аль-Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди
аль-Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди | |
---|---|
Заголовок | Гений арабского языка(Абкари аль-Лугах) |
Персональный | |
Рожденный | 110 г. хиджры/718 г. н. э. [1] Мой собственный |
Умер | 786 или 791 год н.э. [1] Басра |
Религия | ислам |
Эра | Золотой век ислама |
Основной интерес(и) | Лексикография , Филология |
Известная идея (ы) | Харакат , арабская просодия. |
Известные работы | Китаб аль-Айн (Словарь) |
Занятие | Лексикограф |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Абу 'Абд ар-Рахман аль-Халил ибн Ахмад ибн 'Амр ибн Таммам аль-Фарахиди аль-Азди аль-Яхмади ( арабский : Абу Абд ар-Рахман аль-Халил ибн Ахмад ибн Амр ибн Таммам аль-Фарахиди аль-Азди аль - Яхмади ; 718–786 гг. н.э.), известный как аль-Фарахиди , [n 1] или аль-Халил , был арабским филологом , лексикографом и ведущим грамматистом Басры , базирующейся в Ираке . Он составил первый словарь арабского языка и самый старый из сохранившихся словарей - Китаб аль-Айн ( араб . كتاب العين «Источник»). [2] [3] - представил теперь стандартную систему харакат (знаки гласных в арабском письме) и сыграл важную роль в раннем развитии Аруд (изучение просодии), [4] [5] [6] музыковедение и поэтический метр . [7] [8] Его лингвистические теории повлияли на развитие персидской , турецкой , курдской и урду . просодии [9] «Сияющая звезда» басранской школы арабской грамматики , эрудит и учёный, он был человеком подлинно оригинального мышления. [10] [11]
Аль-Фарахиди был первым ученым, подвергшим детальному фонологическому анализу просодию классической арабской поэзии. Первичные данные, которые он перечислил и систематизировал в мельчайших деталях, было чрезвычайно сложно освоить и использовать, и позже теоретики разработали более простые формулировки, обладающие большей связностью и общей полезностью. Он также был пионером в области криптографии и оказал влияние на творчество аль-Кинди .
Жизнь [ править ]
Аль-Фарахиди родился в 718 году в Омане , на юге Аравии , в семье Азди со скромным достатком. Он стал ведущим грамматистом Басры в Ираке . [5] [7] [10] [12] В Басре он изучал исламские традиции и филологию под руководством Абу Амра ибн аль-Ала. [5] [13] с Айюбом ас-Сахтияни , 'Ам аль-Ахвалем, аль-'Аввамом б. Хавшаб и т. д. Его учитель Айюб убедил его отказаться от доктрины Абади и перейти в суннитскую ортодоксальность ; Среди его учеников были Сибавайх , ан-Надр б. Шумаил и аль-Лайс б. аль-Мухаффар б. Наср. [14] Известный своим благочестием и бережливостью, он был соратником Джабира ибн Зайда , основателя ибадизма. [4] [13] Говорили, что его родители приняли ислам. [7] и что его отец был первым, кого назвали «Ахмад» после времен Мухаммеда. [15] Его прозвище «Фарахиди» отличалось от его племенного имени и произошло от предка по имени Фурхуд (Молодой Лев); множественное число Фарахид . [7] Он отказался от щедрых подарков от правителей, а также от клеветы и сплетен, которые были привычны его коллегам-арабам и персидским ученым-соперникам. [9] и он совершил ежегодное паломничество в Мекку. [5] Он жил в небольшом тростниковом домике в Басре и однажды заметил, что, когда его дверь была закрыта, его мысли не выходили за ее пределы. [13] [16] Он преподавал лингвистику, [17] и некоторые из его учеников стали богатыми учителями. Основным доходом Аль-Фарахиди была соколиная охота и сад, унаследованный от отца. [18] Приводятся две даты смерти: 786 г. [1] [12] и 791 г. н.э. [4] [6] [19] История гласит, что именно теоретическое размышление привело к его смерти. В тот день, когда он был глубоко поглощен обдумыванием системы бухгалтерского учета, которая спасла бы его служанку от обмана зеленщика , он забрел в мечеть и там по рассеянности наткнулся на колонну и был смертельно ранен. [3] [7] [15] [17]
Просмотры [ править ]
Бегство аль-Фарахиди от материальных благ было отмечено рядом биографов. В преклонном возрасте сын Хабиба ибн аль-Мухаллаба и правящий губернатор Мухаллабидов предложил аль-Фарахиди пенсию и попросил, чтобы последний стал наставником сына первого. Аль-Фарахиди отказался, заявив, что он богат, хотя и не имеет денег, поскольку истинная бедность заключается не в нехватке денег, а в душе. [20] Губернатор отреагировал отменой пенсии, на что аль-Фарахиди ответил следующими стихами:
- «Он, Кто образовал меня устами, обязывался давать мне пищу до тех пор, пока Он не возьмет меня к Себе. Ты отказал мне в ничтожной сумме, но этот отказ не увеличит твоего богатства».
