Колодец Иакова
![]() Колодец Иакова в 2013 году. | |
Расположение | Рядом с деревней Балата , Западный берег реки Иордан. |
---|---|
Координаты | 32 ° 12'34 "N 35 ° 17'07" E / 32,209461 ° N 35,285331 ° E |
Тип | Хорошо |

Колодец Иакова , [ а ] также известный как Фонтан Иакова или Колодец Сихара , христианское святое место, расположенное в деревне Балата , пригороде палестинского города Наблус на Западном Берегу . [ 1 ] [ 2 ] Колодец, в настоящее время расположенный внутри восточно-православной церкви и монастыря, в религиозной традиции ассоциируется с библейским патриархом Иаковом на протяжении примерно двух тысячелетий.
Религиозное значение
[ редактировать ]Колодец Иакова назван в новозаветном Евангелии от Иоанна как место встречи Иисуса с самаритянкой :
И пришел [Иисус] в город в Самарии , называемый Сихарь, недалеко от участка земли, который Иаков дал своему сыну Иосифу. Там был колодец Иакова, и Иисус, уставший от дороги, сел у колодца. [ 3 ]
Местоположение Сичара неизвестно; возможно, это был город на восточных склонах горы Эвал , или это могло быть другое название Сихема . [ 4 ] Иаков Ветхого Завета — патриарх , чья история рассказана в еврейской книге Бытия . В Торе (первых пяти книгах Ветхого Завета) нет конкретного упоминания о колодце, принадлежавшем Иакову, но участок земли, описанный как местоположение колодца, считается библеистами идентичным сюжету. купленный Иаковом в Бытие 33, который, как говорилось, находился «в пределах видимости» Сихема. [ 2 ] [ 5 ]
Современная церковь в деревне Балата находится недалеко от места археологических раскопок Телль-Балата , традиционно отождествляемого с Сихемом. [ 6 ] Колодец в этой церкви издавна ассоциировался с повествованием Нового Завета, и поэтому христианская традиция считает, что этот колодец был выкопан Иаковом. [ 2 ] Такая же вера встречается и у самаритян. [ 2 ] [ 7 ] Такие ученые, как Джеймс Гастингс и Джеффри В. Бромили, утверждают, что еврейская традиция также связывает колодец с Иаковом. [ 2 ] [ 1 ] но Давид Гуревич и Йиска Харани утверждают, что «иудаизм не придает этому месту никакого религиозного значения». [ 7 ]
История
[ редактировать ]В записях паломников указывается, что колодец Иакова находился в пределах разных церквей, построенных на одном и том же месте в разное время. [ 1 ] [ 2 ] К 330-м годам нашей эры это место было идентифицировано как место, где Иисус вел беседу с самаритянкой, и, вероятно, использовалось для христианских крещений . [ 8 ] К 384 году нашей эры на этом месте была построена крестообразная церковь, которая упоминается в трудах святого Иеронима IV века . [ 8 ] Эта церковь, скорее всего, была разрушена во время восстаний самаритян в 484 или 529 году нашей эры. [ 8 ] Впоследствии, перестроенная Юстинианом I , эта вторая церковь византийской эпохи все еще стояла в 720-х годах нашей эры, а возможно, и в начале 9 века нашей эры. [ 8 ]
византийская церковь определенно лежала в руинах К тому времени, когда крестоносцы заняли Наблус в августе 1099 года нашей эры, ; В отчетах паломников начала XII века, посетивших это место, о колодце говорится, но не упоминается церковь. [ 8 ] К ним относится назначение Генри Малеверера хранителем колодца при иерусалимском короле . [ 9 ] Есть более поздние отчеты XII века о недавно построенной церкви у колодца Иакова. Первый такой исчерпывающий отчет исходит от Теодориха , который пишет: «Колодец... находится в полумиле от города Наблуса: он лежит перед алтарем в построенной над ним церкви, в которой монахини посвящают себя служению служение Богу. Этот колодец называется Источником Иакова». [ 8 ] Эта церковь эпохи крестоносцев была построена в 1175 году, вероятно, благодаря поддержке королевы Мелисанды , которая удалилась в Наблус в 1152 году, где она жила до своей смерти в 1161 году. [ 10 ] Судя по всему, эта церковь была разрушена после победы Саладина над крестоносцами в битве при Хиттине в 1187 году. [ 1 ] [ 2 ]
В марте 1697 года, когда Генри Мондрелл посетил колодец Джейкоба, вода стояла на глубине 5 футов (1,5 м) при общей глубине колодца 35 футов (11 м). [ 2 ] [ 11 ] Эдвард Робинсон посетил это место в середине XIX века, описав «остатки древней церкви», лежащие чуть выше колодца на юго-западе, как «бесформенную массу руин, среди которых видны фрагменты серых гранитных колонн, до сих пор сохраняя свой древний лоск». [ 12 ] Местные христиане продолжали почитать это место, даже когда там не было церкви. В 1860 году это место перешло в собственность Греческого Православного Патриархата , и в 1893 году вместе с небольшим монастырем была построена новая церковь, освященная в честь святой Фотинии Самаритянки . [ 13 ] Землетрясение в Иерихоне 1927 года разрушило это здание.
В ноябре 1979 года, во время обострения напряженности на Западном Берегу, хранитель колодца архимандрит Филумен был найден зарезанным насмерть внутри склепа, в котором находился колодец. Нападавший, психически больной житель Тель-Авива , был задержан три года спустя и признался в этом и других убийствах, включая нападение на монахиню в монастыре и убийство топором еврейского психиатра в Тель-Авиве. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] В 2009 году Иерусалимский греческий православный патриархат провозгласил Филумена святым через тридцать лет после его смерти.
