Личная жизнь Мустафы Кемаля Ататюрка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2015 г. ) |
![]() Ататюрк и его приемная дочь Рукие Эркин, 1926 год. | |
Рожденный | Сын Али Ризы Мустафа ( Мустафа, сын Али Рызы ) 1880/1881 Салоники ( Салоники ), Османская империя |
Умер | Дворец Долмабахче , Стамбул , Турция | 10 ноября 1938 г. (около 57 лет)
Место отдыха | Аныткабир , Анкара , Турция |
Национальность | турецкий |
Альма-матер | Османская военная академия Императорский Военно-Штабной Колледж |
Известный | Военный полководец, революционный государственный деятель |
Супруг | Латифе Ушаклыгил (1923–25) |
Партнер(ы) | Элени Каринте Димитрина Ковачева г-жа Фикрие |
Дети | 11 (принято) |
Родители) | Али Риза Эфенди г-жа Зубейде Рагип Бей (отчим) |
Родственники | г-н Салих Кызыл Хафиз Ахмет Эфенди (дедушка) Салих Эфенди (второй дядя) Медди Бойсан (бывший зять) Семья Ушакизаде |
Семья | Макбуле Атадан (сестра) Насие (сестра) Foks (pet dog) |
Подпись | |
![]() |
Личная жизнь Мустафы Кемаля Ататюрка была предметом многочисленных исследований. Ататюрк основал Турецкую Республику и был ее президентом с 1923 года до своей смерти 10 ноября 1938 года. По словам турецкого историка Кемаля Х. Карпата , недавняя библиография Ататюрка включала 7010 различных источников. [ 1 ] В личной жизни Ататюрка есть противоречия, начиная от того, где он родился, и заканчивая его правильным полным именем. Детали его брака всегда были предметом споров. Его религиозные убеждения обсуждались в политической жизни Турции совсем недавно, во время республиканских протестов во время президентских выборов 2007 года .
Личность Мустафы Кемаля была важной темой как для ученых, так и для широкой общественности. [ 1 ] Большая часть существенной личной информации о нем взята из мемуаров его соратников, которые временами были его соперниками и друзьями. Некоторая достоверная информация исходит от Али Фуата Чебесоя , Казима Карабекира , Халиде Эдиба Адывара , Кылыча Али , Фалиха Рифки Атая , Афета Инана , есть также вторичный анализ Патрика Бальфура, 3-го барона Кинросса , Эндрю Манго и, совсем недавно, Вамика Д. Волкан и Норман Ицковиц . [ нужна ссылка ]
Имя
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2015 г. ) |
В турецкой традиции имена помимо своей грамматической идентификационной функции имеют дополнительные почетные или мемориальные значения. Имя можно перевести с турецкого на другие языки, но следует проявлять осторожность, поскольку форма имени варьируется от одного языка к другому. Ататюрк Мустафа носил имя при рождении . Мустафа ( араб . مصطفى – Muṣṭafā , «избранный»), эпитет исламского пророка Мухаммеда , был распространенным именем в то время. Молодой Мустафа учился в Салоникском военном училище, военной средней школе в Салониках (ныне Салоники в современной Греции ), где его учитель математики капитан Ускюплю Мустафа Сабри Бей дал ему дополнительное имя «Кемаль» («совершенство») из-за академических способностей его ученика. превосходство. [ 2 ]
27 ноября 1911 года Мустафа Кемаль был повышен до звания Бинбаши — османского военного звания, обозначающего командира «тысячи солдат», что эквивалентно званию майора в современной турецкой армии. Поскольку в османских воинских званиях « бей » был общим титулом, присваиваемым всем чинам от Бинбаши и выше, к Мустафе Кемалю Эфенди отныне обращались как «Мустафа Кемаль бей». 1 апреля 1916 года Мустафе Кемалю было присвоено звание Мирлива , что сегодня эквивалентно генерал-майору . В османских воинских званиях Паша был общим титулом, присваиваемым всем чинам до Мирливы и выше, и с тех пор к нему обращались как «Мустафа Кемаль-паша» ( турецкий : Паша ).
Кемаль-паша, возмущенный капитуляциями и уступками султана союзникам , а также оккупацией Константинополя (известного на английском языке как Стамбул с 1930 года) британцами, подал в отставку со своего поста 8 июля 1919 года. Он бежал из Стамбула море, пройдя через Британского Королевского флота патрули и высадившись в черноморском портовом городе Самсун , чтобы организовать сопротивление оккупации Анатолии союзными державами. После его отставки Блистательная Порта , османское имперское правительство, выдала ордер и позже заочно приговорила его к смертной казни . [ 3 ]
19 сентября 1921 года Великое Национальное Собрание Турции вручило ему титул Гази , что означает боевого или раненого ветерана, с религиозным подтекстом победы над неисламскими силами, и присвоило ему звание маршала за его достижения во время войны. Война за независимость . Отныне к нему будут обращаться как «Гази Мустафа Кемаль». [ 4 ]
21 июня 1934 года Великое Национальное Собрание признало необходимость регистрации и использования фиксированных наследственных фамилий. Закон о фамилиях был предложен и позже введен в силу. 24 ноября 1934 года Ассамблея приняла специальный закон о присвоении Мустафе Кемалю фамилии «Ататюрк», что переводится как «Отец турок». [ 5 ] [ 6 ] и установил «Ататюрк» как уникальную фамилию. [ примечание 1 ]
Список имен и титулов
[ редактировать ]- Рождение: Али Риза, сын Мустафа.
- 1890-е: Мустафа Кемаль
- 1911: Мустафа Кемаль- бей
- 1916: Мустафа Кемаль- паша
- 1921: Гази Мустафа Кемаль- паша
- 1934: Кемаль Ататюрк
- 1935: Камаль Ататюрк
- 1937: Кемаль Ататюрк [ 7 ]
Журнал Time пишет: «Человек семи имен. У этого белокурого, голубоглазого вакхического хулигана перед смертью было семь имен, как Камал Ататюрк». [ 8 ] Однако Ататюрк вернулся к старому написанию имени Кемаль с мая 1937 года и далее. [ 7 ]
Дата рождения
[ редактировать ]Из-за различий между календарями того периода точная дата рождения Ататюрка неизвестна. Османская империя признала календарь Хиджры и календарь Руми . Хиджра — исламский календарь, используемый для обозначения религиозных праздников. Это был лунный год с продолжительностью 354 или 355 дней. Руми был гражданским календарем, принятым в 1839 году. Он был солнечным и основан на юлианском календаре . Оба отсчитывали время от хиджры , переселения Мухаммеда в Медину . Между двумя календарями присутствовали значительные различия в прошедшем времени. Чтобы примирить их, проводились различные реформы, но, как правило, всегда существовала разница.
Дата рождения Ататюрка была записана в публичных записях турецкого Селаника как Anno Hegirae 1296, без указания того, была ли она основана на календаре Руми или на календаре Хиджры. Ввиду этой путаницы Ататюрк в своей речи, произнесенной в 1927 году, приурочил свой день рождения к Дню независимости Турции, который он объявил 19 мая 1919 года, днем своего прибытия в Самсун . Его отождествление с Днем независимости подразумевало его выбор гражданский календарь, в котором 1296 год хиджры длится с 13 марта 1880 года по 12 марта 1881 года. Последние даты указаны по григорианскому календарю. Календарь , только что принятый для республики Ататюрком в целях стандартизации (юлианский календарь был отвергнут ранее). Поэтому Ататюрк во всех официальных и неофициальных документах указал свой день рождения как 19 мая 1881 года. [ 9 ]
Мать сказала Ататюрку, что он родился весенним днем, но его младшей сестре Макбуле Атадан , что он родился ночью во время грозы. другие сказали [ нужна ссылка ] Фаик Решит Унат получил разные ответы от соседей Зубейде Ханым в Салониках. Некоторые утверждали, что он родился в весенний день, но другие утверждали, что в зимний день в январе или феврале. Определенное признание получила дата 19 мая, дата, предложенная историком Решитом Саффетом Атабиненом . 19 мая является символическим началом войны за независимость Турции, и Атабинен связал день рождения Ататюрка с началом войны за независимость – жест, который Ататюрк оценил. [ нужна ссылка ] Был даже план установить день «Гази». Другая история об этой дате заключается в том, что учитель спросил Ататюрка о дате его рождения, на что он ответил, что не знает ее, и что учитель предложил 19 мая. Опять же, есть два способа интерпретировать это; «19 мая 1881 года по григорианскому календарю» будет означать Руми 1 марта 1297 года, что противоречит единственной зарегистрированной информации, Руми 1296 года. Также можно сказать «Руми 19 мая 1296 года», что подразумевает дату 1880 года по григорианскому календарю.
