Константин V
Константин V | |
---|---|
Император римлян | |
Византийский император | |
Царствование | 18 июня 741 г. - 14 сентября 775 г. |
Коронация | 31 марта 720 г. [1] |
Предшественник | Лев III Исавриец |
Преемник | Лев IV Хазар |
Соперничающие императоры | Артабасдос (741–43) Никифор (741–743 гг.) |
Рожденный | июль 718 г. [2] Константинополь (ныне Стамбул , Турция ) |
Умер | 14 сентября 775 г. (57 лет) |
Жены | |
Проблема | Лев IV Никифор Кристофер Никитас Евдоким Антимос Антуса |
Династия | исаврийский |
Отец | Лев III Исавриец |
Мать | Мария |
Религия | Халкидонское христианство |
Константин V ( греч . Κωνσταντῖνος , транслит. Kōnstantīnos ; латынь : Константин ; июль 718 — 14 сентября 775) был византийским императором с 741 по 775 год. Его правление ознаменовалось укреплением византийской безопасности от внешних угроз. Будучи способным военачальником, Константин воспользовался гражданской войной в мусульманском мире, чтобы провести ограниченные наступления на арабской границе . Обеспечив безопасность этой восточной границы, он предпринимал неоднократные кампании против булгар на Балканах . Его военная деятельность и политика расселения христианского населения от арабской границы во Фракии сделали контроль Византии на своих балканских территориях более безопасным. Он также отвечал за важные военные и административные нововведения и реформы.
Религиозные распри и противоречия были характерной чертой его правления. Его ярая поддержка иконоборчества и противодействие монашеству привели к его очернению со стороны некоторых современных комментаторов и большинства более поздних византийских писателей, которые очернили его прозвищами « Навозный » ( греч . Κοπρώνυμος , транслит. Koprónimos ; латынь : Copronymus ), потому что он якобы испражнялся во время крещения, [3] [1] аналогично « Помазанный мочой » ( греч . Οὐραλύφιος , транслит. Ouralýphios ; лат .: Uralyphius ), [4] и « Всадник » ( греч . Καβαλλίνος , транслит. Kaballinos ; латынь : Caballinus ), относящийся к экскрементам лошадей. [3] [5]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Константин родился в Константинополе , в семье и преемнике императора Льва III и его жены Марии . На Пасху 720 года, в возрасте двух лет, он был возведен на престол вместе со своим отцом и как соимператор коронован патриархом Германом I . [1] Согласно византийской политической теории, трон мог разделить более чем один император; однако, хотя всем был предоставлен одинаковый церемониальный статус, только один император обладал высшей властью. Поскольку должность императора теоретически, а иногда и на практике, была выборной, а не строго наследственной, правящий император часто связывал сына или другого избранного преемника с собой в качестве соимператора, чтобы обеспечить возможную преемственность. [6] Чтобы отпраздновать коронацию своего сына, Лев III ввел в обращение новую серебряную монету — милиаресион ; стоимостью 12 золотых номизм , вскоре он стал неотъемлемой частью византийской экономики. В 726 году отец Константина издал Эклогу ; пересмотренный правовой кодекс , он был приписан как отцу, так и сыну совместно. Константин женился на Цицак , дочери хазарского кагана Бихара , важного византийского союзника. Его новую невесту крестили Ирину ( Eirēnē , «мир») в 732 году. После смерти отца Константин стал единственным императором 18 июня 741 года. [7] [8] [9] [10]
В исторических отчетах Константина упоминается хроническое заболевание, возможно, эпилепсия или проказа ; в начале его правления, возможно, это использовалось восставшими против него, чтобы поставить под сомнение его пригодность быть императором. [11]
Царствование
[ редактировать ]Восстание Артабасдоса
[ редактировать ]Сразу после воцарения Константина в 741 году восстал его зять Артабасд , муж его старшей сестры Анны . Артабасдос был стратегом (военным губернатором) (провинции) Опсикион темы и имел эффективный контроль над армянской темой . Иногда это событие датируют 742 годом, но оказывается, что это неверно. [12]
