Jump to content

Церковь Хора

Координаты : 41 ° 01'52 "с.ш. 28 ° 56'21" в.д.  /  41,03122 ° с.ш. 28,93903 ° в.д.  / 41,03122; 28.93903
(Перенаправлено из монастыря Хора )

Мечеть Карие
Греческий : Монастырь Хора.
Русский : Мечеть Карие
Внешний вид сзади
Религия
Принадлежность Греческая православная церковь (до 1500 г.),
Суннитский ислам (1500–1945, 2020 – настоящее время), Управление по делам религии Турции (1924–1945, 2020 – настоящее время)
Статус Мечеть (с 2020 г.)
Расположение
Расположение Стамбул , Турция
Церковь Хора расположена в Стамбуле Фатих.
Церковь Хора
Расположение в районе Фатих в Стамбуле.
Географические координаты 41 ° 01'52 "с.ш. 28 ° 56'21" в.д.  /  41,03122 ° с.ш. 28,93903 ° в.д.  / 41,03122; 28.93903
Архитектура
Тип Церковь
Стиль Византийская архитектура , Османская архитектура , Исламская
Минарет (а) 2
Вид спереди на мечеть Карие

Церковь Хора или мечеть Карие ( турецкий : Kariye Camii ) — бывшая церковь, ныне преобразованная в мечеть (во второй раз), в Эдирнекапы районе района Фатих , Стамбул , Турция . Он главным образом известен своими выдающимися поздневизантийскими мозаиками и фресками .

Здание является образцом византийской архитектуры . В 16 веке, во времена Османской империи, он был превращен в мечеть; в 1945 году он стал музеем, а в 2020 году президент Реджеп Тайип Эрдоган снова превратил его в мечеть . [1] [2] Интерьер здания покрыт одними из лучших сохранившихся византийских христианских мозаик и фресок , которые оставались на виду во время мусульманского богослужения на протяжении большей части османской эпохи. [3] Их отреставрировали после секуляризации здания и превращения его в музей.

Район расположен в западной части муниципалитета района Фатих .

Изображение церкви/мечети Хора, ок. 1900 г.
Церковь/мечеть Хора, Стамбул, Турция, обследование 1903 года. Архивы Бруклинского музея, коллекция WH Goodyear
Разрезы и план помещения

Первый этап (4 век)

[ редактировать ]

Церковь Хора была первоначально построена в начале IV века как часть монастырского комплекса за пределами городских стен Константинополя, возведенного Константином Великим , к югу от Золотого Рога . Однако, когда Феодосий II построил свои грозные сухопутные стены в 413–414 годах, церковь стала частью защиты города, но сохранила название Хора (предполагаемый символизм названия см. ниже ).

Второй этап (11 век)

[ редактировать ]

Большая часть конструкции нынешнего здания датируется 1077–1081 годами, когда Мария Дукаина , свекровь Алексея I Комнина , перестроила церковь Хора в виде вписанного креста или квинконса : популярного архитектурного стиля того времени. В начале 12 века церковь частично обрушилась, возможно, из-за землетрясения .

Третий этап: новая отделка (14 век).

[ редактировать ]

Церковь была перестроена Исааком Комнином , третьим сыном Алексия. Однако только после третьего этапа строительства, два столетия спустя, церковь в ее нынешнем виде была завершена. Могущественный византийский государственный деятель Феодор Метохит наделил церковь множеством прекрасных мозаик и фресок . Впечатляющее внутреннее убранство Феодора было выполнено примерно между 1310 и 1317 годами. [4] Мозаика является лучшим образцом палеологического Возрождения . Художники остаются неизвестными. Известный ученый-классик и государственный деятель, Теодор также подарил монастырю Хора свою личную библиотеку. [5] В 1328 году Феодор был отправлен в ссылку узурпатором Андроником III Палеологом . Однако через два года ему разрешили вернуться в город, и последние два года своей жизни он прожил монахом в своей церкви Хора.