Некоторые источники вообще игнорируют день и месяц и указывают дату его рождения как 1880/81 по григорианскому календарю. Другие претензии:
- Энвер Бехнан Шаполио утверждал, что Ататюрк родился 23 декабря 1880 года по григорианскому календарю. [ нужна ссылка ]
- Шевкет Сурейя Айдемир утверждал, что родился 4 января 1881 года по григорианскому календарю. [ нужна ссылка ]
- Мухтар Кумрал , бывший глава Ассоциации Мустафы Кемаля, утверждал, что он родился 13 марта 1881 года по григорианскому календарю, и заявил, что они использовали Макбуле Атадан. При преобразовании григорианского языка в руми день в Руми устанавливается на 1 марта 1297 года. Обоснованность этого утверждения сомнительна, поскольку в письменных источниках Руми указан 1296 год, а не 1297 год. [ 10 ]
- Тевфик Рюштю Арас утверждал, что Ататюрк родился между 10 и 20 мая. Он заявил, что эта информация была передана Ататюрку, и что Ататюрк ответил: «Почему не 19 мая». [ нужна ссылка ]
Ататюрка В последнем официальном документе, удостоверяющем личность ( турецкий : nüfus cüzdanı ), не указаны день и месяц, но виден 1881 год. [ 10 ] Он выставлен в музее Ататюрка в Шишли . [ 10 ] Турецкая Республика объявила 19 мая 1881 года официально для общественности и дипломатически для других стран как его признанный день рождения. [ 10 ]
Национальность
[ редактировать ]Османская империя не была национальным государством , и записи велись не по национальному, а по религиозному принципу. Рост национализма в Европе распространился на Османскую империю в 19 веке, и система Милле начала приходить в упадок. Родители и родственники Ататюрка использовали турецкий язык в качестве родного языка и были частью мусульманского проса . [ 11 ] его отец Али Риза Эфенди Некоторые считают, что , например Исаак Фредерик Маркоссон , Эрнст Джек , Эндрю Манго (среди других), имел албанское происхождение; [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] По словам Фалиха Рифки Атая , Вамика Д. Волкана и Нормана Ицковица (последние двое цитируют Атая), предки Али Рызы были турками , в конечном итоге происходящими из Сёке в провинции Айдын . [ 17 ] [ 18 ] Свидетельством албанского происхождения Али Рызы является то, что у Джемиля Бозока, дальнего родственника Кемаля, а затем его помощника, был дедушка-албанец, который утверждал, что он был родственником обоих родителей Кемаля. [ 12 ] Некоторые считают, что его мать Зюбейде была турецкого происхождения. [ 14 ] [ 15 ] такие как Шевкет Сурейя Айдемир , который написал, что она была Йоруком . [ 19 ] Однако есть и некоторые предположения о его частичном славянском происхождении. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] а также для предполагаемого новообращенного мусульманина ( Дёнме ) еврейского происхождения. [ 23 ] [ 24 ]
Утверждение о еврейском ( донме ) происхождении
[ редактировать ]Предполагаемое происхождение Ататюрка из Дёнме широко распространялось в современных газетах и отчетах начала 20 века, в том числе британских, американских и турецких; [ 25 ] некоторые современные турецкие ученые отрицательно отреагировали на эти утверждения, поскольку они часто сопровождаются пренебрежительными комментариями в адрес Ататюрка, обычно сделанными турецкими исламистами и противниками режима Ататюрка. [ 26 ] Некоторые комментаторы предполагают, что из-за « Закона о преступлениях, совершенных против Ататюрка », люди в Турции не решаются делать публичные заявления или даже слишком явные инсинуации относительно этнического происхождения Ататюрка. [ 27 ] Однако исламисты пропагандируют теорию заговора, утверждающую, что Ататюрк был дёнме, чтобы опорочить его, поскольку они обеспокоены его секуляристскими реформами , и они создали много других теорий заговора о нем. [ 28 ] Обличение отдельных лиц или семей дёнме является неотъемлемой частью агитации турецких антисемитов . [ 29 ]
Что касается правдивости этих утверждений, было написано много, как в поддержку, так и против них. Есть только один случай, когда мы имеем прямое заявление Ататюрка в ответ на подобные обвинения: турецкий политик Джемаль Гранда , служивший дворецким Ататюрка в 1927-1938 годах, написал в своих мемуарах о ситуации, в которой Ататюрк слышит обвинения в адрес его так называемые корни дёнме и комментарии по поводу этнического происхождения или происхождения любого государственного деятеля; Ататюрк сравнивает себя с Наполеоном, который, несмотря на то, что он был французом, имел итальянские корни, и заявляет, что «[люди] должны служить обществу, в котором они находятся». [ 30 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ататюрк родился во время Прекрасной эпохи европейской цивилизации . Россия проводила реформы ; Япония открыла свои двери для Запада во время Реставрации Мэйдзи . Османская империя переживала трансформацию. Усилия Османской военной реформы , такие как одновременная модернизация японской армии в 1868–1931 годах , позволили создать современную армию. Расовые, региональные, этнические и национальные стереотипы были частью дискуссий во всем мире. произошел Османский народ не был застрахован от этих событий, и в Османской империи рост национализма .
Подготовительная школа
[ редактировать ]Желанием Али Риза-бея было отправить Ататюрка в недавно открывшуюся школу Шемси Эфенди, в которой была программа современного образования. Зубейде Ханым хотела, чтобы он посещал традиционную школу. Программы традиционных мусульманских школ основывались преимущественно на молитвах и гимнах. Это вызвало споры внутри семьи. Сначала он поступил в традиционную религиозную школу. Позже он перешел в школу Шемси Эфенди.
В 1888 году Али Риза Эфенди умер в возрасте 47 лет. Ататюрку было 7 лет. Зубейде Ханым был 31 год. Зубейде Ханым и двое ее детей какое-то время жили с ее братом Хусейном. Хусейн был управляющим фермы недалеко от Салоник. Мустафа работал на ферме.
Зубейде Ханым вышла замуж за Рагип-бея. Рагип-бей также был вдовцом и имел четверых детей. Ататюрку нравилась Сюрейя. Другой его сводный брат работал в компании Regie . Поскольку после замужества матери Ататюрк не был старшим мужчиной в доме, он покинул дом и жил с родственником.
Военное образование
[ редактировать ]


Ататюрк хотел поступить в военное училище. В детстве он восхищался униформой офицеров западного образца. Он поступил в военную неполную среднюю школу турецкого языка : Селаник Аскери Рюштиеси в Селанике. В 1896 году он поступил в Монастирскую военную среднюю школу . Монастир — это сегодняшняя Битола в Северной Македонии . В обоих этих регионах наблюдались недовольство и восстания против османской администрации. [ нужна ссылка ]
13 марта 1899 года он поступил в Османскую военную академию в Константинополе ( турецкий : Mekteb-i Harbiye-i Şahane ). Это была школа-интернат с общежитиями на территории. Военная школа строго контролировалась Абдул Хамидом II . Газеты в школу не допускались, а единственными принимаемыми книгами были учебники. В школе обучали не только военным навыкам, но также религиозным практикам и социальной работе. Учебная программа в этой школе требовала либо жертвовать деньги, либо заниматься благотворительностью. В 1902 году окончил Османскую военную академию. [ нужна ссылка ]
10 февраля 1902 года он поступил в Императорское военно-штабное училище в Константинополе, которое окончил 11 января 1905 года. В Османской императорской армии было два офицерских курса. Одним из них были офицеры, «обученные в самой армии», Алайлы , а другой состоял из офицеров, прошедших подготовку в современных военных училищах, Мектепли . Он был офицером, прошедшим школьное обучение. Офицеры, получившие школьное образование, имели сильный идеологический отпечаток в отношении семьи и страны, а он проявлял склонность к обоим. Когда он присоединился к Османской армии, он уже прошел 13 лет военного образования. [ нужна ссылка ]
Частная жизнь
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2015 г. ) |
Первым ребенком Зубейде Ханым была Фатма, затем Омер, позже родился Ахмет. Все они умерли в раннем детстве. Мустафа был четвертым ребенком. Макбуле последовала за ним в 1885 году. Их сестра Насие родилась в 1889 году. Насие умерла от детского туберкулеза . [ нужна ссылка ]
У Рагип-бея было четверо детей от первого брака. Его первый ребенок, Сурейя, умер во время Первой мировой войны. У Рагип-бея был брат полковник Хусаметтин. У него и Васфие Ханым была дочь по имени Фикрие (1897 – 31 мая 1924). [ 31 ] Из 9 братьев и сестер, у пятерых был хотя бы один родитель, его пережила только его биологическая сестра Макбуле (1885–1956).