Артабасдос нанес удар по Константину, когда их соответствующие войска объединились для запланированной кампании против халифата Омейядов ; доверенный член свиты Константина по имени Бесер был убит в результате нападения. Константин сбежал и нашел убежище в Аморионе , где его приветствовали местные солдаты, которыми командовал Лев III до того, как он стал императором. [13] [14] Тем временем Артабасд двинулся на Константинополь и при поддержке Феофана Монутеса ( регента Константина ) и патриарха Анастасия был провозглашен и коронован императором. Константин получил поддержку анатолийских и фракийских тем; Артабасдос заручился поддержкой темы Фракии в дополнение к своему Опсикиону и армянским солдатам. [15] [16]
Соперничающие императоры выжидали, готовясь к военным действиям. Артабасд выступил против Константина у Сард в мае 743 года, но потерпел поражение. Три месяца спустя Константин разбил сына Артабасдоса Никиту и его армянские войска при Модрине и направился в Константинополь. В начале ноября Константин вошел в столицу после осады и дальнейшего сражения. [17] Он немедленно нацелился на своих противников, многие из которых были ослеплены или казнены. Патриарха Анастасия провезли на осле по ипподрому под насмешки константинопольской мафии, хотя впоследствии ему разрешили остаться на своем посту. [18] [19] Артабасд, бежавший из столицы, был задержан в крепости Пузанес в Анатолии, вероятно, расположенной к югу от Никомидии . Затем Артабасдос и его сыновья были публично ослеплены и заключены в монастырь Хора на окраине Константинополя. [20]
Поддержка Константином иконоборчества
[ редактировать ]Как и его отец Лев III, Константин поддерживал иконоборчество , богословское движение, отвергавшее почитание религиозных изображений и стремившееся уничтожить существующие. Позднее иконоборчество было окончательно признано еретическим . Заклятыми врагами Константина в ожесточенном и продолжительном религиозном споре были иконопочитатели , защищавшие почитание изображений. Иконопочитатели применяли к Константину уничижительный эпитет Копроним («навозоименный», от kopros , что означает « фекалии » или «навоз животных», и onoma , «имя»). Под этим непристойным именем они распространили слух, что в младенчестве он осквернил собственное крещение, испражняясь в купель или на императорскую порфиру, которой его пеленали. [21]
Константин поставил под сомнение законность любого изображения Бога или Христа. Иоанн Отец церкви Дамаскин использовал термин «неописуемый» по отношению к изображению Бога. Константин, опираясь на языковую связь между «неописанным» и «неизобразимым», утверждал, что необъяснимое не может быть законно изображено в изображении. Поскольку христианская теология утверждает, что Христос есть Бог , Его также нельзя представить в образе. [22] Император лично принимал активное участие в богословских дебатах; Существуют свидетельства того, что он составил тринадцать трактатов, два из которых сохранились во фрагментарной форме. [23] Он также излагал свои религиозные взгляды на собраниях, организованных по всей империи, отправляя представителей аргументировать свою точку зрения. [24] В феврале 754 года Константин созвал синод в Иерии , на котором присутствовали исключительно епископы-иконоборцы. Собор согласился с религиозной политикой Константина в отношении изображений, объявив их анафемой , и добился избрания нового патриарха-иконоборца. Однако он отказался поддержать всю политику Константина, которая находилась под влиянием наиболее экстремистских иконоборцев и критиковала почитание Марии, матери Иисуса , и святых . Собор подтвердил статус Марии как Богородицы ( Θεοτόκος ), или «Богородицы», подтвердил законность использования терминов «святой» и «святой» и осудил осквернение, поджоги или грабежи церквей в поисках пресечь иконопочитание. [25] [26] [27]
За синодом в Иерии последовала кампания по снятию изображений со стен церквей и чистке двора и бюрократии от иконопочитателей. Поскольку монастыри, как правило, были оплотом иконофильских настроений и практически ничего не вносили в светские нужды государства, Константин специально нацелился на эти общины. Он также экспроприировал монастырскую собственность в пользу государства или армии. Этими репрессиями против монахов в основном руководил императорский генерал Михаил Лачанодракон , который угрожал сопротивляющимся монахам ослеплением и изгнанием. На ипподроме он организовал спаривание многочисленных монахов и монахинь по принуждению к браку, публично высмеивая их обеты целомудрия. [28] Игумен-иконопочитатель Стефан Неос был забит