Jump to content

Монастырь Джвари

Координаты : 41 ° 50'19 "N 44 ° 44'02" E  /  41,83861 ° N 44,73389 ° E  / 41,83861; 44.73389
(Перенаправлено с Джвари (монастырь) )
Название этого монастыря переводится как «Монастырь Креста». Чтобы узнать о других монастырях, названных в честь креста, см. Монастырь Креста (значения) .
Монастырь Джвари
Монастырь Джвари
Религия
Принадлежность Грузинская православная
Расположение
Расположение Мцхета , Грузия
Архитектура
Тип Церковь
Стиль Тетраконх
Завершенный 586-605 гг. , царь Стефан I (Иберия). Картли
Высота (макс.) 25 м
Официальное название: Исторические памятники Мцхеты.
Тип Культурный
Критерии III, IV
Назначен 1994 г. (18-я сессия )
Справочный номер. 708
Область Европа

Монастырь Джвари ( грузинский : ჯვრის მონასტერი монастырь шестого века ) — грузинский православный недалеко от Мцхеты , восточная Грузия. Джвари – редкий случай раннесредневековой грузинской церкви, сохранившейся до наших дней практически в неизменном виде. Церковь стала родоначальницей своего типа — Джвариского типа церковной архитектуры, распространенного в Грузии и Армении . Построенный на вершине горы Джвари (656 м над уровнем моря), монастырь является примером гармоничного соединения с окружающей средой , характерного для средневековой грузинской архитектуры. Наряду с другими историческими сооружениями Мцхеты монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году . [ 1 ]

Монастырь Джвари стоит на скалистой вершине горы у слияния рек Кура и Арагви , с видом на город Мцхета, который раньше был столицей Иберийского королевства .

Согласно традиционным источникам, на этом месте в начале IV века Святая Нино , женщина-евангелистка, которой приписывают обращение царя Иберии Мириана III в христианство , воздвигла большой деревянный (или виноградный) крест на месте языческого храма. Сообщается, что крест был способен творить чудеса и поэтому привлекал паломников со всего Кавказа . Небольшая церковь была возведена над остатками деревянного креста около 545 года во время правления Гуарама I и названа «Маленькой церковью Джвари», которую до сих пор можно увидеть рядом с главной церковью с севера.

Маленькая церковь не удовлетворяла потребности популярного места паломничества, и нынешнее здание, или «Великая церковь Джвари», как принято считать, было построено между 590 и 605 годами Гуарама сыном Эризмтавари Степанозом I. Это основано на надписях Джвари на ее фасаде, в которых упоминаются основные строители церкви: Стефанос Патриций, Деметрий Ипатос и Адарнасе Ипатос. Профессор Кирилл Туманов не согласен с этой точкой зрения, идентифицируя этих людей как Степаноза II , Деметре (брата Степаноза I) и Адарнасе II (сына Степаноза II) соответственно. [ 2 ] Крест Нино остался внутри церкви, и здесь до сих пор можно найти его оригинальный постамент.

В 914 году, во время вторжения Саджидов в Грузию , церковь была сожжена арабами , но ей удалось сохраниться лишь благодаря незначительному ремонту.

Значение комплекса Джвари со временем возросло и привлекло множество паломников. В эпоху позднего средневековья комплекс был укреплён каменной стеной и воротами, остатки которых сохранились до сих пор. В советский период церковь сохранялась как национальный памятник, но доступ к ней был затруднен из-за жесткой охраны на расположенной неподалеку военной базе. После обретения Грузией независимости здание было восстановлено для активного религиозного использования. Джвари был внесен вместе с другими памятниками Мцхеты в 1994 году в список ЮНЕСКО Всемирного наследия .

Однако на протяжении веков конструкции пострадали от дождевой и ветровой эрозии , а также от ненадлежащего обслуживания. Джвари был включен в 2004 года список Всемирного фонда памятников .

Архитектура

[ редактировать ]
Монастырь Джвари. Вид с юго-востока

Джвари – пример гармоничного взаимодействия архитектуры и природы. Храм, который кажется растущим из горы, был построен на скале. Западный фасад, укрепленный контрфорсной стеной, почти нависает над пропастью. [ 3 ]

Имеет два входа, с севера и с юга. Здание имеет форму креста, вытянутого с востока на запад, каждый рукав которого завершается полукруглыми апсидами . [ 4 ] Церковь Джвари является ранним примером «четырехапсидной церкви с четырьмя нишами». [ 5 ] купольный тетраконх . Между четырьмя апсидами расположены цилиндрические ниши на три четверти, открытые в центральное пространство, а переход от квадратного центрального пролета к основанию барабана купола осуществляется через три ряда прорезей , что является архитектурным достижением своего времени. Нижний ряд состоит из четырех больших прорезей, двух верхних из меньших прорезей и, наконец, ряда из 32 граней, удерживающих купол. Таким образом, купол опирается на стены, а не на столбы, как в более поздних церквях, создавая единое целое пространство и иллюзию больших размеров, хотя высота церкви менее 25 м. Наличие высоких переходных ниш между основным пространством и четырьмя малыми помещениями – еще одна хитрость архитектора, желавшего уменьшить контраст между большим и малым пространством. [ 6 ] Церковь Джвари оказала большое влияние на дальнейшее развитие грузинской архитектуры и послужила образцом для многих других церквей.

