Мир Мохсун Навваб
Мир Мохсен Наваб | |
---|---|
![]() Мир Мохсун Навваб во время работы | |
Рожденный | 1833 Шуша , Карабахская губерния, Российская империя. |
Умер | 1918 Шуша , Закавказская Демократическая Федеративная Республика. |
Национальность | этнический азербайджанец |
Жанр | Лирическая поэзия , Каллиграфия , Художник |
Мир-Мохсун Навваб ( азербайджанский : Mir Möhsün Nəvvab ) (1833–1918 в Шуше , современный Азербайджан ) занимает видное место в истории азербайджанской культуры как последний представитель старой традиционной школы науки, искусства и литературы. [ 1 ] Навваб был разносторонним человеком своего времени. Он известен как поэт, художник, историк музыки, астроном, плотник, химик и математик.
Навваб родился в 1833 году в Шуше и всю свою жизнь провел в этом городе. [ 2 ] Его жизнь и творчество отражают период истории, когда Азербайджан находился на переломе старых и новых, традиционных и новых тенденций в культуре и общем образе жизни. Хотя Навваб оставался традиционалистом в искусстве, он был прогрессивным человеком в общественной жизни Карабаха, много сделавшим для роста грамотности, культуры и искусства в Карабахе .
Навваб был известным каллиграфом в Шуше . Он публиковал стихи карабахских поэтов и распространял их среди местного населения. Навваб основал второе литературное общество в Азербайджане под названием Маджлис-и Фарамушан «Общество забытых» и первое музыкальное общество Маджлис-и Ханенде «Общество певцов».
Навваб написал более 20 книг, посвященных различным областям науки и искусства. Он является автором значительного труда « Вузух аль-Аргам» «Объяснение чисел», в котором представлены 82 макама (оригинальная импровизационная классическая народная музыка, популярная в Азербайджане) и песни, исполнявшиеся в Карабахе того времени. [ 3 ] Он также предоставляет информацию о происхождении этих мугамов и правилах их исполнения. Навваб также является автором книги «Тезкирей-и-Навваб» , в которой даны сведения о ста поэтах и писателях Карабаха того времени.
Он также является автором рассказа очевидца армяно-татарской резни 1905–1907 годов под названием « Таварих-и разм у шуриш-и Таифа-йи арамана ба мусалманан-и Кафказ » «Хроника сражений и восстаний армянского народа против мусульман Кавказа». Примерно в 1906 году он назвал армянских националистов главным источником проблем для обеих сторон, тем не менее, в основном обвиняя социал-демократическую партию Гунчакяна . [ 4 ]
Навваб также был талантливым художником. Свои рукописи он иллюстрировал красочными рисунками и портретами, а также украшал интерьеры зданий различными орнаментами. До Шушинской битвы 1992 года некоторые из этих настенных украшений сохранились в доме, где он жил, школе, где он преподавал, и минаретах шушинской мечети Юхари Говхар-аги . Навваб умер в 1918 году в Шушинской крепости .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МИР МОХСУН НАВВАБ И ЕГО НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ» . xezer.libmks.az (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ «Литература Карабаха: хронограф > XIX век > Мир Мохсин Навваб» . azerbaycanli.org (на азербайджанском языке). Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Миклашевская, Надежда (1954). «4». Советская энциклопедия . стр. 102–108.
- ^ Рахими Бахмани, Лейла, «Армяно-мусульманский конфликт в 1905-1906 годах» , Христианско-мусульманские отношения 1500–1900 , Брилл , получено 30 декабря 2023 г.
