Церковь Хора
Мечеть Карие | |
---|---|
![]() Внешний вид сзади | |
Религия | |
Принадлежность | Греческая православная церковь (до 1500 г.), Суннитский ислам (1500–1945, 2020 – настоящее время), Управление по делам религии Турции (1924–1945, 2020 – настоящее время) |
Статус | Мечеть (с 2020 г.) |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Расположение в районе Фатих в Стамбуле. | |
Географические координаты | 41 ° 01'52 "с.ш. 28 ° 56'21" в.д. / 41,03122 ° с.ш. 28,93903 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | Византийская архитектура , Османская архитектура , Исламская |
Минарет (а) | 2 |

Церковь Хора или мечеть Карие ( турецкий : Kariye Camii ) — бывшая церковь, ныне преобразованная в мечеть (во второй раз), в Эдирнекапы районе района Фатих , Стамбул , Турция . Он главным образом известен своими выдающимися поздневизантийскими мозаиками и фресками .
Здание является образцом византийской архитектуры . В 16 веке, во времена Османской империи, он был превращен в мечеть; в 1945 году он стал музеем, а в 2020 году президент Реджеп Тайип Эрдоган снова превратил его в мечеть . [1] [2] Интерьер здания покрыт одними из лучших сохранившихся византийских христианских мозаик и фресок , которые оставались на виду во время мусульманского богослужения на протяжении большей части османской эпохи. [3] Их отреставрировали после секуляризации здания и превращения его в музей.
Район расположен в западной части муниципалитета района Фатих .


История
[ редактировать ]Первый этап (4 век)
[ редактировать ]Церковь Хора была первоначально построена в начале IV века как часть монастырского комплекса за пределами городских стен Константинополя, возведенного Константином Великим , к югу от Золотого Рога . Однако, когда Феодосий II построил свои грозные сухопутные стены в 413–414 годах, церковь стала частью защиты города, но сохранила название Хора (предполагаемый символизм названия см. ниже ).
Второй этап (11 век)
[ редактировать ]Большая часть конструкции нынешнего здания датируется 1077–1081 годами, когда Мария Дукаина , свекровь Алексея I Комнина , перестроила церковь Хора в виде вписанного креста или квинконса : популярного архитектурного стиля того времени. В начале 12 века церковь частично обрушилась, возможно, из-за землетрясения .
Третий этап: новая отделка (14 век).
[ редактировать ]Церковь была перестроена Исааком Комнином , третьим сыном Алексия. Однако только после третьего этапа строительства, два столетия спустя, церковь в ее нынешнем виде была завершена. Могущественный византийский государственный деятель Феодор Метохит наделил церковь множеством прекрасных мозаик и фресок . Впечатляющее внутреннее убранство Феодора было выполнено примерно между 1310 и 1317 годами. [4] Мозаика является лучшим образцом палеологического Возрождения . Художники остаются неизвестными. Известный ученый-классик и государственный деятель, Теодор также подарил монастырю Хора свою личную библиотеку. [5] В 1328 году Феодор был отправлен в ссылку узурпатором Андроником III Палеологом . Однако через два года ему разрешили вернуться в город, и последние два года своей жизни он прожил монахом в своей церкви Хора.
До завоевания Константинополя
[ редактировать ]В конце 13 — начале 14 веков в монастыре жил учёный Максим Планудес , ответственный за восстановление и повторное введение Птолемея » «Географии в византийцев и, в конечном счёте, в Италию эпохи Возрождения . Во время последней осады Константинополя в 1453 году в Хору была привезена икона Богородицы , Одигитрии считавшаяся защитницей города, чтобы помочь защитникам от нападения османов . [6]
Мечеть Карие (ок. 1500–1945)
[ редактировать ]Примерно через пятьдесят лет после захвата города османами Хадим , Али-паша великий визирь султана Баязида II , приказал превратить церковь Хора в мечеть – Карие Джами . Слово Карие произошло от греческого имени Хора. [7] Из-за запрета на культовые изображения в исламе мозаики и фрески были закрыты слоем штукатурки. Это, а также частые землетрясения в регионе нанесли ущерб произведениям искусства.
