Jump to content

Культура Азербайджана

Страница полузащищена

Культура Азербайджана ( азерб . Azərbaycan mədəniyyəti ) сочетает в себе разнообразный и разнородный набор элементов, сложившихся под влиянием иранской , тюркской и кавказской культур. Культура Азербайджана включает в себя кухню , литературу , народное искусство и музыку .

История

Петроглифы людей и вещей
Петроглифы в Гобустанском национальном парке датируются 10 000 годом до нашей эры.

Азербайджан — современное название исторического географического региона на границе Восточной Европы и Западной Азии , ранее известного как Аран (или Ардан) в персидских империях и Албания у греков . Он ограничен Каспийским морем на востоке, Дагестаном на севере, Грузией на северо-западе, Арменией и Турцией на юго-западе и Ираном на юге. Хотя в Азербайджане проживает ряд этнических групп, десять миллионов человек составляют азербайджанцы .

Наследие, культура и цивилизация Азербайджана имеют древние и современные корни. Считается, что его жители являются потомками древних народов, в число которых входят коренные кавказские албанские племена, такие как скифы и аланы , а также более поздние тюрки-огузы .

Кавказская Албания

Кавказские албанцы считаются первыми жителями земли к северу от Аракса , которая является современным Азербайджаном. Среди первых прибывших были иранские скифы, жившие в 9 веке до нашей эры. [1] Южный Кавказ был завоеван Персидской империей Ахеменидов около 550 г. до н.э. Зороастризм уже был распространен среди мидян в землях, окружающих Арас. Ахемениды потерпели поражение от Александра Македонского в 330 г. до н.э. После падения Империи Селевкидов в Персии в 247 г. до н. э. и ее преемственности Парфянской империи кавказские албанцы основали царство в I веке до н. э. и оставались в значительной степени независимыми под властью Парфии, пока Сасанидская империя не превратила царство в провинцию в 252 г. н.э. . [2] [3] Царь Аршакидов христианство Урнайр принял в качестве государственной религии в четвертом веке, а Кавказская Албания была христианским государством до восьмого века. [4] [5] Контроль Сасанидов закончился их поражением от арабов -мусульман в 642 году. [6]

Исламский период

Арабские надписи на коричневой деревянной двери
Арабские надписи на сохранившихся воротах Гянджи.

На протяжении столетий до того, как ислам пришел в нынешние Азербайджан, Армению и Грузию , этот регион находился под властью Сасанидов и Ирана; до этого им управляли парфянские иранцы. Арабы-мусульмане разгромили Сасанидов и Византийскую империю , когда они двинулись на Кавказ. Они сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление, возглавляемое князем Джаванширом , сдалось в 667 году. Между девятым и десятым веками арабские авторы называли регион между Курой и Арасом Арраном . [а] Арабы из Басры и Куфы пришли в Аран, захватили земли, оставленные коренными народами, и стали землевладельческой элитой. [7] Несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана приняли ислам. В X и XI веках курдские династии Шаддадидов и Равадидов правили частями Арана.

Сельджуки и государства-преемники

После упадка Аббасидского халифата Азербайджаном правили иранские династии Салларидов , Саджидов и Шаддадидов. В начале XI века волны тюрков-огузов пришли из Средней Азии . Первой правящей тюркской династией были Газневиды из современного северного Афганистана , захватившие часть Азербайджана к 1030 году. За ними последовали Сельджуки, западная ветвь огузов, которые завоевали Иран и Кавказ, продвигаясь в Ирак и свержение династии Буидов в Багдаде в 1055 году.

Ширваншахи

Ширван Шах, [8] или Шарван Шах, [8] — титул правителя Ширванской области в средневековом исламском Азербайджане . [8] [ нужна цитата для проверки ] Ширваншахи основали династию , которая правила Араном и некоторыми частями Дагестана. [9] помимо Ширвана, и была одной из старейших династий исламского мира.

Сефевиды и возникновение шиитского ислама

Картина Аббаса Великого
Шах Аббас I на банкете

Сафавия религиозный орден , суфийский основанный в 1330-х годах Сафи-ад-дином Ардабили (1252–1334), в честь которого он был назван. орден превратился в двунадесятническую ветвь шиитского ислама К концу 15 века . Некоторые сафавие, особенно турки -кызылбаши , верили в мистическую и эзотерическую природу своих правителей и их связь с домом Али и были предрасположены сражаться за них. Династия Сефевидов утверждала, что произошла от Али и его жены Фатимы (дочери Мухаммеда ) через седьмого имама Мусу аль-Казима . К 16 веку численность кызылбашей увеличилась; их генералы одержали победу над конфедерацией Ак-Коюнлу и захватили Тебриз . Сефевидский Иран во главе с Исмаилом I расширил свою базу, разграбив Баку в 1501 году и преследуя Ширваншахов.

От иранского правления к российскому

Регион Аран на протяжении тысячелетий находился под властью Персидской империи; последним управляла династия Каджаров . После поражения от Российской империи Каджарская Персия подписала Гюлистанский договор 1813 года, по которому Россия уступила Аран, Дагестан и Грузию. [10] [11] Местные ханства, такие как Баку и Гянджа , были упразднены или признали власть России. 1826–1828 гг. Русско-персидская война началась с поражения русских, но завершилась решающим поражением иранской армии. Российская империя продиктовала условия Туркменчайского договора 1828 года , по которому каджары уступили оставшиеся им кавказские территории. [11] Договор установил границы царской России и Ирана. На подконтрольных России территориях были созданы две провинции, которые впоследствии составили большую часть современной республики: Елисаветполь ( Гянджа ) на западе и Шемаха на востоке.

