Мечеть Рустема Паши
Исламский культурный центр Рустем-паши | |
---|---|
Мечеть Рустем-паши (на переднем плане) | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 01'03 "N 28 ° 58'07" E / 41,01750 ° N 28,96861 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Мимар Синан |
Тип | мечеть |
Новаторский | 1561 |
Завершенный | 1563 |
Технические характеристики | |
угрожать (а) | 1 |
Материалы | гранит , мрамор |

Мечеть Рустем-паши ( турецкий : Rüstem Paşa Camii ) — османская мечеть , расположенная в Hasırcılar Çarşısı (Рынок ткачей соломы) в Тахтакале районе района Фатих в Стамбуле , Турция , недалеко от базара специй . Названный в честь Рустема-паши , который служил великим визирем Османской империи при султане Сулеймане I , он был спроектирован османским имперским архитектором Мимаром Синаном и завершен примерно в 1563 году.
Мечеть известна множеством различных рисунков изникской плитки , которая покрывает почти каждую вертикальную поверхность как внутри, так и под входным крыльцом.
История
[ редактировать ]Рустем Паша
[ редактировать ]Мечеть Рустем-паши была спроектирована османским имперским архитектором Мимаром Синаном для великого визиря Рустем-паши . Рустем-паша был мужем Михримах Султан , одной из дочерей Сулеймана Великолепного от Хюррем Султан , и занимал пост Великого Визиря (роль, сравнимую с ролью европейского премьер-министра) с 1544 по 1553 год и с 1555 по 1561 год. [ 1 ] [ 2 ]
Рустем-паша построил ряд важных зданий, в том числе религиозные школы, мечети и другие сооружения. Перед своей смертью в 1561 году он надеялся построить последнюю собственную мечеть в Стамбуле — отчасти для того, чтобы восстановить свое противоречивое наследие — хотя степень, в которой он изложил свои намерения относительно одноименной мечети, остается неясной. [ 3 ] [ 4 ]
Султан Сулейман I санкционировал проект в 1562 году после смерти великого визиря. Его поручили главному архитектору Османской империи Мимару Синану . [ 5 ] Мечеть Рустем-паши уникальна среди многих мечетей Синана своим богато украшенным, отделанным плиткой интерьером. Рустем-паша, возможно, заказал характерную для мечети плитку Изника , чтобы поддержать придворного дизайнера Кара Меми, которая была известна элегантными цветочными узорами. [ 3 ]
Знакомство с мечетью
[ редактировать ]Попытки точно датировать мечеть Рустем-паши оказались трудными, отчасти из-за отсутствия надписи на фундаменте. Анализ плиток Изника, проведенный Майклом Д. Уиллисом, предполагает, что они датируются 1555 годом. [ 6 ] Другие источники предполагают, что некоторые из них могли быть изготовлены после смерти Рустема-паши в 1561 году. [ 7 ] Более поздний анализ первоисточников показал, что мечеть, вероятно, была построена между 1561 и 1563 годами. Планы строительства мечети были начаты только в 1561 году, а документы на покупку земли датируются 1562 годом. Один документ о воде подразумевает, что мечеть была незавершенной в декабре 1562 года, поэтому мечеть, вероятно, заработала только к концу 1563 года. [ 8 ] [ 4 ]
Использование
[ редактировать ]Мечеть Рустем-паши изначально проектировалась как пятничная мечеть, что отражено в Фермане Сулеймана (его императорское командование приказало построить мечеть). [ 4 ] Совсем недавно его использовали для хранения пленок. [ 9 ] В 2021 году после обширной реставрации он вновь открылся для богослужений.
