Jump to content

Мечеть Сулеймание

Координаты : 41 ° 00'58 "с.ш. 28 ° 57'50" в.д.  /  41,01611 ° с.ш. 28,96389 ° в.д.  / 41,01611; 28,96389
(Перенаправлено из Мечети Сулеймана )
Мечеть Сулеймание
Мечеть Сулеймание
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Стамбул , Турция
Мечеть Сулеймание расположена в Стамбуле Фатих.
Мечеть Сулеймание
Расположение в районе Фатих в Стамбуле.
Географические координаты 41 ° 00'58 "с.ш. 28 ° 57'50" в.д.  /  41,01611 ° с.ш. 28,96389 ° в.д.  / 41,01611; 28,96389
Архитектура
Архитектор(ы) Мимар Синан
Тип Мечеть
Стиль Османская архитектура ( классическая )
Новаторский 1550
Завершенный 1557
Технические характеристики
Высота (макс.) 53 м (174 фута)
Купольный день. (внутренний) 26 м (85 футов)
угрожать (а) 4
Высота минарета 76 м (249 футов)
Часть Исторические районы Стамбула
Критерии Культурные: i, ii, iii, iv
Ссылка 356
Надпись 1985 г. (9-я сессия )

( Мечеть Сулеймание турецкий : Süleymaniye Mosque , произносится [sylejˈmaːnije] ) — османская императорская мечеть, на Третьем холме Стамбула расположенная , Турция . Мечеть была построена по заказу Сулеймана Великолепного ( годы правления 1520–1566 ) и спроектирована императорским архитектором Мимаром Синаном . В надписи дата основания указана как 1550 год, а дата открытия — 1557 год, хотя работы над комплексом, вероятно, продолжались еще несколько лет после этого. [ 1 ]

Мечеть Сулеймание является одной из самых известных достопримечательностей Стамбула. С ее расположения на Третьем холме открывается обширный вид на город вокруг Золотого Рога . Он считается шедевром османской архитектуры и одним из величайших произведений Мимара Синана. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это крупнейшая мечеть османской эпохи в городе. [ 6 ] [ 4 ]

Как и другие османские имперские постройки, мечеть является частью более крупного куллие (религиозного и благотворительного комплекса), в который, среди прочего, входили медресе , общественная кухня и больница . За стеной киблы мечети находится огороженное кладбище, на котором находятся отдельные восьмиугольные мавзолеи Сулеймана Великолепного и его жены Хюррем Султан (Роксоланы).

Строительство

[ редактировать ]

Султан Сулейман Великолепный выбрал архитектора Мимара Синана для создания мечети в память о своем сыне Шехзаде (наследном принце) Мехмеде. Сулейман был настолько впечатлен построенной мечетью Шехзаде (Шехзаде Ками), что попросил Синана спроектировать мечеть и для себя. Эта мечеть будет символизировать превосходство Османской империи. [ 7 ]

Мечеть была построена на месте старого османского дворца ( Эски Сарай ), который в то время все еще использовался и должен был быть снесен. [ 8 ] Надпись на арабском языке над входом в молитвенный зал указывает дату основания 1550 года и дату открытия 1557 года. На самом деле планирование мечети началось до 1550 года, а части комплекса были завершены только после 1557 года. Окончательные расходы на строительство были записано в 1559 году и относится к некоторым медресе и мавзолею жены Сулеймана, Хюррем Султан (ум. 1558). [ 1 ] Мавзолей самого Сулеймана был построен после его смерти по приказу его сына и преемника Селима II между 1566 и 1568 годами. [ 1 ]

Интерьер мечети на фотографии XIX века.