Вид на купол и косы внутри церкви

Ведущий элемент здания — купол — имеет восьмигранный лоббат . Под куполом, недалеко от центра интерьера, стоит столб, окруженный восьмиугольником, важное художественное дополнение, которое первоначально было основанием креста Нино, но теперь содержит новый деревянный крест. Четыре цилиндрические ниши между апсидами ведут в четыре комнаты: две в восточной части — алтарь и ризница , и две в западной — молельные комнаты для правителя (северо-западная) и для женщин (юго-западная). Надпись над последней комнатой сообщает, что ее строительство финансировалось неизвестным Тимистией. Также имеется плоский рельеф с изображением Вознесения Христова. Внутренние стены первоначально были покрыты тесаным камнем , а позже оштукатурены и расписаны фресками, мало что из которых сохранилось.

Вознесение Креста, барельеф над южным входом монастыря Джвари.

Его внешние восточные и южные фасады украшены разнообразными барельефами с эллинистическим и сасанидским влиянием, некоторые из которых сопровождаются пояснительными надписями грузинским письмом Асомтаврули . Входной тимпан южного фасада украшен рельефом «Прославление Креста», на этом же фасаде изображено и « Вознесение Христа» — довольно распространенная тема в раннехристианском искусстве. Крест, традиционный болнисский крест , держат два ангела. Северный фасад закрыт небольшой ранее построенной церковью, а западный, видимый издалека, не украшен. Каждое окно восточного фасада имеет декоративную ручку. На каждой из трех граней восточной апсиды имеется барельеф , изображающий правителей и дворян. Слева изображен Деметре , брат I. Степаноза В центре изображен Степаноз I перед Христом , что также поясняется надписью. На правом барельефе изображен Ипатос с сыном и архангелами Гавриилом и Михаил летает выше, но личность неясна, и некоторые связывают его с Адарнасой I или Адарнасой II . Другой барельеф со Степанозом II перед Христом находится на южной апсиде. изображен архитектор церкви — коленопреклонённая фигура Возможно, на южной грани холабата .

Украшения восточной апсиды: набалдашники и барельефы

Небольшая церковь Гуарама, четырехугольная в общих пропорциях, имеет крестообразный интерьер. Он соединен с порталом с севера, вход в церковь здесь и с юга. Стены церкви покрыты хорошо обработанными блоками. Раковина была покрыта мозаикой, но остался только фрагмент. Украшенная ниша предназначена для католикосов Грузии. Южный вход украшен капителями с орнаментальными листьями. Две церкви также соединяет портал.

Монастырский комплекс окружен остатками стен с башнями. Вход с воротами находился с востока.

Неопределенность и споры о дате строительства церкви приобрели националистический оттенок в Грузии и Армении. Каждая нация утверждает, что изобрела форму «четырехапсидной церкви с четырьмя нишами», представленную Джвари.

В настоящее время монастырь находится под угрозой эрозии, вызванной кислотными дождями и сильными ветрами. [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Исторические памятники Мцхеты» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 27 февраля 2022 г.
  2. ^ Рапп, Стивен Х. (2003), Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты , стр. 344. Петерс Бвба ISBN   90-429-1318-5 .
  3. ^ Джанберидзе Н., Мачабели К. (1981) Тбилиси. Мцхета. Москва: Искусство, 255 c. (In Russian)
  4. ^ Закарая, П. (1983) Памятники Восточной Грузии. Искусство, Москва, 376 с. (In Russian)
  5. ^ ДжМ. Тьерри и П. Донабедян, «Армянское искусство», стр. 67.
  6. ^ Джанберидзе Н., Мачабели К. (1981) Тбилиси. Мцхета. Москва: Искусство, 255 c. (In Russian)
  7. ^ Наследие ИКОМОС под угрозой 2006/2007: Монастырь Джвари (Святого Креста) в Мцхете
  • Геракл, Геракл. Эд. Грузинская энциклопедия. Том. IX. Тбилиси, Грузия: 1985.
  • АЛЬТЕР, Александр. На перекрестке времен. Публикации Edilivre: Париж, - (роман) - 2012. ISBN   978-2-332-46141-4
  • Amiranashvili, Shalva. History of Georgian Art. Khelovneba: Tbilisi, Georgia: 1961.
  • Джанберидзе Н., Мачабели К. (1981) Тбилиси. Мцхета. Москва: Искусство, 255 c. (In Russian)
  • Григол Ханстели. Летопись Грузии.
  • Закарая, П. (1983) Памятники Восточной Грузии. Искусство, Москва, 376 с. (In Russian)
  • Розен, Роджер. Грузия: суверенная страна Кавказа. Публикации Одиссеи: Гонконг, 1999. ISBN   962-217-748-4

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Истмонд, Энтони (2023). «Искусство на грани: Церковь Святого Креста, Джвари, Грузия». Художественный вестник . 105 (1): 64–92. дои : 10.1080/00043079.2022.2109388 .
[ редактировать ]

41 ° 50'19 "N 44 ° 44'02" E  /  41,83861 ° N 44,73389 ° E  / 41,83861; 44.73389

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1cec19d94db41cfad2294d335988569__1704556740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/69/b1cec19d94db41cfad2294d335988569.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jvari Monastery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)