Jump to content

Мувашшах

Мувашшах ( араб . مُوَشَّح muwaššaḥ буквально означает « опоясанный » на классическом арабском языке ; множественное число muwaššaḥāt موشحات или tawašīḥ تواشيح ) — это название арабской поэтической формы и музыкального жанра . Стихотворная форма представляет собой многострочное строфическое стихотворение, написанное на классическом арабском языке , обычно состоящее из пяти строф, чередующихся припевом с бегущей рифмой. Было принято начинаться одной или двумя строками, которые по рифме и размеру соответствовали второй части стихотворения; в Северной Африке поэты игнорируют строгие правила арабского размера, в то время как поэты Востока следуют им. В одноименном музыкальном жанре в качестве текстов используются тексты мувашшах , все еще на классическом арабском языке. [1] традиция может принимать две формы: васла Машрика Эта и арабская андалузская нуба западной части арабского мира .

Хотя касыда и макама были адаптированы из Машрика , строфическая поэзия является единственной формой андалузской литературы, берущей свое начало на Пиренейском полуострове . [2] Андалузская строфическая поэзия существует в двух формах: мувашшах : более сложная версия на стандартном арабском языке, за исключением заключительного двустишия, или харджа , и заджал : более простая форма, полностью на народном арабском языке. [2] Самые ранние известные мувашши датируются одиннадцатым веком. [2]

Его экспортировали на восток, и там его праздновали такие деятели, как Ибн Санах аль-Мульк и ибн Дихья аль-Калби . [2] Корпус мувашшахов состоит из произведений на иврите и андалузском арабском языке . [2] Това Розен описывает мувашшах как «продукт и микрокосм культурных условий, характерных для Аль-Андалуса» . [2] Лингвистическое взаимодействие между стандартными письменными языками — арабским и ивритом — и устными формами — андалузским арабским, андалузско-романским , ивритом и другими романскими языками — отражает изменчивость и разнообразие лингвистического ландшафта Аль-Андалусии. [2]

Самым ранним известным источником о мувашшахе является ибн Бассама «Захира фи махасин ахль аль-Джазира» . Он приписывает изобретение мувашшаха слепому поэту X века Мухаммаду Махмуду аль-Кабри или ибн Абд Раббиху. [2] : 170  Тем не менее, не сохранилось никаких стихотворений мувашшаха, приписываемых этим авторам. [3] : 563 

Ибн Санат аль-Мульк (ум. 1211), автор «Дар ат-тираз фи амаль аль-мувашшахат» ( «Дар ат-Тираз в творчестве Мувашшаха» ), написал самое подробное из сохранившихся музыкальных описаний мувашшаха . [4] [5] Он писал, что тексты некоторых мувашшахатов соответствовали их мелодии (иногда посредством мелизмы ), в то время как другие содержали импровизированные бессмысленные слоги для заполнения мелодической линии — практика, которая сохранилась до настоящего времени с соответствующими разделами, помеченными как шугл ( شُغل «работа»). ) в песенниках. [4]

Поэтическая форма

[ редактировать ]

Примеры поэзии мувашшах начинают появляться еще в 9 или 10 веке. Считается, что оно происходит от арабского корня w-š-ḥ ( وشح ), который означает любую вещь, которую женщина может носить на шее, от ожерелья до шарфа, а глагол Tawašḥ означает носить. [6] [7] Некоторые связывают это слово со словом, обозначающим тип двуполосного декоративного пояса, вишах , что также означает шарф на арабском языке. [6] Основная идея заключается в том, что, поскольку в припеве каждой строфы проходит одна рифма, строфы подобны предметам, подвешенным на поясе.

Обычно арабская поэзия имеет один размер и рифму во всем стихотворении и структурирована в соответствии с куплетами, а не строфами. Однако муваша обычно делится на пять строф со сложной схемой рифм. Каждая строфа состояла из агсана (пой: гусн ), строк с рифмой, свойственной этой строфе, и асмат (пой: симт ), строк с рифмой, общей для остальной части стихотворения. [3] : 564  Традиционно мувашшах открывался матла ( مَطْلَع « начало») и закрывался хардже («выход»). Харджа была на народном языке, таком как разговорный арабский или романский язык. Часто его озвучивал другой поэтический оратор. [2] : 168 

Размер муваша может быть одним из классических размеров, определенных аль-Халилем , или поэт может изобрести новый размер. [2] : 167–168  Этот вопрос обсуждается среди ученых, некоторые из которых выступают за использование романской метрической системы, основанной на ударении в слоге. [3] : 565 

Типичные темы мувашшаха включают любовь, панегирик и вино. Некоторые стихи мувашшаха посвящены одной теме, другие сочетают в себе несколько тем. Одна общая тематическая структура — это любовь, за которой следует панегирик, а затем любовь. [2] : 169  Харджа также играет роль в разработке темы стихотворения. В конце любовного стихотворения харджа может озвучивать возлюбленный. [3] : 564  Восточная традиция мувашшахов включает в себя такие темы, как элегия и оскорбления. [8] Ибн Араби и ибн аль-Саббах составили эзотерические мувашшахи , в которых вино и любовь использовались как аллегории божественного стремления. [2] : 175 

еврейский мувашшах

[ редактировать ]

Значительное количество стихов мувашшаха, написанных в Аль-Андалусе, были написаны на иврите. Авторы еврейских мувашшахов сохранили лингвистически отличную от арабского мувашшаха харджу и часто включали харджи, написанные на разговорном арабском языке. По своей строфической структуре он был похож на некоторые еврейские литургические стихи. [2] : 166  Начиная с XI века, еврейское мувашшах также использовалось в религиозных целях. Первые дошедшие до нас еврейские мувашшахи приписываются Самуилу ибн Нагрилле . [2] : 171  Среди других выдающихся авторов еврейских мувашшахов - Иуда Халеви , Тодрос бен Иуда Халеви Абулафия. [9] и Иосиф ибн Цаддик . [2] : 173 

