Культура Азербайджана
Часть серии о |
Культура Азербайджана |
---|
История |
Люди |
Языки |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Религия |
Спорт |
Культура Азербайджана ( азерб . Azərbaycan mədəniyyəti ) сочетает в себе разнообразный и разнородный набор элементов, сложившихся под влиянием иранской , тюркской и кавказской культур. Культура Азербайджана включает в себя кухню , литературу , народное искусство и музыку .
История
Азербайджан — современное название исторического географического региона на границе Восточной Европы и Западной Азии , ранее известного как Аран (или Ардан) в персидских империях и Албания у греков . Он ограничен Каспийским морем на востоке, Дагестаном на севере, Грузией на северо-западе, Арменией и Турцией на юго-западе и Ираном на юге. Хотя в Азербайджане проживает ряд этнических групп, десять миллионов человек составляют азербайджанцы .
Наследие, культура и цивилизация Азербайджана имеют древние и современные корни. Считается, что его жители являются потомками древних народов, в число которых входят коренные кавказские албанские племена, такие как скифы и аланы , а также более поздние тюрки-огузы .
Кавказская Албания
Кавказские албанцы считаются первыми жителями земли к северу от Аракса , которая является современным Азербайджаном. Среди первых прибывших были иранские скифы, жившие в 9 веке до нашей эры. [1] Южный Кавказ был завоеван Персидской империей Ахеменидов около 550 г. до н.э. Зороастризм уже был распространен среди мидян в землях, окружающих Арас. Ахемениды потерпели поражение от Александра Македонского в 330 г. до н.э. После падения Империи Селевкидов в Персии в 247 г. до н. э. и ее преемственности Парфянской империи кавказские албанцы основали царство в I веке до н. э. и оставались в значительной степени независимыми под властью Парфии, пока Сасанидская империя не превратила царство в провинцию в 252 г. н.э. . [2] [3] Царь Аршакидов христианство Урнайр принял в качестве государственной религии в четвертом веке, а Кавказская Албания была христианским государством до восьмого века. [4] [5] Контроль Сасанидов закончился их поражением от арабов -мусульман в 642 году. [6]
Исламский период
На протяжении столетий до того, как ислам пришел в нынешние Азербайджан, Армению и Грузию , этот регион находился под властью Сасанидов и Ирана; до этого им управляли парфянские иранцы. Арабы-мусульмане разгромили Сасанидов и Византийскую империю , когда они двинулись на Кавказ. Они сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление, возглавляемое князем Джаванширом , сдалось в 667 году. Между девятым и десятым веками арабские авторы называли регион между Курой и Арасом Арраном . [а] Арабы из Басры и Куфы пришли в Аран, захватили земли, оставленные коренными народами, и стали землевладельческой элитой. [7] Несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана приняли ислам. В X и XI веках курдские династии Шаддадидов и Равадидов правили частями Арана.
Сельджуки и государства-преемники
После упадка Аббасидского халифата Азербайджаном правили иранские династии Салларидов , Саджидов и Шаддадидов. В начале XI века волны тюрков-огузов пришли из Средней Азии . Первой правящей тюркской династией были Газневиды из современного северного Афганистана , захватившие часть Азербайджана к 1030 году. За ними последовали Сельджуки, западная ветвь огузов, которые завоевали Иран и Кавказ, продвигаясь в Ирак и свержение династии Буидов в Багдаде в 1055 году.
Ширваншахи
Ширван Шах, [8] или Шарван Шах, [8] — титул правителя Ширванской области в средневековом исламском Азербайджане . [8] [ нужна цитата для проверки ] Ширваншахи основали династию , которая правила Араном и некоторыми частями Дагестана. [9] помимо Ширвана, и была одной из старейших династий исламского мира.
Сефевиды и возникновение шиитского ислама
Сафавия религиозный орден , — суфийский основанный в 1330-х годах Сафи-ад-дином Ардабили (1252–1334), в честь которого он был назван. орден превратился в двунадесятническую ветвь шиитского ислама К концу 15 века . Некоторые сафавие, особенно турки -кызылбаши , верили в мистическую и эзотерическую природу своих правителей и их связь с домом Али и были предрасположены сражаться за них. Династия Сефевидов утверждала, что произошла от Али и его жены Фатимы (дочери Мухаммеда ) через седьмого имама Мусу аль-Казима . К 16 веку численность кызылбашей увеличилась; их генералы одержали победу над конфедерацией Ак-Коюнлу и захватили Тебриз . Сефевидский Иран во главе с Исмаилом I расширил свою базу, разграбив Баку в 1501 году и преследуя Ширваншахов.
От иранского правления к российскому
Регион Аран на протяжении тысячелетий находился под властью Персидской империи; последним управляла династия Каджаров . После поражения от Российской империи Каджарская Персия подписала Гюлистанский договор 1813 года, по которому Россия уступила Аран, Дагестан и Грузию. [10] [11] Местные ханства, такие как Баку и Гянджа , были упразднены или признали власть России. 1826–1828 гг. Русско-персидская война началась с поражения русских, но завершилась решающим поражением иранской армии. Российская империя продиктовала условия Туркменчайского договора 1828 года , по которому каджары уступили оставшиеся им кавказские территории. [11] Договор установил границы царской России и Ирана. На подконтрольных России территориях были созданы две провинции, которые впоследствии составили большую часть современной республики: Елисаветполь ( Гянджа ) на западе и Шемаха на востоке.