Азербайджанская Демократическая Республика

После распада Российской империи в 1917 году была основана Азербайджанская Демократическая Республика 28 мая 1918 года в Тбилиси , после неудачной попытки создать Закавказскую Демократическую Федеративную Республику с Арменией и Грузией . [12] Название «Азербайджан», которое ведущая партия «Мусават» приняла по политическим причинам, [13] [14] до создания Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году использовался исключительно для обозначения прилегающего региона современного северо-западного Ирана . [15] [16] [17] Азербайджанская Демократическая Республика была одной из первых демократических республик исламского мира. [18] АДР расширила избирательное право для женщин, сделав Азербайджан первым мусульманским государством в мире, предоставившим мужчинам и женщинам равные политические права. [12] и основал Бакинский государственный университет .

Архитектура

Большая каменная башня, вид снизу
Девичья башня в Старом городе Баку.

Азербайджанская архитектура сочетает в себе восточные и западные элементы. Многие средневековые здания, такие как Девичья башня в Баку и Дворец Ширваншахов , являются иранскими. Другие примеры иранского влияния включают дворец Шекинского ханства в Шеки , на севере центральной части Азербайджана; храм Сураханы на Апшеронском полуострове ; несколько мостов через Арас и несколько мавзолеев. Хотя в XIX и начале XX веков было построено мало монументальной архитектуры, в Баку и других местах были построены самобытные дома. Бакинский метрополитен отличается своим декором.

19 век

На архитектуру нынешней Азербайджанской Республики повлияло расширение городов, применение принципов российского градостроительства и планировки Баку , Гянджи и Шемахи . После того, как нынешний Азербайджан был передан России , в середине 19 века были построены театры, школы, больницы и дома. Нефтяная промышленность на территории нынешнего Азербайджана начала влиять на архитектуру региона. [ нужна ссылка ]

20 век

Первый этап архитектурного развития Азербайджана в советское время был связан со строительством поселков Бинагади, Расулзаде , Бакиханова , Монтино и Мамедъярова вокруг Баку. Поселения Апшеронского района были первыми образцами советской архитектуры .

четырехэтажные здания, спроектированные С. Дадашовым и М. Усейновым В Баку и других городах Азербайджана в 1933-1936 годах был построен ряд школ . Выразительностью отличаются в Баку и других городах. Для проектов характерны классические формы в сочетании с традициями национальной архитектуры.

Нефт Дашлары (также известный как Нефтяные Камни), поселение со стальными колоннами в открытом море, ознаменовало новую эру послевоенной архитектуры. Построенный в связи с открытием богатых нефтяных месторождений на Каспии в 1949 году, он включает в себя жилые дома, объекты культуры и эстакады.

В 1960-е годы в Азербайджане начался новый период градостроительного и архитектурного развития. Баку (столица) за десятилетие расширился, и архитектура города определила его имидж.

Кино

Светлое двухэтажное здание в персидском стиле.
Первая киностудия Баку в начале 1920-х годов.

Киноиндустрия Азербайджана берет свое начало в 1898 году в Баку. [19]

Кухня

Азербайджанская кухня испытала влияние продуктов других культур. Многие блюда, которые едят в Азербайджане, присутствуют и в кухнях других культур.

Гранатовый фестиваль

См. подпись
Разрезать гранат

Ежегодный фестиваль граната в Гейчае , который обычно проводится в октябре, включает в себя гранаты из Гейчайского района , парад, азербайджанские танцы и музыку . [20]

Танец

Азербайджанские танцы мелодичны. Их танцуют на официальных праздниках, и танцоры носят праздничную одежду. Танцы быстрые и требуют мастерства. [21] Азербайджанская одежда сохранилась в национальных танцах. [22]

Примеры

  • Абайи ( азерб . Abayı ) — азербайджанский танец, зародившийся в Шеки и Загатальском районе . Танец исследует средний возраст ; Людей среднего возраста в этом регионе называют абайи , и танец обычно исполняют мужчины и женщины среднего возраста. [23]
  • Агир Карадаги ( азерб . Ağır Qaradağı; «тяжелый Карадахи») — мелодия для танца, созданная в Карадахе . Популярный в Шеки и Закатальском районе, в него играют медленно.
  • Чичеклер («цветы» по- азербайджански ) — изящный танец, исполняемый девушками в двух вариантах: медленном и быстром. Он был создан в 1910 году. Группа девушек собирает цветы, образуя во время танца круги и треугольники. Музыка жизнерадостная и энергичная. [24]
  • Иннаби ( азерб . İnnabı; «название фрукта») в исполнении одной или двух девушек иллюстрирует манеру и кокетство молодой женщины.
  • Ганги ( азерб . Cəngi; «кинжал», боевая музыка) призывает народ к единству, дружбе и непобедимости. [25]
  • Лезгинка ( азерб . Лезги) — популярный кавказский танец.
  • Мирзайи ( азерб . Mirzəyi) традиционно играют на свадьбах и исполняют мужчины и женщины с носовыми платками.
  • Узундара ( азербайджанский : Uzundərə; «длинная долина») — элегантный и лирический танец, исполняемый женщинами и популярный в Азербайджане, Армении и Грузии. Песня берет свое начало в долине между Агдамом и Пришибом ( азербайджанский : Пришиб) в Карабахе .

