Мечеть Сулеймание
Мечеть Сулеймание | |
---|---|
Мечеть Сулеймание | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 00'58 "с.ш. 28 ° 57'50" в.д. / 41,01611 ° с.ш. 28,96389 ° в.д. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Мимар Синан |
Тип | Мечеть |
Стиль | Османская архитектура ( классическая ) |
Новаторский | 1550 |
Завершенный | 1557 |
Технические характеристики | |
Высота (макс.) | 53 м (174 фута) |
Купольный день. (внутренний) | 26 м (85 футов) |
угрожать (а) | 4 |
Высота минарета | 76 м (249 футов) |
Часть | Исторические районы Стамбула |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv |
Ссылка | 356 |
Надпись | 1985 г. (9-я сессия ) |
( Мечеть Сулеймание турецкий : Süleymaniye Mosque , произносится [sylejˈmaːnije] ) — османская императорская мечеть, на Третьем холме Стамбула расположенная , Турция . Мечеть была построена по заказу Сулеймана Великолепного ( годы правления 1520–1566 ) и спроектирована императорским архитектором Мимаром Синаном . В надписи дата основания указана как 1550 год, а дата открытия — 1557 год, хотя работы над комплексом, вероятно, продолжались еще несколько лет после этого. [ 1 ]
Мечеть Сулеймание является одной из самых известных достопримечательностей Стамбула. С ее расположения на Третьем холме открывается обширный вид на город вокруг Золотого Рога . Он считается шедевром османской архитектуры и одним из величайших произведений Мимара Синана. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это крупнейшая мечеть османской эпохи в городе. [ 6 ] [ 4 ]
Как и другие османские имперские постройки, мечеть является частью более крупного куллие (религиозного и благотворительного комплекса), в который, среди прочего, входили медресе , общественная кухня и больница . За стеной киблы мечети находится огороженное кладбище, на котором находятся отдельные восьмиугольные мавзолеи Сулеймана Великолепного и его жены Хюррем Султан (Роксоланы).
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Султан Сулейман Великолепный выбрал архитектора Мимара Синана для создания мечети в память о своем сыне Шехзаде (наследном принце) Мехмеде. Сулейман был настолько впечатлен построенной мечетью Шехзаде (Шехзаде Ками), что попросил Синана спроектировать мечеть и для себя. Эта мечеть будет символизировать превосходство Османской империи. [ 7 ]
Мечеть была построена на месте старого османского дворца ( Эски Сарай ), который в то время все еще использовался и должен был быть снесен. [ 8 ] Надпись на арабском языке над входом в молитвенный зал указывает дату основания 1550 года и дату открытия 1557 года. На самом деле планирование мечети началось до 1550 года, а части комплекса были завершены только после 1557 года. Окончательные расходы на строительство были записано в 1559 году и относится к некоторым медресе и мавзолею жены Сулеймана, Хюррем Султан (ум. 1558). [ 1 ] Мавзолей самого Сулеймана был построен после его смерти по приказу его сына и преемника Селима II между 1566 и 1568 годами. [ 1 ]

Сообщается, что мраморные сполии с различных мест Константинополя и других частей империи были собраны и отправлены на строительную площадку. Петр Гиллиус , современный наблюдатель, писал о том, как видел, как одну из четырех огромных порфировых колонн, предназначенных для интерьера мечети, обрезали до нужного размера, а также о том, как мраморные колонны были взяты с ипподрома . [ 9 ] [ 10 ]
При проектировании мечети Сулеймание Синан черпал вдохновение из собора Святой Софии и мечети Баязида II . [ 11 ] Намерением Сулеймана было построить мечеть, которая превзошла бы все другие, построенные его предшественниками. [ 9 ] Сулейман, похоже, время от времени представлял себя «вторым Соломоном», и его строительные проекты как в Иерусалиме , так и в Константинополе (Стамбуле), похоже, отражают это. [ 12 ] [ 13 ] Архитектурно мавзолей Сулеймана (построенный за мечетью) отсылает к Куполу Скалы , построенному на месте Храма Соломона в Иерусалиме. По народной традиции, Юстиниан I хвастался после завершения строительства собора Святой Софии в Константинополе: «Соломон, я превзошел тебя!» Мечеть Сулеймана, в свою очередь, по своей планировке отсылает к собору Святой Софии. [ 14 ]
Повреждения и реставрации
[ редактировать ]
Сулеймание пострадало во время великого пожара 1660 года и было восстановлено султаном Мехмедом IV . [ 15 ] Часть купола обрушилась во время землетрясения 1766 года . Ремонт повредил то, что осталось от первоначального украшения Синана (недавняя уборка показала, что он экспериментировал с синим, прежде чем сделать красный доминирующим цветом купола). [ 16 ]
Во время Первой мировой войны двор использовался как склад оружия, а когда часть боеприпасов загорелась, мечеть снова пострадала от пожара. Полностью восстановить его удалось только в 1956 году. Мечеть была снова восстановлена в период с 2007 по 2010 год. [ 17 ] Части окружающего комплекса продолжали восстанавливаться в течение следующего десятилетия.
