Феодор Стратилат
Феодор Стратилат | |
---|---|
![]()
| |
Великомученик | |
Рожденный | 281 Ахея [ 1 ] (По данным Коптской церкви) |
Умер | 319 Гераклея Понтийская |
Почитается в | |
Праздник |
|
Атрибуты | Одет как воин, с копьем и щитом, или как гражданский человек. |
Покровительство | солдаты, Федеральная служба судебных приставов (Россия) [ 2 ] |
Феодор Стратилат ( греческий : Ἅγιος Θεοδορος ὁ Στρατιλάτης ( перевод «генерал» или «военный командующий» ); коптский : ⲡⲓⲁⲅⲓⲟⲥ Ⲑⲉⲟⲇⲱⲣⲟⲥ ), также известный как Феодор Гераклейский ( греческий : Τεόδορος Ἡρακλείας ; 281–319 гг. н.э.), был мучеником . и святой-воин в Восточной Православной , Католической и Восточно-православной церквях .
Существует большая путаница относительно того, были ли он и святой Феодор Амасейский одним и тем же человеком, поскольку рассказы об их жизни позже разошлись в две отдельные традиции.
Жизнь
[ редактировать ]
происхождения Греческого , [ 4 ] Феодор родился в городе Евхаите в Малой Азии. Он убил гигантского змея, жившего на обрыве на окраине Эухаиты. Змей терроризировал сельскую местность. Теодор вооружился мечом и победил его. [ 5 ] По некоторым легендам, благодаря своей храбрости Феодор был назначен военачальником ( стратилатом ) в городе Гераклее Понтийской , в то время, когда император Лициний (307–324) начал жестокое гонение на христиан . Феодор пригласил Лициния в Гераклею, пообещав принести жертву языческим богам . Он потребовал, чтобы все золотые и серебряные статуи богов , которые были в Гераклее, были собраны в его доме. Затем Теодор разбил их на куски, которые затем раздал бедным.
Феодор был арестован, подвергнут пыткам и распят. Его слуга Варос (также почитаемый как святой) был свидетелем этого и записал это. [ 5 ] Утром имперские солдаты нашли его живым и невредимым. Не желая бежать от мученической смерти, Феодор добровольно сдался Лицинию и был обезглавлен мечом. Это произошло 8 февраля 319 года, в субботу, в третьем часу дня. Его «жизнь» указана в Bibliotecha Hagiographica Graeca 1750–1754 гг. [ 6 ]
Два Теодора
[ редактировать ]возникло множество противоречивых легенд О жизни и мученичестве Феодора Амасейского , так что, чтобы придать рассказам некоторую последовательность, по-видимому, предполагалось, что существовали два разных почитаемых человека: святой Феодор Тирон Амасейский и Феодор Стратилат Амасейский. Гераклея. Самый ранний текст, относящийся к двум святым, - это Лаудатио Никиты Давида из Пафлагонии, датируемый IX веком. Говорили, что его христианство привело к многочисленным обращениям в римской армии, что и было причиной такого беспокойства Лициния. [ 7 ] Кристофер Уолтер подробно рассматривает отношения между этими святыми. [ 8 ]
Предполагается, что Феодор Тирон как рекрут и рядовой пехотинец рассматривался жителями Византии как покровитель простых воинов, а военная аристократия искала покровителя своего ранга. [ 9 ]
Другая возможность состоит в том, что на самом деле он первоначально произошел от третьего Теодора по имени Теодор Восточный из Анатолии. [ 10 ]
В искусстве и Феодор Амасейский , и Феодор Стратилат изображены с густыми черными волосами и острыми бородами. В более старых работах они часто отличались бородой, имеющей одну точку у Феодора Тирона Амасейского и две точки у Стратилата, как на фреске из Земенского монастыря ниже. [ 11 ]
Между ними существует большая путаница, и иногда говорят, что у каждого из них была святыня в Евхаите в Понте. На самом деле святыня существовала еще до того, как было проведено какое-либо различие между святыми. Отдельное святилище Стратилата находилось в Евхании (современный Чорум в Турции), другом месте примерно в 35 км к западу от Евхаиты (современный Авхат). [ 12 ]
Однако сейчас общепринято, по крайней мере на Западе, что на самом деле Теодор был только один. [ 13 ] Делеэ писал в 1909 году, что существование второго Теодора исторически не установлено, [ 14 ] а Уолтер в 2003 году писал, что «Стратилаты - это, конечно, выдумка». [ 7 ]
До того, как мощи святого Марка были (согласно традиции) перенесены в Венецию в 828 году, Феодор был покровителем города. Первоначальная часовня дожа Венеции была посвящена этому святому, однако после перевода мощей Святого Марка ее заменила часовня базилики Святого Марка . [ 15 ] Это может быть либо Феодор Амасейский, либо Феодор Стратилат, но венецианцы, похоже, не делали различия между ними.