Первым автором, сочинившим религиозное мувашшах, был Соломон ибн Габирол , примерно за два столетия до развития религиозной поэзии мувашшаха на арабском языке. В этой традиции ему следовали , среди прочих, Моисей ибн Эзра , Авраам ибн Эзра и Иуда Халеви. Стихи были предназначены для использования в молебнах и представляли собой разработанные темы конкретных благословений. [2] : 175  В отличие от других еврейских мувашшахов, харджа преданного мувашшаха была на иврите. [2] : 174 

Музыкальный жанр

[ редактировать ]

В музыкальном плане ансамбль состоит из уда ( лютни ), каманджи (скрипки), кануна (коробчатой ​​цитры), дарабукки ( кубкового барабана ) и дафа ( бубна ): исполнители на этих инструментах часто служат хором. Солист исполняет лишь несколько избранных строк выделенного текста. В Алеппо несколько рядов макамов (гамм) и до трех авзанов (ритмов), а во время раздела B была возможна модуляция соседних макамов. используются [ нужны разъяснения ] . До модернизации было типично представлять полный васлах или до восьми последовательных мувашшах, включая инструментальное введение ( самаи или башраф ). [10] Это может закончиться лонгой . Известные песни Мувашшаха, которые до сих пор играют в арабском мире, включают «Ламма Бада Ятатанна» и «Джадака аль-Гайту» .

Известные поэты

[ редактировать ]

Знаменитые мувашшахи

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
Цитаты
  1. ^ Тома (1996), с. 71
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Розен, Това (31 августа 2000 г.), «Мувашшах» , «Литература Аль-Андалуса » , Cambridge University Press, стр. 163–189, doi : 10.1017/chol9780521471596.010 , ISBN  978-0-521-47159-6 , получено 16 июня 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Скотт Мейсами, Джули; Старки, Пол, ред. (1998). Энциклопедия арабской литературы . Рутледж.
  4. ^ Jump up to: а б Рейнольдс, Дуайт (2000), Менокал, Мария Роза; Селлс, Майкл; Шейндлин, Раймонд П. (ред.), «Музыка» , «Литература Аль-Андалуса» , «Кембриджская история арабской литературы», Кембридж: Cambridge University Press, стр. 60–82, ISBN  978-0-521-47159-6 , получено 21 апреля 2023 г.
  5. ^ П. Бирман; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; WP Heinrichs, ред. (24 апреля 2012 г.), «Ибн Санах аль-Мульк» , Энциклопедия ислама (второе изд.), Brill , получено 21 апреля 2023 г.
  6. ^ Jump up to: а б Лейн, Эдвард (1893). Арабско-английский лексикон: получен из лучших и самых обширных восточных источников . Уильямс и Норгейт. п. 2943.
  7. ^ Манзур, Ибн. Лисан Аль-Араб . Том. 2.п. 632.
  8. ^ Озкан, Хакан (2021). «Мувашшах» . Энциклопедия ислама . 3 . дои : 10.1163/1573-3912 .
  9. ^ Jump up to: а б с Розен, Това (1987). «Приближаясь к финалу: о предпоследнем блоке еврейского мувашшаха» . Ивритские исследования . 28 : 117–131. ISSN   0146-4094 . JSTOR   27909025 .
  10. ^ Тома (1996), с. 83
Библиография
  • Бенбабаали, Саадане, 1987, Поэтика мувашшаха на средневековом мусульманском Западе , диссертация 3-го цикла, под руководством Р. Арье, Париж 3, 1987.
  • Бенбабаали, Саадан «Перо, голос и медиатор» с Бейхджой Рахал, Барзах, Алжир, декабрь 2008 г.
  • Бенбабаали, Саадан Бахджат ан-Нуфус фи Бахаи Джаннат аль-Андалус (Любовь, женщина и сады в андалузской поэзии) ANEP, Алжир, 2010 г.
  • Корриенте, Федерико (1997). Арабская диалектная поэзия и романтика в Аландусе: cejeles и xarajat de muwassahat . Мадрид: Гредос. ISBN   84-249-1887-8 .
  • Эмери, Эд (2006). Мувашшах: материалы конференции по арабской и еврейской строфической поэзии и ее романтическим параллелям, Школа восточных и африканских исследований (SOAS), Лондон, 8–10 октября 2004 г. Лондон: RN Books.
  • Джонс, Алан (1987). Романс Харджас в андалузско-арабской поэзии Мувасса: палеографический анализ . Лондон: Итака. ISBN   0-86372-085-4 .
  • Джонс, Алан и Хичкок, Ричард (1991). Исследования Мувассы и Харджи: материалы международного коллоквиума в Эксетере . Чтение: Опубликовано Итакой для совета факультета востоковедения Оксфордского университета. ISBN   0-86372-150-8 .
  • Тома, Хабиб Хасан (1996). Музыка арабов , пер. Лори Шварц. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN   0-931340-88-8 .
  • Звартьес, Отто (1997). Песни о любви из Аль-Андалуса: история, структура и значение харджи . Лейден: Брилл. ISBN   90-04-10694-4 .
  • Звартьес, Отто и Хейкооп, Хенк (2004). Мувасса, заджал, харджа: библиография одиннадцати столетий строфической поэзии и музыки Аль-Андалуса и их влияние на Восток и Запад . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN   90-04-13822-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5dd8c5aaa7821690eba564050daa6c2b__1720372740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/2b/5dd8c5aaa7821690eba564050daa6c2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muwashshah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)