Азербайджанская Демократическая Республика
После распада Российской империи в 1917 году была основана Азербайджанская Демократическая Республика 28 мая 1918 года в Тбилиси , после неудачной попытки создать Закавказскую Демократическую Федеративную Республику с Арменией и Грузией . [12] Название «Азербайджан», которое ведущая партия «Мусават» приняла по политическим причинам, [13] [14] до создания Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году использовался исключительно для обозначения прилегающего региона современного северо-западного Ирана . [15] [16] [17] Азербайджанская Демократическая Республика была одной из первых демократических республик исламского мира. [18] АДР расширила избирательное право для женщин, сделав Азербайджан первым мусульманским государством в мире, предоставившим мужчинам и женщинам равные политические права. [12] и основал Бакинский государственный университет .
Архитектура
Азербайджанская архитектура сочетает в себе восточные и западные элементы. Многие средневековые здания, такие как Девичья башня в Баку и Дворец Ширваншахов , являются иранскими. Другие примеры иранского влияния включают дворец Шекинского ханства в Шеки , на севере центральной части Азербайджана; храм Сураханы на Апшеронском полуострове ; несколько мостов через Арас и несколько мавзолеев. Хотя в XIX и начале XX веков было построено мало монументальной архитектуры, в Баку и других местах были построены самобытные дома. Бакинский метрополитен отличается своим декором.
19 век
На архитектуру нынешней Азербайджанской Республики повлияло расширение городов, применение принципов российского градостроительства и планировки Баку , Гянджи и Шемахи . После того, как нынешний Азербайджан был передан России , в середине 19 века были построены театры, школы, больницы и дома. Нефтяная промышленность на территории нынешнего Азербайджана начала влиять на архитектуру региона. [ нужна ссылка ]
20 век
Первый этап архитектурного развития Азербайджана в советское время был связан со строительством поселков Бинагади, Расулзаде , Бакиханова , Монтино и Мамедъярова вокруг Баку. Поселения Апшеронского района были первыми образцами советской архитектуры .
четырехэтажные здания, спроектированные С. Дадашовым и М. Усейновым В Баку и других городах Азербайджана в 1933-1936 годах был построен ряд школ . Выразительностью отличаются в Баку и других городах. Для проектов характерны классические формы в сочетании с традициями национальной архитектуры.
Нефт Дашлары (также известный как Нефтяные Камни), поселение со стальными колоннами в открытом море, ознаменовало новую эру послевоенной архитектуры. Построенный в связи с открытием богатых нефтяных месторождений на Каспии в 1949 году, он включает в себя жилые дома, объекты культуры и эстакады.
В 1960-е годы в Азербайджане начался новый период градостроительного и архитектурного развития. Баку (столица) за десятилетие расширился, и архитектура города определила его имидж.
Кино
Киноиндустрия Азербайджана берет свое начало в 1898 году в Баку. [19]
Кухня
Азербайджанская кухня испытала влияние продуктов других культур. Многие блюда, которые едят в Азербайджане, присутствуют и в кухнях других культур.
Гранатовый фестиваль
Ежегодный фестиваль граната в Гейчае , который обычно проводится в октябре, включает в себя гранаты из Гейчайского района , парад, азербайджанские танцы и музыку . [20]
Танец
Азербайджанские танцы мелодичны. Их танцуют на официальных праздниках, и танцоры носят праздничную одежду. Танцы быстрые и требуют мастерства. [21] Азербайджанская одежда сохранилась в национальных танцах. [22]
Примеры
- Абайи ( азерб . Abayı ) — азербайджанский танец, зародившийся в Шеки и Загатальском районе . Танец исследует средний возраст ; Людей среднего возраста в этом регионе называют абайи , и танец обычно исполняют мужчины и женщины среднего возраста. [23]
- Агир Карадаги ( азерб . Ağır Qaradağı; «тяжелый Карадахи») — мелодия для танца, созданная в Карадахе . Популярный в Шеки и Закатальском районе, в него играют медленно.
- Чичеклер («цветы» по- азербайджански ) — изящный танец, исполняемый девушками в двух вариантах: медленном и быстром. Он был создан в 1910 году. Группа девушек собирает цветы, образуя во время танца круги и треугольники. Музыка жизнерадостная и энергичная. [24]
- Иннаби ( азерб . İnnabı; «название фрукта») в исполнении одной или двух девушек иллюстрирует манеру и кокетство молодой женщины.
- Ганги ( азерб . Cəngi; «кинжал», боевая музыка) призывает народ к единству, дружбе и непобедимости. [25]
- Лезгинка ( азерб . Лезги) — популярный кавказский танец.
- Мирзайи ( азерб . Mirzəyi) традиционно играют на свадьбах и исполняют мужчины и женщины с носовыми платками.