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Эта небольшая мечеть была построена на высокой террасе над комплексом сводчатых магазинов, арендная плата за которые предназначалась для финансовой поддержки комплекса мечети . Его высота делает его более заметным компонентом горизонта Стамбула. [ 10 ] Узкие, извилистые внутренние лестничные марши по углам ведут в просторный двор. Мечеть имеет двойное крыльцо с пятью куполообразными пролетами, из которых выступает глубокая и низкая крыша, поддерживаемая рядом колонн. [ 11 ] Из-за нехватки места на приподнятой террасе киоск для омовения был расположен на уровне улицы. [ 12 ]
Интерьер
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
По сути здание представляет собой восьмиугольник, вписанный в прямоугольник. Главный купол опирается на четыре полукупола ; не по осям, а по диагоналям здания. Арки купола опираются на четыре восьмиугольные колонны — две на севере, две на юге — и на опорах, выступающих из восточной и западной стен. На севере и юге расположены галереи, поддерживаемые колоннами и небольшими мраморными колоннами между ними. [ 11 ]
Изникский язык
[ редактировать ]Архитектура Синана известна тем, что подчеркивает структуру зданий, а не внутреннее убранство. [ 3 ] Мечеть Рустем-паши ознаменовала собой существенное отклонение от его типичного стиля (и традиционной османской архитектуры), поскольку в ней в значительной степени использовалась плитка Изника, а не более скудный интерьер. Анатолийский город Изник был центром османской керамической промышленности, которая стала центральным компонентом художественного производства империи после завоевания Константинополя в 1453 году. [ 14 ] Хотя предполагалось, что плитка могла быть вдохновлена женой Синана Михримой, возможно, что сам Рустем-паша заказал плитку по экономическим причинам и для поддержки придворного художника, специализирующегося на цветочном дизайне. [ 3 ]
Мечеть Рустем-паши известна большим количеством изникской плитки с самым разнообразным цветочным и геометрическим орнаментом, которая покрывает не только фасад крыльца, но также михраб , минбар и стены. Здесь около 2300 плиток, расположенных примерно в 80 различных узорах. [ 15 ] Эти плитки демонстрируют раннее использование армянского штамба , томатно-красного пигмента, который стал характерным для керамики Изника. Хотя на большинстве плиток этот красный оттенок нанесен более тонким слоем, на плитках возле стены киблы он был нанесен в большей степени, и он приобрел алый цвет. [ 16 ] Яркий изумрудно-зеленый цвет используется только в панели, добавленной позднее над внешним дверным проемом, а исследование плитки киблы показывает, что бирюзовый был самым зеленым оттенком, доступным строителям мечети до добавления этого изумрудно-зеленого. [ 17 ] [ 18 ] Некоторые из плиток, особенно на большой панели под портиком слева от главного входа, украшены шалфейно-зеленым и темно-марганцево-фиолетовым цветом, которые характерны для более ранней цветовой схемы «дамасской посуды». [ 19 ] Однако плитка мечети не имеет оливково-зеленого цвета, характерного для дамасской плитки. [ 16 ] Ни одна другая мечеть так щедро не использует плитку Изника; в более поздних мечетях Синан использовал плитку более экономно. [ 20 ]
По словам Уиллиса, некоторые плитки в мечети Рустем-паши имеют европейское происхождение (в частности, итальянское и голландское), а также датируются восемнадцатым веком. [ 6 ]
Стена киблы и михраб
[ редактировать ]Стена киблы мечети Рустем-паши включает в себя ряд новых и экспериментальных стилей росписи в дополнение к традиционной керамической плитке. Это согласуется с уникальным акцентом мечети на изникской плитке и соответствует другим зданиям, спроектированным Синаном, таким как комплекс Сулеймание. Уолтер Б. Денни предполагает, что этот проект мог «посчитаться слишком большим для одного дизайнера», и что несколько других начинающих архитекторов добавили вклад Синана. [ 17 ]
Стена киблы украшена в основном синей плиткой различных оттенков, включая бирюзовый и кобальтовый. Некоторые армянские боле используются в качестве «акцента», дополняя общую тему голубизны в этой части мечети. [ 17 ] Почти все эти плитки представляют собой «повторяющиеся модули» и, похоже, не были разработаны специально для мечети Рустем-паши. [ 17 ] Символическим является бордюр Рустем-паши, который состоит из кобальтовой плитки, белой розочки и бирюзовых украшений и повторяется по всей мечети. Плитка в этом разделе украшена бутонами роз, пальметтами лотоса и листьями, что соответствует цветочному декору, характерному для этой мечети. Несмотря на эти детали, мозаика киблы относительно проста: для большинства деталей используются только два оттенка краски, оба синие (известные как «двухсиняя» окраска), что приводит к несколько монотонному изображению.
В стене расположен михраб в форме полудвенадцатиугольника. Между двумя рамками михраба находится панель с каллиграфическими надписями; над ними три окна. Повторяющиеся узоры плитки имеют форму, соответствующую структуре мечети, поэтому многие из них вырезаны необычным и произвольным образом. Например, нижняя часть плиток михраба обрезается произвольно, когда они достигают пола. Отсутствие фундамента приводит к резкому переходу от плитки к полу. [ 17 ]
Между рамой михраба и нишей находится изогнутая плитка яркого красного оттенка, который выделяется, потому что этот оттенок красного не встречается больше нигде и контрастирует с темно-красным, используемым в качестве акцента на многих других плитках киблы. [ 17 ] Эта изогнутая часть также гораздо более богато украшена, чем относительно простая двухсиная плитка с обеих сторон. Плитки рамок михраба совершенно разные, поскольку они украшены белой плиткой и имеют окантовку из синих защитных полос. Хотя эти границы выполнены в стиле двухсиней окраски, они менее сухие, чем плитка с двумя синими цветами, встречающаяся в других местах на стене киблы. Бордюрные полосы обрамляют как михраб, так и панель с каллиграфией (скриптом тулут ) над плитками рамки. [ 17 ] Результатом является уникальное сооружение в Стамбуле и среди других работ Синана.
