Джастин II
Джастин II | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Солид Юстина II отмечал: д·н· Джастинус п·п· август· | |||||
Византийский император | |||||
Царствование | 14 ноября 565 г. - 5 октября 578 г. | ||||
Предшественник | Юстиниан I | ||||
Преемник | Тиберий II | ||||
Рожденный | Константинополь (ныне Стамбул , Турция) | ||||
Умер | 5 октября 578 г. Константинополь | ||||
Супруг | София | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Юстиниан | ||||
Отец | Дульцидий (или Сладчайший) | ||||
Мать | Бдительность | ||||
Религия | Халкидонское христианство |
Юстин II ( лат . Iustinus ; греч . Ἰουστῖνος , транслит. Ioustînos ; умер 5 октября 578 г.) был императором Восточной Римской империи с 565 по 578 г. Он был племянником Юстиниана I и мужем Софии , племянницы императрицы Феодоры , и представитель династии Юстинианов .
Юстин II унаследовал значительно увеличившуюся, но чрезмерно расширенную империю, в его распоряжении было гораздо меньше ресурсов по сравнению с Юстинианом I. Несмотря на это, он стремился соответствовать репутации своего грозного дяди, отказавшись от выплаты дани соседям Империи. Этот просчитанный шаг привел к возобновлению войны с империей Сасанидов и к вторжению лангобардов , которое стоило римлянам большей части их территории в Италии .
Династия Юстиниана | ||
---|---|---|
Хронология | ||
| ||
Преемственность | ||
| ||
Семья
[ редактировать ]Он был сыном Виджилантии и Дульцидио (иногда называемого Дульциссимусом), [2] соответственно сестра и зять Юстиниана. Среди его братьев и сестер были Марцелл и Преэкта . От Софии у него была дочь Аравия и, возможно, сын Юст, который умер молодым. У него также была племянница по имени Елена . [3]
Царствование
[ редактировать ]Присоединение
[ редактировать ]Юстиниан I умер бездетным 14 ноября 565 года. Каллиник , praepositus Sari Cubuli , кажется, был единственным свидетелем его предсмертных моментов, а позже утверждал, что Юстиниан на смертном одре назначил «Юстина, сына Виджилантии» своим наследником. решение. Уточнение было необходимо, поскольку был еще один племянник и кандидат на престол — Юстин , сын Германа . Современные историки подозревают, что Каллиник, возможно, сфабриковал последние слова Юстиниана, чтобы обеспечить преемственность своему политическому союзнику. [4] Как заметил историк Роберт Браунинг : «Действительно ли Юстиниан в конце концов решился сделать выбор, или Каллиник сделал это за него? Только Каллиник знал». [5]
В любом случае Каллиник начал предупреждать тех, кто больше всего был заинтересован в преемственности, первоначально различных членов византийского сената . Затем они совместно сообщили Юстину и Виджилантии, предложив трон. Юстин согласился после традиционного символического проявления нежелания, и вместе с женой Софией его сопроводили в Большой Константинопольский дворец . Экскубиторы Иоанн ночью заблокировали входы во дворец, а рано утром Схоластик , Константинопольский Патриарх , короновал нового Августа . было публично объявлено о смерти Юстиниана и о преемственности Юстина Лишь тогда на константинопольском ипподроме . [6]
И Патриарх, и Тиберий , командующий Экскубиторами, были недавно назначены, причем Юстин сыграл определенную роль в их соответствующих назначениях, исполняя роль куропалата Юстиниана . Их готовность возвести на трон своего покровителя и союзника вряд ли была удивительной. [6]
В первые несколько дней своего правления Юстин выплатил долги своего дяди, лично отправлял правосудие и провозгласил всеобщую религиозную терпимость. 1 января 566 года он стал консулом , тем самым возродив пост, который Юстиниан прекратил с 541 года. Юстин и София первоначально обещали заключить мир с двоюродным братом Юстина и соперником на престол, Юстином (сыном Германа ), но убили его в Александрии. вскоре после этого. По данным враждебно настроенного источника, императорская чета ударила его ногой по отрубленной голове. [7]

В 566 году он реформировал закон Юстиниана о разводе, зайдя слишком далеко, отменив возможность развода по обоюдному согласию. [8] Под предлогом непонимания хрупкой человеческой природы:
У человечества нет ничего более достойного восхищения, чем брак: от него происходят дети и последующие поколения, население деревень и городов и лучшая связь общества. Поэтому мы молимся о том, чтобы брак был настолько успешным для тех, кто его заключил, чтобы он никогда не был делом рук невезучего демона, и чтобы супружеские пары не распадались без веской причины для расторжения их брака. Но так как это трудно поддерживать для всего человечества (при таком большом населении невозможно, чтобы возникла какая-то необоснованная вражда), мы сочли целесообразным разработать какое-нибудь средство от этого, в частности, когда последствия мелочности обострились настолько, что породили настоящую непримиримую ненависть между партнерами. [9]