- Узундара ( азербайджанский : Uzundərə; «длинная долина») — элегантный и лирический танец, исполняемый женщинами и популярный в Азербайджане, Армении и Грузии. Песня берет свое начало в долине между Агдамом и Пришибом ( азербайджанский : Пришиб) в Карабахе .
Народное искусство
Важнейшими элементами азербайджанской культуры являются ее декоративно - прикладное искусство . Они представлены широким спектром ремесел, таких как чеканка , ювелирное дело, гравировка по металлу, резьба по дереву, камню и кости, ковроткачество, узороплетение и набивка, вязание и вышивка.
Ковры
Бакинские ковры
Бакинские ковры известны мягкостью материала, насыщенными цветами и декором. Они имеют около 10 мотивов (включая медальоны и геометрически стилизованные растения) и экспортируются.
Гянджинские ковры
Гянджинские ковры известны своими орнаментальными узорами, их количество относительно небольшое, от восьми до 20 узоров. Газахские ковры имеют около 16 узоров. Газахский район на северо-западе Азербайджана является самым известным регионом производства ковров, на его долю приходится группа ковров Газах и Борчалы. Газахские ковры имеют геометрический орнаментальный рисунок со схематическим изображением растений и животных. В коврах Гянджи основное внимание уделяется геометрическим мотивам и схематическому изображению растений и животных.
Карабахские ковры
Карабахский ковер назван в честь Карабахского региона (современный Нагорный Карабах и прилегающие равнинные территории).
Ширванские ковры
Ширван – один из старейших регионов Азербайджана. Ковроткачество широко распространено среди оседлых и кочевых жителей. На счету Ширванской школы ковры, изготовленные в следующих городах и селах: Шемаха, Мараза, Ахсу и Кюрдамир. В школе 25 композиций; Сальянские ковры также имеют схожие художественные и технические характеристики. Ширванские ковры характеризуются замысловатым орнаментом, изображающим быт, птиц и людей.
- Рынок ковров конца XIX века в Гяндже.
- XIX века Ковер Гасимушагы из Шёлвə, Лачин
Новруз, другие праздники и символы
Новруз — традиционный персидский региональный праздник, посвященный Новому году и весне , который отмечается в день весеннего равноденствия (21–22 марта). Он символизирует обновление и плодородие.
Праздники, уходящие корнями в зороастризм , напоминают иранские. Подготовка начинается задолго до праздника с уборки дома, посадки деревьев, шитья одежды, росписи яиц и выпечки таких пирожных, как шекербура , пахлава и блюда местной кухни. Как и в других странах, отмечающих Новруз, пшеницу жарят с изюмом ( кишмиш ) и орехами ( говурга ). Ростки пшеницы ( семени ) необходимы. В знак признания огнепоклонства (древняя зороастрийская практика) каждый вторник за четыре недели до праздника дети прыгают через небольшие костры и зажигают свечи (традиция, разделяемая с Ираном, где она известна как Чахар-шанбе сори ). В канун Новруза посещают и ухаживают за могилами родственников. [26] В этот вечер семья собирается за праздничным столом, накрытым блюдами Новруза. Праздник длится несколько дней и завершается танцами, музыкой и спортом.
В советское время празднование Новруза было неофициальным, а иногда и запрещенным. [27] С момента обретения Азербайджаном независимости Новруз стал государственным праздником. Каждый вторник предшествующих четырех недель посвящен одной из четырех стихий: воде, огню, земле и ветру. [28] [29]
Другие государственные и традиционные праздники включают Рамадан , Женский день, Рамазан Байрами , Гурбан Байрами , День Республики , День Конституции, День Победы , День Вооруженных Сил, День спасения и День флага. [30] В сельской местности отмечают сбор урожая. К дням памяти и памяти относятся «Черный январь» , память о Ходжалинской резне , « Мартовские дни» .
Символы включают восьмиконечную звезду в сочетании с элементом огня на национальном гербе . страны Флаг восходит к поздней Азербайджанской Демократической Республике . Государственный гимн « Azərbaycan marşı » был написан Ахмедом Джавадом на музыку Узеира Гаджибекова .
Литература
Азербайджанская литература пишется на азербайджанском языке , государственном языке Азербайджана. Его ближайшие родственники – турецкие и туркменские .Азербайджанский язык разделен на два разных языка. [31] Северо-азербайджанский (на основе ширванского диалекта, на котором говорят в Азербайджанской Республике). [32] ) и южноазербайджанский (на основе тебризского диалекта, на котором говорят в иранском Азербайджане). [33] ) Оба подъязыка являются огузскими языками (подветвью тюркских языков ) и взаимопонятны с другими огузскими диалектами, на которых говорят в Турции, Иране, Туркменистане , Грузии , Узбекистане , Афганистане , России , на Балканах и на Ближнем Востоке.
Язык появился с вторжением и расселением волн тюркских племен из Центральной Азии на протяжении нескольких столетий. Коренной язык региона вокруг Аракса представлял собой смесь иранского тати, талыши и армянского языка ; В некоторых частях Азербайджана до сих пор говорят на талышах. С ростом доминирования тюркских правителей язык региона постепенно стал тюркским. В результате языковой политики Советского Союза русский язык широко распространен как второй язык.