До завоевания Константинополя

[ редактировать ]

В конце 13 — начале 14 веков в монастыре жил учёный Максим Планудес , ответственный за восстановление и повторное введение Птолемея » «Географии в византийцев и, в конечном счёте, в Италию эпохи Возрождения . Во время последней осады Константинополя в 1453 году в Хору была привезена икона Богородицы , Одигитрии считавшаяся защитницей города, чтобы помочь защитникам от нападения османов . [6]

Мечеть Карие (ок. 1500–1945)

[ редактировать ]

Примерно через пятьдесят лет после захвата города османами Хадим , Али-паша великий визирь султана Баязида II , приказал превратить церковь Хора в мечеть Карие Джами . Слово Карие произошло от греческого имени Хора. [7] Из-за запрета на культовые изображения в исламе мозаики и фрески были закрыты слоем штукатурки. Это, а также частые землетрясения в регионе нанесли ущерб произведениям искусства.

Музей, художественная реставрация (1945–2020)

[ редактировать ]

В 1945 году турецкое правительство объявило здание музеем. [8] В 1948 году американские ученые Томас Уиттемор и Пол А. Андервуд из Византийского института Америки и Центра византийских исследований в Думбартон-Оксе спонсировали программу реставрации. С этого времени здание перестало быть действующей мечетью. В 1958 году он был открыт для публики как музей Карие Мюзеси .

Преобразование в мечеть (2020–2024 гг.)

[ редактировать ]

В 2005 году Ассоциация постоянных фондов и службы исторических артефактов и окружающей среды подала иск, оспаривая статус церкви Хора как музея. [9] В ноябре 2019 года Государственный совет Турции , высший административный суд Турции, постановил превратить ее в мечеть. [8] В августе 2020 года ее статус изменился на мечеть. [10]

Решение превратить церковь Хора в мечеть было осуждено Министерством иностранных дел Греции, а также греческими православными и протестантскими христианами. [1] Это вызвало резкую критику со стороны Турции. [11]

В пятницу, 30 октября 2020 года, впервые за 72 года состоялись мусульманские молитвы. [12]

Здание было открыто для мусульманского богослужения 6 мая 2024 года. [13]

Интерьер

[ редактировать ]

Церковь Хора не такая большая, как некоторые другие сохранившиеся византийские церкви Стамбула (ее площадь составляет 742,5 м²), но она уникальна среди них благодаря почти полностью сохранившемуся внутреннему убранству. Здание разделено на три основные части: вестибюль или притвор , основной корпус церкви или наос (неф) и придел или парекклесион . Здание имеет шесть куполов : два над эсонартексом , один над парекклецией и три над наосом .

Мозаика набора налогов перед губернатором Квиринием
Мозаика о путешествии в Вифлеем
Мозаика в люнете над входом в эсонартекс изображает Христа как «Землю живых».
Мозаика Христа на троне с Феодором Метохитом, представляющим модель своей церкви.

Главная, западная дверь церкви Хора открывается в притвор . Он делит север-юг на внешний, или экзонартекс , и внутренний, или эсонартекс .

Экзонартекс

[ редактировать ]
Мозаика Святого Петра

Экзонартекс (или внешний нартекс ) — это первая часть церкви, в которую входят. Это поперечный коридор шириной 4 м и длиной 23 м, частично выходящий на восточной стороне в параллельный эзонартекс. Южный конец экзонартекса открывается через эсонартекс, образуя западный преддверие парекклеция . Мозаики, украшающие экзонартекс, включают:

  1. Сон Иосифа и путешествие в Вифлеем
  2. Зачисление на налогообложение
  3. Рождество
  4. Путешествие волхвов
  5. Допрос царя Ирода;
  6. Бегство в Египет
  7. Две фрески с изображением резни по заказу царя Ирода
  8. Матери оплакивают своих детей
  9. Бегство Елизаветы , матери Иоанна Крестителя.
  10. Сон Иосифа и возвращение Святого Семейства из Египта в Назарет
  11. Христа везут в Иерусалим на Пасху
  12. Иоанн Креститель свидетельствует о Христе
  13. Чудо
  14. Еще три чуда
  15. Богородица и ангелы молятся. Этот образ обращен к люнету Христа Пантократора (№16 в этом списке), а Мария по-гречески обозначена как «Богородица, вместилище ( хора ) невместимого ( ахориту )». Эта фраза относится как к богословскому парадоксу двойственной природы Христа, так и к названию монастыря Хора. [5]
  16. Христос Пантократор (или «Вседержитель», этот образ находится в люнете над входом во внутренний притвор и изображает Христа, благословляющего зрителя в правой руке, а в левой держащего украшенное драгоценными камнями Евангелие). Надпись обыгрывает название монастыря. , Хора, в которой говорится о Христе как о «земле живых». [5] Эта фраза происходит из Псалма 115:9, используемого в православном отпевании, что также важно из-за добавления погребальных пространств под Метохитами, которые ожидали погребения в этом монастыре. [5]

Эсонартекс

[ редактировать ]
Мозаика Богородицы с Младенцем, северный купол внутреннего притвора.
Мозаика Христа Пантократора , южный купол внутреннего притвора.