Народное искусство

Ковер с изображением Лейлы, Меджнуна, верблюда и других животных.
Ковер по мотивам картины Низами Гянджеви XII века «Лейла и Меджнун».

Важнейшими элементами азербайджанской культуры являются ее декоративно - прикладное искусство . Они представлены широким спектром ремесел, таких как чеканка , ювелирное дело, гравировка по металлу, резьба по дереву, камню и кости, ковроткачество, узороплетение и набивка, вязание и вышивка.

Ковры

Бакинские ковры

Бакинские ковры известны мягкостью материала, насыщенными цветами и декором. Они имеют около 10 мотивов (включая медальоны и геометрически стилизованные растения) и экспортируются.

Гянджинские ковры

Гянджинские ковры известны своими орнаментальными узорами, их количество относительно небольшое, от восьми до 20 узоров. Газахские ковры имеют около 16 узоров. Газахский район на северо-западе Азербайджана является самым известным регионом производства ковров, на его долю приходится группа ковров Газах и Борчалы. Газахские ковры имеют геометрический орнаментальный рисунок со схематическим изображением растений и животных. В коврах Гянджи основное внимание уделяется геометрическим мотивам и схематическому изображению растений и животных.

Карабахские ковры

Мешок для соли около 1880 года, Карабах.

Карабахский ковер назван в честь Карабахского региона (современный Нагорный Карабах и прилегающие равнинные территории).

Ширванские ковры

Ширван – один из старейших регионов Азербайджана. Ковроткачество широко распространено среди оседлых и кочевых жителей. На счету Ширванской школы ковры, изготовленные в следующих городах и селах: Шемаха, Мараза, Ахсу и Кюрдамир. В школе 25 композиций; Сальянские ковры также имеют схожие художественные и технические характеристики. Ширванские ковры характеризуются замысловатым орнаментом, изображающим быт, птиц и людей.

Новруз, другие праздники и символы

Памятная марка Новруза с изображением женщины за праздничным столом, освещенным свечами.
Азербайджанская почтовая марка 1996 года, посвященная Новрузу.

Новруз — традиционный персидский региональный праздник, посвященный Новому году и весне , который отмечается в день весеннего равноденствия (21–22 марта). Он символизирует обновление и плодородие.

Праздники, уходящие корнями в зороастризм , напоминают иранские. Подготовка начинается задолго до праздника с уборки дома, посадки деревьев, шитья одежды, росписи яиц и выпечки таких пирожных, как шекербура , пахлава и блюда местной кухни. Как и в других странах, отмечающих Новруз, пшеницу жарят с изюмом ( кишмиш ) и орехами ( говурга ). Ростки пшеницы ( семени ) необходимы. В знак признания огнепоклонства (древняя зороастрийская практика) каждый вторник за четыре недели до праздника дети прыгают через небольшие костры и зажигают свечи (традиция, разделяемая с Ираном, где она известна как Чахар-шанбе сори ). В канун Новруза посещают и ухаживают за могилами родственников. [26] В этот вечер семья собирается за праздничным столом, накрытым блюдами Новруза. Праздник длится несколько дней и завершается танцами, музыкой и спортом.

В советское время празднование Новруза было неофициальным, а иногда и запрещенным. [27] С момента обретения Азербайджаном независимости Новруз стал государственным праздником. Каждый вторник предшествующих четырех недель посвящен одной из четырех стихий: воде, огню, земле и ветру. [28] [29]

Другие государственные и традиционные праздники включают Рамадан , Женский день, Рамазан Байрами , Гурбан Байрами , День Республики , День Конституции, День Победы , День Вооруженных Сил, День спасения и День флага. [30] В сельской местности отмечают сбор урожая. К дням памяти и памяти относятся «Черный январь» , память о Ходжалинской резне , « Мартовские дни» .

Символы включают восьмиконечную звезду в сочетании с элементом огня на национальном гербе . страны Флаг восходит к поздней Азербайджанской Демократической Республике . Государственный гимн « Azərbaycan marşı » был написан Ахмедом Джавадом на музыку Узеира Гаджибекова .

Литература

Азербайджанская литература пишется на азербайджанском языке , государственном языке Азербайджана. Его ближайшие родственники – турецкие и туркменские .Азербайджанский язык разделен на два разных языка. [31] Северо-азербайджанский (на основе ширванского диалекта, на котором говорят в Азербайджанской Республике). [32] ) и южноазербайджанский (на основе тебризского диалекта, на котором говорят в иранском Азербайджане). [33] ) Оба подъязыка являются огузскими языками (подветвью тюркских языков ) и взаимопонятны с другими огузскими диалектами, на которых говорят в Турции, Иране, Туркменистане , Грузии , Узбекистане , Афганистане , России , на Балканах и на Ближнем Востоке.

Язык появился с вторжением и расселением волн тюркских племен из Центральной Азии на протяжении нескольких столетий. Коренной язык региона вокруг Аракса представлял собой смесь иранского тати, талыши и армянского языка ; В некоторых частях Азербайджана до сих пор говорят на талышах. С ростом доминирования тюркских правителей язык региона постепенно стал тюркским. В результате языковой политики Советского Союза русский язык широко распространен как второй язык.

