Jump to content

Мечеть Рустема Паши

Координаты : 41 ° 01'03 "N 28 ° 58'07" E  /  41,01750 ° N 28,96861 ° E  / 41,01750; 28,96861
Исламский культурный центр Рустем-паши
Мечеть Рустем-паши (на переднем плане)
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Стамбул , Турция
Мечеть Рустем-паши расположена в Стамбуле Фатих.
Мечеть Рустема Паши
Расположение в районе Фатих в Стамбуле.
Географические координаты 41 ° 01'03 "N 28 ° 58'07" E  /  41,01750 ° N 28,96861 ° E  / 41,01750; 28,96861
Архитектура
Архитектор(ы) Мимар Синан
Тип мечеть
Новаторский 1561
Завершенный 1563
Технические характеристики
угрожать (а) 1
Материалы гранит , мрамор
Разрез и план мечети, опубликованный Корнелиусом Гурлиттом в 1912 году.

Мечеть Рустем-паши ( турецкий : Rüstem Paşa Camii ) — османская мечеть , расположенная в Hasırcılar Çarşısı (Рынок ткачей соломы) в Тахтакале районе района Фатих в Стамбуле , Турция , недалеко от базара специй . Названный в честь Рустема-паши , который служил великим визирем Османской империи при султане Сулеймане I , он был спроектирован османским имперским архитектором Мимаром Синаном и завершен примерно в 1563 году.

Мечеть известна множеством различных рисунков изникской плитки , которая покрывает почти каждую вертикальную поверхность как внутри, так и под входным крыльцом.

Рустем Паша

[ редактировать ]

Мечеть Рустем-паши была спроектирована османским имперским архитектором Мимаром Синаном для великого визиря Рустем-паши . Рустем-паша был мужем Михримах Султан , одной из дочерей Сулеймана Великолепного от Хюррем Султан , и занимал пост Великого Визиря (роль, сравнимую с ролью европейского премьер-министра) с 1544 по 1553 год и с 1555 по 1561 год. [ 1 ] [ 2 ]

Рустем-паша построил ряд важных зданий, в том числе религиозные школы, мечети и другие сооружения. Перед своей смертью в 1561 году он надеялся построить последнюю собственную мечеть в Стамбуле — отчасти для того, чтобы восстановить свое противоречивое наследие — хотя степень, в которой он изложил свои намерения относительно одноименной мечети, остается неясной. [ 3 ] [ 4 ]

Султан Сулейман I санкционировал проект в 1562 году после смерти великого визиря. Его поручили главному архитектору Османской империи Мимару Синану . [ 5 ] Мечеть Рустем-паши уникальна среди многих мечетей Синана своим богато украшенным, отделанным плиткой интерьером. Рустем-паша, возможно, заказал характерную для мечети плитку Изника , чтобы поддержать придворного дизайнера Кара Меми, которая была известна элегантными цветочными узорами. [ 3 ]

Знакомство с мечетью

[ редактировать ]

Попытки точно датировать мечеть Рустем-паши оказались трудными, отчасти из-за отсутствия надписи на фундаменте. Анализ плиток Изника, проведенный Майклом Д. Уиллисом, предполагает, что они датируются 1555 годом. [ 6 ] Другие источники предполагают, что некоторые из них могли быть изготовлены после смерти Рустема-паши в 1561 году. [ 7 ] Более поздний анализ первоисточников показал, что мечеть, вероятно, была построена между 1561 и 1563 годами. Планы строительства мечети были начаты только в 1561 году, а документы на покупку земли датируются 1562 годом. Один документ о воде подразумевает, что мечеть была незавершенной в декабре 1562 года, поэтому мечеть, вероятно, заработала только к концу 1563 года. [ 8 ] [ 4 ]

Использование

[ редактировать ]

Мечеть Рустем-паши изначально проектировалась как пятничная мечеть, что отражено в Фермане Сулеймана (его императорское командование приказало построить мечеть). [ 4 ] Совсем недавно его использовали для хранения пленок. [ 9 ] В 2021 году после обширной реставрации он вновь открылся для богослужений.

