Баба Рабба
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Отец II Рабба | |
---|---|
Рожденный | 288 г. н. э. (?) |
Умер | Константинополь (?) |
Занятие | Самаритянский первосвященник |
Баба II Рабба ( самаритянский арамейский : ࠁࠢࠁࠢࠀ ࠓࠠࠁࠠࠄ Bābāʾ Råbbå , самаритянский иврит : ࠁࠢࠁࠢࠀ ࠄࠣࠂࠟࠃࠅࠫࠋ Bābāʾ ʾagā̊dōl буквально «Баба Великий»), был известным самаритянским первосвященником . Считается, что он жил в конце третьего и начале четвертого веков нашей эры; Джеффри Коэн считает, что он родился в 288 лет, а умер в 328. [1]
Сын самаритянского первосвященника Натанила III, Баба Рабба, вероятно, родился в Кирьят-Хагге, современный Хаджа , Западный Берег . [2] О его жизни мало что известно. Согласно более поздним самаритянским работам, он был религиозным реформатором и вместе с ученым Маркой помог систематизировать самаритянскую литургию и богослужение. Судя по всему, он имел связи с римскими властями и, возможно, осуществлял некоторую временную власть над самаритянской общиной, которая, по-видимому, была относительно автономной в этот период. Одна летопись относит его смерть к 362 году в Константинополе . [ нужна ссылка ] Бабу также помнят за его действия против римских ( византийских ) санкций в отношении самаритянской общины, такие как сопротивление запрету на обрезание, наложенное на самаритян, повторное открытие и строительство новых синагог по всей Самарии, а также управление страной в разгар ее правления. восстание против римлян. По самаритянской хронологии он жил в «восьмом периоде». [ нужна ссылка ]
Самаритянское восстание
[ редактировать ]В начале нашей эры византийское правление в Палестине переживало периоды религиозного фанатизма. И евреи, и самаритяне столкнулись с жестокими гонениями. Евреи неоднократно восставали против Рима в первом и втором веках нашей эры, но особенно сокрушительное поражение восстания Бар-Кохбы в 135 году нашей эры оказалось окончательным препятствием для еврейской независимости и ухудшило и без того растущую еврейскую диаспору , которая просуществовала еще несколько лет. еще 2000 лет. Для сравнения, последующие восстания были минимальными, например, еврейское восстание против Констанция Галла в 351 году, которое, хотя и было многотысячным, длилось всего год, прежде чем было решительно подавлено римлянами.
Самаритяне в целом относились к евреям двойственно, и исторически их отношения с сестрами-израильтянами были грубыми, а иногда и враждебными. Не желая присоединяться к различным восстаниям, они избежали гнева римлян, и после последовательных поражений еврейских восстаний и постепенного исчезновения евреев в Палестине в земле образовался вакуум, который самаритяне, а также арабы -гасаниды , были рады заполнить. Это положило начало золотому веку самаритян, которые пользовались ограниченной автономией от римского правительства.
В четвертом веке нашей эры Баба Рабба, как сын первосвященника, стал преемником своего отца после смерти последнего и стал фактическим лидером самаритянской общины. Он разделил самарские земли на округа, которые затем передал аристократическим семьям, провел несколько реформ, основал государственные учреждения и систематизировал большую часть литургии, которую самаритяне продолжают использовать и сегодня. Он также организовал первое самаритянское восстание, которое началось с изгнания сборщиков налогов. [ нужна ссылка ]
Миха Йосеф Бердичевский рассказывает историю начала восстания, которое завершилось успешно: [ нужна ссылка ]
И будет у Нафанаила три сына, имя первенца Баба, и он Баба Рабба, второе имя Акбон, а третье имя Финеес. И было, когда они увидели бедствие своих колен и язвы, поражавшие изнутри и снаружи, то Дух Господень был на них, и они позавидовали Его ревности.
Тогда они пришли к народу и закричали: Кто нам Бог! И все народы и вельможи их соберутся к ним, и выберут из них семь человек. Солдат и интеллектуалов, и он назначил их министрами над всем народом и приказал им командовать всеми племенами и всеми семьями, учить их закону Господню, соблюдать его заповеди и быть их щитом перед его врагами. И укрепи их сердца, и обними и укрепи их, чтобы они не слышали слов указов, и их сердца не угасали. И возрадуется народ, слушая все это, и скажет: все, что ты сказал нам, ты и брат твой, сделано. Все статуи язычников восстали и сожгли им все нервы; Вернитесь к Богу всем своим сердцем и пойте, а мы будем петь Богу песнями и благодарением.