Классическая эпоха

Книга Деде Коркута (возможно, датируемая 9 веком н.э.). [34] и впервые был записан в 14 веке), [34] Алпамыш и Кероглу — тюркские эпосы, широко распространенные среди азербайджанцев и пользующиеся среди них большой популярностью. [35] [36] Самая ранняя известная фигура в азербайджанской литературе - Иззеддин Гасаноглу , составивший диван из персидских и аджемских тюркских газелей . [37] [38] он использовал свое имя Для персидских газелей , а для своих тюркских стихов — псевдоним Хасан Оглу. [37] Низами Гянджеви (родившийся в Гяндже) считается величайшим романтическим эпическим поэтом в персидской литературе , привнесшим в персидский эпос разговорный, реалистический стиль. [39] [40]

В XIV веке территория современной Азербайджанской Республики находилась под властью племенных конфедераций Кара-Гоюнлу и Ак-Гоюнлу тюркских . Среди поэтов этого периода были Кади Бурхан ад-Дин , Хакики (псевдоним Джахан Шаха ) и Хабиби . [41] Конец века стал началом литературной деятельности Имадеддина Насими . [42] один из величайших тюркских [43] [44] [45] хуруфиты Поэты- [46] и выдающийся ранний мастер диванов [46] который также писал на персидском языке [44] [47] и арабский . [46]

советская эпоха

При советской власти, особенно при Иосифе Сталине , азербайджанские писатели, не согласовавшиеся с линией Коммунистической партии, подвергались преследованиям. Большевики стремились уничтожить националистическую интеллектуальную элиту, которая утвердилась во время недолговечной Азербайджанской Демократической Республики , и в 1930-е годы многие писатели и интеллектуалы стали рупорами советской пропаганды.

Влияния

Персидская и арабская литература оказали влияние на азербайджанскую литературу, особенно в ее классическую эпоху. Среди влиятельных персидских поэтов — Фирдоуси , Санаи , Хафез , Саади Ширази , Аттар из Нишапура и Руми . Коран . и хадисы также оказали влияние на азербайджанскую литературу Среди арабских поэтов - Аль-Халладж, оказавший влияние на суфийскую литературу.

Журналистика

В 1875 году «Акинчи» (Əkinçi/اکينچی), «Культиватор » — первая азербайджанская газета, издававшаяся в Российской империи. Ее основал Гасан бек Зардаби , журналист и защитник образования. [48] за 2015 год В редакционной статье Washington Post отмечалось, что ряд азербайджанских журналистов, блоггеров, юристов и правозащитников были подвергнуты длительному предварительному заключению за критику президента Ильхама Алиева и других государственных органов. [49]

Музыка

Азербайджанская музыка находится под влиянием музыки Ирана , Кавказа и Средней Азии и напоминает иранскую и турецкую музыку . [50]

Мугам

Азербайджанская классическая музыка Азербайджана, известная как мугам (точно пишется мугам ), обычно представляет собой сюиту с поэзией и инструментальными интермедиями. Песенная поэзия иногда включает в себя форму горлового пения , похожую на йодль . Поэзия, обычно посвященная божественной любви, чаще всего связана с суфизмом .

В отличие от среднеазиатского мугама, азербайджанская форма менее жесткая (сравнимо с импровизированным джазом ). [51] ЮНЕСКО провозгласила азербайджанский мугам шедевром устного и нематериального наследия человечества . 7 ноября 2003 года [52] New York Times Музыкальный критик Джон Парелес назвал исполнителя мугама Алима Гасымова «одним из величайших ныне живущих певцов». [53]

Ежегодный фестиваль мугама проводится в Шеки . До 1988 года он находился в Шуше был перенесен в Шеки , а в ноябре 1994 года из-за Первой Нагорно-Карабахской войны .

Meykhana

Мейхана — азербайджанская литературная и народная рэп-традиция. [54] состоящая из песни без аккомпанемента, исполняемой одним или несколькими людьми, импровизирующими на определенную тему. Его название происходит от турецкого meyhane (таверна, паб), которое произошло от персидских слов mey (вино) и hane (дом). [55]

Инструменты

См. подпись
Советская почтовая марка, посвященная азербайджанским музыкальным инструментам

Инструменты, которые используются в Азербайджане, для азербайджанской музыки включают четырнадцать струнных инструментов , восемь ударных инструментов и шесть духовых инструментов . [56] Традиционные струнные инструменты включают тар (лютня с кожаным лицом), кяманча (скрипка с шипом с кожаным лицом), уд (первоначально барбат ) и саз (лютня с длинной шеей). Балабан относятся — духовой инструмент с двойной тростью, а к ударным инструментам гхавал и даф барабаны ; цилиндрическая двусторонняя нагара и более крупный давул . Другие инструменты включают гармон (маленький аккордеон) и тутек (свистковая флейта).

Ашики

Ашики – странствующие барды, поющие и играющие на сазе – разновидности лютни . Их песни частично импровизированы на общей базе. Традиция ашиков в тюркских культурах Анатолии , Азербайджана и Центральной Азии берет свое начало в древнем шаманизме . [57]

Религия

Каменная церковь с садом
Вид сбоку на церковь Киш

Около 93 процентов населения Азербайджана номинально являются мусульманами, и примерно пять процентов населения принадлежат к Русской Православной Церкви . Мусульманские религиозные обряды относительно низки, а мусульманская идентичность, как правило, основывается больше на культуре и этнической принадлежности, чем на религии. Мусульманское население примерно на 70 процентов состоит из шиитов и на 30 процентов из суннитов , причем различия четко не определены. довольно крупные христианские В столице Баку существуют и мусульманские общины экспатриантов, которым, как правило, разрешено свободно отправлять религиозные обряды.

