Дар аль-Муваккит

Дар аль-Муваккит ( араб . دار المؤقت ), или мувакитане на турецком языке , представляет собой комнату или сооружение, сопровождающее мечеть , которое использовалось муваккитом или хронометристом , офицером, которому поручено поддерживать правильное время молитвы и сообщать о нем муэдзину. (человек, издавший призыв к молитве ). [ 1 ] Дар аль-Муваккит был арабским термином, которым обозначались такие структуры, добавленные ко многим мечетям в Марокко, начиная с периода Маринидов . В Османской империи эквивалент таких построек был известен на турецком языке как муваккитане («домик муваккита » ).
Роль Муваккита
[ редактировать ]Мусульмане соблюдают салах , ежедневную ритуальную молитву, в установленное время, основанное на хадисе или традиции Мухаммеда ( ок. 570–632 ). Каждый день совершается пять обязательных молитв с определенным диапазоном разрешенного времени, определяемым ежедневными астрономическими явлениями. [ 2 ] Например, время магриб-намаза начинается после захода солнца красные сумерки . и заканчивается, когда исчезают [ 3 ] [ 4 ]
Поскольку время начала и окончания молитв связано с суточным движением Солнца , они меняются в течение года и зависят от местной широты и долготы, если выражать их в местном времени . [ 5 ] Термин микат в значении «время молитвы» засвидетельствован в Коране и хадисах, хотя Коран не дает четкого определения этого времени. [ 4 ] [ 6 ] Термин «илм аль-микат» относится к изучению определения времени молитвы на основе положения Солнца и звезд на небе и был зафиксирован с первых дней ислама. [ 6 ]
До появления муваккитов муэдзин или муаззин ( араб . مُؤَذِّن ) был должностью, наиболее связанной с регулированием времени молитв. Этот пост можно проследить еще при жизни Мухаммеда, и его роль и история хорошо документированы. Основная обязанность муаззина – произнесение азана, объявляющего о начале времени молитвы. До использования громкоговорителя это обычно делалось с вершины минарета . [ 6 ] Минарет предоставлял муэдзину точку обзора для наблюдения за такими явлениями, как закат, который отмечает время начала магриба. [ 5 ]
Основной обязанностью муваккита было ведение времени и регулирование времени ежедневных молитв в мечетях, медресе или других учреждениях, использующих астрономию и другие точные науки. [ 7 ] В период своего расцвета в четырнадцатом и пятнадцатом веках крупные мечети часто нанимали выдающихся астрономов в качестве муваккитов. Помимо регулирования времени молитв, они написали трактаты по астрономии, особенно по хронометражу и использованию соответствующих инструментов, таких как квадранты и солнечные часы . [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] Они также отвечали за другие религиозные вопросы, связанные с их астрономическими знаниями, такие как соблюдение исламского календаря и определение киблы (направления на Мекку, используемого для молитв). [ 8 ]
Дар аль-Муваккит в Марокко.
[ редактировать ]
Дар аль-Муваккит мечети Каравийн
[ редактировать ]Дар аль-Муваккит, самая важная мечеть Феса, была построена Маринидами в мечети 1286 году, когда проводился ремонт старого минарета . [ 10 ] : 62 Камера была оборудована астролябиями и всевозможным научным оборудованием того времени, чтобы помочь в выполнении этой задачи. [ 10 ] Здесь также находилось несколько исторических водяных часов, упомянутых в исторических источниках, одни из которых сохранились до наших дней. Первый был заказан маринидским султаном Абу Юсуфом Якубом в 13 веке и спроектирован Мухаммадом ибн аль-Хаббаком, факихом и муваккитом . [ 11 ] [ 12 ] Еще один был построен по приказу султана Абу Саида в 1317 году и восстановлен в 1346 году. [ 10 ] : 62 [ 13 ] : 492 Однако единственные сохранившиеся сегодня (хотя и уже не работающие) — это водяные часы Аль-Ладжаи. Он был изготовлен по приказу султана Абу Салима Али II (годы правления 1359-1361) муваккитом Абу Зайдом Абд ар-Рахманом ибн Сулейманом аль-Ладжаи (ум. 1370). Аль-Ладжаи изучал математику у Ибн аль-Банны аль-Марракуши в медресе Аль-Аттарин . Часы были закончены и установлены 20 ноября 1361 года, через два месяца после смерти султана. [ 14 ] [ 15 ]
Бордж Неффара или Дар аль-Муваккит в Фесе.