Классическая эпоха
Книга Деде Коркута (возможно, датируемая 9 веком н.э.). [34] и впервые был записан в 14 веке), [34] Алпамыш и Кероглу — тюркские эпосы, широко распространенные среди азербайджанцев и пользующиеся среди них большой популярностью. [35] [36] Самая ранняя известная фигура в азербайджанской литературе - Иззеддин Гасаноглу , составивший диван из персидских и аджемских тюркских газелей . [37] [38] он использовал свое имя Для персидских газелей , а для своих тюркских стихов — псевдоним Хасан Оглу. [37] Низами Гянджеви (родившийся в Гяндже) считается величайшим романтическим эпическим поэтом в персидской литературе , привнесшим в персидский эпос разговорный, реалистический стиль. [39] [40]
В XIV веке территория современной Азербайджанской Республики находилась под властью племенных конфедераций Кара-Гоюнлу и Ак-Гоюнлу тюркских . Среди поэтов этого периода были Кади Бурхан ад-Дин , Хакики (псевдоним Джахан Шаха ) и Хабиби . [41] Конец века стал началом литературной деятельности Имадеддина Насими . [42] один из величайших тюркских [43] [44] [45] хуруфиты Поэты- [46] и выдающийся ранний мастер диванов [46] который также писал на персидском языке [44] [47] и арабский . [46]
советская эпоха
При советской власти, особенно при Иосифе Сталине , азербайджанские писатели, не согласовавшиеся с линией Коммунистической партии, подвергались преследованиям. Большевики стремились уничтожить националистическую интеллектуальную элиту, которая утвердилась во время недолговечной Азербайджанской Демократической Республики , и в 1930-е годы многие писатели и интеллектуалы стали рупорами советской пропаганды.
Влияния
Персидская и арабская литература оказали влияние на азербайджанскую литературу, особенно в ее классическую эпоху. Среди влиятельных персидских поэтов — Фирдоуси , Санаи , Хафез , Саади Ширази , Аттар из Нишапура и Руми . Коран . и хадисы также оказали влияние на азербайджанскую литературу Среди арабских поэтов - Аль-Халладж, оказавший влияние на суфийскую литературу.
Журналистика
В 1875 году «Акинчи» (Əkinçi/اکينچی), «Культиватор » — первая азербайджанская газета, издававшаяся в Российской империи. Ее основал Гасан бек Зардаби , журналист и защитник образования. [48] за 2015 год В редакционной статье Washington Post отмечалось, что ряд азербайджанских журналистов, блоггеров, юристов и правозащитников были подвергнуты длительному предварительному заключению за критику президента Ильхама Алиева и других государственных органов. [49]
Музыка
Азербайджанская музыка находится под влиянием музыки Ирана , Кавказа и Средней Азии и напоминает иранскую и турецкую музыку . [50]
Мугам
Азербайджанская классическая музыка Азербайджана, известная как мугам (точно пишется мугам ), обычно представляет собой сюиту с поэзией и инструментальными интермедиями. Песенная поэзия иногда включает в себя форму горлового пения , похожую на йодль . Поэзия, обычно посвященная божественной любви, чаще всего связана с суфизмом .
В отличие от среднеазиатского мугама, азербайджанская форма менее жесткая (сравнимо с импровизированным джазом ). [51] ЮНЕСКО провозгласила азербайджанский мугам шедевром устного и нематериального наследия человечества . 7 ноября 2003 года [52] New York Times Музыкальный критик Джон Парелес назвал исполнителя мугама Алима Гасымова «одним из величайших ныне живущих певцов». [53]
Ежегодный фестиваль мугама проводится в Шеки . До 1988 года он находился в Шуше был перенесен в Шеки , а в ноябре 1994 года из-за Первой Нагорно-Карабахской войны .
Meykhana
Мейхана — азербайджанская литературная и народная рэп-традиция. [54] состоящая из песни без аккомпанемента, исполняемой одним или несколькими людьми, импровизирующими на определенную тему. Его название происходит от турецкого meyhane (таверна, паб), которое произошло от персидских слов mey (вино) и hane (дом). [55]
Инструменты
Инструменты, которые используются в Азербайджане, для азербайджанской музыки включают четырнадцать струнных инструментов , восемь ударных инструментов и шесть духовых инструментов . [56] Традиционные струнные инструменты включают тар (лютня с кожаным лицом), кяманча (скрипка с шипом с кожаным лицом), уд (первоначально барбат ) и саз (лютня с длинной шеей). Балабан относятся — духовой инструмент с двойной тростью, а к ударным инструментам гхавал и даф барабаны ; цилиндрическая двусторонняя нагара и более крупный давул . Другие инструменты включают гармон (маленький аккордеон) и тутек (свистковая флейта).
Ашики
Ашики – странствующие барды, поющие и играющие на сазе – разновидности лютни . Их песни частично импровизированы на общей базе. Традиция ашиков в тюркских культурах Анатолии , Азербайджана и Центральной Азии берет свое начало в древнем шаманизме . [57]
Религия
Около 93 процентов населения Азербайджана номинально являются мусульманами, и примерно пять процентов населения принадлежат к Русской Православной Церкви . Мусульманские религиозные обряды относительно низки, а мусульманская идентичность, как правило, основывается больше на культуре и этнической принадлежности, чем на религии. Мусульманское население примерно на 70 процентов состоит из шиитов и на 30 процентов из суннитов , причем различия четко не определены. довольно крупные христианские В столице Баку существуют и мусульманские общины экспатриантов, которым, как правило, разрешено свободно отправлять религиозные обряды.