Абуна (что означает «Отец») Иустинос, греческий православный священник из Наблуса, позже возглавил огромный проект реконструкции. Колодец Иакова с тех пор был восстановлен, и в новой церкви, построенной по образцу церкви эпохи крестоносцев, колодец находится внутри нее, в склепе на нижнем уровне. [ 10 ]
Физическое описание и расположение
[ редактировать ]Колодец Иакова расположен в 76 метрах (249 футов) от Телль-Балаты в восточной части города Наблус на территории монастыря Бир-Якуб. [ 1 ] [ 10 ] Доступ к колодцу можно получить, войдя в церковь на территории монастыря и спустившись по лестнице в склеп , где до сих пор стоит колодец вместе с «маленькой лебедкой, ведром, бывшими иконами и множеством зажженных свечей». [ 17 ]
По словам майора Андерсона, посетившего это место в 1866 году, в колодце есть:
«...узкое отверстие, достаточно широкое, чтобы позволить пройти телу человека с поднятыми руками, и эта узкая горловина длиной около 4 футов открывается в сам колодец, имеющий цилиндрическую форму, и открывается диаметром около 7 футов 6 дюймов. Колодец и верхняя часть колодца построены из каменной кладки , и кажется, что колодец был проложен сквозь смесь аллювиальной почвы и обломков известняка , пока не образовался плотный слой горного известняка. Достигнутый колодец имеет горизонтальные пласты, которые можно легко обрабатывать, а внутренняя часть колодца выглядит так, как будто она полностью облицована грубой каменной кладкой». [ 1 ]
По данным измерений, проведенных в 1935 году, общая глубина колодца составляет 41 метр (135 футов). [ 1 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Арабский : بِئْر يَعْقُوب , латинизированный : Biʾr Yaqūb ; Греческий : Φρέαρ του Ιακώβ , латинизированный : Брат Яков ; Иврит : באר יעקב , латинизированный : Беэр-Яаков.
- Ссылки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бромили 1982 , с. 955
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гастингс и Драйвер 2004 , стр. 535–537.
- ^ «Иоанна 4 (НИВ)» . Библия.
- ^ Дуглас, Тенни и Сильва 2011 , с. 1403
- ^ «Бытие 33:18-20 (NIV)» . Библика.
- ^ Раст 1992 , с. 31
- ^ Jump up to: а б Гуревич и Харани 2017 , с. 28
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прингл 1993 , с. 258
- ^ Брюэр 2001 , с. 1150
- ^ Jump up to: а б с «Бир Якуб (Колодец Иакова)» . ТОЛКАТЬ. Архивировано из оригинала 15 декабря 2008 года.
- ^ Маундрелл 1836 , стр. 105–106.
- ^ Робинсон и Смит 1856 , с. 132
- ^ Jump up to: а б Гуревич и Харани 2017 , стр. 26–54
- ^ «Обвинения, выдвинутые по делу об убийстве с топором в Наблусе» . Иерусалим Пост . 15 декабря 1982 года.
- ^ «Эксцентричный ТА« сознается »в убийствах 1979 года, говорит полиция» . Иерусалим Пост . 2 декабря 1982 года.
- ^ «Психиатрический тест для сознавшихся убийц». «Джерузалем Пост» . 17 декабря 1982 года.
- ^ «Наблус, Святая Земля» . Атлас Тур . Проверено 7 декабря 2008 г.
- Библиография
- Беккьо, Бруно; Шаде, Йоханнес П. (2006). «Фонтан Иакова». Энциклопедия мировых религий . Иностранная медиагруппа. ISBN 9781601360007 .
- Брюэр, ЕС (2001). Словарь фраз и басен Вордсворта . Вордсворт. ISBN 1-84022-310-3 .
- Бромили, GW (1982). Международная стандартная библейская энциклопедия: EJ . Вм. Б. Эрдманс . ISBN 9780802837820 .
- Дуглас, доктор юридических наук; Тенни, MC; Сильва, М. (2011). Иллюстрированный библейский словарь Зондервана . Зондерван. ISBN 978-0-310-22983-4 .
- Гуревич, Давид; Харани, Йиска (2017). «Филумен из колодца Иакова: рождение современного повествования о ритуальном убийстве» . Израильские исследования . 22 (2). Издательство Университета Индианы : 26–54. дои : 10.2979/israelstudies.22.2.02 . JSTOR 10.2979/israelstudies.22.2.02 . S2CID 152231830 .
- Гастингс, Дж .; Водитель, СР (2004). Библейский словарь: Том II: (Часть II: I – Родственник) . группы Minerva, Inc. ISBN 9781410217257 .
- Маундрелл, Генри (1836) [1703]. Гринвуд, FWP (ред.). Путешествие из Алеппо в Иерусалим на Пасху, 1697 год нашей эры . Христианский монитор (Новая серия, Том VI). Бостон: Сэмюэл Г. Симпкинс.
- Прингл, Д. (1993). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: Корпус . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521390361 .
- Раст, Уолтер Э. (1992). На протяжении веков в палестинской археологии: Вводный справочник . Тринити Пресс Интернешнл. ISBN 1-56338-055-2 .
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1856). Поздние библейские исследования в Палестине и прилегающих регионах: Журнал путешествий 1852 года . Лондон: Джон Мюррей .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Библейский словарь Истона . 1897. .
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
32 ° 12'34,06 "с.ш. 35 ° 17'7,19" в.д. / 32,2094611 ° с.ш. 35,2853306 ° в.д.