Сообщается, что мраморные сполии с различных мест Константинополя и других частей империи были собраны и отправлены на строительную площадку. Петр Гиллиус , современный наблюдатель, писал о том, как видел, как одну из четырех огромных порфировых колонн, предназначенных для интерьера мечети, обрезали до нужного размера, а также о том, как мраморные колонны были взяты с ипподрома . [ 9 ] [ 10 ]

При проектировании мечети Сулеймание Синан черпал вдохновение из собора Святой Софии и мечети Баязида II . [ 11 ] Намерением Сулеймана было построить мечеть, которая превзошла бы все другие, построенные его предшественниками. [ 9 ] Сулейман, похоже, время от времени представлял себя «вторым Соломоном», и его строительные проекты как в Иерусалиме , так и в Константинополе (Стамбуле), похоже, отражают это. [ 12 ] [ 13 ] Архитектурно мавзолей Сулеймана (построенный за мечетью) отсылает к Куполу Скалы , построенному на месте Храма Соломона в Иерусалиме. По народной традиции, Юстиниан I хвастался после завершения строительства собора Святой Софии в Константинополе: «Соломон, я превзошел тебя!» Мечеть Сулеймана, в свою очередь, по своей планировке отсылает к собору Святой Софии. [ 14 ]

Повреждения и реставрации

[ редактировать ]
Вид на мечеть на горизонте исторического Стамбула

Сулеймание пострадало во время великого пожара 1660 года и было восстановлено султаном Мехмедом IV . [ 15 ] Часть купола обрушилась во время землетрясения 1766 года . Ремонт повредил то, что осталось от первоначального украшения Синана (недавняя уборка показала, что он экспериментировал с синим, прежде чем сделать красный доминирующим цветом купола). [ 16 ]

Во время Первой мировой войны двор использовался как склад оружия, а когда часть боеприпасов загорелась, мечеть снова пострадала от пожара. Полностью восстановить его удалось только в 1956 году. Мечеть была снова восстановлена ​​в период с 2007 по 2010 год. [ 17 ] Части окружающего комплекса продолжали восстанавливаться в течение следующего десятилетия.

Архитектура

[ редактировать ]

Как и в других императорских мечетях Стамбула, входу в мечеть предшествует привокзальная площадь с центральным фонтаном. Главные ворота на северо-западной стороне мечети выступают наружу из стен с обеих сторон и над ними. Входной портал представляет собой нишу, покрытую треугольным сводом, украшенным мукарнами , со тонкими пилястрами по обе стороны. [ 18 ] Над куполом мукарнаса находится надпись, изображающая ( исповедания суннитскую версию шахады веры). [ 19 ] Окна по обе стороны от портала указывают на наличие внутренних комнат, в которых располагалась муваккитане ( камера хронометриста ) . [ 18 ]

Двор размером примерно 47 на 57 метров (154 на 187 футов), [ 20 ] имеет исключительное величие с перистилем с колоннадой, поддерживаемым высокими колоннами из мрамора , гранита и порфира . Колонны увенчаны классическими османскими «сталактитовыми» капителями (вырезанными мукарнами ). [ 18 ] На юго-восточной стороне двора портик, предшествующий молитвенному залу, выше портиков трех других сторон, что придает фасаду большую монументальность. Три центральные арки северо-западного портика, соответствующие главному входу, также выше остальных арок вокруг них. По мнению Годфри Гудвина, согласование этих разновысотных элементов вдоль перистиля было главной эстетической трудностью Синана. [ 18 ] Фасад молельного зала также украшен прямоугольными оконными люнетами из изникской плитки . [ 21 ] Это было первое здание, в котором изникская плитка включала под глазурью яркую томатно-красную глину. [ 22 ]

Мечеть оборудована кранами с водой за пределами двора, между боковыми входами в молитвенный зал, которые используются для совершения омовений . В результате питьевой фонтанчик в центре двора носит чисто декоративный характер. Это прямоугольное мраморное ограждение с потолком. Фонтан был спроектирован таким образом, что вода разбрызгивалась с потолка в бассейн внизу - необычная особенность, отмеченная некоторыми писателями 16 века. [ 23 ]

За юго-восточным портиком главный вход в молитвенный зал находится в нише со сложным навесом из мукарнаса . [ 10 ] Ему предшествует купол с более характерным дизайном, чем другие купола перистиля. Входной портал украшен фундаментной надписью, высеченной на трех прямоугольных панелях (две вертикальные сбоку и горизонтальная сверху). Текст был составлен Эбуссуудом Эфенди , а его каллиграфия , выполненная шрифтом сулут , была создана Хасаном Челеби , учеником Ахмеда Карахисари . В нем указаны имя и титулы султана, его генеалогия и молитва о продолжении Османской династии. [ 19 ] Деревянные двери входа выполнены из резного дерева. [ 24 ] включая ореховое , черное и оливковое дерево , и они инкрустированы слоновой костью и перламутром . [ 10 ] [ 25 ]