Хаджи Абдулла Ага | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ибрагим Ага | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прекрасная госпожа Айше | Фейзулла Ага | ? | Хафиз Ахмет Эфенди | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хюзаметтин [ нужна ссылка ] | Хусейн Эфенди | Хасан Эфенди | Мехмет Эмин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рагип Бей | г-жа Зубейде | Али Риза Эфенди | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фикрие | Шаг 1 | Фатма | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сурейя | Омер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хасан | Ахмет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаг 2 | Мустафа | Ваггери | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оценил | Абдуррахим (п) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Насие | Сабиха (а) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рукие (а) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зехра (а) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катастрофа (а) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фикрие (а) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идеал (а) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Набила | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жена
[ редактировать ]


Ататюрк женился только один раз на Латифе Ушаклыгил (или Ушаки); многоязычная и уверенная в себе женщина, получившая образование в Европе и происходящая из состоятельной семьи судовладельца из Смирны (ныне Измир ). [ 32 ]
Ататюрк встретил Латифе во время возвращения оккупированной Смирны 8 сентября 1922 года. Ататюрк был приглашен в резиденцию Ушаклыгил во время его пребывания в Смирне. У него была возможность внимательно наблюдать за Латифом. Их первоначальный период знакомства длился относительно недолго, поскольку 2 октября ему пришлось вернуться в Ангору (ныне Анкара). Ататюрк открыл свой интерес к Латифе, попросив ее: «Никуда не уходи. Подожди меня». 29 января 1923 года он добился разрешения жениться на членах ее семьи при содействии начальника штаба Февзи Чакмака . Кязым Карабекир присутствовал на их свадьбе. Это не были случайные решения.
В турецкой культуре жених просит совершить этот поступок свою семью или уважаемых людей, с которыми у него близкие отношения. Латифе не закрывала лицо во время свадьбы, хотя в тот период у невест было традицией делать это. Сразу после свадьбы у них не было медового месяца. Приближались выборы в парламент. На следующий день после свадьбы он принял представителей местных газет. Он готовился к публичному выступлению 2 февраля. Медовый месяц, тур по Анатолии, стал шансом показать открытое лицо его жены как образец для подражания для современных турецких женщин. «Это не просто медовый месяц, это урок реформ», - заметил один наблюдатель. [ 33 ]
Будучи первой леди , она была участницей движения за эмансипацию женщин , зародившегося в Турции в начале 1920-х годов. Латифе показала свое лицо миру с вызовом, который шокировал и восхитил зрителей. [ 33 ] Она не носила хиджаб , но покрыла голову платком ( турецкий : Başörtüsü ). Она призвала турецких женщин сделать то же самое и лоббировала избирательное право женщин. [ 34 ] Ататюрк принял закон, дающий женщинам право голоса после его избрания. [ нужна ссылка ]
Латифе настоял на том, чтобы сопровождать его в восточные города, хотя жены других чиновников остановились в Самсуне и не поехали дальше на опустошенный восток. Внимание Ататюрка было обращено на традиционные собрания. Баланс было трудно установить. В Эрзуруме Латифе и Ататюрк достигли критической точки. У них произошла публичная ссора. Ататюрк попросил Латифа поехать в Ангору вместе с доверенным ему адъютантом Салихом Бозоком. Они развелись 5 августа 1925 года. Обстоятельства их развода остаются неизвестными. Постановление суда 25-летней давности запретило публикацию дневников и писем его бывшей жены, которые могли содержать информацию по этому вопросу. Турецкий исторический фонд хранил письма с 1975 года. По истечении срока постановления суда Турецкий исторический фонд сообщил, что семья Латифе Ушаклыгил потребовала, чтобы письма не разглашались. [ 35 ]
Дети
[ редактировать ]



Одной из его цитат было: «Дети — это новое начало завтрашнего дня». Он установил 23 апреля « Днем защиты детей », а 19 мая — «Днем молодежи и спорта». День защиты детей отмечает открытие Великого национального собрания Турции в 1920 году. День защиты детей был провозглашен в 1929 году по рекомендации Института защиты детей . Оба дня отмечаются сегодня. День молодежи и спорта – национальный праздник в Турции. [ нужна ссылка ]
У него не было биологических детей от брака, но было восемь приемных дочерей и один сын. Имена его детей были Зехра Айлин, Сабиха (Гекчен), Рукие (Эркин), Афет (Инан), Небиле (Байюрт), Афифе, Фикрие, Улку (Доганчай, позже Адатепе) и Мустафа. Кроме того, под его защитой было двое детей, Абдуррахим Тунчак и Ихсан. [ 36 ]
В 1916 году Ататюрк взял под свою защиту восьмилетнего Абдуррахима. Есть фотография, на которой Ататюрк в форме во время его командировки в Диярбакыре в сопровождении раннего подростка Абдуррахима. Абдуррахим был поручен заботе Зубейде Ханым. Своих биологических родителей он не помнил. Это вызвало вопросы, остался ли он сиротой во время Кавказской кампании . Абдуррахим заявил, что его самые ранние воспоминания относятся к дому Зубейде Ханым в Акаретере. Ататюрк дал Абдуррахиму фамилию Тунджак. [ нужна ссылка ]
В 1924 году под его защиту перешли Зехра из Амасии и Рукие из Коньи. Зехра упала насмерть с поезда недалеко от Амьена 20 ноября 1935 года. Расследование полиции Франции пришло к выводу, что это было самоубийство, а не несчастный случай. 22 сентября 1925 года Ататюрк усыновил 12-летнюю девочку по имени Сабиха , сироту, которая подошла к нему на вокзале Бурсы. Ее отправили в Россию для прохождения авиационной подготовки. 25 октября 1925 года Ататюрк встретил 18-летнюю девушку Афет (Инан) . Она была дочерью близкого друга семьи. Она потеряла мать, а ее отец женился на другой женщине. Она пыталась зарабатывать на жизнь в Смирне (Измир), обучая молодых девушек. Ей не хватало высшего образования. Ататюрк покрыл ее расходы на дополнительное образование, в то время как она продолжала обеспечивать себя преподаванием. Позже она стала доверенным лицом. Он просил ее копировать, редактировать его выступления и диктовать материалы. В 1935 году Ататюрк встретил трехлетнюю девочку Юлку. Она была дочерью слуги его матери и начальника станции. Она была единственной дочерью, которая осталась с ним рядом. [ почему? ] за несколько недель до его смерти. [ нужна ссылка ]

По словам Ататюрка:
Есть одна черта, которая присуща мне с детства. В доме, где я жил. Мне никогда не нравилось проводить время с сестрой или другом. С детства я всегда предпочитал быть одиноким и независимым, именно так я всегда и жил. У меня есть еще одна черта: я никогда не терпел ни одного совета или увещевания, которые навязывали мне, по их мнению, моя мать – мой отец умер очень рано, моя сестра или кто-либо из моих ближайших родственников. Люди, живущие со своими семьями, знают, что никогда не бывает недостатка в невинных и искренних предупреждениях со стороны левых и правых. Есть только два способа борьбы с ними. Вы либо игнорируете их, либо подчиняетесь им. Я считаю, что ни один из способов не является правильным. [ 37 ]
Одним из меняющихся взглядов на Ататюрка является его дальновидность, поддержка и продвижение лидерства среди турецких революционеров. [ 38 ] Первоначальные обзоры изображают его как бесспорного лидера, одинокого человека. Недавние исследования анализируют этот период с популистской точки зрения. Его лидерская деятельность оказала обширное влияние на политический, социальный и культурный контекст республики. [ 38 ] Эти исследования дают представление о его способностях способствовать сотрудничеству между разными людьми, например, в «Истории национальной борьбы, тома с I по V». [ 39 ] Его значение во время независимости было отмечено его способностью объединять людей. Указывается, что организации сопротивления оккупации в сельской местности эффективно действовали и до его участия. Его способность направлять людей не помогла. Основа гражданского участия в правительстве (парламент никогда не закрывался во время его правления) и создание гражданского общества (его настойчивое стремление не допускать участия военных в повседневной политике) уходят корнями в президентство Кемаля, а не после него. [ 38 ] Неудачные реформы стран региона после ухода их лидеров обычно использовались как пример лидерства Ататюрка среди турецких революционеров. Его эффект длился много лет после его ухода. [ нужна ссылка ]
Сексуальность