ислам
христианство
От 3,1% до 4,8% населения Азербайджана номинально являются христианами , по оценкам, от 280 000 до 450 000 человек. [58] Православие в Азербайджане представлено Русской и Грузинской православными церквями . Русские Православные Церкви входят в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. Католическая церковь в Азербайджане , находящаяся под духовным руководством Папы Римского , ; имеет 400 приверженцев около половины — иностранные дипломаты или работают в нефтяных компаниях. [59]
иудаизм
В Азербайджане есть три общины евреев ( горские евреи , евреи-ашкенази и грузинские евреи ) с общей численностью населения почти 16 000 человек. Одиннадцать тысяч — горские евреи, из них 6000 — в Баку и 4000 — в Губе ; 4300 — евреи-ашкенази (большинство из которых живут в Баку и Сумгаите ), а 700 — грузинские евреи.
Зороастризм
Зороастризм в Азербайджане восходит к первому тысячелетию до нашей эры. Как и остальная часть Персидской империи, он оставался преимущественно зороастрийским государством до мусульманского завоевания Персии в 7 веке нашей эры. Азербайджан означает «Земля вечного огня» на среднеперсидском языке , что указывает на связь с зороастризмом. [60] Следы религии все еще видны в Аташге , Рамане , Хыналыге и Янардаге .
Культурные реформы
После обретения независимости Азербайджан принял меры по защите своих культурных ценностей, расширению культурной жизни и сотрудничеству с международными организациями в этой области. приняты законы Парламентом Азербайджана в сфере культуры, в том числе: [61] восстановление азербайджанского алфавита на основе латиницы (25 декабря 1991 г.); средства массовой информации (21 июля 1992 г.); авторское право (10 сентября 1993 г.); реклама (3 октября 1997 г.); культура (6 февраля 1998 г.); охрана памятников истории и культуры (10 апреля 1998 г.); гранты (17 апреля 1998 г.); свобода информации (19 июня 1998 г.); кинематография (3 июля 1998 г.); скульптура (3 июля 1998 г.); туризм (4 июля 1999 г.); городское планирование (11 июня 1999 года); Национальный архивный фонд (22 июня 1999 г.); средства массовой информации (8 февраля 2000 г.); музеи (24 марта 2000 г.) и издательское дело. [61] Правовая охрана памятников истории и культуры закреплена также в международных документах, в том числе в Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта , Конвенции ЮНЕСКО 1970 года о мерах запрещения и предотвращения незаконного ввоза, вывоза и передачи. права собственности на культурные ценности и Конвенцию УНИДРУА 1995 года об украденных или незаконно вывезенных культурных ценностях . [61]
Министерство культуры и туризма было создано указом президента Ильхама Алиева в 2006 году. Помимо сохранения национальной культуры внутри страны, Азербайджан сотрудничает с такими международными организациями, как ООН , ЮНЕСКО , Всемирная исламская организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) и Совет Европы , для формулирования международной культурной политики. [62] и участвует в международных проектах. [61]
Азербайджан присоединился к проекту «Дни европейского наследия» , инициированному Советом Европы и Европейским Союзом , в 2000 году. Кампания «Дни европейского наследия – 2003» проходила в Азербайджане с 26 по 28 сентября того же года. В рамках кампании планировалось открыть отреставрированные памятники, рассмотреть реставрируемые памятники, выставить и каталогизировать Международную фотоинициативу 2003 года, а также провести Программу европейского общего наследия и Кампанию европейского культурного наследия в школах и университетах. [61]
Темой Дней европейского наследия 2005 года, прошедших в Азербайджане, была «Цивилизации и миротворческие процессы». В рамках мероприятия состоялось два мероприятия: Бакинский международный фестиваль «Восток-Запад» и молодежный фотоконкурс и выставка. [61]
Азербайджан стал членом ЮНЕСКО в 1992 году, а Национальная комиссия ЮНЕСКО в Азербайджане (при Министерстве иностранных дел) была создана указом президента Гейдара Алиева в 1994 году. Азербайджан присоединился к конвенциям ЮНЕСКО по сохранению культурных ценностей и наследия, признанию специальностей высшего образования, дипломов и степеней, а также сохранение нематериального культурного наследия. [62]
Баку Старый город (с Дворцом Ширваншахов и Девичьей башней ) был включен в Список всемирного наследия в 2000 году, а Гобустанский национальный парк – в 2007 году. [63] Мугам был объявлен шедевром человечества и нематериальным наследием в 2003 году, а искусство азербайджанского ашика, Новруза, азербайджанского ковроткачества, мастерства и исполнения Тара , Човгана , Келагаи , медного мастерства Лагича , а также изготовления и раздачи лепешек были вписаны в список. в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. [63]