Музей, художественная реставрация (1945–2020)
[ редактировать ]В 1945 году турецкое правительство объявило здание музеем. [8] В 1948 году американские ученые Томас Уиттемор и Пол А. Андервуд из Византийского института Америки и Центра византийских исследований в Думбартон-Оксе спонсировали программу реставрации. С этого времени здание перестало быть действующей мечетью. В 1958 году он был открыт для публики как музей Карие Мюзеси .
Преобразование в мечеть (2020–2024 гг.)
[ редактировать ]В 2005 году Ассоциация постоянных фондов и службы исторических артефактов и окружающей среды подала иск, оспаривая статус церкви Хора как музея. [9] В ноябре 2019 года Государственный совет Турции , высший административный суд Турции, постановил превратить ее в мечеть. [8] В августе 2020 года ее статус изменился на мечеть. [10]
Решение превратить церковь Хора в мечеть было осуждено Министерством иностранных дел Греции, а также греческими православными и протестантскими христианами. [1] Это вызвало резкую критику со стороны Турции. [11]
В пятницу, 30 октября 2020 года, впервые за 72 года состоялись мусульманские молитвы. [12]
Здание было открыто для мусульманского богослужения 6 мая 2024 года. [13]
- Мусульманские молитвы во молитвы Зухр время
- Крытая мозаика со шторами
- Крытая мозаика со шторами
Интерьер
[ редактировать ]Церковь Хора не такая большая, как некоторые другие сохранившиеся византийские церкви Стамбула (ее площадь составляет 742,5 м²), но она уникальна среди них благодаря почти полностью сохранившемуся внутреннему убранству. Здание разделено на три основные части: вестибюль или притвор , основной корпус церкви или наос (неф) и придел или парекклесион . Здание имеет шесть куполов : два над эсонартексом , один над парекклецией и три над наосом .



Нартекс
[ редактировать ]Главная, западная дверь церкви Хора открывается в притвор . Он делит север-юг на внешний, или экзонартекс , и внутренний, или эсонартекс .
Экзонартекс
[ редактировать ]
Экзонартекс (или внешний нартекс ) — это первая часть церкви, в которую входят. Это поперечный коридор шириной 4 м и длиной 23 м, частично выходящий на восточной стороне в параллельный эзонартекс. Южный конец экзонартекса открывается через эсонартекс, образуя западный преддверие парекклеция . Мозаики, украшающие экзонартекс, включают:
- Сон Иосифа и путешествие в Вифлеем
- Зачисление на налогообложение
- Рождество
- Путешествие волхвов
- Допрос царя Ирода;
- Бегство в Египет
- Две фрески с изображением резни по заказу царя Ирода
- Матери оплакивают своих детей
- Бегство Елизаветы , матери Иоанна Крестителя.
- Сон Иосифа и возвращение Святого Семейства из Египта в Назарет
- Христа везут в Иерусалим на Пасху
- Иоанн Креститель свидетельствует о Христе
- Чудо
- Еще три чуда
- Богородица и ангелы молятся. Этот образ обращен к люнету Христа Пантократора (№16 в этом списке), а Мария по-гречески обозначена как «Богородица, вместилище ( хора ) невместимого ( ахориту )». Эта фраза относится как к богословскому парадоксу двойственной природы Христа, так и к названию монастыря Хора. [5]
- Христос Пантократор (или «Вседержитель», этот образ находится в люнете над входом во внутренний притвор и изображает Христа, благословляющего зрителя в правой руке, а в левой держащего украшенное драгоценными камнями Евангелие). Надпись обыгрывает название монастыря. , Хора, в которой говорится о Христе как о «земле живых». [5] Эта фраза происходит из Псалма 115:9, используемого в православном отпевании, что также важно из-за добавления погребальных пространств под Метохитами, которые ожидали погребения в этом монастыре. [5]
Эсонартекс
[ редактировать ]

Эзонартекс (или внутренний нартекс) подобен экзонартексу, идущему параллельно ему. Как и экзонартекс, эсонартекс имеет ширину 4 м, но немного короче – 18 м в длину. Его центральная восточная дверь открывается в наос, а другая дверь в южном конце эсонартекса открывается в прямоугольную прихожую парекклесиона. В его северном конце дверь из эсонартекса ведет в широкий коридор с запада на восток, который проходит вдоль северной стороны наоса и ведет в протез . Эсонартекс имеет два «тыквенных» купола. Меньший находится над входом в северный коридор; больший находится на полпути между входами в наос и пареклесию, и они продолжают акцентировать внимание на образах Богородицы и Христа, которые можно увидеть в других местах этих мозаик. [5]