Архитектура
[ редактировать ]Двор
[ редактировать ]Как и в других императорских мечетях Стамбула, входу в мечеть предшествует привокзальная площадь с центральным фонтаном. Главные ворота на северо-западной стороне мечети выступают наружу из стен с обеих сторон и над ними. Входной портал представляет собой нишу, покрытую треугольным сводом, украшенным мукарнами , со тонкими пилястрами по обе стороны. [ 18 ] Над куполом мукарнаса находится надпись, изображающая ( исповедания суннитскую версию шахады веры). [ 19 ] Окна по обе стороны от портала указывают на наличие внутренних комнат, в которых располагалась муваккитане ( камера хронометриста ) . [ 18 ]
Двор размером примерно 47 на 57 метров (154 на 187 футов), [ 20 ] имеет исключительное величие с перистилем с колоннадой, поддерживаемым высокими колоннами из мрамора , гранита и порфира . Колонны увенчаны классическими османскими «сталактитовыми» капителями (вырезанными мукарнами ). [ 18 ] На юго-восточной стороне двора портик, предшествующий молитвенному залу, выше портиков трех других сторон, что придает фасаду большую монументальность. Три центральные арки северо-западного портика, соответствующие главному входу, также выше остальных арок вокруг них. По мнению Годфри Гудвина, согласование этих разновысотных элементов вдоль перистиля было главной эстетической трудностью Синана. [ 18 ] Фасад молельного зала также украшен прямоугольными оконными люнетами из изникской плитки . [ 21 ] Это было первое здание, в котором изникская плитка включала под глазурью яркую томатно-красную глину. [ 22 ]
Мечеть оборудована кранами с водой за пределами двора, между боковыми входами в молитвенный зал, которые используются для совершения омовений . В результате питьевой фонтанчик в центре двора носит чисто декоративный характер. Это прямоугольное мраморное ограждение с потолком. Фонтан был спроектирован таким образом, что вода разбрызгивалась с потолка в бассейн внизу - необычная особенность, отмеченная некоторыми писателями 16 века. [ 23 ]
За юго-восточным портиком главный вход в молитвенный зал находится в нише со сложным навесом из мукарнаса . [ 10 ] Ему предшествует купол с более характерным дизайном, чем другие купола перистиля. Входной портал украшен фундаментной надписью, высеченной на трех прямоугольных панелях (две вертикальные сбоку и горизонтальная сверху). Текст был составлен Эбуссуудом Эфенди , а его каллиграфия , выполненная шрифтом сулут , была создана Хасаном Челеби , учеником Ахмеда Карахисари . В нем указаны имя и титулы султана, его генеалогия и молитва о продолжении Османской династии. [ 19 ] Деревянные двери входа выполнены из резного дерева. [ 24 ] включая ореховое , черное и оливковое дерево , и они инкрустированы слоновой костью и перламутром . [ 10 ] [ 25 ]
Боковые входы во двор мечети также имеют надписи. На западных воротах внутреннего двора есть надпись: «Мир тебе! Ты добр, так войди и поселись там» ( Коран 39:73). На других входах мечети имеются аналогичные надписи, сравнивающие ее ворота с вратами рая. [ 19 ]
-
Главный вход во двор (северо-западная сторона мечети)
-
Двор мечети с центральным фонтаном ( шадырван ), смотрящим на вход.