Боковые входы во двор мечети также имеют надписи. На западных воротах внутреннего двора есть надпись: «Мир тебе! Ты добр, так войди и поселись там» ( Коран 39:73). На других входах мечети имеются аналогичные надписи, сравнивающие ее ворота с вратами рая. [ 19 ]

Минареты

[ редактировать ]
Деталь минаретов и их скульптурных балконов.

Четыре минарета занимают четыре угла двора. Два более высоких имеют три балкона и достигают высоты 63,8 м (209 футов) без свинцовых колпаков и 76 м (249 футов) вместе с колпаками. [ 26 ] Балконы поддерживаются консолями с резными мукарнами и имеют балюстрады с резными геометрическими узорами . [ 26 ]

Использование четырех минаретов по углам двора мечети ранее применялось в мечети Уч Шерефели в Эдирне . [ 27 ] хотя Синан ввел строгую симметрию, отсутствующую в предыдущем примере. [ 28 ] В истории османской архитектуры такое количество минаретов было добавлено только к некоторым мечетям, подаренным султаном (принцы и принцессы могли построить два минарета, другие - только один). Минареты имеют в общей сложности десять балконов, что, как говорят, отражает тот факт, что Сулейман I был 10-м османским султаном . [ 29 ] Сделав внешние минареты короче внутренних, Синан также усилил общее визуальное впечатление от сооружения, возвышающегося к центральному куполу. [ 27 ]

Молитвенный зал

[ редактировать ]

Общий дизайн

[ редактировать ]
Высота и план мечети, опубликованные Корнелиусом Гурлиттом в 1912 году.

Интерьер мечети представляет собой почти квадрат размером 58,5 на 57,5 ​​метров (192 на 189 футов), образующий единое обширное пространство, в котором доминирует центральный купол. [ 30 ] Купол имеет высоту 53 метра (174 фута) и диаметр 26,5 метра (86,9 фута), что составляет ровно половину высоты. Квадратное пространство непосредственно под этим куполом занимает ровно половину общей площади молитвенного зала. [ 31 ] Планировка имитирует дизайн купола собора Святой Софии, а также повторяет планировку более ранней мечети Баязида II : центральный купол окружен полукуполами спереди и сзади, закрывая основное центральное пространство, в то время как ряд меньших и нижних купола покрывают каждый из двух боковых нефов с обеих сторон. Между этими меньшими куполами и главным куполом находятся большие тимпаны с окнами. Такое повторение плана старого здания нехарактерно для Синана и, возможно, было результатом личного желания Сулеймана. [ 32 ]

Синан усовершенствовал дизайн, повторив нововведения, которые он ранее использовал в мечети Шехзаде . Купол и полукупола поддерживаются ограниченным количеством несущих колонн и контрфорсов, что позволяет иметь больше окон в стенах между ними и сводить к минимуму любые мешающие разделения внутри молитвенного пространства. Он скрыл многие из несущих контрфорсов, включив их во внешние стены, где они выступали частично внутрь, а частично наружу, чтобы они казались менее массивными с обеих сторон. Он построил между ними галереи с колоннадами как снаружи, так и внутри, тем самым еще больше скрывая их присутствие. [ 27 ] [ 33 ] Поскольку опорные контрфорсы скрыты внутри стен здания, они не доминируют и не затеняют его профиль, как в соборе Святой Софии. Таким образом, снаружи расположение арок, башенок и полукуполов образует более гармоничное, почти пирамидальное развитие к центральному куполу, подчеркивая последний как визуальное завершение сооружения. [ 27 ] [ 28 ] [ 34 ] Исключением является юго-восточная стена (обращённая к кладбищу), где контрфорсы полностью расположены снаружи, чтобы сохранить ровную поверхность для стены киблы внутри. [ 35 ]