В рамках ЮНЕСКО были организованы концерты, юбилеи, семинары и симпозиумы, конференции и конгрессы, встречи и праздники. [62] в ознаменование 500-летия со дня рождения Физули (1996 г.), 1300-летия Книги Деде Коркута (2000 г.), 800-летия со дня рождения Насраддина Туси (2001 г.), 200-летия со дня рождения Мирзы Казымбея ( 2002), 100-летию со дня рождения Мир Джалала Пашаева (2008), 900-летию заслуг Махсати (2013), 100-летию Узеира Гаджибейли музыкальной комедии «Аршин мал алан» (2013). [64] В 2013 году ЮНЕСКО и Азербайджан подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области образования, науки, культуры и коммуникаций. [65]
Баку был объявлен столицей исламской культуры в 2009 году, когда здесь прошла шестая Исламская конференция министров культуры. [66] В 2011, 2013, 2015 и 2017 годах в городе проходил Всемирный форум межкультурного диалога. [67] при поддержке ЮНЕСКО, Альянса цивилизаций ООН, Центра Север-Юг Совета Европы, ИСЕСКО и Euronews . [68]
См. также
- Ашик Кериб
- Министерство культуры Азербайджана
- Женщины в Азербайджане
- Азербайджанские сказки
- Азербайджано-монгольские культурные связи
- Азербайджанские календарные поверья
- Кочевая жизнь Азербайджана
Примечания
- ^ Название, использовавшееся для региона к северу от Араса до прихода арабов в период Каджара. [ нужна ссылка ]
Ссылки
- ^ Азербайджан - Страновые исследования Библиотеки Конгресса США (получено 7 июня 2006 г.).
- ^ Джеймс Стюарт Олсон. Этноисторический словарь Российской и Советской империй. ISBN 978-0-313-27497-8
- ^ Британская энциклопедия : «Список провинций, приведенный в надписи Кабе-йе Зардушта, определяет размеры империи при Шапуре в географическом перечислении по часовой стрелке: (1) Персида (Фарс), (2) Парфия, (3) Сусиана (Хузестан), (4) Майшан (Месена), (5) Асуристан (южная Месопотамия), (6) Адиабена, (7) Арабистан (северная Месопотамия), (8) Атропатена (Азербайджан), (9) Армения, ( 10) Иберия (Грузия), (11) Махелония, (12) Албания (Восточный Кавказ), (13) Баласаган до Кавказских гор и Ворот Албании (известных также как Ворота Алан), (14) Патишхвагар ( все горы Эльбурза), (15) Мидия, (16) Гиркания (Горган), (17) Маргиана ( Мерв ), (18) Ария, (19) Абаршахр, (20) Кармания ( Керман ), (21) Сакастан (Систан), (22) Туран, (23) Мокран (Макран), (24) Паратан (Параден), (25) Индия (вероятно, ограничена районом дельты реки Инд), (26) Кушаншехр, вплоть до Пешавара и до Кашгара и (границ) Согдианы и Ташкента, и (27), по ту сторону моря, Мазуна ( Оман )».
- ↑ «Албания». Архивировано 20 января 2009 г. в Wayback Machine — Энциклопедия Ираника , стр. 807 (получено 15 июня 2006 г.).
- ^ «Голоса древних: Хейердал заинтригован редким кавказским албанским текстом», доктор Заза Алексидзе. Архивировано 17 января 2009 г. в Wayback Machine - Азербайджанский международный , лето 2002 г. (получено 7 июня 2006 г.).
- ^ «Исламское завоевание».
- ^ История исламских обществ Иры Лапидус, с. 48. Издательство Кембриджского университета, Кембридж (1988), ISBN 978-0-521-77933-3 (получено 7 июня 2006 г.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бартольд В., Босворт С.Э. «Ширван Шах, Шарван Шах». Энциклопедия ислама. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2-е издание
- ^ Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период , Колумбийский университет, 1995, с. 2, ISBN 978-0-231-07068-3 : «В пятнадцатом веке эта династия Ширваншахов процветала к северу от Аракса».
- ^ Франкопан, Питер (2015). Шелковый путь: новая история мира . Лондон: Bloomsbury Publishing Plc. ISBN 978-1-4088-3998-0 .
Для многих тот факт, что Узли, который приложил такие усилия для поддержки шаха, разработал унизительный Гюлистанский договор в 1813 году после русско-персидской войны, по которому была передана большая часть западного фланга Каспийского моря, включая Дагестан, Мегрелию, Абхазию, Дербент и Баку казались России не чем иным, как актом предательства.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шафиев, Фарид (2018). «Русское завоевание Южного Кавказа». Переселение приграничья: государственные переселения и этнический конфликт на Южном Кавказе . Монреаль, Кингстон, Лондон, Чикаго: Издательство Университета Макгилла-Куина. стр. 16–42. ISBN 978-0-7735-5372-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каземзаде, Фируз (1951). Борьба за Закавказье: 1917-1921 гг . Нью-Йоркская философская библиотека. стр. 124, 222, 229, 269–270. ISBN 978-0-8305-0076-5 .
- ^ Йылмаз, Харун (2015). Национальные идентичности в советской историографии: подъем наций при Сталине . Рутледж. п. 21. ISBN 978-1-317-59664-6 .