Смущенный губернатор затем ответил предложением продлить пенсию и удвоить ставку, что аль-Фарахиди все же встретил вялый прием. [20] Апатия аль-Фарахиди к материальному богатству проявилась в его привычке цитировать знаменитую строфу Ахталя : «Если ты хочешь сокровищ, ты не найдешь ничего, что могло бы сравниться с добродетельным поведением». [15]
Аль-Фарахиди также отличился своими философскими взглядами. Он рассуждал, что интеллект человека достигает пика в возрасте сорока лет – в возрасте, когда исламский пророк Мухаммед начал свое призвание – и начал снижаться после шестидесяти лет, момента, когда Мухаммед умер. Он также считал, что человек достигает пика своего интеллекта в самую ясную часть рассвета. [20]
Что касается области грамматики, аль-Фарахиди придерживался реалистических взглядов, общих для ранних арабских лингвистов, но редких как для позднего, так и для нового времени. Вместо того чтобы придерживаться правил грамматики, как он и его ученики описывали их как абсолютные правила, аль-Фарахиди рассматривал арабский язык как естественные, инстинктивные разговорные привычки бедуинов ; если описания таких ученых, как он сам, отличались от того, как естественно говорили арабы пустыни, то причина заключалась в недостатке знаний со стороны ученого, поскольку невысказанная, неписаная естественная речь чистых арабов была окончательным определяющим фактором. [21] Однако аль-Фарахиди отличался тем, что, по его мнению, арабский алфавит включал 29 букв, а не 28, и что каждая буква представляла собой фундаментальную характеристику людей или животных. Его классификация 29 букв была основана на том, что он рассматривал комбинацию Лам и Алиф как отдельную третью букву из двух отдельных частей. [22]
Наследие [ править ]
К моменту своей смерти имя аль-Фарахиди в арабском мире стало нарицательным и стало почти такой же мифической фигурой, как Абу аль-Асвад ад-Дуали в арабской филологии. Он был первым, кто систематизировал сложные размеры арабской поэзии . [10] и выдающийся гений мусульманского мира . [12] Сибавайх и аль-Асмаи были среди его учеников. [4] причем первый был обязан аль-Фарахиди больше, чем любому другому учителю. [23] [24] Ибн ан-Надим , биограф-библиофил X века из Басры, сообщает, что на самом деле «Китаб» ( Книга ) Сибавайха был совместной работой сорока двух авторов, но также и то, что принципы и темы «Китаба» были основаны на аль-Фарахиди. [25] Сибавайх цитирует его 608 раз, больше, чем любой другой авторитетный источник. [26] На протяжении всего Китаба Сибавайх говорит: «Я спросил его» или «он сказал», не называя человека, на которого указывает местоимение, однако ясно, что он имеет в виду аль-Фарахиди. [3] И последний, и первый исторически являются самыми ранними и наиболее значительными фигурами в официальной записи арабского языка. [27]
Аль-Фарахиди также хорошо разбирался в астрономии , математике , исламском праве , теории музыки и мусульманской пророческой традиции . [3] [8] [10] [28] Говорят, что его мастерство в арабском языке было основано, прежде всего, на его обширных знаниях мусульманской пророческой традиции, а также толковании Корана . [18] Школа базового образования Аль Халила бин Ахмеда Аль Фарахиди в Рустаке , Оман. В его честь названа [29]
Работает [ править ]
Китаб аль-Айн [ править ]
