Церковь Киш
Церковь Киш | |
---|---|
Церковь Святого Елисея См. Елисейская церковь Церковь Святой Богородицы Церковь Святой Богородицы | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Грузинская Православная Церковь |
Церковный или организационный статус | неактивен (нет прихожан), но мессу проводит грузинский священник [ 1 ] |
Расположение | |
Расположение | ![]() |
Географические координаты | 41 ° 14'56 "N 47 ° 11'35" E / 41,248933 ° N 47,193067 ° E |
Архитектура | |
Завершенный | вероятно, начало 12 века нашей эры [ 1 ] |
Купол (ы) | 1 |
Церковь Киш ( азербайджанский : Kiş kilsəsi ; также известна из разных источников). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] как Святого церковь Müqəddəs Yelisey kilsəsiЕлисея [ 5 ] Латинизированный Святой Елисей [ 1 ] ) или Церковь Святой Богородицы , [ 5 ] Грузинская православная церковь, датируемая, вероятно, началом 12 века, в селе Киш , примерно в 5 км к северу от Шеки , Азербайджан . [ 5 ] Он бездействовал из-за нехватки прихожан с 19 века, хотя с 2000 года мессы по-прежнему регулярно проводились грузинским священником. [ 1 ] Археологические исследования, проведенные в 2000 году, пришли к выводу, что сначала она была построена как диофизитская грузинская церковь, позже ставшая халкидонской церковью Кавказских Албанцев ). [ 1 ] Предыдущие исследования предполагали, что в разное время она функционировала как Кавказская Албанская Апостольская церковь. [ 6 ] [ ненадежный источник? ] [ 7 ] [ ненадежный источник? ] Халкидонская церковь в составе Грузинской Православной Церкви , а позднее как Армянская Апостольская Церковь . [ 5 ]
История
[ редактировать ]По сообщению армянского историка VII века Мовсеса Каганкатваци , в I веке нашей эры святой Елисей , ученик Фаддея Эдесского , прибыл в место под названием Гис (Գիս), где построил церковь и совершил литургию. Церковь стала «духовным центром и местом просвещения народов Востока». По пути из Гиса святой Элише был убит неизвестными возле языческого алтаря в небольшой долине Зергуни. [ 8 ] По мнению армянского историка архитектуры [ 9 ] Самвел Карапетян , географическое положение Киша, похоже, не соответствует описанному Каганкатваци. Карапетян полагает, что они определили Гис как село Бомен/Бум в 60 км к юго-востоку от Киша. [ 5 ] в Габалинском районе .
По мнению грузинского историографа, в X веке население Киша перешло в Грузинскую православную церковь ( халкидонство ). Церковь Киш была превращена в резиденцию грузинского епископа, действовавшую до 17 века. [ 10 ] К моменту захвата региона Россией в селе Киш проживало удинское население. [ 11 ] По словам Роберта Х. Хьюсена , удинский язык , по-видимому, преобладал к северу от реки Кура до девятнадцатого века, а армянское население, по-видимому, прибыло относительно недавно. Хотя многие армяне, несомненно, поселились здесь, спасаясь от тюрко-монгольских вторжений, еще большее число армян проникло в этот регион с приходом русских в начале девятнадцатого века. [ 12 ]
По мнению Владимира Минорского , Киш был завоеван Давидом Строителем в 1117 году и отдан эриставам Цукети и стал резиденцией епископа Елисени ( Элису ), Цукети и Шакихи ( Шеки ). [ 13 ]
Исследования и знакомства
[ редактировать ]
В 2000–2003 годах Министерство иностранных дел Норвегии профинансировало совместный проект Азербайджанского университета архитектуры и строительства и Норвежского гуманитарного предприятия по археологическим исследованиям и реставрации церкви Киш. Директором раскопок был доктор Вилаят Каримов из Бакинского института археологии и этнографии, а консультантом по археологии проекта был Дж. Бьорнар Сторфьель . Радиоуглеродный анализ различных предметов, найденных на этом месте, показал, что культовое место, обнаруженное под алтарем церкви, датируется примерно 3000 г. до н.э., а строительство существующего церковного здания датируется примерно 12 веком (990–1160 гг. н.э., калибровано по углероду-14). дата). [ 1 ]
Существующее здание церкви не может быть датировано временем святого Елисея, но археологические данные показывают, что церковь расположена на древнем культовом месте. Очень маловероятно, чтобы святой Елисей построил в Кише церковь в современном понимании этого слова. Даже если этот человек действительно существовал, вполне вероятно, что он построил только алтарь или использовал существующее языческое культовое сооружение. [ 14 ]