27 мая при военной поддержке Османской империи была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан (ДРА). Правители ДРА отказались идентифицировать себя как [закавказские] татары, что они по праву считали российским колониальным определением. (...) Соседний Иран не приветствовал принятие ДРА названия «Азербайджан» для страны, поскольку оно также могло относиться к иранскому Азербайджану и подразумевало территориальные претензии.
- ^ Бартольд, Василий (1963). Сочинения, том II/1 . Москва. п. 706.
(...) всякий раз, когда необходимо выбрать имя, охватывающее все регионы Азербайджанской Республики, имя Арран можно выбрать . Но термин «Азербайджан» был выбран потому, что при создании Азербайджанской республики предполагалось, что этот и Персидский Азербайджан будут одним целым, поскольку население обоих имеет большое сходство. Исходя из этого, было выбрано слово Азербайджан. Конечно, сейчас, когда используется слово «Азербайджан», оно имеет два значения: персидский Азербайджан и республика, это сбивает с толку и возникает вопрос, о каком Азербайджане идет речь.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Атабаки, Турай (2000). Азербайджан: Этническая принадлежность и борьба за власть в Иране . ИБТаурис. п. 25. ISBN 978-1-86064-554-9 .
- ^ Декмеджян, Р. Грайр; Симонян, Ованн Х. (2003). Неспокойная вода: геополитика Каспийского региона . ИБ Таурис. п. 60. ИСБН 978-1-86064-922-6 .
До 1918 года, когда режим Мусават решил назвать новое независимое государство Азербайджаном, это обозначение использовалось исключительно для обозначения иранской провинции Азербайджана .
- ^ Резвани, Бабак (2014). Этнотерриториальный конфликт и сосуществование на Кавказе, в Средней Азии и Ферейдане: диссертация . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. п. 356. ИСБН 978-90-485-1928-6 .
Регион к северу от реки Аракс не назывался Азербайджаном до 1918 года, в отличие от региона на северо-западе Ирана, который назывался так давно.
- ^ Тадеуш Светоховский. Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период. Издательство Колумбийского университета, 1995. ISBN 978-0-231-07068-3 , ISBN 978-0-231-07068-3 и Райнхард Шульце. Современная история исламского мира. ИБТаурис, 2000. ISBN 978-1-86064-822-9 , ISBN 978-1-86064-822-9 . Цитаты обсуждаются :Азербайджанская Демократическая Республика#Первый или второй
- ^ Айдын Казимзаде (осень 1997 г.). «Празднуем 100-летие кино, а не 80-летие» . Азербайджанский международный . 5 (1): 30–35. Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года.
- ^ Iguide.travel Мероприятия в Гейчае: Фестиваль граната
- ^ «Культура Азербайджана – Искусство и гуманитарные науки» . Everycultural.com. 28 мая 1918 г. Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Азербайджан - часть Европы (24 ноября 2007 г.). «Азербайджан – часть Европы» . Azeriyoungsters.blogspot.com . Проверено 26 января 2012 г.
- ↑ Азербайджанский танец. Архивировано 29 мая 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ «Традиционный азербайджанский танец» . Бангкоккомпании.com. Архивировано из оригинала 6 января 2013 г. Проверено 26 января 2012 г.
- ^ «Посольство Азербайджана; Национальные танцы» . Azerembsof.com . 31 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2009 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «Азербайджанские традиции» . Everycultural.com. 28 мая 1918 г. Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Уотерс, Зена (апрель – май 2005 г.), «Что такое Новруз Байрам» , «Азербайджан сегодня» , нет. 12, заархивировано из оригинала 14 мая 2011 г. , получено 22 марта 2009 г.
- ^ «Международный день Навруз-21 марта» . Azerembassy-kuwait.org. 17 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 4 января 2011 г.
- ^ «Азербайджан отмечает праздник Новруз» . En.trend.az. 20 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 г. Проверено 4 января 2011 г.
- ^ «Азербайджан устанавливает День государственного флага» . Today.az . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Салехи, Мохаммед; Нейсани, Айдын (2017). «Восприимчивая разборчивость турецкого языка для ирано-азербайджанских говорящих». Грамотное образование . 4 (1): 3. дои : 10.1080/2331186X.2017.1326653. S2CID 121180361.
Международная организация по стандартизации (ISO) считает северный и южный азербайджанский языки разными языками (...)
- ^ "Азербайджан, Север". Этнолог . Архивировано 5 июня 2019 года. Проверено 2 февраля 2020 года.
- ^ Азербайджанский, Юг». Этнолог . Архивировано из оригинала 5 июня 2019 года. Проверено 2 февраля 2020 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берчвуд, Мэтью; Диммок, Мэтью (2005). Культурные встречи между Востоком и Западом, 1453–1699 гг . Cambridge Scholars Press. п. 111. ИСБН 978-1-904303-41-1 .
