Мимар Синан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Мимар Синан | |
---|---|
![]() Возможно, Мимар Синан (слева) у гробницы Сулеймана Великолепного , рукопись 1566 года. | |
Рожденный | в. 1488/1490 |
Умер | 17 июля 1588 г. (97–100 лет) |
Национальность | Османская |
Занятие | Архитектор |
Здания | Мечеть Сулеймание Мечеть Селимие Мост Мехмеда Паши Соколовича Мечеть Михримах Султан Мечеть Михримах Комплекс Кылыч Али Паша Князь мечеть Хасеки Хюррем Султанские бани Комплекс Хасеки Султан Мечеть Соколлу Мехмет-паши Мечеть Рустем-паши, дворец Топкапы |
Подпись | |
![]() |
Мимар ( турецкий : Синан Синан Мимар Mi'mâr Sinân; Turkish: Mimar Sinan, произносится [miːˈmaːɾ siˈnan] ; в. 1488/1490 - 17 июля 1588), также известный как Коджа Мимар Синан Ага , («Синан Ага Великий Архитектор» или «Великий Синан»), был главным османским архитектором, инженером и математиком султанов Сулеймана Великолепного , Селима II и Мурад III . Он отвечал за строительство более 300 крупных сооружений, в том числе мечети Селимие в Эдирне , моста Кануни Султана Сулеймана в Бююкчекмедже и моста Мехмеда Паши Соколовича в Вишеграде , а также других более скромных проектов, таких как медресе, кюллиес , и мосты. Его ученики позже спроектировали мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле и мост Старый мост в Мостаре .
Сын каменщика, он получил техническое образование и стал военным инженером. Он быстро поднялся по служебной лестнице и стал сначала офицером, а затем командиром янычар с почетным титулом Синан. [1] Он усовершенствовал свои архитектурные и инженерные навыки во время кампании с янычарами, став экспертом в строительстве всех видов укреплений, а также проектов военной инфраструктуры, таких как дороги, мосты и акведуки . [2] Примерно в возрасте пятидесяти лет он был назначен главным королевским архитектором, применив технические навыки, приобретенные им в армии, для «создания прекрасных религиозных зданий» и гражданских построек всех видов. [2] Он оставался на этом посту почти пятьдесят лет.
Его шедевром является мечеть Селимие в Эдирне , хотя его самая известная работа — мечеть Сулеймана в Стамбуле . Он возглавлял обширное правительственное ведомство и подготовил множество помощников, которые, в свою очередь, отличились; в их число входят Седефкар Мехмед Ага , архитектор мечети Султана Ахмеда , и Мимар Хайруддин , архитектор Старого моста . Его считают величайшим архитектором классического периода османской архитектуры , и его сравнивают с Микеланджело , его современником на Западе. [3] [4] Микеланджело и его планы строительства базилики Святого Петра в Риме были хорошо известны в Стамбуле, поскольку Леонардо да Винчи и он были приглашены Блистательной Портой в 1502 и 1505 годах соответственно для представления планов моста через Золотой Рог . [5] Работы Мимара Синана входят в число самых влиятельных зданий в истории. [6]
Ранние годы и предыстория
[ редактировать ]Мимар Синан родился под именем Джозеф в небольшом городке под названием Агирнас недалеко от города Кайсери в Анатолии (как указано в указе султана Селима II ). [7] Его рождение по-разному относят либо к 1489–1491 годам, либо к 1494–1499 годам. [а] Его происхождение оспаривается, в основном, между армянами , [10] [11] [12] [13] и каппадокийский греческий . [14] [15] [16] [17] Одним из аргументов, подтверждающих его армянское или греческое происхождение, является указ Селима II от 7 Рамадана 7 981 года (около 30 декабря 1573 года), который удовлетворил просьбу Синана о прощении и избавлении его родственников от всеобщего изгнания армянской общины Кайсери в остров Кипр ; [12] этот указ был опубликован в июньском 1930 — мае 1931 года выпуске стамбульского турецкого журнала Türk Tarihi Encümeni Mecmuası . Годфри Гудвин заявил, что «после османского завоевания Кипра в 1571 году, когда Селим II решил заново заселить остров, переселив семьи Румов (православных христиан) из Караман Эялет , Синан вмешался от имени своей семьи и получил два приказа от султана в совет, освобождающий их от депортации». [15] По мнению некоторых ученых, это означает, что его семья была каппадокийскими греками , поскольку единственные православные христиане ( Румы ) в этом регионе говорили по-гречески. [18]
Местом рождения Синана, Агырнас , была греческая деревня без армянских жителей, что, по мнению некоторых ученых, придало бы больше правдоподобия теории о его греческом происхождении. [19] Кроме того, до того, как греки эвакуировали деревню, каппадокийская греческая семья из деревни Ташчиоглу ( греческий : Ταστσιόγλου) объявила Синан членом своей семьи. [19]
Менее популярные среди ученых теории заключаются в том, что Синан был албанцем . [17] [20] или даже еврей , [21] или христианский турецкий . [21] Согласно Британской энциклопедии , Синан имел либо армянское, либо греческое происхождение. [8] Местная традиция села Широка Лэка гласит, что Синан был болгарином по происхождению, и его семья происходила из этого села. [22] Тем временем турецкие ученые утверждают, что семья Синана была турецкой христианкой . [21] В 1935 году совет по заказу Турецкого исторического общества зашел так далеко, что вскрыл могилу Синана и измерил его череп, чтобы продемонстрировать его турецкое «расовое» происхождение. [23]
Синан вырос, помогая своему отцу в его работе, и к тому времени, когда его призвали в армию, он уже имел хорошие знания в практических вопросах строительных работ. [24] В библиотеке дворца Топкапы есть три краткие записи («Анонимный текст», «Архитектурные шедевры», «Книга архитектуры») , продиктованные Синаном своему другу и биографу Мустафе Саи Челеби. В этих рукописях Синан раскрывает некоторые подробности своей юности и военной карьеры. Его отца называют «Абдулменнан» (буквально « Слуга Щедрого и Милосердного »), этот титул широко использовался в период Османской империи для обозначения отца-немусульманина новообращенного мусульманина. [9]