Бьорнар Сторфьель заявил, что есть явные доказательства того, что эта церковь была построена как церковь диофизитов . [ 1 ] Раскопки показали, что церковь представляла собой два разных периода использования с двумя разными уровнями пола алтаря . [ 1 ] алтарь (алтарь, где совершает богослужения священник) Лишь немного приподнятый по сравнению с нефом отражает диофизитский взгляд на природу Христа ( Иисус рассматривается как одновременно божественный и человеческий), в то время как более высокая высота алтарь типичен для монофизитства ( Христос рассматривается как чисто божественный). [ 1 ] Исполняющий обязанности священник рассматривается как представитель Иисуса, и христологический подход отражает степень близости священника к прихожанам. [ 1 ] В Кише уровень пола алтаря был поднят во второй период использования с 30-40 см до примерно одного метра (100 см) над уровнем нефа. [ 1 ] По мнению Сторфьеля, архитектура апсиды первоначальной церкви в Кише предполагает диофизитскую христологию, а поскольку Грузинская церковь была единственной диофизитской церковью, существовавшей на Кавказе в период позднего средневековья, кажется разумным предположить, что Кишская церковь была построена на основе диофизитской христологии. Первоначально построенный как грузинская церковь, позже был захвачен монофизитами. [ 1 ] В то время монофизитское учение было представлено в регионе двумя Церквами: Армянской и Кавказско-Албанской, причем последняя приняла монофизитство в восьмом веке. [ 1 ] Сторфьель утверждает, что подъем пола алтаря на 1 метр над уровнем пола нефа произошел в 17 веке, когда он находился под контролем Кавказской Албанской церкви. [ 1 ]
Галерея
[ редактировать ]-
План церкви
-
Западный фасад со входом (2007 г.)
-
Церковь Киш с СВ (вид сзади; 2007 г.)
-
Алтарь и купол (2011)
-
Купол с крестовым декором и люстрой (2007 г.)
-
Купол и люстра (2011)
-
Склеп с захоронениями (2007 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Сторфьель, Бьёрнар. «Церковь в Кише: радиоуглеродное датирование показывает ее истинный возраст» . Азербайджанский международный . Лос-Анджелес и Баку. стр. 33–39 . Проверено 1 июня 2007 г.
- ^ dqdk.gov.az Alban-udi xristian kilsəsi. Архивировано 28 сентября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ affa.az Религия в Азербайджане
- ^ baku-icc-2009.az Alban-Udi kilsəsi. Архивировано 8 июня 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и Карапетян, Самвел. «Киш» . Исследование армянской архитектуры . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Вегге, Бьорн (2003). От Иерусалима до Гиса: исследование традиции Елисея в Курказисе. [ сомнительно – обсудить ] Доклад, представленный на конференции «Кавказские албанцы в прошлом и настоящем». Б. п. 35.
- ^ Каримов, Вилаят; Сторфьель, Дж. Бьёрнар (2003). Киш. Б. (Киш. Б.) . п. 23 . Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ Мовсес Каганкатваци. История Албании. Книга 1, Глава VI
- ^ kvali.com Грузины и армяне спорят из-за исчезающих памятников. Архивировано 7 ноября 2003 г. в Wayback Machine.
- ^ Самвел Карапетян, «Исследование армянской архитектуры», онлайн-версия.
- ^ Игорь Кузнецов, "Удины".
- ^ Роберт Х. Хьюсен. «Этноистория и влияние армян на кавказских албанцев», в: Самуэлян, Томас Дж. (Херст), Классическая армянская культура. Влияния и творчество, Чикаго: 1982, 27–40.
- ^ Минорский, В.; Босворт, CE (24 апреля 2012 г.), «S̲h̲akkī» , Энциклопедия ислама, второе издание , Brill , получено 30 декабря 2023 г.
- ^ Официальный сайт Бакинской епархии Русской Православной Церкви. Архитектурное наследие Кавказской Албании
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Исследование армянской архитектуры: село Киш, Шекинский район, Азербайджанская Республика.
- «О проекте реконструкции Кишской церкви» , Азербайджанский международный журнал, Том. 11:1 (весна 2003 г.), с. 33.
- Кишская церковь: Раскопки истории: норвежцы помогают восстановить древнюю церковь , Азербайджанский международный журнал, Том. 8:4 (зима 2000 г.), стр. 18–19.
- Фотографии Церковь Киш [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Церковь в Кише: радиоуглеродное датирование показывает ее истинный возраст», Азербайджанский международный журнал, Том. 11:1 (весна 2003 г.), стр. 33–39.
- Поездка в Кишскую церковь [ постоянная мертвая ссылка ]
- Подробная запись из Кишской церкви