Эзонартекс (или внутренний нартекс) подобен экзонартексу, идущему параллельно ему. Как и экзонартекс, эсонартекс имеет ширину 4 м, но немного короче – 18 м в длину. Его центральная восточная дверь открывается в наос, а другая дверь в южном конце эсонартекса открывается в прямоугольную прихожую парекклесиона. В его северном конце дверь из эсонартекса ведет в широкий коридор с запада на восток, который проходит вдоль северной стороны наоса и ведет в протез . Эсонартекс имеет два «тыквенных» купола. Меньший находится над входом в северный коридор; больший находится на полпути между входами в наос и пареклесию, и они продолжают акцентировать внимание на образах Богородицы и Христа, которые можно увидеть в других местах этих мозаик. [5]

  1. Христос на троне с Феодором Метохитом, представляющим модель своей церкви. На этом изображении Феодор изображен в традиционной визуальной формуле, указывающей на то, что он является дарителем, поскольку этот лидер четырнадцатого века отвечал за обновление церкви двенадцатого века, а также за добавление парекклесии. [5]
  2. Святой Петр
  3. Сент-Пол
  4. Монументально масштабная мозаика Деисуса : Христос и Дева Мария (без Иоанна Крестителя) с двумя более ранними дарителями внизу, Исааком Комнином и монахиней с надписью «Мелани, Госпожа монголов», которая может быть дочерью императора Михаила VIII. (годы правления 1261–82). [5] Сюжет и крупный масштаб, вероятно, отсылают к аналогичной сцене в южной галерее собора Святой Софии, установленной вскоре после окончания латинской оккупации Константинополя (1204–1261 гг.). [5]
  5. Генеалогия Христа
  6. Религиозные и благородные предки Христа

Мозаики в первых трех пролетах внутреннего притвора рассказывают о жизни Богородицы и ее родителей. Некоторые из них заключаются в следующем:

  1. Отказ от Иоакима предложений
  2. Благовещение святой Анне : ангел Господень возвещает Анне, что ее молитва о ребенке услышана.
  3. Встреча Иоахима и Анны
  4. Рождение Богородицы
  5. Первые семь шагов Богородицы
  6. Богородица, получившая любовь своих родителей, эта сцена более типична для поздней византийской эпохи, когда художники были более склонны к исследованию эмоциональных и/или повседневных тем, чем художники раннего или среднего византийского периода. [5]
  7. Богородица, благословленная священниками
  8. Введение Богородицы во храм
  9. Богородица принимает хлеб от Ангела
  10. Богородица получает моток пурпурной шерсти, поскольку священники решили поручить служанкам сплести завесу для Храма.
  11. Захария молится; когда пришло время Богородице выходить замуж, первосвященник Захария созвал всех вдовцов и возложил их жезлы на жертвенник, молясь о знамении, указывающем, кому Ее следует отдать.
  12. Богородица вверена Иосифу;
  13. Иосиф ведет Богородицу к себе домой;
  14. Благовещение . Богородицы у колодца Это изображение, на котором юная Мария неловко поворачивается к приближению архангела Гавриила, было приспособлено к треугольному пространству, в котором она была изображена. В экзонартексе и эсонартексе сильный акцент сделан на изображениях Христа и Марии. [5]
  15. Иосиф покидает Богородицу; Иосифу пришлось уехать на шесть месяцев по делам, а когда он вернулся, Дева была беременна, что вызвало у него подозрения.