до смерти толпой по приказу властей. В результате преследований многие монахи бежали в южную Италию и на Сицилию . [29] Непримиримое сопротивление монахов-иконопочитателей и их сторонников привело к тому, что их пропаганда достигла приближенных императора. Узнав о заговоре иконопочитателей, направленном против него самого, Константин отреагировал бескомпромиссно; В 765 году восемнадцать высокопоставленных сановников, обвиненных в государственной измене, были выставлены напоказ на ипподроме, а затем казнены, ослеплены или сосланы. патриарх Константинопольский Константин II был замешан в этом и свергнут с должности, а в следующем году его подвергли пыткам и обезглавили. [30]
К концу правления Константина иконоборчество дошло до того, что заклеймило реликвии и молитвы святым как еретические или, по крайней мере, весьма сомнительные. Однако масштабы последовательных официальных кампаний по насильственному уничтожению или сокрытию религиозных изображений или существование широкомасштабного санкционированного правительством уничтожения реликвий были поставлены под сомнение в более поздних исследованиях. Нет, например, свидетельств того, что Константин официально запретил культ святых. Доиконоборческие религиозные изображения действительно сохранились, и в различных существующих отчетах отмечается, что иконы сохранились, будучи спрятанными. В целом культура живописного религиозного изображения, по-видимому, пережила период иконоборчества практически нетронутой. Масштабы и серьезность иконоборческого уничтожения образов и мощей преувеличивались в более поздних иконоборческих сочинениях. [31] [32]
Иконопочитатели считали смерть Константина божественным наказанием. В 9 веке, после окончательного триумфа иконопочитателей, останки Константина были перенесены из императорской гробницы в церкви Святых Апостолов . [33]
Внутренняя политика и управление
[ редактировать ]Усердно добиваясь популярности, Константин сознательно использовал ипподром , место неизменно популярных гонок на колесницах , чтобы влиять на население Константинополя. При этом он использовал «цирковые группировки», которые контролировали конкурирующие команды возничих и их сторонников, имели широкое социальное влияние и могли мобилизовать большое количество граждан. Ипподром стал местом проведения ритуалов унижения военнопленных и политических врагов, которые нравились толпе. Источниками поддержки Константина были народ и армия, и он использовал их против своих противников-иконопоклонников в монастырях и столичной бюрократии. Иконоборчество не было чисто имперским религиозным убеждением, оно также имело значительную народную поддержку: некоторые действия Константина против иконопочитателей могли быть мотивированы желанием сохранить одобрение народа и армии. Монастыри были освобождены от налогов, а монахи - от службы в армии; Антипатия Императора к ним могла быть вызвана в большей степени светскими, финансовыми и кадровыми соображениями, чем реакцией на их теологию. [34] [35] [36]
Константин продолжил административные и финансовые реформы, начатые его отцом Львом III. Военные губернаторы ( στρατηγοί , strategoi ) были влиятельными фигурами, чей доступ к ресурсам своих обширных провинций часто служил средством восстания. Тема Опсикиона была основой власти, которая позволила восстать Артабасду, а также темой, расположенной ближе всего к столице в Малой Азии . Константин уменьшил размер этой темы, отделив от нее буцеллярийскую и , возможно, оптиматоновскую темы. В провинциях, наиболее близких к резиденции правительства, эта мера увеличила число стратегов и уменьшила ресурсы, доступные каждому из них, что сделало восстание менее легким для осуществления. [37] [38]
Константин отвечал за создание небольшой центральной армии из полностью профессиональных солдат, имперских тагмат (буквально: «полков»). Он добился этого, подготовив к серьезной войне корпус, состоявший в основном из подразделений церемониальной гвардии, которые были прикреплены к императорскому дворцу, и расширив их численность. Эти силы были созданы для формирования ядра полевых армий и состояли из лучше обученных, лучше оплачиваемых и лучше оснащенных солдат, чем те, которые были в провинциальных тематских подразделениях, чьи войска по совместительству были солдатами-фермерами. До своего расширения в рудиментарных Схолах и других гвардейских подразделениях, по-видимому, было мало полезных солдат, поэтому Константин, должно быть, включил бывших тематических солдат в свое новое формирование. [39] Базируясь в основном в столице или вблизи нее, тагматы находились под непосредственным контролем Императора и были свободны от региональной лояльности, которая стояла за столь многими военными восстаниями. [40] [41] [42]
