Jump to content

Гора Гризим

Координаты : 32 ° 12'3,1 ″ с.ш. 35 ° 16'23,73 ″ в.д.  /  32,200861 ° с.ш. 35,2732583 ° в.д.  / 32,200861; 35.2732583
(Перенаправлено с Геризима )
Геризим
Гора Гризим, вид сверху
Самая высокая точка
Координаты 32 ° 12'3,1 ″ с.ш. 35 ° 16'23,73 ″ в.д.  /  32,200861 ° с.ш. 35,2732583 ° в.д.  / 32,200861; 35.2732583
География
Геризим расположен на Западном берегу реки Иордан.
Геризим
Геризим
Расположение горы Гризим на Западном берегу
Родительский диапазон Самарские горы
Трехъязычные дорожные знаки, ведущие в сторону горы Гаризим и Кирьят-Лузы ( шомроним – самаритяне на иврите).

Гора Гризим ( / ˈ ɡ ɛ r ɪ ˌ z ɪ m / ; самаритянский иврит : ࠄࠟࠓࠬࠂࠟࠓࠩࠆࠝࠉࠌ ‎ ʾĀ̊rgā̊rīzem ; Иврит : הַר גְּרִזִים ‎ Хар Гаризим ; Арабский : جَبَل جَرِزِيم Джабаль Джаризим или جَبَلُ ٱلطُّورِ Джабаль ат-Тур ) — одна из двух гор в непосредственной близости от палестинского города Наблус и библейского города Сихем . [1] Он образует южную сторону долины, в которой расположен Наблус, а северную сторону образует гора Эбал . [2] Гора является одной из самых высоких вершин на Западном берегу и возвышается на 881 м (2890 футов) над уровнем моря, что на 70 м (230 футов) ниже горы Эбал. [3] Гора особенно крута с северной стороны, сверху покрыта редким кустарником, а внизу находится родник с большим выходом пресной воды. [4] Для самаритянского народа, большая часть которого проживает вокруг нее, гора Гаризим считается самым святым местом на Земле. [5]

Гора упоминается в Библии как место, где при первом входе в Землю Обетованную после Исхода израильтяне совершали церемонии благословения, как им велел Моисей . [6]

Гора Гаризим священна для самаритян , которые считают ее, а не Иерусалимскую Храмовую гору , местом, избранным Богом для строительства святого храма. В самаритянской традиции это старейшая и самая центральная гора в мире, возвышающаяся над местом Великого потопа и предоставившая первую землю для высадки Ноя . [7] Это также место, где Авраам почти принес в жертву своего сына Исаака . [5] Евреи же считают местом ближайшего жертвоприношения гору Мориа , традиционно отождествляемую ими с Храмовой горой. Гора Гризим продолжает оставаться центром самаритянской религии и по сей день, и самаритяне поднимаются на нее три раза в год : на Песах , Шавуот и Суккот . [1] Самаритяне до сих пор празднуют Песах жертвоприношением агнца на горе Гаризим. [8]

Самаритянская деревня Кирьят-Луза и поселение израильское Хар-Браха расположены на хребте горы Гаризим. [9] [10] Во время Первой интифады в 1987 году многие самаритянские семьи переехали из Наблуса на гору Гаризим, чтобы избежать насилия. [11] Сегодня около половины оставшихся самаритян живут в непосредственной близости от Геризима, в основном в небольшой деревне Кирьят-Луза.

Библейский рассказ

[ редактировать ]
Старый город Наблуса и гора Гризим на заднем плане

Согласно еврейской Библии , как сказано во Второзаконии , когда они впервые вошли в Ханаан , израильтяне отпраздновали это событие церемониями благословений и проклятий: церемонии благословения происходили на горе Гаризим, а проклятия - на близлежащей горе Гевал . [6] [12] В «Комментарии кафедры» предполагается, что эти горы были выбраны, вероятно, «потому, что они расположены в центре Земли как с севера на юг, так и с востока на запад». В комментарии к Кембриджской Библии для школ и колледжей утверждается, что «лицо Гаризима, горы благословения, более плодородно; противоположное лицо Гевала, горы проклятия, гораздо более голое». [13] но в «Комментарии к кафедре» говорится, что и Гаризим, и Эвал «одинаково бесплодны на вид, хотя ни один из них не полностью лишен культуры и растительности». [14]

