Мустафа Вахби Таль
Мустафа Вахби Таль | |
---|---|
![]() Таль в конце 1930-х годов | |
Рожденный | Ирбид , Османская империя | 25 мая 1899 г.
Умер | 24 мая 1949 г. Амман , Иордания | (49 лет)
Псевдоним | звонки |
Занятие |
|
Язык | арабский |
Национальность | иорданский |
Известные работы |
|
Супруг | Мунифа Баба Шома Харб Дхьят
Уфа аль-Джабр Адвие 'Араж
|
Дети |
|
Подпись | |
![]() |
Мустафа Вахби Таль ( арабский : مصطفى وهبي التل , латинизированный : Муштафа Вахби аль-Талл ; 25 мая 1899 — 24 мая 1949), также известный под псевдонимом Арар ( арабский : عرار , латинизированный : 'Арар ), был иорданским поэтом, писатель, педагог и государственный служащий, широко известный как самый выдающийся поэт Иордании и один из самых известных иорданских поэтов среди арабских читателей.
Таль родился в Ирбиде в Османской империи 25 мая 1899 года и получил начальное образование в своем родном городе, а затем уехал, чтобы завершить среднее образование в Дамаске . Его мятежный и упрямый темперамент проявился еще в школьные годы в Дамаске, когда османские власти несколько раз изгоняли его за участие в школьных забастовках против их политики в регионе. В зрелом возрасте Таль несколько раз был заключен в тюрьму и сослан за демократическую активность или за оскорбление высокопоставленных чиновников со стороны правительства Арабского королевства Сирии , а после его падения - правительства Трансиорданского эмирата .
Его первая работа была в Караке , Трансиордания, учителем арабской литературы. Позже Таль будет назначен административным губернатором Вади Аль-Сир и Шубак в 1920-х годах. Получив степень юриста в 1930 году, он занимал несколько должностей в судебной системе, прежде чем был назначен начальником протокола суда эмира . Затем Таля уволили с работы и заключили в тюрьму на 70 дней после ссоры с премьер-министром, действовавшим в это время. Это будет последнее из череды ссылок и заключений, с которыми он столкнулся на протяжении всей своей жизни. Таль впал в отчаяние, и его алкоголизм усилился, что привело к его смерти 24 мая 1949 года.
Отношения Таля с кочевой общиной домов (цыган) в Трансиордании, которые по-арабски называются Навар , повлияли на большую часть его поэзии, тогда как свой единственный поэтический сборник он назвал «Ашият Вади Аль-Ябис » в честь праздничных ночей, которые он проводил с Навару и женщине Навари, которую он любил. Таль обнаружил справедливость, равенство и отсутствие классового подхода среди общины навари, которого, по его мнению, не хватало в городах Трансиордании. Он отразил эти взгляды во многих своих стихах, а также почитал земли Иордании, а иногда и резко критиковал политику ее правительства. Он также написал стихи, посвященные критике британской политики, которая поддерживала сионизм в Палестине вместе с британскими колониальными офицерами в Трансиордании, в то время как другие стихи, которые он написал, почитали алкоголь и были посвящены женщинам.
Таль – самый знаменитый поэт Иордании. Его именем названа самая выдающаяся литературная премия страны, а в его родном городе Ирбид ежегодно проводится литературный фестиваль его имени. Дом, где он жил в Ирбиде, превратился в музей, который ежегодно принимает сотни посетителей. Он был женат четыре раза, два из которых закончились разводом. У него было десять детей. Его старший сын Васфи Таль несколько раз был премьер-министром Иордании в конце 1960-х — начале 1970-х годов, вплоть до своего убийства в 1971 году.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Мустафа Вахби Таль родился в Ирбиде , Сирийский вилайет , Османская империя , 25 мая 1899 года в семье неграмотного отца и матери, которая, по словам его друга и биографа Якуба Аль-Удата , была «кощунственно упрямой» . Его назвали Мустафа как тезка его деда, а к его имени при рождении по османской традиции был добавлен Вахби. С юных лет Таль страдал от ротакизма — дефекта речи, характеризующегося неспособностью произносить звуки «р». [1] Его семья была мусульманами-суннитами , происходящими из племени Бани Зайдан , которое мигрировало из Неджда в Аравии в Левант примерно в 18 веке; его семью звали Таль, потому что член племени Юсеф Аббас поселился в Аммане , рядом с городской Цитаделью , построенной на холме, или «тал» по-арабски. Три десятилетия спустя они переехали в Ирбид и остались там. [2]