Военная карьера
[ редактировать ]В 1512 году Синан был призван на османскую службу по системе девширме . [7] [25] Его отправили в Константинополь для обучения на офицера янычарского корпуса и принятия ислама. [7] Он был слишком стар, чтобы его могли принять в императорскую школу Эндерун во дворце Топкапы, но вместо этого его отправили во вспомогательную школу. [7] В некоторых записях утверждается, что он, возможно, служил великому визирю Паргалы Ибрагим-паше, будучи послушником школы Ибрагим-паши. Возможно, там ему дали исламское имя Синан . Первоначально он изучал столярное дело и математику, но благодаря своим интеллектуальным качествам и амбициям вскоре стал помогать ведущим архитекторам и получил образование архитектора. [7]
В течение следующих шести лет он также готовился стать янычарским офицером ( ачемиоглан ). он, возможно, присоединился к Селиму I в его последней военной кампании на Родосе Согласно некоторым источникам, , но когда султан умер, этот проект прекратился. Два года спустя он стал свидетелем завоевания Белграда . При новом султане Сулеймане Великолепном он присутствовал в составе Домашней кавалерии в битве при Мохаче . Его повысили до капитана Королевской гвардии, а затем возглавили пехотный кадетский корпус. Позже он находился в Австрии, где командовал 62-й ортой стрелкового корпуса. [7] Он стал мастером стрельбы из лука и в то же время, как архитектор, изучал слабые места сооружений при их обстреле. В 1535 году он участвовал в Багдадской кампании в качестве командира королевской гвардии. В 1537 году он отправился в экспедиции на Корфу , Апулию и Молдавию . [26]
Во время этих кампаний он показал себя способным архитектором и инженером. Когда османская армия захватила Каир , Синан был назначен главным архитектором и получил привилегию сносить любые здания в захваченном городе, которые не соответствовали плану города. [ нужна ссылка ] Во время кампании на Востоке он помогал в строительстве оборонительных сооружений и мостов, например, моста через Дунай . Он превратил церкви в мечети. Во время персидской кампании 1535 года он построил корабли для армии и артиллерии, чтобы пересечь озеро Ван . За это ему было присвоено звание Хасеки , сержант телохранителя султана, что эквивалентно званию янычара - ага. [ нужна ссылка ]
Когда Челеби Лютфи-паша стал великим визирем в 1539 году, он назначил Синана, ранее служившего под его началом, на должность архитектора Обители Блаженства. Это было началом замечательной карьеры. Работа заключалась в надзоре за строительством инфраструктуры и потоками поставок внутри Османской империи. Он также отвечал за проектирование и строительство общественных сооружений, таких как дороги, гидротехнические сооружения и мосты. С годами он превратил свою должность в должность Архитектора Империи, тщательно продуманное правительственное ведомство, обладающее большими полномочиями, чем его курирующий министр. Он стал руководителем целого Корпуса архитекторов, готовя команду помощников, заместителей и учеников. [ нужна ссылка ]
Работа
[ редактировать ]Его образование армейского инженера дало Синану эмпирический подход к архитектуре, а не теоретический. Но то же самое можно сказать и о великих архитекторах западного Возрождения, таких как Брунеллески и Микеланджело .
Различные источники утверждают, что Синан был архитектором как минимум 374 построек, в том числе 92 мечетей ; 52 небольшие мечети ( мескит ); 55 богословских школ ( медресе ); 7 школ чтецов Корана ( дарулкурра ); 20 мавзолеев ( тюрбе ); 17 общественных кухонь ( имарет ); 3 больницы ( Дарушшифа ); 6 акведуков ; 10 мостов ; 20 караван-сараев ; 36 дворцов и особняков ; 8 хранилищ ; и 48 ванн . [27] Синан занимал должность главного архитектора дворца, что означало надзор за всеми строительными работами Османской империи, в течение почти 50 лет, работая с большой командой помощников, состоящей из архитекторов и мастеров-строителей.
Этапы развития и зрелости карьеры Синана можно проиллюстрировать тремя основными работами. Первые два из них находятся в Стамбуле: мечеть Шехзаде , которую он называет работой периода своего ученичества, и мечеть Сулеймание , которая является работой его квалификационного этапа. Мечеть Селимие в Эдирне – произведение его мастерской сцены.
- Основные произведения Синана
- Мечеть принца в Стамбуле
- Княжеская мечеть (интерьер)
- Мечеть Сулеймание в Стамбуле
- Мечеть Сулеймание (интерьер)
- Мечеть Селимие в Эдирне
Мечеть Шехзаде — первая из великих мечетей, созданных Синаном. Мечеть Михримах Султан, также известная как мечеть на набережной Ускюдар, была завершена в том же году и имеет оригинальный дизайн: главный купол поддерживается тремя полукуполами. Когда Синану исполнилось 70 лет, он завершил строительство комплекса мечети Сулеймание. Это здание, расположенное на одном из холмов Стамбула с видом на Золотой Рог и построенное во имя Сулеймана Великолепного, является одним из символических памятников того периода. Диаметр купола, превышающий 31 м (102 фута) мечети Селимие, которую Синан построил, когда ему было 80 лет, является наиболее выдающимся примером уровня достижений, достигнутого Синаном. Мимар Синан достиг своего творческого пика благодаря дизайну, архитектуре, украшениям из плитки и обработке камня, представленным в Селимие.
