Гора Эвал
Эбал | |
---|---|
![]() Вид на гору Эвал | |
Самая высокая точка | |
Высота | 935 м (3068 футов) |
Координаты | 32 ° 14'02 "N 35 ° 16'24" E / 32,234 ° N 35,2733 ° E |
География | |
Расположение горы Эвал в Палестине | |
![]() |
Гора Эвал ( ивр .: הַר עֵיבָל Хар Ēyḇāl ; Арабский : جَبَلُ عَيْبال Jabal 'Aybāl ) — одна из двух гор в непосредственной близости от города Наблус на Западном берегу реки Иордан ( библейский Сихем ), образующая северную сторону долины, в которой расположен Наблус, причем южная сторона — образован горой Гризим . [1] Гора является одной из самых высоких вершин на Западном берегу и поднимается на высоту 935 м (3068 футов) над уровнем моря , что примерно на 60 м (200 футов) выше, чем гора Гризим. [2] Гора Эвал находится примерно в 17 км. 2 (6,6 квадратных миль) по площади, [2] и состоит в основном из известняка. [3] На склонах горы есть несколько больших пещер, которые, вероятно, изначально были каменоломнями. [3] а у подножия к северу находятся несколько гробниц. [4]

Библейский рассказ
[ редактировать ]Перед входом израильтян в обетованную землю во Второзаконии 11:29 записано указание Моисея : «Когда Господь, Бог твой, введет тебя в землю, которую ты идешь овладеть, то возложи благословение на гору Гаризим и проклятие на горе Гевал».
В масоретском тексте и Септуагинтском варианте Второзакония 27 дается указание построить на горе Эвал жертвенник , построенный из натуральных (а не тесаных) камней, положить туда камни и отбелить их известью, [5] [4] принести мирные жертвы на жертвеннике , поесть там и написать слова закона сего на камне. [6] Согласно самаритянскому Пятикнижию и кумранскому фрагменту, это наставление на самом деле касается горы Гаризим , которую самаритяне считают святым местом; [7] [8] некоторые ученые считают, что самаритянская версия, вероятно, более точна в этом отношении, поскольку составители масоретского текста и авторы Септуагинты, вероятно, были предвзято настроены против самаритян. [7] Недавняя работа над свитками Мертвого моря подтверждает точность определения Самаритянским Пятикнижием горы Гаризим, а не горы Гевал в качестве священного места. [9] Кристоф Нихан и Эрве Гонсалес написали в 2018 году, что сейчас широко распространено мнение, что чтение «на горе Геризем» старше, чем чтение, относящееся к горе Эбаль, которая, по их словам, «возможно, представляет собой более позднюю полемическую ревизию». [10]
Сразу после этого последовало указание, что, как только это будет сделано, израильтяне должны разделиться на две группы: одна останется на горе Гевал и произнесет проклятия, а другая отправится на гору Гаризим и произнесет благословения. [11] Колена Симеона , Левия , Иуды , Иссахара , Иосифа и Вениамина должны были быть отправлены в Гаризим, а колена Рувима , Гада , Ашера , Завулона , Дана и Неффалима должны были остаться на Гевале. [11] Никакие попытки объяснить такое деление племен ни их библейской этнологией , ни географическим распространением не получили общего признания в академических кругах. [7]
Далее в тексте перечисляются двенадцать проклятий, которые должны были произнести левитское священство, на которые народ должен был ответить аминь . [12] Эти проклятия во многом напоминают законы (например, проклят тот, кто снесет памятник своего соседа ), и за ними не следует список благословений, описанных в аналогичной литургической структуре; ученые полагают, что они, скорее всего, представляют собой то, что было написано на камнях, и что более поздний список из шести явных благословений, [13] шесть почти соответствующих явных проклятий, [14] изначально находились в этом положении в тексте. [7] Нынешнее положение этих явных благословений и проклятий в более широком повествовании об обетовании и гораздо более широком повествовании об угрозе (соответственно) считается редакционным решением второй версии Второзакония после изгнания ( Dtr2 ), чтобы отражают произошло мировоззрение девтерономиста после того, как пленение . вавилонское [7]
В Книге Иисуса Навина после битвы при Гае Иисус Навин построил там жертвенник из необтесанных камней, израильтяне затем принесли на нем мирные жертвы, Закон Моисея на камнях был написан , и израильтяне разделились на две группы, указанные в Второзаконие и произносил благословения и проклятия, как там указано. [15] ведутся споры Между исследователями текста о том, является ли этот инцидент в истории Иисуса Навина одним рассказом или же он представляет собой объединение двух разных рассказов, где один рассказ относится к тому, как Иисус Навин построил жертвенник и приносил на нем жертвы, а другой рассказ относится к тому, что Иисус Навин положил большой камень. там были плиты, побеленные известью, а затем Тора . на них была написана [16] В любом случае существует общее мнение, что источники Иисуса Навина появились до Второзакония, и, следовательно, приказ построить жертвенник и сделать надпись, скорее всего, основан на этих действиях в источниках Иисуса Навина, а не наоборот, возможно, чтобы обеспечить этиология этого места приемлема для богословия девтерономистов. [17]