Таль закончил начальную школу в Ирбиде в 1911 году. В 1912 году Таль направился в школу Анбур в Дамаске . После двух или трех лет обучения там он вместе со своими одноклассниками участвовал в забастовке протеста против политики Османской империи в регионе. Во время забастовки школу посетили османский губернатор Дамаска Исмаил Фазил-паша , директор образования Турции и генеральный инспектор штата шейх Абдул Джалил ад-Дурра. После того, как шейх закончил свою речь, Таль пробрался между студентами, встал посреди кампуса и крикнул, указывая на шейха: «Этот человек — шарлатан-лжец!» По словам Аль-Удата, именно этот инцидент и последующие за ним проинформировали османские власти о том, что Тал был студентом, который любил «бездельничать и создавать хаос во время уроков, настолько, что турецкие учителя называли его полевой мышью». ." [1]
Взрослая жизнь
[ редактировать ]Таль вернулся на летние каникулы в свой родной город Ирбид в 1916 году. Упрямство, которое он унаследовал от матери, начало влиять на его отношения с отцом, который отказывался позволить ему вернуться для продолжения учебы в Дамаск. Вместо этого отец оставил его в Ирбиде, чтобы он работал в основанной им частной школе, Османской школе Салиххья. в столицу Империи Стамбул 20 июня 1917 года Таль и его друг Мохаммад Субхи Абу Гнайме направились с визитом . По пути они проезжали местность в Турции под названием Арапгир, где жили дядя Таля и брат его друга. Вместо того чтобы отправиться в Стамбул, он остался там и в 1918 году начал работать в журнале «Эскишехир» . [1]
Через пять месяцев работы в журнале ему стало скучно, и он ушел в отставку в марте 1919 года. В апреле он вернулся в Ирбид. Он провел там лето и убедил отца отправить его обратно в школу Анбур в Дамаске, чтобы завершить среднее образование. В 1919 году он опубликовал шутку в журнале «Дамасское братство», принадлежащем Джубрану Масуху: [1]
-Значит, наш друг заболел? |
– Значит, наш друг сегодня заболел? |
И Таль, и Масух были арестованы за эту шутку. Позже Масух понял, что шутка Таля была насмешкой над Али Рикаби , военным губернатором арабского королевства Сирия , которое было основано в Леванте после распада Османской империи в конце Первой мировой войны . В другом эпизоде бунтарского и упрямого темперамента Таля он и ученики Анбура потребовали от директора школы предоставить им военную подготовку для борьбы с французскими властями в Сирии . Директор сказал им, что те, кто хочет служить в армии, должны пойти добровольцами, а те, кто хочет заниматься наукой, должны оставаться в школе. Таль сказал ему, что хочет превратить школу в военный тренировочный лагерь, на что его директор ответил: «Вы хотите, чтобы это был военный тренировочный лагерь с сигаретой во рту?» Затем Таль швырнул сигарету с такой силой, что она обожгла кончик брюк директора. [1]

Прежде чем получить высшее образование, Таль участвовал в еще одной забастовке, в результате которой его выслали в Алеппо вместе со своим другом Абу Гнайме. Во время пребывания Таля в Алеппо он освоил турецкий язык и немного выучил персидский язык . Аль-Удат заявил, что именно во время своего пребывания в Алеппо Таль прочитал « Рубайят» персидского поэта Омара Хайяма и перевел «Апре ла Батай» с французского. Таль получил среднее образование в подготовительной школе Алеппо. [1]
Арабско-Сирийское королевство было свергнуто французами в 1920 году, а в начале 1921 года хашимитским эмиром Хиджаза Абдаллой был основан эмират над в Трансиорданией качестве британского протектората . Таль вернулся в Трансиорданию и работал учителем арабской литературы в городе Карак , где он впервые встретил Аль-Удата. Аль-Удат написал в биографии Таля: [1]
Однажды в апреле 1922 года я встал со своей постели в городе Карак, сидя на западном мече пустыни. В нашем доме гостил молодой человек с прямоугольным лицом, острым взглядом и бедуинскими чертами лица, и это был Мустафа Вахби Таль Арар (...) Что привлекло мое внимание в этом коричневом джинне: его лихая фигура, почтенное лицо, угольные волосы что он насылал себе на плечи, как греческие философы, и ротакизм, при котором он не мог произносить звуки р (...) Я пошутил Мустафе: Почему ты распустил волосы по плечам, как если бы ты был Иисусом или Иоанном Крестителем? Он сказал: Я следую примеру Омара Хайяма. [1]
Политическая активность в Трансиордании и Палестине