Центральные двери эсонартекса ведут в главный корпус церкви – наос . Самый большой купол церкви (диаметр 7,7 м) находится над центром наоса. Два меньших купола обрамляют скромную апсиду : северный купол находится над протезом , который соединен коротким проходом с балкой ; южный купол находится над диакониконом , к которому ведет парекклеция. В наосе Хоры сохранились только три мозаики:

  1. Коймесис ( Успение Богородицы ; т.е. ее последний сон перед вознесением на Небеса). Иисус держит младенца, символизирующего душу Марии.
  2. Иисус Христос
  3. Богородицы (Богородицы с Младенцем), как образ Христа (№2 в этом списке), так и эта мозаика Богородицы изначально позиционировались как иконы проскинетарии, чтобы обрамлять темплон, преграду, находившуюся перед святилищем, хотя темплон больше не выживает. [5]

Парекклесион

[ редактировать ]
Посмотреть в парекклесион

Справа от эсонартекса двери открываются в придел, или парекклесион . Парекклесион использовался как погребальная часовня для семейных захоронений и мемориалов. Второй по величине купол (диаметр 4,5 м) церкви украшает центр крыши пареклеция. Небольшой проход соединяет парекклецию непосредственно с наосом, рядом с ним можно найти небольшую молельню и кладовую. Парекклеция покрыта фресками , подчеркивающими теологическое послание спасения, что соответствует использованию пространства в качестве погребальной часовни. [5] В христианском мировоззрении Бог воскрешает мертвых в конце времен, отсюда и значение сцен Анастасии и Страшного суда, нарисованных на потолке. Образ Анастасиса особенно известен: он появляется во многих обзорах по истории искусства как ключевой образец поздневизантийского искусства.

  1. Анастасис (буквально «Воскресение »)»: терзание ада . Христос, который только что разрушил врата ада, стоит в центре и вытаскивает Адама и Еву из их гробниц. Христос украшен яркими белыми одеждами, а также окружен сияющей мандорлой , контрастирующей с темными цветами фона фрески. Позади Адама стоят Иоанн Креститель, Давид , Соломон и другие праведные цари. Ниже изображено связанное олицетворение Аида , изображенное в виде африканского человека.
  2. Страшный суд , или Второе пришествие . Христос восседает на троне, по обе стороны от него Богородица и Иоанн Креститель. (Это трио еще называют Деисусом .)
  3. Богородица и Младенец
  4. Небесный суд ангелов
  5. Две панели Моисея

Вдоль стен парекклеции Хоры расположены аркосолии , арочные ниши для гробниц, вероятно, предназначенные для Феодора Метохита и его семьи. Также на этом уровне находятся изображения святых-солдат, которые владеют мечами, словно защищая гробницы, которые сопровождают. [5]

Первоначальный монастырь IV века, в котором находилась церковь, находился за пределами городских стен Константинополя . В буквальном переводе полное название церкви было Церковь Святого Спасителя в стране ( греческий : ἡ Ἐκκλησία τοῦ Ἁγίου Σωτῆρος ἐν τῇ Χώρᾳ , hē Ekklēsia tou Hagiou Sōtēros en tēi Ch Орай ). Поэтому иногда его ошибочно называют «Святым Спасителем». Однако «Церковь Святого Искупителя в полях» было бы более естественным переводом названия на английский язык. Последняя часть греческого названия, Хора , относящаяся к ее расположению первоначально за стенами, стала сокращенным названием церкви. Название, должно быть, несло символическое значение, поскольку мозаики в нартексе описывают Христа как Землю Живых ( ἡ Χώρα τῶν ζώντων , hē Chōra tōn zōntōn ) и Марию, мать Иисуса , как Вместилище Невместимого ( ἡ Χώρα) τοῦ Ἀχωρήτου , hē Chōra tou Achōrētou ).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Каспер, Джейсон (21 августа 2020 г.). «Турция превращает еще одну историческую церковь в мечеть» . Христианство сегодня . Проверено 22 августа 2020 г.
  2. ^ «Турция превращает музей Карие в мечеть» . Хюрриет Дейли Ньюс . 21 августа 2020 г. Проверено 22 августа 2020 г.
  3. ^ «Остановила ли Турция планы превратить музей Хоры в мечеть?» . 11 января 2021 г.
  4. ^ К. Смирлис, «Контекстуализация Теодора Метохита и его возрождения хоры», Revue des Etudes Byzantines 80 (2022), 69–111 doi: 10.2143/REB.80.0.3290897
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Фриман, Эван (2021). «Архитектура в фокусе: Хора». Smarthistory Путеводитель по византийскому искусству . Смартистория.
  6. ^ Ван Миллинген
  7. ^ «О Хоре» . хорамузей.
  8. ^ Jump up to: а б Якли, Эйла (3 декабря 2019 г.). «Решение суда о преобразовании турецкого музея в мечеть может стать прецедентом для собора Святой Софии» . Художественная газета . Проверено 9 декабря 2019 г.
  9. ^ Коккинидис, Тасос (21 ноября 2019 г.). «Турция превратит историческую православную церковь в мечеть; на очереди собор Святой Софии?» . Греческий репортер . Проверено 10 июля 2020 г.
  10. ^ «Турция превращает музей Карие в мечеть» . Сайт Hürriyet Daily News. 21 августа 2020 г. Проверено 21 августа 2020 г.
  11. ^ «Турция раскритиковала Грецию за заявление о преобразовании музея Карие в мечеть» . Сайт Hürriyet Daily News. 22 августа 2020 г. Проверено 24 августа 2020 г.
  12. ^ «Стамбульская Хора откроется как мечеть для мусульманских молитв 30 октября» . Ахваль . 27 октября 2020 г.
  13. ^ «Турция официально открывает еще одну бывшую церковь византийской эпохи в качестве мечети» . АП Новости . 6 мая 2024 г. Проверено 6 мая 2024 г.