- Христос на троне с Феодором Метохитом, представляющим модель своей церкви. На этом изображении Феодор изображен в традиционной визуальной формуле, указывающей на то, что он является дарителем, поскольку этот лидер четырнадцатого века отвечал за обновление церкви двенадцатого века, а также за добавление парекклесии. [5]
- Святой Петр
- Сент-Пол
- Монументально масштабная мозаика Деисуса : Христос и Дева Мария (без Иоанна Крестителя) с двумя более ранними дарителями внизу, Исааком Комнином и монахиней с надписью «Мелани, Госпожа монголов», которая может быть дочерью императора Михаила VIII. (годы правления 1261–82). [5] Сюжет и крупный масштаб, вероятно, отсылают к аналогичной сцене в южной галерее собора Святой Софии, установленной вскоре после окончания латинской оккупации Константинополя (1204–1261 гг.). [5]
- Генеалогия Христа
- Религиозные и благородные предки Христа
Мозаики в первых трех пролетах внутреннего притвора рассказывают о жизни Богородицы и ее родителей. Некоторые из них заключаются в следующем:
- Отказ от Иоакима предложений
- Благовещение святой Анне : ангел Господень возвещает Анне, что ее молитва о ребенке услышана.
- Встреча Иоахима и Анны
- Рождение Богородицы
- Первые семь шагов Богородицы
- Богородица, получившая любовь своих родителей, эта сцена более типична для поздней византийской эпохи, когда художники были более склонны к исследованию эмоциональных и/или повседневных тем, чем художники раннего или среднего византийского периода. [5]
- Богородица, благословленная священниками
- Введение Богородицы во храм
- Богородица принимает хлеб от Ангела
- Богородица получает моток пурпурной шерсти, поскольку священники решили поручить служанкам сплести завесу для Храма.
- Захария молится; когда пришло время Богородице выходить замуж, первосвященник Захария созвал всех вдовцов и возложил их жезлы на жертвенник, молясь о знамении, указывающем, кому Ее следует отдать.
- Богородица вверена Иосифу;
- Иосиф ведет Богородицу к себе домой;
- Благовещение . Богородицы у колодца Это изображение, на котором юная Мария неловко поворачивается к приближению архангела Гавриила, было приспособлено к треугольному пространству, в котором она была изображена. В экзонартексе и эсонартексе сильный акцент сделан на изображениях Христа и Марии. [5]
- Иосиф покидает Богородицу; Иосифу пришлось уехать на шесть месяцев по делам, а когда он вернулся, Дева была беременна, что вызвало у него подозрения.
Неф
[ редактировать ]Центральные двери эсонартекса ведут в главный корпус церкви – наос . Самый большой купол церкви (диаметр 7,7 м) находится над центром наоса. Два меньших купола обрамляют скромную апсиду : северный купол находится над протезом , который соединен коротким проходом с балкой ; южный купол находится над диакониконом , к которому ведет парекклеция. В наосе Хоры сохранились только три мозаики:
- Вид из наоса на апсиду
- Христос
- Богородица с Младенцем (подробно)
- Расположение Коймесиса мозаики
- Коймесис (центральная часть)
- Коймесис (подробно)
- Коймесис (подробно)
- Коймесис ( Успение Богородицы ; т.е. ее последний сон перед вознесением на Небеса). Иисус держит младенца, символизирующего душу Марии.
- Иисус Христос
- Богородицы (Богородицы с Младенцем), как образ Христа (№2 в этом списке), так и эта мозаика Богородицы изначально позиционировались как иконы проскинетарии, чтобы обрамлять темплон, преграду, находившуюся перед святилищем, хотя темплон больше не выживает. [5]
Парекклесион
[ редактировать ]
Справа от эсонартекса двери открываются в придел, или парекклесион . Парекклесион использовался как погребальная часовня для семейных захоронений и мемориалов. Второй по величине купол (диаметр 4,5 м) церкви украшает центр крыши пареклеция. Небольшой проход соединяет парекклецию непосредственно с наосом, рядом с ним можно найти небольшую молельню и кладовую. Парекклеция покрыта фресками , подчеркивающими теологическое послание спасения, что соответствует использованию пространства в качестве погребальной часовни. [5] В христианском мировоззрении Бог воскрешает мертвых в конце времен, отсюда и значение сцен Анастасии и Страшного суда, нарисованных на потолке. Образ Анастасиса особенно известен: он появляется во многих обзорах по истории искусства как ключевой образец поздневизантийского искусства.