Китаб аль-Айн [30] («Книга Айн ») была первым словарем, написанным для арабского языка. [31] [32] [33] [34] Вместо того, чтобы следовать порядку алфавита, аль-Фарахиди сортировал буквы в соответствии с тем, где согласные произносятся во рту, сзади вперед, начиная с буквы ع «айн», обозначающей звук [ʕ], образующийся в горле. [35] Слово айн может также означать источник воды в пустыне, что, возможно, отражает цель его автора выяснить этимологические истоки арабской лексики и лексикографии. [ нужна ссылка ]
Иснад Китаб аль-Айна [ править ]
В своем «Китаб аль-Фихрист» (Каталоге) Ибн ан-Надим перечисляет различные имена, связанные с передачей «Китаб аль-Айн», то есть иснадом (цепочкой авторитетов). Он начинает с Дурустуи рассказа о том, что именно аль-Касрави сказал, что аз-Задж аль-Мухаддат сказал, что аль-Халил объяснил концепцию и структуру своего словаря аль-Лайсу б. аль-Музаффар б. Наср б. Сайяр продиктовал аль-Лейту отредактированные части, и они вместе просматривали его подготовку. Ибн ан-Надим пишет, что рукопись, находившаяся во владении Даладжа , вероятно, первоначально принадлежала Ибн аль-Ала ас-Сиджистани, который, по словам Дурустуи, был членом круга ученых, критиковавших книгу. В эту группу входили Абу Талиб аль-Муфаддал ибн Слама, Абдаллах ибн Мухаммад аль-Кармани, Абу Бакр ибн Дурайд и аль-Хунаи ад-Дауси. [36] [37]
Другие работы [ править ]
В дополнение к своей работе в области просодии и лексикографии аль-Фарахиди основал области аруд - метра арабской поэзии, регулирующего правила, - и арабского музыкознания. [38] [39] Историки часто называли его гением, он был ученым, теоретиком и оригинальным мыслителем. [11] Список других работ аль-Халиля, составленный Ибн ан-Надимом, был:
- пение; Просодия; Свидетели; (Согласные) точки и (гласные) знаки; Смерть (или произношение, или пропуск) Айна; Гармония. [36]
Криптография [ править ]
Аль-Фарахиди «Китаб аль-Муамма ». «Книга криптографических сообщений» [40] была первой книгой по криптографии и криптоанализу, написанной лингвистом. [41] [42] Утраченная работа содержит множество «новинок», включая использование перестановок и комбинаций для перечисления всех возможных арабских слов с гласными и без них. [43] Позже арабские криптографы явно прибегли к фонологическому анализу аль-Фарахиди для расчета частоты букв в своих работах. [44] Его работы по криптографии повлияли на аль-Кинди (ок. 801–873), открывшего метод криптоанализа посредством частотного анализа . [43]
Диакритическая система [ править ]
Аль-Фарахиди также приписывают нынешний стандарт арабских диакритических знаков ; вместо серии неразличимых точек именно аль-Фарахиди ввел различные формы диакритических знаков гласных в арабском языке, что настолько упростило систему письма , что с тех пор она не менялась. [45] Он также начал использовать маленькую букву шин для обозначения знака шадда для удвоения согласных. Стиль написания арабского алфавита Аль-Фарахиди был гораздо менее двусмысленным, чем предыдущая система, в которой точки должны были выполнять различные функции, и хотя он намеревался использовать его только для поэзии, в конечном итоге он стал использоваться и в Коране. [46]
Просодия [ править ]