Финансовое управление Константина было весьма компетентным. Это вызвало у его врагов обвинения в том, что он является беспощадным и хищническим сборщиком налогов и угнетателем сельского населения. Однако империя процветала, и Константин оставил своему преемнику очень богатую казну. Площадь обрабатываемых земель в Империи увеличилась, а продукты питания стали дешевле; между 718 и ок. В 800 г. производство кукурузы (пшеницы) во Фракии утроилось. Двор Константина был богатым, с великолепными зданиями, и он сознательно поощрял покровительство светскому искусству, чтобы заменить религиозное искусство, которое он удалил. [43] [44]
Константин построил ряд примечательных зданий в Большом Константинопольском дворце , в том числе церковь Богородицы Фаросской и Порфиру . Порфира представляла собой камеру, облицованную порфиром , камнем императорского пурпурного цвета. В нем проходили последние этапы родов будущие императрицы, и он был местом рождения детей правящих императоров. Сын Константина Лев был первым ребенком, родившимся здесь, и таким образом получил титул porphyrogénnētos ( рожденный в пурпуре ), высшую награду законности для императорского принца или принцессы. Идея «фиолетового рождения» возникла еще до строительства камеры, но благодаря ее существованию она приобрела буквальный аспект. [45] Считалось, что порфир прибыл из Рима и представлял собой прямую связь с древними истоками византийской имперской власти. [46] Константин также восстановил выдающуюся церковь Святой Ирины в Константинополе, которая сильно пострадала от землетрясения , произошедшего в Константинополе в 740 году . В здании сохранились редкие образцы иконоборческого церковного убранства. [47]
Имея многочисленное потомство, Константин систематизировал придворные титулы, присваиваемые членам императорской семьи. Он связал с троном только своего старшего сына Льва в качестве соимператора (в 751 г.), но своим младшим сыновьям дал титулы цезаря для старшего по возрасту и нобелиссимоса для младшего. [48]
Кампании против арабов
[ редактировать ]В 746 году, воспользовавшись нестабильными условиями в халифате Омейядов, который разваливался при Марване II , Константин вторгся в Сирию и захватил Германикею ( место рождения своего отца), а также отбил остров Кипр . Он организовал переселение части местного христианского населения на имперскую территорию во Фракии , укрепив контроль империи над этим регионом. В 747 году его флот уничтожил арабский флот у Кипра. В том же году в Константинополе произошла серьезная вспышка чумы, вызвавшая приостановку военных действий Византии. Константин удалился в Вифинию, чтобы избежать болезни, и, после того как она прошла, переселил людей из материковой Греции и с островов Эгейского моря в Константинополь, чтобы заменить погибших. [49]
В 751 году он возглавил вторжение в новый халифат Аббасидов под командованием Ас-Саффы . Константин захватил Феодосиополь и Мелитену , которые разрушил, и снова переселил часть населения на Балканы . Восточные кампании не смогли обеспечить конкретных территориальных завоеваний, поскольку не было предпринято серьезных попыток сохранить контроль над захваченными городами, за исключением Камахума (современный Кема ), в котором располагались гарнизоны. Однако при Константине Империя перешла в наступление против арабов после более чем столетия в основном оборонительной войны. Главной целью Константина в его восточных кампаниях, по-видимому, было насильственно собрать местное христианское население за пределами его границ, чтобы переселить Фракию. Кроме того, преднамеренное обезлюдение региона за восточными границами создало ничейную территорию, где концентрация и снабжение арабских армий были затруднены. Это, в свою очередь, повысило безопасность Византийской Анатолии. Его военная репутация была такова, что в 757 году один только слух о его присутствии заставил арабскую армию отступить. В том же году он заключил перемирие и обмен пленными с арабами, освободив свою армию для наступательной кампании на Балканах. [50] [51] [52] [53]
