Самаритянские восстания
Самаритянские восстания | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Восточная епархия византийского периода, где самаритяне в основном населяли Палестину Прима (Самария). | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
|
| ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
| Неизвестный лидер (восстание 484 г.)
| ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Восстание Бен Сабара: тяжелые жертвы | Восстание Бен Пейшенса: 20 000–100 000 убитых Восстание 556–572: 100 000–120 000 убитых. [1] |
( Восстания самаритян ок. 484–573) — серия восстаний в провинции Палестина-Прима , организованных самаритянами против Византийской империи . Восстания были отмечены жестоким насилием с обеих сторон, а их жестокое подавление со стороны византийцев и их союзников -гассанидов серьезно сократило самаритянское население. Эти события необратимо изменили демографию региона, сделав христиан единственной доминирующей группой в провинции Палестина Прима на многие десятилетия вперед.
Фон конфликта
[ редактировать ]После периода еврейско-римских войн ранее доминирующая еврейская община практически вымерла по всей Иудее и на побережье Южного Леванта , оставаясь большинством только в Южной Иудее, Галилее и на Голанах . [ нужна ссылка ] Самаритяне и византийские христиане заполнили этот вакуум в центральных регионах Южного Леванта, тогда как набатейцы и арабы-христиане- гассаниды заселили периферию. [ нужна ссылка ]
Этот период считается золотым веком самаритянской общины . Храм Гризима был перестроен после восстания Бар-Кохбы в Иудее около 135 г. н.э. После вывода римских легионов Самария пользовалась ограниченной независимостью в III и IV веках. Баба Рабба (ок. 288–362), вождь самаритян, разделил самаритянские территории на округа и установил местных правителей из аристократических самаритянских семей. Он также провел ряд реформ и создал государственные институты. Большая часть самаритянской литургии была установлена Бабой Раббой в это время. Однако этот период полунезависимости был кратким, поскольку византийские войска захватили Самарию и увезли Бабу Рабу в плен в Константинополь , где он умер в тюрьме несколько лет спустя, около 362 года нашей эры. [2]
Юста восстание
[ редактировать ]Во время правления византийского императора Зенона (годы правления 474–475 и 476–491) напряженность между христианской общиной и самаритянами в Неаполе ( Сихеме ) резко возросла. Согласно самаритянским источникам, Зенон, которого источники называют «Заитом, царем Эдома», беспощадно преследовал самаритян. Император поехал в Неаполь, собрал старейшин и попросил их обратить; когда они отказались, Зенон приказал убить многих самаритян и перестроил синагогу в церковь. Тогда Зенон взял себе гору Гаризим , где самаритяне поклонялись Богу, и построил несколько зданий, среди них гробницу для своего недавно умершего сына, на которой он поставил крест, чтобы самаряне, поклоняясь Богу, падали ниц перед могила.
Позже, в 484 году, самаритяне восстали, спровоцированные слухами о том, что христиане намеревались перенести останки Аарона сыновей и внуков Елеазара , Итамара и Финееса . Самаритяне отреагировали тем, что вошли в собор Неаполя, убив христиан внутри и отрубив пальцы епископу Теребинфу.
Самаритяне избрали Юсту (или Юстасаса) своим царем и двинулись в Кесарию , где проживала примечательная самаритянская община. Там было убито много христиан и разрушена церковь Св. Прокопия. [3] Юста отпраздновал победу играми в цирке. [3]
По словам Иоанна Малаласа , Асклепиад, герцог Палестины (командующий войсками провинции Лимес арабский ), части которого были усилены базировавшимися в Кесарии Аркадианами лестодиокта (начальника полиции ) Регеса, разгромил Юсту, убил его и отправил его голову Зенону. [3] [4] Тем временем Теребинф бежал в Константинополь , попросив армейский гарнизон предотвратить дальнейшие атаки. По словам Прокопия , Теребинф отправился к Зенону просить отмщения; [3] Император лично отправился в Самарию для подавления восстания. [5] [ нужен лучший источник ]
В результате восстания Зенон построил церковь, посвященную Марии, матери Иисуса на горе Гаризим . Он также запретил самаритянам ездить на гору для совершения религиозных церемоний и конфисковал там их синагогу. Эти действия императора еще больше усилили гнев самаритян по отношению к христианам. [6]
Некоторые современные историки полагают, что порядок фактов, сохранившихся в самаритянских источниках, следует перевернуть, поскольку гонение Зенона было следствием, а не его причиной, и должно было произойти после 484 г., около 489 г. Зенон перестроил церковь св. Прокопию в Неаполе и самаритянам запретили посещать гору Гаризим, на вершине которой была построена сигнальная башня для оповещения в случае гражданских волнений. [4]
495 Самаритянские волнения