[ редактировать ]В отчетах британской военной разведки за январь 1921 года, автором которых является Чарльз Харингтон, Ататюрка . отмечался « гомосексуальный порок» [ 40 ] [ 41 ] Однако британский историк А.Л. Макфи отмечает, что эти сообщения могли исходить от врагов Ататюрка с целью его дискредитации. [ 42 ] По словам британских биографов Х.К. Армстронга и Патрика Бальфура , а также турецкого писателя Ирфана Орги (служившего под его началом) [ 42 ] ), Ататюрк был бисексуалом . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Книга Армстронга стала первой биографией Ататюрка, она была опубликована при его жизни и вызывает споры: рецензенты разделились во мнениях, реалистичная ли это биография или провокационная вымышленная . [ 46 ] Когда турецкий журналист Пейами Сафа впервые перевел его на турецкий язык, он подверг самоцензуре отрывки о сексуальной жизни Ататюрка из-за контроля над его имиджем . [ 46 ] Обвинения в гомосексуализме подвергались аналогичной цензуре во всех последующих переводах, включая последний, сделанный в 2013 году. [ 46 ] [ 47 ] Queers упоминает ЛГБТ -энциклопедия in History со ссылкой на Бальфура О той же сексуальной ориентации . [ 48 ] Французский историк ЛГБТ Мишель Ларивьер также упоминает Ататюрка в своем «Историческом словаре известных гомосексуалистов» . [ 49 ] [ 50 ] В 2007 году турецкие власти выразили протест после того, как Ататюрк был включен в список известных гомосексуалистов и бисексуалов в книге о гомофобии , опубликованной министром образования Французского сообщества Бельгии и предназначенной для учителей. Список был удален из будущего издания книги. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] В том же году турецкий суд заблокировал YouTube из-за видео, в котором Ататюрк описывался как гомосексуалист. [ 54 ] [ 55 ]
Любовь к природе
[ редактировать ]Он придавал большое значение своему коню Сакарье и собаке Лисе . Его также анекдотически связали с сохранением турецкой ангоры после того, как в статье в турецком журнале Reader's Digest , как сообщается, утверждалось, что Ататюрк сказал, что «его преемника укусит за лодыжку белый кот с разноглазыми глазами». [ 56 ]
Ататюрк основал Лесное ранчо в 1925 году. Он хотел иметь современную ферму в пригороде столицы, включая зеленый рай ( дендрарий ) для людей. [ 57 ] В 1933 году Лесное ранчо разработало программу по внедрению домашнего скота и садоводства. В результате интереса детей к животным Ататюрк принял участие в разработке программы, которая затем стала известна как «Зоопарк Анкары». Современный зоопарк, на строительство которого ушло 12 лет, первый в своем роде в Турции, дал возможность людям наблюдать за животными за пределами цирка и ярмарок . Ататюрк со своей младшей приемной дочерью Юлку проводил время на Лесном ранчо и на всех этапах развития зоопарка, пока не умер в 1938 году. Официальное открытие состоялось в 1945 году. [ нужна ссылка ]
Образ жизни
[ редактировать ]
На протяжении большей части своей жизни Ататюрк пил от умеренного до сильного, часто потребляя пол-литра раки в день; он также курил табак, преимущественно в виде сигарет . [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] Он любил читать книги, слушать музыку, танцевать, кататься на лошадях и плавать. Он любил играть в нарды и бильярд. Его интересовали зейбекские танцы , борьба и румелийские песни. В свободное время он читал книги по истории. Вместо того, чтобы заняться другими вопросами, один политик, который ненавидел читать больше, чем необходимо, сказал ему: «Вы поехали в Самсун , читая книгу?» Ататюрк ответил: «Когда я был ребенком, я был беден. Когда я получал две копейки, я отдавал одну копейку на книгу. Если бы это было не так, я бы не сделал ничего из этого». [ 61 ]
Ататюрк сказал тогдашнему министру иностранных дел Румынии Виктору Антонеску 20 марта 1937 года:
Человек, который видит в себе существование всего человечества, жалок. Очевидно, что человек погибнет как личность. Для того, чтобы человек был удовлетворен и счастлив, пока он жив, необходимо работать не для себя, а для тех, кто придет после него. Только так может действовать разумный человек. Полное удовольствие и счастье в жизни можно обрести только в работе ради чести, существования и счастья будущих поколений. [ 62 ]
Языки и литература
[ редактировать ]Хотя Ататюрк пользовался услугами переводчиков на официальных встречах, особенно по важным вопросам, его описывали как полиглота . Посол США в Турции Чарльз Х. Шерилл отметил: «На первой встрече, как это принято, он говорит только по-турецки. Если его интересует тема, он продолжает на превосходном французском языке». [ 63 ] [ 64 ]
Существуют некоторые разногласия относительно того, какие языки знал Ататюрк и на какой степени владения. В турецкой книге утверждается, что он изучил до 22 языков, включая монгольский , тибетский и язык майя . [ 65 ] Он внес вклад в развитие противоречивой теории солнечного языка . [ нужна ссылка ]

Ататюрк вырос в Салониках , в современной Греции. Он вырос в турецко-язычной семье и посещал школы с турецким языком обучения. В 1890 году, когда ему было около 9 лет, греки составляли 14% населения, а болгары - 8%. [ 66 ] Хотя он познакомился с греческим языком , неясно, в какой степени он его знал. [ 63 ] Турецкий журналист Хифзи Топуз перефразирует разговор с турецким политиком Ахметом Джеватом Эмре , над которым Ататюрк насмехается за то, что он родом с Крита , но не знает песни «ta koricya ta kaymene pu kimunde monaka [так в оригинале] » (« Бедные девочки, которые спят одни »). [ 67 ] [ 63 ]
По мнению турецких политиков Махмута Эсата Бозкурта и Фалиха Рифки Атая подхватить кого-нибудь из македонцев / болгар , Ататюрк мог также , приводя примеры, например, когда болгарский друг его матери убедил его не отправляться на фронт во время греко-турецкой войны , поскольку юный кадет в 1897 г.; или когда он вспомнил инцидент в знаменитой софийской кондитерской, где он стал свидетелем того, как болгарский крестьянин спорил с официантом и был впечатлен его поведением, приводя это в качестве примера того, что крестьянин является «хозяином нации». Однако неясно, на каких языках происходило это взаимодействие. [ 68 ]
В Салоникском военном училище он изучал арабский , персидский и французский языки . Далее он изучал французский язык в Высшей военной школе Монастира , чему помогал его друг, одноклассник и будущий премьер-министр Фетхи Окьяр , который также познакомил его с французской политической мыслью. На втором курсе в 1897 году, чувствуя недовольство своими оценками, он в течение 3 месяцев посещал Колледж братьев Де ла Саль во время отпуска на родине в Салониках, после чего его французский язык значительно улучшился. Что касается арабского языка, неясно, какова была степень его беглости, но его более поздние современники говорили, что он мог читать по-арабски достаточно хорошо, чтобы изучать и интерпретировать Коран самостоятельно . Позже Ататюрк провел несколько периодов в Дамаске и Ливии , где в дальнейшем выучил арабский язык. [ 69 ] [ 63 ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Французский был иностранным языком, который он знал лучше всего, и он свободно говорил на нем, поскольку существует видеозапись его разговора по-французски с послом США Джозефом Грю . [ 63 ] Он много читал на этом языке, читая Le Petit Parisien, начиная со времен Академии, а также книги Огюста Конта , Вольтера , Демулена , Монтескье или Руссо . Во время своего пребывания в Пикардии в 1910 году он посещал банкеты с маршалом Фошем , на которых они общались на французском языке. В дневниковой записи от 16 ноября 1916 года во время Кавказской кампании он упоминает о прочтении Альфонса Доде « романа Sapho-Moeurs Parisiennes» . [ 63 ]
В Военной академии и училище в Константинополе французский язык был обязательным предметом, и курсантам приходилось выбирать второй иностранный язык между немецким и русским . В табелях дословно написано «немецкий или русский», но, по словам современников, Ататюрк выбрал немецкий. [ нужна ссылка ]

Хотя он читал русских авторов, таких как Сергей Соловьев , он использовал французские переводы; маловероятно, что он когда-либо изучал русский язык, поскольку у него не было книг на этом языке. [ 63 ]
В 1908 году, когда Ататюрк был колагаси в 3-й армии , он написал переводы двух книг прусского генерала Карла Лицмана с немецкого на османский турецкий язык , обе изданы в Салониках . В 1918 году он продолжил изучение немецкого языка и брал уроки, пока восстанавливался после травм в Карловых Варах и Вене . [ 63 ] В его личной библиотеке были десятки книг на немецком языке. [ 70 ] и он написал статьи для Vossische Zeitung, опубликованной 21–24 марта 1930 года, на тему перевода Корана и книги о жизни Мухаммеда на турецкий язык. Однако он никогда не чувствовал себя так уверенно на немецком языке, как на французском, и переходил на последний, когда это было возможно. [ 63 ] В его библиотеке также были десятки аннотированных книг на английском языке . [ 70 ] однако известно, что иногда он просил своих близких соратников читать книги на английском языке и резюмировать их для него. Это означает, что, хотя он в некоторой степени понимал английский, он читал на нем медленно. [ 64 ] [ 63 ]
Некоторые источники утверждают, что Ататюрк был одним из османских кадетов, которые брали уроки японского языка у Ямады Тораджиро . [ 71 ] как сообщается, он все еще называл его сенсеем , когда он посетил его в качестве главы Ассоциации турецко-японской дружбы в 1931 году. [ 72 ] Однако Авджи (2020) утверждает, что к этому утверждению следует относиться с осторожностью, поскольку его можно проследить только до одного источника. [ 63 ]
Религиозные верования
[ редактировать ]
Существуют разногласия по поводу религиозных убеждений Мустафы Кемаля Ататюрка . [ 73 ] Некоторые исследователи подчеркивают, что его рассуждения о религии носят периодический характер и что его положительные взгляды на эту тему ограничиваются началом 1920-х годов. [ 74 ]