События в Италии
[ редактировать ]Поскольку Константин был оккупирован в других местах, а продолжению имперского влияния на Западе уделялось мало внимания, лангобардов король Айстульф захватил Равенну в 755 году, положив конец более чем двухвековому византийскому правлению в центральной Италии. [54] [55] Отсутствие интереса Константина к итальянским делам имело глубокие и долгосрочные последствия. Папа Стефан II , ища защиты от агрессии лангобардов, обратился лично к франкскому королю Пипину Короткому . Пипин запугал Айстульфа и вернул Стефана в Рим во главе армии. Это положило начало вмешательству франков в Италию, которое в конечном итоге сделало сына Пипина Карла Великого императором Священной Римской империи , а также спровоцировало папское светское правление в Италии с созданием Папской области . [56]
Константин отправил ряд безуспешных посольств к лангобардам, франкам и папству с требованием восстановления Равенны, но никогда не предпринимал попыток военного завоевания или интервенции. [57]
Неоднократные походы против болгар
[ редактировать ]Успехи на востоке позволили затем проводить агрессивную политику на Балканах. Константин стремился повысить процветание и защиту Фракии путем переселения туда христианского населения, переселенного с востока. Этот приток поселенцев, сопровождавшийся активным восстановлением границ, вызвал беспокойство у северного соседа Империи, привело к столкновению двух государств в 755 году . что Болгарии , подступы к Константинополю), но потерпел поражение в битве от Константина, который в следующем году начал серию из девяти успешных кампаний против болгар, одержав победу над преемником Кормисоша Винехом при Марцеллах . В 759 году Константин потерпел поражение в битве при перевале Ришки , но болгары не смогли развить свой успех. [58] [59]
Константин провел кампанию против славянских племен Фракии и Македонии в 762 году, депортировав некоторые племена в Опсицианскую фему в Анатолии, хотя некоторые добровольно потребовали переселения подальше от неспокойного болгарского приграничного региона. Современный византийский источник сообщил, что 208 000 славян эмигрировали из территорий, контролируемых Болгарией, на территорию Византии и поселились в Анатолии. [60] [61] [62]
Год спустя он отплыл к Анхиалу с 800 кораблями, на борту которых было 9600 кавалеристов и некоторое количество пехоты, одержав победу над ханом Телецем . Многие булгарские дворяне были взяты в плен в битве, а позже были убиты цирковыми группировками у Золотых ворот Константинополя. Телец был убит после своего поражения. В 765 году византийцы вновь успешно вторглись в Болгарию, в ходе этого похода были убиты как кандидат Константина на болгарский престол Токту , так и его противник Паган . Пэган был убит собственными рабами, когда он пытался скрыться от своих болгарских врагов, сбежав в Варну , где он хотел перейти на сторону императора. Совокупный эффект неоднократных наступательных кампаний Константина и многочисленных побед вызвал значительную нестабильность в Болгарии, где шесть монархов потеряли свои короны из-за неудач в войне против Византии. [63] [64] [65]
В 775 году болгарский правитель Телериг связался с Константином и попросил убежища, заявив, что опасается, что ему придется бежать из Болгарии. Телериг поинтересовался, кому он может доверять в Болгарии, и Константин по глупости раскрыл личности своих агентов в стране. Названные византийские агенты были оперативно устранены. [66] В ответ Константин отправился в новый поход против болгар, в ходе которого у него появились карбункулы на ногах . Он умер во время обратного пути в Константинополь 14 сентября 775 года. Хотя Константину не удалось разрушить Булгарское государство или установить прочный мир, он восстановил имперский престиж на Балканах. [67] [68] [69]
Оценка и наследие
[ редактировать ]Константин V был весьма способным правителем, продолжавшим реформы – финансовые, административные и военные – своего отца. Он также был успешным генералом, не только укрепившим границы империи, но и активно проводившим кампанию за ее пределами, как на востоке, так и на западе. В конце его правления империя имела сильные финансы, боеспособную армию, гордившуюся своими успехами, и церковь, которая, казалось, подчинялась политическому истеблишменту. [70]
