Лепной декор в исламской архитектуре

Лепной декор в исламской архитектуре относится к резной или формованной лепнине и штукатурке . Термины «лепнина» и «штукатурка» используются в этом контексте почти как синонимы для обозначения большинства типов лепнины или гипсового декора с немного различающимся составом. [1] Этот декор в основном использовался для покрытия стен и поверхностей, а основными мотивами были преобладающие в исламском искусстве : геометрические , арабески (или растительные) и каллиграфические , а также трехмерные мукарны . [2] [3] [4] Штукатурка гипсового состава имела чрезвычайно важное значение в исламском архитектурном убранстве, поскольку относительно сухой климат на большей части исламского мира позволял легко использовать этот дешевый и универсальный материал в самых разных помещениях. [4]
Лепной декор использовался уже в древние времена в регионе Ирана и греко-римского Средиземноморья. [5] В исламской архитектуре лепной декор появился в период Омейядов (конец VII – VIII веков) и претерпел дальнейшие инновации и обобщение в течение IX века при Аббасидах в Ираке , после чего он распространился дальше по исламскому миру и был включен в региональные архитектурные традиции. стили. [2] [6] Примеры исторических резных лепных украшений можно найти в Египте , Иране , Афганистане и Индии , а также в других регионах. [7] [4] Он широко использовался в «мавританской» или западно-исламской архитектуре на Пиренейском полуострове ( Аль-Андалус ) и в некоторых частях Северной Африки ( Магриб ), по крайней мере, начиная с периодов Тайфы и Альморавидов (11–12 вв.). [2] На Пиренейском полуострове он достиг творческой вершины в мавританской архитектуре во времена династии Насридов (1238–1492), построившей Альгамбру . [8] В архитектуре мудехар также широко использовалось такое украшение. [9] [10] Испанский термин Yesería иногда используется в контексте исламской архитектуры и архитектуры мудехар в Испании. [9] [11]
История
[ редактировать ]Истоки и раннее развитие
[ редактировать ]
Использование резной лепнины документально подтверждено еще в древние времена. Лепной декор использовался в Иране , Средней Азии и греко-римском Средиземноморье. [5] хотя наиболее сильно он был связан с иранской архитектурой при парфянах и сасанидах . [6] Когда исламские завоевания VII века захватили Месопотамию , Иран и Среднюю Азию и присоединили их к новой исламской империи, давняя традиция резного и расписного лепного декора в этих регионах была ассимилирована в раннюю исламскую архитектуру. [4] Халифы Омейядов (661–750 гг. н.э.) использовали резную лепнину в своей архитектуре . [5] хотя до позднего периода Омейядов его масштабы были ограничены. [12] Образцы лепнины начала 8-го века сохранились в таких памятниках Омейядов, как Хирбат аль-Мафжар и Каср аль-Хайр аль-Гарби (портал которого сейчас находится в Национальном музее Дамаска ). [12] [2] Как и в случае с другими ранними исламскими скульптурными украшениями, резная лепнина в период Омейядов началась с эклектичной смеси стилей, берущих начало в существующих классических , ранневизантийских и древних ближневосточных художественных традициях. [2] [4]

Лишь в IX веке возник отчетливо «исламский» стиль лепного декора. [4] При Аббасидах , живших в Ираке , лепной декор приобрел более абстрактные мотивы, как это видно во дворцах Самарры 9-го века . Современные ученые выделяют три стиля: «стиль А» состоит из растительных мотивов, включая виноградные листья, заимствованных из более традиционных византийских и левантийских стилей; «стиль Б» — более абстрактная и стилизованная версия этих мотивов; а «стиль C», также известный как «скошенный», полностью абстрактный и состоит из повторяющихся симметричных форм изогнутых линий, заканчивающихся спиралями. [2] [4] [7] : 267–268 Стиль Аббасидов стал популярным на землях Аббасидского халифата и встречается вплоть до Афганистана (например, мечеть Хаджи Пияды в Балхе ) и Египта (например, мечеть Ибн Тулуна ). [2] [4] [7] : 1
Регионализация