- Анастасис (буквально «Воскресение »)»: терзание ада . Христос, который только что разрушил врата ада, стоит в центре и вытаскивает Адама и Еву из их гробниц. Христос украшен яркими белыми одеждами, а также окружен сияющей мандорлой , контрастирующей с темными цветами фона фрески. Позади Адама стоят Иоанн Креститель, Давид , Соломон и другие праведные цари. Ниже изображено связанное олицетворение Аида , изображенное в виде африканского человека.
- Страшный суд , или Второе пришествие . Христос восседает на троне, по обе стороны от него Богородица и Иоанн Креститель. (Это трио еще называют Деисусом .)
- Богородица и Младенец
- Небесный суд ангелов
- Две панели Моисея
Вдоль стен парекклеции Хоры расположены аркосолии , арочные ниши для гробниц, вероятно, предназначенные для Феодора Метохита и его семьи. Также на этом уровне находятся изображения святых-солдат, которые владеют мечами, словно защищая гробницы, которые сопровождают. [5]
- Фреска Анастасии в парекклесии
- Богоматерь с Младенцем, расписной купол парекклесиона
- Крупный план Богородицы с Младенцем, купол парекклесии.
Имя
[ редактировать ]Первоначальный монастырь IV века, в котором находилась церковь, находился за пределами городских стен Константинополя . В буквальном переводе полное название церкви было Церковь Святого Спасителя в стране ( греческий : ἡ Ἐκκλησία τοῦ Ἁγίου Σωτῆρος ἐν τῇ Χώρᾳ , hē Ekklēsia tou Hagiou Sōtēros en tēi Ch Орай ). Поэтому иногда его ошибочно называют «Святым Спасителем». Однако «Церковь Святого Искупителя в полях» было бы более естественным переводом названия на английский язык. Последняя часть греческого названия, Хора , относящаяся к ее расположению первоначально за стенами, стала сокращенным названием церкви. Название, должно быть, несло символическое значение, поскольку мозаики в нартексе описывают Христа как Землю Живых ( ἡ Χώρα τῶν ζώντων , hē Chōra tōn zōntōn ) и Марию, мать Иисуса , как Вместилище Невместимого ( ἡ Χώρα) τοῦ Ἀχωρήτου , hē Chōra tou Achōrētou ).
См. также
[ редактировать ]- Икона Одигитрии
- Монастырь Панагия Одигитрия
- Церковь Богородицы Христа
- История римских и византийских куполов
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каспер, Джейсон (21 августа 2020 г.). «Турция превращает еще одну историческую церковь в мечеть» . Христианство сегодня . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Турция превращает музей Карие в мечеть» . Хюрриет Дейли Ньюс . 21 августа 2020 г. Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Остановила ли Турция планы превратить музей Хоры в мечеть?» . 11 января 2021 г.
- ^ К. Смирлис, «Контекстуализация Теодора Метохита и его возрождения хоры», Revue des Etudes Byzantines 80 (2022), 69–111 doi: 10.2143/REB.80.0.3290897
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Фриман, Эван (2021). «Архитектура в фокусе: Хора». Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству . Смартистория.
- ^ Ван Миллинген
- ^ «О Хоре» . хорамузей.
- ^ Jump up to: а б Якли, Эйла (3 декабря 2019 г.). «Решение суда о преобразовании турецкого музея в мечеть может стать прецедентом для собора Святой Софии» . Художественная газета . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ Коккинидис, Тасос (21 ноября 2019 г.). «Турция превратит историческую православную церковь в мечеть; на очереди собор Святой Софии?» . Греческий репортер . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ «Турция превращает музей Карие в мечеть» . Сайт Hürriyet Daily News. 21 августа 2020 г. Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Турция раскритиковала Грецию за заявление о преобразовании музея Карие в мечеть» . Сайт Hürriyet Daily News. 22 августа 2020 г. Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Стамбульская Хора откроется как мечеть для мусульманских молитв 30 октября» . Ахваль . 27 октября 2020 г.