Еще одна область архитектуры, в которой Синан создал уникальные проекты, — это его мавзолеи. Мавзолей Шехзаде Мехмеда примечателен внешним убранством и разрезным куполом. [ нужны разъяснения ] Мавзолей Рустема Паши – очень привлекательное сооружение в классическом стиле. Мавзолей Сулеймана Великолепного представляет собой интересный эксперимент с восьмиугольным корпусом и плоским куполом. Мавзолей Селима II имеет квадратную форму и является одним из лучших образцов турецкой мавзолейной архитектуры. С другой стороны, собственный мавзолей Синана, расположенный в северо-восточной части комплекса Сулеймание, представляет собой очень простое сооружение.

Синан мастерски сочетал искусство с функционализмом в построенных им мостах. Самый большой из них - мост Бююкчекмедже длиной почти 635 м (2083 фута). Другими важными примерами являются мост Айливри, Старый мост в Свиленграде на Марице, мост Люлебургаз (Сокуллу Мехмет-паша) на реке Люлебургаз, мост Синанлы через реку Эргене и мост Мехмеда Паши Соколовича через Дрина реку в Боснии и Герцеговине. . [28]
Пока Синан поддерживал и улучшал систему водоснабжения Стамбула, он построил арочные акведуки в нескольких местах города. Арка Маглова над рекой Алибей длиной 257 м (843 фута) и высотой 35 м (115 футов) имеет два яруса арок и является одним из лучших образцов такого рода.
В начале карьеры Синана османская архитектура была весьма прагматичной. Здания представляли собой повторения прежних типов и основывались на элементарных планах. Они были скорее совокупностью частей, чем концепцией целого. Архитектор мог набросать план нового здания, а помощник или бригадир знали, что делать, поскольку новых идей избегали. Более того, архитекторы в своих проектах использовали чрезмерный запас прочности, что приводило к расточительному использованию материалов и труда. Синан постепенно все это изменит. Он должен был преобразовать устоявшиеся архитектурные практики, усиливая и трансформируя традиции, добавляя инновации, пытаясь приблизиться к совершенству.
Первые годы (до середины 1550-х годов): период ученичества.
[ редактировать ]
В эти годы он продолжал традиционный образец османской архитектуры, но постепенно начал исследовать и другие возможности, поскольку во время своей военной карьеры у него была возможность изучать архитектурные памятники в завоеванных городах Европы и Ближнего Востока.
Его первой возможностью спроектировать крупное здание была мечеть Хусрев-паши и ее двойное медресе в Алеппо , Сирия. Он был построен зимой 1536-1537 годов для своего главнокомандующего и губернатора Алеппо между двумя армейскими кампаниями. Он был построен наспех, и это видно по грубости исполнения и грубости отделки.

Его первым крупным заказом в качестве королевского архитектора было строительство комплекса Хасеки Султан для Хюррем Султан , жены султана Сулеймана Великолепного . Ему пришлось следовать планам, составленным его предшественниками. Синан сохранил традиционное расположение имеющегося пространства без каких-либо нововведений. Тем не менее, она уже построена лучше, чем мечеть Алеппо, и демонстрирует определенную элегантность. Однако он пострадал от многих реставраций. Считается, что Синан построил оборонительную башню во Влёре , на юге Албании , в 1537 году, очень похожую на Белую башню в Салониках . [29] а также мечеть Мурадие во время пребывания Сулеймана Великолепного в городе для подготовки его экспедиции в Италию . [30] [31]
В 1541 году он начал строительство мавзолея ( тюрбе ) великого адмирала Хайреддина Барбароссы . Он стоит на берегу Бешикташа в европейской части Стамбула, на месте, где раньше собирался его флот. Как ни странно, адмирал похоронен не там, а в своем тюрбе рядом с мечетью Искеле. С тех пор этот мавзолей находится в серьезном запустении.
Михримах Султан , единственная дочь Сулеймана и Хюррем и жена великого визиря Рустем-паши, дала Синану поручение построить мечеть с медресе (колледжем), имаретом (бесплатной кухней) и сибианским мектебом (школой Корана) в Ускюдаре. . Имарета больше не существует. Эта мечеть Искеле (или мечеть Пристани) уже демонстрирует несколько отличительных черт зрелого стиля Синана: просторный подвал с высокими сводами, стройные минареты, однокупольный балдахин , окруженный тремя полукуполами , заканчивающимися тремя экседрами , и широким двойным портиком . Строительство было завершено в 1548 году. Строительство двойного портика не было первым в османской архитектуре, но оно задало тенденцию для загородных мечетей и мечетей визирей в частности. Рустем-паша и Михримах позже потребовали их в своих трех мечетях в Константинополе и в мечети Рустем-паши в Текирдаге . Внутренний портик традиционно имеет сталактитовые капители, а внешний портик имеет капители с шевронным узором ( пахлава ).
Когда султан Сулейман Великолепный вернулся из очередного балканского похода, он получил известие о том, что его сын Шехзаде Мехмед умер в возрасте двадцати двух лет. В ноябре 1543 года, вскоре после того, как Синан начал строительство мечети Искеле, султан приказал Синану построить новую большую мечеть с прилегающим комплексом в память о его любимом сыне. Эта мечеть Шехзаде станет больше и амбициознее, чем его предыдущие. Историки архитектуры считают эту мечеть первым шедевром Синана. Одержимый идеей большого центрального купола, Синан обратился к планам таких мечетей, как мечеть Фатих-паши в Диярбакыре или мечеть Пири-паши в Хаскее . Должно быть, он посетил обе мечети во время своей персидской кампании. Синан построил мечеть с центральным куполом, на этот раз с четырьмя равными полукуполами. Эту надстройку поддерживают четыре массивные, но все же элегантные отдельно стоящие восьмиугольные рифленые опоры и четыре опоры, встроенные в каждую боковую стену. По углам, над уровнем крыши, четыре башенки служат стабилизирующими анкерами. Эта последовательная концепция уже заметно отличается от дополнительных планов традиционной османской архитектуры. Седефкар Мехмед Ага позже скопировал концепцию рифленых опор в своей мечети Султана Ахмеда, пытаясь облегчить их внешний вид. Однако Синан отверг это решение в своих следующих мечетях.