Византийская перспектива
[ редактировать ]Иного мнения придерживался Григорий Нисский , брат Василия Великого (также известного как Василий Кесарийский ), почитаемый как святой в католицизме , восточном православии , восточном православии , лютеранстве и англиканстве . Это потому, что, хотя оба Феодора родились на близких территориях и приняли мученическую смерть параллельно, их имена были вовлечены в путаницу между двумя местами паломничества. Феодор Стратилат был родом из Евхании, а Феодор Тирон (Ἅγιος Θεόδωρος ὁ Τήρων) был из Евхаиты (территории, близкие друг к другу). [ 16 ] ). Обычно преимущественно западные исследователи ошибочно интерпретируют отсутствие упоминаний о двух Феодорах в долине Ириды (или Ирис) на реке Ешилырмак (вплоть до IX века, когда были установлены их имена) как доказательство того, что они оба были одним целым. и тот же человек. [ 17 ] К сожалению, это не так, поскольку на самом деле у каждого из святых было свое место паломничества. Что приводит западных исследователей в замешательство, так это то, что в то время (IX век) место паломничества Евхаиты пришло в упадок, но место паломничества Евхании начало процветать. [ 18 ] Также Авгарос или Уар ( греч . Αὔγαρος или Οὔαρος ), личный секретарь Феодора Стратилата, написал свою биографию, которая явно отличается от той, которую Григорий Нисский написал для Феодора Тирона.
Коптская перспектива
[ редактировать ]Теодор известен в Египте как Святой Феодор Шотепский , Святой Тадрос Шотепский или принц Теодор ( коптский : ⲡⲓⲁⲅⲓⲟⲥ Ⲑⲉⲟⲇⲱⲣⲟⲥ ; арабский : الأمير الشهيد تادرس شطبي , букв. «Принц-мученик Тадрос Эль Шатби»). Он родился у солдата римской армии по имени Иоанн, египтянина из города Шатеб в Верхнем Египте . Его мать Усавайя была дочерью принца. Иоанн женился на ней, когда отправился в Антиохию сражаться с персами. Когда его жена узнала, что он христианин , она попыталась заставить его отречься от веры и стать язычником . Когда Джон отказался, она выгнала его из дома. Позже Иоанну явился ангел и заверил его в отношении Феодора, сказав, что он станет причиной веры многих людей во Христа . Иоанн обрадовался услышанному и решил вернуться в свой дом в Верхнем Египте .
Шли дни, и Теодор рос. Ему был присвоен титул князя, потому что его дедушка был князем, и мать тоже, а также из-за высокого положения отца в армии. Мать Теодора отправила его в армию, чтобы он стал солдатом, и с годами он прославился своей храбростью и мастерством. Через своих друзей он узнал, что его отец был христианином, и поэтому он вернулся к матери и рассказал ей то, что слышал, и рассердился, потому что она солгала ему и сказала, что его отец погиб на войне.
В этот момент Феодор решил стать христианином. Он пошел к священнику по имени Ольгиан и попросил положиться на имя Христа. Священник научил его основам христианской веры. Со временем он стал блестящим военачальником, и когда Диоклетиан услышал о нем, он назначил его командующим более пятисот рыцарей и назвал его принцем Теодором Эсфеларом (т.е. храбрым полководцем).
Жизнь продолжалась, и однажды святитель захотел встретиться со своим отцом. Он начал поиски, чтобы узнать дом своего отца, и решил пойти и встретиться с ним. Он отправился в Александрию , а оттуда в Шотеп. Он пошел в городскую церковь и помолился, а затем спросил человека по имени Иоанн, и люди рассказали ему, где он находится и что он страдает от тяжелой болезни. Теодор пошел в дом Иоанна и встретил его. Его отец был очень рад встрече с ним и поблагодарил Бога за исполнение его просьбы, и они поговорили. Пять дней спустя Джон умер. Феодор и народ похоронили его, и народ утешал Феодора. Он сказал им, что, когда он умрет, они должны похоронить его рядом с его отцом Иоанном. [ 19 ] [ 20 ] Между персами и римлянами бушевала война, и император призвал Феодора отправиться в Антиохию на войну. Князь покинул деревню, отправился в Антиохию и встретил Феодора Амасейского . Здесь история аналогична описанной выше. [ 1 ] [ 21 ] Многие церкви были построены в его имя со времен императора Константина , и в настоящее время в его честь названо множество церквей по всему Египту, а также в честь великой славы святого в Египте , в том числе археологический монастырь его имени в Мадинет Аль-Хавамдея, Гиза . Говорят, что там покоится тело святого. После того, как его мать посетила его, когда он стал христианином в царствование императора Константина, [ 22 ] область в Александрии была названа этим именем, регион стал известен как Александрия « Шатби », приписываемая ему. [ 1 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 23 ]
День памяти
[ редактировать ]Его ежегодный праздник отмечается 8 или 7 февраля по латинскому обряду , хотя в Римско-католической церкви он больше не отмечается литургически.
Одна из немногих существующих керамических икон , датированная ок. 900, изображен святой Феодор. Он был изготовлен Преславской литературной школой и был найден в 1909 году недалеко от Преслава , Болгария (ныне Национальный археологический музей , София ).
Галерея
[ редактировать ]-
Теодор Тирон и Феодор Стратилат (справа) из Харбавильского триптиха (Слоновая кость; в Лувре) из мастерской в Константинополе - середина X века.
