Киприан и Иустина
Киприан и Иустина | |
---|---|
Киприан и Иустина, икона из Болгарии. | |
Мученики | |
Рожденный | 3 век нашей эры |
Умер | 26 сентября 304 г. Никомедия , Вифиния , Малая Азия , Римская империя. (современный Измит , Коджаэли , Турция ) |
Почитается в | Восточное православие Восточная Православная Церковь Костел |
Праздник |
|
Святые Киприан и Иустина ( греч Κυπριανός и Ίουστίνη) почитаются в Католической церкви , Восточной Православной Церкви и Восточном Православии как христиане Антиохии . , которые в 304 году, во время гонений Диоклетиана , приняли мученическую смерть в Никомидии (современный Измит , Турция ). 26 сентября. Согласно римско-католическим источникам, ни один епископ Антиохии не носил имени Киприан. [ 1 ]
Историк религии Жиль Киспель утверждал, что история Киприана является прототипом истории Фауста . [ 2 ]
Источник
[ редактировать ]Эта история, должно быть, возникла еще в IV веке, поскольку о ней упоминают и св. Григорий Назианзин , и Пруденций ; оба, тем не менее, смешивали Киприана со святым Киприаном Карфагенским , и эта ошибка часто повторялась. Легенда дана на греческом и латинском языках в Acta SS. Сентябрь, VII. древние сирийские и эфиопские версии. Были опубликованы [ 1 ] Их история рассказана в « Золотой легенде» .
Схема легенды или аллегории встречается с расплывчатыми описаниями и диалогами у ненадежного Симеона Метафраста и стала предметом стихотворения императрицы Элии Евдокии . [ 1 ]
Легенда
[ редактировать ]
Киприан, известный под титулом «Маг», в отличие от Киприана, епископа Карфагенского , в юности получил гуманитарное образование и особенно занимался астрологией; после чего путешествовал для совершенствования по Греции, Египту, Индии и т. д. [ 3 ] Киприан был волхвом в Антиохии и занимался колдовством.
Иустина известна тем, что обратила Киприана, [ 4 ] Говорят, что это была молодая женщина, принявшая частный обет целомудрия . Она была убита во время гонений римского императора Диоклетиана в 304 году нашей эры.
Потенциальный жених – языческий адвокат – обратился за помощью к магии Киприана, чтобы склонить Юстину выйти за него замуж. [ 5 ] Киприан наслал беса мучить Иустину, надеясь возбудить в ней плотские страсти. Чары и заклинания не подействовали на Иустину, которая в целомудрии и чистоте проводила время в молитве и посте. Киприан снова применил колдовство, наслав «главу бесов» на Иустину, которая также была побеждена неким « Знамением Христовым ». [ 5 ] Доведённый до отчаяния, Киприан сам совершил Знамение и таким образом освободился от уз сатаны . Киприан без промедления сжег все книги заклинаний и волшебства, которые у него были, на глазах у епископа Церкви, закрепив свое стремление к новой христианской жизни. Он был крещен и принят в Церковь и выдающийся чудесными дарами. Затем Киприан стал последовательно диаконом , священником и, наконец, епископом назначен преемником Анфима, епископа Антиохийского, а Юстина стала настоятельницей монастыря после того, как был . [ 5 ] [ 6 ]

Во время гонений Диоклетиана оба были схвачены и доставлены в Дамаск , где подверглись пыткам. Поскольку их вера никогда не колебалась, их привели к Диоклетиану в Никомидию, где по его приказу они были обезглавлены. [ 6 ] на берегу реки Галл, притока реки Сангариус . Та же участь постигла человека по имени Феоктист, который, соблюдая веру Киприана, объявил себя христианином. [ 6 ] После того, как тела святых пролежали непогребенными в течение шести дней, они были доставлены христианскими моряками в Рим , где были преданы земле в имении знатной дамы по имени Руфина, а затем погребены в базилике Константина .