Середина 1550-х – 1570-е: квалификационный этап.
[ редактировать ]К 1550 году Сулейман Великолепный был на пике своего могущества. Построив мечеть для своего сына, он почувствовал, что пришло время построить свою собственную императорскую мечеть , долговечный памятник, больший, чем все остальные, который будет построен на пологом склоне холма, возвышающемся над Золотым Рогом . С деньгами проблем не было, поскольку он накопил сокровища за счет добычи, полученной во время его кампаний в Европе и на Ближнем Востоке. Он приказал Синану построить мечеть Сулеймание , окруженную куллие , состоящей из четырех колледжей, столовой, больницы, приюта, хамама , караван-сарая и приюта для путешественников ( табхане ). Синан, возглавлявший теперь огромный отдел с множеством помощников, выполнил эту сложную задачу за семь лет. До Сулеймание не строилось мечетей с полукубическими крышами. Идея конструкции полукубической крыши пришла ему от собора Святой Софии . Благодаря этому монументальному [ по мнению кого? ] Достигнув Синана, он вышел из анонимности своих предшественников. Синан, должно быть, был знаком с идеями архитектора эпохи Возрождения Леоне Баттисты Альберти (который, в свою очередь, изучал «О архитектуре » римского архитектора и инженера Витрувия ), поскольку он тоже был заинтересован в строительстве идеальной церкви, отражающей гармонию через совершенство геометрии в архитектуре. . Но, в отличие от своих западных коллег, Синан был больше заинтересован в упрощении, чем в обогащении. Он пытался добиться наибольшего объема под единым центральным куполом. В основе купола лежит круг, идеальная геометрическая фигура, абстрактно представляющая совершенного Бога. Синан использовал тонкие геометрические соотношения, кратные двум, при расчете соотношений и пропорций своих зданий. Однако на более позднем этапе он также использовал деление по три или соотношение два к трем при разработке ширины и пропорций куполов, таких как мечеть Соколлу Мехмед-паши в Кадырге.
Пока он был полностью занят строительством Сулеймание, Синан или его подчиненные составляли планы и давали инструкции для многих других построек. Синан построил мечеть для великого визиря Паргалы Ибрагим-паши и мавзолей ( тюрбе ) в Силиврикапы (Константинополь) в 1551 году.

Следующий великий визирь Рустем-паша дал Синану еще несколько поручений. В 1550 году он построил большую гостиницу ( хан ) в районе Галата в Стамбуле. Примерно десять лет спустя он построил еще один хан в Эдирне , а между 1544 и 1561 годами - Таш-Хан в Эрзуруме . Он спроектировал караван-сарай в Эрегли и восьмиугольное медресе в Константинополе.
Между 1553 и 1555 годами Синан построил мечеть Синан-паши в Бешикташе , уменьшенную версию мечети Уч Шерефели в Эдирне , для великого адмирала Синан-паши . Это еще раз доказывает, что Синан тщательно изучал работы других архитекторов, тем более что именно он отвечал за содержание этих зданий. Он скопировал старую форму, задумался над слабыми местами конструкции и попытался решить их собственным решением. В 1554 году Синан снова использовал форму мечети Синан-паши для строительства мечети для следующего великого визиря Кара Ахмет-паши в Константинополе, своей первой шестиугольной мечети. Используя шестиугольный план, Синан смог уменьшить боковые купола до полукуполов и расположить их по углам под углом 45 градусов. Очевидно, Синан, должно быть, оценил эту форму. [ нужна ссылка ] поскольку он повторил это позже в таких мечетях, как мечеть Соколлу Мехмед-паши в Кадырге и мечеть Атик Валиде в Ускюдаре .
В 1556 году Синан построил Хасеки Хюррем Султан Хамами , заменив античные термы Зевксиппа , которые до сих пор стоят недалеко от собора Святой Софии . Это станет одним из самых красивых хамамов, которые он когда-либо строил.
В 1559 году он построил медресе Джафер Ага ниже привокзального двора собора Святой Софии. В том же году он начал строительство небольшой мечети Искендер-паши в Канлыке , рядом с Босфором. Это было одно из многих мелких и рутинных заказов, которые офис Синана получал на протяжении многих лет.
В 1561 году, когда Рустем-паша умер, Синан начал строительство мечети Рустем-паши в качестве мемориала под руководством его вдовы Михримах Султан . Он расположен чуть ниже Сулеймание . На этот раз центральная форма восьмиугольная, по образцу монастырской церкви Святых Сергия и Вакха , с четырьмя небольшими полукуполами, установленными по углам. В том же году Синан построил для Рустем-паши тюрбе в саду мечети Шехзаде , украшенный лучшей плиткой, Изник которую мог производить . Михримах Султан, удвоившая свое состояние после смерти мужа, теперь хотела иметь собственную мечеть. Синан построил для нее мечеть Михримах в Эдирнекапы (Ворота Эдирне) на самом высоком из семи холмов Константинополя. Он возвел мечеть на сводчатую платформу, подчеркнув ее расположение на вершине холма. Есть некоторые предположения относительно дат; до недавнего времени предполагалось, что это период между 1540 и 1540 годами, но теперь общепринято считать, что это период между 1562 и 1565 годами. Синан, озабоченный величием, построил мечеть по одному из своих самых творческих проектов, используя новые системы опор и боковые пространства для увеличить площадь, доступную для окон. Он построил центральный купол высотой 37 м (121 фут) и шириной 20 м (66 футов), поддерживаемый подвески на квадратном основании с двумя боковыми галереями, каждая с тремя куполами. В каждом углу этой площади стоит гигантский пирс, соединенный огромными арками, каждая из которых имеет 15 больших окон и четыре круглых, наполняя интерьер светом. Стиль этого революционного здания был настолько близок к готическому стилю, насколько это позволяла османская структура.