Сосредоточив внимание на безопасности основных территорий империи, он молчаливо отказался от некоторых периферийных регионов, особенно в Италии, которые были потеряны. Однако враждебная реакция Римской церкви и итальянского народа на иконоборчество, вероятно, обрекла имперское влияние в центральной Италии, независимо от любого возможного военного вмешательства. Из-за своей приверженности иконоборчеству Константин был проклят в глазах современных писателей-иконопочитателей и последующих поколений православных историков. Типичными для этой демонизации являются описания Константина в сочинениях Феофана Исповедника : «чудовище, жаждущее крови», «свирепый зверь», «нечистый и окровавленный маг, получающий удовольствие от вызывания бесов», «предтеча Антихриста ». Однако для своей армии и народа он был «победоносным и пророческим императором». После катастрофического поражения византийцев от болгарского хана Крума в 811 году в битве при Плиске войска тагматов ворвались в гробницу Константина и умоляли мертвого императора снова возглавить их. [71] Жизнь и действия Константина, если освободиться от искажений, вызванных преклонением перед его солдатами и демонизацией писателей-иконопочитателей, показывают, что он был эффективным администратором и одаренным полководцем, но он также был самодержавным, бескомпромиссным и иногда излишне резким. [72] [73] [74]
Все сохранившиеся современные и более поздние византийские истории, охватывающие период правления Константина, были написаны иконопочитателями. В результате они подвергаются подозрениям в предвзятости и неточности, особенно при приписывании мотивов Императору, его сторонникам и противникам. Это делает ненадежными любые заявления об абсолютной уверенности в отношении политики Константина и масштабов его репрессий против иконопочитателей. [75] [76] В частности, рукопись, написанная в северо-восточной Анатолии и посвященная чудесам, приписываемым святому Феодору, является одной из немногих, написанных, вероятно, во время или сразу после правления Константина и сохранившихся в своей первоначальной форме; в нем мало крайних оскорблений, характерных для более поздних иконопочитательских сочинений. Напротив, автор указывает, что иконопочитателям пришлось примириться с имперской иконоборческой политикой, и даже дарует Константину V традиционные религиозные возгласы: «Богоохраняемый» ( θεοφύλακτος ) и «христолюбивый император» ( φιλόχριστος βασιλεὺς ). [77]
Семья
[ редактировать ]От первой жены Цицак («Ирины Хазарской») у Константина V был сын: [78]
- Лев IV , ставший императором. Он был коронован в 751 году.
От второй жены Марии Константин V, как известно, не имел детей.
От третьей жены Евдокии Константин V имел пятерых сыновей и дочь:
- Кристофер, Цезарь
- Никифор , Цезарь
- Никит, нобелиссимос
- Евдоким, нобелиссим
- Антимос, нобелиссимос
- Анфуса (иконопочитательница, после смерти отца стала монахиней, позже почиталась как святая Анфуса Младшая). [79]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с PBE (2001) Константинос 7 (# 3703)
- ^ Никифор 1990 , с. 125 (глава 56).
- ^ Перейти обратно: а б Чолий, Роман (2002). Феодор Студит: Порядок святости . Издательство Оксфордского университета . п. 12. ISBN 9780199248469 .
- ^ Лампте, GWH (1961). Святоотеческий греческий лексикон . Оксфорд в Clarendon Press. стр. 977, по Феодору Студиту .
- ^ Бери, Дж. Б. (1889). История Поздней Римской империи от Аркадия до Ирины (395–800 гг. н.э.) . п. 462. ИСБН 978-1-4021-8368-3 .
- ^ Никол, с. 72
- ^ Острогорский, с. 165
- ^ Финли, с. 43
- ^ Тредголд (1997), с. 349
- ^ Брубейкер и Халдон, с. 76
- ^ Брубейкер и Халдон, с. 157
- ^ Тредголд (1997), с. 356 (п. 12, стр. 939)
- ^ Брубейкер и Халдон, стр. 157–158.
- ^ Тредголд (1997), стр. 156–157.
- ^ Бери, с. 10
- ^ Острогорский, стр. 165–166.
- ^ Брубейкер и Халдон, с. 159
- ^ Бери, с. 10
- ^ Острогорский, с. 166
- ^ Гарланд, с. 9
- ^ Бери, с. 9
- ^ Барнард, с. 13
- ^ Острогорский, с. 171
- ^ Брубейкер и Халдон, с. 182
- ^ Острогорский, стр. 171–173.
- ^ Пеликан, стр. 111–112
- ^ Лоос, с. 32
- ^ Брубейкер и Халдон, с. 156
- ^ Острогорский, стр. 173–175.