Некоторые нетурецкие исследователи, а также некоторые турецкие, утверждают, что Ататюрк был религиозным скептиком и агностиком , т.е. недоктринером деистом , [ 75 ] [ 76 ] может быть, атеист , [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] или даже антирелигиозными и антиисламскими в целом. [ 80 ] [ 81 ]
В юности он прошел религиозное обучение, хотя и непродолжительное. Его военная подготовка включала в себя религиозный импринтинг. Он знал арабский язык достаточно хорошо, чтобы понимать интерпретировать Коран и . Он изучал «Историю ислама» Леоне Каэтани и «Историю исламской цивилизации» Джурджи Зайдана . Он сам написал главу в «Исламской истории», когда хотел подготовить учебники по истории для средних школ. Религиозные знания Ататюрка были значительно высоки по своему характеру и уровню. [ 69 ]
Однако другие исследователи [ 82 ] утверждают, что он был набожным мусульманином . [ 69 ] [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ] Приемная дочь Ататюрка Юлку Адатепе заявила, что Ататюрк сказал ей, что будет молиться Аллаху перед каждой битвой. [ 86 ]
Заявив, что он рассматривает религию как «необходимый институт», [ 87 ] Ататюрк использовал для обозначения ислама такие выражения, как «наша религия» и «наша великая религия». [ 88 ] Согласно правительственным архивам, в своих двух речах в 1922 и 1923 годах он заявил: «Господа, Аллах един и велик». [ 89 ]
В 1933 году посол США Чарльз Х. Шерилл взял у него интервью. По словам Шерилла, в интервью он отрицал, что является агностиком, и заявил, что верит в существование только одного Создателя . Также он сказал, что, по его мнению, человечеству полезно молиться Богу. [ 90 ] По словам Ататюрка, турецкий народ не знает, что такое ислам на самом деле, и не читает Коран . На людей влияют арабские предложения, которые они не понимают, и из-за своих обычаев они ходят в мечети. Когда турки прочитают Коран и подумают об этом, они выйдут из ислама . [ 91 ]
Ататюрк сделал свое последнее записанное религиозное заявление 21 декабря 1937 года, примерно за 11 месяцев до своей смерти, вместе с послами Сирии Джамилем Мардамом Беем и Адилем Арсланом . Когда они спросили о Хатае и Сирии, контролируемой Францией , Ататюрк ответил: во время встречи в ресторане «Карпич»
Я не могу! Мы все мусульмане! Клянусь честью, что не сдамся (Хатай)! Я очень желаю, чтобы французское правительство образумилось. Клянусь честью, что не отдам его. Но чего Турецкая Республика всегда желала, так это того, чтобы Сирия стала независимым исламским государством. [ 92 ] [ 93 ]
Общее восприятие
[ редактировать ]Ататюрк считал, что религия является важным институтом:
Религия – важный институт. Нация без религии не может выжить. Однако также очень важно отметить, что религия является связующим звеном между Аллахом и отдельным верующим. Посредничество благочестивых недопустимо. Те, кто использует религию ради собственной выгоды, отвратительны. Мы против такой ситуации и не допустим этого. Те, кто использует религию таким образом, обманули наш народ; именно против таких людей мы боролись и будем бороться. Знайте, что все, что соответствует разуму, логике, а также преимуществам и потребностям нашего народа, в равной степени соответствует Исламу. Если бы наша религия не соответствовала разуму и логике, она не была бы совершенной религией, окончательной религией. [ 87 ]
Однако в его выступлениях и публикациях подвергалась критике использование религии в качестве политической идеологии. [ 69 ] По его словам, «религии были основой тирании королей и султанов ». [ 94 ] Он заявил, что религия должна соответствовать разуму, науке и логике. Проблема была не в религии, а в том, как верующие понимали и применяли религию. Ататюрк заявил, что религию и суеверия следует разделить: [ 82 ]
Я хочу сказать, что турецкая нация должна быть более религиозной, то есть быть религиозной во всей своей простоте. Истина в том, что религия не содержит ничего, что препятствует прогрессу. Однако есть среди нас другая религия, более сложная, искусственная и состоящая из суеверий. Если они не могут приблизиться к свету, они потеряли себя. Мы их спасем. [ 82 ]
Истинную религию невозможно понять до тех пор, пока лжепророки будут изолированы, а религиозные знания будут просвещены. Единственный способ справиться с лжепророками – это бороться с неграмотностью и предрассудками турецкого народа. [ 88 ]
Религия и личность
[ редактировать ]
Религия, особенно ислам , в глазах Ататюрка находилась между человеком и Богом. [ 95 ] Он считал, что можно гармонично сочетать местные традиции (основанные на исламе) и западный модернизм. [ 96 ] В этом уравнении он уделил больше внимания модернизации. Его модернизация была направлена на преобразование социальных и ментальных структур (исконных традиций ислама), чтобы искоренить иррациональные идеи, магические суеверия и так далее. [ 96 ]
Ататюрк был не против религии, а против того, что он считал всеми османскими религиозными и культурными элементами, которые ограничивали самобытие людей. [ 96 ] Он сосредоточил свои реформы (относительно народного суверенитета) на препятствиях для индивидуального выбора, отражающегося в общественной жизни. Он считал гражданское право и отмену халифата необходимыми для отражения индивидуального выбора. Он воспринимал религию как вопрос совести или поклонения, а не как политику. Лучший ответ по этому вопросу исходит от него самого:
Религия – это вопрос совести. Человек всегда волен поступать по воле своей совести. Мы (как нация) с уважением относимся к религии. В наши намерения не входит ограничение свободы вероисповедания, а скорее обеспечение того, чтобы вопросы религии и государства не переплетались. [ 97 ]
Ататюрк верил в свободу религии , но он был светским мыслителем, и его концепция свободы религии не была безграничной. Он различал социальную и личную практику религии. Он применял социальные соображения (светские требования), когда рассматривалась публичная религиозная практика. Он заявил, что никто не может заставить другого принять какую-либо религию или секту ( свободу вероисповедания ). [ 98 ] Также каждый имеет право выполнять или пренебрегать, если он того пожелает, обязательствами любой выбранной им религии ( свобода вероисповедания ), например, право не поститься во время Рамадана . [ 99 ]
Религия и политика
[ редактировать ]По словам историка Кемаля Карпата , движения, которые воспринимают ислам как политическое движение или, в частности, рассматривают ислам как политическую религию, придерживаются позиции, согласно которой Ататюрк не был «истинно верующим» или «религиозным мусульманином». То, что эта точка зрения была адаптирована, вполне нормально, говорит Карпат: "Он был не против ислама, а против тех, кто выступал против его политической власти, используя религиозные аргументы". [ 1 ]
Журналистка Грейс Эллисон процитировала Ататюрка в своей книге «Турция сегодня»:
«У меня нет религии, и временами я желаю, чтобы все религии оказались на дне моря. Он слабый правитель, которому нужна религия, чтобы поддерживать свое правительство; это как если бы он поймал свой народ в ловушку. Мой народ собирается чтобы изучить принципы демократии, требования истины и учения науки, суеверия должны уйти. Пусть они поклоняются, как хотят; каждый человек может следовать своей совести, при условии, что она не мешает здравому смыслу и не противодействует свободе. своих собратьев». [ 100 ]
Однако, согласно записным книжкам Ататюрка, он своим почерком заявляет, что британский журналист (имея в виду Грейс Эллисон) написал то, чего он не говорил, и исказил то, что он сказал:
«Репортер британской газеты взяла у меня интервью. Она написала то, о чем я ей не говорил, и интерпретировала то, что я сказал против нас. Я запретил ей. Она обещала. Я понял, что она обученный шпион, как и другие люди в Стамбуле». [ 101 ]
1 ноября 1937 года в своей речи в парламенте он сказал:
В мире известно, что в нашем государственном управлении главной программой является программа Республиканской народной партии. Принципы, которые он охватывает, являются основными направлениями, которые освещают нас в менеджменте и политике. Но эти принципы ни в коем случае нельзя приравнивать к догмам книг, якобы сошедших с небес. Мы черпаем вдохновение не с небес или невидимого мира, а непосредственно из жизни. Наш путь руководствуется родиной, на которой мы живем, турецкой нацией, членами которой мы являемся, и выводами, которые мы сделали из истории народов, которая записывает тысячу и одно бедствие и страдание. [ 102 ]
- Религия арабов
Ататюрк описал ислам как религию арабов в своей работе под названием Vatandaş için Medeni Bilgiler , основываясь на своих критических и националистических взглядах:
Еще до принятия религии арабов турки были великой нацией. После принятия религии арабов эта религия не привела к объединению арабов, персов и египтян с турками в единую нацию. (Эта религия) скорее ослабила национальную связь турецкой нации, притупила национальное волнение. Это было очень естественно. Потому что цель религии, основанной Мухаммедом, среди всех народов заключалась в том, чтобы подтолкнуть к включению арабской национальной политики. [ 103 ]
Последние дни, 1937–1938 гг.
