Хаджа, Калькилья
Хадж | |
---|---|
Арабская транскрипция(и) | |
• арабский | аргумент |
• Латынь | Хаджа (официальный) Хаджа (неофициальный) |
Расположение хаджа в Палестине | |
Координаты: 32 ° 12'17 "N 35 ° 07'50" E / 32,20472 ° N 35,13056 ° E | |
Палестинская сетка | 162/179 |
Состояние | Государство Палестина |
провинция | Калькиля |
Правительство | |
• Тип | Сельсовет |
Высота | 409 м (1342 фута) |
Население (2017) [ 2 ] | |
• Общий | 2,659 |
Значение имени | Курьет Хаджа, город Хаджа, от личного имени или пути. [ 3 ] |
Хаджа ( араб . حجة ) — палестинская деревня на севере Западного берега реки Иордан , расположенная в восемнадцати километрах к западу от Наблуса в провинции Калькилья Государства Палестина . По данным Палестинского центрального статистического бюро , в 2017 году в городе проживало 2659 жителей. [ 2 ]
Особенности хаджа сохранились с израильского , византийского и раннемусульманского периодов . В период железного века здесь, вероятно, проживали жители племени Менаше . [ 4 ] В римскую и византийскую эпохи он был идентифицирован как Кфар-Хагай или Кирьят-Хагга , самаритянская деревня, с упоминаниями в древних надписях и самаритянских источниках. [ 4 ] Деревня сохраняла свою самаритянскую идентичность на протяжении византийского и раннеисламского периодов, о чем свидетельствует открытие микв и каменных менор . [ 4 ] При мамлюках была построена мечеть. [ 5 ] В период Османской империи хаджа фигурировал в налоговых отчетах среди населения, большинство которого составляли мусульмане.
Население Хаджи имеет корни в Египте , Йемене и Яффо , организованном в несколько кланов, в то время как один клан ведет свое происхождение от самаритянских корней. Деревенский храм Эн-Наби Рабба, расположенный на вершине холма, считается могилой святого, возможно, связанного с Бабой Раббой , самаритянским лидером IV века, служившим хранителем посевов. В 1986 году это место было объявлено заповедником.
Расположение
[ редактировать ]Хаджа расположен в 15,9 км (9,9 миль) к востоку от Калькилии . Он граничит с Кафр-Каддумом и Имматином на востоке, Аль-Фундуком и Джинсафутом на юге, Кафр-Аббушем , Кафр-Лакифом и Бакат-эль-Хатабом на западе и Куром на севере. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]По словам местных жителей, хаджа изначально является арамейским словом, которое переводится как «рынок» или «общество». [ нужна ссылка ]
История и археология
[ редактировать ]черепки израильского византийского , и периодов . раннемусульманского В Хадже были найдены [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ]
Железный век
[ редактировать ]Самые ранние керамические черепки указывают на то, что Хаджа была заселена уже в железном веке , вероятно, племенем Менаше . [ 4 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 8 ] [ 9 ] [ ненадежный источник? ]
Эллинистический и византийский период
[ редактировать ]Хаджу отождествляли с Кфар-Хагай, древней самаритянской деревней, существовавшей, по крайней мере, с середины периода Второго Храма . Вотивная надпись третьего или второго века до нашей эры на горе Гаризим , самом святом месте самаритянства , а затем на месте главного храма, гласит: «То, что предложил Хагай, сын Кими, из Кфар-Хаггая ». [ 10 ] [ 11 ]
В более поздних самаритянских источниках это могла быть деревня, называемая «Кирьят-Хагга» или «Кирьят-Хага». [ 12 ] [ 13 ] Он упоминался как место рождения Бабы Раббы , который, как говорят, построил несколько синагог в этом районе, в том числе в деревне Хагга. В « Толиде » , самаритянском историческом сочинении, упоминается человек по имени Гевер Бен-Карми из Кирьят-Хагги. [ 4 ] Миквы, найденные в деревне, указывают на то, что Хагга все еще была самаритянской деревней в византийский и раннеисламский периоды . [ 4 ]
Археологические исследования в Хадже обнаружили пять каменных рельефов меноры , некоторые из которых сопровождались растительными украшениями, переделанными на современные здания. Подобные находки были сделаны в близлежащих деревнях, таких как Кафр-Аббуш , Кафр-Зибад , Кафр-Каддум и Кафр-Джит . Считается, что эти меноры, датируемые византийским периодом, изначально украшали самаритянские постройки, символизируя самаритянскую идентичность. [ 4 ]
Мамлюкский период
[ редактировать ]Во время правления мамлюкского султана Ан-Насира Мухаммада , в хиджры 722/1322 году , мечеть в деревне была построена . минарет . В 735/1334-35 гг. хиджры к нему был пристроен Эти здания были построены во имя Мухаммеда бин Мусы бин Ахмеда , местного имама , чей надгробный камень также находится рядом с мечетью и датирует его смерть 749/1348 годом хиджры. [ 5 ]
Османский период