В 1566 году Синан завершил строительство мечети Баня Баши в Софии , Болгария , которая в настоящее время является единственной действующей мечетью в городе. Его первая мечеть в Софии была построена в 1528 году; широко известная как мечеть Имарет или Черная мечеть из-за темного цвета строительного камня, она была повреждена землетрясением и заброшена в 19 веке.
В 1560-х годах он построил систему водоснабжения Киркчесме для Стамбула. Это считается шедевром его работы. Он простирается на 55 км и включает в себя 35 мостов-акведуков , 4 из которых отличаются высотой (до 35 м), а также длиной (до 700 м). [32]
Между 1560 и 1566 годами Синан построил мечеть в Константинополе для Зал Махмуда-паши на склоне холма за Айвансараем. Синан, конечно, разработал планы и частично руководил строительством, но оставил строительство меньших территорий менее компетентным рукам, поскольку Синан и его самые способные помощники собирались начать свой шедевр - мечеть Селимие в Эдирне. Снаружи мечеть возвышается, ее восточная стена пронизана четырьмя ярусами окон. Это придает мечети вид дворца или даже многоквартирного дома. Внутри есть три широкие галереи, благодаря которым интерьер выглядит компактным. Тяжесть этой конструкции придает куполу неожиданно высокий вид. Эти галереи выглядят как предварительная проба галерей мечети Селимие .
Период с 1570 года до его смерти: мастер-сцена
[ редактировать ]

На этом позднем этапе своей жизни Синан пытался создавать единые и возвышенно элегантные интерьеры. Для этого он устранил все ненужные подсобные помещения за пределами опор центрального купола. Это можно увидеть в мечети Соколлу Мехмед-паши в Кадырге, Стамбул (1571–1572 гг.) и в мечети Селимие в Эдирне. В других зданиях своего последнего периода Синан экспериментировал с пространственными и настенными обработками, которые были новыми для классической османской архитектуры.
По его словам из автобиографии Тезкиретуль-Бюньян , его шедевром является мечеть Селимие в Эдирне . Освободившись от недостатков традиционной османской архитектуры, эта мечеть знаменует собой кульминацию творчества Синана и всей классической османской архитектуры. Во время строительства его главным мотивом была фраза архитектора: « Вы никогда не сможете построить купол больше, чем купол Святой Софии , особенно будучи мусульманами ». Когда строительство было завершено, Синан заявил, что у него самый большой купол в мире, оставив позади собор Святой Софии. Фактически, высота купола от уровня земли была ниже, а диаметр едва больше (0,5 метра, примерно 2 фута), чем у собора Святой Софии, тысячелетней давности. Однако, если судить по основанию, купол Селимие выше. Когда здание было закончено, Синану было более 80 лет. В этой мечети он наконец реализовал свою цель – создать оптимальный, полностью единый купольный интерьер: триумф пространства, доминирующего в интерьере. На этот раз он использовал восьмиугольный центральный купол (31,28 м в ширину и 42 м в высоту), поддерживаемый восемью слоновьими опорами из мрамора и гранита. Эти опоры лишены каких-либо капители, но имеют выступы или консоли на вершине, что приводит к оптическому эффекту, заключающемуся в том, что арки как будто вырастают из опор. Разместив боковые галереи подальше, он усилил трехмерный эффект. Множество окон в перегородках наполняют интерьер светом. Подпорные полукупола установлены в четырех углах подкупольной площади. Вес и внутреннее напряжение скрыты, создавая воздушный и элегантный эффект, который редко можно увидеть под центральным куполом. Четыре минарета (высота 83 м) по углам молитвенного зала являются самыми высокими в мусульманском мире и подчеркивают вертикальность этой мечети, которая уже доминирует над городом.

Он также спроектировал Сулеймания Такаяя в Дамаске , Сирия, которая, как полагают, ознаменовала появление османского архитектурного стиля . в городе [33] Он также построил мост Мехмеда Паши Соколовича через реку Дрина в Вишеграде , Босния и Герцеговина, который сейчас является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Заключение
[ редактировать ]
В начале своей карьеры архитектора Синану приходилось иметь дело с устоявшейся традиционной купольной архитектурой. Его образование армейского инженера привело его к подходу к архитектуре с эмпирической точки зрения, а не с теоретической. Он начал экспериментировать с проектированием и проектированием однокупольных и многокупольных сооружений. В своих конструкциях и проектах мечетей он стремился добиться новой геометрической чистоты, рациональности и пространственной целостности. Всем этим он продемонстрировал свою креативность и желание создать ясное, единое пространство. Он начал разрабатывать серию вариаций куполов, по-разному окружая их полукуполами, опорами, экранными стенами и различными наборами галерей. Его купола и арки изогнуты, но в остальной части конструкции он избегал криволинейных элементов, превращая круг купола в прямоугольную, шестиугольную или восьмиугольную систему. Он пытался добиться рациональной гармонии между внешней пирамидальной композицией полукуполов, завершающейся единым безбарабанным куполом, и внутренним пространством, где этот центральный купол вертикально объединяет пространство в единое целое. Его гений заключается в организации этого пространства и разрешении напряжений, создаваемых дизайном. Он был новатором в использовании декора и мотивов, сливая их в архитектурные формы в целом. Он подчеркнул центр под центральным куполом, наполнив его светом из множества окон. Он эффективно объединил свои мечети в комплекс ( külliye ), служащий нуждам общества в качестве интеллектуального центра, общественного центра и обслуживающий социальные нужды и проблемы здоровья верующих.