Внешняя политика
[ редактировать ]Столкнувшись с пустой казной, он прекратил практику Юстиниана подкупа потенциальных врагов. Сразу после своего воцарения Юстин прекратил выплату субсидий аварам , положив конец перемирию, существовавшему с 558 года. Этот шаг нарушил хрупкий баланс сил в Паннонском бассейне, поскольку аварская элита была вынуждена искать новые источники богатства, чтобы сохранить свои позиции и клиентские сети. После того, как авары и соседнее племя лангобардов объединились , чтобы уничтожить гепидов , от которых Юстин получил дунайскую крепость Сирмиум , давление авар заставило лангобардов мигрировать на запад, и в 568 году они вторглись в Италию под предводительством своего короля Альбоина . Они быстро захватили долину реки По и за несколько лет стали хозяевами почти всей страны. Сами авары переправились через Дунай в 573 или 574 году, когда внимание Империи было отвлечено волнениями на персидской границе. субсидии в размере 60 000 серебряных монет. Их успокоила лишь выплата преемником Джастина Тиберий . [10]
Северная и восточная границы были в центре внимания Джастина. В 572 году его отказ платить дань персам в сочетании с заигрываниями с турками привели к войне с империей Сасанидов. После двух катастрофических кампаний, в которых персы под предводительством Хосрова I захватили Сирию и захватили стратегически важную крепость Дара , Юстин потерял рассудок. [11]

Вскоре после контрабанды яиц тутового шелкопряда в Византийскую империю из Китая византийский христианскими монахами-несторианцами историк VI века Менандр Протектор пишет о том, как согдийцы пытались наладить прямую торговлю китайским шелком с Византийской империей. После заключения союза с сасанидским правителем Хосровом I , чтобы разгромить империю эфталитов , к Истами , гектюркскому правителю Западно-Тюркского каганата , обратились согдийские купцы с просьбой разрешить аудиенцию у сасанидского царя царей ради привилегии путешествовать через Персидские территории для торговли с Византией. [12] Истами отклонил первую просьбу, но когда он санкционировал вторую и приказал отправить согдийское посольство к сасанидскому царю, последний приказал отравить членов посольства до смерти. [12] Мания, согдийский дипломат, убедил Истами отправить посольство непосредственно в Константинополь , которое прибыло в 568 году и предложило не только шелк в подарок Юстину, но и предложило союз против Сасанидской Персии. Юстин согласился и отправил посольство в Тюркский каганат, обеспечив прямую торговлю шелком, желанную согдийцам. [12] [13]
В 1937 году историк Превит-Ортон описал Джастина как «жесткого человека, ослепленного славой своего предшественника, на которого выпала задача провести истощенную, плохо защищенную Империю через кризис первой величины и новое движение народов». . Превит-Ортон продолжает:
Во внешних делах он занимал позицию непобедимого, несгибаемого римлянина, и в тех бедствиях, которые вызывал его недостаток реализма, его разум в конечном итоге уступил. Именно иностранные державы он недооценивал и надеялся блефовать с помощью высокомерной негибкости, поскольку он хорошо осознавал отчаянное состояние финансов и армии, а также необходимость примирить монофизитов » . [14]

Наследование и смерть
[ редактировать ]
Сообщалось, что после 572 года у Джастина случались приступы безумия. Иоанн Эфесский , чья секта монофизитов подвергалась гонениям при Юстине, дал яркое описание безумия Юстина, в котором он вел себя как дикое животное, его катали на передвижном троне и требовали, чтобы днем и ночью играла органная музыка. [15] В 574 году по предложению Софьи он усыновил полководца Тиберия своим сыном и наследником, а затем ушел в отставку в его пользу. [16] 7 декабря, по словам Теофилакта Симокатты , Юстин оставался достаточно ясным, чтобы произнести красноречивую речь, передавая корону: [17] [18]