[ редактировать ]Хаджа была включена в состав Османской империи в 1517 году вместе со всей Палестиной , а в 1596 году она появилась в регистрах как нахия Бани Сааб ливы Наблуса налоговых . В нем проживало 96 семей, все мусульмане . Жители деревни платили фиксированную ставку налога в размере 33,3% на различные сельскохозяйственные продукты, такие как пшеница, ячмень, яровые культуры, оливковые деревья, козы и/или ульи, в дополнение к «случайным доходам», прессу для оливкового масла или виноградного сиропа, и налог для жителей региона Наблус; итого 19 200 акче . Все доходы шли в вакф . [ 14 ]
В 1838 году Робинсон отметил Курьет-Хаджу как деревню в районе Бени-Сааб , к западу от Наблуса. [ 15 ] а в 1870 году Виктор Герен заметил это из Фарааты . [ 16 ]
В 1870-71 годах ( 1288 г. хиджры ) в ходе османской переписи деревня была внесена в нахию (подрайон) Бани Сааб. [ 17 ]
В 1882 году PEF (SWP), проведенном в Обзоре Западной Палестины отмечалось , о Курьет-Хадже : «Деревня хорошего размера на возвышенности, снабженная колодцами . На западе есть высеченная в скале гробница , и она выглядит древним местом. ." [ 18 ]
Британский мандат
[ редактировать ]По данным переписи населения Палестины 1922 года , проведенной властями британского мандата , в Кариет-Хадже проживало 642 жителя, все мусульмане. [ 19 ] число мусульман увеличилось по переписи 1931 года до 731 с 206 домами. [ 20 ]
По статистике 1945 года , население составляло 960 мусульман. [ 21 ] с 13 119 дунамами земли, согласно официальному обследованию земель и населения. [ 22 ] Из них 4 дунама приходилось на цитрусовые и бананы, 1226 дунамов - на плантации или орошаемые земли, 5045 - на зерновые, [ 23 ] а 36 дунамов были застроенной землей. [ 24 ]
Иорданский период
[ редактировать ]После арабо-израильской войны 1948 года и после заключения соглашений о перемирии 1949 года Хаджа перешел под власть Иордании .
Иорданская перепись 1961 года выявила 1093 жителя. [ 25 ]
1967-настоящее время
[ редактировать ]После Шестидневной войны 1967 года Хаджа находился под израильской оккупацией .
После соглашений 1995 года 37,2% деревенских земель были отнесены к зоне B , а оставшиеся 62,8% отнесены к зоне C. [ 26 ]
Израиль конфисковал 216 дунумов земли у Хаджи для создания двух израильских поселений , Карне Шомрон и Неве Орамин , а остальная часть земли для этих двух поселений была взята из Джинсафута , Кафр Лакифа и Дейр Истии . Израиль также конфисковал землю у Хаджи для строительства объездных дорог и барьера на Западном Берегу Израиля . [ 26 ]
Демография
[ редактировать ]Хаджа считается первоначальным центром племени Бани Сааб. Исторически он поглотил бедуинов из арабской группы аль-Джабарат. [ 27 ] Нынешние жители Хаджи ведут свою родословную из Египта , Йемена и Яффо . Они объединены в несколько кланов ( «хамула» ), включая кланы Бата-Хамед, Масалха, Даас, Тааюн и Фархат и другие. [ 4 ]
Некоторые семьи в деревне, как полагают местные жители, являются потомками самаритянских семей, которые жили в деревне до средневековья , когда они обратились в ислам . В деревне до сих пор проживает клан «Ат-Ципи», потомки самаритянской семьи Зипор ха-Матари. [ 4 ]
Сайты
[ редактировать ]Телль , увенчанный святыней , известный как Эн-Наби Рабба, расположен в 419 метрах к западу от деревни. Местные жители утверждают, что эта святыня отмечает могилу святого, идентифицированного как один из . внуков Иакова Этот святой не получил признания в традиционном исламе, и на этом месте нет могилы. Моше Шарон предполагает, что имя святого может сохранить память о Бабе Раббе , выдающемся самаритянском лидере IV века, известном строительством синагоги в Хадже. Местные жители верят, что святой является хранителем их посевов. Это место и его окрестности были обозначены [ кем? ] как заповедник в 1986 году. [ 28 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Махмуд Даас , он же Абу Халид (1934–2009), высокопоставленный командир Организации освобождения Палестины.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Профиль деревни Хаджа , ARIJ, с. 4
- ^ Jump up to: а б Предварительные итоги переписи населения, жилищного фонда и учреждений 2017 года (PDF) . Центральное статистическое бюро Палестины (PCBS) (Отчет). Государство Палестина . Февраль 2018 г. стр. 64–82 . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Палмер, 1881, стр. 187.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Эрлих (Жабо), Зеев Х.; Роттер, Меир (2021). «Четыре самаритянских меноры из селения Хаджи, Самария» . В чаще горы . 11 (2). Издательство Ариэльского университета: 188–204. дои : 10.26351/IHD/11-2/3 .
- ^ Jump up to: а б Шарон (2013), стр. 270–277 .