Когда Синан умер, классическая османская архитектура достигла своего апогея. Ни один преемник не был достаточно одаренным, чтобы улучшить дизайн мечети Селимие и развивать ее дальше. Его ученики вернулись к более ранним моделям, таким как мечеть Шехзаде. [ нужна ссылка ] Изобретения сошли на нет, и наступил упадок.
Конструкции
[ редактировать ]Согласно официальному списку его работ, Тезкиретуль Эбниее , за 50 лет своего пребывания на посту имперского архитектора Синан построил или руководил 476 зданиями, 196 из которых сохранились. Он не мог спроектировать их все, но полагался на навыки своего офиса. Он взял на себя заслугу и ответственность за свою работу. Как янычар и, следовательно, раб султана, он нес главную ответственность перед султаном. В свободное время он также проектировал здания для первых лиц. Он поручил своим помощникам строительство менее важных зданий в провинциях.
- 94 большие мечети ( камии ),
- 57 колледжей,
- 52 мечети меньшего размера ( мескит ),
- 48 бань ( хамам ).
- 35 дворцов ( сарая ),
- 22 мавзолея ( тюрбе ),
- 20 караван-сараев ( кервансарай ; хан ),
- 17 общественных кухонь ( имарет ),
- 8 мостов,
- 8 складов или зернохранилищ
- 7 коранических школ ( медресе ),
- 6 акведуков,
- 3 больницы
Некоторые из его работ:

- Мечеть Соколлу Мехмед-паши (Азапкапы)
- Мечеть Соколлу Мехмед-паши (Кадырга)
- Каферага Медресе
- Мечеть Селимие в Эдирне
- Мечеть Сулеймание
- Комплекс Кылыч Али Паша
- Мечеть Молла Челеби
- Ванны Хасэки
- Комплекс Хасеки Султан
- Бани Чемберлиташ
- Мечеть Пияле-паша
- Князь мечеть
- Мечеть Михримах Султан в Эдирнекапи
- Мечеть Михримах Султан в Ускюдаре
- Мост Мехмеда Паши Соколовича в Вишеграде , Босния и Герцеговина
- Banya Bashi Mosque in Sofia , Bulgaria
- Расстояние от мечети Мехмед-паши
- Мечеть Рустем-паши
- Мечеть Зал Махмуд Паша
- Мечеть Кадырга Сокуллу
- Мечеть Курсум или мечеть Осман Шаха в Трикале , Греция
- Явуз Султан Селим Мадрас
- Мост Мимар Синан в Бююкчекмедже
- Церковь Успения в Узунджово , Болгария.
- Сулеймания Такаяя в Дамаске , Сирия
- Мечеть Хусрувия в Алеппо , Сирия
- Ораторское искусство у Западной стены
Смерть и наследие
[ редактировать ]

Синан умер в 996 году хиджры (1587–88 гг. н.э.) и похоронен в гробнице в Стамбуле , тюрбе его собственного дизайна, к северу от мечети Сулеймание , через дорогу, названную Мимар Синан Каддези в его честь. Он был похоронен возле могил своих величайших покровителей: султана Сулеймана I и султанши Хасеки Хюррем , жены Сулеймана. Над зарешеченным железом молитвенным окном его могилы находится эпитафия, написанная на османском языке поэтом Мустафой Саем. В нем указан год его смерти и записано, что Синан построил 400 масджидов (небольших мечетей), 80 пятничных мечетей и мост Кануни Султан Сулейман в Бююкчекмедже . [36]
В 1935 году его останки были эксгумированы группой турецких учёных. Сторонники популярной в то время расовой науки утверждали, что измерения черепа Синана доказывают, что он на самом деле был турком. [37] По состоянию на 2016 год череп отсутствует. [38]
Его имя также присвоено:
- кратер . планете Меркурий на
- Турецкий государственный университет, Университет изящных искусств Мимара Синана и мечеть Мимара Синана , оба в Стамбуле.
Портрет Синана был изображен на реверсе турецких банкнот номиналом 10 000 лир выпуска 1982–1995 годов. [39] и монета номиналом 7 500 000 лир 2001 года (серия «тысячелетие»), а также на 6 почтовых марках: 100 лир 1957 года (400-летие открытия мечети Сулеймание), 50 лир 1988 года (400-летие со дня смерти Синана) и набор из 4 штук, выпущенный 14 ноября 2007 г. (60, 70, 70 и 80 Куру - Синан и его произведения).
Синан изображен в романе Элиф Шафак « 2013 года Ученик архитектора» , где вымышленный главный герой становится его учеником. [40]
См. также
[ редактировать ]- Стены Иерусалима , также приписываемые Синану, вместе с мечетью Хасеки Султан Имарет.
- Другие мусульманские архитекторы того же периода
- Иса Мухаммад Эффенди , предполагаемый персидский архитектор 17 века.
- Седефкар Мехмед Ага (1540–1617), албанский османский архитектор.
- Атик Синан , греческий османский архитектор XV века.
- Мимар Хайруддин (родился около 1500 г.), главный архитектор Османской империи.
Примечания
[ редактировать ]- Примечания
- ^ По словам современного биографа Мустафы Саи Челеби , Синан родился в 1489 году; Британская энциклопедия утверждает, что дата рождения — 1490 год; [8] Словарь исламской архитектуры относит его к 1491 году; и, по словам турецкого профессора и архитектора Рехи Гюнай, где-то между 1494 и 1499 годами. [9]
- Цитаты
- ^ Гудвин (2001), с. 87
- ^ Перейти обратно: а б Кинросс (1977), стр. 214–215.
- ^ Де Оса, Вероника.
- ^ Сауд (2007), с. 7
- ^ Вазари (1963), Книга IV, с. 122
- ^ «10 самых известных когда-либо живших архитекторов» . 9 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гудвин 2003 , стр. 199–200.