-
Двор мечети, вид на молитвенный зал
-
Одна из «сталактитовых» капителей или мукарнас во дворе.
-
Внутри центрального фонтана двора, где вода изначально лилась с потолка.
-
Входной портал в молитвенный зал со двора.
Минареты
[ редактировать ]
Четыре минарета занимают четыре угла двора. Два более высоких имеют три балкона и достигают высоты 63,8 м (209 футов) без свинцовых колпаков и 76 м (249 футов) вместе с колпаками. [ 26 ] Балконы поддерживаются консолями с резными мукарнами и имеют балюстрады с резными геометрическими узорами . [ 26 ]
Использование четырех минаретов по углам двора мечети ранее применялось в мечети Уч Шерефели в Эдирне . [ 27 ] хотя Синан ввел строгую симметрию, отсутствующую в предыдущем примере. [ 28 ] В истории османской архитектуры такое количество минаретов было добавлено только к некоторым мечетям, подаренным султаном (принцы и принцессы могли построить два минарета, другие - только один). Минареты имеют в общей сложности десять балконов, что, как говорят, отражает тот факт, что Сулейман I был 10-м османским султаном . [ 29 ] Сделав внешние минареты короче внутренних, Синан также усилил общее визуальное впечатление от сооружения, возвышающегося к центральному куполу. [ 27 ]
Молитвенный зал
[ редактировать ]Общий дизайн
[ редактировать ]
Интерьер мечети представляет собой почти квадрат размером 58,5 на 57,5 метров (192 на 189 футов), образующий единое обширное пространство, в котором доминирует центральный купол. [ 30 ] Купол имеет высоту 53 метра (174 фута) и диаметр 26,5 метра (86,9 фута), что составляет ровно половину высоты. Квадратное пространство непосредственно под этим куполом занимает ровно половину общей площади молитвенного зала. [ 31 ] Планировка имитирует дизайн купола собора Святой Софии, а также повторяет планировку более ранней мечети Баязида II : центральный купол окружен полукуполами спереди и сзади, закрывая основное центральное пространство, в то время как ряд меньших и нижних купола покрывают каждый из двух боковых нефов с обеих сторон. Между этими меньшими куполами и главным куполом находятся большие тимпаны с окнами. Такое повторение плана старого здания нехарактерно для Синана и, возможно, было результатом личного желания Сулеймана. [ 32 ]
Синан усовершенствовал дизайн, повторив нововведения, которые он ранее использовал в мечети Шехзаде . Купол и полукупола поддерживаются ограниченным количеством несущих колонн и контрфорсов, что позволяет иметь больше окон в стенах между ними и сводить к минимуму любые мешающие разделения внутри молитвенного пространства. Он скрыл многие из несущих контрфорсов, включив их во внешние стены, где они выступали частично внутрь, а частично наружу, чтобы они казались менее массивными с обеих сторон. Он построил между ними галереи с колоннадами как снаружи, так и внутри, тем самым еще больше скрывая их присутствие. [ 27 ] [ 33 ] Поскольку опорные контрфорсы скрыты внутри стен здания, они не доминируют и не затеняют его профиль, как в соборе Святой Софии. Таким образом, снаружи расположение арок, башенок и полукуполов образует более гармоничное, почти пирамидальное развитие к центральному куполу, подчеркивая последний как визуальное завершение сооружения. [ 27 ] [ 28 ] [ 34 ] Исключением является юго-восточная стена (обращённая к кладбищу), где контрфорсы полностью расположены снаружи, чтобы сохранить ровную поверхность для стены киблы внутри. [ 35 ]