[ редактировать ]По мере того, как в последующие столетия царство Аббасидов раздроблялось, архитектурные стили становились все более региональными. [2] К 11 веку мукарнас , техника трехмерной геометрической скульптуры, которую часто сравнивают со «сталактитами», засвидетельствован во многих частях исламского мира и часто вырезается из лепнины. Начиная с 12 века, он стал более популярным. [13]
Восточные исламские земли
[ редактировать ]
В Большом Иранском регионе довольно своеобразный стиль развился из моделей Аббасидов с использованием лепнины с горельефом , особенно в украшении михрабов в периоды господства сельджуков и монголов . [2] [7] : 121–122 Среди наиболее ярких примеров - михраб Пятничной мечети Ардистана (ок. 1135 или 1160 г.), [2] Ильханидский михраб в Великой мечети Исфахана (1310 г.), [14] и михраб мавзолея Пир-и-Бакран (начало 14 века). [2] Более ранняя месопотамская традиция куполов мукарнас, как это видно в храме Имам ад-Дур недалеко от Самарры (1085–1090 гг.), Также была передана в Иран, причем важным ранним примером является гробница Абд аль-Самада в Натанзе (1307 г.). –1308). [4] Иранская мода на лепной декор распространилась и на другие близлежащие регионы. В индо-исламской архитектуре (на Индийском субконтиненте ) его обычно либо лепили, либо использовали для нанесения расписного декора, либо и то, и другое, хотя в середине 16 века его значение снизилось. В Декане лепнина часто использовалась для создания круглых архитектурных медальонов с растительными мотивами. [4] В самом Иране горельефная лепная резьба стала менее популярной в 15 веке, но затем возродилась в начале 17 века, при Сефевидах , когда она использовалась в дворцовой архитектуре. [4]
Египет
[ редактировать ]
Тонкая резьба по лепнине все еще использовалась в Египте в период Фатимидов (10-12 вв.). Более ранние стили Самарры эволюционировали, включив в себя более натуралистические формы. Например, в резных арабских надписях для украшения букв добавлялись цветы и листья. Одним из лучших примеров этого периода является михраб мечети аль-Джуюши . [4] [2] засвидетельствованы лишь отдельные примеры После этого периода лепной декор стал менее важным, и при правлении мамлюков , большая часть которых находится в Каире . [2] [4] Хотя он был достаточно распространен при мамлюках Бахри (13-14 века), впоследствии он был в значительной степени вытеснен другими формами украшения. [15] : 90 Существующие образцы лепнины этого периода, тем не менее, имеют высокое качество, как видно на михрабе медресе ан-Насира Мухаммеда , датированном 1304 годом. [2] [4] Этот памятник также, по-видимому, демонстрирует влияние или присутствие мастеров из других регионов. Стиль лепного декора вокруг михраба, например, напоминает иранскую лепнину в стиле Тебриза при современных Ильханидах . [15] : 154–155 [16] : 226 С другой стороны, роскошное лепное украшение минарета медресе, похоже, сочетает в себе современные магрибские стили и мастерство наряду с местными мотивами. [16] : 225 [17] : 77 Лепной декор претерпел кратковременное возрождение во время правления Кайтбая (годы правления 1468–1496), когда его снова стали использовать во внутреннем убранстве. [15] : 90
Западные исламские земли
[ редактировать ]
Пиренейского Завоевание Омейядом полуострова в VIII веке принесло ислам в этот регион, который впоследствии стал известен по-арабски как Аль-Андалус . Основание новой династии Омейядов в Кордове после 756 года в форме Кордовского эмирата (и Кордовского халифата после 929 года) привело к развитию особого стиля исламской архитектуры , кульминацией которого стали такие архитектурные шедевры, как Великая мечеть. Кордовы . Этот стиль, широко известный как «мавританская» архитектура , [18] также находился под влиянием других исламских архитектурных традиций дальше на восток. [19] Археологические данные возле Кайруана в Тунисе и Седраты в Алжире указывают на то, что стиль резной лепнины Аббасидов также был завезен в регион Ифрикия . [4] Однако первоначально стиль Аббасидов мало повлиял на искусство Аль-Андалуса, где лепнина начала использоваться для украшения во второй половине X века. [4]