[ редактировать ]
Другое строение, известное как «Дар аль-Муваккит», было построено через дорогу от мечети Каравийин султаном Абу Инаном в середине 14 века. [ 16 ] Он включает в себя выдающуюся башню, известную как Бордж Неффара , которую часто принимают за минарет . [ 17 ] Структура состоит из двухэтажного дома, расположенного вокруг центрального двора, с башней, возвышающейся на южной стороне дома. [ 17 ] [ 16 ] Сообщается, что башня выполняла несколько функций, в том числе как пожарную смотровую вышку , но основная функция, по-видимому, заключалась в том, чтобы служить платформой для астрономических наблюдений, проводимых муваккитом . [ 17 ] [ 18 ]
Дар аль-Магана в медресе Бу Инания
[ редактировать ]
Дар аль-Магана — это дом на улице Талаа Кебира в Фесе, который стоит напротив медресе и мечети Бу Инания . Считается, что сооружение также было построено Абу Инаном рядом с его комплексом медресе, причем один летописец (ад-Джазнаи) сообщает, что оно было завершено 6 мая 1357 года (14 Джумада аль-авваль , 758 г. хиджры ). [ 13 ] : 492 На ее уличном фасаде изображены знаменитые, но малопонятные гидравлические часы, за которыми наблюдал муваккит (хронометрист) мечети. Часы Бу Инания, возможно, следовали тем же принципам, что и более ранние водяные часы, построенные для Дар аль-Муваккит мечети Каравийин султаном Абу Саидом в 1317 году. [ 13 ]
Другие Дар аль-Муваккит в Марокко
[ редактировать ]
Во многих мечетях Марокко был посвящен Дар аль-Муваккит, особенно начиная с периода Маринидов. (двор) мечети Подобно тому, что находится в мечети Каравийин, они почти всегда примыкали к минарету мечети, часто на втором этаже над галереей, выходящей на сан , и отмечались богато украшенным окном с двойной аркой. Дар аль-Муваккит Большой мечети Фес-эль-Дждид , построенный около 1276 года, возможно, был самым ранним примером такого типа помещения в маринидской архитектуре и послужил образцом для помещения, построенного вскоре после этого в мечети Каравийин. [ 19 ] [ 10 ] : 62 Другие более поздние примеры включают Дар аль-Муваккит алауитов эпохи мечети Лалла Ауда в Мекнесе (между 1672 и 1678 годами при султане Мулае Исмаиле ). [ 20 ] и Дар аль-Муваккит Завии Мулая Идриса II в Фесе (вероятно, в результате его расширения Мулаем Исмаилом между 1717 и 1720 годами). [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Дар аль-Муваккит Завии Мулая Идриса II также примечателен мраморными сполиями из саадских дворцов Марракеша (из дворца Бади или другого сооружения), разграбленных султаном Мулаем Исмаилом. [ 23 ] : 271
Муваккитане в Османской империи
[ редактировать ]
Турецкий историк науки Айдын Сайылы отметил, что во многих мечетях Стамбула есть здания или помещения, называемые муваккитане («домики муваккита » ). [ 24 ] [ 25 ] Османские султаны и другие знатные люди строили их и покровительствовали им как акты благочестия и филантропии. Такие конструкции со временем стали более распространенными, достигнув пика в конце восемнадцатого и девятнадцатом веках. [ 26 ] Османские астрономы составили расписания молитв в местах, где раньше их не было. [ 27 ] а в восемнадцатом веке архитектор Салих Эфенди написал таблицы хронометража, которые были популярны среди муваккитов имперской столицы. [ 24 ]
Когда в восемнадцатом веке использование механических часов стало обычным явлением, муваккиты включили их в свой стандартный инструментарий, и многие из них стали экспертами в изготовлении и ремонте часов. [ 28 ] Османские муваккиты также адаптировали существующие таблицы к османскому соглашению об определении 12:00 часов на закате, что требует различного количества временных сдвигов каждый день. [ 29 ] Установка личных часов по часам в муваккитанах стала обычной практикой после распространения личных часов в конце восемнадцатого века. [ 28 ] Деятельность муваккитов также была зафиксирована в Сирии (особенно в мечети Омейядов) и Египте вплоть до девятнадцатого века. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рено, HP-J. «Астрономия и марокканская астрология», в: Hesperis XXIX, 1942, стр. 41 -63
- ^ Венсинк 1993 , стр. 26–27.
- ^ Хади Башори 2015 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Венсинк 1993 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 289.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кинг 1996 , с. 286.
- ^ Кинг 1983 , с. 534.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1998 , с. 159.