Первой работой Аль-Фарахиди было изучение арабской просодии, области, основателем которой он считается. [47] [48] он совершил хадж в Мекку и молился Богу, чтобы он вдохновился знаниями, которыми больше никто не обладал. Сообщается, что в молодости [16] Когда вскоре после этого он вернулся в Басру, он услышал ритмичные удары кузнеца по наковальне и сразу же записал пятнадцать метров по периферии пяти кругов, которые были приняты за основу поля и до сих пор принимаются таковыми в арабском языке. просодия сегодня. [3] [6] [7] [9] Три метра не были известны в доисламской Аравии , что позволяет предположить, что аль-Фарахиди, возможно, изобрел их сам. [49] Однако он никогда не требовал, чтобы все арабские поэты обязательно и беспрекословно следовали его правилам, и даже он, как говорили, время от времени сознательно нарушал правила. [50]
Примечания [ править ]
- ↑ Мухаммад ибн Исхак аль-Надим называет его «Абд ар-Рахман ибн Ахмад аль-Халил ( Абд ар-Рахман ибн Ахмад аль-Халил ) и сообщает, что его предки по отцовской линии происходили из клана Азд племени Фарахид ( Фарахид )». и упоминает, что Юнус ибн Хабиб называл его Фархуди ( Фархуди ).
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сибавайх, Амр ибн Усман (1988), Харун, Абд аль-Салам Мухаммад (редактор), аль-Китаб Китаб Сибавайх Аби Бишр Амр ибн Усман ибн Канбар , том. Введение (3-е изд.), Каир: Мактабат аль-Ханджи, стр. 11–12
- ^ Аль-Фарахиди, Аль-Халил . Аль-Айн Лексикон Книга Глаза (на арабском языке). Эр-Рияд: Центр наследия программного обеспечения. п. 343/5.
Дата автора 750 г. н.э., доступен поиск в Интернете.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Введение в раннесредневековый арабский язык: исследования Аль-Халиля ибн Ахмада , стр. 3. Ред. Карин К. Райдинг. Вашингтон, округ Колумбия : Издательство Джорджтаунского университета , 1998. ISBN 9780878406630
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д аль-Халил ибн Ахмад. Архивировано 8 февраля 2014 года в энциклопедии Британской Online . ©2013, Британская энциклопедия, Inc. Все права защищены.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Абит Яшар Кочак, Справочник арабских словарей , стр. 19. Берлин: Верлаг Ханс Шилер, 2002. ISBN 9783899300215
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хамид Дабаши, Мир персидского литературного гуманизма , стр. 64. Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета , 2012. ISBN 9780674067592
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Кес Верстиг, Арабская лингвистическая традиция , стр. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мухаммад Хасан Бакалла, «Древние арабские и мусульманские фонетики: оценка их вклада в фонетику». Взято из «Текущие проблемы фонетических наук: материалы Конгресса IPS-77», Майами-Бич, Флорида, 17–19 декабря 1977 г., часть 1 , стр. 4. Ред. Гарри Фрэнсис Холлиен и Патриция Холлиен. Том 9 серии «Актуальные проблемы лингвистической теории». Амстердам: Издательство Джона Бенджамина, 1979. ISBN 9789027209108
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джон А. Хейвуд, Арабская лексикография: ее история и место во всеобщей истории России , стр. 21. Лейден: издательство Brill, 1960. ОСЛК 5693192
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джон А. Хейвуд, арабский язык , стр. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ибн Халдун , Мукаддима , т. 2, стр. 435. Трнс. Франц Розенталь . Принстон : Издательство Принстонского университета , 1969. ISBN 9780691017549
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Паула Кейси-Вайн, Оман в истории , стр. 261. Лондон: Издательство Иммель, 1995. ISBN 9781898162117
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Введение в раннесредневековый арабский язык , стр. 2.