Юстина упоминается в «Книге мучеников» Фокса . Он находился под 10-м гонением в 303 году нашей эры, когда Диоклетиан был императором Рима. Там говорится:
«С течением времени он [Киприан] познакомился с Юстиной, молодой женщиной из Антиохии, чье происхождение, красота и достижения вызвали восхищение всех, кто ее знал. с прекрасной Иустиной он предпринял это, но вскоре сам обратился, сжег свои книги по астрологии и магии, принял крещение и почувствовал себя одушевленным сильным духом благодати. Обращение Киприана произвело большое впечатление на дворянина-язычника, уплатившего его. обращается к Юстине, и тот в короткое время принял христианство. Во время гонений Диоклетиана Киприан и Иустина были схвачены как христиане, первого растерзали клещами, а второго наказали и, перенеся другие мучения, оба были обезглавлены; ." [ 7 ]
Почитание и литургическое богослужение
[ редактировать ]Их праздник появлялся в Общем римском календаре римского обряда с тринадцатого века, пока он не был удален в 1969 году из-за отсутствия исторических свидетельств их существования. [ 8 ] Их имена были также исключены из пересмотренного в 2001 году Римского мартиролога – официального, но явно неполного списка святых, признанных Римско -католической церковью . Однако римский мартиролог включает еще пять святых по имени Киприан и двух по имени Юстина. Некоторые католики-традиционалисты продолжают отмечать свой праздник на основе версий римского календаря до 1970 года.
В популярной культуре
[ редактировать ]Испанский писатель Педро Кальдерон де ла Барка взял эту историю за основу драмы: El magico prodigioso . В 2005 году американский писатель Тоно Рондоне опубликовал роман « Мученики» , который является продолжением этой традиции. [ 9 ]
Великая книга святого Киприана полна молитв и заклинаний и широко продается в португало- и испаноязычном мире.
Киприан — популярное имя гримуара в скандинавском фольклоре.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Габриэль Мейер (1908). « Святые Киприан и Иустина ». В Католической энциклопедии . 4 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Жиль Киспель, «Фауст: символ западного человека», в Г. Киспеле, Гностические исследования (два тома, Стамбул: Нидерландский историко-археологический институт, 1975), Том II, стр. 288-307. Первоначально опубликовано в 1967 году как монография (Цюрих: Rhein-Verlag).
- ^ «Жития святых Киприана и Иустины», Православное слово, Том. 12, № 5 (70) (сентябрь-октябрь 1976 г.), стр. 135-142, 167-176.
- ^ Страке, Ричард. «Святые Киприан и Иустина: иконография», христианская иконография, Университет Огасты, 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Гудспид, Эдгар Дж. (1903). «Мученичество Киприана и Иусты» . Американский журнал семитских языков и литератур . 19 (2): 65–82. дои : 10.1086/369468 . hdl : 2027/mdp.39015074847420 . ISSN 1062-0516 . JSTOR 527805 .
- ^ Jump up to: а б с «Мученица Дева Иустина Никомидийская» . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ Фокс, Джон (1926). Книга мучеников Фокса: история жизни, страданий и триумфальной смерти ранних христианских и протестантских мучеников . Компания Джона К. Уинстона. п. 27.
- ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana, 1969), с. 140
- ^ Рондоне, Приложение. Мученики

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мученическая смерть Киприана и Иусты (1903 г.). Эдгар Дж. Гудспид . В области историко-лингвистических исследований литературы, связанной с Новым Заветом , [ 1 ] Первая серия, том I, часть 2 (1903 г.).
- Исповедь и мученическая кончина Киприана (2021 г.). Энтони Алкок.
- 26 сентября: СС. Киприан и Иустина, мученики из Албана Батлера » «Житий святых
- Святые Иустина ... и Киприан на христианской иконографии сайте
- Святая Иустина , перевод Золотой легенды № 142, сделанный Кэкстоном.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Святые Киприан и Иустина». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Чикагский университет. Историко-лингвистические исследования литературы, связанной с Новым Заветом . Чикаго: Издательство Чикагского университета.