Западная исламская архитектурная традиция продолжала развиваться в последующий период Тайфаса (11 век) и под властью североафриканских империй Альморавидов и Альмохадов (11-13 века). [20] [21] Лепнина стала самым распространенным средством декора в 11 веке. [4] Он был вырезан в горельефе в период Таифа (например, дворец Альхаферия в Сарагосе ) и в период Альморавидов (например, Кубба аль-Барудийин в Марракеше ). [2] Сложный декоративный стиль Альморавидов изначально был ограничен при их преемниках, Альмохадах, чьи памятники свидетельствуют о более приглушенном, но элегантном убранстве. Однако после них архитектурные украшения достигли новых высот в Аль-Андалусе и западном Магрибе. [4] Мода развивалась в пользу лепнины с неглубоким рельефом и покрытия больших поверхностей вдоль верхних стен и под сводами. [2] Начиная с 13 века династия Насридов в Гранаде построила дворцовый комплекс, известный сегодня как Альгамбра , изобилующий богатым лепным декором. Лепной декор также обильно использовался в памятниках династии Маринидов в Северной Африке, особенно в медресе , ряд которых сохранился в Марокко . [21] : 188 Например, медресе аль-Аттарин в Фесе, построенное Маринидами между 1323 и 1325 годами, является одним из лучших примеров такого убранства. [4] Аналогичный лепной декор был также найден в дворце Заянидов Тлемсене в бывшем , Алжир. [22] : 267
Украшение Мудехар в христианской Испании
[ редактировать ]
По мере того как христианские королевства постепенно завоевали Пиренейский полуостров , они продолжали использовать исламский стиль, или стиль «мудехар» , во многих своих новых зданиях. Штукатурка в мавританском или исламском стиле встречается, например, в кастильской архитектуре XIV века, такой как дворец Педро I в Севильском Алькасаре , Королевский монастырь Санта-Клара в Тордесильяс (бывший дворец Альфонсо XI ) и еврейский монастырь. Синагога Эль-Трансито в Толедо . В этих примерах христианские надписи и кастильская геральдика также включены на фоне традиционных исламских арабесок и геометрических мотивов. [9] Важная традиция декоративной штукатурки возникла в Толедо, который перешел под контроль Кастилии в 1085 году. Многие образцы штукатурки в стиле мудехар по всей Кастилии можно отнести к мастерам из этого города. С 11 века до середины 14 века в такой лепнине продолжали преобладать мотивы исламского происхождения, похожие на современное искусство Альморавидов, Альмохадов или Насридов. После середины 14 века к этому репертуару добавились и другие мотивы, такие как виноградная лоза и дубовые листья, вдохновленные готическим искусством , а позже и фигуры людей и животных. [23]
Мотивы и стили
[ редактировать ]Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |
Исламский и муджедарский лепной декор повторял основные виды орнамента в исламском искусстве: геометрические , арабески или растительные и каллиграфические мотивы. [3] [2] Трехмерные мукарны также часто вырезались из лепнины. [24] [7] чаще всего встречается в качестве переходных элементов на сводах, куполах, капителях, фризах и дверных проемах. [7] : 206–208 Этот мотив состоял из взаимосвязанных ниш, выступающих на многих уровнях одна над другой, образующих геометрические узоры, если смотреть снизу. [7] : 206–208 [13] Стены были покрыты оставшимися орнаментами, смешанными и расположенными для визуальной привлекательности и воздействия. [25] : 81 В некоторых регионах и периодах лепнина иногда использовалась для фресок и расписных украшений. [24] например, техника, которая была популярна в Иране. [26] Фигурные мотивы (например, животные или человеческие формы) также встречаются в резьбе по лепнине, хотя они не получили широкого распространения в исламском мире. [2]