Литература

[ редактировать ]
  • Хора: Музей Хоры . Чистые туристические публикации (1987). ISBN   978-975-479-045-0
  • Феридун Диримтекин. Исторический памятник Карие . Турецкая туристическая и автомобильная ассоциация (1966). АСИН B0007JHABQ
  • Семави Эйсе. Мечеть Карие Церковь монастыря Хора . Нет Туристик Яйынлар А.Ш. (1997). ISBN   978-975-479-444-1
  • Челик Гюлерсой. Хора (Хора) . АСИН B000RMMHZ2
  • Джонатан Харрис, Константинополь: столица Византии . Хэмблдон/Континуум (2007). ISBN   978-1-84725-179-4
  • Карахан, Энн. Византийские святые образы – трансцендентность и имманентность. Богословские основы иконографии и эстетики церкви Хора (монография, 355 стр.) ( Orientalia Lovaniensia Analecta № 176) Левен-Париж-Уолпол, Массачусетс: Peeters Publishers 2010. ISBN   978-90-429-2080-4
  • Карахан, Энн. «Палеологовская иконография церкви Хора и ее связь с греческой древностью». В: Journal of Art History 66 (1997), выпуск 2 и 3: стр. 89–95 Рутледж (интернет-публикация Taylor & Francisco Group, 1 сентября 2008 г.: DOI: 10.1080/00233609708604425), 1997 г.
  • Художественный музей Краннерта. Восстановление Византии: Карие Джами в Стамбуле и реставрация Византийского института . Художественная галерея Мириам и ИРА Д. Уоллаха (2004). ISBN   1-884919-15-4
  • Оустерхаут, Роберт Г. (1988). Архитектура Карие-Джами в Стамбуле . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN  978-0-88402-165-0 .
  • Роберт Оустерхаут (редактор), Лесли Брубейкер (редактор). Священный образ Востока и Запада . Издательство Университета Иллинойса (1994). ISBN   978-0-252-02096-4
  • Святой Спаситель в Хоре . ООО «Туризм Пабликейшнс». (1988). АСИН B000FK8854
  • Джевдет Туркай. Мечеть Карие . (1964). Асин B000IUWV2C
  • Пол А. Андервуд. Карие Джами в 3 томах. Боллинген (1966). АСИН B000WMDL7U
  • Пол А. Андервуд. Третий предварительный отчет о реставрации фресок Карие Камии в Стамбуле . Издательство Гарвардского университета (1958). ASIN B000IBCESM
  • Эдда Ренкер Вейсенбахер. Карие: Церковь Хора, шаг за шагом . АСИН B000RBATF8
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 520c3578ce25b8a7a76001076a5615ac__1717368720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/ac/520c3578ce25b8a7a76001076a5615ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chora Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)