Синан также привнес в дизайн мечети большее разнообразие и детализацию, чем в предыдущих работах. Например, в куполах, закрывающих боковые нефы, он чередовал купола разного размера, привнося тем самым определенный визуальный ритм. Пространства перед боковыми входами в молитвенный зал, между парами массивных контрфорсов по углам здания, также перекрыты куполами чередующихся конструкций: круглый купол посередине и два меньших эллиптических купола по бокам. . [ 36 ] Более того, добавив эти четыре боковых входа по углам – вместо двух боковых входов в середине боковых стен, как это было сделано в мечети Шехзаде – Синан нашел лучшее применение этим угловым областям, которыми обычно пренебрегали или опускали в других местах. Здания централизованной планировки. [ 37 ] Снаружи две галереи уровня имеют широкие выступающие карнизы , под которыми скрываются краны с водой, используемые для омовения, что является еще одним нововведением. [ 38 ] [ 34 ]
-
Вид на мечеть снаружи (северо-восточная сторона)
-
Интерьер молитвенного зала, вид на михраб
-
Вид на полукупола вокруг центрального купола
-
Один из боковых приделов мечети
Украшение
[ редактировать ]
Внутреннее убранство сдержанное, и, похоже, Синан сделал это намеренно. [ 39 ] [ 40 ] мечети В документах вакфа (религиозного пожертвования) прямо утверждается, что показного украшения из золота или драгоценностей было запрещено, чтобы соответствовать традициям исламского пророка Мухаммеда. [ 41 ] Возможно, Сулейман и Синан считали каллиграфию основной формой украшения, в духе того периода, когда османский султан отстаивал более строгую суннитскую ортодоксальность. [ 42 ] Каллиграфия мечети почти полностью выполнена в монументальной форме сулут и приписывается Хасану Челеби, которому Синан, возможно, отдавал предпочтение. [ 41 ]

мечети Большая часть или все первоначальное расписное убранство было уничтожено в ходе последующих повреждений и ремонтов. [ 16 ] Непосредственно об оригинальном расписном убранстве известно очень мало. [ 42 ] Современная роспись центрального купола датируется реставрацией XIX века братьями Фоссати , которые решили грубо имитировать украшения в стиле османского барокко . Следы оригинального декора были обнаружены во время уборки 20-го века и позволяют предположить, что синие цвета использовались до того, как Синан заменил их преимущественно красными цветами. Картина эпохи Фоссати была сохранена в ходе более поздних реставраций, поскольку теперь она считается частью истории мечети. [ 16 ] В других местах каменные арки мечети окрашены в красный и белый цвета, чтобы имитировать мрамор. [ 43 ] За исключением надписей, высеченных на камне, большая часть другой каллиграфии, найденной по всей мечети, окрашена и, таким образом, вероятно, была восстановлена в более поздние периоды. Реставрации, похоже, были проведены тщательно и, вероятно, сохранили некоторые аспекты оригинальных композиций. [ 16 ]
Каменная кладка мечети высокого качества. Колонны имеют классические османские «сталактиты» или мукарны — резные капители. [ 44 ] Как на передней, так и на задней стороне четырех основных колонн расположены высокие и остроконечные ниши мукарны . В столбах также установлены водопроводные краны. [ 45 ]
Михраб капюшоном из состоит из традиционной ниши с мукарнаса . Они обрамлены мраморной поверхностью той же формы, что и центральные (северо-западные) ворота внутреннего двора мечети (выровнены по той же оси, что и михраб ). Края этой простой мраморной композиции вылеплены в виде рифленых колонн, которые заканчиваются наверху символами полумесяца , а арабеска . вдоль верхнего края между ними проходит [ 16 ]

Рядом с михрабом находится минбар , выполненный в традиционной османской форме: узкая лестница с треугольными сторонами, ведущая от портала к навесу. Украшение упрощено по сравнению с более богато украшенными османскими образцами и ограничено геометрическим узором балюстрад и позолоченными звездами на синем фоне, покрывающими конический колпачок навеса. [ 16 ] Рядом расположены простая платформа или балкон для султана ( хункар махфили ) и еще одна платформа для муэдзина ( муэдзин махфили ), все они сделаны из мрамора и имеют лишь несколько отдельных украшений. [ 16 ]