В масоретском тексте говорится, что Моисей также повелел израильтянам построить на горе Эвал жертвенник, построенный из натуральных (а не тесаных) камней, чтобы класть туда камни и белить их известью . [4] приносить жертвенные жертвы на жертвеннике , есть там и писать там Моисеев закон на камнях. [15] Самаритянское Пятикнижие , а также древняя рукопись библейского текста, найденная в Кумране , [16] оба содержат тот же отрывок, что и масоретский текст, с той лишь разницей, что имя «Гаризим» вместо «Эвал», таким образом, утверждает, что Моисей приказал построить жертвенник на горе Гаризим. [12] [17] Недавняя работа над Свитками Мертвого моря , которые включают самые старые сохранившиеся рукописи библейского текста, еще раз подтверждает точность определения самаритянского Пятикнижия горы Гаризим, а не горы Гевал, как первого места в Земле Обетованной , где Моисей приказал построить жертвенник. быть построенным. [18]

Во всех версиях библейского текста Моисей указывает, как израильтянам следует разделиться на две группы, которые должны были произносить благословения с горы Гаризим и произносить проклятия с горы Гевал. Колена Симеона , Левия , Иуды , Иссахара , Иосифа и Вениамина должны были быть отправлены в Гаризим, а колена Рувима , Гада , Ашера , Завулона , Дана и Неффалима должны были остаться на Гевале. [19]

Жертвенник Богу вновь упоминается в Книге Иисуса Навина , когда после битвы при Гае Иисус Навин построил жертвенник из необтесанных камней, израильтяне приносили на нем мирные жертвы, на камнях был написан закон Моисея, и израильтяне разделились на две группы, указанные во Второзаконии, и произнесли благословения на горе Гаризим и проклятия на горе Гевал, как указано в законе Моисея. [20] Библеисты считают, что источники книги Иисуса Навина предшествуют источникам Второзакония, и, следовательно, приказ построить жертвенник и сделать надписи, вероятно, основан на этих действиях в источниках Иисуса Навина, а не наоборот, возможно, для того, чтобы дать объяснение происхождения событий, рассказанных в книге Иисуса Навина. [21]

самаритян Пасхальное паломничество . на гору Гаризим

Когда Иисус Навин был стар и умирал, он собрал народ в Сихеме (современный Наблус ) и произнес прощальную речь, а также установил « камень во свидетельство », поместив его «рядом со святилищем Яхве , под дубом». дерево", [22] что указывает на то, что там существовало святилище Божие. [17]

Песах на Гаризиме в 1890-х годах.

Самаритянский храм, посвященный Яхве, был построен на горе Гаризим в V веке до нашей эры. [23] [24] Он существовал рядом с еврейским Вторым Храмом в Иерусалиме . [25] К этому моменту израильтяне были разделены на « самарян » и « евреев », оба заявляли о своем происхождении от библейских израильтян и проповедовали приверженность Торе , но расходились в самом святом месте на Земле, чтобы поклоняться Богу: горе Гаризим, для самаритян, и Иерусалим для евреев. [4]

Старый вид на Наблус и гору Гризим

Соседний город был построен самаритянами в III веке до нашей эры и стал центром самаритянского населения. [26] Религиозное соперничество между самаритянами и евреями привело к тому, что гора Гризим была разрушена последними в 112–111 годах до нашей эры по приказу Иоанна Гиркана . [26] [27] Дата разрушения самаритянского храма, 21 кислева, стала для евреев праздником, во время которого запрещено восхвалять умерших. [28]

Даже после разрушения иудеями их храма гора Гаризим продолжала оставаться святым местом для самаритян, о чем упоминается в Новом Завете . [29] На монетах, выпущенных римским монетным двором в Наблусе и датированных 138–161 гг. н. э., по-видимому, изображен разрушенный самаритянский храм: огромный храмовый комплекс, статуи и мощная лестница, ведущая из Наблуса к самому храму. [30]

В Евангелии от Иоанна христианского Нового Завета , в беседе с самаритянкой у колодца , Иисус раскрывает свои чувства по поводу поклонения либо на горе Гаризим (как это делали самаритяне), либо в Иерусалиме (как тогда делали иудеи):

Иисус сказал ей: «Женщина, поверь мне, наступает час, когда ты не будешь поклоняться Отцу ни на этой горе, ни в Иерусалиме. Ты кланяешься тому, чего не знаешь; мы кланяемся тому, что знаем, ибо спасение — от иудеев. Но настанет время и уже настало, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких, как они, Отец ищет Себе, Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. ."