Синан также привнес в дизайн мечети большее разнообразие и детализацию, чем в предыдущих работах. Например, в куполах, закрывающих боковые нефы, он чередовал купола разного размера, привнося тем самым определенный визуальный ритм. Пространства перед боковыми входами в молитвенный зал, между парами массивных контрфорсов по углам здания, также перекрыты куполами чередующихся конструкций: круглый купол посередине и два меньших эллиптических купола по бокам. . [ 36 ] Более того, добавив эти четыре боковых входа по углам – вместо двух боковых входов в середине боковых стен, как это было сделано в мечети Шехзаде – Синан нашел лучшее применение этим угловым областям, которыми обычно пренебрегали или опускали в других местах. Здания централизованной планировки. [ 37 ] Снаружи две галереи уровня имеют широкие выступающие карнизы , под которыми скрываются краны с водой, используемые для омовения, что является еще одним нововведением. [ 38 ] [ 34 ]

Украшение

[ редактировать ]
Вид на михраб (нишу, символизирующую киблу ) и минбар (кафедру)

Внутреннее убранство сдержанное, и, похоже, Синан сделал это намеренно. [ 39 ] [ 40 ] мечети В документах вакфа (религиозного пожертвования) прямо утверждается, что показного украшения из золота или драгоценностей было запрещено, чтобы соответствовать традициям исламского пророка Мухаммеда. [ 41 ] Возможно, Сулейман и Синан считали каллиграфию основной формой украшения, в духе того периода, когда османский султан отстаивал более строгую суннитскую ортодоксальность. [ 42 ] Каллиграфия мечети почти полностью выполнена в монументальной форме сулут и приписывается Хасану Челеби, которому Синан, возможно, отдавал предпочтение. [ 41 ]

Каллиграфический декор на вершине купола, окруженный росписью в стиле позднего барокко, добавленной братьями Фоссати.

мечети Большая часть или все первоначальное расписное убранство было уничтожено в ходе последующих повреждений и ремонтов. [ 16 ] Непосредственно об оригинальном расписном убранстве известно очень мало. [ 42 ] Современная роспись центрального купола датируется реставрацией XIX века братьями Фоссати , которые решили грубо имитировать украшения в стиле османского барокко . Следы оригинального декора были обнаружены во время уборки 20-го века и позволяют предположить, что синие цвета использовались до того, как Синан заменил их преимущественно красными цветами. Картина эпохи Фоссати была сохранена в ходе более поздних реставраций, поскольку теперь она считается частью истории мечети. [ 16 ] В других местах каменные арки мечети окрашены в красный и белый цвета, чтобы имитировать мрамор. [ 43 ] За исключением надписей, высеченных на камне, большая часть другой каллиграфии, найденной по всей мечети, окрашена и, таким образом, вероятно, была восстановлена ​​в более поздние периоды. Реставрации, похоже, были проведены тщательно и, вероятно, сохранили некоторые аспекты оригинальных композиций. [ 16 ]

Каменная кладка мечети высокого качества. Колонны имеют классические османские «сталактиты» или мукарны — резные капители. [ 44 ] Как на передней, так и на задней стороне четырех основных колонн расположены высокие и остроконечные ниши мукарны . В столбах также установлены водопроводные краны. [ 45 ]

Михраб капюшоном из состоит из традиционной ниши с мукарнаса . Они обрамлены мраморной поверхностью той же формы, что и центральные (северо-западные) ворота внутреннего двора мечети (выровнены по той же оси, что и михраб ). Края этой простой мраморной композиции вылеплены в виде рифленых колонн, которые заканчиваются наверху символами полумесяца , а арабеска . вдоль верхнего края между ними проходит [ 16 ]

муэдзина Платформа

Рядом с михрабом находится минбар , выполненный в традиционной османской форме: узкая лестница с треугольными сторонами, ведущая от портала к навесу. Украшение упрощено по сравнению с более богато украшенными османскими образцами и ограничено геометрическим узором балюстрад и позолоченными звездами на синем фоне, покрывающими конический колпачок навеса. [ 16 ] Рядом расположены простая платформа или балкон для султана ( хункар махфили ) и еще одна платформа для муэдзина ( муэдзин махфили ), все они сделаны из мрамора и имеют лишь несколько отдельных украшений. [ 16 ]