Облицовка плиткой Изника используется только вокруг михраба . [ 41 ] Повторяющиеся прямоугольные плитки имеют трафаретный цветочный узор на белом фоне. Цветы в основном синие с бирюзовым, красным и черным, но зеленый не используется. [ 46 ] По обе стороны от михраба расположены большие каллиграфические медальоны в виде плитки Изника с текстом из Аль-Фатиха суры Корана 1:1-7 . [ 47 ]

Самые сложные витражи находятся на стене киблы , возле михраба . Обычно считается, что они были работой Сархоса Ибрагима, но некоторые из современных окон, вероятно, были восстановлены в более поздние периоды. [ 42 ] Они предназначены для отображения имен Бога ( Аллаха ), исламского пророка Мухаммеда и четырех халифов Рашидунов . [ 48 ]
Имена Бога и Мухаммеда повторяются в надписях над нижними окнами, подчеркивая Бога как источник исламского закона ( шариата ) и Мухаммеда как проповедника этого закона. Имена четырех халифов также повторяются на четырех основных колоннах мечети, напоминая о четырех столпах суннитского богословия. [ 48 ] Выбор этих надписей, наряду с другими надписями по всей мечети, подчеркивает ортодоксальный суннитский характер мечети, частично отражая соперничество Османской империи с современными Сефевидами , главной шиитской династией на востоке. [ 48 ]
Сложный
[ редактировать ]Мавзолеи
[ редактировать ]За стеной киблы (юго-восточной стеной) мечети находится огороженное кладбище, на котором находятся отдельные мавзолеи ( тюрбе ) султана Сулеймана I и его жены Хюррем Султан (Роксолана).
Большой восьмиугольный мавзолей Сулеймана Великолепного датирован 1566 годом, годом его смерти, но, вероятно, он был завершен только в следующем году. [ 49 ] Это один из крупнейших османских мавзолеев, и его дизайн сравнивают с Куполом Скалы в Иерусалиме, по образцу которого он, возможно, и был создан. [ 39 ] [ 50 ] Мавзолей окружен перистилем ( портиком ) с выступающей крышей, поддерживаемой 24 колоннами; вход обращен на восток, а не на обычный север. [ 49 ] Под портиком по обе стороны от входа находятся изникские изразцовые панели. [ 51 ] Это самые ранние известные изразцы, украшенные ярким изумрудно-зеленым цветом, который впоследствии стал характерной чертой изникской керамики. [ 52 ] Купол диаметром 14 метров является первым крупным примером купола с двойной оболочкой в архитектуре Синана. [ 50 ] Внутри имеется ложный купол, поддерживаемый восемью колоннами внутри внешней оболочки. На уровне земли 14 окон и еще 24 окна с витражами в тимпане под арками. Стены и подвески покрыты полихромной изникской плиткой. Над окнами проходит полоса живописных плиточных панелей. [ 53 ] В тексте цитируется стих «Трон» и следующие два стиха из Корана 2:255-258 . [ 51 ] Помимо гробницы Сулеймана Великолепного, в мавзолее находится могила его дочери Михримах Султан и двух более поздних султанов: Сулеймана II (годы правления 1687–1691) и Ахмеда II (годы правления 1691–1695). [ 53 ] [ 54 ]
Восьмиугольный мавзолей Хюррем Султан датирован 1558 годом, годом ее смерти. [ 55 ] 16-гранный интерьер украшен изникскими изразцами. Семь прямоугольных окон увенчаны изразцовыми люнетами и эпиграфическими панно. Между окнами восемь ниш с капюшонами в форме михрабов . [ 51 ] Потолок сейчас побелен, но, вероятно, когда-то был покрашен в яркие цвета. [ 53 ]
-
Кладбище за мечетью
-
Мавзолей Сулеймана Великолепного
-
Деталь изникской плитки под портиком мавзолея Сулеймана
-
Интерьер мавзолея Сулеймана
-
Мавзолей Хюррем Султан (Рокселана)
-
Интерьер мавзолея Хюррем Султан.
