Бдительность
Вигилантия ( греч . Βιγιλαντία , родилась около 490 г.) была сестрой византийского императора Юстиниана I (годы правления 527–565) и матерью его преемника Юстина II (годы правления 565–574).
Имя
[ редактировать ]Название «Виджиланция» в переводе с латыни означает «бдительность, бодрствование». Само по себе происходит от слов «vigilia» (наблюдение, бдительность) и «бдение» ((1) прилагательное: бодрствующий, наблюдающий, бдительный (2) существительное: сторож, дозорный). [1]
Семья
[ редактировать ]Юстиниан (род. 482) и Виджилантия были детьми Виджилантии (род. ок. 455), сестры Юстина I (годы правления 518–527), основателя династии Юстинианов . Семья возникла в Бедериане, недалеко от Найсса (современный Ниш в Сербии ) в Средиземноморской Дакии . [2] Прокопий , Теодор Лектор , Захария Ритор , Виктор из Туннуны , Феофан Исповедник и Георгий Кедренос считают Юстина и его семью иллирийцами , хотя Кедренос не уверен. Евагрий Схоластик , Иоанн Малала , Хроникон Пасхале , Суда , Иоанн Зонара и Константинопольские Патрии считают их фрако-римлянами . Хотя Прокопий сообщает, что они были крестьянского происхождения, Зонара является единственным источником, описывающим Юстина I как бывшего пастуха . [3]
Сообщается, что Юстиниан родился в Тауресии , недалеко от Скупи , где, по-видимому, поселились их родители. Их отца звали Саббатий, а имя матери фактически не записано. [4] Имя «Биглениза» было присвоено матери Юстиниана и Виджилантии Никколо Аламанни (1583–1626), сославшись в качестве источника на «Жизнь Юстиниана» (лат. Vita Iustiniani ) «Теофила Аббаса», предполагаемого современника Прокопия. . [ нужна ссылка ] Несмотря на неоднократные поиски, этот источник так и не был обнаружен другим ученым. Несколько более поздних авторов доверяли Аламанни как надежному источнику, в том числе Эдвард Гиббон , который в своей «Истории упадка и разрушения Римской империи» цитирует имя Биглениза и другие детали, происходящие от Аламанни. Поскольку имя казалось славянским по происхождению, позже возникли теории о славянском происхождении Юстиниана и его семьи. В 1883 году Джеймс Брайс обнаружил рукопись « Вита Юстиниани » в Палаццо Барберини . Он датирован только 17 веком и содержит все факты, упомянутые Аламанни, в том числе Бигленизу, считающую свою невестку Феодору «не даром Божьим , а даром дьявола » . Брайс предложил эту рукопись как источник Аламанни. Однако ее подлинность была сомнительной, и Константин Йозеф Йиречек считал эту рукопись работой Ивана Томко Марнавича (1579–1639), архидьякона Аграма ( Загреба ). Какие-либо другие источники, которые он использовал, если таковые имеются, неясны. [5] Марнавич был переводчиком средневековых текстов, в частности житий . [6] Биглениза — это просто перевод Виджилантии на славянский язык, следуя давней теории о том, что мать и дочь носили одно и то же имя. [5]
Хотя родство Вигилантии с Юстинианом упоминается многими историками, только Виктор Таннуна называет ее мужа и отца Юстина II, Дульцидием (его имя также переводится как Дульциссимус). [7] [8]
Преемственность Юстиниана
[ редактировать ]Виджилантия - одна из фигур, представленных в In ladem Justiniminoris («Во славу младшего Юстина»), стихотворении Флавия Крескония Кориппа написанном по случаю воцарения Юстина II. Это скорее панегирик , чем настоящая хроника. И Вигилантию, и ее невестку Софию называют « дивами », что по латыни означает «божественные, богини », и являются источниками вдохновения поэта, заменяя Муз в этом отношении . Софья, племянница Феодоры . вероятно, была его покровительницей и, возможно, заказала стихотворение. Византинистка Линда Гарланд предполагает, что и София, и Виджилантия были действительными источниками Кориппа о различных событиях, включая «закулисную» деятельность. [9]
Брак и дети
[ редактировать ]Вигилантия и Дульцидий/Дульциссимус были родителями троих известных детей: [8]
- Юстин II , византийский император . Женат на Софье .
- Марцелл .
- Прогнозируется .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дуглас Харпер, Интернет-этимологический словарь. Записи «бдение», «бдительность», «бдительный», «линчеватель».
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис (1980), стр. 648–649.
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис (1980), с. 648
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис (1980), стр. 645–646.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Брайс, «Жизнь Юстиниана Теофила» (1887)
- ^ Файн (2006), с. 421
- ^ Мартиндейл, Джонс и Моррис (1992), с. 754
- ^ Перейти обратно: а б Мартиндейл, Джонс и Моррис (1980), с. 1165
- ^ Гарланд (1999), с. 41
Источники
[ редактировать ]- Эванс, Джеймс Аллан Стюарт (2000), Эпоха Юстиниана: обстоятельства имперской власти , Рутледж, ISBN 0-415-23726-2
- Файн, Джон Ван Антверпен (2006), Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в средневековый и ранний современный периоды , University of Michigan Press, ISBN 0-472-11414-Х
- Гарланд, Линда (1999), Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. н.э. , CRC Press, ISBN 0-203-02481-8
- Мартиндейл, Джон Р.; Джонс, AHM; Моррис, Джон (1980), Просопография Поздней Римской империи - Том II, 395–527 гг. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 0-521-20159-4
- Мартиндейл, Джон Р.; Джонс, AHM; Моррис, Джон (1992), Просопография Поздней Римской империи - Том III, 527–641 гг. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 0-521-20160-8