[ редактировать ]В 1920-е годы Таль стал политически активным в Трансиордании и Палестине. Он начал писать статьи в Яффе базирующейся в газете «Аль-Кармил» , принадлежащей палестинскому христианскому журналисту Нагибу Нассару. Он писал политические очерки, литературу, переводил рассказы и новости о Трансиордании. В 1922 году Таль и Нассар начали пропагандировать арабский национализм во время посещения Назарета в 1922 году, предупреждая там об опасностях эксплуатации религии. Они также посетили Карак, чтобы способствовать панарабскому единству. [1] Он написал стихотворение, предупреждающее о Декларации Бальфура 1917 года , принятой британским правительством и обещающей евреям родину в Палестине. [3]
О господи, Бальфур сдержал свое обещание |
О боже, если Бальфур выполнит свое обещание |
Участие в восстании Адвана
[ редактировать ]В мае 1923 года Таль был назначен административным губернатором района Вади-ас-Сир к западу от столицы Трансиордании Аммана. Он оставался на своей должности до тех пор, пока его не уволили 8 июля 1923 года, в день, когда он был арестован вместе с Аудой Куссусом, Шамсудином Сами, Салехом Надждави, Али Шаркаси и другими трансиорданскими интеллектуалами, которые встали на сторону племени Адван во время восстания Адван . [1] Восстание начал султан Адван, вождь племен Балка ( центральная Трансиордания), который был возмущен тесным союзом эмира Абдаллы с племенем Бани Сахер , соперником племен Адван. Адван был в равной степени зол на укомплектование правительства эмира сирийцами, ливанцами и палестинцами, что принесло ему симпатии трансиорданских интеллектуалов. Это привело Таля к созданию лозунга «Иордания для иорданцев» и призыву к демократизации в стране. [4] Арестованным предъявлено обвинение в «организации тайной организации с целью свержения режима». Сначала Таль был сослан в Маан на 9 месяцев, затем в Акабу , а затем в Джидду , которая тогда была частью Хашимитского королевства Хиджаз . После освобождения он был назначен административным губернатором Шубака . [1] Позже Таль писал о своей ссылке:
Мое обращение было не только противоречащим закону, справедливости и справедливости, но и в большей или меньшей степени из тщеславия. Я думаю, что Бог создал меня не для того, чтобы отвлекать людей из правительства Трансиордании, чтобы они могли изгнать меня и арестовать только потому, что хотели этого, не имея возможности получить против меня какие-либо доказательства. Я думаю, что провести год и восемь месяцев в тюрьме - это болезненно во всех отношениях, это настолько вредно, что это не исправить амнистией. [1]
После беспорядков в деревне Вади-Муса недалеко от Шубака он был отстранен от должности. Он отказался допрашивать участников беспорядков, и британский представитель в Трансиордании обвинил его в неспособности восстановить порядок. Два года спустя он был оправдан по этим обвинениям. В 1926 году Таль был назначен учителем на два месяца. Его снова арестовали по обвинению в демонстрации большевистской эмблемы , нахождении в нетрезвом виде в общественном баре и публичном чтении стихотворения, оскорбляющего эмира , премьер-министра и закон. [1]
Отношения с общиной Дом/Навар в Трансиордании
[ редактировать ]
Прежде чем покинуть Шубак, он начал свои длительные отношения с кочевой общиной Дом (цыган) в Трансиордании, которую по-арабски называют Навар . Эта дружба углубилась, когда он провел ночи в своих жилищах между районами Мадабы и долиной Вади Аль-Ябис Аджлуна с ослами Навара, Ребабами , танцорами и певцами. Он был настолько глубоко тронут временем, проведенным с ними, что назвал свой единственный диван (сборник стихов) Ашият Вади Аль-Ябис , который он подарил женщине Навари. Таль рассматривал Харабиш, палаточные постройки, где жили люди навар, как места безопасности и защищенности, где он находил справедливость и равенство, которых, по его мнению, не хватало в городах Трансиордании. Он обнаружил, что навары маргинализированы, просты и щедры, без классового подхода. Он отразил эти взгляды во многих своих стихотворениях, например, в следующих стихах: [5]
Среди руин нет ни алчности, ни жадности |
Между Харабишем нет ни рвения, ни жадности. |