Другие здания
[ редактировать ]Как и другие императорские мечети в Стамбуле, мечеть Сулеймание была спроектирована как куллие , или комплекс, с прилегающими постройками для обслуживания как религиозных, так и культурных нужд. Мечеть включает в себя повседневные потребности исламской общины, такие как молитва, образование, здравоохранение и многое другое. [ 8 ] Из-за наклонного характера участка вокруг мечети многие постройки построены над массивными опорными конструкциями, которые создают более ровную поверхность. [ 56 ] [ 57 ] В этих подстройках существовали сводчатые помещения, которые, вероятно, использовались для различных целей. [ 56 ]
Первоначальный комплекс состоял из самой мечети, четырех медресе или религиозных колледжей ( медресе ), небольшой начальной школы ( мектеб ), медицинской школы ( дарюттыб ), больницы ( дарюшифа или тимархане ), общественной кухни ( имарет ), где подавали еду. бедным — караван-сарай или гостевой дом ( табхане ), общественные бани ( хамам ), специализированная школа ( дарулхадис ) для изучения хадисов , небольшое куполообразное здание для служащих кладбища (пристроенное к юго-восточной стене последнего), а также ряды небольших магазинов, интегрированных по внешним краям и вдоль улицы на юго-западной стороне мечети. [ 58 ] Многие из этих структур существуют до сих пор. Бывший имарет переоборудован в ресторан. [ 59 ] Бывшая больница теперь является типографией, принадлежащей турецкой армии . [ нужна ссылка ] Сразу за стенами комплекса, к северу, находится могила архитектора Синана . [ 60 ] Полностью восстановлен в 1922 году. [ 61 ]
Большинство зданий представляют собой классические османские дворовые постройки, состоящие из прямоугольного двора, окруженного куполообразным перистилем-портиком, обеспечивающим доступ к куполообразным помещениям. [ 58 ] В медресе Синан изменил некоторые детали типовой планировки по функциональным соображениям. Медресе Салис и Медресе Раби, расположенные на северо-восточной стороне мечети, где земля спускается к Золотому Рогу, имеют «ступенчатую» конструкцию, в которой двор спускается тремя террасами, соединенными лестницей, а купольные помещения построены постепенно. нижние уровни рядом с ним. [ 62 ] Нынешние остатки школы хадисов ( дарулхадис ) были грубо восстановлены. Он состоит из длинной линии небольших сводчатых комнат на восточной окраине комплекса. [ 63 ] По мнению Догана Кубана , первоначальная школа должна была иметь другой вид. [ 64 ] Треугольная площадь между этим сооружением и двором когда-то использовалась для еженедельных борцовских поединков. [ 65 ]
Два других медресе, расположенные на юго-западной стороне, известны как Медресе Сани и Медресе Эввел и имеют регулярные планы этажей и расположены на более ровной территории. [ 66 ] Из медицинской школы ( Дарюттыб или Тип Медресе [ 56 ] ) рядом с ними мало что сохранилось, кроме комнат на северо-восточной стороне. [ 64 ] Все три медресе с северо-восточной стороны (стороны, обращенные к мечети) выходят на магазины, что приносило доход комплексу. Это создало рыночную улицу, известную как Тирьяки Чаршисы , «Рынок противоядия», из-за бывшего присутствия кофеен и магазинов, посвященных курению гашиша . [ 67 ] [ 64 ] Небольшая начальная школа ( сибян мектеб ), состоящая из двух куполообразных помещений, пристроена к восточному углу Эввелского медресе, но отделена от основного здания узким садом. [ 68 ]
-
Внешний вид хамама Сулеймание (баня)
-
Наклонный двор Салис-медресе, одного из четырех медресе комплекса.