Архитектура

[ редактировать ]

Экстерьер

[ редактировать ]

Эта небольшая мечеть была построена на высокой террасе над комплексом сводчатых магазинов, арендная плата за которые предназначалась для финансовой поддержки комплекса мечети . Его высота делает его более заметным компонентом горизонта Стамбула. [ 10 ] Узкие, извилистые внутренние лестничные марши по углам ведут в просторный двор. Мечеть имеет двойное крыльцо с пятью куполообразными пролетами, из которых выступает глубокая и низкая крыша, поддерживаемая рядом колонн. [ 11 ] Из-за нехватки места на приподнятой террасе киоск для омовения был расположен на уровне улицы. [ 12 ]

Интерьер

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Мимар Синан, Мечеть Рустем-паши, Стамбул, 1561–1563 гг. , Smarthistory [ 13 ]

По сути здание представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник. Главный купол опирается на четыре полукупола ; не по осям, а по диагоналям здания. Арки купола опираются на четыре восьмиугольные колонны — две на севере, две на юге — и на опорах, выступающих из восточной и западной стен. На севере и юге расположены галереи, поддерживаемые колоннами и небольшими мраморными колоннами между ними. [ 11 ]

Изникский язык

[ редактировать ]

Архитектура Синана известна тем, что подчеркивает структуру зданий, а не внутреннее убранство. [ 3 ] Мечеть Рустем-паши ознаменовала собой существенное отклонение от его типичного стиля (и традиционной османской архитектуры), поскольку в ней в значительной степени использовалась плитка Изника, а не более скудный интерьер. Анатолийский город Изник ​​был центром османской керамической промышленности, которая стала центральным компонентом художественного производства империи после завоевания Константинополя в 1453 году. [ 14 ] Хотя предполагалось, что плитка могла быть вдохновлена ​​женой Синана Михримой, возможно, что сам Рустем-паша заказал плитку по экономическим причинам и для поддержки придворного художника, специализирующегося на цветочном дизайне. [ 3 ]

Мечеть Рустем-паши известна большим количеством изникской плитки с самым разнообразным цветочным и геометрическим орнаментом, которая покрывает не только фасад крыльца, но также михраб , минбар и стены. Здесь около 2300 плиток, расположенных примерно в 80 различных узорах. [ 15 ] Эти плитки демонстрируют раннее использование армянского штамба , томатно-красного пигмента, который стал характерным для керамики Изника. Хотя на большинстве плиток этот красный оттенок нанесен более тонким слоем, на плитках возле стены киблы он был нанесен в большей степени, и он приобрел алый цвет. [ 16 ] Яркий изумрудно-зеленый цвет используется только в панели, добавленной позднее над внешним дверным проемом, а исследование плитки киблы показывает, что бирюзовый был самым зеленым оттенком, доступным строителям мечети до добавления этого изумрудно-зеленого. [ 17 ] [ 18 ] Некоторые из плиток, особенно на большой панели под портиком слева от главного входа, украшены шалфейно-зеленым и темно-марганцево-фиолетовым цветом, которые характерны для более ранней цветовой схемы «дамасской посуды». [ 19 ] Однако плитка мечети не имеет оливково-зеленого цвета, характерного для дамасской плитки. [ 16 ] Ни одна другая мечеть так щедро не использует плитку Изника; в более поздних мечетях Синан использовал плитку более экономно. [ 20 ]

По словам Уиллиса, некоторые плитки в мечети Рустем-паши имеют европейское происхождение (в частности, итальянское и голландское), а также датируются восемнадцатым веком. [ 6 ]

Стена киблы и михраб

[ редактировать ]

Стена киблы мечети Рустем-паши включает в себя ряд новых и экспериментальных стилей росписи в дополнение к традиционной керамической плитке. Это согласуется с уникальным акцентом мечети на изникской плитке и соответствует другим зданиям, спроектированным Синаном, таким как комплекс Сулеймание. Уолтер Б. Денни предполагает, что этот проект мог «посчитаться слишком большим для одного дизайнера», и что несколько других начинающих архитекторов добавили вклад Синана. [ 17 ]

Стена киблы украшена в основном синей плиткой различных оттенков, включая бирюзовый и кобальтовый. Некоторые армянские боле используются в качестве «акцента», дополняя общую тему голубизны в этой части мечети. [ 17 ] Почти все эти плитки представляют собой «повторяющиеся модули» и, похоже, не были разработаны специально для мечети Рустем-паши. [ 17 ] Символическим является бордюр Рустем-паши, который состоит из кобальтовой плитки, белой розочки и бирюзовых украшений и повторяется по всей мечети. Плитка в этом разделе украшена бутонами роз, пальметтами лотоса и листьями, что соответствует цветочному декору, характерному для этой мечети. Несмотря на эти детали, мозаика киблы относительно проста: для большинства деталей используются только два оттенка краски, оба синие (известные как «двухсиняя» окраска), что приводит к несколько монотонному изображению.

