Джалиль Мамедгулузаде
Джалиль Мамедгулузаде | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Джалиль Гусейнгулу – оглу Мамедгулузаде 22 февраля 1869 г. |
Умер | 4 января 1932 г. (62 года) |
Образование | Закавказская учительская семинария , Гори |
Род занятий | Учитель, журналист, писатель |
Супруг (а) | Назли Кенгерли (умерла в 1903 г.) |
Джалил Гусейнгулу оглу Мамедгулузаде ( азерб . Джалил Мамедгулузаде ; [ а ] 22 февраля 1869 — 4 января 1932) — азербайджанский писатель-сатирик. Он был основателем сатирического журнала «Молла Насреддин» , который оказал большое влияние на этот жанр на Ближнем Востоке и в Центральной Азии .
Мамедгулузаде считается одной из первых активисток за права женщин в Азербайджане и на Ближнем Востоке и сыграла большую роль в основании первого женского журнала в Азербайджане.
Биография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2016 г. ) |
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мамедгулузаде родился на территории современного Нахчыванского эксклава Азербайджана . [ 5 ] Он поступил в первую духовную школу, затем в Нахчыванскую городскую школу и в тринадцать лет выучил русский язык. [ 6 ] Мамедкулизаде считал себя иранцем и гордился тем, что его предки были выходцами из Ирана. [ 7 ] В 1882 году он поступил в Горийскую педагогическую семинарию в грузинском городе Гори и здесь развил свое мировоззрение. [ 6 ] В 1887 году он окончил Горийскую педагогическую семинарию и в течение следующих десяти лет занимался преподаванием в сельских школах Башнорашена ( Шарура ), Улуханлы , Нехрама и других городов и сел Эриванской губернии . [ 8 ]
Мамедкулизаде был активным активистом объединения языков. [ 9 ] Он осуждал многих своих современников за то, что он считал искажением азербайджанского языка, заменяя его подлинный словарный запас недавно введенными русскими, персидскими и османско-турецкими заимствованиями, часто чуждыми и сбивающими с толку многих читателей. Позже он активно включился в процесс латинизации азербайджанского алфавита . [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]После завершения образования в 1887 году он переехал в село Иреванской губернии, чтобы работать учителем. В 1898 году переехал в Эривань ; В 1903 году он переехал в Тифлис , где стал обозревателем местной газеты «Шарки-Рус» , издаваемой на азербайджанском языке , где опубликовал свой первый рассказ «Почтовый ящик» после того, как его прочитал писатель Мухаммад-ага Шахтахтинский, который он посоветовал ему опубликовать в Шарки- Рус. В марте 1903 года он встретил одного из своих близких друзей и коллег Омара Фаига Неманзаде, который также стал самостоятельным известным журналистом. однако «Шарки-Рус» просуществовала недолго и только после двухлетнего издания в 1905 году была закрыта. В марте 1905 года, после закрытия «Шарки-Рус», он обратился к правительству с просьбой издать газету «Новруз», и летом 1905 года ему было предоставлено разрешение, однако он почувствовал, что его содержание ограничено, и отказался от прав на газету «Игбал». принадлежал М.М. Вакилову. [ 6 ] Так в 1906 году основал сатирический журнал под названием « Молла Насреддин» . Частые военные конфликты и общая политическая нестабильность на Кавказе вынудили его переехать в Тебриз , Персия , где он продолжил карьеру в качестве главного редактора и обозревателя Моллы Насреддина . На заре существования журнала он был запрещен в Иране и Турции, а также в сатирической статье в ответ на запрет в номере Моллы Насреддина № 36 от 6 декабря 1906 г. «Мы решили немного увеличить нашу читательскую аудиторию путем распространения календарей и буклетов; но этот проклятый черт каждый день приходит к нам и настаивает, чтобы мы, например, написали, что в Тебризе наследник престола собирает своих «скромных» разбойников и отправляет их грабить иранские деревни и города и распределяет между ними часть добычи. , оставив остальное себе». [ 6 ] В конце концов он поселился в Баку в 1921 году. [ 9 ]
Мамедгулузаде считается одной из первых феминисток в Азербайджане и на Ближнем Востоке и сыграла большую роль в основании первого женского журнала в Азербайджане. [ 11 ] [ нужен лучший источник ]
Молла Насреддин
[ редактировать ]В 1905 году Мамедгулузаде и его спутники приобрели типографию в Тифлисе , а в 1906 году он стал редактором нового иллюстрированного сатирического журнала «Молла Насреддин» . [ 12 ] Имя Молла Насреддин произошло от турецкого священнослужителя 13-го века и дурака и имени Насреддина, истории которого часто содержат моральный урок. По-азербайджански слово «Насреддин» означает «говорить так, как есть», говоря читателю, что возможности журнала показывают политическую реальность.