ислам

христианство

От 3,1% до 4,8% населения Азербайджана номинально являются христианами , по оценкам, от 280 000 до 450 000 человек. [58] Православие в Азербайджане представлено Русской и Грузинской православными церквями . Русские Православные Церкви входят в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. Католическая церковь в Азербайджане , находящаяся под духовным руководством Папы Римского , ; имеет 400 приверженцев около половины — иностранные дипломаты или работают в нефтяных компаниях. [59]

Зороастрийский храм в Баку.
Атешгях Баку , индуистский и зороастрийский храм.

иудаизм

В Азербайджане есть три общины евреев ( горские евреи , евреи-ашкенази и грузинские евреи ) с общей численностью населения почти 16 000 человек. Одиннадцать тысяч — горские евреи, из них 6000 — в Баку и 4000 — в Губе ; 4300 — евреи-ашкенази (большинство из которых живут в Баку и Сумгаите ), а 700 — грузинские евреи.

Зороастризм

Зороастризм в Азербайджане восходит к первому тысячелетию до нашей эры. Как и остальная часть Персидской империи, он оставался преимущественно зороастрийским государством до мусульманского завоевания Персии в 7 веке нашей эры. Азербайджан означает «Земля вечного огня» на среднеперсидском языке , что указывает на связь с зороастризмом. [60] Следы религии все еще видны в Аташге , Рамане , Хыналыге и Янардаге .

Культурные реформы

После обретения независимости Азербайджан принял меры по защите своих культурных ценностей, расширению культурной жизни и сотрудничеству с международными организациями в этой области. приняты законы Парламентом Азербайджана в сфере культуры, в том числе: [61] восстановление азербайджанского алфавита на основе латиницы (25 декабря 1991 г.); средства массовой информации (21 июля 1992 г.); авторское право (10 сентября 1993 г.); реклама (3 октября 1997 г.); культура (6 февраля 1998 г.); охрана памятников истории и культуры (10 апреля 1998 г.); гранты (17 апреля 1998 г.); свобода информации (19 июня 1998 г.); кинематография (3 июля 1998 г.); скульптура (3 июля 1998 г.); туризм (4 июля 1999 г.); городское планирование (11 июня 1999 года); Национальный архивный фонд (22 июня 1999 г.); средства массовой информации (8 февраля 2000 г.); музеи (24 марта 2000 г.) и издательское дело. [61] Правовая охрана памятников истории и культуры закреплена также в международных документах, в том числе в Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта , Конвенции ЮНЕСКО 1970 года о мерах запрещения и предотвращения незаконного ввоза, вывоза и передачи. права собственности на культурные ценности и Конвенцию УНИДРУА 1995 года об украденных или незаконно вывезенных культурных ценностях . [61]

Министерство культуры и туризма было создано указом президента Ильхама Алиева в 2006 году. Помимо сохранения национальной культуры внутри страны, Азербайджан сотрудничает с такими международными организациями, как ООН , ЮНЕСКО , Всемирная исламская организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) и Совет Европы , для формулирования международной культурной политики. [62] и участвует в международных проектах. [61]

Азербайджан присоединился к проекту «Дни европейского наследия» , инициированному Советом Европы и Европейским Союзом , в 2000 году. Кампания «Дни европейского наследия – 2003» проходила в Азербайджане с 26 по 28 сентября того же года. В рамках кампании планировалось открыть отреставрированные памятники, рассмотреть реставрируемые памятники, выставить и каталогизировать Международную фотоинициативу 2003 года, а также провести Программу европейского общего наследия и Кампанию европейского культурного наследия в школах и университетах. [61]

Темой Дней европейского наследия 2005 года, прошедших в Азербайджане, была «Цивилизации и миротворческие процессы». В рамках мероприятия состоялось два мероприятия: Бакинский международный фестиваль «Восток-Запад» и молодежный фотоконкурс и выставка. [61]

Азербайджан стал членом ЮНЕСКО в 1992 году, а Национальная комиссия ЮНЕСКО в Азербайджане (при Министерстве иностранных дел) была создана указом президента Гейдара Алиева в 1994 году. Азербайджан присоединился к конвенциям ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей и наследия, признанию специальностей высшего образования, дипломов и степеней, а также сохранение нематериального культурного наследия. [62]

Баку Старый город Дворцом Ширваншахов и Девичьей башней ) был включен в Список всемирного наследия в 2000 году, а Гобустанский национальный парк – в 2007 году. [63] Мугам был объявлен шедевром человечества и нематериальным наследием в 2003 году, а искусство азербайджанского ашика, Новруза, азербайджанского ковроткачества, мастерства и исполнения Тара , Човгана , Келагаи , медного мастерства Лагича , а также изготовления и раздачи лепешек были вписаны в список. в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [63]

