Jump to content

Культ личности Мустафы Кемаля Ататюрка

Фасад здания с турецкими флагами и знаменем Ататюрка.
Маска Ататюрка , большая скульптура Ататюрка в Измире.

Культ личности Ататюрка зародился еще при жизни Мустафы Кемаля Ататюрка. [ 1 ] и продолжено его преемниками после его смерти в 1938 году, членами как его Республиканской народной партии , так и оппозиционных партий, [ 2 ] и в ограниченном количестве в течение своей жизни, чтобы популяризировать и закрепить свои социальные и политические реформы в качестве основателя и первого президента Турции . [ 3 ] Культ сравнивают с аналогичными культами личности в авторитарных режимах Центральной Азии и Советского Союза. [ 4 ] [ 5 ]

После поражения и раздела Османской империи союзниками Первой после мировой войны Мустафа Кемаль возглавил турецкое национальное движение в войне за независимость против Греции, Армении, Франции, Великобритании и других стран-оккупантов. Под его руководством в 1923 году была провозглашена Турецкая Республика удостоило его имени Ататюрк («Отец турок»). , а в 1934 году Великое Национальное Собрание Турции Среди других его титулов - Великий лидер (Улу Ондер), Вечный командующий (Эбеди Баскомутан), главный учитель (Башогретмен) и Вечный вождь (Эбеди Шеф). [ 6 ] [ 7 ]

Многочисленные турки посещают марши и митинги в память об Ататюрке 10 ноября, в день его смерти. На этом рекламном щите написана знаменитая цитата: «Мое моральное наследие — это наука и разум ». Несмотря на это, казалось бы, «пронаучное» настроение, Ататюрк поддерживал и продвигал несколько псевдонаучных и псевдоисторических теорий, таких как « Теория истории Турции» и «Теория солнечного языка» . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Память об Ататюрке остается важной частью турецкой политики и общества в 21 веке. [ 11 ] Почти в каждом городе Турции есть улицы, названные в его честь, а его статуи обычно можно найти на городских площадях, в школах и общественных учреждениях, в двух последних из которых изображен его портрет. Фраза Ne mutlu Türküm diyene («Как счастлив тот, кто говорит: «Я турок»), которую Ататюрк использовал в своей речи по случаю 10-летия Республики в 1933 году, широко используется в Турции и часто встречается вместе с его статуи. Она по-прежнему является частью обязательной студенческой клятвы , хотя в период с 2013 по 2018 год ее удалили. [ 12 ] В 2021 году его снова удалили.

Культ личности Ататюрка иногда сравнивают с культом авторитарных правителей стран Центральной Азии, таких как Нурсултан Назарбаев и Сапармурат Ниязов . [ 5 ] но существенно отличается в свете демократических и прогрессивных реформ Ататюрка в Турции, а также потому, что большинство его статуй и мемориалов были установлены после его смерти. Например, до 1950-х годов действующего президента Турции на турецкой валюте появлялось только изображение , но премьер-министр Аднан Мендерес (1950–1960), нанеся политический удар своему сопернику-президенту Исмету Иненю , принял закон о восстановлении власти покойного Ататюрка. изображение на валюте, чтобы запретить появление изображения Иненю. [ 2 ] Правительство Мендереса, хотя и выступало против Народно-республиканской партии Ататюрка (которая была партией, оппозиционной в парламенте правительству Демократической партии Мендереса ), перевезло его тело в мавзолей через 15 лет после его смерти в 1953 году. [ 2 ] В 1951 году он также принял закон, устанавливающий уголовную ответственность за оскорбление «памяти Ататюрка». [ 2 ]

В 2012 году The Economist писал, что культ его личности «устилает страну бюстами и портретами великого человека» и что его «подпитывают турецкие генералы, которые использовали его имя, чтобы свергнуть четыре правительства, повесить премьер-министра и напасть на врагов». республики». [ 13 ] По данным этого британского еженедельника, «ярые исламисты презирают Ататюрка за отмену халифата в 1924 году и изгнание благочестия из общественного пространства. Они питают слухи о том, что он был бабником, пьяницей и даже криптоевреем » . [ 13 ]

В статье 2008 года в журнале National Identities также обсуждалось повсеместное присутствие Ататюрка в стране:

Дома Ататюрка существуют в контексте, наполненном Ататюрком, его лицо и высказывания появляются на всех официальных документах, зданиях, телевизионных каналах, газетах и ​​школьных дворах, монетах и ​​банкнотах. Более того, независимо от личных убеждений, каждый турок живет в стране, где национализм является частью стандартных политических дискурсов. Политики, учителя и журналисты ежедневно обращаются к нации и Ататюрку. Однако они не одиноки в этом. Вездесущность атрибутики Ататюрка можно лишь частично объяснить спонсорством государства. Лицо Ататюрка появляется на плакатах за прилавками супермаркетов, в парикмахерских и видеомагазинах, в книжных магазинах и банках; Талисманы Ататюрка свисают даже с зеркал автомобилей, а булавки Ататюрка украшают лацканы. И даже турки, которые не участвуют в таких спонтанных поминках, умеют «читать» семиотическую вселенную Ататюрка. [ 14 ]

Закон об Ататюрке

[ редактировать ]

Турецкий закон 5816 («Закон о преступлениях, совершенных против Ататюрка») [ 15 ] был принят через 13 лет после смерти Ататюрка 25 июля 1951 года правительством премьер-министра Аднана Мендереса . [ 16 ] и защищает «память Ататюрка» от оскорблений со стороны любого гражданина Турции. [ 17 ] В 2011 году было вынесено 48 обвинительных приговоров за «оскорбление Ататюрка». [ 13 ] а оскорбление памяти Ататюрка карается лишением свободы на срок до трех лет. [ 18 ] Закон был истолкован очень широко, охватывая не только защиту памяти Ататюрка, но и его наследия. Обвинения были предъявлены в ходе внутреннего разбирательства лицам, которые оспаривают официальную, весьма положительную оценку первых лет существования Турецкой Республики и роли Ататюрка. [ 19 ]