- ^ Бен Ченеб, ага. (ред.), Энциклопедия ислама , том. 2, стр. 887–888.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ибн Халликан, «Смерти» , стр. 497.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ибн Халликан, «Смерти» , стр. 494.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон А. Хейвуд, арабский язык , стр. 22.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Aujourd'hui L'Egypte , вып. № 18–20, стр. 114. Египет: Хайа аль-Амма лил-Истиламат, 1992. Оцифровано AbeBooks 16 июля 2010 г.
- ^ Кес Верстиг, Арабская лингвистическая традиция , стр. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ибн Халликан, «Смерти» , стр. 495.
- ^ Ясир Сулейман, «Идеология, создание грамматики и стандартизация». Взято из книги «В тени арабского языка: центральное место языка в арабской культуре» , стр. 13–14. Эд. Билал Орфали . Лейден: Издательство Brill, 2011. ISBN 9789004215375
- ^ Герхард Бауэринг, «Трактат Сулами о науке о буквах». Взято из книги «В тени арабского языка» , стр. 349.
- ^ Халил И. Семаан, Лингвистика в средние века: фонетические исследования в раннем исламе, стр. 39. Лейден: издательство Brill, 1968.
- ^ Кес Верстиг, Арабская лингвистическая традиция , стр. 39.
- ^ Додж , Баярд, изд. (1970). Фихрист ан-Надима. Обзор мусульманской культуры десятого века . Том. 1. Перевод Доджа Б. Нью-Йорк и Лондон: издательство Колумбийского университета. п. 112.
- ^ М.Г. Картер, Сибавей, стр. 21. Входит в серию «Создатели исламской цивилизации». Лондон: IB Tauris, 2004. ISBN 9781850436713
- ^ Туфик Фахд, «Ботаника и сельское хозяйство». Взято из Энциклопедии истории арабской науки, том 3: Технология, алхимия и науки о жизни , стр. 814. Ред. Рошди Рашид. Лондон : Рутледж , 1996. ISBN 0415124123
- ^ Моник Бернар, «Пионеры арабских лингвистических исследований». Взято из книги «В тени арабского языка: центральное место языка в арабской культуре», стр. 213. Ред. Билал Орфали . Лейден : Издательство Brill , 2011. ISBN 9789004215375
- ^ Абдулла Аль Ливаихи Программа Outward Bound запущена в школе Аль-Фарахиди , Oman Tribune .
- ^ Аль-Фарахиди, Аль-Халил . Аль-Айн Лексикон Книга Глаза (на арабском языке). Эр-Рияд: Центр наследия программного обеспечения. п. 343/5.
Дата автора 750 г. н.э., доступен поиск в Интернете.
- ^ Введение в арабески: избранные биографии и поэзия из классической арабской литературы , стр. 13. Ред. Ибрагим А. Мумаиз. Том 2 публикаций WATA: Всемирная ассоциация арабских переводчиков. Филадельфия : Издательство Гарант, 2006. ISBN 9789044118889
- ^ Бернард К. Фримон, «Определения и концепции рабовладения в исламском праве». Взято из «Правового понимания рабства: от исторического к современному» , стр. 46. Ред. Жан Аллен. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета , 2012. ISBN 9780199660469
- ^ А. Чилардо, «Предварительные заметки о значении коранического термина Калала». Взято из книги «Право, христианство и модернизм в исламском обществе: материалы восемнадцатого конгресса Европейского союза арабов и исламистов, проходившего в Католическом университете Левена» , стр. 3. Издательство Питерс, 1998. ISBN 9789068319798
- ^ Кес Верстиг , Арабская лингвистическая традиция , стр. 4. Часть серии «Вехи лингвистической мысли» , т. 4. 3. Лондон : Рутледж , 1997. ISBN 9780415157575
- ^ Кес Верстиг , Арабская лингвистическая традиция , стр. 4. Часть серии «Вехи лингвистической мысли» , т. 4. 3. Лондон : Рутледж , 1997. ISBN 9780415157575
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Додж , Баярд, изд. (1970). Фихрист ан-Надима. Обзор мусульманской культуры десятого века . Том. 2. Перевод Доджа, Б. Издательство Колумбийского университета.
- ^ Додж, том 1, стр. 95–96.