В 36 году н. э. в Самарии вспыхнули волнения, когда харизматический деятель собрал самаритян на гору Гаризим, заявив, что раскопал священные сосуды, захороненные Моисеем . Понтий Пилат , римский губернатор Иудеи , встревоженный растущим числом собраний, направил войска, чтобы заблокировать их восхождение. Это привело к столкновениям, жертвам и арестам, что побудило самаритянских лидеров обвинить Пилата в жестокости. В ответ Вителлий , легат Сирии, назначил Марцелла управлять Иудеей и отозвал Пилата в Рим для расследования императором Тиберием , который умер до прибытия Пилата. [31]

Летом 67 г. н.э., во время Первой иудейско-римской войны , большая группа самаритян собралась на горе Гаризим. Веспасиан отправил Цериалиса, который командовал V Македонским легионом , с небольшим отрядом в 600 кавалеристов и 3000 пехотинцев, вероятно, полагаясь на отсутствие у самаритян защиты и нехватку воды летом. Хотя некоторые сдались по прибытии римлян, большинство предпочло сражаться. конфликт привел к значительным жертвам самаритян, в общей сложности 11 600 человек По словам Иосифа Флавия, . [32]

В конце концов, когда христианство стало государственной церковью Римской империи , самаритянам было запрещено поклоняться на горе Гризим. В 475 году на его вершине была построена христианская церковь . [33] [ сомнительно обсудить ] В 484 году, во времена правления императора Зенона , на этом месте была воздвигнута восьмиугольная церковь мартириумного типа, посвящённая Богородице , Богоносной Деве Марии. [5] В 529 году Юстиниан I объявил самаритянство незаконным и организовал строительство защитной стены вокруг церкви. [4] [33] В результате в том же году Юлиан бен Сабар возглавил просамаритянское восстание и к 530 году захватил большую часть Самарии , разрушив церкви и убив священников и чиновников. Однако в 531 году, после того как Юстиниан заручился помощью Гасанидов , восстание было полностью подавлено, а оставшиеся в живых самаритяне были большей частью порабощены или сосланы. В 533 году Юстиниан приказал построить замок на горе Гризим, чтобы защитить церковь от набегов немногих недовольных самаритян, оставшихся в этом районе. [4] [33]

Согласно « Продолжению самаритянских хроник Абу'л-Фатха» , во время Суккота на седьмом году правления Аббасидского халифа аль-Мутаваккиля (855 г. н.э.) правитель Наблуса запретил самаритянам громко молиться и трубить в шофар . Однако в следующий четверг они поднялись на гору и громко и без перерыва молились. [34]

Археология

[ редактировать ]

Раскопки на этом месте были начаты в 1983 году и продолжались до 2006 года и принесли десятки тысяч находок. Найденные там остатки свидетельствуют о том, что самаритянский храм существовал на вершине горы Гаризим к н . до середине века V приказам хасмонейского вождя Иоанна Гиркана . [35]

Руины на горе Гризим, 1880 год.

Археологические находки показали, что размеры территории самаритянского храма, не считая его ворот, имели размеры 96х98 метров. Внутри этого периметра были найдены тысячи глиняных сосудов и сожженные кости жертвенных животных – овец, коз, крупного рогатого скота и голубей. [36] а также множество камней с надписями, содержащими Тетраграмматон (имя Бога ). [37]

В 475 году христианская церковь на вершине горы была построена . В результате существования укрепленной церкви и предыдущего самаритянского храма на вершине Гаризима, напоминающей плато, до сих пор существуют обширные руины. Хорошо видна линия стены вокруг церкви. [4] как и части бывшего замка, и первоначальное археологическое исследование этого места показало, что в замке, построенном Юстинианом, использовались камни из более раннего сооружения на этом месте, вероятно, самаритянского храма. [33] В центре плато находится гладкая поверхность с впадиной. [33]

