Культ личности Мустафы Кемаля Ататюрка


Культ личности Ататюрка зародился еще при жизни Мустафы Кемаля Ататюрка. [ 1 ] и продолжено его преемниками после его смерти в 1938 году, членами как его Республиканской народной партии , так и оппозиционных партий, [ 2 ] и в ограниченном количестве в течение своей жизни, чтобы популяризировать и закрепить свои социальные и политические реформы в качестве основателя и первого президента Турции . [ 3 ] Культ сравнивают с аналогичными культами личности в авторитарных режимах Центральной Азии и Советского Союза. [ 4 ] [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]После поражения и раздела Османской империи союзниками Первой после мировой войны Мустафа Кемаль возглавил турецкое национальное движение в войне за независимость против Греции, Армении, Франции, Великобритании и других стран-оккупантов. Под его руководством в 1923 году была провозглашена Турецкая Республика удостоило его имени Ататюрк («Отец турок»). , а в 1934 году Великое Национальное Собрание Турции Среди других его титулов - Великий лидер (Улу Ондер), Вечный командующий (Эбеди Баскомутан), главный учитель (Башогретмен) и Вечный вождь (Эбеди Шеф). [ 6 ] [ 7 ]

Память об Ататюрке остается важной частью турецкой политики и общества в 21 веке. [ 11 ] Почти в каждом городе Турции есть улицы, названные в его честь, а его статуи обычно можно найти на городских площадях, в школах и общественных учреждениях, в двух последних из которых изображен его портрет. Фраза Ne mutlu Türküm diyene («Как счастлив тот, кто говорит: «Я турок»), которую Ататюрк использовал в своей речи по случаю 10-летия Республики в 1933 году, широко используется в Турции и часто встречается вместе с его статуи. Она по-прежнему является частью обязательной студенческой клятвы , хотя в период с 2013 по 2018 год ее удалили. [ 12 ] В 2021 году его снова удалили.
Культ личности Ататюрка иногда сравнивают с культом авторитарных правителей стран Центральной Азии, таких как Нурсултан Назарбаев и Сапармурат Ниязов . [ 5 ] но существенно отличается в свете демократических и прогрессивных реформ Ататюрка в Турции, а также потому, что большинство его статуй и мемориалов были установлены после его смерти. Например, до 1950-х годов действующего президента Турции на турецкой валюте появлялось только изображение , но премьер-министр Аднан Мендерес (1950–1960), нанеся политический удар своему сопернику-президенту Исмету Иненю , принял закон о восстановлении власти покойного Ататюрка. изображение на валюте, чтобы запретить появление изображения Иненю. [ 2 ] Правительство Мендереса, хотя и выступало против Народно-республиканской партии Ататюрка (которая была партией, оппозиционной в парламенте правительству Демократической партии Мендереса ), перевезло его тело в мавзолей через 15 лет после его смерти в 1953 году. [ 2 ] В 1951 году он также принял закон, устанавливающий уголовную ответственность за оскорбление «памяти Ататюрка». [ 2 ]
В 2012 году The Economist писал, что культ его личности «устилает страну бюстами и портретами великого человека» и что его «подпитывают турецкие генералы, которые использовали его имя, чтобы свергнуть четыре правительства, повесить премьер-министра и напасть на врагов». республики». [ 13 ] По данным этого британского еженедельника, «ярые исламисты презирают Ататюрка за отмену халифата в 1924 году и изгнание благочестия из общественного пространства. Они питают слухи о том, что он был бабником, пьяницей и даже криптоевреем » . [ 13 ]
В статье 2008 года в журнале National Identities также обсуждалось повсеместное присутствие Ататюрка в стране:
Дома Ататюрка существуют в контексте, наполненном Ататюрком, его лицо и высказывания появляются на всех официальных документах, зданиях, телевизионных каналах, газетах и школьных дворах, монетах и банкнотах. Более того, независимо от личных убеждений, каждый турок живет в стране, где национализм является частью стандартных политических дискурсов. Политики, учителя и журналисты ежедневно обращаются к нации и Ататюрку. Однако они не одиноки в этом. Вездесущность атрибутики Ататюрка можно лишь частично объяснить спонсорством государства. Лицо Ататюрка появляется на плакатах за прилавками супермаркетов, в парикмахерских и видеомагазинах, в книжных магазинах и банках; Талисманы Ататюрка свисают даже с зеркал автомобилей, а булавки Ататюрка украшают лацканы. И даже турки, которые не участвуют в таких спонтанных поминках, умеют «читать» семиотическую вселенную Ататюрка. [ 14 ]
Закон об Ататюрке
[ редактировать ]Турецкий закон 5816 («Закон о преступлениях, совершенных против Ататюрка») [ 15 ] был принят через 13 лет после смерти Ататюрка 25 июля 1951 года правительством премьер-министра Аднана Мендереса . [ 16 ] и защищает «память Ататюрка» от оскорблений со стороны любого гражданина Турции. [ 17 ] В 2011 году было вынесено 48 обвинительных приговоров за «оскорбление Ататюрка». [ 13 ] а оскорбление памяти Ататюрка карается лишением свободы на срок до трех лет. [ 18 ] Закон был истолкован очень широко, охватывая не только защиту памяти Ататюрка, но и его наследия. Обвинения были предъявлены в ходе внутреннего разбирательства лицам, которые оспаривают официальную, весьма положительную оценку первых лет существования Турецкой Республики и роли Ататюрка. [ 19 ]
Статуи
[ редактировать ]Первая статуя Ататюрка была создана в 1926 году в стамбульском районе Сарайбурну австрийским скульптором Генрихом Криппелем. [ 20 ] Сегодня статуи Ататюрка можно найти по всей Турции. [ 21 ] [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бергер, Лутц (2019). «Лидер как отец. Культы личности в современной Турции». Кемализм как фиксированная переменная в Турецкой Республике . Эргон-Верлаг. стр. 119–128. ISBN 978-3-95650-632-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Эндрю Манго (26 августа 2002 г.). Ататюрк: Биография основателя современной Турции . Не обращайте внимания. п. 36. ISBN 978-1-59020-924-0 .
В 1937 году Баяр стремился превзойти Иненю в своем преклонении перед Ататюрком. Теперь правительство Демократической партии превзошло его в знаках уважения к памяти Ататюрка. Его тело было перенесено в грандиозный мавзолей в 1953 году. В 1951 году был принят закон, согласно которому оскорбление памяти Ататюрка карается уголовным преступлением.
- ^ Тездюр, Гюнеш Мурат (2010). Мусульманские реформаторы в Иране и Турции: парадокс умеренности . Издательство Техасского университета. п. 70. ИСБН 9780292773639 .
Человек, который был либо нерелигиозен, либо не скрывал своей веры, Ататюрк основал культ личности, который сохранился до сих пор. Он не удосужился присутствовать на пятничной молитве, символе единения правителя и народа...
- ^ Чандар, Дженгиз (2000). Неоднозначное наследие Ататюрка . The Wilson Quarterly , 24 (4), 88.
- ^ Jump up to: а б Эллисон, Рой (1996). Вызовы для бывшего советского юга . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Брукингского института. п. 27 . ISBN 9780815703211 .
В некоторых республиках Центральной Азии быстро развивается продвигаемый государством «культ личности» (хотя и здесь, и в других... Это явно было смоделировано по образцу Мустафы Кемаля Ататюрка, авторитарного модернизирующего лидера республиканской Турции.
- ^ Левин, Линн А. (2010). Турция Фроммера . Хобокен, Нью-Джерси: Паб Wiley. п. 31. ISBN 9780470877739 .
Великое Национальное Собрание присвоило Мустафе Кемалю имя Ататюрк («отец турок»).
- ^ Вильяр, Хуан (2004). Седьмое чудо . Корал-Спрингс, Флорида: Llumina Press. п. 28. ISBN 9781595262417 .