- ^ Проф. Паксой Х.Б. «Алпамыш. Центральноазиатская идентичность под властью России». Серия монографий Ассоциации по развитию исследований в Центральной Азии, Хартфорд, Коннектикут, первое издание AACAR, 1989 г., ISBN 0-9621379-9-5 , ISBN 0-9621379-0-1 (пбк.), с. 1
- ^ Карл Райхл, воспевающий прошлое: тюркская и средневековая героическая поэзия , Издательство Корнельского университета. 2000. «Центральные традиции находят свое продолжение в четвертой группе — эпической поэзии юго-западных тюркских народов, туркмен , азербайджанцев , анатолийских тюрков . Здесь преобладает форма прозиметрии, наблюдается склонность к любовному и приключенческому роману. Главным героем их приключенческих романов является Кероглу .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бил, Томас Уильям; Кин, Генри Джордж (1894). Восточный биографический словарь . У. Х. Аллен. п. 311 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ А. Кафероглу, «Адхари (азербайджанский)», в Энциклопедии ислама (новое издание), Том. 1 (Лейден, 1986 г.)
- ^ Британская энциклопедия, "Незами"
- ^ Доктор Джули Скотт Мейсами, «Хафт Пайкар: средневековый персидский роман (мировая классика Оксфорда)» , Oxford University Press (T), 1995, ISBN 978-0-19-283184-2 , выдержка
- ^ Тиррелл, Малихе С. (2001). Эзоповы литературные измерения азербайджанской литературы советского периода, 1920-1990 гг . Лексингтонские книги. п. 12. ISBN 978-0-7391-0169-8 .
- ^ Прушек, Ярослав (1974). Словарь восточных литератур . Основные книги. п. 138.
- ^ Болдик, Джулиан (2000). Мистический ислам: введение в суфизм . ИБ Таурис. п. 103. ИСБН 978-1-86064-631-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беррилл, Кэтлин РФ (1972). Четверостишия Несими тюркского Хуруфи четырнадцатого века . Вальтер де Грюйтер ГмбХ и Ко. КГ. ISBN 978-90-279-2328-8 .
- ^ Ламбтон, Энн К.С.; Холт, Питер Малкольм; Льюис, Бернард (1970). Кембриджская история ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 689. ИСБН 978-0-521-29138-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сейид Имадеддин Несими . Британская энциклопедия. 2008 год . Проверено 9 января 2008 г.
- ^ Бабингер, Франц (2008). «Несими, Сейид Имад ад-Дин» . Энциклопедия ислама . Брилл Онлайн. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 г. Проверено 9 января 2008 г.
- ^ «Добро пожаловать в AATT – Партнеры» . Princeton.edu . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ «В Азербайджане заключен в тюрьму без суда» . Вашингтон Пост . 1 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 г. . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Алматы или Бюст. Архивировано 15 июля 2009 г., в Wayback Machine , Султанова и Бротон, стр. 25
- ^ «Гражданское общество EurasiaNet - Бакинский джазовый фестиваль: возрождение традиции в Азербайджане» . Eurasianet.org . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Азербайджанский мугам» . Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ Парелес, Джон (15 марта 2010 г.). «Классическая азербайджанская поэзия в песне от команды отца и дочери» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Бахл, Тару; Сайед, Миннесота (2003). Энциклопедия мусульманского мира . Публикации Anmol PVT. п. 25. ISBN 978-81-261-1419-1 .
- ^ Зубайда, Сами; Таппер, Ричард (1994). Кулинарные культуры Ближнего Востока . IB Tauris совместно с Центром исследований Ближнего и Среднего Востока Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета. п. 85. ИСБН 978-1-85043-742-0 .
- ^ «Азербайджанские музыкальные инструменты» . Atlas.musigi-dunya.az. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 г. Проверено 27 мая 2007 г.
- ^ IUE.it — Европейский университетский институт , Флоренция, Италия (получено 10 августа 2006 г.).
- ^ «Глобальное христианство: интерактивная функция» . Архивировано из оригинала 19 июля 2014 г. Проверено 23 января 2022 г.
- ^ (на русском языке) Строительство католической церкви в Баку подходит к концу. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine Р. Манафли. Эхо . 8 марта 2007 г.
- ^ «Ханкуки.com» . Times.hankooki.com . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Социальные и культурные проблемы» . Mfa.gov.az (на азербайджанском языке) . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Алиева, Севдагуль (2011). «Глава 4: Развитие туризма, культура и культурная самобытность, межкультурные отношения». 6 Международная конференция «Шелковый путь» «Глобализация и безопасность в регионах Черного и Каспийского морей» (PDF) . стр. 232–236. Архивировано из оригинала (PDF) 12 августа 2017 г. Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Национальная комиссия Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО. «Сотрудничество в области культуры» . ЮНЕСКО.аз . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Национальная комиссия Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО. «Перечень юбилеев, отмечаемых в рамках программы ЮНЕСКО по юбилеям великих личностей и исторических событий» . ЮНЕСКО.аз . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ Национальная комиссия Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО. «Рамочное соглашение» . ЮНЕСКО.аз . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ «Столицы исламской культуры | Исламская организация образования, науки и культуры – ИСЕСКО –» . Isesco.org.ma . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ «Введение – Бакинский процесс» . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ «О процессе – Бакинский процесс» . bakuprocess.az . Архивировано из оригинала 16 августа 2017 г. Проверено 15 августа 2017 г.