Первоначально искусно вырезанные трехмерные украшения можно было найти в некоторых дворцах в период Омейядов, тогда как в период Аббасидов резьба стала более мелкой и плоской. [2] Высокорельефная лепнина все еще широко использовалась позже для украшения михрабов мечетей в средневековом Иране с использованием арабесок из стеблей и листьев на нескольких уровнях, вырезанных по глубине. [2] [3] Богато украшенные оконные решетки в исламской архитектуре также обычно вырезались из лепнины и заполнялись витражами . [4] [27] В более редких случаях некоторые мечети в Марокко и Алжире имели декоративные купола, сделанные из лепнины с замысловатыми резными арабесками, которые были пронизаны для пропускания света, как в Великой мечети Тлемсена (построенной и украшенной при Альморавидах в начале 12 века). [24] [21] В архитектуре Насрида и Мудехара нижняя часть или часть стен дадо обычно была покрыта мозаичной плиткой ( зеллидж ), тогда как резная лепнина покрывала оставшуюся стену над дадо арабесками, геометрическими узорами и эпиграфическими мотивами. Подобная конфигурация преобладала в архитектуре Маринидов. [28] [21] : 188 [24]
- Примеры мотивов и стилей
- Звездчатый многоугольный геометрический мотив (с деталями арабески) в лепном декоре стен Альгамбры (14 век, Насрид )
- Арабески (растительные) мотивы в резной лепнине на михрабе Пятничной мечети Ардистана , Иран (XII век, Сельджук )
- Каллиграфический фриз из резной лепнины в медресе Аль-Аттарин в Фесе (14 век, Маринид )
- Лепные мукарны в стиле «сталактит» во Дворце Львов в Альгамбре (14 век, Насрид)
- Полный лепной купол мукарнаса во Дворце Львов в Альгамбре (14 век, Насрид)
- Лепные ворота Каср аль-Хайр аль-Гарби (начало VIII века, Омейяды ), реконструированные в Национальном музее Дамаска
- Окно лепной решетки из мечети аль-Салих Талаи в Каире (XII век, Фатимид ) с арабесками и куфическими арабскими мотивами .
- Лепной декор стен и лепные решетки окон в медресе Бу Инания в Фесе (14 век, Маринид)
- Себка , арабески и эпиграфические мотивы на стенах Посольского зала в Альгамбре (14 век, Насрид)
- Расписное и резное гипсовое украшение внутри гробницы Акбара в Агре , Индия (начало 17 века, Великие Моголов )
Материал
[ редактировать ]В контексте исламской архитектуры термины «лепнина» и «штукатурка» используются почти как синонимы для обозначения большинства типов лепнины или гипсового декора с различным составом. В наиболее гибком использовании оно может даже обозначать материал, сделанный из смеси грязи и глины . [1] Однако, если говорить более точно, «штукатурка» — это вещество на основе извести , которое более твердое и схватывается медленнее, а «штукатурка» — это вещество на основе гипса , которое мягче и схватывается быстрее. [1] Смесь могла состоять из чистого гипса и растворенного клея или извести, смешанной с мраморным порошком или яичной скорлупой. [4]
В истории искусства испанский термин Yesería чаще всего ассоциируется с резной лепниной или штукатуркой на Пиренейском полуострове и в Латинской Америке. [ нужна ссылка ] В исторической архитектуре Насридов состав и цвет штукатурки варьировались в зависимости от чистоты гипсового камня и добавок, используемых для придания смесям таких свойств, как твердость, время схватывания и связывание. [25] : 23, 56 Химическая формула гипса: CaSO 4 ·2H 2 O. Гипс — наиболее распространенный сульфатный минерал. [29] Сочетание обильного исходного материала, простоты приготовления и обработки, широких возможностей использования и быстрого времени схватывания способствовало широкому использованию штукатурки. [25] В 19 веке парижская штукатурка использовалась при реставрации и косметическом ремонте в более поздние сроки поверх оригинального слоя штукатурки. [25] : 23
Техника
[ редактировать ]![]() | Примеры и перспективы в этом разделе касаются главным образом Испании и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Октябрь 2022 г. ) |
Во всем исламском мире лепнину разглаживали, а декоративные узоры наносили заостренным инструментом. Затем резьба выполнялась железными инструментами, пока материал был еще слегка влажным. Свидетельства этой техники были найдены в незавершенном лепном декоре в Хирбат аль-Мафджаре (8 век) недалеко от Иерихона и в интерьере минарета мечети Кутубия в Марракеше (12 век). [4] Альтернативно лепнину можно отлить из форм. [4] В Иране гипсовые смеси сначала непрерывно перемешивали до тех пор, пока они не теряли способность быстро схватываться, а затем эту смесь наносили в несколько слоев, до схватывания требовалось до 48 часов. [4]