И было, когда они прекратили говорить в доме Египетском, дети Ефрема восстали против царя и его приближенных и начали служить своим богам открыто и без милосердия; И Баба и его братья встали со всеми семью министрами и комиссарами со своими людьми и своими героями и выступили против них и сделали их великими убитыми, а остальные бежали в свои души, и пусть будет мир в Самарии и ее дочерях! [ нужна ссылка ]
К сожалению, в действительности восстание оказалось далеко не таким успешным. Византийские войска быстро захватили Самарию и положили конец ее полунезависимости от империи.
Баба Рабба умер, согласно одной летописи, после того, как его пригласили в Константинополь , где он впоследствии был заключен в тюрьму, а затем и похоронен. [ нужна ссылка ] Если его смерть в Константинополе верна, то более вероятно, что Баба был схвачен и доставлен в Византию, а не приглашен туда.
После его смерти произошли дальнейшие восстания самаритян: первое в 484 г.; второй в 529 году, когда самаритяне понесли много потерь, а некоторые бежали за пределы Земли Израиля; и третий в 566.
В свете этих восстаний самаритяне и их религия оказались под суровым контролем, от которого они долгое время ускользали, по сути став «вне закона». Демографическое большинство, принадлежавшее самаритянам в Самарии и ее окраинах, впоследствии исчезло. По оценкам, было истреблено более миллиона самаритян. [3] [ не удалось пройти проверку ] [ не удалось пройти проверку ]
Организация сообщества
[ редактировать ]В самаритянских хрониках [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] обширное место отведено записи событий в том порядке, в котором они происходили, и деятельности Бабы Рабы. [ нужна ссылка ] Различные его работы не имеют никакой внешней документации, ни в « Мудрецах ». [ ВОЗ? ] [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] источниках, ни в христианской литературе византийского периода. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]
Помимо разделения земли на районы, Баба Раба построил синагоги и назначил судей из разных местностей. Он также основал совет, состоящий из священников и мудрецов, которые должны были преподавать Тору и управлять новыми синагогами. В состав совета входило семь священников: три священника и четыре старца. [ нужна ссылка ]
Национальный или местный лидер
[ редактировать ]Ицхак Хамитовский [ ВОЗ? ] считает, что Баба Рабба был лидером сельской среды Наблуса . [ нужна ссылка ] Духовенство в самом Наблусе не участвовало в проводимых им реформах. В списках синагог и судей город Наблус не упоминается. Более того, в то время римско-языческий Наблус – Неаполь – находился на пике расцвета. Его действия оставались в пределах окружающей сельской местности. [ нужна ссылка ]
По словам Ицхака Магена [4] традицию, окружающую Баба Рабу, следует рассматривать как намек на «религиозный ренессанс» самаритянской общины в IV веке. Появление Бабы Раббы, а также открытие греческих надписей того периода и археологические открытия синагог самаритян в Самарии и за ее пределами указывают на религиозное пробуждение самаритян. В IV веке также было перестроено священное соединение на горе Гризим и восстановлено паломничество к нему. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коэн, Джеффри М. (1981). Самаритянская хроника: источнико-критический анализ жизни и времен великого самаритянского реформатора Бабы Раббы . Studia Post-Biblica 30. Лейден: Brill. стр. 225–226. ISBN 9789004062153 .
- ^ Эрлих (Жабо), Зеев Х.; Роттер, Меир (2021). «Четыре самаритянских меноры из селения Хаджи, Самария» . В чаще горы . 11 (2). Издательство Ариэльского университета: 188–204. дои : 10.26351/IHD/11-2/3 . S2CID 245363335 .
- ^ «САМАРИТЯНЕ-ИЗРАИЛЬТЫ И ИХ РЕЛИГИЯ» (PDF) .
- ^ Самаритяне в римско-византийский период , в: А. Стерн и Х. Эшель (ред.) Сефер Хашомроним, Ицхак Бен-Цви, страницы 213-244.