Киприан
Киприанус — имя, данное в скандинавских традициях народной магии «черной книге» (« Свартебокен» ): гримуару или рукописному сборнику заклинаний ; и, как следствие, магической традиции, частью которой являются эти заклинания. Стандартного текста под названием «Киприан» не существует; это было общее название набора заклинаний. [1]
Рукописи, названные или относящиеся к Киприану, имели темную репутацию; в некоторых версиях человек получил текст, отказавшись от крещения и посвятив себя сатане . Обычные люди считали эту книгу стандартным гримуаром, посвященным вызову демонов и духов. Часто считалось, что министры получили это во время учебы в университете; Неслучайно жены министров часто выполняли функции народных целительниц в сельских общинах. [2] Говорят, что, как и многие другие подобные тексты, он был привязан к своему владельцу и от него было трудно избавиться; утверждалось, что эти тексты не сгорят и не будут уничтожены водой, а попытка выбросить их приведет лишь к их сверхъестественному возвращению. [3] Тем не менее эти сборники были широко распространены среди хитрых народов Скандинавии, которые в сельской местности с небольшим количеством врачей были народными целителями, к которым обращались обычные люди, охваченные травмами или болезнями.
Киприан
[ редактировать ]«Киприан» — это имя, которое часто дается составителю или автору заклинаний, содержащихся в традиции. О личности Киприана рассказывают множество историй.
Святитель Киприан Антиохийский был епископом и мучеником раннего христианства . В средние века с его именем связано множество легенд, в том числе традиция о том, что до своего обращения он практиковал магию и поэтому был автором учебника по магии. В другой средневековой традиции Киприан был волхвом, который пытался соблазнить святую Иустину , но был побежден и обращен, когда она перекрестилась, и он последовал ее примеру, освободившись от власти дьявола. В более поздних легендах колдун и исторический епископ, вероятно, были объединены. [4] [5] Черные книги Эльверума утверждают, что представляют собой краткое изложение Киприана, написанного «епископом Йоханнесом Селлом» из Оксфорда, Англия, в 1682 году. британский епископ Джон Фелл Возможно, здесь имеется в виду ; Фелл опубликовал издание сочинений св. Киприана. [6]
В реальных историях о Киприане в Скандинавии часто не упоминается святой Киприан. Некоторые превратили Киприана в типичную фигуру Фауста ; некоторые говорили, что Киприан был злым норвежцем или датчанином, который научился магии, общаясь с Дьяволом ; одна версия делает Киприана настолько злым, что Дьявол выбросил его из ада ; Киприан написал текст, чтобы отомстить. Другая и весьма противоречивая версия объясняет, что Киприан был студентом, который обнаружил, что посещает дьявольскую «черную школу», и написал текст, чтобы объяснить, как отменить все колдовство, которому он там научился. [7]
Анахроничная история , рассказанная в печатном датском сборнике заклинаний Oldtidens Sortebog («Волшебная книга старых времен»), делает Киприанус благочестивой и красивой мексиканской монахиней четырнадцатого века. В готическом сказании Oldtidens Sortebog бросает Киприана в темницу в 1351 году. Находясь в темнице, Киприан разрывает на себе одежду и передает свои магические знания тряпкам, написанным ее собственной кровью. Ее текст затем был найден в старом замке. [8]
Заклинания
[ редактировать ]Заклинания традиции Киприана представляют собой типичную германскую народную магию: смесь народных средств , молитв и настоящей магии. Они напоминают заклинания немецкого языка Braucherei , « пау-вау » и традиции «Давно потерянного друга» . Одно типичное заклинание для исцеления вывихнутой лодыжки гласило:
- Иисус, король, эй, эй
Низ узкий, стопа подвернута.
Иисус спешился и опустил ногу
как это было раньше
во имя Бога, Отца, Сына и Святого Духа
- «Иисус ехал по каменистой равнине.
Лошадь его споткнулась, ногу вывихнула.
Иисус спешился, чтобы излечить боль
И снова исправил травму.
Во имя Бога Отца, Сына и Святого Духа». [9]
- «Иисус ехал по каменистой равнине.
методы заражения и переноса Здесь используются ; Священный персонаж апокрифического рассказа сталкивается с проблемой, аналогичной той, с которой сталкивается реальный страдалец, который пользуется их сверхъестественной помощью. [10]
Важным аспектом магической традиции было гадание , часто путем выливания расплавленного свинца через отверстие в куске лепешки в холодную воду, практика, называемая штойпинг (« молибдомантия »). Для этой цели часто использовали свинец, соскобленный с окон церквей. Это делалось, чтобы определить причину рахита , который часто считался результатом подменыша , хульдрабара или быттинга , вместо здорового ребенка оставленного злобным народом хульдра . Прорицателя в этом ритуале называли сигнекьерринг , «благословляющая старуха». [11]
Неопытное использование Черной книги
[ редактировать ]«Неопытное использование Черной книги» — мотив скандинавского фольклора . В таких легендах слуга, служанка или кто-то другой неожиданно находит и читает Черную книгу, вызывая таким образом дьявола, в то время как хозяин, часто священнослужитель, отсутствует. Единственный способ спастись — дать дьяволу задачу, которую он не сможет решить : опустошить фьорд, развязать все узлы в рыболовной сети, сплести веревку из песка, грести против ветра на лодке, наполненной пустыми вещами. ведра и т. д. Затем дьявол занят до тех пор, пока эксперт или владелец книги не вернется и не изгонит дьявола. Ему присвоен номер ML (Миграционная легенда) 3020, и он связан с типом Аарне-Томпсона 325, «Ученик и призрак», и типом 565, «Волшебная мельница». [12]
См. также
[ редактировать ]- Книга волшебства
- Великая книга святителя Киприана.
- Худу
- Очарование Мерзебурга
- Шестая и седьмая книги Моисея
- Дни Тихо Браге
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэри Рустад, Черные книги Эльверума (Galde Press, 1999; ISBN 1-880090-75-9 )
- ^ Кэтлин Стоккер , Средства правовой защиты и ритуалы: народная медицина в Норвегии и Новой Земле (Историческое общество Миннесоты, 2007; ISBN 0-87351-576-5 ); гл. 5, «Пастор в роли доктора»
- ^ Salmonsens Konversationsleksikon (1915-1930), v. 5, pp. 386-387
- ^ Людвиг Радермахер, греческие источники по легенде о Фаусте: Волшебник Киприан (Гельдер-Пихлер-Темпский, 1927)
- ^ Розмари Гайли, Энциклопедия магии и алхимии (Информационная база, 2006; ISBN 0-8160-6048-7 ), с. 38
- ^ Рустад, стр. 1.
- ^ Бенджамин Торп , Северная мифология: включает основные популярные традиции и суеверия Скандинавии, северной Германии и Нидерландов (Лондон: Эдвард Ламли, 1851), т. 2, стр. 186 и др. след.
- ^ Стоккер, выше; см. в целом главу « Черная книга ».
- ^ Стоккер, стр. 91.
- ^ Стоккер, стр. 90-93.
- ^ Стоккер, гл. «Средства и знания от рахита»
- ^ Уильям Ф. Хансен (2002). Нить Ариадны: путеводитель по международным сказкам, встречающимся в классической литературе . Издательство Корнельского университета. стр. 36–38 . ISBN 978-0-8014-3670-3 .
- текстовые источники
- Банг, Антон Кристиа , изд. (февраль 1901 г.). Норвежские ведьминские формулы и магические рецепты . Сочинения Виденскабсельскабета: Историко-философский класс, №1. Кристиания (Осло, Норвегия): В сотрудничестве с Якобом Дибвадом.