Первая статуя Ататюрка была создана в 1926 году в стамбульском районе Сарайбурну австрийским скульптором Генрихом Криппелем. [ 20 ] Сегодня статуи Ататюрка можно найти по всей Турции. [ 21 ] [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бергер, Лутц (2019). «Лидер как отец. Культы личности в современной Турции». Кемализм как фиксированная переменная в Турецкой Республике . Эргон-Верлаг. стр. 119–128. ISBN  978-3-95650-632-1 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Эндрю Манго (26 августа 2002 г.). Ататюрк: Биография основателя современной Турции . Не обращайте внимания. п. 36. ISBN  978-1-59020-924-0 . В 1937 году Баяр стремился превзойти Иненю в своем преклонении перед Ататюрком. Теперь правительство Демократической партии превзошло его в знаках уважения к памяти Ататюрка. Его тело было перенесено в грандиозный мавзолей в 1953 году. В 1951 году был принят закон, согласно которому оскорбление памяти Ататюрка карается уголовным преступлением.
  3. ^ Тездюр, Гюнеш Мурат (2010). Мусульманские реформаторы в Иране и Турции: парадокс умеренности . Издательство Техасского университета. п. 70. ИСБН  9780292773639 . Человек, который был либо нерелигиозен, либо не скрывал своей веры, Ататюрк основал культ личности, который сохранился до сих пор. Он не удосужился присутствовать на пятничной молитве, символе единения правителя и народа...
  4. ^ Чандар, Дженгиз (2000). Неоднозначное наследие Ататюрка . The Wilson Quarterly , 24 (4), 88.
  5. ^ Jump up to: а б Эллисон, Рой (1996). Вызовы для бывшего советского юга . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института. п. 27 . ISBN  9780815703211 . В некоторых республиках Центральной Азии быстро развивается продвигаемый государством «культ личности» (хотя и здесь, и в других... Это явно было смоделировано по образцу Мустафы Кемаля Ататюрка, авторитарного модернизирующего лидера республиканской Турции.
  6. ^ Левин, Линн А. (2010). Турция Фроммера . Хобокен, Нью-Джерси: Паб Wiley. п. 31. ISBN  9780470877739 . Великое Национальное Собрание присвоило Мустафе Кемалю имя Ататюрк («отец турок»).
  7. ^ Вильяр, Хуан (2004). Седьмое чудо . Корал-Спрингс, Флорида: Llumina Press. п. 28. ISBN  9781595262417 . Турецкий парламент провозгласил фамилию Мустафы Ататюрк, «Отец турок». Сегодня его фотография висит в каждом правительственном учреждении и деловом учреждении, его штат появляется в каждом городе, а его статуи запрещают говорить о нем что-либо плохое или смешное. Свобода слова не входила в число реформ Ататюрка.
  8. ^ Акьол, Мустафа (2014). «Как Турция саботировала свое будущее» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 2 сентября 2023 г.
  9. ^ Явуз, М. Хакан (2003). Исламская политическая идентичность в Турции . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-028965-2 .
  10. ^ Такер, Эрнест (2016). Ближний Восток в современной мировой истории . Рутледж. п. 166. ИСБН  978-1-315-50824-5 .
  11. ^ Иностранная пресса о Кипре, тома 10-11, Управление общественной информации, 1997 «Это самопровозглашенная роль армии — поддерживать светский характер государства, которое на 90 процентов состоит из мусульман, но современный основатель которого Кемаль Ататюрк насильственно втянул его в вестернизацию. Культ личности Ататюрка все еще возвышается над Турцией».
  12. ^ «Суд постановил, что в Турции должна быть восстановлена ​​студенческая клятва» . Новости Ахваля . 18 октября 2018 г.
  13. ^ Jump up to: а б с «Плач секуляриста» . Экономист . 25 февраля 2012 года . Проверено 17 марта 2013 г.
  14. ^ Глиптис 2008 , с. 356.
  15. ^ Бали, Рифат Н. (2007). Новые документы об Ататюрке: Ататюрк глазами американских дипломатов . Исис Пресс. п. 32.
  16. ^ Зайберт, Томас (16 августа 2011 г.). «Некоторые турки готовы отменить закон, защищающий память Ататюрка» . Национальный . Проверено 13 июля 2013 г.
  17. ^ Кая, Мехмед С. (2009). Курды Заза в Турции: ближневосточное меньшинство в глобализированном обществе . Лондон: Академические исследования Тавриды. п. 209. ИСБН  9781845118754 .
  18. ^ Финкель, Эндрю (2012). Турция: что нужно знать каждому . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 32 . ISBN  9780199733040 .
  19. ^ Барановская, Гражина (2020). Бахманн, Клаус (ред.). Законы о памяти в Турции: защита памяти Мустафы Кемаля Ататюрка . Берлин: Питер Ланг. стр. 107–125. ISBN  978-3-631-81353-9 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  20. ^ ЭРИКАВУК, ИСИЛ (9 января 2011 г.). «Неэстетичные памятники Ататюрку остаются табу в Турции» . Урриет . Проверено 21 марта 2013 г.
  21. ^ Наваро-Яшин, Яэль (2002). Лица государства: секуляризм и общественная жизнь в Турции . Принстон: Принстонский университет. Нажимать. п. 89. ИСБН  9780691088457 . Сегодня статуя, которую чаще всего можно встретить по всей Турции, по-прежнему остается статуей Ататюрка.
  22. ^ Юнгор, Угур Юмит (2011). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913-1950 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 180. ИСБН  9780191640766 . Мустафа Кемаль Ататюрк был в центре публичных проявлений памяти. Его скульптуры распространились по всей стране за считанные годы и задолго до его смерти украшали все главные площади страны.
Библиография
  • Копо, Этьен, «Превосходство Ататюрка», в Майер-Жауэн Катрин (редактор), Святые и герои современного Ближнего Востока , Париж, Мезоннёв и Лароз, 2002, стр. 121–138.
  • Глиптис, Леда (декабрь 2008 г.). «Соответствие отцу: предписания национальной идентичности помнить Ататюрка; его дома, его могилу, его храм». Национальные идентичности . 10 (4). Лондон: 353–372. Бибкод : 2008NatId..10..353G . дои : 10.1080/14608940802271647 . ISSN   1460-8944 . S2CID   145591969 .
  • Мандель, Майк, и Закари, Шанталь, Штат Ата. Спорные образы власти в Турции , Восемнадцать публикаций, Бостон, 2010, 256-xvi стр.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b79a0f384bec30eebafe390775887230__1723676220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/30/b79a0f384bec30eebafe390775887230.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mustafa Kemal Atatürk's cult of personality - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)