[ редактировать ]В 1937 году начали появляться признаки ухудшения здоровья Ататюрка. В начале 1938 года во время поездки в Ялову он тяжело заболел. [ который? ] . После непродолжительного лечения в Ялове наблюдалось явное улучшение его здоровья, но его состояние снова ухудшилось после поездок сначала в Анкару, а затем в Мерсин и Адану . По возвращении в Анкару в мае ему порекомендовали поехать на лечение в Стамбул, где у него диагностировали цирроз печени. [ нужна ссылка ]
Во время своего пребывания в Стамбуле он какое-то время старался вести свой обычный образ жизни, возглавляя заседание Совета министров, работая над вопросом Хатая и принимая короля Румынии Карола II во время его визита в июне. Он оставался на борту своей только что прибывшей « яхты Саварона» до конца июля, после чего его здоровье снова ухудшилось и тогда он переехал в отведенную для него комнату во дворце Долмабахче . [ нужна ссылка ]
Смерть и похороны
[ редактировать ]
Ататюрк умер во дворце Долмабахче в Стамбуле 10 ноября 1938 года в 09:05 в возрасте 57 лет. Согласно пересекающимся показаниям Кылыча Али и Хасана Ризы Сояка , которые были с Ататюрком в момент его смерти, последние слова Ататюрка были религиозным приветствием «алейкумесселам» ( Ва алейкуму с-салям ). [ 104 ] [ 105 ] Предполагается, что он умер от цирроза печени. [ 106 ] Похороны Ататюрка вызвали в Турции одновременно печаль и гордость: семнадцать стран направили специальных представителей, а девять внесли в кортеж вооруженные отряды. [ 107 ]
В ноябре 1953 года останки Ататюрка были вывезены из Этнографического музея Анкары 138 молодыми офицерами запаса в ходе процессии, которая растянулась на две мили (3 км), включая президента, премьер-министра, каждого члена кабинета министров, каждого депутата парламента, каждого губернатора провинции и каждый иностранный дипломат. [ 108 ]
Один адмирал охранял бархатную подушку с Медалью Независимости; единственное украшение среди многих других, которое предпочитал носить Ататюрк. Отец тюрков, наконец, успокоился в своем мавзолее Аныткабир . Чиновник отметил: «Я находился на действительной военной службе во время его похорон, когда я пролил горькие слезы в связи с окончательной смертью. Сегодня мне не грустно, поскольку 15 лет научили меня тому, что Ататюрк никогда не умрет». [ 108 ]
Его образ жизни всегда был напряженным. Употребление алкоголя во время обсуждений за ужином, курение, долгие часы тяжелой работы, очень мало сна и работа над своими проектами и мечтами были его образом жизни. Как сказал историк Уилл Дюрант , «люди, преданные войне, политике и общественной жизни, быстро изнашиваются, и все это было страстью Ататюрка». [ нужна ссылка ]
Воля
[ редактировать ]В своем завещании, написанном 5 сентября 1938 года, он пожертвовал все свое имущество Народно -республиканской партии с условием, что за счет ежегодных процентов из его средств будут заботиться о его сестре Макбуле и его приемных детях, а также о высшем образовании. детей Исмета Инёню будут профинансированы, а Ассоциации турецкого языка и Турецкому историческому обществу остальное будет передано .
Публикации
[ редактировать ]
Ататюрк опубликовал множество книг и вел дневник на протяжении всей своей военной карьеры. Ежедневные журналы и военные заметки Ататюрка в период Османской империи публиковались одним сборником. Другой сборник охватывает период с 1923 по 1937 год и содержит все документы, заметки, меморандумы, сообщения (в качестве президента) в нескольких томах под названием Atatürk'ün Bütün Eserleri («Все произведения Ататюрка»).
Список книг, отредактированных и написанных Ататюрком, приведен ниже, упорядоченных по дате публикации:
- Боевая подготовка взвода , изд. 1908 г. (Перевод с немецкого)
- Лагерь Джумали - Кавалерия: рота, полк, тренировка и маневры Ливы , опубликовано в 1909 году.
- Табийя и Татбикат Трэвел , опубликовано в 1911 году.
- Боевая подготовка роты , изд. 1912 г. (Перевод с немецкого)
- Насайих об урегулировании проблемы Табие и форме редактирования заповедей , опубликовано в 1916 году.
- Офицер и командир и Хасб-и Хал , опубликовано в 1918 году.
- Нутук , опубликованный в 1927 году.
- Гражданская информация для гражданина , опубликованная в 1930 году (для уроков гражданского права в средней школе)
- Геометрия , опубликованная в 1937 году (Для классов математики в средней школе)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Закон гласил, что фамилию «Ататюрк» может использовать только Мустафа Кемаль, первый президент Турции. Фамилия «Ататюрк» может быть разделена на две части: «Ата» и «Тюрк», при этом «Ата» означает «отец» или «предок», а «Тюрк» означает просто «Тюрк», « Турецкий народ ». Таким образом, «Ататюрк» лучше всего переводится как «Отец турецкого народа». В настоящее время в Турции и за рубежом принято называть его Мустафой Кемалем Ататюрком.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Карпат, «Личность Ататюрка», стр. 893–99.
- ^ Карл Кавана Ходж, Энциклопедия эпохи империализма, 1800–1914, стр. 393; ISBN 978-0-313-33404-7
- ^ Бальфур Кинросс, Патрик (3 мая 2012 г.). Ататюрк: Возрождение нации . Орион. п. 232. ИСБН 978-1-78022-444-2 .
- ^ Гюнеш, Ихсан (2011). Принципы Ататюрка и история революции , «Битва при Сакарье», проф. Доктор Ильхан Гюнеш . Университет Анадолу. ISBN 9789754927436 . Архивировано из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 14 августа 2011 г.
- ^ Веб-сайт Министерства юстиции Турции, статья Ататюрка.
- ↑ Профиль заархивирован 22 ноября 2011 г. на Wayback Machine , smithsonianmag.com. Проверено 28 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Энис Динч (2020). Ататюрк на экране: документальный фильм и становление лидера . п. 180.
- ^ «ТУРЦИЯ: Дверь в страну грез» . Время . 19 мая 1941 года.
- ^ Цюрхер, Эрик Ян (1984). Юнионистский фактор: роль Комитета Союза и прогресса в турецком национальном движении, 1905–1926 гг . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Дата рождения Ататюрка» (на турецком языке) . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ Манго, Эндрю, Ататюрк: биография основателя современной Турции , (Overlook TP, 2002), с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Манго, Ататюрк , стр. 27–28
- ^ Лу Джаффо: Албания: глаз балканского вихря [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б Джек, Эрнест, Восходящий полумесяц (Goemaere Press, 2007), стр. 31 год, мать турчанка и отец албанец.
- ^ Перейти обратно: а б Исаак Фредерик Маркоссон, «Бурные годы» , Ayer Publishing, 1969, стр. 144.
- ^ Ричмонд, Йельский университет, От Да к Да: понимание восточноевропейцев (Intercultural Press Inc., 1995), стр. 212.
- ^ Фалих Рифки Атай, Чанкая: От рождения Ататюрка до его смерти , Стамбул: Беташ, 1984, с. 17. (на английском языке)
- ^ Вамик Д. Волкан и Норман Ицковиц, , Ататюрк Бессмертный Чозюм Яинлары, 1998, ISBN 975-7696-97-8 , с. 37, сноска №. 6 (Атай, 1980, с. 17)
- ^ Шевкет Сурейя Айдемир, Один человек: Мустафа Кемаль , Том первый (1-й том): 1881–1919, 14-е изд., Ремзи Китабеви, 1997; ISBN 975-14-0212-3 , с. 31. (на турецком языке)
- ^ Великие лидеры, великие тираны?: Современные взгляды на мировых правителей, творивших историю, Арнольд Блумберг, Greenwood Publishing Group, 1995; ISBN 0313287511, с. 7 . Проверено 10 ноября 2012 г.
- ^ Его история: Мустафа Кемаль и турецкая революция, А. Баран Дюрал, iUniverse, 2007; ISBN 0595412513, стр. 1–2 . 29 августа 2007 года . Проверено 10 ноября 2012 г.
- ^ « Имел ли он, как и большинство македонцев, в себе что-то гибридное — возможно, славянского или албанского — остается только догадываться » . Ататюрк: биография Мустафы Кемаля, отца современной Турции , барона Патрика Бальфур Кинросс, Quill/Morrow, 1992; ISBN 0688112838 , с. 8.
- ^ Задрожна, Анна (31 июля 2017 г.). «Реконструкция прошлого в постосманской деревне: турецкость в транснациональном контексте» . Национальные документы . 45 (4): 524–539. дои : 10.1080/00905992.2017.1287690 . S2CID 132176422 .
- ^ Гершом Шолем , «Дёнме», Энциклопедия иудаики , 2-е изд.; Том 5: Coh-Doz, Macmillan Reference USA, Thomson Gale, 2007 г., ISBN 0-02-865933-3 , с. 732.
- ^ Бали 2008 , стр. 223–225.
- ^ Бали 2008 , стр. 225–227.
- ^ Бали 2008 , с. 227.
- ^ Марк Дэвид Баер (2013). «Враг старый и новый: дёнме, антисемитизм и теории заговора в Османской империи и Турецкой республике» . Еврейский ежеквартальный обзор . 103 (4): 523–555. дои : 10.1353/jqr.2013.0033 . S2CID 159483845 — через Project MUSE.