- ^ Брентджес 2008 , с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б с д Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ Риус-Пиньес, Моника; Пуч-Агилар, Розер (2015). «Описание Завии Насирии Аль-Асфи: использование зданий в качестве астрономических инструментов». Журнал истории астрономии : 1–18.
- ^ Прайс, Дерек Дж. де Солла (1964). «Механические водяные часы XIV века в Фесе, Марокко». Материалы Десятого Международного конгресса по истории науки Итака, 26 августа — 2 сентября 1962 г. Издательство Германн. стр. 599–602.
- ^ Перейти обратно: а б с Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. ISBN 9782350314907 .
- ^ «Песочные часы Аль-Ладжаи 763/1361» « . Mémorial du Maroc . 3 : 66–69. Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 г. Проверено 20 ноября 2008 г.
- ^ Хилл, Дональд Р. (1997). «Часы и часы». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Академическое издательство Клувер. п. 209.
- ^ Перейти обратно: а б «Великолепная реконструкция 27 памятников Феса – Регионального совета по туризму (CRT) Феса» (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2020 г. Проверено 10 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дар Аль Муаккит (Информационная табличка). На улице под башней, прямо напротив ворот Баб-Шемейн мечети Каравийин: АДЕР-Фес. Ноябрь 2014.
- ^ Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания. п. 132.
- ^ Маслоу, Борис (1937). Мечети Феса и северного Марокко . Париж: Éditions d’art et d’histoire. стр. 38–53.
- ^ Эль Хаммар, Абдельтиф (2017). «Мечеть Лаллы Авды в Мекнесе: история, архитектура и деревянная мебель». Гесперис-Тамуда . ЛИИ (3): 255–275.
- ^ Металси, Мохамед (2003). Фес: важный город . Париж: Международное издание ACR. стр. 192–194. ISBN 978-2867701528 .
- ^ Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. стр. 123–131. ISBN 2723301591 .
- ^ Перейти обратно: а б Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 9782359061826 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1993 , с. 32.
- ^ Кинг 1996 , с. 287.
- ^ Вишницер 2015 , стр. 25–26.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 1996 , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б Вишницер 2015 , с. 30.
- ^ Кинг 1993 , с. 30.
Библиография
[ редактировать ]- Брентьес, Соня (2008). «Шамс ад-Дин ас-Сахави о муваккитах , муаззинах и учителях различных астрономических дисциплин в городах мамлюков в пятнадцатом веке» . В Эмилии Кальво; Спасибо, приходит; Розер Пуч; Моника Риус (ред.). Общее наследие: исламская наука Востока и Запада . Edicions Universitat Барселона. ISBN 978-84-475-3285-8 .
- Хади Башори, Мухаммед (2015). Введение в астрологию . Джакарта: Библиотека Аль-Каутсар. ISBN 978-979-592-701-3 .
- Кинг, Дэвид А. (1983). «Астрономия мамлюков». Исида . 74 (4): 531–555. дои : 10.1086/353360 . JSTOR 232211 . S2CID 144315162 .
- Кинг, Дэвид А. (1993). «Микат: Астрономические аспекты» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 27–32. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Кинг, Дэвид А. (1996). «О роли муэдзина и муваккита в средневековом исламском обществе» . В Э. Джамиле Рагепе; Салли П. Рагеп (ред.). Традиция, передача, трансформация . Э. Дж. Брилл . стр. 285–345. ISBN 90-04-10119-5 .
- Кинг, Дэвид А. (1998). «Мамлюкская астрономия и институт муваккита » . У Томаса Филиппа; Ульрих Хаарман (ред.). Мамлюки в египетской политике и обществе . Издательство Кембриджского университета. стр. 153–162. ISBN 978-0-521-59115-7 .
- Венсинк, Арент Ян (1993). «Микат: Правовые аспекты» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 26–27. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Вишницер, Авнер (2015). Читая часы, Алла Турка: Время и общество в поздней Османской империи . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-25772-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Две фотографии часов, нажмите «La Clepsydre Al-Lijai». Обратите внимание на 12 дверей под и над диском. Красная деревянная конструкция на фотографии справа — это верхняя часть часов. [1] (получено 20 ноября 2008 г.)
- Ла-Карауин, часы внизу страницы, нажмите, чтобы увеличить [2] (получено 20 ноября 2008 г.)
- «Зайд: Абдеррахман АЛЬ-ЛАДЖАЙ АЛЬ-ФАССИ» на eljai.com [3] Архивировано 11 ноября 2008 г. на Wayback Machine.