Иногда лепнину использовали в формах для создания более сложных конструкций. Архитекторы наносили на стены несколько слоев штукатурки, а затем прижимали к штукатурке резные формы, которые обычно делались из твердой древесины, чтобы отлить рисунок на стену. Это также позволило более быстро воссоздать сложные конструкции. [30] Иногда архитекторы приходили после того, как лепнина успела высохнуть, и вырезали дополнительные детали. После этого штукатурку на стенах обычно закрашивали или белили для более чистой отделки. [ нужна ссылка ]
Насридская лепнина
[ редактировать ]
В насридском искусстве двумя основными методами создания лепного декора были резьба на месте и отливка форм, которые затем прикреплялись к конструкции. Первоначально резьба на месте была наиболее распространенным методом, но к началу 14 века, во время правления Мухаммеда III , литье стало более стандартным. [8] Ручная резьба выполнялась путем первоначального нанесения рисунка на нанесенный слой штукатурки, а затем вырезания с использованием простых ручных инструментов. [8] железа. [31] Литье позволяло создавать более сложные и замысловатые конструкции, которые можно было повторять, создавая систематическую стилизацию. [8] Формы обычно делались из дерева или гипса; изделие часто отливали из глины, а затем покрывали левкасом . [31] После того как лепные детали были прикреплены к стенам, их по необходимости красили или белили. [8] Анализ оригинальной лепнины в Альгамбре показывает, что насридские мастера хорошо разбирались в свойствах лепнины и использовали для резьбы и литья различные гипсовые смеси. Например, в штукатурных смесях, которые вырезались на месте, использовались добавки для замедления высыхания и схватывания, чтобы дать мастерам больше времени для завершения своей работы. [25] : 23 [8]
Лепнина часто была полихромной . Возраст и погода, а также столетия косметического ремонта и реставрации значительно изменили первоначальный внешний вид большей части лепнины, относящейся к периоду Насридов. [32] Текущие достижения в области аналитического оборудования, позволяющего проводить анализ штукатурки на месте, дают информацию об оригинальных пигментах и методах. [33] Еще одним примером умения мастеров Насридов обращаться с лепниной было использование ими гипсового покрытия высокой чистоты, которое служило одновременно герметиком и подготовительным этапом для последующей окраски или золочения исходного слоя штукатурки. Альгамбра оказалась в центре недавних расследований. Основными цветами, использованными в лепнине Альгамбры, были красный, синий, зеленый, золотой и черный. Спектроскопический анализ пигментов, приписываемых оригинальному украшению Альгамбры, показывает, что киноварь является пигментом, используемым для красного цвета. Лазурит , высоко ценимый и дорогой пигмент, отвечает за синий цвет. Малахит был обнаружен как источник зеленых оттенков. технический углерод . В качестве черного пигмента использовался [34] Отмечается позолота, особенно на мукарнах. Применение пигмента и позолоты к этим геометрически сложным потолкам продемонстрировало их знания и мастерство в области оптических аллюзий и пространственной гармонии. Расследования были сосредоточены на украшенном мукарнасом потолке в Зале королей в Альгамбре. Данные показывают, что в этом потолке широко использовались два самых дорогих материала: лазурит и сусальное золото, что подчеркивает оригинальное ослепительное богатство пространства. [35]
См. также
[ редактировать ]- Паржеттинг для еще одной традиции декоративной штукатурки
- Таделакт
- Обед
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Лепка и штукатурка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 235. ИСБН 9780195309911 .