Археологические остатки на вершине горы Гризим

Раскопки, начатые, когда это место находилось во владении Иордании и продолжавшиеся под властью Израиля , обнаружили коринфские колонны , большую прямоугольную платформу размером 215 на 145 футов (65 на 44 м), окруженную 6 футами (2 м) толщиной и 30 стены высотой 9 футов (9 м) и лестница шириной 25 футов (8 м), ведущая вниз с платформы к мраморной эспланаде . [30] В комплексе также имеется ряд цистерн, в которых была найдена позднеримская керамика. [30] Эти открытия, получившие теперь название «Структура А», были датированы временем Адриана на основании нумизматических и внешних литературных свидетельств. [38] Под этими останками было обнаружено большое каменное сооружение, построенное на вершине скалы. Это сооружение, ныне известное как «Сооружение Б», почти полукубическое (21 х 20 м в ширину и длину и 8,5 м в высоту), почти полностью состоит из неотесанных известняковых плит, скрепленных между собой без какого-либо связующего материала , и не имеет внутренних комнаты или перегородки. [38] Сооружение было окружено двором, похожим на платформу над ним (размером 60 на 40 м, со стенами толщиной 1,5 м), и было датировано эллинистическим периодом или ранее по керамике, найденной в цистерне, вырезанной в скале в северная сторона. [30] Археолог, проводивший раскопки, считал, что «Строение Б» — это алтарь, построенный самаритянами в V или VI веке до нашей эры. [38]

Этимология и возможное доханаанское происхождение

[ редактировать ]

Не исключено, что название горы может означать гору Геризеев , племени, находившегося по соседству с филистимлянами , которое, согласно еврейской Библии, было завоевано Давидом . [17]

Другая возможная простая этимология слова Гаризим могла бы дать значение горы, разделенной надвое . [33]