-
Могила Мимара Синана
-
Интерьер табана или караван -сарая (гостевого дома)
-
Интерьер имарета (общественной кухни)
-
Задняя сторона дарюшшифа ( больницы), нижняя часть которой видна внизу.
-
Вид на медресе Эввел с рыночной улицы на восточной стороне. Куполообразное помещение в левом углу является частью мектеба (начальной школы).
Захоронения
[ редактировать ]- Сулейман I (1494–1566)
- Хюррем Султан (ок. 1502–1558), жена Сулеймана.
- Михримах Султан (ок. 1522–1578) дочь Сулеймана и Хюррема.
- Ахмед II (1642/43–1695)
- Рабия Султан (ум. 1712) супруга Ахмеда [ нужна ссылка ]
- Асия Султан (1694–1695), дочь Ахмеда и Рабии. [ нужна ссылка ]
- Сулейман II (1642–1691)
- Ашуб Султан (ум. 1690) мать Сулеймана. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Список пятничных мечетей, спроектированных Мимаром Синаном
- Список мечетей в Стамбуле
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2005 , с. 208.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VI в. 1250–1500 гг.» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 163. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Кубань 2010 , стр. 277.
- ^ Jump up to: а б Самнер-Бойд и Фрили, 2010 , с. 199.
- ^ Гарипур, Мохаммед, изд. (2019). Каллиграфия и архитектура в мусульманском мире . Издательство Эдинбургского университета. п. 246. ИСБН 978-1-4744-6842-8 .
- ^ Петерсен, Эндрю (2002). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. п. 260. ИСБН 978-1-134-61366-3 .
- ^ Габр, Али (2001). «Повторное открытие: Мимар Синан, Сулейман Великолепный и Сулеймание». Журнал Медина .
- ^ Jump up to: а б Кубань, Доган (1987). «Сулеймание и Стамбул шестнадцатого века». Журнал Исламского исследовательского центра экологического дизайна 1-2 : 4 – через Archnet.org.
- ^ Jump up to: а б Неджипоглу 2005 , с. 209.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 2003 , с. 230.
- ^ Мигеон, Гастон (2009). Искусство Ислама . Паркстоун Интернэшнл. стр. lxxii.
- ^ Нечипоглу-Кафадар 1985 , стр. 100–104.
- ^ Нечипоглу 2008 , с. 61.
- ^ Нечипоглу-Кафадар 1985 , стр. 100–101.
- ^ Баер 2004 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудвин 2003 , с. 235.
- ^ АА (9 ноября 2010 г.). «К концу восстановления мечети Сулеймание» . www.hurriyet.com.tr (на турецком языке) . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гудвин 2003 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с Нечипоглу, Гюльру (1985). «Комплекс Сулеймание в Стамбуле: интерпретация» . Мукарнас . 3 :110.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 222.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 217.
- ^ Денни 2004 , с. 79.
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 213–215.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Стамбул» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 325. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Мигеон, Гастон; Саладин, Анри (2012). Искусство Ислама . Паркстоун Интернэшнл. п. 87. ИСБН 978-1-78042-993-9 .
- ^ Jump up to: а б Гудвин 2003 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с д Блэр и Блум 1995 , с. 222-224.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 2003 , с. 225.
- ^ Нечипоглу-Кафадар 1985 , стр. 105–106.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 200.
- ^ Гудвин 2003 , с. 231.
- ^ Кубань 2010 , с. 280-283.
- ^ Кубань 2010 , с. 282-284.
- ^ Jump up to: а б Неджипоглу 2005 , с. 213.
- ^ Гудвин 2003 , стр. 225–226.
- ^ Гудвин 2003 , стр. 227–228.
- ^ Гудвин 2003 , стр. 232.
- ^ Гудвин 2003 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , с. 224.
- ^ Кубань 2010 , с. 289–290.
- ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2005 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 290.
- ^ Гудвин 2003 , стр. 233–235.
- ^ Гудвин 2003 , стр. 227, 233.
- ^ Гудвин 2003 , с. 233.
- ^ Денни 2004 , стр. 86, 209.
- ^ Неджипоглу 2005 , с. 219 рис 183.