[ редактировать ]Самаритяне вновь восстали в 495 году, во время правления императора Анастасия I Дикора , вновь заняв гору Гаризим . Говорят, что самаритянская толпа под командованием самаритянки захватила церковь Святой Марии и уничтожила гарнизон. [3] Восстание впоследствии было подавлено византийским Эдессы наместником Прокопием . [4] и самаритянские вожди были убиты. [3]
Восстание Бена Сабара (529–531)
[ редактировать ]Под руководством харизматического мессианского деятеля по имени Юлиан бен Сабар (или бен Сахир) самаритяне начали войну, которую иногда называют последним самаритянским восстанием. [3] создать собственное независимое государство в 529 году. Это было, пожалуй, самое жестокое из всех самаритянских восстаний. По словам Прокопия, [ нужна ссылка ] Насилие вспыхнуло из-за ограничений, наложенных на самаритян византийскими властями указами Юстиниана, а Кирилл Скифопольский указывает на сектантскую напряженность между христианами и самаритянами как на основную причину восстания. [7]
После массовых беспорядков в Скифополе и сельской местности Самарии повстанцы быстро завоевали Неаполь, и бен Сабар стал их лидером и был провозглашен царем. [8] Бен Сабар проводил строгую антихристианскую политику: епископ Неаполя и многие священники были убиты, он преследовал христиан, разрушал церкви и организовывал партизанскую войну в сельской местности, изгоняя христиан. [8] Согласно византийским источникам, епископа звали Аммон (также Саммон или Аммон). [ нужна ссылка ] В ответ были отправлены силы палестинского герцога в сочетании с отрядами местных губернаторов и гассанидским арабским филархом . [ кем? ] справиться с восстанием. [8] Бен Сабар был окружен и разбит после отступления со своими войсками из Неаполя. [8] После пленения он был обезглавлен, а его голова, увенчанная диадемой , отправлена императору Юстиниану. [8]
К 531 году восстание было подавлено. [9] Войска императора Юстиниана I подавили восстание с помощью арабов -гассанидов ; десятки тысяч самаритян погибли или были порабощены , число погибших, возможно, составило от 20 000 до 100 000 человек. [3] После этого христианская Византийская империя фактически объявила самаритянскую веру вне закона. По словам Прокопия Кесарийского, большинство самаритянских крестьян решили проявить неповиновение в этом восстании и «были разорваны на куски». [3] Кроме того, Самария , «самая плодородная земля в мире, осталась некому возделывать ее». [3]
556 Самаритянское восстание
[ редактировать ]Император Юстиниан I столкнулся с еще одним крупным восстанием в 556 году. В этом случае евреи и самаритяне, похоже, объединились, начав восстание в Кесарии в начале июля. [10] : 31 Они напали на христиан в городе, убив многих из них, после чего напали на церкви и разграбили их. На губернатора Стефана и его военный эскорт было оказано сильное давление, и в конце концов правитель был убит, когда он укрывался в собственном доме. [10] : 31 Аманцию, правителю Востока, было приказано подавить восстание после того, как вдова Стефана достигла Константинополя. [10] : 31
Несмотря на участие евреев, восстание, похоже, получило меньшую поддержку, чем восстание Бен Сабара. [10] : 31 Церковь Рождества Христова была сожжена, что позволяет предположить, что восстание распространилось на юг, до Вифлеема . Сообщается, что после восстания было убито либо 100 000, либо 120 000 человек. Другие были подвергнуты пыткам или отправлены в ссылку. Однако это, вероятно, преувеличение, поскольку наказание, похоже, было ограничено районом Кесарии. [11]
572 восстание
[ редактировать ]Однако напряженность еще не закончилась. Император Юстин II (годы правления 565–578) жаловался на «насилия, совершенные… самаритянами у подножия горы Кармель над христианскими церквями и святыми изображениями». [10] : 31 Вероятно, в ответ на это событие Юстин II издал в мае 572 г. указ об отмене восстановления прав, предоставленных Юстинианом. [10] : 30–31 [12] В ответ летом 572 г., а затем в начале 573 г. или, альтернативно, в 578 г. произошло второе совместное самаритянско-еврейское восстание. [12] [13] Иоанн Эфесский и Иоанн Никийский, возможно, описали это восстание. [12]
Последствия
[ редактировать ]Самаритянская вера была объявлена вне закона, и с почти миллионного населения самаритянская община сократилась до сотен тысяч человек. [ нужна ссылка ] Положение самаритян еще больше ухудшилось после провала еврейского восстания против Ираклия и резни еврейского населения в 629 году. [ нужна ссылка ]
Численность самаритян в исламскую эпоху оставалась очень низкой, как и в поздний византийский период, – в результате предыдущих восстаний и насильственного обращения в другую веру. [14] проживало 30–80 000 самаритян Современные источники утверждают, что до мусульманского вторжения в Кесарии Приморской (наряду с примерно 100 000 евреями) из общего населения провинции, составлявшего 700 000 человек, в основном христиан. [15] К началу исламского периода самаритянская диаспора исчезает из записей, за исключением небольших общин Египта и Дамаска . [14] Сообщество египетских самаритян, вероятно, увеличилось за счет беженцев из прибрежных городов Палестины в результате мусульманского вторжения.