Облицовка плиткой Изника используется только вокруг михраба . [ 41 ] Повторяющиеся прямоугольные плитки имеют трафаретный цветочный узор на белом фоне. Цветы в основном синие с бирюзовым, красным и черным, но зеленый не используется. [ 46 ] По обе стороны от михраба расположены большие каллиграфические медальоны в виде плитки Изника с текстом из Аль-Фатиха суры Корана 1:1-7 . [ 47 ]

Один из витражей на киблы стене

Самые сложные витражи находятся на стене киблы , возле михраба . Обычно считается, что они были работой Сархоса Ибрагима, но некоторые из современных окон, вероятно, были восстановлены в более поздние периоды. [ 42 ] Они предназначены для отображения имен Бога ( Аллаха ), исламского пророка Мухаммеда и четырех халифов Рашидунов . [ 48 ]

Имена Бога и Мухаммеда повторяются в надписях над нижними окнами, подчеркивая Бога как источник исламского закона ( шариата ) и Мухаммеда как проповедника этого закона. Имена четырех халифов также повторяются на четырех основных колоннах мечети, напоминая о четырех столпах суннитского богословия. [ 48 ] Выбор этих надписей, наряду с другими надписями по всей мечети, подчеркивает ортодоксальный суннитский характер мечети, частично отражая соперничество Османской империи с современными Сефевидами , главной шиитской династией на востоке. [ 48 ]

Мавзолеи

[ редактировать ]

За стеной киблы (юго-восточной стеной) мечети находится огороженное кладбище, на котором находятся отдельные мавзолеи ( тюрбе ) султана Сулеймана I и его жены Хюррем Султан (Роксолана).

Большой восьмиугольный мавзолей Сулеймана Великолепного датирован 1566 годом, годом его смерти, но, вероятно, он был завершен только в следующем году. [ 49 ] Это один из крупнейших османских мавзолеев, и его дизайн сравнивают с Куполом Скалы в Иерусалиме, по образцу которого он, возможно, и был создан. [ 39 ] [ 50 ] Мавзолей окружен перистилем ( портиком ) с выступающей крышей, поддерживаемой 24 колоннами; вход обращен на восток, а не на обычный север. [ 49 ] Под портиком по обе стороны от входа находятся изникские изразцовые панели. [ 51 ] Это самые ранние известные изразцы, украшенные ярким изумрудно-зеленым цветом, который впоследствии стал характерной чертой изникской керамики. [ 52 ] Купол диаметром 14 метров является первым крупным примером купола с двойной оболочкой в ​​архитектуре Синана. [ 50 ] Внутри имеется ложный купол, поддерживаемый восемью колоннами внутри внешней оболочки. На уровне земли 14 окон и еще 24 окна с витражами в тимпане под арками. Стены и подвески покрыты полихромной изникской плиткой. Над окнами проходит полоса живописных плиточных панелей. [ 53 ] В тексте цитируется стих «Трон» и следующие два стиха из Корана 2:255-258 . [ 51 ] Помимо гробницы Сулеймана Великолепного, в мавзолее находится могила его дочери Михримах Султан и двух более поздних султанов: Сулеймана II (годы правления 1687–1691) и Ахмеда II (годы правления 1691–1695). [ 53 ] [ 54 ]

Восьмиугольный мавзолей Хюррем Султан датирован 1558 годом, годом ее смерти. [ 55 ] 16-гранный интерьер украшен изникскими изразцами. Семь прямоугольных окон увенчаны изразцовыми люнетами и эпиграфическими панно. Между окнами восемь ниш с капюшонами в форме михрабов . [ 51 ] Потолок сейчас побелен, но, вероятно, когда-то был покрашен в яркие цвета. [ 53 ]

Другие здания

[ редактировать ]

