заливной огурец
Лагурка | |
![]() заливной огурец | |
![]() | |
42 ° 56'19 "N 42 ° 54'24" E / 42,938611 ° N 42,906667 ° E | |
Расположение | Хе , Местийский муниципалитет , Самегрело-Верхняя Сванетия , Грузия |
---|---|
Тип | Заловая церковь |
Церковь Святых Кирика ) , груз местно и Иулиты в Кале ( .: , калас цминда квирикэса да ивлитас сахелобис еклесиа известная как Лагурка — средневековая церковь в муниципалитете Местия в Грузии регионе . Самегрело -Земо-Сванети . Этот район является частью высокогорного историко-культурного региона Верхняя Сванетия , где Лагурка считается главной христианской святыней, а ее название происходит от имени Кирика на местном сванском языке . Это заловая церковь , украшенная фресками Тевдоре в 1111/1112 годах, одна из вершин средневекового грузинского монументального искусства. Церковь внесена в список недвижимых памятников культуры национального значения Грузии. [ 1 ]
История
[ редактировать ]
Лагурка расположена на высоком холме над селом Хе в территориальной единице Кала Местийского муниципалитета, на левом берегу верхнего течения реки Ингури , на высоте около 2200 метров. [ 2 ] над уровнем моря. Церковь посвящена раннехристианским мученикам Кирику и Иулите , которые почитаются как святые покровители общины Кала. Сама Лагурка считается у сванов самой святой святыней, а их самая обязательная клятва заключена на иконах, хранящихся в церкви. В церкви ежегодно 28 июля проводится общесванский праздник и паломничество квирикоба («день Кирика»). [ 3 ] По словам историка Эквтиме Такаишвили , для сванов Лагурка — это то, чем Дельфы были для древних греков — символ их единства. [ 4 ]
Макет
[ редактировать ]Точная дата постройки Лагурки неизвестна. Судя по стилю, сохранившаяся церковь датируется концом X — началом XII веков. Лагурка размером 5 х 2,70 м, [ 2 ] построен из желтоватых известняковых блоков. Это зальная церковь с пристройками, построенными позднее на юге и севере. К западу пристроена двухэтажная колокольня , служащая также притвором . Первоначально церковь имела три входа: с юга, севера и запада. Доступ к зданию теперь возможен только через дверной проем в южной пристройке. Здание было окружено высокой зубчатой каменной стеной, которая сейчас стоит в руинах. Другие постройки, такие как трапезная и кельи, построены на склоне горы. В интерьере церкви полукруглая апсида отделена от нефа каменным трехчастным иконостасом . Его цилиндрический свод опирается на единственную опорную арку. Каждая продольная стена разделена парой арочных пилястр . Церковь освещена двумя окнами, прорезанными по одному в апсиде и западной стене; дневной свет через них попадает прямо на богато украшенные фресками западную и восточную стены. [ 2 ]
Фрески
[ редактировать ]
Церковь полностью расписана фресками, с многочисленными пояснительными надписями на грузинском языке. Некоторые из них исчезли. Одна частично поврежденная надпись на западной стене датирует росписи 1111 или 1112 годом. В ней упоминаются дарители — азнаури общины Кала — и упоминается художник, имя которого реконструировано — по аналогии с двумя сванскими церквями Ипрари. и Накипари — как Тевдор. Росписи в раковине и иконостасе, поврежденные землетрясением, позднее были восстановлены неким Георгием, сыном Антона, как видно из надписи на южном пилястре. [ 2 ] Святилищную раковину украшает Деисус , где Христос держит свиток с текстом из Иоанна 8:12 : «Я свет мира. Кто последует за Мною, не пойдет во тьме». расположены еще четыре христологические сцены: Рождество , Распятие , Крещение и Воскресение На южной и северной стенах . Иконографическая программа также включает изображения нескольких святых, таких как Варвара , Екатерина , Стефан , Кристина , Георгий и Феодор , а также две сцены мученичества титулованных святых церкви — Кирика и Иулиты. [ 2 ] Картины отличаются эмоциональной выразительностью и тщательно продуманным позиционированием. Распределение фресок соответствует архитектурному членению интерьера и предполагает символическую связь между различными сценами и изображениями. [ 2 ]
В Лагурке собрана богатая коллекция различных церковных предметов разных периодов времени. К ним относятся рукописи, кресты, иконы и утварь, как местного производства, так и привезенные из других мест Грузии или из-за границы. Высоко почитается так называемая Шалианская икона – византийская репуссированная икона Распятия. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Список недвижимых памятников культуры» (PDF) (на грузинском языке). Национальное агентство по сохранению культурного наследия Грузии . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кевхишвили, Мари (2013). «Иконографическая программа Лагурки: соображения о символических отношениях между фресками». Arte Medievale (на немецком языке). 3 (4): 9–24.
- ^ Воэлл, Стефан (2013). «Клятва памяти: Принятие клятвы на иконах в сванских селах Южной Грузии». Иран и Кавказ . 17 (2): 158, 163. doi : 10.1163/1573384X-20130203 . JSTOR 23597593 .
- ^ Jump up to: а б Такаишвили, Эквтиме (1937). Археологическая экспедиция в Лечхуме-Сванетии [ Археологическая экспедиция в Лечхуми и Сванетию ] (PDF) (на грузинском языке). Париж. стр. 179–184.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )