Гора Гризим
Геризим | |
---|---|
![]() Гора Гризим, вид сверху | |
Самая высокая точка | |
Координаты | 32 ° 12'3,1 ″ с.ш. 35 ° 16'23,73 ″ в.д. / 32,200861 ° с.ш. 35,2732583 ° в.д. |
География | |
Родительский диапазон | Самарские горы |

Гора Гризим ( / ˈ ɡ ɛ r ɪ ˌ z ɪ m / ; самаритянский иврит : ࠄࠟࠓࠬࠂࠟࠓࠩࠆࠝࠉࠌ ʾĀ̊rgā̊rīzem ; Иврит : הַר גְּרִזִים Хар Гаризим ; Арабский : جَبَل جَرِزِيم Джабаль Джаризим или جَبَلُ ٱلطُّورِ Джабаль ат-Тур ) — одна из двух гор в непосредственной близости от палестинского города Наблус и библейского города Сихем . [1] Он образует южную сторону долины, в которой расположен Наблус, а северную сторону образует гора Эбал . [2] Гора является одной из самых высоких вершин на Западном берегу и возвышается на 881 м (2890 футов) над уровнем моря, что на 70 м (230 футов) ниже горы Эбал. [3] Гора особенно крута с северной стороны, сверху покрыта редким кустарником, а внизу находится родник с большим выходом пресной воды. [4] Для самаритянского народа, большая часть которого проживает вокруг нее, гора Гаризим считается самым святым местом на Земле. [5]
Гора упоминается в Библии как место, где при первом входе в Землю Обетованную после Исхода израильтяне совершали церемонии благословения, как им велел Моисей . [6]
Гора Гаризим священна для самаритян , которые считают ее, а не Иерусалимскую Храмовую гору , местом, избранным Богом для строительства святого храма. В самаритянской традиции это старейшая и самая центральная гора в мире, возвышающаяся над местом Великого потопа и предоставившая первую землю для высадки Ноя . [7] Это также место, где Авраам почти принес в жертву своего сына Исаака . [5] Евреи же считают местом ближайшего жертвоприношения гору Мориа , традиционно отождествляемую ими с Храмовой горой. Гора Гризим продолжает оставаться центром самаритянской религии и по сей день, и самаритяне поднимаются на нее три раза в год : на Песах , Шавуот и Суккот . [1] Самаритяне до сих пор празднуют Песах жертвоприношением агнца на горе Гаризим. [8]
Самаритянская деревня Кирьят-Луза и поселение израильское Хар-Браха расположены на хребте горы Гаризим. [9] [10] Во время Первой интифады в 1987 году многие самаритянские семьи переехали из Наблуса на гору Гаризим, чтобы избежать насилия. [11] Сегодня около половины оставшихся самаритян живут в непосредственной близости от Геризима, в основном в небольшой деревне Кирьят-Луза.
Библейский рассказ
[ редактировать ]
Согласно еврейской Библии , как сказано во Второзаконии , когда они впервые вошли в Ханаан , израильтяне отпраздновали это событие церемониями благословений и проклятий: церемонии благословения происходили на горе Гаризим, а проклятия - на близлежащей горе Гевал . [6] [12] В «Комментарии кафедры» предполагается, что эти горы были выбраны, вероятно, «потому, что они расположены в центре Земли как с севера на юг, так и с востока на запад». В комментарии к Кембриджской Библии для школ и колледжей утверждается, что «лицо Гаризима, горы благословения, более плодородно; противоположное лицо Гевала, горы проклятия, гораздо более голое». [13] но в «Комментарии к кафедре» говорится, что и Гаризим, и Эвал «одинаково бесплодны на вид, хотя ни один из них не полностью лишен культуры и растительности». [14]
В масоретском тексте говорится, что Моисей также повелел израильтянам построить на горе Эвал жертвенник, построенный из натуральных (а не тесаных) камней, чтобы класть туда камни и белить их известью . [4] приносить жертвенные жертвы на жертвеннике , есть там и писать там Моисеев закон на камнях. [15] Самаритянское Пятикнижие , а также древняя рукопись библейского текста, найденная в Кумране , [16] оба содержат тот же отрывок, что и масоретский текст, с той лишь разницей, что имя «Гаризим» вместо «Эвал», таким образом, утверждает, что Моисей приказал построить жертвенник на горе Гаризим. [12] [17] Недавняя работа над Свитками Мертвого моря , которые включают самые старые сохранившиеся рукописи библейского текста, еще раз подтверждает точность определения самаритянского Пятикнижия горы Гаризим, а не горы Гевал, как первого места в Земле Обетованной , где Моисей приказал построить жертвенник. быть построенным. [18]
Во всех версиях библейского текста Моисей указывает, как израильтянам следует разделиться на две группы, которые должны были произносить благословения с горы Гаризим и произносить проклятия с горы Гевал. Колена Симеона , Левия , Иуды , Иссахара , Иосифа и Вениамина должны были быть отправлены в Гаризим, а колена Рувима , Гада , Ашера , Завулона , Дана и Неффалима должны были остаться на Гевале. [19]
Жертвенник Богу вновь упоминается в Книге Иисуса Навина , когда после битвы при Гае Иисус Навин построил жертвенник из необтесанных камней, израильтяне приносили на нем мирные жертвы, на камнях был написан закон Моисея, и израильтяне разделились на две группы, указанные во Второзаконии, и произнесли благословения на горе Гаризим и проклятия на горе Гевал, как указано в законе Моисея. [20] Библеисты считают, что источники книги Иисуса Навина предшествуют источникам Второзакония, и, следовательно, приказ построить жертвенник и сделать надписи, вероятно, основан на этих действиях в источниках Иисуса Навина, а не наоборот, возможно, для того, чтобы дать объяснение происхождения событий, рассказанных в книге Иисуса Навина. [21]

Когда Иисус Навин был стар и умирал, он собрал народ в Сихеме (современный Наблус ) и произнес прощальную речь, а также установил « камень во свидетельство », поместив его «рядом со святилищем Яхве , под дубом». дерево", [22] что указывает на то, что там существовало святилище Божие. [17]
История
[ редактировать ]
Самаритянский храм, посвященный Яхве, был построен на горе Гаризим в V веке до нашей эры. [23] [24] Он существовал рядом с еврейским Вторым Храмом в Иерусалиме . [25] К этому моменту израильтяне были разделены на « самарян » и « евреев », оба заявляли о своем происхождении от библейских израильтян и проповедовали приверженность Торе , но расходились в самом святом месте на Земле, чтобы поклоняться Богу: горе Гаризим, для самаритян, и Иерусалим для евреев. [4]

Соседний город был построен самаритянами в III веке до нашей эры и стал центром самаритянского населения. [26] Религиозное соперничество между самаритянами и евреями привело к тому, что гора Гризим была разрушена последними в 112–111 годах до нашей эры по приказу Иоанна Гиркана . [26] [27] Дата разрушения самаритянского храма, 21 кислева, стала для евреев праздником, во время которого запрещено восхвалять умерших. [28]
Даже после разрушения иудеями их храма гора Гаризим продолжала оставаться святым местом для самаритян, о чем упоминается в Новом Завете . [29] На монетах, выпущенных римским монетным двором в Наблусе и датированных 138–161 гг. н. э., по-видимому, изображен разрушенный самаритянский храм: огромный храмовый комплекс, статуи и мощная лестница, ведущая из Наблуса к самому храму. [30]
В Евангелии от Иоанна христианского Нового Завета , в беседе с самаритянкой у колодца , Иисус раскрывает свои чувства по поводу поклонения либо на горе Гаризим (как это делали самаритяне), либо в Иерусалиме (как тогда делали иудеи):
Иисус сказал ей: «Женщина, поверь мне, наступает час, когда ты не будешь поклоняться Отцу ни на этой горе, ни в Иерусалиме. Ты кланяешься тому, чего не знаешь; мы кланяемся тому, что знаем, ибо спасение — от иудеев. Но настанет время и уже настало, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких, как они, Отец ищет Себе, Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. ."
В 36 году н. э. в Самарии вспыхнули волнения, когда харизматический деятель собрал самаритян на гору Гаризим, заявив, что раскопал священные сосуды, захороненные Моисеем . Понтий Пилат , римский губернатор Иудеи , встревоженный растущим числом собраний, направил войска, чтобы заблокировать их восхождение. Это привело к столкновениям, жертвам и арестам, что побудило самаритянских лидеров обвинить Пилата в жестокости. В ответ Вителлий , легат Сирии, назначил Марцелла управлять Иудеей и отозвал Пилата в Рим для расследования императором Тиберием , который умер до прибытия Пилата. [31]
Летом 67 г. н.э., во время Первой иудейско-римской войны , большая группа самаритян собралась на горе Гаризим. Веспасиан отправил Цериалиса, который командовал V Македонским легионом , с небольшим отрядом в 600 кавалеристов и 3000 пехотинцев, вероятно, полагаясь на отсутствие у самаритян защиты и нехватку воды летом. Хотя некоторые сдались по прибытии римлян, большинство предпочло сражаться. конфликт привел к значительным жертвам самаритян, в общей сложности 11 600 человек По словам Иосифа Флавия, . [32]
В конце концов, когда христианство стало государственной церковью Римской империи , самаритянам было запрещено поклоняться на горе Гризим. В 475 году на его вершине была построена христианская церковь . [33] [ сомнительно – обсудить ] В 484 году, во времена правления императора Зенона , на этом месте была воздвигнута восьмиугольная церковь мартириумного типа, посвящённая Богородице , Богоносной Деве Марии. [5] В 529 году Юстиниан I объявил самаритянство незаконным и организовал строительство защитной стены вокруг церкви. [4] [33] В результате в том же году Юлиан бен Сабар возглавил просамаритянское восстание и к 530 году захватил большую часть Самарии , разрушив церкви и убив священников и чиновников. Однако в 531 году, после того как Юстиниан заручился помощью Гасанидов , восстание было полностью подавлено, а оставшиеся в живых самаритяне были большей частью порабощены или сосланы. В 533 году Юстиниан приказал построить замок на горе Гризим, чтобы защитить церковь от набегов немногих недовольных самаритян, оставшихся в этом районе. [4] [33]
Согласно « Продолжению самаритянских хроник Абу'л-Фатха» , во время Суккота на седьмом году правления Аббасидского халифа аль-Мутаваккиля (855 г. н.э.) правитель Наблуса запретил самаритянам громко молиться и трубить в шофар . Однако в следующий четверг они поднялись на гору и громко и без перерыва молились. [34]
Археология
[ редактировать ]Раскопки на этом месте были начаты в 1983 году и продолжались до 2006 года и принесли десятки тысяч находок. Найденные там остатки свидетельствуют о том, что самаритянский храм существовал на вершине горы Гаризим к н . до середине века V приказам хасмонейского вождя Иоанна Гиркана . [35]

Археологические находки показали, что размеры территории самаритянского храма, не считая его ворот, имели размеры 96х98 метров. Внутри этого периметра были найдены тысячи глиняных сосудов и сожженные кости жертвенных животных – овец, коз, крупного рогатого скота и голубей. [36] а также множество камней с надписями, содержащими Тетраграмматон (имя Бога ). [37]
В 475 году христианская церковь на вершине горы была построена . В результате существования укрепленной церкви и предыдущего самаритянского храма на вершине Гаризима, напоминающей плато, до сих пор существуют обширные руины. Хорошо видна линия стены вокруг церкви. [4] как и части бывшего замка, и первоначальное археологическое исследование этого места показало, что в замке, построенном Юстинианом, использовались камни из более раннего сооружения на этом месте, вероятно, самаритянского храма. [33] В центре плато находится гладкая поверхность с впадиной. [33]

Раскопки, начатые, когда это место находилось во владении Иордании и продолжавшиеся под властью Израиля , обнаружили коринфские колонны , большую прямоугольную платформу размером 215 на 145 футов (65 на 44 м), окруженную 6 футами (2 м) толщиной и 30 стены высотой 9 футов (9 м) и лестница шириной 25 футов (8 м), ведущая вниз с платформы к мраморной эспланаде . [30] В комплексе также имеется ряд цистерн, в которых была найдена позднеримская керамика. [30] Эти открытия, получившие теперь название «Структура А», были датированы временем Адриана на основании нумизматических и внешних литературных свидетельств. [38] Под этими останками было обнаружено большое каменное сооружение, построенное на вершине скалы. Это сооружение, ныне известное как «Сооружение Б», почти полукубическое (21 х 20 м в ширину и длину и 8,5 м в высоту), почти полностью состоит из неотесанных известняковых плит, скрепленных между собой без какого-либо связующего материала , и не имеет внутренних комнаты или перегородки. [38] Сооружение было окружено двором, похожим на платформу над ним (размером 60 на 40 м, со стенами толщиной 1,5 м), и было датировано эллинистическим периодом или ранее по керамике, найденной в цистерне, вырезанной в скале в северная сторона. [30] Археолог, проводивший раскопки, считал, что «Строение Б» — это алтарь, построенный самаритянами в V или VI веке до нашей эры. [38]
Этимология и возможное доханаанское происхождение
[ редактировать ]Не исключено, что название горы может означать гору Геризеев , племени, находившегося по соседству с филистимлянами , которое, согласно еврейской Библии, было завоевано Давидом . [17]
Другая возможная простая этимология слова Гаризим могла бы дать значение горы, разделенной надвое . [33]
Согласно повествованию об Иотаме в Книге Судей , Сихем был местом, где находилось святилище Эль-Берифа , также известного как Баал Берит , что означает «Бог завета» и «Господин завета» соответственно; [39] Ученые предположили, что история Иисуса Навина об этом месте происходит от завета, заключенного здесь в ханаанские времена. [40] В повествовании Судей «столп, который был в Сихеме», по-видимому, достаточно значителен, чтобы дать название близлежащей равнине ( Судьи 9:6 ), и считается, что этот столб, вероятно, был баэтилом Эль- Берит; История Иисуса Навина о камне, установленном в качестве свидетеля, представляет собой просто попытку обосновать этиологию в соответствии с более поздним израильским богословием. [33]
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «3. Вотивные надписи с горы Гризим» . Перед Богом в этом месте на добрую память . Де Грюйтер. 28 мая 2013 г. стр. 52–90. дои : 10.1515/9783110301878.52 . ISBN 978-3-11-030187-8 .
- ^ «Гора Гризим» . Британская энциклопедия . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Мэтью Стерджис , Это не обязательно так , ISBN 0-7472-4510-X
- ^ Jump up to: а б с д и ж Еврейская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2 апреля 2012 г.). «Гора Гаризим и самаритяне (Представление на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, представленное Государством Палестина)» . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Второзаконие 11:29–30
- ^ Андерсон, Роберт Т., «Гора Гризим: Пуп мира», Библейский археолог Том. 43, № 4 (осень 1980 г.), стр. 217-218.
- ^ «Фотография этого» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 г. Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ «Хар Браха – Община» . Иешиват Хар Браха . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Не мусульманин, не еврей: древняя община на Западном Берегу все больше ощущает себя израильской» . Гаарец . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Связь самаритян с восстановлением, сохранением горы Гризим» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 14 мая 2022 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ицах Маген, «Датировка первой фазы самаритянского храма на горе Гризим в свете археологических свидетельств», в книге Одеда Липшица, Гэри Н. Кнопперса, Райнера Альбертца (ред.) Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры, Айзенбраунс , 2007, стр. 157 и далее, 183.
- ^ Смит, Джорджия, Кембриджская Библия для школ и колледжей по Второзаконию 11, по состоянию на 25 ноября 2015 г.
- ^ Комментарий кафедры к Второзаконию 11 , по состоянию на 25 ноября 2015 г.
- ^ Второзаконие 27: 4–8.
- ^ «Неизвестный фрагмент Второзакония из свитков Мертвого моря Джеймс Х. Чарльзуорт» . Ijco.org. Архивировано из оригинала 10 декабря 2011 г. Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Комментарий Пика к Библии
- ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. (16 июля 2012 г.). «Обнаружение неизвестного свитка Мертвого моря: оригинальный текст Второзакония 27?» . Журнал ОВУ . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 г.
- ^ Второзаконие 27: 11–13.
- ^ Иисус Навин 8: 31–35.
- ^ Ричард Эллиот Фридман , написавший Библию ; Еврейская энциклопедия , Книга Иисуса Навина , Второзаконие и др.
- ^ Иисус Навин 24: 1–27.
- ^ Маген, Ицхак (2007). «Датировка первой фазы самаритянского храма на горе Гаризим в свете археологических данных» . У Одеда Липшица; Гэри Н. Кнопперс; Райнер Альбертц (ред.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры . Айзенбрауны. ISBN 9781575061306 .
- ↑ Альтернативную дату первоначального строительства храма во время II железного века см. сейчас: Арье, Эран (2021). «Возвращение к горе Гризим: основание священного участка и протоионических столиц» . В Зелингере, Йехиэль; Пелег-Баркат, Орит; Узиэль, Джо; Гадот, Юваль (ред.). Новые исследования по археологии Иерусалима и его региона: Сборник статей . Том. 14. Управление древностей Израиля. С. 39*–63*. ISBN 978-965-406-744-7 .
- ^ Еврейская энциклопедия и др.
- ^ Jump up to: а б Дар, Шимон (01 января 2010 г.). «Археологические аспекты самаритянских исследований в Израиле» . Религиозное разнообразие в поздней античности . Брилл. п. 190. ИСБН 978-90-474-4453-4 .
- ^ Берлин, Адель (2011). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. п. 330. ИСБН 978-0-19-973004-9 .
Иоанн Гиркан I, который предпринял дальнейшие территориальные завоевания, принудив нееврейское население завоеванных регионов принять еврейский образ жизни и разрушив самаритянский храм на горе Гаризим.
. См. также: Джонатан Бургель, «Разрушение самаритянского храма Иоанном Гирканом: пересмотр» , JBL 135/3 (2016), стр. 505–523; То же, «Самаритяне в период Хасмонеев: подтверждение дискретной идентичности?» , Религии , 10/11 (ноябрь 2019 г.), стр. 628; два : 10.3390/rel10110628 . - ^ «Мегилат Таанит» . attalus.org.il . Проверено 21 сентября 2016 г.
- ^ Иоанна 4:20
- ^ Jump up to: а б с д У. Дж. Беннетт и Р. Булл, Телль-эр-Рас, Публикация археологических материалов и данных с горы Геризим, Западный берег , 1998 г.
- ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 75–76. ISBN 978-0-300-24813-5 .
- ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 227–228. ISBN 978-0-300-24813-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чейн и Блэк, Библейская энциклопедия
- ^ Леви-Рубин, Милка (2002). «Самаритяне в раннемусульманский период согласно продолжению хроники Абу-л-Фатха». В Штерне, Ефрем ; Эшель, Ханан (ред.). Самаритяне (на иврите). Яд Бен-Цви Пресс. п. 575. ИСБН 965-217-202-2 .
- ^ Липшиц, Одед; Кнопперс, Гэри Н.; Альбертц, Райнер (1 января 2007 г.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры Эйзенбраунс. стр. 157–165. ISBN 978-1-57506-130-6 .
- ^ Липшиц, Одед; Кнопперс, Гэри Н.; Альбертц, Райнер (1 января 2007 г.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры Эйзенбраунс. п. 162. ИСБН 978-1-57506-130-6 .
- ^ Липшиц, Одед; Кнопперс, Гэри Н.; Альбертц, Райнер (1 января 2007 г.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры Эйзенбраунс. п. 168. ИСБН 978-1-57506-130-6 .
- ^ Jump up to: а б с Роберт Дж. Булл, Раскопки Теллер-эр-Раса
- ^ Судьи 9
- ^ Судьи 9; Комментарий Пика к Библии и др.
Внешние ссылки
[ редактировать ]