В рамках ЮНЕСКО были организованы концерты, юбилеи, семинары и симпозиумы, конференции и конгрессы, встречи и праздники. [62] в ознаменование 500-летия со дня рождения Физули (1996 г.), 1300-летия Книги Деде Коркута (2000 г.), 800-летия со дня рождения Насраддина Туси (2001 г.), 200-летия со дня рождения Мирзы Казымбея ( 2002), 100-летию со дня рождения Мир Джалала Пашаева (2008), 900-летию заслуг Махсати (2013), 100-летию Узеира Гаджибейли музыкальной комедии «Аршин мал алан» (2013). [64] В 2013 году ЮНЕСКО и Азербайджан подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области образования, науки, культуры и коммуникаций. [65]

Баку был объявлен столицей исламской культуры в 2009 году, когда здесь прошла шестая Исламская конференция министров культуры. [66] В 2011, 2013, 2015 и 2017 годах в городе проходил Всемирный форум межкультурного диалога. [67] при поддержке ЮНЕСКО, Альянса цивилизаций ООН, Центра Север-Юг Совета Европы, ИСЕСКО и Euronews . [68]

См. также

Примечания

  1. ^ Название, использовавшееся для региона к северу от Араса до прихода арабов в период Каджара. [ нужна ссылка ]