Много позже в Книге, когда Иисус Навин был стар и умирал, он собрал людей в Сихеме и произнес прощальную речь, а затем записал эти слова в книгу Торы Божией, взял большой камень и установил его. под косяком двери, которая в святилище Господнем . [18] В зависимости от того, каким образом источники Иисуса Навина были соединены вместе, это может быть просто еще одной версией более раннего повествования о том, как Иисус Навин разместил плиты из выбеленных камней с начертанной на них Торой , и некоторые ученые полагают, что это повествование могло первоначально относиться к более раннее место в Книге Иисуса Навина. [7]
В библейском повествовании теревинф , по-видимому, расположенный рядом со святилищем, очевидно, существовал еще во времена Патриархов , поскольку Иаков описан в Книге Бытия как похоронивший идолов чужих богов (принадлежащих его дяде Лавану). ) под ним. [19] Согласно мидрашу , один из этих идолов в форме голубя был позже найден самаритянами и использовался в их поклонении на горе Гаризим. [20]
Археология
[ редактировать ]Место на горе Эбаль (Северный Эль-Бурнат)
[ редактировать ]В 1980 году строение на горе Эвал было обнаружено израильским археологом Адамом Зерталем во время исследования страны на холме Манассия . [21] Университет Хайфы и Израильское исследовательское общество раскапывали это сооружение в течение восьми сезонов с 1982 по 1989 год и обнаружили скарабеев , тюленей и кости животных, относящиеся к периоду I железного века . [21] Сегодня большинство археологов сходятся во мнении, что это сооружение было местом ранней израильской культовой деятельности . [22] Зерталь предположил, что это сооружение, возможно, было жертвенником, описанным в Книге Иисуса Навина , где Иисус Навин построил жертвенник Яхве и возобновил Завет на большой церемонии. Эта идентификация является спорной и оспаривается рядом археологов. [23] [24]
В феврале 2021 года часть территории была разрушена Палестинской автономией , а камни были измельчены и использованы для мощения близлежащей дороги. [25]

Западные сайты
[ редактировать ]В более высокой части горы, на западе, находятся руины массивных стен, называемых Аль-Калах , а к востоку от них находятся другие руины, которые теперь называются Кунаисой . [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фотография южного склона горы.
- ^ Перейти обратно: а б Мэттью Стерджис , «Это не обязательно так » ISBN 0-7472-4510-X
- ^ Перейти обратно: а б Чейн и Блэк, Библейская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б Еврейская энциклопедия
- ^ Второзаконие 27: 4–6.
- ^ Второзаконие 27: 4–8,29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Комментарий Пика к Библии
- ^ Ульрих, Юджин (20 мая 2015 г.). Свитки Мертвого моря и эволюционный состав Библии . БРИЛЛ. п. 221. ИСБН 978-90-04-29603-9 .
- ^ Чарльзуорт, Джеймс Х. «Обнаружение неизвестного свитка Мертвого моря: оригинальный текст Второзакония 27?» Архивировано 26 ноября 2015 г. в журнале Wayback Machine OWU Magazine ; 16 июля 2012 г.
- ^ Кристоф Нихан; Эрве Гонсалес (9 июля 2018 г.). «Конкурирующие отношения к Самарии в Паралипоменон и Втором Захарии» . В Картвелте, Магнар; Кнопперс, Гэри Н. (ред.). Библия, Кумран и самаритяне . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 98. ИСБН 978-3-11-058141-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Второзаконие 27:11-13
- ^ Второзаконие 15–26.
- ^ Второзаконие 28: 3–6.
- ^ Второзаконие 28: 16–19.
- ^ Иисус Навин 8:31-35.
- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ Ричард Эллиот Фридман , написавший Библию ; Еврейская энциклопедия , Книга Иисуса Навина , Второзаконие
- ^ Иисус Навин 24: 1-27.
- ^ Бытие 35:4
- ^ Перейти обратно: а б Еврейская энциклопедия
- ^ Перейти обратно: а б Хокинс, Ральф К. (2012). Структура железного века I на горе Эбал: раскопки и интерпретация . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-243-3 .
- ^ Киллебрю, Энн Э. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев и раннего Израиля, 1300–1100 гг. до н.э. Общество библейской литературы. п. 160. ИСБН 978-1-58983-097-4 .
... сегодня консенсус имеет тенденцию поддерживать культовую интерпретацию этого раннего места Железа I, если не библейскую (см. Mazar 1990a, 348–50; Coogan 1987; 1990; Zevit 2001, 196–201).
- ^ Ульрих, Юджин (14 апреля 2015 г.). Свитки Мертвого моря и эволюционный состав Библии . БРИЛЛ. п. 61. ИСБН 978-90-04-29603-9 . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Антти Лаато (2014). «Культовое место на горе Гевал: переписанная и переосмысленная библейская традиция» . В Коскенниеми, Эркки; Вос, Якобус Корнелис де (ред.). Святые места и культ . Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 55. ИСБН 978-952-12-3046-2 . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ Лазаров, Това (10 февраля 2021 г.). « Алтарь Пророка Иисуса Навина на горе Эвал пострадал в результате дорожных работ палестинцев » . JPost . Проверено 11 февраля 2021 г.