- ^ Сальма Джайюси , Тенденции и движения в современной арабской поэзии , том. 1, стр. 791. Том 6 «Исследований по арабской литературе: приложения к журналу арабской литературы». Лейден: Издательство Brill, 1977. ISBN 9789004049208
- ^ Кис Верстиг, Арабский язык , стр. 62. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2001. Издание в мягкой обложке. ISBN 9780748614363
- ^ «Забытые пионеры в истории статистики: аль-Фарахиди и аль-Кинди » Ишрак – Университет Низви . 15 (137): 12. 1 ноября
- ^ «Комбинационный анализ, численный анализ, диофантов анализ и теория чисел». Взято из Энциклопедии истории арабской науки, том 2: Математика и физические науки , стр. 378. Ред. Рошди Рашид. Лондон: Рутледж, 1996. ISBN 0415124115
- ^ Стивен Браун, Реализация виртуальных частных сетей , стр. 344. Нью-Йорк: McGraw-Hill Education , 1999. ISBN 9780071351850
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бромелинг, Лайл Д. (1 ноября 2011 г.). «Отчет о ранних статистических выводах в арабской криптологии». Американский статистик . 65 (4): 255–257. дои : 10.1198/tas.2011.10191 . S2CID 123537702 .
- ^ «Комбинационный анализ», стр. 377.
- ^ Кис Верстиг, Арабский язык , стр. 56.
- ^ Кис Верстиг, Арабский язык , стр. 57.
- ^ Ибн Халликан , Смерти выдающихся людей и история сынов эпохи , том. 1, стр. 493. Трнс. Уильям МакГакин де Слейн . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии , 1842 г.
- ^ Халид Фурани, Затишье моря: светские ритмы в палестинской поэзии , стр. 30. Пало-Альто : Издательство Стэнфордского университета , 2012. ISBN 9780804782609
- ^ Джеймс Т. Монро , «Элементы романтической просодии в поэзии Ибн Кузмана». Взято из «Перспективы арабской лингвистики VI: Материалы шестого ежегодного симпозиума по арабской лингвистике» , стр. 63. Ред. Мушира Эйд, Висенте Кантарино и Кит Уолтерс. Том 115 амстердамских исследований по теории и истории лингвистической науки, том 6 «Перспективы арабской лингвистики». Амстердам : Издательство Джона Бенджамина , 1994. ISBN 9789027236180
- ^ Шмуэль Море , Современная арабская поэзия: 1800–1970; Развитие его форм и тем под влиянием западной литературы , с. 192. Том 5 «Исследований по арабской литературе: приложения к журналу арабской литературы». Лейден: Архив Брилла, 1976. ISBN 9789004047952
Библиография [ править ]
- Додж , Баярд, изд. (1970). Фихрист ан-Надима. Обзор мусульманской культуры десятого века . Том. 1. Перевод Доджа, Б. Издательство Колумбийского университета. п. 95.
- Рафаэль Тальмон. Арабская грамматика в эпоху ее становления: Китаб аль-айн и ее приписывание Халилу б. Ахмад , Исследования семитских языков и лингвистики, 25 (Лейден: Brill, 1997). Включает тщательную оценку биографии аль-Халиля.
- Абдель-Малек, Заки Н. (2019) На пути к новой теории арабской просодии , 5-е изд. (Переработанная версия), Размещено в Интернете в свободном доступе.
Внешние ссылки [ править ]
- Центр Аль Халила бин Ахмеда Аль Фарахиди при Университете Низвы
- Онлайн-форум Тадждида для содействия арабистике. Форум обновления: электронная платформа для содействия арабистике.
- 718 рождений
- 786 смертей
- Арабскоязычные поэты VIII века
- Лексикографы VIII века
- Математики Аббасидского халифата
- Арабские лексикографы
- Грамматики Басры
- Лексикографы арабского языка
- Филологи арабского языка
- Фонологи
- Поэты Аббасидского халифата
- Средневековые криптографы
- Оманцы 8-го века
- Лингвисты VIII века