В стене расположен михраб в форме полудвенадцатиугольника. Между двумя рамками михраба находится панель с каллиграфическими надписями; над ними три окна. Повторяющиеся узоры плитки имеют форму, соответствующую структуре мечети, поэтому многие из них вырезаны необычным и произвольным образом. Например, нижняя часть плиток михраба обрезается произвольно, когда они достигают пола. Отсутствие фундамента приводит к резкому переходу от плитки к полу. [ 17 ]

Между рамой михраба и нишей находится изогнутая плитка яркого красного оттенка, который выделяется, потому что этот оттенок красного не встречается больше нигде и контрастирует с темно-красным, используемым в качестве акцента на многих других плитках киблы. [ 17 ] Эта изогнутая часть также гораздо более богато украшена, чем относительно простая двухсиная плитка с обеих сторон. Плитки рамок михраба совершенно разные, поскольку они украшены белой плиткой и имеют окантовку из синих защитных полос. Хотя эти границы выполнены в стиле двухсиней окраски, они менее сухие, чем плитка с двумя синими цветами, встречающаяся в других местах на стене киблы. Бордюрные полосы обрамляют как михраб, так и панель с каллиграфией (скриптом тулут ) над плитками рамки. [ 17 ] Результатом является уникальное сооружение в Стамбуле и среди других работ Синана.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Казале, Джанкарло (2006). «Османская администрация торговли пряностями в Красном море и Персидском заливе шестнадцатого века» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 49 (2): 170–198. дои : 10.1163/156852006777502081 . ISSN   0022-4995 . JSTOR   25165138 .
  2. ^ Каутхарани, Ваджи (2018). «Османский Танзимат и Конституция» . Аль Мунтака . 1 (1): 51–65. дои : 10.31430/almuntaqa.1.1.0051 . ISSN   2616-8073 . JSTOR   10.31430/almuntaqa.1.1.0051 .
  3. ^ Jump up to: а б с д «Порок и добродетель: Мечеть Рустема-паши как дань мастеру» . mediakron.bc.edu . Проверено 1 мая 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Шик, Лесли Мерал (1990). «Заметка о датировке мечети Рустема Паши в Стамбуле» . Артибус Азия . 50 (3/4): 285–288. дои : 10.2307/3250073 . ISSN   0004-3648 . JSTOR   3250073 .
  5. ^ Неджипоглу 2005 , с. 321.
  6. ^ Jump up to: а б Уиллис, Майкл Д. (1987). «Плитка из мечети Рустема Паши в Стамбуле» . Искусство Азии 48 (3/4): 278–284. дои : 10.2307/3249874 . ISSN   0004-3648 . JSTOR   3249874 .
  7. ^ Роджерс, Дж. М. (1982). «Государство и искусство в Османской Турции. Часть 1. Камни Сулеймание» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 14 (1): 71–86. дои : 10.1017/S0020743800026593 . ISSN   0020-7438 . JSTOR   163335 .
  8. ^ Неджипоглу 2005 , стр. 321–323.
  9. ^ Алтыньылдиз, Нур (2007). «Архитектурное наследие Стамбула и идеология сохранения» . Мукарнас . 24 : 281–305. дои : 10.1163/22118993-90000120 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   25482464 .
  10. ^ Неджипоглу 2005 , с. 323.
  11. ^ Jump up to: а б Бесплатно, Blue Guide Стамбул
  12. ^ Неджипоглу 2005 , с. 324.
  13. ^ «Мимар Синан, мечеть Рустем-паши, Стамбул, 1561-63» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 10 января 2014 г.
  14. ^ «Лампа без света: исследование керамических ламп мечети Изника» . mediakron.bc.edu . Проверено 1 мая 2021 г.
  15. ^ Денни 2004 , стр. 79–94.
  16. ^ Jump up to: а б Лейн, Артур (1957). «Османская керамика Исника» . Арс Ориенталис . 2 : 247–281. ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629039 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г Денни, Уолтер Б. (1977). Керамика мечети Рустем-паши и среда перемен . Нью-Йорк: Паб Garland. ISBN  0-8240-2684-5 . ОСЛК   2523352 .
  18. ^ Денни 2004 , с. 91.
  19. ^ Карсвелл 2006 , стр. 74–76.
  20. ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 228.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e63ed99fae3277e4d688f1329a3caa95__1708862460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/95/e63ed99fae3277e4d688f1329a3caa95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rüstem Pasha Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)