Как и другие императорские мечети в Стамбуле, мечеть Сулеймание была спроектирована как куллие , или комплекс, с прилегающими постройками для обслуживания как религиозных, так и культурных нужд. Мечеть включает в себя повседневные потребности исламской общины, такие как молитва, образование, здравоохранение и многое другое. [ 8 ] Из-за наклонного характера участка вокруг мечети многие постройки построены над массивными опорными конструкциями, которые создают более ровную поверхность. [ 56 ] [ 57 ] В этих подстройках существовали сводчатые помещения, которые, вероятно, использовались для различных целей. [ 56 ]

Первоначальный комплекс состоял из самой мечети, четырех медресе или религиозных колледжей ( медресе ), небольшой начальной школы ( мектеб ), медицинской школы ( дарюттыб ), больницы ( дарюшифа или тимархане ), общественной кухни ( имарет ), где подавали еду. бедным — караван-сарай или гостевой дом ( табхане ), общественные бани ( хамам ), специализированная школа ( дарулхадис ) для изучения хадисов , небольшое куполообразное здание для служащих кладбища (пристроенное к юго-восточной стене последнего), а также ряды небольших магазинов, интегрированных по внешним краям и вдоль улицы на юго-западной стороне мечети. [ 58 ] Многие из этих структур существуют до сих пор. Бывший имарет переоборудован в ресторан. [ 59 ] Бывшая больница теперь является типографией, принадлежащей турецкой армии . [ нужна ссылка ] Сразу за стенами комплекса, к северу, находится могила архитектора Синана . [ 60 ] Полностью восстановлен в 1922 году. [ 61 ]

Большинство зданий представляют собой классические османские дворовые постройки, состоящие из прямоугольного двора, окруженного куполообразным перистилем-портиком, обеспечивающим доступ к куполообразным помещениям. [ 58 ] В медресе Синан изменил некоторые детали типовой планировки по функциональным соображениям. Медресе Салис и Медресе Раби, расположенные на северо-восточной стороне мечети, где земля спускается к Золотому Рогу, имеют «ступенчатую» конструкцию, в которой двор спускается тремя террасами, соединенными лестницей, а купольные помещения построены постепенно. нижние уровни рядом с ним. [ 62 ] Нынешние остатки школы хадисов ( дарулхадис ) были грубо восстановлены. Он состоит из длинной линии небольших сводчатых комнат на восточной окраине комплекса. [ 63 ] По мнению Догана Кубана , первоначальная школа должна была иметь другой вид. [ 64 ] Треугольная площадь между этим сооружением и двором когда-то использовалась для еженедельных борцовских поединков. [ 65 ]

Два других медресе, расположенные на юго-западной стороне, известны как Медресе Сани и Медресе Эввел и имеют регулярные планы этажей и расположены на более ровной территории. [ 66 ] Из медицинской школы ( Дарюттыб или Тип Медресе [ 56 ] ) рядом с ними мало что сохранилось, кроме комнат на северо-восточной стороне. [ 64 ] Все три медресе с северо-восточной стороны (стороны, обращенные к мечети) выходят на магазины, что приносило доход комплексу. Это создало рыночную улицу, известную как Тирьяки Чаршисы , «Рынок противоядия», из-за бывшего присутствия кофеен и магазинов, посвященных курению гашиша . [ 67 ] [ 64 ] Небольшая начальная школа ( сибян мектеб ), состоящая из двух куполообразных помещений, пристроена к восточному углу Эввелского медресе, но отделена от основного здания узким садом. [ 68 ]