Ссылки

  1. ^ Азербайджан - Страновые исследования Библиотеки Конгресса США (получено 7 июня 2006 г.).
  2. ^ Джеймс Стюарт Олсон. Этноисторический словарь Российской и Советской империй. ISBN   978-0-313-27497-8
  3. ^ Британская энциклопедия : «Список провинций, приведенный в надписи Кабе-йе Зардушта, определяет размеры империи при Шапуре в географическом перечислении по часовой стрелке: (1) Персида (Фарс), (2) Парфия, (3) Сусиана (Хузестан), (4) Майшан (Месена), (5) Асуристан (южная Месопотамия), (6) Адиабена, (7) Арабистан (северная Месопотамия), (8) Атропатена (Азербайджан), (9) Армения, ( 10) Иберия (Грузия), (11) Махелония, (12) Албания (Восточный Кавказ), (13) Баласаган до Кавказских гор и Ворот Албании (известных также как Ворота Алан), (14) Патишхвагар ( все горы Эльбурза), (15) Мидия, (16) Гиркания (Горган), (17) Маргиана ( Мерв ), (18) Ария, (19) Абаршахр, (20) Кармания ( Керман ), (21) Сакастан (Систан), (22) Туран, (23) Мокран (Макран), (24) Паратан (Параден), (25) Индия (вероятно, ограничена районом дельты реки Инд), (26) Кушаншехр, вплоть до Пешавара и до Кашгара и (границ) Согдианы и Ташкента, и (27), по ту сторону моря, Мазуна ( Оман )».
  4. «Албания». Архивировано 20 января 2009 г. в Wayback Machine Энциклопедия Ираника , стр. 807 (получено 15 июня 2006 г.).
  5. ^ «Голоса древних: Хейердал заинтригован редким кавказским албанским текстом», доктор Заза Алексидзе. Архивировано 17 января 2009 г. в Wayback Machine - Азербайджанский международный , лето 2002 г. (получено 7 июня 2006 г.).
  6. ^ «Исламское завоевание».
  7. ^ История исламских обществ Иры Лапидус, с. 48. Издательство Кембриджского университета, Кембридж (1988), ISBN   978-0-521-77933-3 (получено 7 июня 2006 г.).
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бартольд В., Босворт С.Э. «Ширван Шах, Шарван Шах». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2-е издание
  9. ^ Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период , Колумбийский университет, 1995, с. 2, ISBN   978-0-231-07068-3 : «В пятнадцатом веке эта династия Ширваншахов процветала к северу от Аракса».
  10. ^ Франкопан, Питер (2015). Шелковый путь: новая история мира . Лондон: Bloomsbury Publishing Plc. ISBN  978-1-4088-3998-0 . Для многих тот факт, что Узли, который приложил такие усилия для поддержки шаха, разработал унизительный Гюлистанский договор в 1813 году после русско-персидской войны, по которому была передана большая часть западного фланга Каспийского моря, включая Дагестан, Мегрелию, Абхазию, Дербент и Баку казались России не чем иным, как актом предательства.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шафиев, Фарид (2018). «Русское завоевание Южного Кавказа». Переселение приграничья: государственные переселения и этнический конфликт на Южном Кавказе . Монреаль, Кингстон, Лондон, Чикаго: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 16–42. ISBN  978-0-7735-5372-9 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каземзаде, Фируз (1951). Борьба за Закавказье: 1917-1921 гг . Нью-Йоркская философская библиотека. стр. 124, 222, 229, 269–270. ISBN  978-0-8305-0076-5 .
  13. ^ Йылмаз, Харун (2015). Национальные идентичности в советской историографии: подъем наций при Сталине . Рутледж. п. 21. ISBN  978-1-317-59664-6 . 27 мая при военной поддержке Османской империи была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан (ДРА). Правители ДРА отказались идентифицировать себя как [закавказские] татары, что они по праву считали российским колониальным определением. (...) Соседний Иран не приветствовал принятие ДРА названия «Азербайджан» для страны, поскольку оно также могло относиться к иранскому Азербайджану и подразумевало территориальные претензии.
  14. ^ Бартольд, Василий (1963). Сочинения, том II/1 . Москва. п. 706. (...) всякий раз, когда необходимо выбрать имя, охватывающее все регионы Азербайджанской Республики, имя Арран можно выбрать . Но термин «Азербайджан» был выбран потому, что при создании Азербайджанской республики предполагалось, что этот и Персидский Азербайджан будут одним целым, поскольку население обоих имеет большое сходство. Исходя из этого, было выбрано слово Азербайджан. Конечно, сейчас, когда используется слово «Азербайджан», оно имеет два значения: персидский Азербайджан и республика, это сбивает с толку и возникает вопрос, о каком Азербайджане идет речь. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Атабаки, Турай (2000). Азербайджан: Этническая принадлежность и борьба за власть в Иране . ИБТаурис. п. 25. ISBN  978-1-86064-554-9 .
  16. ^ Декмеджян, Р. Грайр; Симонян, Ованн Х. (2003). Неспокойная вода: геополитика Каспийского региона . ИБ Таурис. п. 60. ИСБН  978-1-86064-922-6 . До 1918 года, когда режим Мусават решил назвать новое независимое государство Азербайджаном, это обозначение использовалось исключительно для обозначения иранской провинции Азербайджана .
  17. ^ Резвани, Бабак (2014). Этнотерриториальный конфликт и сосуществование на Кавказе, в Средней Азии и Ферейдане: диссертация . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. п. 356. ИСБН  978-90-485-1928-6 . Регион к северу от реки Аракс не назывался Азербайджаном до 1918 года, в отличие от региона на северо-западе Ирана, который назывался так давно.
  18. ^ Тадеуш Светоховский. Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период. Издательство Колумбийского университета, 1995. ISBN   978-0-231-07068-3 , ISBN   978-0-231-07068-3 и Райнхард Шульце. Современная история исламского мира. ИБТаурис, 2000. ISBN   978-1-86064-822-9 , ISBN   978-1-86064-822-9 . Цитаты обсуждаются :Азербайджанская Демократическая Республика#Первый или второй
  19. ^ Айдын Казимзаде (осень 1997 г.). «Празднуем 100-летие кино, а не 80-летие» . Азербайджанский международный . 5 (1): 30–35. Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года.
  20. ^ Iguide.travel Мероприятия в Гейчае: Фестиваль граната
  21. ^ «Культура Азербайджана – Искусство и гуманитарные науки» . Everycultural.com. 28 мая 1918 г. Проверено 26 января 2012 г.
  22. ^ Азербайджан - часть Европы (24 ноября 2007 г.). «Азербайджан – часть Европы» . Azeriyoungsters.blogspot.com . Проверено 26 января 2012 г.
  23. Азербайджанский танец. Архивировано 29 мая 2009 г., в Wayback Machine.
  24. ^ «Традиционный азербайджанский танец» . Бангкоккомпании.com. Архивировано из оригинала 6 января 2013 г. Проверено 26 января 2012 г.
  25. ^ «Посольство Азербайджана; Национальные танцы» . Azerembsof.com . 31 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2009 года . Проверено 21 августа 2017 г.
  26. ^ «Азербайджанские традиции» . Everycultural.com. 28 мая 1918 г. Проверено 26 января 2012 г.
  27. ^ Уотерс, Зена (апрель – май 2005 г.), «Что такое Новруз Байрам» , «Азербайджан сегодня» , нет. 12, заархивировано из оригинала 14 мая 2011 г. , получено 22 марта 2009 г.
  28. ^ «Международный день Навруз-21 марта» . Azerembassy-kuwait.org. 17 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 4 января 2011 г.