- ^ Гофна Р. и Порат Ю., 1972. Исследование земли Ефрема и Манассии. В: М. Кохави (ред.), Иегуда Самария и Голаны: археологические исследования в 2018 году. Иерусалим, стр. 195–241 [иврит].
- ^ Дофин, 1998, с. 798
- ^ Борнштейн, А., 1992. Управление и экономика Земли Манассии в конце Израильского царства в свете обновленного анализа самарийской керамики. Исследования Иуды и Самарии 1, стр. 61-121 [Управление и экономика земли Менаше во время позднего Израильского царства в свете обновленного анализа самарийской остраки] [иврит]
- ^ Дамский, А., 1998. Газа на границе Ефрема и Манассии (1 Паралипоменон 16:20). Исследования Иудеи и Самарии 7, стр. 27-30. [Айя на границе Ефрема и Менаше (1 Паралипоменон 7:28)] [иврит]
- ^ Маген и другие 2000 Маген, Ю., Софония, Л. и Магев, Х., 2000. Надписи на иврите и арамейском языке с горы Гаризим. Древности 120, стр. 125-132. Раскопки горы Гризим, Том 1: Арамейские, еврейские и самаритянские надписи.
- ^ Гудме, Анн Катрин де Хеммер (2013). Пред Богом на этом месте для доброй памяти: сравнительный анализ арамейских вотивных надписей с горы Гаризим . Де Грютер. п. 74. ИСБН 978-3-11-030118-2 . OCLC 858213282 .
- ^ Тейлор, Дж. (1993). Христиане и святые места: миф о еврейско-христианском происхождении . Кларендон Пресс. п. 67. ИСБН 978-0-19-814785-5 .
- ^ Кондер, 1876, с. 196
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах, 1977, с. 139
- ^ Робинсон и Смит (1841), том 3, Приложение 2, с. 127 .
- ^ Герен (1875), с. 180 .
- ^ Гроссман, Дэвид (2004). Арабская демография и раннее еврейское поселение в Палестине . Иерусалим: Магнес Пресс. п. 255.
- ^ Кондер и Китченер (1882), SWP II, стр. 166 .
- ^ Бэррон (1923), Таблица IX, Подрайон Наблуса, стр. 24 .
- ^ Миллс (1932), с. 61 .
- ^ Департамент статистики, 1945, с. 18 .
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави (1970), с. 59 .
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави (1970), с. 106 .
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави (1970), с. 156 .
- ^ Правительство Иордании, Департамент статистики, 1964, стр. 25 .
- ^ Jump up to: а б Профиль деревни Хаджа , ARIJ , с. 17.
- ^ Гроссман, Д. (1986). «Колебания в сельских поселениях Самарии и Иудеи в период Османской империи». в исследованиях Шомрона . Дар С., Сафрай С. (ред.). Тель-Авив: Издательство Хакибуц Хамеухад. п. 353
- ^ Таль, Ури (2023). Мусульманские святыни . Яд Бен-Цви. п. 151. ИСБН 978-965-217-452-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Кондер, ЧР (1876 г.). «Самарская топография» . Ежеквартальный отчет — Фонд исследования Палестины . 8 (4): 182–197. дои : 10.1179/peq.1876.8.4.182 .
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1882 г.). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 2. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Дофин, К. (1998). Византийская Палестина, заселение и население . BAR International Series 726 (на французском языке). Полет. III: Каталог. Оксфорд: Археопресс. ISBN 0-860549-05-4 .
- Правительство Иордании, Статистический департамент (1964 год). Первая перепись населения и жилищного фонда. Том I: Итоговые столы; Общая характеристика населения (PDF) .
- Правительство Палестины, Департамент статистики (1945 г.). Статистика деревни, апрель 1945 года .
- Герен, В. (1875). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 2: Самария, пт. 2. Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Хадави, С. (1970). Деревенская статистика 1945 года: Классификация собственности на землю и территории в Палестине . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
- Хюттерот, Вольф-Дитер; Абдулфаттах, Камаль (1977). Историческая география Палестины, Трансиордании и Южной Сирии в конце XVI века . Географические труды Эрлангера, специальный том 5. Эрланген, Германия: Правление Франконского географического общества. ISBN 3-920405-41-2 .
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Палмер, Э.Х. (1881). Исследование Западной Палестины: списки имен на арабском и английском языках, собранные во время исследования лейтенантами Кондером и Китченером, RE Транслитерировано и объяснено Э. Х. Палмером . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 3. Бостон: Крокер и Брюстер .
- Шэрон, М. (2013). Корпус арабских надписей Палестины, HI . Том. 5. БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-25097-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Добро пожаловать в Хаджу
- Хаджа , добро пожаловать в Палестину
- Обзор Западной Палестины, карта 11: IAA , Wikimedia commons
- Деревня Хаджа (информационный бюллетень) , Институт прикладных исследований – Иерусалим (ARIJ)
- Профиль деревни Хаджа , ARIJ
- Хаджа, аэрофотоснимок , ARIJ
- Приоритеты развития и потребности в хадже , ARIJ