-
Феодор Амасейский (слева) и Феодор Стратилат (справа) — фреска из Кремиковицкого монастыря , Болгария (16 век?)
-
Icon of Saint Theodore by Simon Ushakov , 1676
-
Феодор Амасейский (слева) и Феодор Стратилат (справа) — фреска из Рильского монастыря , Болгария (19 век?)
-
Керамическая икона Святого Феодора, Преслав, около 900 г. н.э., Национальный археологический музей , София , но это Стратилат или Тирон?
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Принц Теодор — CopticChurch.net» .
- ^ "Великомученик Феодор Стратилат | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь" . stefmon.ru . Retrieved 2022-08-03 .
- ^ «Святой Феодор Стратилат» . Художественный музей Уолтерса .
- ^ Никол, Дональд М. (1992). Византия и Венеция: исследование дипломатических и культурных отношений . Издательство Кембриджского университета. п. 25. ISBN 978-0-521-42894-1 .
- ^ Перейти обратно: а б «Великомученик Феодор Стратилат Генерал», Православный храм в Америке.
- ^ «Греческая агиографическая библиотека» . Брюссель, Общество Болландистов. 1909 год
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер п. 59
- ^ Уолтер, стр. 59–64.
- ^ Гротовский с. 119
- ^ См. Уолтер, стр. 60–61, примечание 93 и рис. 57
- ^ Уолтер с. 60
- ^ Уолтер с. 58, показывающий, что Делеэ ошибался, думая, что это одно и то же место.
- ^ Делани, стр. 547–548. Батлер (1995). Батлер (1926; 1938)
- ^ Delehaye p. 15
- ^ Никол (1988) , стр. 24–26.
- ^ Гротовский с. 101
- ^ Ипполит Делеэ (1909) ошибался, думая об Эухаите в Понте и Евхании как об одном и том же месте (Вальтер, стр. 58), и это могло вызвать замешательство у многих западных исследователей, одновременно ставя под сомнение достоверность Делеэ.
- ^ Ойкономидис (1986), стр. 327–335
- ^ Коптская православная церковь, Египет. «Мученик Тадрос Аль-Шутби Аль-Амир» [Святые и мученики Коптской православной церкви: Мученик Тадрос Аль-Шутби Аль-Амир; Коптский : ⲡⲓⲁⲅⲓⲟⲥ Ⲑⲉⲟⲇⲱⲣⲟⲥ : pi'agioc Qe'odwroc ]. St-Takla.org (на арабском языке).
- ^ Перейти обратно: а б «Князь-мученик Тадрос аль-Шаттаби» [Энциклопедия святых: раскраски для детей]. Энциклопедия изображений святых для раскрашивания христианских раскрасок для детей (на арабском языке). 24 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Князь Феодор Шотеп Паж» .
- ^ Маджид Камель (27 июля 2012 г.). «Копты едины – великомученик принц Тадрос аль-Шаттаби » . Коптс Юнайтед - арабский : Коптс Юнайтед (на арабском языке).
- ^ «История жизни принца Тадроса Эль-Шатби - Церковные форумы» [История жизни принца Тадроса Эль-Шатби]. Форумы арабской церкви (на арабском языке). 11 ноября 2010 г. Статья ан-Нахиси.
Источники
[ редактировать ]- Книга Святых, «Словарь служителей Божьих, канонизированных католической церковью», составленный монахами-бенедиктинцами аббатства Святого Августина в Рамсгейте (6-е издание, исправленное и остальное, 1989 г.)
- Жития святых Батлера (первоначально составленные преподобным Албаном Батлером, 1756–1759 гг.)
- Делани, Джон Дж: Словарь святых (1982)
- Делеэ, Ипполит : Греческие легенды о военных святых (Париж, 1909 г.)
- Демус, Отто: Церковь Сан-Марко в Венеции (Вашингтон, 1960)
- Демус, Отто: Мозаики Сан-Марко в Венеции (4 тома) 1 Одиннадцатый и двенадцатый века - Текст (1984)
- Фармер, Дэвид: Оксфордский словарь святых (4-е издание, 1997 г.)
- Гротовский, Петр: Оружие и доспехи святых-воинов: традиции и инновации в византийской иконографии (843–1261) (Лейден, 2010 г.)
- Никол, Дональд МакГилливрей (1988). Византия и Венеция: исследование дипломатических и культурных отношений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521341578 . OCLC 17546371 .
- Оксфордский компаньон года (Бонни Блэкберн и Леофранк Холфорд-Стивенс) (Оксфорд, 1999 г.)
- Ойкономидес, Н. Раскол Святого Феодора и городов Еваиты и Евхании , Analecta Bollandiana 104 (1986) с. 327–335.
- Уолтер, Кристофер: Святые воины в византийском искусстве и традициях (2003)
- Синаксарион, суббота первой седмицы, ТРИОДИОН ТАНАЙКТИКОН Святого и Великого ПЕРВОГО ПЕРВОГО ПЕРВОГО, издания ФОС, АФИНЫ
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жития всех святых поминаются 8 февраля в Православном храме в Америке