы Realni
- Семья Агаоглу
- Выходцы из Российской империи во Франции