- ^ Бери, с. 14
- ^ Брубейкер и Халдон, стр. 208–211.
- ^ Цукерман, стр. 203–204.
- ^ Острогорский, с. 175
- ^ Ангольд, Ч. 5, «Константин V», пункт 7
- ^ Магдалино (2015), стр. 177–178
- ^ Рохов, стр. 60–62.
- ^ Бери, с. 3
- ^ Тредголд (1997), с. 358
- ^ Тредголд (1995), стр. 71–72.
- ^ Халдон, с. 78
- ^ Магдалино (2015), с. 177
- ^ Тредголд (1997), стр. 358–359.
- ^ Бери, с. 11
- ^ Дженкинс, с. 72
- ^ Херрин, с. 185
- ^ Магдалино (1993), с. 424
- ^ Фрили и Чакмак, стр. 136–143.
- ^ Джеффрис, Халдон и Кормак, с. 505
- ^ Тредголд (1997), стр. 359–360.
- ^ Бери, с. 10
- ^ Острогорский, с. 167
- ^ Тредголд (1997), стр. 360, 362.
- ^ Боннер, с. 107
- ^ Моффат, с. 55
- ^ Острогорский, стр. 169–170.
- ^ Дженкинс, с. 71
- ^ Тредголд (1997), с. 360
- ^ Бери, с. 11
- ^ Дженкинс, стр. 71–72.
- ^ Бери, с. 10
- ^ Острогорский, с. 168
- ^ Файн, стр. 76–77.
- ^ Бери, с. 11
- ^ Тредголд (1997), с. 363
- ^ Коротко, стр. 85–88
- ^ Хорошо, с. 77
- ^ Бери, с. 11
- ^ Острогорский, с. 169
- ^ Коротко, с. 88
- ^ Брубейкер и Халдон, с. 248
- ^ Гарланд, с. 95
- ^ Бери, стр. 9–10 (включая цитаты из современных источников)
- ^ Острогорский, с. 167, 175
- ^ Хорошо, с. 78
- ^ Тредголд (2012), вся глава
- ^ Брубейкер и Халдон, с. 157
- ^ Цукерман, стр. 193–194.
- ^ Дагрон, с. 32 (для жен и сыновей)
- ^ Констанция, стр. 21–24
Источники
[ редактировать ]- Анголд, М. (2012) Византия: мост от античности к средневековью , Hachette UK, Лондон ISBN 978-0312284299
- Барнард, Л. (1977) «Теология образов», в «Иконоборчество» , Брайер, А. и Херрин, Дж. (ред.), Центр византийских исследований Университета Бирмингема, Бирмингем, стр. 7–13. ISBN 0704402262
- Боннер, доктор медицинских наук (2004) Арабо-византийские отношения в ранние исламские времена , Ашгейт / Вариорум, Фарнхэм ISBN 978-0860787167
- Брубейкер Л. и Халдон Дж. (2011) Византия в эпоху иконоборчества, ок. 680–850: История , Cambridge University Press, Кембридж ISBN 978-0521430937
- Бери, Дж. Б. (1923) Кембриджская средневековая история, Том. 4: Восточная Римская империя , Издательство Кембриджского университета, Кембридж. ISBN 978-1456581633
- Констас, Н. (пер.) (1998) «Жизнь святой Анфузы, дочери Константина V», в книге «Византийские защитники изображений: жития восьми святых в английском переводе» , Талбот, AM.M. (ред.), Думбартон-Оукс, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, стр. 21–24. ISBN 978-0884022596
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Дагрон, Г. (2003) Император и священник: Императорская канцелярия в Византии , издательство Кембриджского университета, Кембридж ISBN 978-0521036979
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Финли, Г. (1906) История Византийской империи с 716 по 1057 год , JM Dent & Sons, Лондон (переиздание 2010 – Kessinger Publishing, Whitefish Montana ISBN 978-1165515721 ). Впервые опубликовано в 1864 году под названием « Греция, История, от ее завоевания римлянами до наших дней: 146 г. до н.э. – 1864 г. н.э.» (Окончательное исправленное издание, 7 томов, 1877 г.)