Общие термины для декоративного искусства, которое в простейшем виде представляет собой штукатурку, предназначенную для украшения гладкой стены или потолка, а в более сложной форме представляет собой сочетание горельефа, скульптуры и украшения поверхности. Слова «штукатурка» и «штукатурка» практически взаимозаменяемы и наиболее гибко могут применяться к смесям грязи или глины; точнее, однако, под штукатуркой обычно подразумевают твердое, медленно схватывающееся вещество на основе извести в отличие от быстросхватывающейся штукатурки на основе гипса.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; X. Украшение; А. Скульптура». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 193–198. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Орнамент и узор». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 71–78. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Лепка и штукатурка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 235–238. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с Гамильтон, RW (1953). «Резная штукатурка в архитектуре Омейядов» . Ирак . 15 (1): 43–55. дои : 10.2307/4199565 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4199565 . S2CID 192962299 .
- ^ Jump up to: а б Петерсен, Эндрю (1996). «лепнина». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 267–268. ISBN 9781134613663 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 9781134613663 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Музей Виктории и Альберта, Интернет-музей (2 февраля 2012 г.). «Насридская штукатурка: символизм, материалы и техники» . www.vam.ac.uk. Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Никсон, Том (2009). «Запертый сад: природа средневековой Кастилии». В Кливере, Лаура; Джерри, Кэтрин Б.; Харрис, Джим (ред.). Искусство и природа: исследования средневекового искусства и архитектуры . Институт искусств Курто. стр. 44–51. ISBN 978-1-907485-00-8 .
- ^ Боррас Гуалис, Гонсало М.; Стирка Парадинаса, Педро; Плегесуэло Эрнандес, Альфонсо; Перес Игера, Мария Тереза; Могольон Кано-Кортес, Мария Пилар; Моралес, Альфредо Дж.; Лопес Гусман, Рафаэль; Соррош Куэрва, Мигель Анхель; Стуйк Фернандес Арче, Сандра (2018). Мудехарское искусство. Исламская эстетика в христианском искусстве . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). ISBN 978-3-902782-15-1 .
- ^ Болуа-Гальярдо, Барбара, изд. (2021). Спутник исламской Гранады . Брилл. п. 458. ИСБН 978-90-04-42581-1 .
- ^ Jump up to: а б Талгам, Рина (2004). Стилистическое происхождение скульптуры и архитектурного декора Омейядов . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 53. ИСБН 978-3-447-04738-8 .
- ^ Jump up to: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Мукарнас». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2011). «Пятничная мечеть в Исфахане». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 368–369. ISBN 9783848003808 .
- ^ Jump up to: а б с Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774160776 .
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- ^ Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN 3822896322 .
- ^ Кафедра исламского искусства (2001). «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)» . www.metmuseum.org . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Jump up to: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Карпентер, Аньес; Терраса, Мишель; Башир, Редуан; Амара, Айед Бен (2019). «Дворец Мешуар (Тлемсен, Алжир): цвета зеллиев и следы украшений XIV века» . ArcheoSciences (на французском языке). 432 (2): 265–274. doi : 10.4000/archeosciences.6947 . ISSN 1960-1360 . S2CID 242181689 .