Согласно повествованию об Иотаме в Книге Судей , Сихем был местом, где находилось святилище Эль-Берифа , также известного как Баал Берит , что означает «Бог завета» и «Господин завета» соответственно; [39] Ученые предположили, что история Иисуса Навина об этом месте происходит от завета, заключенного здесь в ханаанские времена. [40] В повествовании Судей «столп, который был в Сихеме», по-видимому, достаточно значителен, чтобы дать название близлежащей равнине ( Судьи 9:6 ), и считается, что этот столб, вероятно, был баэтилом Эль- Берит; История Иисуса Навина о камне, установленном в качестве свидетеля, представляет собой просто попытку обосновать этиологию в соответствии с более поздним израильским богословием. [33]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «3. Вотивные надписи с горы Гризим» . Перед Богом в этом месте на добрую память . Де Грюйтер. 28 мая 2013 г. стр. 52–90. дои : 10.1515/9783110301878.52 . ISBN  978-3-11-030187-8 .
  2. ^ «Гора Гризим» . Британская энциклопедия . Проверено 24 декабря 2020 г.
  3. ^ Мэтью Стерджис , Это не обязательно так , ISBN   0-7472-4510-X
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Еврейская энциклопедия
  5. ^ Jump up to: а б с Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2 апреля 2012 г.). «Гора Гаризим и самаритяне (Представление на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, представленное Государством Палестина)» . Проверено 24 декабря 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б Второзаконие 11:29–30
  7. ^ Андерсон, Роберт Т., «Гора Гризим: Пуп мира», Библейский археолог Том. 43, № 4 (осень 1980 г.), стр. 217-218.
  8. ^ «Фотография этого» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 г. Проверено 1 мая 2014 г.
  9. ^ «Хар Браха – Община» . Иешиват Хар Браха . Проверено 13 января 2022 г.
  10. ^ «Не мусульманин, не еврей: древняя община на Западном Берегу все больше ощущает себя израильской» . Гаарец . Проверено 13 января 2022 г.
  11. ^ «Связь самаритян с восстановлением, сохранением горы Гризим» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 14 мая 2022 г. Проверено 4 июня 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б Ицах Маген, «Датировка первой фазы самаритянского храма на горе Гризим в свете археологических свидетельств», в книге Одеда Липшица, Гэри Н. Кнопперса, Райнера Альбертца (ред.) Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры, Айзенбраунс , 2007, стр. 157 и далее, 183.
  13. ^ Смит, Джорджия, Кембриджская Библия для школ и колледжей по Второзаконию 11, по состоянию на 25 ноября 2015 г.
  14. ^ Комментарий кафедры к Второзаконию 11 , по состоянию на 25 ноября 2015 г.
  15. ^ Второзаконие 27: 4–8.
  16. ^ «Неизвестный фрагмент Второзакония из свитков Мертвого моря Джеймс Х. Чарльзуорт» . Ijco.org. Архивировано из оригинала 10 декабря 2011 г. Проверено 1 мая 2014 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Комментарий Пика к Библии
  18. ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. (16 июля 2012 г.). «Обнаружение неизвестного свитка Мертвого моря: оригинальный текст Второзакония 27?» . Журнал ОВУ . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 г.
  19. ^ Второзаконие 27: 11–13.
  20. ^ Иисус Навин 8: 31–35.
  21. ^ Ричард Эллиот Фридман , написавший Библию ; Еврейская энциклопедия , Книга Иисуса Навина , Второзаконие и др.
  22. ^ Иисус Навин 24: 1–27.
  23. ^ Маген, Ицхак (2007). «Датировка первой фазы самаритянского храма на горе Гаризим в свете археологических данных» . У Одеда Липшица; Гэри Н. Кнопперс; Райнер Альбертц (ред.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры . Айзенбрауны. ISBN  9781575061306 .
  24. Альтернативную дату первоначального строительства храма во время II железного века см. сейчас: Арье, Эран (2021). «Возвращение к горе Гризим: основание священного участка и протоионических столиц» . В Зелингере, Йехиэль; Пелег-Баркат, Орит; Узиэль, Джо; Гадот, Юваль (ред.). Новые исследования по археологии Иерусалима и его региона: Сборник статей . Том. 14. Управление древностей Израиля. С. 39*–63*. ISBN  978-965-406-744-7 .
  25. ^ Еврейская энциклопедия и др.
  26. ^ Jump up to: а б Дар, Шимон (01 января 2010 г.). «Археологические аспекты самаритянских исследований в Израиле» . Религиозное разнообразие в поздней античности . Брилл. п. 190. ИСБН  978-90-474-4453-4 .
  27. ^ Берлин, Адель (2011). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. п. 330. ИСБН  978-0-19-973004-9 . Иоанн Гиркан I, который предпринял дальнейшие территориальные завоевания, принудив нееврейское население завоеванных регионов принять еврейский образ жизни и разрушив самаритянский храм на горе Гаризим. . См. также: Джонатан Бургель, «Разрушение самаритянского храма Иоанном Гирканом: пересмотр» , JBL 135/3 (2016), стр. 505–523; То же, «Самаритяне в период Хасмонеев: подтверждение дискретной идентичности?» , Религии , 10/11 (ноябрь 2019 г.), стр. 628; два : 10.3390/rel10110628 .
  28. ^ «Мегилат Таанит» . attalus.org.il . Проверено 21 сентября 2016 г.
  29. ^ Иоанна 4:20
  30. ^ Jump up to: а б с д У. Дж. Беннетт и Р. Булл, Телль-эр-Рас, Публикация археологических материалов и данных с горы Геризим, Западный берег , 1998 г.
  31. ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 75–76. ISBN  978-0-300-24813-5 .
  32. ^ Роджерс, Гай Маклин (2021). За свободу Сиона: Великое восстание евреев против римлян, 66–74 гг. н.э. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 227–228. ISBN  978-0-300-24813-5 .
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чейн и Блэк, Библейская энциклопедия
  34. ^ Леви-Рубин, Милка (2002). «Самаритяне в раннемусульманский период согласно продолжению хроники Абу-л-Фатха». В Штерне, Ефрем ; Эшель, Ханан (ред.). Самаритяне (на иврите). Яд Бен-Цви Пресс. п. 575. ИСБН  965-217-202-2 .
  35. ^ Липшиц, Одед; Кнопперс, Гэри Н.; Альбертц, Райнер (1 января 2007 г.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры Эйзенбраунс. стр. 157–165. ISBN  978-1-57506-130-6 .
  36. ^ Липшиц, Одед; Кнопперс, Гэри Н.; Альбертц, Райнер (1 января 2007 г.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры Эйзенбраунс. п. 162. ИСБН  978-1-57506-130-6 .
  37. ^ Липшиц, Одед; Кнопперс, Гэри Н.; Альбертц, Райнер (1 января 2007 г.). Иуда и иудеи в четвертом веке до нашей эры Эйзенбраунс. п. 168. ИСБН  978-1-57506-130-6 .
  38. ^ Jump up to: а б с Роберт Дж. Булл, Раскопки Теллер-эр-Раса
  39. ^ Судьи 9
  40. ^ Судьи 9; Комментарий Пика к Библии и др.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c922886cc436de055e2dda2562e36c3__1722011400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/c3/9c922886cc436de055e2dda2562e36c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mount Gerizim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)