- ^ «Турция официально открывает еще одну бывшую церковь византийской эпохи в качестве мечети» . АП Новости . 6 мая 2024 г. Проверено 6 мая 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Ван Миллинген, Александр (1912). Византийские церкви Константинополя . Лондон: MacMillan & Co.
- Оустерхаут, Роберт (2002). Искусство Карие Камии . Лондон-Стамбул: Скала. ISBN 975-6899-76-Х .
Литература
[ редактировать ]- Хора: Музей Хоры . Чистые туристические публикации (1987). ISBN 978-975-479-045-0
- Феридун Диримтекин. Исторический памятник Карие . Турецкая туристическая и автомобильная ассоциация (1966). АСИН B0007JHABQ
- Семави Эйсе. Мечеть Карие Церковь монастыря Хора . Нет Туристик Яйынлар А.Ш. (1997). ISBN 978-975-479-444-1
- Челик Гюлерсой. Хора (Хора) . АСИН B000RMMHZ2
- Джонатан Харрис, Константинополь: столица Византии . Хэмблдон/Континуум (2007). ISBN 978-1-84725-179-4
- Карахан, Энн. Византийские святые образы – трансцендентность и имманентность. Богословские основы иконографии и эстетики церкви Хора (монография, 355 стр.) ( Orientalia Lovaniensia Analecta № 176) Левен-Париж-Уолпол, Массачусетс: Peeters Publishers 2010. ISBN 978-90-429-2080-4
- Карахан, Энн. «Палеологовская иконография церкви Хора и ее связь с греческой древностью». В: Journal of Art History 66 (1997), выпуск 2 и 3: стр. 89–95 Рутледж (интернет-публикация Taylor & Francisco Group, 1 сентября 2008 г.: DOI: 10.1080/00233609708604425), 1997 г.
- Художественный музей Краннерта. Восстановление Византии: Карие Джами в Стамбуле и реставрация Византийского института . Художественная галерея Мириам и ИРА Д. Уоллаха (2004). ISBN 1-884919-15-4
- Оустерхаут, Роберт Г. (1988). Архитектура Карие-Джами в Стамбуле . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 978-0-88402-165-0 .
- Роберт Оустерхаут (редактор), Лесли Брубейкер (редактор). Священный образ Востока и Запада . Издательство Университета Иллинойса (1994). ISBN 978-0-252-02096-4
- Святой Спаситель в Хоре . ООО «Туризм Пабликейшнс». (1988). АСИН B000FK8854
- Джевдет Туркай. Мечеть Карие . (1964). Асин B000IUWV2C
- Пол А. Андервуд. Карие Джами в 3 томах. Боллинген (1966). АСИН B000WMDL7U
- Пол А. Андервуд. Третий предварительный отчет о реставрации фресок Карие Камии в Стамбуле . Издательство Гарвардского университета (1958). ASIN B000IBCESM
- Эдда Ренкер Вейсенбахер. Карие: Церковь Хора, шаг за шагом . АСИН B000RBATF8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Go Turkey – Турецкое агентство по продвижению и развитию туризма
- Колумбийский университет восстанавливает Византию | Карие Джами в Стамбуле и реставрация Византийского института
- Византия 1200 г. Монастырь Хора
- Фотографии интерьера и экстерьера на http://rubens.anu.edu.au (Мертвая ссылка)
- Фотографии с пояснениями
- ВИЗАНТИЙСКИЕ МОЗАИКИ МОНАСТЫРЯ ХОРА. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Более 500 фотографий музея Хора.
- Церкви и монастыри Константинополя
- Мечети, переоборудованные из церквей в Стамбуле
- Здания римско-католической церкви XI века
- Церковные здания с куполами
- Византийские церковные здания в Стамбуле
- Музеи Стамбула
- Византийское искусство
- Завоеватель
- Религиозные музеи Турции.
- Византийские музеи Турции
- Исторические места Турции
- Церкви в Стамбуле
- Бывшие церкви в Турции
- Мечети, переоборудованные из церквей в Турции