  29. ^ «Азербайджан отмечает праздник Новруз» . En.trend.az. 20 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 г. Проверено 4 января 2011 г.
  30. ^ «Азербайджан устанавливает День государственного флага» . Today.az . Проверено 22 мая 2010 г.
  31. ^ Салехи, Мохаммед; Нейсани, Айдын (2017). «Восприимчивая разборчивость турецкого языка для ирано-азербайджанских говорящих». Грамотное образование . 4 (1): 3. дои : 10.1080/2331186X.2017.1326653. S2CID 121180361. Международная организация по стандартизации (ISO) считает северный и южный азербайджанский языки разными языками (...)
  32. ^ "Азербайджан, Север". Этнолог . Архивировано 5 июня 2019 года. Проверено 2 февраля 2020 года.
  33. ^ Азербайджанский, Юг». Этнолог . Архивировано из оригинала 5 июня 2019 года. Проверено 2 февраля 2020 года.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берчвуд, Мэтью; Диммок, Мэтью (2005). Культурные встречи между Востоком и Западом, 1453–1699 гг . Cambridge Scholars Press. п. 111. ИСБН  978-1-904303-41-1 .
  35. ^ Проф. Паксой Х.Б. «Алпамыш. Центральноазиатская идентичность под властью России». Серия монографий Ассоциации по развитию исследований в Центральной Азии, Хартфорд, Коннектикут, первое издание AACAR, 1989 г., ISBN   0-9621379-9-5 , ISBN   0-9621379-0-1 (пбк.), с. 1
  36. ^ Карл Райхл, воспевающий прошлое: тюркская и средневековая героическая поэзия , Издательство Корнельского университета. 2000. «Центральные традиции находят свое продолжение в четвертой группе — эпической поэзии юго-западных тюркских народов, туркмен , азербайджанцев , анатолийских тюрков . Здесь преобладает форма прозиметрии, наблюдается склонность к любовному и приключенческому роману. Главным героем их приключенческих романов является Кероглу .
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бил, Томас Уильям; Кин, Генри Джордж (1894). Восточный биографический словарь . У. Х. Аллен. п. 311 . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  38. ^ А. Кафероглу, «Адхари (азербайджанский)», в Энциклопедии ислама (новое издание), Том. 1 (Лейден, 1986 г.)
  39. ^ Британская энциклопедия, "Незами"
  40. ^ Доктор Джули Скотт Мейсами, «Хафт Пайкар: средневековый персидский роман (мировая классика Оксфорда)» , Oxford University Press (T), 1995, ISBN   978-0-19-283184-2 , выдержка
  41. ^ Тиррелл, Малихе С. (2001). Эзоповы литературные измерения азербайджанской литературы советского периода, 1920-1990 гг . Лексингтонские книги. п. 12. ISBN  978-0-7391-0169-8 .
  42. ^ Прушек, Ярослав (1974). Словарь восточных литератур . Основные книги. п. 138.
  43. ^ Болдик, Джулиан (2000). Мистический ислам: введение в суфизм . ИБ Таурис. п. 103. ИСБН  978-1-86064-631-7 .
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беррилл, Кэтлин РФ (1972). Четверостишия Несими тюркского Хуруфи четырнадцатого века . Вальтер де Грюйтер ГмбХ и Ко. КГ. ISBN  978-90-279-2328-8 .
  45. ^ Ламбтон, Энн К.С.; Холт, Питер Малкольм; Льюис, Бернард (1970). Кембриджская история ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 689. ИСБН  978-0-521-29138-5 .
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сейид Имадеддин Несими . Британская энциклопедия. 2008 год . Проверено 9 января 2008 г.
  47. ^ Бабингер, Франц (2008). «Несими, Сейид Имад ад-Дин» . Энциклопедия ислама . Брилл Онлайн. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 г. Проверено 9 января 2008 г.
  48. ^ «Добро пожаловать в AATT – Партнеры» . Princeton.edu . Проверено 21 августа 2017 г.
  49. ^ «В Азербайджане заключен в тюрьму без суда» . Вашингтон Пост . 1 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 г. . Проверено 8 февраля 2021 г.
  50. ^ Алматы или Бюст. Архивировано 15 июля 2009 г., в Wayback Machine , Султанова и Бротон, стр. 25
  51. ^ «Гражданское общество EurasiaNet - Бакинский джазовый фестиваль: возрождение традиции в Азербайджане» . Eurasianet.org . Проверено 3 января 2009 г.
  52. ^ «Азербайджанский мугам» . Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО . Проверено 9 февраля 2021 г.
  53. ^ Парелес, Джон (15 марта 2010 г.). «Классическая азербайджанская поэзия в песне от команды отца и дочери» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 февраля 2021 г.
  54. ^ Бахл, Тару; Сайед, Миннесота (2003). Энциклопедия мусульманского мира . Публикации Anmol PVT. п. 25. ISBN  978-81-261-1419-1 .
  55. ^ Зубайда, Сами; Таппер, Ричард (1994). Кулинарные культуры Ближнего Востока . IB Tauris совместно с Центром исследований Ближнего и Среднего Востока Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 85. ИСБН  978-1-85043-742-0 .
  56. ^ «Азербайджанские музыкальные инструменты» . Atlas.musigi-dunya.az. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 г. Проверено 27 мая 2007 г.
  57. ^ IUE.it Европейский университетский институт , Флоренция, Италия (получено 10 августа 2006 г.).
  58. ^ «Глобальное христианство: интерактивная функция» . Архивировано из оригинала 19 июля 2014 г. Проверено 23 января 2022 г.
  59. ^ (на русском языке) Строительство католической церкви в Баку подходит к концу. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine Р. Манафли. Эхо . 8 марта 2007 г.
  60. ^ «Ханкуки.com» . Times.hankooki.com . Проверено 26 января 2012 г.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Социальные и культурные проблемы» . Mfa.gov.az (на азербайджанском языке) . Проверено 15 августа 2017 г.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Алиева, Севдагуль (2011). «Глава 4: Развитие туризма, культура и культурная самобытность, межкультурные отношения». 6 Международная конференция «Шелковый путь» «Глобализация и безопасность в регионах Черного и Каспийского морей» (PDF) . стр. 232–236. Архивировано из оригинала (PDF) 12 августа 2017 г. Проверено 15 августа 2017 г.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Национальная комиссия Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО. «Сотрудничество в области культуры» . ЮНЕСКО.аз . Проверено 15 августа 2017 г.
  64. ^ Национальная комиссия Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО. «Перечень юбилеев, отмечаемых в рамках программы ЮНЕСКО по юбилеям великих личностей и исторических событий» . ЮНЕСКО.аз . Проверено 15 августа 2017 г.
  65. ^ Национальная комиссия Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО. «Рамочное соглашение» . ЮНЕСКО.аз . Проверено 15 августа 2017 г.
  66. ^ «Столицы исламской культуры | Исламская организация образования, науки и культуры – ИСЕСКО –» . Isesco.org.ma . Проверено 15 августа 2017 г.
  67. ^ «Введение – Бакинский процесс» . Проверено 15 августа 2017 г.
  68. ^ «О процессе – Бакинский процесс» . bakuprocess.az . Архивировано из оригинала 16 августа 2017 г. Проверено 15 августа 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f32f955c5de7492c4a7ae5770413ece__1718769600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/ce/2f32f955c5de7492c4a7ae5770413ece.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)