- ^ Дёнме . В: Клаус Крейзер: Лексикон Маленькой Турции. Бек, Мюнхен, 1992.
- ^ Бали 2008 , с. 248.
- ^ Манго, Ататюрк , с. 38
- ^ Чалышлар, Ипек (4 октября 2013 г.). Госпожа Ататюрк: первая леди современной Турции . Саки. ISBN 978-0-86356-847-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Тургут, Пелин (1 июля 2006 г.). «Турция в 21 веке: наследие госпожи Ататюрк» . Независимый . Великобритания. Архивировано из оригинала 18 июля 2006 года . Проверено 29 сентября 2007 г.
- ^ Гюлер, Эмра (25 августа 2006 г.). «Ататюрк, его жена и ее биограф» . Турецкие ежедневные новости . Архивировано из оригинала 29 августа 2006 года . Проверено 29 сентября 2007 г.
- ↑ BBC News Дневники Ататюрка останутся в секрете , BBC, 4 февраля 2005 г.
- ↑ Терра Анатолия — Мустафа Кемаль Ататюрк (1881–1938). Архивировано 24 февраля 2007 года на Wayback Machine , terra-anatolia.com. Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Айдемир, Тек Адам: Том I, с. 20
- ^ Перейти обратно: а б с Карпат, «Личность Ататюрка», стр. 897-898.
- ^ Махмут Гологлу, (1971) История национальной борьбы, том V
- ^ Феррис, Джон (2003). « «Слишком опасная авантюра»? Британская разведка и политика во время Чанакского кризиса, сентябрь-октябрь 1922 года» . Дипломатия и государственное управление . 14 (2): 139–184. дои : 10.1080/09592290412331308851 . ISSN 0959-2296 . S2CID 153514208 .
- ^ Макфи, Алабама (2002). «Британские взгляды на турецкое национальное движение в Анатолии, 1919-22» . Ближневосточные исследования . 38 (3): 27–46. дои : 10.1080/714866707 . ISSN 0026-3206 . JSTOR 4284241 . S2CID 143868240 .
- ^ Перейти обратно: а б Макфи, Александр Лайон (2014) [1-й паб. 1994]. "Введение" . Ататюрк . Профили у власти. Рутледж. стр. 7 и 12. ISBN 978-1-317-89735-4 .
- ^ Бальфур, Патрик (1992) [1-й паб. 1965]. Ататюрк: Биография Мустафы Кемаля, отца современной Турции . Квилл/Морроу. п. 21. ISBN 978-0-688-11283-7 .
Женщины для Мустафы были средством удовлетворения мужских аппетитов, не более того; и, в его жажде опыта, ему не мешали бы мимолетные приключения с маленькими мальчиками, если бы ему представилась возможность и настроение в эту бисексуальную османскую эпоху конца века .
- ^ Армстронг, Гарольд Кортни (1972) [1-й паб. 1932]. Серый Волк, Мустафа Кемаль: Интимное исследование диктатора . Фрипорт, Нью-Йорк: Книги для библиотек Press. стр. 37, 253–254. ISBN 978-0-8369-6962-7 .
«В ответ он потерял всякую веру в женщин и на какое-то время влюбился в свой пол. [...] Он завел ряд открытых связей с женщинами и мужчинами. Его привлекала мужская молодежь.
- ^ Орга, Ирфан ; Орга, Маргарет (1962). Ататюрк . М. Джозеф. п. 92. OCLC 485876812 .
Он никогда не любил женщину. Он знал людей и привык командовать. Он привык к грубому товариществу Бардака, увлечению красивыми молодыми людьми, мимолетным контактам с проститутками.
- ^ Перейти обратно: а б с Озмен, Джейда (2019). «Реперевод в цензурном контексте: Серый волк Х. К. Армстронга на турецком языке» . В Альбахтене Озлем Берк; Гюрчаглар, Шехназ Тахир (ред.). Перспективы ретрансляции: идеология, паратексты, методы (1-е изд.). Рутледж. дои : 10.4324/9780203702819 . ISBN 978-0-203-70281-9 . S2CID 158572230 .
- ^ Саки, Айше (2014). Взгляд критического дискурс-анализа на цензуру в переводе: исследование турецких переводов «Серого волка» (магистерская диссертация). Университет Хасеттепе . С. 113–114, 118.
- ^ Стерн, Кейт; Маккеллен, Ян (2009). Квиры в истории: Комплексная энциклопедия исторических геев, лесбиянок и бисексуалов . Даллас, Техас: БенБелла . ISBN 978-1-933771-87-8 .
- ^ Ларивьер, Мишель (2017). Исторический словарь известных гомосексуалистов (на французском языке). Париж: Мусардин. п. 32. ISBN 978-2-84271-779-7 .
- ^ Жирар, Квентин (8 мая 2014 г.). «Александр Македонский и Флобер выходят из туалета» . Либерасьон (на французском языке) . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Денизли, Ведат; Карт, Эмине (29 марта 2007 г.). «Отказываясь от оскорбления Ататюрка, Бельгия называет это «случайным копированием и вставкой» » . Сегодняшний Заман . Архивировано из оригинала 1 апреля 2007 года.
- ^ «Споры вокруг борьбы с гомофобией» . La Libre Belgique (на французском языке). 30 марта 2007 г. Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Дорзе, Хьюг (30 марта 2007 г.). «Гомофобия, следуй руководству…» Le Soir (на французском языке) . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ «Запрет YouTube – DW – 08.03.2007» . dw.com . 8 марта 2007 года . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Турция отключила YouTube из-за «оскорблений» Ататюрка » . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 7 марта 2007 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Турецкая ангора — зоологическое наслаждение» . Издательство Pet Publishing Inc. Архивировано из оригинала 7 декабря 2007 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
- ^ «История лесохозяйства Ататюрк» . [электронная почта защищена] . Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
Идея о том, что «Глаза, которые не видят зеленого цвета, лишены удовольствия от цвета. Засадите это место деревьями, чтобы даже слепой мог понять, что он находится среди зелени», была важнейшим фактором в создании Лесохозяйства Ататюрка.
- ↑ Айдынташбаш, Аслы (7 декабря 2008 г.). «Почему я люблю курящего и пьющего отца-основателя Турции». Форбс . Проверено 31 мая 2020 г.
- ↑ Кеньон, Питер (7 июня 2013 г.). «Не все одобряют решение Турции ужесточить правила в отношении алкоголя». ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Макфи, Александр Лайон (2014). Ататюрк . Рутледж . п. 6. ISBN 9781317897354 . Проверено 31 мая 2020 г.
- ^ Я был ребенком Ататюрка, Hürriyet Publications, 1973, стр. 267
- ↑ Разговор с министром иностранных дел Румынии Антонеску (на турецком языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Авчи, Мюшерреф (июль 2020 г.). «Знание Мустафой Кемалем Ататюрком иностранного языка и произведения, которые он перенес на турецкий язык» . Университет Кырыккале .
- ^ Перейти обратно: а б Туран, Шерафеттин (2008). Мустафа Кемаль Ататюрк: самобытная жизнь и личность (Расширенное 2-е изд.). Енишехир, Анкара: Издательство Билги. ISBN 9789752200760 .
- ^ Этли, Озгюр Барыш (31 августа 2023 г.). Иностранные языки Ататюрка (на турецком языке). Урзени. ISBN 978-625-6885-40-0 .
- ^ Василь Канчов (1970). «Избранные труды», том II, «Македония. Этнография и статистика» (на болгарском языке). София: Издательство «Наука и искусство». стр. г. 440. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 19 октября 2007 г.
- ^ Топуз, Хифзы (23 мая 2016 г.). Ататюрк зовет: Беседы и воспоминания с Гази . Книжный магазин Ремзи. ISBN 978-975-14-1714-5 .
- ^ «Неизвестная черта Ататюрка: многоязычие в сравнении с националистическим дискурсом» . Журнал «Караван» . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Этем Рухи Филлали (1993) «Ататюрк и религия ислам», Журнал Исследовательского центра Ататюрка, выпуск 26, том: IX.
- ^ Перейти обратно: а б «Книги, прочитанные Ататюрком» . ataturkleokumak.istanbul.edu.tr . Стамбульский университет . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Кэм, Юсуф (1991). Военные училища во времена обучения Ататюрка: Рюштие, Идады, Харбие (1892-1902) . Типография Генерального штаба.
- ^ Ашик, Мелих (23 января 2011 г.). «Ямада-паша…» Миллиет . Проверено 13 апреля 2024 г.
- ^ Политический ислам в Турции: бег на запад, движение на восток? Автор Г. Дженкинс, Издательство Springer, 2008 г., ISBN 0230612458 , с. 84.
- ↑ Дюзель, Неше (6 февраля 2012 г.). " Таха Акёл: Ататюрк отвергает независимость судебной власти "
- ^ Решат Касаба, «Ататюрк», Кембриджская история Турции: Том 4: Турция в современном мире , Cambridge University Press, 2008; ISBN 978-0-521-62096-3 стр. 163 . Проверено 27 марта 2015 г.