- ^ Боррас Гуалис, Гонсало М.; Стирка Парадинаса, Педро; Плегесуэло Эрнандес, Альфонсо; Перес Игера, Мария Тереза; Могольон Кано-Кортес, Мария Пилар; Моралес, Альфредо Дж.; Лопес Гусман, Рафаэль; Соррош Куэрва, Мигель Анхель; Стуйк Фернандес Арче, Сандра (2018). «Маршрут IX: штукатурка в стиле мудехар в Толедо». Мудехарское искусство. Исламская эстетика в христианском искусстве . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). ISBN 978-3-902782-15-1 .
- ^ Jump up to: а б с д М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д и Буш, Ольга (2018). Переоформление Альгамбры . Издательство Эдинбургского университета. doi : 10.3366/edinburgh/9781474416504.001.0001 . ISBN 978-1-4744-1650-4 .
- ^ Комарофф, Линда; Карбони, Стефано, ред. (2002). Наследие Чингисхана: куртуазное искусство и культура в Западной Азии, 1256-1353 гг . Метрополитен-музей. п. 91. ИСБН 978-1-58839-071-4 .
- ^ Келлер, Сара (2021). «Освещение трансенн – техническая реинтерпретация» . В Гизе, Франсин (ред.). Мудежаризм и мавританское возрождение в Европе: культурные переговоры и художественные переводы в средние века и историзм XIX века . Брилл. п. 514. ИСБН 978-90-04-44858-2 .
- ^ Кэмпбелл, Гордон, изд. (2006). Энциклопедия декоративного искусства Grove: двухтомник . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-518948-3 .
- ^ «Гипсовый минерал | Использование и свойства» . geology.com . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ Канаан, Руба (2008), Селин, Хелейн (редактор), «Архитектурное украшение в исламе: история и методы» , Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 187–199, doi : 10.1007/978-1-4020-4425-0_8634 , ISBN. 978-1-4020-4559-2 , получено 6 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Гробильник есерий» . www.factumfoundation.org Сделал фундамент.
- ^ Буш, Ольга (2018). «Цвет, дизайн и средневековая оптика». Переоформление Альгамбры . Издательство Эдинбургского университета. стр. 17–58. doi : 10.3366/edinburgh/9781474416504.001.0001 . ISBN 978-1-4744-1650-4 .
- ^ Домингес-Видал, А.; де ла Торре-Лопес, MJ; Кампос-Суноль, MJ; Рубио-Домен, Р.; Айора-Каньяда, MJ (22 января 2014 г.). «Декорированная лепнина в Альгамбре, исследованная методом рамановской спектроскопии: сравнительное полевое и лабораторное исследование» . Журнал рамановской спектроскопии . 45 (11–12): 1006–1012. Бибкод : 2014JRSp...45.1006D . дои : 10.1002/jrs.4439 . ISSN 0377-0486 .
- ^ Домингес-Видал, Ана; Хосе де ла Торре-Лопес, Мария; Рубио-Домен, Рамон; Айора-Каньяда, Мария Хосе (2012). «Неинвазивное рамановское микроспектроскопическое исследование in situ полихромной штукатурки в Альгамбре» . Аналитик . 137 (24): 5763–5769. Бибкод : 2012Ана...137.5763D . дои : 10.1039/c2an36027f . ISSN 0003-2654 . ПМИД 23085888 .
- ^ де ла Торре-Лопес, Мария Хосе; Домингес-Видал, Ана; Кампос-Суноль, Мария Хосе; Рубио-Домен, Рамон; Шаде, Ульрих; Айора-Каньяда, Мария Хосе (24 февраля 2014 г.). «Золото в Альгамбре: исследование материалов, технологий и процессов гниения декоративной позолоченной штукатурки» . Журнал рамановской спектроскопии . 45 (11–12): 1052–1058. Бибкод : 2014JRSp...45.1052D . дои : 10.1002/jrs.4454 . ISSN 0377-0486 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Насридская штукатурка: символизм, материалы и техники (информация о технике «накч хадида»)