Захоронения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2005 , с. 208.
  2. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VI в. 1250–1500 гг.» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 163. ИСБН  9780195309911 .
  3. ^ Кубань 2010 , стр. 277.
  4. ^ Jump up to: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 199.
  5. ^ Гарипур, Мохаммед, изд. (2019). Каллиграфия и архитектура в мусульманском мире . Издательство Эдинбургского университета. п. 246. ИСБН  978-1-4744-6842-8 .
  6. ^ Петерсен, Эндрю (2002). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 260. ИСБН  978-1-134-61366-3 .
  7. ^ Габр, Али (2001). «Повторное открытие: Мимар Синан, Сулейман Великолепный и Сулеймание». Журнал Медина .
  8. ^ Jump up to: а б Кубань, Доган (1987). «Сулеймание и Стамбул шестнадцатого века». Журнал Исламского исследовательского центра экологического дизайна 1-2 : 4 – через Archnet.org.
  9. ^ Jump up to: а б Неджипоглу 2005 , с. 209.
  10. ^ Jump up to: а б с Гудвин 2003 , с. 230.
  11. ^ Мигеон, Гастон (2009). Искусство Ислама . Паркстоун Интернэшнл. стр. lxxii.
  12. ^ Нечипоглу-Кафадар 1985 , стр. 100–104.
  13. ^ Нечипоглу 2008 , с. 61.
  14. ^ Нечипоглу-Кафадар 1985 , стр. 100–101.
  15. ^ Баер 2004 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудвин 2003 , с. 235.
  17. ^ АА (9 ноября 2010 г.). «К концу восстановления мечети Сулеймание» . www.hurriyet.com.tr (на турецком языке) . Проверено 24 августа 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д Гудвин 2003 , с. 228.
  19. ^ Jump up to: а б с Нечипоглу, Гюльру (1985). «Комплекс Сулеймание в Стамбуле: интерпретация» . Мукарнас . 3 :110.
  20. ^ Блэр и Блум 1995 , с. 222.
  21. ^ Неджипоглу 2005 , с. 217.
  22. ^ Денни 2004 , с. 79.
  23. ^ Неджипоглу 2005 , стр. 213–215.
  24. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Стамбул» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 325. ИСБН  9780195309911 .
  25. ^ Мигеон, Гастон; Саладин, Анри (2012). Искусство Ислама . Паркстоун Интернэшнл. п. 87. ИСБН  978-1-78042-993-9 .
  26. ^ Jump up to: а б Гудвин 2003 , с. 226.
  27. ^ Jump up to: а б с д Блэр и Блум 1995 , с. 222-224.
  28. ^ Jump up to: а б Гудвин 2003 , с. 225.
  29. ^ Нечипоглу-Кафадар 1985 , стр. 105–106.
  30. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 200.
  31. ^ Гудвин 2003 , с. 231.
  32. ^ Кубань 2010 , с. 280-283.
  33. ^ Кубань 2010 , с. 282-284.
  34. ^ Jump up to: а б Неджипоглу 2005 , с. 213.
  35. ^ Гудвин 2003 , стр. 225–226.
  36. ^ Гудвин 2003 , стр. 227–228.
  37. ^ Гудвин 2003 , стр. 232.
  38. ^ Гудвин 2003 , с. 227.
  39. ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 224.
  40. ^ Кубань 2010 , с. 289–290.
  41. ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2005 , с. 216.
  42. ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 290.
  43. ^ Гудвин 2003 , стр. 233–235.
  44. ^ Гудвин 2003 , стр. 227, 233.
  45. ^ Гудвин 2003 , с. 233.
  46. ^ Денни 2004 , стр. 86, 209.
  47. ^ Неджипоглу 2005 , с. 219 рис 183.
  48. ^ Jump up to: а б с Нечипоглу-Кафадар 1985 , с. 110.
  49. ^ Jump up to: а б Гудвин 2003 , стр. 237–238.
  50. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 293.
  51. ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2005 , с. 220.
  52. ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 230.
  53. ^ Jump up to: а б с Гудвин 2003 , с. 238.
  54. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 202.
  55. ^ Гудвин 2003 , с. 237.
  56. ^ Jump up to: а б с Гудвин 2003 , стр. 217–219.
  57. ^ Кубань 2010 , с. 290–292.
  58. ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 279, 290–292.
  59. ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 207.
  60. ^ Неджипоглу 2005 , стр. 150, 205 Рис. 167 (13).
  61. ^ Гудвин 2003 , с. 222.
  62. ^ Кубань 2010 , стр. 291.
  63. ^ Гудвин 2003 , стр. 223–224.
  64. ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 292.
  65. ^ Гудвин 2003 , с. 223.
  66. ^ Кубань 2010 , с. 279, 290–291.
  67. ^ Гудвин 2003 , с. 218.
  68. ^ Гудвин 2003 , стр. 218–219.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65b0affa99ecd0fc355b428ad1a09efd__1724951280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/fd/65b0affa99ecd0fc355b428ad1a09efd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Süleymaniye Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)