Святой Порфирий
Порфир Газы | |
---|---|
![]() | |
Епископ и исповедник | |
Рожденный | в. 347 Салоники , Римская империя [ 1 ] |
Умер | 26 февраля 420 г. Газа , Восточная Римская империя |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточные православные церкви |
Главный храм | Церковь Святого Порфирия |
Праздник | 26 февраля [ 1 ] |
Атрибуты | облачен как епископ в омофор , часто держит Евангелие правой рукой . , с поднятой для благословения |
Порфирий ( латинский : Porphyrius ; греческий : Πορφύριος , Porphyrios ; славянский , Порфирий ; . 347–420 был епископом Газы ок по 1995 год и разрушил ее храмы. 395 ) Порфирий с : [ 2 ]
Порфирий Газский известен лишь по яркому жизнеописанию Марка Диакона и по упоминанию Иоанна II, епископа Иерусалимского . « Житие Порфирий», по-видимому, представляет собой современное описание Порфирия, в котором довольно подробно описывается конец язычества в Газе в начале пятого века. Однако некоторые в 20 веке рассматривали этот текст как агиографию, а не историю, и некоторые его элементы являются примерами стереотипных вымышленных событий, характерных для этой литературной формы. [ 3 ] С другой стороны, автор, несомненно, был близко знаком с Газой поздней античности. [ 4 ] и его заявления представляют интерес, поскольку отражают взгляды V века. Немецкий библиотекарь Лукас Холстениус написал биографию этого предмета и попытался найти его рукописи. [ 5 ]
Говорят, что его тело похоронено под руинами церкви Святого Порфирия в городе Газа в Палестине .
улица в Зейтуне . на Мальте Имя святого носит
Счет в жизни Порфирия
[ редактировать ]Газа исторически была местом, враждебным по отношению к ранним христианам . Некоторые из них приняли мученическую смерть там во время преследований Диоклетиана (303–313), а во время краткого языческого возрождения при Юлиане (362–363) была сожжена христианская базилика и казнены различные христиане. [ 6 ]
Жители Газы были настолько враждебны по отношению к христианам, что христианскую церковь пришлось строить за стенами, на безопасном расстоянии, а христианских епископов IV века специально называли «епископами церквей вокруг Газы». Согласно биографии Порфирия , христианская община в Газе тогда едва насчитывала 280 человек, и община в целом сопротивлялась закрытию храмов и разрушению языческих изображений, которое началось в более христианизированных регионах. [ 7 ]
Согласно житию , Порфирий был назначен епископом в возрасте 45 лет. Он прибыл в город без происшествий, но в том же году последовала засуха, и язычники «приписали это пришествию блаженного человека, говоря, что «это открыл нам Марнас , что ноги Порфирия приносят несчастье городу». ( Вита 19–20) Последовали дальнейшие преследования (Вита 21, 25) при поддержке местных чиновников.
В ответ Порфирий в 398 году послал Марка, своего диакона и летописца, в Константинополь , чтобы добиться приказа о закрытии языческих храмов Газы. Чиновник по имени Иларий прибыл с солдатами, чтобы закрыть храмы, но Марнейон остался открытым, потому что Иларий был подкуплен крупной суммой денег ( Вита 27). Однако не произошло больших изменений в отношении людей, которые отказывались позволять христианам «занимать какие-либо гражданские должности, но умоляли их как непослушных рабов» ( Vita 32).
Затем Порфирий отправился в Константинополь зимой 401–402 годов в сопровождении епископа Кесарии Палестинской , и вместе они убедили императрицу Евдокию , которая была доминирующей силой при дворе Аркадия , одержать победу над императором и получить от него указ о разрушении языческих храмов в Газе. Синегий , специальный императорский посланник, выполнил указ в мае 402 года. Восемь храмов: Афродиты , Гекаты , Солнца , Аполлона , Коры (Персефоны) , Тихе ( Тихеон ), святилище героя ( Героэион ) и даже храм Марнейон были либо снесены, либо сожжены. «И было также и других очень много идолов в домах и в деревнях», — рассказывает Марк, но высший класс, имевший такие вещи, заранее бежал из города. Одновременно солдаты, расквартированные в освободившихся домах, посещали каждый дом, захватывая и сжигая идолов и частные библиотеки как «волшебные книги».
Марнейон, храм, посвященный Зевсу Марнасу , который был местным эллинистическим воплощением Дагона , покровителя земледелия, бога, которому поклонялись в Леванте с третьего тысячелетия до нашей эры , был подожжен смолой, серой и жиром; он продолжал гореть много дней; камни Марнейона с триумфом были повторно использованы для мощения улиц. Этот храм был перестроен под руководством Адриана (годы правления 117–138 гг.), Посетившего Газу; впервые он был изображен на монетах Газы самого Адриана. К одному из визитов Адриана можно также предположительно отнести основание великого храма бога Марнаса, который « Вита» описывает со смесью гордости и отвращения. считалось, что «олимпийский» император, основавший великий храм Зевса на священной горе Геризим самаритян , не замедлит признать притязания критского Зевса жителей Газеи. После подавления восстания евреев в 119 году нашей эры Адриан якобы выбрал Газу в качестве места для продажи своих еврейских пленников.
Прямо на руинах Марнейона на средства императрицы в ее честь была воздвигнута большая церковь под названием Евдоксиана , освященная 14 апреля 407 года. Таким образом, с помощью одобренного насилия язычество официально прекратило свое существование в Газе.
Современная оценка Vita Porphyrii
[ редактировать ]Текст существует в греческой и грузинской редакции.
Грегуар и Кугенер (1930), [ 8 ] редакторы Vita Porphyrii рассмотрели проблемы, мешающие целостности работы, и подвели итоги предыдущих исследований. К ним относится отсутствие других свидетельств крупных фигур, включая самого Порфирия, в хорошо задокументированный период истории. Но они пришли к выводу, что текст имеет историческую основу и «что решение большинства проблем следует искать в том, что переданный нам текст Жития представляет собой ревизию VI века, заимствованную из церковной истории Феодорита». Кирра 444 года, например, для Проемия, и исключил, в частности, каждое упоминание об Иоанне II, епископе Иерусалимском , заменив его именем Праилия , его преемника на посту епископа Иерусалимского во времена Порфирия». [ 9 ]
Пол Питерс (1941) [ 10 ] опубликовал грузинские тексты и показал, что они основаны на утерянном сирийском оригинале, который, должно быть, был написан в конце пятого или шестого века.
Хед писал: «Текстовые проблемы могут быть решены, если предположить, что Житие святого Порфирия было составлено в два последовательных этапа: оригинальные записи современника и очевидца (которого мы можем назвать «Марком») были позже, возможно, в 450-х годах. , приданные им окончательной формы и выпущенные в обращение другим автором, которого нет в тексте». (Глава 2001:55). Он добавляет, что «текст изобилует такими убедительными историческими подробностями и демонстрирует такое глубокое знание региона Газы в период поздней античности, что, по крайней мере, общая сюжетная линия заслуживает нашего доверия». (2001:56) Но он признает, что Порфирий в остальном не задокументирован в исторических записях, и что текст содержит «обычные стереотипы» агиографии, задокументированные Ипполитом Делеэ .
Другие учёные настроены более пренебрежительно. «Все подробные сведения об императорских кругах и великих именах в Константинополе — все это фальшивка; конкретные важные люди — архиепископ, губернатор и другие — все фальшивы; а самих Марка и Порфирия, возможно, вообще никогда не существовало», — таков вывод Макмаллена ( 1984:87). « Вита «обычно цитируется как реальная история всеми видами выдающихся ученых», — пишет Рамсей МакМаллен в «Христианизации Римской империи» , 1984, стр. 86. «Существует сильное искушение использовать ее, потому что она настолько полная, конкретная и Яркий». Он заключает, что «тогда должно быть возможно узнать об общем порядке событий в хорошо известных и повторяющихся ситуациях на рубеже четвертого века, даже если они появляются в явно вводящих в заблуждение текстах» (MacMullen 1984). :87).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Великий синаксарист : (по-гречески) святой Порфирий, епископ Гази . 26 февраля. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ «Святитель Порфирий, епископ Газский» . www.oca.org . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ↑ Очевидное использование Теодорита и других более поздних источников убедило П. Петерса в том, что на самом деле оно было написано после 534 года .
- ^ Хелен Саради-Менделовичи, «Христианское отношение к языческим памятникам в поздней античности и их наследию в более поздние византийские века», Dumbarton Oaks Papers 44 (1990, стр. 47–61), стр. 53f, примеры как история разрушения храмов в секторе Газа в Vita Порфирий .
- ^ Ритберген, Питер. «Лукас Хольсте (1596–1661), УЧЕНЫЙ И БИБЛИОТЕКА, ИЛИ: СИЛА КНИГ И БИБЛИОТЕК». Власть и религия в Риме в стиле барокко: культурная политика Барберини, Brill, 2006, с. 264. Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ ".:Баладная фотография" . Архивировано из оригинала 5 июня 2008 г. Проверено 7 апреля 2008 г.
- ↑ Это можно сравнить с современным обращением с Серапионом Александрийским в 391 году, за которым вскоре последовало разрушение храмов Гелиополя в Египте и Апамеи в Сирии.
- ^ Х. Грегуар и М.-А. Кугенер, Марк ле Диакр, Жизнь Порфира (Париж) 1930.
- ^ * Карл-Хайнц Утеманн (1994). «Святой Порфирий». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 7. Герцберг: Бауц. столбцы. 848-854. ISBN 3-88309-048-4 . . Поскольку никаких доказательств замены не представлено, более экономное прочтение текста показало бы просто, что сообщается о Прайлии, тогда как исторической личностью на самом деле был Иоанн II Иерусалимский.
- ^ Пол Питерс, «Грузинская жизнь Порфирия Газы», Analecta Bollandiana 59 (1941), 65-216, отмечено МакМалленом, 1984.
Ссылки
[ редактировать ]- Томас Ф. Хед, Средневековая агиография: антология , (Routledge) 2001.
- Рамзи МакМаллен , Христианизация Римской империи , (Издательство Йельского университета), 1984.
- Карл-Хайнц Утеманн (1994). «Святой Порфирий». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 7. Герцберг: Бауц. столбцы. 848-854. ISBN 3-88309-048-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Справочник по средневековью: Г.Ф. Хилл, 1913. Переводчик и редактор Марка Диакона, Жизнь Порфирия, епископа Газы (электронный текст, на английском языке)
- Католическая энциклопедия: Газа
- Католическая энциклопедия: Св. Порфирий
- Филип Шафф, редактор «Новой энциклопедии религиозных знаний Шаффа-Герцога : Св. Порфирий»
- Пролог Из Охрида - 26 февраля: святитель Порфирий, епископ Газы.
- Асма аль-Гуль. Православная церковь Газы отмечает 1606- летие Аль-Монитор. 11 марта,