- ^ Jump up to: а б с Нечипоглу-Кафадар 1985 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 2003 , стр. 237–238.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б с Неджипоглу 2005 , с. 220.
- ^ Atasoy & Raby 1989 , p. 230.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 2003 , с. 238.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 202.
- ^ Гудвин 2003 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 2003 , стр. 217–219.
- ^ Кубань 2010 , с. 290–292.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 279, 290–292.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 207.
- ^ Неджипоглу 2005 , стр. 150, 205 Рис. 167 (13).
- ^ Гудвин 2003 , с. 222.
- ^ Кубань 2010 , стр. 291.
- ^ Гудвин 2003 , стр. 223–224.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 292.
- ^ Гудвин 2003 , с. 223.
- ^ Кубань 2010 , с. 279, 290–291.
- ^ Гудвин 2003 , с. 218.
- ^ Гудвин 2003 , стр. 218–219.
Источники
[ редактировать ]- Atasoy, Nurhan ; Raby, Julian (1989). Petsopoulos, Yanni (ed.). Iznik: The Pottery of Ottoman Turkey . London: Alexandria Press. ISBN 978-1-85669-054-6 .
- Баер, Марк Дэвид (2004). «Великий пожар 1660 года и исламизация христианского и еврейского пространства в Стамбуле». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 36 (2): 159–181. дои : 10.1017/S002074380436201X . JSTOR 3880030 . S2CID 161640738 .
- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Денни, Уолтер Б. (2004). Изник: искусство османской керамики . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-51192-3 .
- Гудвин, Годфри (2003) [1971]. История османской архитектуры . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 215–239. ISBN 978-0-500-51192-3 .
- Нечипоглу-Кафадар, Гюльру (1985). «Комплекс Сулеймание в Стамбуле: интерпретация» . Мукарнас . 3 :92–117. дои : 10.2307/1523086 . JSTOR 1523086 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Нечипоглу, Гюльру (2005). Эпоха Синана: архитектурная культура Османской империи . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-86189-253-9 .
- Нечипоглу, Гюльру (2008). «Купол Скалы как Палимпсест: Великое повествование Абд аль-Малика и глоссы султана Сулеймана» . Мукарнас . 25 : 17–105. дои : 10.1163/22118993_02501004 .
- Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу . Лондон: Таурис Парк. стр. 199–208. ISBN 978-1-84885-154-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баркан, Омер Лютфи (1972–1979). Мечеть Сулеймание и строительство Имарета (1550-1557 гг.) (на турецком языке). Том. (2 тома). Анкара: Типография Турецкого исторического общества. OCLC 614354340 .
- Фарохи, Сурайя (2005). Подданные султана: культура и повседневная жизнь Османской империи Лондон: ИБ Таурис. ISBN 1-85043-760-2 .
- Колай, Илькнур Актуг; Челик, Серпиль (2006). «Османское приобретение камня в середине шестнадцатого века: комплекс Сулеймание в Стамбуле» . Мукарнас . 23 :251–272. JSTOR 25482444 .
- Моркоч, Селен Б. (2008). «Чтение архитектуры из текста: османская история четырех мраморных колонн». Журнал ближневосточных исследований . 67 : 31–47. дои : 10.1086/586669 . S2CID 161434861 .
- Роджерс, Дж. М. (2007). Синан: Создатели исламской цивилизации . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-84511-096-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Комплекс Сулеймание , Архнет
- Мечеть Сулеймание и Мимар Синан (на турецком языке)
- Виртуальная пешеходная экскурсия по мечети Сулеймание , Saudi Aramco World.
- Фотографии Дика Оссемана
- Здания Мимара Синана
- Османские мечети в Стамбуле
- Достопримечательности Турции
- Завоеватель
- Сулейман Великолепный
- Медресе в Турции
- 1558 заведений в Османской империи
- Мечети 16 века
- Здания мечети с куполами
- Константинополь
- Сохранение исторического наследия в Турции
- Мечети построены в 1558 году.
- Медресе XVI века