Галерея
[ редактировать ]-
Портик
-
Изникская плитка на входе
-
Изникская плитка
-
Вид изнутри
-
Вид изнутри
-
Михраб
-
Вид на мечеть Рустем-паши с улицы на западе
-
Северный фасад с двойным портиком и главным входом.
-
Мечеть Рустема-паши, Изник, плитка, мешанина
-
Мечеть Рустема-паши, плитка Изник
-
Мечеть Рустема-паши, Изник, плитка вокруг входа
-
Мечеть Рустема-паши, Изник, плитка вокруг входа
-
Мечеть Рустем-паши, вид изнутри.
-
Мечеть Рустема-паши в куполе
-
Мечеть Рустема-паши, плитка Изника с Каабой
-
Мечеть Рустема-паши, плитка Изник
-
Мечеть Рустема-паши, плитка Изник
-
Мечеть Рустема-паши, плитка Изник
-
Мечеть Рустема-паши, плитка Изник
-
Мечеть Рустема-паши, плитка Изник
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Казале, Джанкарло (2006). «Османская администрация торговли пряностями в Красном море и Персидском заливе шестнадцатого века» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 49 (2): 170–198. дои : 10.1163/156852006777502081 . ISSN 0022-4995 . JSTOR 25165138 .
- ^ Каутхарани, Ваджи (2018). «Османский Танзимат и Конституция» . Аль Мунтака . 1 (1): 51–65. дои : 10.31430/almuntaqa.1.1.0051 . ISSN 2616-8073 . JSTOR 10.31430/almuntaqa.1.1.0051 .
- ^ Jump up to: а б с д «Порок и добродетель: Мечеть Рустема-паши как дань мастеру» . mediakron.bc.edu . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Шик, Лесли Мерал (1990). «Заметка о датировке мечети Рустема Паши в Стамбуле» . Артибус Азия . 50 (3/4): 285–288. дои : 10.2307/3250073 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3250073 .
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 321.
- ^ Jump up to: а б Уиллис, Майкл Д. (1987). «Плитка из мечети Рустема Паши в Стамбуле» . Искусство Азии 48 (3/4): 278–284. дои : 10.2307/3249874 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3249874 .
- ^ Роджерс, Дж. М. (1982). «Государство и искусство в Османской Турции. Часть 1. Камни Сулеймание» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 14 (1): 71–86. дои : 10.1017/S0020743800026593 . ISSN 0020-7438 . JSTOR 163335 .
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 321–323.
- ^ Алтыньылдиз, Нур (2007). «Архитектурное наследие Стамбула и идеология сохранения» . Мукарнас . 24 : 281–305. дои : 10.1163/22118993-90000120 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 25482464 .
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б Бесплатно, Blue Guide Стамбул
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 324.
- ^ «Мимар Синан, мечеть Рустем-паши, Стамбул, 1561-63» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 10 января 2014 г.
- ^ «Лампа без света: исследование керамических ламп мечети Изника» . mediakron.bc.edu . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Денни 2004 , стр. 79–94.
- ^ Jump up to: а б Лейн, Артур (1957). «Османская керамика Исника» . Арс Ориенталис . 2 : 247–281. ISSN 0571-1371 . JSTOR 4629039 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Денни, Уолтер Б. (1977). Керамика мечети Рустем-паши и среда перемен . Нью-Йорк: Паб Garland. ISBN 0-8240-2684-5 . ОСЛК 2523352 .
- ^ Денни 2004 , с. 91.
- ^ Карсвелл 2006 , стр. 74–76.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 228.
Источники
[ редактировать ]- Atasoy, Nurhan ; Raby, Julian (1989). Petsopoulos, Yanni (ed.). Iznik: The Pottery of Ottoman Turkey . London: Alexandria Press. ISBN 978-1-85669-054-6 .
- Карсуэлл, Джон (2006) [1998]. Изникская гончарная мастерская . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2441-4 . .
- Денни, Уолтер Б. (2004). Изник: Искусство османской керамики . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51192-3 .
- Свободно, Джон (2000). Синий гид по Стамбулу . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-32014-6 .
- Нечипоглу, Гюльру (2005). Эпоха Синана: архитектурная культура Османской империи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-253-9 .
- Роджерс, Дж. М. (2007). Синан: Создатели исламской цивилизации . ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-096-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Мечеть Рустем Паша» . АрхНет.
- 160 фотографий в галерее , PBase
- Панорамный вид на 360 градусов на интерьер мечети , 3dmekanlar.