После мусульманского завоевания Леванта в 636 году самаритяне пострадали от большей социальной и экономической дискриминации, чем христиане и евреи, поскольку арабские правители часто сомневались, следует ли включать самаритян в мусульманское определение « народа Книги » (однако, по мнению Натана Шура, арабское исламское вторжение изначально принесло пользу сообществу). [16] Тем не менее, многие самаритяне обратились в ислам по экономическим, социальным и теологическим причинам, и численность общины продолжала сокращаться. [16] Жесткие преследования самаритян время от времени осуществлялись более фанатичными халифами, такими как Аль-Мансур (754–775), Харун ар-Рашид (786–809) и аль-Мутаваккиль (847–861). [17] Исламские религиозные лидеры также периодически стремились укрепить свою власть, разжигая антисамаритские настроения и иногда призывая к их уничтожению. [18] В результате богатство самаритян было практически уничтожено. [18]
См. также
[ редактировать ]- Еврейские и самаритянские восстания
- История евреев в Римской империи
- Еврейско-римские войны
- Первая иудейско-римская война , 66–73 гг. н.э.
- Восстание Бар-Кохбы , 132–136 гг. н.э.
- Другая война , 115–117 гг. н.э.
- Еврейское восстание против Констанция Галла , 352 г. н.э.
- Еврейское восстание против Ираклия , 614–617/625 гг.
- Связанные темы
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алан Дэвид Краун, Самаритяне , Мор Зибек, 1989, ISBN 3-16-145237-2 , стр. 75–76.
- ^ Левенштамм, Аяла (2007). «Баба Раба». В Беренбауме, Майкл ; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. ISBN 978-0-02-866097-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Коэн, Элли (2007). История византийских евреев: микрокосмос в тысячелетней империи . Университетское издательство Америки . стр. 26–31. ISBN 978-0-7618-3623-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Корона, Алан Дэвид (1989). Самаритяне . Мор Зибек. стр. 72–73. ISBN 978-3-16-145237-6 .
- ^ Прокопий, Здания , 5.7.
- ^ «Неаполис – (Наблус)» . Studium Biblicum Francescanum – Иерусалим. 19 декабря 2000 года . Проверено 19 апреля 2008 г.
- ^ Краун, Алан Дэвид; Пуммер, Рейнхард; Таль, Авраам (1993). Спутник самаритянских исследований . JCB Mohr (П. Зибек). ISBN 978-3-16-145666-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алан Дэвид Краун, Рейнхард Паммер, Абрахам Тал. Спутник самаритянских исследований . Мор Зибек. п. 140.
- ^ Ирфан Шахид Византия и арабы в шестом веке , Том 2, Часть 2, издательство Гарвардского университета (2010), стр. 8
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Элли Коэн (2007). История византийских евреев: микрокосмос в тысячелетней империи . Университетское издательство Америки. ISBN 9780761836230 . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Алан Дэвид Краун, изд. Самаритяне . Мор Зибек. п. 76. ИСБН 9783161452376 . Проверено 15 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рейнхард Пуммер (2002). Раннехристианские авторы о самаритянах и самаритянстве: тексты, переводы и комментарии . Мор Зибек. п. 318. ИСБН 9783161478314 . Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Джейкоб Нойснер (1975). История евреев в Вавилонии. Часть V: Поздние сасанидские времена . Архив Брилла. п. 122 . Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мор Зибек. Редакционная статья Алана Дэвида Крауна, Рейнхарда Паммера, Авраама Тала. Спутник самаритянских исследований . стр70-71.
- ^ Мор Зибек. Редакционная статья Алана Дэвида Крауна, Рейнхарда Паммера, Авраама Тала. Спутник самаритянских исследований . стр70-45.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, Г. Наследники забытых королевств: Путешествие в исчезающие религии Ближнего Востока . 2014.
- ^ Мор Зибек. Редакционная статья Алана Дэвида Крауна, Рейнхарда Паммера, Авраама Тала. Спутник самаритянских исследований . п2.
- ^ Перейти обратно: а б Мор Зибек. Редакционная статья Алана Дэвида Крауна, Рейнхарда Паммера, Авраама Тала. Спутник самаритянских исследований . р83-84.