- ^ Перейти обратно: а б Британская энциклопедия. Синан (османский архитектор) :
Синан, также известный как Мимар Синан («Архитектор Синан») или Мимар Коджа Синан («Великий архитектор Синан») (родился около 1490 года, Агырназ, Турция - умер 17 июля 1588 года, Константинополь [ныне Стамбул]),
- ^ Перейти обратно: а б Гюнай, Реха (2006). Путеводитель по работам архитектора Синана в Стамбуле . Стамбул, Турция: Публикации Yapı-Endüstri Merkezi. п. 23. ISBN 975-8599-77-1 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Зарян, Синан , Армянская советская энциклопедия, с. 385.
- ^ Куймджян, Дикран. «Армения от падения Киликийского царства (1375 г.) до принудительной эмиграции при шахе Аббасе (1604 г.)» в книге «Армянский народ от древних до наших дней», том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века . Ричард Г. Ованнисян (ред.). Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина, 1997, с. 13. ISBN 0-312-10168-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Албояджян (1937), т. 1, с. 2, стр. 1533-34.
- ^ «Синан, армянский архитектор»: Чисхолм, Хью. Британская энциклопедия; Словарь искусств, наук, литературы и общей информации . 1910, стр. 426.
- ^ Талбот, Архитектура Хэмлина на протяжении веков . Мичиганский университет, с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин 2003 , с. 199.
- ^ Роджерс, Дж. М. (2006). Синан: Создатели исламской цивилизации . IBTauris: Оксфордский центр исламских исследований. п. задняя обложка . ISBN 978-1-84511-096-3 .
(Синан) Он родился в Каппадокии, вероятно, в греческой христианской семье. Призванный в янычары в подростковом возрасте, он быстро добился продвижения по службе и признания как военный инженер.
- ^ Перейти обратно: а б Крэгг, Кеннет (1991). Арабский христианин: история на Ближнем Востоке . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 120. ИСБН 0-664-22182-3 .
Величайший из всех мусульманских архитекторов Синан... имел греческое или албанское христианское происхождение.
- ^ Неджипоглу 2007 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Кубань, Доган (1997). Искусство Синана и Селимие . Фонд экономической и социальной истории. п. 29. ISBN 978-975-7306-30-6 .
Коньялы сообщает, что Агырнас был греческой деревней, в которой не было армянских жителей, и что до того, как греки покинули деревню, греческая семья по имени Ташчиоглу заявила, что Синан является членом своей семьи.
- ^ Браун, Перси (1942). Индийская архитектура: (Исламский период) . Сыновья Тарапоревала. п. 94.
… слава о ведущем османском архитекторе Синане достигла его ушей, и, как сообщается, он пригласил некоторых учеников этого албанского гения в Индию для реализации его архитектурных проектов.
- ^ Перейти обратно: а б с Акгюндюз Ахмед и Озтюрк Саид, (2011), История Османской империи, несовершенства и правда, IUR Press (Исламский университет Роттердама), стр. 196, см. в Интернете . Цитируется из книги: «Некоторые еврейские писатели утверждали, что настоящее имя Синана-Зодчего было Юсуф Синан и, соответственно, был евреем... Согласно еще одной точке зрения, Синан происходил из христианской турецкой семьи, отца которой звали Абдулменнан и Доган Юсуф его деда».
- ^ Даскалов, Румен; Везенков, Александр (2015). Запутанная история Балкан - Том третий: общее прошлое, спорное наследие . БРИЛЛ. п. 285. ИСБН 978-90-04-29036-5 .
Мимар Синан (1539–1588), несомненно, один из величайших архитекторов шестнадцатого века. Он был не турком, а греком из Каппадокии (или болгарином из Широкой Лэки, по местному варианту).
- ^ Беттани Хьюз, Стамбул: Повесть о трех городах (Нью-Йорк: Da Capo Press, 2017), с. 437.
- ^ Британская энциклопедия: Синан (османский архитектор)
- ^ Кинросс, стр. 214–215.
- ^ Синан (в Словаре исламской архитектуры). Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Список зданий, спроектированных Мимаром Синаном.
- ↑ Мост Дрина дал название знаменитому роману «На Дрини Чуприя» югославского писателя Иво Андрича .
- ^ Трейси, Джеймс Д.; Савитри Махаджан (2000). Городские стены: городская крепость в глобальной перспективе . Издательство Кембриджского университета . п. 306. ИСБН 978-0-521-65221-6 . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Джордж Фрашери (2000). Албанский энциклопедический словарь . Академия наук Албании. п. 2946. ISBN 978-99956-10-32-6 .
- ^ Албанское культурное наследие (PDF) . Республика Албания, Национальное агентство по туризму. 2000. с. 59. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2010 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Харманчиоглу, Нилгун Б.; Алтинбилек, Доган (04.06.2019). Водные ресурсы Турции . Спрингер. п. 46. ИСБН 978-3-030-11729-0 .
- ^ Жерар Дежорж (1994). Дамаск . п. 46.
- ^ Уильям Дж. Хеннесси, доктор философии, директор Univ. Мичиганского художественного музея. ВСЕМИРНАЯ КНИГА IBM 1999.
- ^ Марвин Трахтенберг и Изабель Хайман. Архитектура: от предыстории до постмодернизма. п. 223.
- ^ Нечипоглу 2005 , стр. 147.
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2013). Ататюрк: интеллектуальная биография . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 171. ИСБН 9780691157948 .
- ^ «Премьер-министр Турции приказал разыскать череп османского архитектора» . Новости Би-би-си . 11 апреля 2016 года . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Центральный банк Турецкой Республики. Архивировано 3 июня 2009 г. на WebCite . Музей банкнот: 7. Группа эмиссии — десять тысяч турецких лир — I. Серия. Архивировано 29 июля 2009 г. в Wayback Machine , II. Серия. Архивировано 29 июля 2009 г. в Wayback Machine , III. Серия. Архивировано 29 июля 2009 г. в Wayback Machine & IV. Серия. Архивировано 29 июля 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 20 апреля 2009 г.