- ^ Политический ислам в Турции Гарет Дженкинс, Пэлгрейв Макмиллан, 2008, стр. 84 ; ISBN 0230612458
- ^ Атеизм , серия «Краткие выводы», Джулиан Багджини, Sterling Publishing Company, Inc., 2009 г. ISBN 1402768826 , с. 106.
- ^ Исламизм: документальное и справочное руководство, Джон Калверт Джон, издательская группа Greenwood, 2008 г. ISBN 0313338566 , с. 19.
- ^ ...Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель светской Турецкой Республики. Он сказал: «У меня нет религии, и временами я желаю, чтобы все религии оказались на дне моря…» Философ-антипод: Интервью о философии в Австралии и Новой Зеландии, Грэм Оппи, Lexington Books, 2011 г. ISBN 0739167936 , с. 146.
- ^ Фил Цукерман, Джон Р. Шук , Оксфордский справочник по секуляризму, Oxford University Press, 2017, ISBN 0199988455 , с. 167.
- ^ Тарик Рамадан, Ислам и арабское пробуждение, Oxford University Press, 2012, ISBN 0199933731 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с «Идеи и мысли Ататюрка» . Премьер-министр Турции, Высшее учреждение культуры, языка и истории имени Ататюрка, Исследовательский центр Ататюрка .
- ^ Проф. Уткан Кочатюрк, Идеи и мысли Ататюрка (Ататюрк и религиозное образование, А. Гюрташ, стр. 26), Исследовательский центр Ататюрка, 2007; ISBN 9789751611741
- ^ Проф. Этем Рухи Филлали, «Понимание Ататюрком религии и секуляризма», Исследовательский центр Ататюрка, 2012 г.; ISBN 978-975-16-2490-1 , с. 86
- ^ Речи и заявления Ататюрка, Анкара, 1959, 2-е издание, II, 66–67; п. 90. III, 70
- ^ «Вот молитва Ататюрка перед поездкой на войну» . Сабах (на турецком языке) . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмет Танер Кышлалы «Кемализм, лаицизм и демократия [кемализм, лаицизм и демократия]», 1994 г.
- ^ Перейти обратно: а б Речь , т. 11, с. 708.
- ^ «Ататюрк и религия» (PDF) . Министерство национального образования Турции. Архивировано (PDF) из оригинала 25 мая 2014 г.
- ^ Акбаба, Тургай (2020). От ужасного турка к невероятному турку: переосмысление Турции как американского союзника, 1919-1960 гг . cdr.lib.unc.edu (Диссертация). дои : 10.17615/0x8y-hj58 . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Что Ататюрк думал об исламе?
- ^ Шимшир, Билал Н. «Встречи Ататюрка с иностранными государственными деятелями. Семь документов (1930-1937)» (на турецком языке). Вспоминая. Архивировано из оригинала 7 сентября 2023 года . Проверено 20 мая 2024 г.
Я не могу этого сделать! Мы все мусульмане. Клянусь честью, что не отпущу! Я очень надеюсь, что французское правительство образумится. Я говорю это ради своей чести, я не отпущу. Они сами это знают. Но чего всегда желает Турецкая Республика, так это того, чтобы Сирия стала независимым исламским государством.
- ^ Ататюрк, Мустафа Кемаль (2011). Написано в Анкаре, Турция. Все произведения Ататюрка. (1937–1938) (Полное собрание сочинений Ататюрка. (1937–1938)) . Полное собрание сочинений Ататюрка (на турецком языке). Том. 30 (1-е изд.). Анкара: Публикации Кайнака. п. 121. ИСБН 978-6257697750 .
- ^ Гражданская информация и рукописи М. Кемаля Ататюрка [Гражданское право и рукописи М. Кемаля Ататюрка] (1998), автор Афет Инан, стр. 438. « Религии стали основой тирании королей и султанов » .
- ^ Фиглалы «Ататюрк и религия ислам»; «Но если упомянуть, что религия — это вопрос взаимоотношений и общения между Аллахом и его слугой» [цитируется из Кылыча Али, Ататюркъюн Хусусиетлери, Анкара, 1930, с. 116]
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкоб М. Ландау (1984). Ататюрк и модернизация Турции . Лондон; Нью-Йорк: Издательство Чикагского университета. ISBN 90-04-07070-2 . стр. 217
- ^ М. Орхан Тархан, «Должно ли правительство преподавать религию?», Американское общество Ататюрка.
- ^ Кылыч Али, Хулусиетлери Ататюрка, Анкара, 1930, с. 57
- ^ А. Афет Инан, М. Что я написал от Кемаля Ататюрка, Стамбул, 1971, стр. 85–86.
- ^ Грейс, Эллисон (1928). Турция сегодня . Лондон, Великобритания: Хатчинсон. п. 24.
- ^ Ататюрк, Мустафа Кемаль (2009). Записные книжки Ататюрка . Том 12 (на турецком языке) (1-е изд.). Анкара: Типография Генерального штаба. п. 125. ИСБН 978-975-409-246-2 .
- ^ Вступительные речи Ататюрка на 5-м сроке 3-го законодательного года Великого национального собрания Турции (на турецком языке). « Миру известно, что нашей главной программой в государственном управлении является программа Народно-республиканской партии. Принципы, которые она охватывает, являются основными направлениями, просвещающими нас в управлении и политике. Но эти принципы никогда не следует отождествлять с догмами книги, которые, как полагают, сошли с неба. Мы черпаем свое вдохновение не из неба и невидимого. Мы черпаем его непосредственно из жизни страны, в которой живем, турецкой нации, из которой мы произошли, и бесчисленных трагедий; и страдания истории народов. зафиксировано . Вот какие выводы мы делаем из листьев, на которых это
- ^ Афет Инан, Гражданская информация и почерки М. Кемаля Ататюрка , Турецкое историческое общество, 1998, стр. 364.
- ^ Гюлер, Али (2013). Последними словами Ататюрка были алейкуму с-салам (на турецком языке) (1-е изд.). Стамбул: Издательство Едитепе. ISBN 978-605-5200-32-9 .
- ^ Али, Кылыч (2017). Тургут, Хулуси (ред.). Мемуары доверенного лица Ататюрка Кылыча Али (12-е изд.). Стамбул: Türkiye İş Bankası Kültür Yayınları. п. 659. ИСБН 978-975-458-617-6 .
- ^ «Кемаль Ататюрк» . ННДБ . Проверено 7 августа 2008 г.
- ^ Манго, Ататюрк , с. 526.
- ^ Перейти обратно: а б «Похороны Ататюрка» . Время . 24 ноября 1953 г. стр. 37–39. Архивировано из оригинала 14 ноября 2006 года . Проверено 7 августа 2007 г.
Источники
[ редактировать ]

- Принты
- Вамик Д. Волкан и Норман Исковиц (1984). Бессмертный Ататюрк. Психобиография . Лондон; Нью-Йорк: Univ. Чикаго Пресс. п. 374. ИСБН 978-0-226-86389-4 .
- Манго, Эндрю (2002) [1999]. Ататюрк: Биография основателя современной Турции (изд. В мягкой обложке). Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press, Peter Mayer Publishers, Inc. ISBN 1-58567-334-Х .
- Манго, Эндрю (2004). Ататюрк . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-6592-2 .
- Айдемир, Шевкет Сурейя (2003). Один человек: Том I. Книжный магазин Ремзи. ISBN 975-14-0672-2 .
- Бали, Рифат Н. (2008). Козел отпущения на все времена: Дёнмес или криптоевреи Турции . Стамбул: пресса Isis. ISBN 978-975-428-363-1 .
- Журналы
- Карпат, Кемаль Х.; Волкан, Вамик Д.; Ицковиц, Норман (октябрь 1985 г.). «Личность Ататюрка». Американский исторический обзор . 90 (4). Нью-Йорк: Макмиллан: 893–899. дои : 10.2307/1858844 . JSTOR 1858844 .
- Волкан, Вамик Д. (1981). «Бессмертный Ататюрк — нарциссизм и творчество революционного лидера». Психоаналитическое исследование общества . 9 . Нью-Йорк: Psychohistory Press: 221–255. ISSN 0079-7294 . OCLC 60448681 .
- Филлали, Этхем Рухи (1993). «Ататюрк и религия ислам» . Журнал исследований Ататюрка . IX (26). Анкара: Президентство Исследовательского центра Ататюрка.
- Новости
- «Похороны Ататюрка» . Время . 23 ноября 1953 г. стр. 37–39. Архивировано из оригинала 14 ноября 2006 года . Проверено 7 августа 2007 г.
- Интернет
- «Мустафа Кемаль Ататюрк» . Сайт посольства Турции. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 7 августа 2007 г.
- «Кемаль Оз Адлы Джумхур Reisimize Verilen Soyadı Hakkında Kanun (Закон о присвоении фамилии нашему президенту, который сам носит имя Кемаль) » (PDF) . mevzuat.gov.tr (на турецком языке). Веб-сайт Главного управления развития законодательства и публикаций премьер-министра Турецкой Республики. 24 декабря 1934 года . Проверено 15 декабря 2013 г.