- Фрили Дж. и Чакмак А. (2004). Византийские памятники Стамбула . Издательство Кембриджского университета, Кембридж ISBN 978-0521772570
- Гарланд, Л. (1999) Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. Н.э. , Рутледж, Лондон ISBN 0415146887
- Хэлдон, Джон (1999). Война, государство и общество в византийском мире, 565–1204 гг . Лондон: UCL Press. ISBN 1-85728-495-Х .
- Херрин, Дж. (2007) Византия: удивительная жизнь средневековой империи , Princeton University Press, Принстон, Нью-Джерси ISBN 978-0691143699 JSTOR
- Джеффрис Э., Халдон Дж. Ф. и Кормак Р. (ред.) (2008) Оксфордский справочник по византийским исследованиям , Oxford University Press, Оксфорд ISBN 978-0199252466
- Дженкинс, Р.Дж.Х. (1966) Византия: Имперские столетия, 610–1071 гг. н.э. , Вайденфельд и Николсон, Лондон ISBN 978-1299745629
- Лоос, М. (1974) Дуалистическая ересь в средние века , Мартинус Нийхофф, Н.В., Гаага ISBN 902471673X
- Магдалино, Пол (2002) [1993]. Империя Мануила I Комнина, 1143–1180 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52653-1 .
- Магдалино, П. (2015) «Люди и дворец», в «Императорском доме: дворцы от Августа до эпохи абсолютизма» , Физерстоун, М., Шпизер, Дж. М., Танман, Г. и Вульф-Рейдт, У. (ред.), Walter de Gruyter GmbH, Геттинген ISBN 978-3110331769
- Никифор (1990). Краткая история . Перевод Кирилла Манго . Думбартон Оукс . ISBN 088402184X .
- Острогорский, Г. (1980) История Византийского государства , Бэзил Блэквелл, Оксфорд ISBN 978-0631127826
- Пеликан, Дж. (1977) Христианская традиция: история развития доктрины, том 2: Дух восточного христианского мира (600–1700) , University of Chicago Press, Чикаго ISBN 9780226653730
- Робертсон, А. (2017) «Восточный экспресс: быстрое путешествие аббата Иоанна из Константинополя в Равенну около 700 г. н. э.», в книге «Византийская культура в переводе» , Браун, Б. и Нил, Б. (ред.), Брилл, Лейден ISBN 978-9004348868
- Рохов, И. (1994) Император Константин V (741–775). Материалы о его жизни и загробной жизни (на немецком языке), Питер Ланг, Франкфурт-на-Майне, Германия. ISBN 3631471386
- Феофан Исповедник (1997). Летопись Феофана Исповедника . Перевод Кирилла Манго; Роджер Скотт. Издательство Оксфордского университета . ISBN 0198225687 .
- Тредголд, WT (1995) Византия и ее армия , издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния ISBN 0804731632
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Тредголд, В.Т. (2012) «Оппозиция иконоборчеству как основание для гражданской войны», в «Византийской военной идеологии между римской имперской концепцией и христианской религией» , Кодер, Дж. и Стуратис, И. (ред.), Австрийская академия наук Press, Вена ISBN 978-3700173076 JSTOR
- Цукерман, К. (1988) Правление Константина V в чудесах святого Феодора Рекрута , Revue des Études Byzantines , том 46, стр. 191–210, Французский институт византийских исследований , Париж, ISSN 0766-5598 два : 10.3406/rebyz.1988.2230
Литература
[ редактировать ]- Оксфордский словарь Византии , Oxford University Press, 1991.
- Мартиндейл, Джон и др. (2001). Просопография Византийской империи (641-867) . [Интернет-издание http://www.pbe.kcl.ac.uk ]
- Никол, Дональд М. (1993). Последние века Византии, 1261–1453 (второе изд.). Лондон: ISBN Руперта Харт-Дэвиса Лтд. 0-246-10559-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Константином V, на Викискладе?
- Византийские императоры VIII века
- Исаврийская династия
- Византийские народы арабо-византийских войн
- Византийцы участников византийско-болгарских войн
- 718 рождений
- 775 смертей
- Византийское иконоборчество
- 740-е годы в Византийской империи
- 750-е годы в Византийской империи.
- 760-е годы в Византийской империи.
- 770-е годы в Византийской империи.
- Лев III Исавриец
- Сыновья византийских императоров
- Византийские консулы