Турецкий парламент провозгласил фамилию Мустафы Ататюрк, «Отец турок». Сегодня его фотография висит в каждом правительственном учреждении и деловом учреждении, его штат появляется в каждом городе, а его статуи запрещают говорить о нем что-либо плохое или смешное. Свобода слова не входила в число реформ Ататюрка.
- ^ Акьол, Мустафа (2014). «Как Турция саботировала свое будущее» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 2 сентября 2023 г.
- ^ Явуз, М. Хакан (2003). Исламская политическая идентичность в Турции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-028965-2 .
- ^ Такер, Эрнест (2016). Ближний Восток в современной мировой истории . Рутледж. п. 166. ИСБН 978-1-315-50824-5 .
- ^ Иностранная пресса о Кипре, тома 10-11, Управление общественной информации, 1997 «Это самопровозглашенная роль армии — поддерживать светский характер государства, которое на 90 процентов состоит из мусульман, но современный основатель которого Кемаль Ататюрк насильственно втянул его в вестернизацию. Культ личности Ататюрка все еще возвышается над Турцией».
- ^ «Суд постановил, что в Турции должна быть восстановлена студенческая клятва» . Новости Ахваля . 18 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Плач секуляриста» . Экономист . 25 февраля 2012 года . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ Глиптис 2008 , с. 356.
- ^ Бали, Рифат Н. (2007). Новые документы об Ататюрке: Ататюрк глазами американских дипломатов . Исис Пресс. п. 32.
- ^ Зайберт, Томас (16 августа 2011 г.). «Некоторые турки готовы отменить закон, защищающий память Ататюрка» . Национальный . Проверено 13 июля 2013 г.
- ^ Кая, Мехмед С. (2009). Курды Заза в Турции: ближневосточное меньшинство в глобализированном обществе . Лондон: Академические исследования Тавриды. п. 209. ИСБН 9781845118754 .
- ^ Финкель, Эндрю (2012). Турция: что нужно знать каждому . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 32 . ISBN 9780199733040 .
- ^ Барановская, Гражина (2020). Бахманн, Клаус (ред.). Законы о памяти в Турции: защита памяти Мустафы Кемаля Ататюрка . Берлин: Питер Ланг. стр. 107–125. ISBN 978-3-631-81353-9 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ ЭРИКАВУК, ИСИЛ (9 января 2011 г.). «Неэстетичные памятники Ататюрку остаются табу в Турции» . Урриет . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Наваро-Яшин, Яэль (2002). Лица государства: секуляризм и общественная жизнь в Турции . Принстон: Принстонский университет. Нажимать. п. 89. ИСБН 9780691088457 .
Сегодня статуя, которую чаще всего можно встретить по всей Турции, по-прежнему остается статуей Ататюрка.
- ^ Юнгор, Угур Юмит (2011). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913-1950 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 180. ИСБН 9780191640766 .
Мустафа Кемаль Ататюрк был в центре публичных проявлений памяти. Его скульптуры распространились по всей стране за считанные годы и задолго до его смерти украшали все главные площади страны.
- Библиография
- Копо, Этьен, «Превосходство Ататюрка», в Майер-Жауэн Катрин (редактор), Святые и герои современного Ближнего Востока , Париж, Мезоннёв и Лароз, 2002, стр. 121–138.
- Глиптис, Леда (декабрь 2008 г.). «Соответствие отцу: предписания национальной идентичности помнить Ататюрка; его дома, его могилу, его храм». Национальные идентичности . 10 (4). Лондон: 353–372. Бибкод : 2008NatId..10..353G . дои : 10.1080/14608940802271647 . ISSN 1460-8944 . S2CID 145591969 .
- Мандель, Майк, и Закари, Шанталь, Штат Ата. Спорные образы власти в Турции , Восемнадцать публикаций, Бостон, 2010, 256-xvi стр.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Миф о «новой Турции»: кемализм и эрдоганизм как две стороны одной медали» . Доктор Джерен Шенгюль . Новости о Турции. 7 мая 2024 г.