- ^ Элиф Шафак (6 ноября 2014 г.). «Ученик архитектора», Элиф Шафак — Waterstones.com . www.waterstones.com .
Источники
[ редактировать ]- Гудвин, Годфри (2003) [1971]. История османской архитектуры . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27429-3 .
- Нечипоглу, Гюльру (2005). Эпоха Синана: архитектурная культура Османской империи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-244-7 .
- Нечипоглу, Гюльру (2007). «Творение национального гения: Синан и историография «классической» османской архитектуры». Мукарнас . 24 : 141–183. JSTOR 25482458 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (на армянском языке) Албоячян, Аршаг А. . История армянского Кайсери: топографическое, историческое и этнографическое исследование 2 тома. Каир: Х. Папазян, 1937.
- (на турецком языке) Челеби, Сай Мустафа (2004). Книга построек: Тезкиретюль-Бюньян ве Тезкиретуль-Эбние (Мемуары Синана-архитектора). Коч Продвижение культуры и искусства ISBN 975-296-017-0
- Крейн, Ховард; Акын, Эсра; Нечипоглу, Гюльру , ред. (2006). Автобиографии Синана: пять текстов шестнадцатого века . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-14168-1 .
- Де Оса, Вероника (1982). Синан, турецкий Микеланджело . Нью-Йорк: Vantage Press ISBN 0-533-04655-6
- (на немецком языке) Эгли, Эрнст (1954). Синан, архитектор эпохи расцвета Османской империи , Эрленбах-Цюрих, архитектурное издательство; ISBN 1-904772-26-9
- Эгли, Ганс Г. (1997). Синан: Интерпретация . Стамбул: Публикации Эге. ISBN 978-9758070121 .
- Гудвин, Годфри (2001). Янычары . Лондон: Книги Саки. ISBN 978-0-86356-055-2
- Гюлер, Ара ; Бурелли, Аугусто Романо; Свободно, Джон (1992). Синан: архитектор Сулеймана Великолепного и золотой век Османской империи . WW Norton & Co. Inc. ISBN 0-500-34120-6
- Кинросс, Патрик (1977). Османские века: взлет и падение Турецкой империи Лондон: многолетник. ISBN 978-0-688-08093-8
- Куран, Аптулла. (1987). Синан: Великий старый мастер османской архитектуры , издательство Ada Press. ISBN 0-941469-00-X
- (на английском языке) Коран, Аптулла; Ара Гюлер (иллюстратор); Мустафа Никсарлы (иллюстратор). (1986) Мимар Синан . Стамбул: Фонд Хюрриет. ISBN 3-89122-007-3
- Роджерс, Дж. М. (2005). Синан . ИБ Таурис ISBN 1-84511-096-X
- Сауд, Рабат (2007). Синан: великий османский архитектор и городской дизайнер . Манчестер: Фонд науки, технологий и цивилизации.
- Сьюэлл, Брайан . (1992) Синан: Забытый рог изобилия эпохи Возрождения , выпуск 3, том 1. ISSN 1301-8175
- Сезгин, А. «Драматизация героя-архитектора: Синан в художественной литературе» в журнале «Место встречи британских исследований Ближнего Востока: новые ученые, новые исследования и подходы» (2009), с. 119-143.
- Страттон, Артур (1972). Синан . Издательство Макмиллан . ISBN 0-333-02901-1 .
- Тернер, Дж. (1996). Художественный словарь Гроува , издательство Оксфордского университета , США; Новое издание Эд; ISBN 0-19-517068-7
- Ван Винкт, Рэндалл Дж. (редактор). (1993) Международный словарь архитекторов и архитектуры, том 1. Детройт: St James Press. ISBN 1-55862-089-3
- Вазари, Г. (1963). Жизнь художников, скульпторов и архитекторов . (Четыре тома) Перевод: AB Hinds, редактор: Уильям Гонт. Лондон и Нью-Йорк: Обыватель.
- Уилкинс, Дэвид Г. Синан и Ван Винкт (1993), с. 826.
- Путеводитель по Османской Болгарии» Димана Транькова, Энтони Георгиева и профессора Христо Матанова; опубликовано Vagabond Media, София, 2011 г. [1]
- Третичные источники
- (на армянском языке) Зарян, Армен. «Սինան» (Синан). Армянская советская энциклопедия . том. х. Ереван: Академия наук Армении , 1984, стр. 385–386.
- (на французском языке) Ру, Жан-Поль (1988). «Мечети Синана», Les Dossiers d’archéologie , май 1988 г., номер 127.
- (на французском языке) Стирлин, Анри (1988). «Синан и Сулейман Великолепный», Les Dossiers d’archéologie , май 1988 г., номер 127.
- (на французском языке) Топчу, Али (1988a) «Синан и гражданская архитектура», Les Dossiers d'archéologie , май 1988 г., номер 127.
- (на французском языке) Топчу, Али (1988b). «Синан и современность», Les Dossiers d'archéologie , май 1988 г., номер 127.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мимар Синан, основатель этого Фонда - с изображением его завещания и подтверждением своего настоящего имени (на турецком языке)
- Фотографии города Эдирне, со множеством фотографий мечети Селимие.
- Фотографии около 30 мечетей Синана в Стамбуле
- Карта и краткий путеводитель по работам Синана в Стамбуле (на турецком языке)
- Фотографии некоторых мечетей Синан в Стамбуле
- Карта некоторых мечетей Синан в Стамбуле
- Главный строитель османской мечети XVI века.
- Мост Мимар Синан в Бююкчекмедже
- Османский архитектор, связавший Восток и Запад
- Несравненный турецкий архитектор утверждал, что был обезглавлен в гробнице
- Жизнь и творчество Мимара Синана (на турецком языке)