Вы видите знамена высшей власти. Вы собираетесь получить их не из моей руки, а из руки Бога. Почитай их, и от них ты получишь честь. Уважай императрицу, мать твою: ты теперь ее сын; раньше ты был ее слугой. Наслаждение не в крови; воздерживаться от мести; избегать тех действий, которыми я навлек на себя общественную ненависть; и обратитесь к опыту, а не примеру вашего предшественника. Как человек, я согрешил; как грешник, даже в этой жизни я сурово наказан: но эти слуги (и он указал на своих служителей), которые злоупотребили моим доверием и разожгли мои страсти, предстанут со мной перед судом Христовым. Я был ослеплен великолепием диадемы: будь мудр и скромен; помни, кем ты был, помни, кем ты являешься. Вы видите вокруг нас своих рабов и своих детей: с властью, примите на себя нежность родителя. Любите своих людей, как самого себя; Развивайте привязанность и поддерживайте дисциплину в армии; защищайте состояния богатых, облегчайте нужды бедных. [16]
Четыре года спустя, 26 сентября 578 года, он возвел Тиберия в сан Августа . Юстин умер всего девять дней спустя, 5 октября 578 года. [19]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Полный императорский титул Юстина II на латыни засвидетельствован в романе, изданном 1 марта 570 года: Император Цезарь Флавий Юстинус Фиделис во Христе кротчайший максимальный благодетель Аламанник Готик Францикус Германикус Антикус Вандаликус Африканский Пий Феликс прославленный победитель и триумфатор всегда Август (« , над аламанами готами , франками , африканцами , удачливый , прославленный Император Цезарь , победоносный и торжествующий Флавий Юстин , верный во Христе, кроткий, величественный, величайший победитель ; благочестивый ; [1] Победные титулы напрямую скопированы с Юстиниана.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лингенталь 1857 , стр. 13–14.
- ^ Мартиндейл 1980 , II, 1165.
- ^ Мартиндейл 1992 , III, 754–755.
- ^ Эванс (1999), стр. 263–264.
- ^ Браунинг (2003), с. 165
- ^ Перейти обратно: а б Эванс (1999), с. 264
- ^ Евагрий Схоластик , Церковная история, 5.2.
- ^ Саррис, П. (2017). Император Юстиниан. В книге Дж. Витте-младшего и Г. Хаука (ред.), «Христианство и семейное право: введение» («Закон и христианство», стр. 85–99). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/9781108233255.008
- ^ Новые конституции 140.
- ^ Норвич, Джон Дж. Визанптиум: ранние века (Лондон: Penguin 1988), стр.571 предоставляет аварам эту субсидию в размере 80 000 серебряных монет.
- ^ Николсон, Канепа и Дарьяи, 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ховард, Майкл К., Транснационализм в древних и средневековых обществах , роль трансграничной торговли и путешествий, McFarland & Company, 2012, стр. 133.
- ^ Лю, Синьру, «Шелковый путь: сухопутная торговля и культурные взаимодействия в Евразии», в «Сельскохозяйственных и скотоводческих обществах в древней и классической истории », изд. Майкл Адас, Американская историческая ассоциация, Филадельфия: издательство Temple University Press, 2001, стр. 168.
- ^ Превит-Ортон, Чарльз Уильям , Краткая средневековая история Кембриджа (Кембридж: University Press, 1952), стр. 201.
- ^ Иоанн Эфесский , Церковная история , Часть 3, Книга 3
- ^ Перейти обратно: а б Гиббон, Эдвард, История упадка и разрушения Римской империи , Глава XLV, Часть II
- ^ Феофилакт Симокатта III.11: «Это было сказано седьмого декабря, в шестой день, в девятом индикте».
- ^ Иоанн Эфесский , 3.5 .
- ^ Пасхальный хроникон 578 ; Иоанн Эфесский , 3,5 .
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Эдвард Уолфорд , переводчик (1846 г.) «Церковная история Евагрия: история церкви с 431 по 594 г. н. э.» , перепечатано в 2008 г. Evolution Publishing, ISBN 978-1-889758-88-6 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Браунинг, Роберт (2003), Юстиниан и Теодора , Gorgias Press LLC, ISBN 1-59333-053-7
- Эванс, Джеймс Аллан Стюарт (2000), Эпоха Юстиниана: обстоятельства императорской власти , Рутледж, ISBN 0-415-23726-2
- Гарланд, Линда (1999), Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. н.э. , CRC Press, ISBN 0-203-02481-8
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1980). «Виджилантия» . Просопография Поздней Римской империи: Том II, 395–527 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 1165. ИСБН 0-521-20159-4 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1992). «Иустин 5» . Просопография Поздней Римской империи: Том III, 527–641 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 754–756. ISBN 0-521-20160-8 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88-141056-3 .
- Николсон, Оливер; Канепа, Мэтью; Дарьяи, Турадж (2018). «Хосров и Аноширван» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Лингенталь, CEZ (1857 г.). Греко-римское право: новые конституции . К Вейгелю.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