Журнал точно отражал социальные и экономические реалии общества начала 20-го века, а также отсталые нормы и практики, распространенные на Кавказе . Журнал использует иллюстрации, в основном Йозефа Роттера и Оскара Шмерлинга , чтобы охватить неграмотную аудиторию. Использование стандартных персонажей, простых иллюстраций и символического языка для атаки на консервативные религиозные нравы и авторитаризм. [ 13 ] В 1921 году (после того, как Молла Насреддин был запрещен в России в 1917 году) Мамедкулизаде издал еще восемь номеров журнала в Тебризе, Персия . [ 14 ] После советизации типография была перенесена в Баку . После советизации Молла Насреддин находился под растущим давлением, чтобы он следовал линии советской партии, не желая подчиняться требованию Моллы Насреддина прекратить его публикацию в 1931 году. Сатирический стиль Мамедгулузаде повлиял на развитие этого жанра на Ближнем Востоке . [ 15 ] На писателей первых сатирических журналов в Узбекистане и Туркменистане оказали влияние Джалил Мамедкулизаде и Молла Насреддин. [ 16 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]В 1907 году дважды овдовевший Мамедгулузаде женился на азербайджанском филантропе и феминистке-активистке Хамиде Джаваншире . Он умер в Баку в 1932 году в возрасте 65 лет. [ 6 ]
Литература
[ редактировать ]Мамедкулизаде писал в различных жанрах, включая рассказы , романы , эссе и драматургии . Его первый значительный рассказ «Исчезновение осла» (часть серии «Рассказы из села Данабаш »), написанный в 1894 году и опубликованный в 1934 году, затронул тему социального неравенства. В своих более поздних произведениях ( «Почтовый ящик» , «Конституция Ирана» , «Гурбан Али бек» , «Агнец » и др.), а также в знаменитых комедиях «Трупы» и «Собрание безумцев» высмеивал коррупцию, снобизм, невежество, религиозный фанатизм и т. д. Он написал трагедию «Каманча», посвященную карабахской проблеме. [ 17 ]
Религиозные взгляды
[ редактировать ]Религиозные взгляды Мамедкулизаде оспариваются, и хотя некоторые утверждают, что он был атеистом, другие считают его модернистом и защитником исламской демократии. Однако его критика религиозной ортодоксальности и религиозного консерватизма нажила ему множество врагов в религиозно-консервативном сообществе. Азербайджанский философ Агалар Мамедов утверждал, что Джалил Мамедгулузаде был атеистом, однако не существует окончательных доказательств, подтверждающих утверждение, что Мамедкулизаде был либо атеистом, либо религиозным либералом, либо умеренным. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камран Талатто (2015). Персидский язык, литература и культура .
- ^ Хамид Дабаши (2016). Иран без границ .
- ^ Джавади и Беррилл 1988 , стр. 251–55.
- ^ Девос, Бьянка; Вернер, Кристоф, ред. (2014). Культура и культурная политика при Реза-шахе: государство Пехлеви, новая буржуазия и создание современного общества в Иране . Рутледж. стр. 302, 326. ISBN. 978-1135125530 .
- ^ «Нахчыванская Автономная Республика» . Нахчыван.preslib.az . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Видения журнала «Азербайджан» ::: Джалил Мамедгулузаде и Молла Насреддин – Политическая сатира приходит на Восток -» . Журнал «Видения Азербайджана» .
- ^ Джавади и Беррилл 1988 , стр. 251–55. «Джалиль Мохаммад-колизаде (Мяммедгулузаде) гордился тем, что его предки были выходцами из Ирана, и считал себя иранцем (Сардариния, стр. 109)»
- ^ "Джалил Мамедкулизаде | Литература | Галереи" . Azerigallery.com (in Russian). Archived from the original on 20 August 2013 . Retrieved 5 January 2018 .
- ^ Jump up to: а б с «Джалил Мамедгулузаде» . www.goodreads.com .
- ^ «Джалил Мамедгулузаде и его родной язык» . Anl.az (на азербайджанском языке) . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ «Первыми феминистками в Азербайджане были мужчины» . Радио Свобода (на азербайджанском языке). 8 марта 2016 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Языковые и алфавитные переходы в журнале Моллы Насраддина, Азербайджанский международный журнал , Vol. 8:1 (лето 2000 г.), стр. 62-63 , AZER.com; по состоянию на 5 октября 2016 г.
- ^ «Молла Насреддин: журнал, который мог бы, мог бы, должен был бы» . Бидун .
- ^ Известные личности Нахчывана: Джалил Мамедкулизаде , Shexsiyyetler.nakhchivan.az; по состоянию на 5 октября 2016 г. (на азербайджанском языке)
- ^ «В Азербайджане стартует международный конкурс карикатур» . Азерньюс.аз . 11 апреля 2013 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ «Что неизвестно о Мирзе Джалиле и его «Молле Насреддине»» . Радио Свобода (на азербайджанском языке). 19 мая 1907 года . Проверено 5 января 2018 г.
- ^ «Каманча» . www.goodreads.com .
Источники
[ редактировать ]- Джавади, Х.; Беррилл, К. (1988). «АЗЕРБАЙДЖАН х. Азербайджанско-турецкая литература» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/3: Азербайджан IV – Бачча (-йе) Сакка . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 251–55. ISBN 978-0-71009-115-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Почтовый ящик» Джалиля Мамедгулузаде (рассказ, написанный в 1903 году и опубликованный в « Шарки-Рус» в 1904 году). Азербайджанский международный , AZER.com, Vol. 7:1 (весна 1999 г.), стр. 24–26.
- «Может быть, они все вернут» Джалиля Мамедгулузаде (написано в конце 1920-х годов). Азербайджанский международный, AZER.com, Vol. 7:1 (весна 1999 г.), стр. 30–33.
- Избранные произведения Джалила Мамедгулузаде под редакцией Исы Габиббейли, на азербайджанском языке (включает большинство произведений Джалила Мамедгулузаде), 2008 г.
- Рассказы Джалиля Мамедгулузаде на азербайджанском языке