В другом случае он написал длинное стихотворение под названием «Аль-Убодье аль-Кобра» («Великое рабство»), в котором отчитал генерального прокурора Ирбида после того, как тот изгнал лидера общины Навари Мохаммада аль-Фахеля (по прозвищу Аль-Хабер) из здания суда из-за его разорванного и грязная одежда: [6]
О прокурор, вы лучше всех разбираетесь в деле. |
Ох генеральный прокурор района и тот, кто хорошо разбирался в деле |
Оппозиция первому англо-трансиорданскому договору
[ редактировать ]
В 1927 году он был назначен директором школы Аль-Хусн на семь месяцев, прежде чем уйти в отставку из-за своего активного противодействия англо-трансиорданскому договору 1928 года, который давал Великобритании широкие полномочия над Трансиорданским государством. Правительство Трансиордании обвинило Таля в разжигании сопротивления договору среди жителей Аджлуна. Затем губернатор Аджлуна приговорил его к домашнему аресту в Аммане на несколько месяцев. После освобождения Таль выступил на Третьей национальной конференции с речью, в которой подчеркнул политический и экономический статус Трансиордании и предупредил присутствующих о британской политике поддержки сионизма в Палестине, которая, по его словам, была направлена на превращение ее в еврейскую родину, игнорирующую права коренных арабов. Конференция завершилась требованием избрания законодательного органа, который возложил бы ответственность на правительство эмира. [7]
Как государственный служащий
[ редактировать ]В 1928 году Таль готовился к изданию собственной газеты под названием « Аль-Анба» («Новости»). Он написал большую часть статей до того, как ему запретили их публиковать. Позже он был назначен административным губернатором Шубака во второй раз. В 1931 году Таль был сослан в Акабу на четыре месяца из-за статьи, опубликованной им в « Аль-Кармиле» . Там он подружился с афганским шейхом, где Таль часто вместе пил алкоголь и шейхский чай. Таль был освобожден после того, как он написал стихотворение с извинениями перед премьер-министром Абдаллахом Сираджем . [1]
В 1931 году Таль работал учителем в родном городе Ирбид. В это время у Таля были хорошие отношения с эмиром Абдуллой, несмотря на их предыдущие ссоры. Он сопровождал его во время нескольких посещений Бадии (пустыни). Таль перешел из Министерства образования в судебную систему после того, как в конце 1929 года успешно сдал юридическую экспертизу. Он работал старшим секретарем суда первой инстанции Ирбида, затем командующим процессуального суда Аммана, главным секретарем. Апелляционного суда (1935 г.) и, наконец, прокурором Аль-Сальта и его заместителем генерального прокурора. На последней должности он возбудил дело против премьер-министра Трансиордании Ибрагима Хашема , который сослал его в Джидду в 1923 году. Суд установил, что не было никаких оснований для отстранения Таля от его работы и что выдвинутое обвинение не заслуживает ссылки. [1]
Затем Таль стал генеральным инспектором Министерства образования, а затем начальником протокола эмирского двора . Он оставался начальником протокола в течение пяти месяцев, прежде чем был уволен в 1942 году и заключен в тюрьму Махатта на 70 дней из-за ссоры с тогдашним премьер-министром Тауфиком Абу Аль-Худой . [1]
Смерть
[ редактировать ]После выхода из тюрьмы работал адвокатом. Его алкоголизм усилился, и он начал чувствовать невыносимую горечь и отчаяние. «Болезнь, отчаяние и алкоголь разрушали его и сокращали его жизнь», - сказал Аль-Удат. [1] 25 мая 1949 года, за день до своего 50-летия, Аль-Удате написал, что «в государственной больнице Аммана рука смерти тяжело ударила по Арару и пронзила его бьющееся сердце. Прежде чем он испустил последний вздох, он сказал в невинный акцент ирбиди: «Ух, если бы я мог поправиться и сказать то, что у меня на сердце… Тьфу, тьфу, если бы я мог сказать тьфу, и это было бы удовлетворительно». [1]
Работает
[ редактировать ]' Ашият Вади Аль-Ябис
[ редактировать ]Таль умер в 1949 году, так и не опубликовав ни одного сборника своих стихов, которые он подписывал псевдонимом Арар , отсылкой к сыну Амро бин Ша, фигуре в арабской и исламской истории. Таль собрал свои стихи в 1933 году и назвал свой «Диван сборник стихов » «Ашият Вади Аль-Ябис» («Ночи долины Аль-Ябис»). Название его сборника стихов напоминало о временах, которые он провел в общине Дома. Но друзья Таля не согласны с такой интерпретацией и настаивают на том, что Ашият было именем цыганки, которую он любил, а не относилось к «ночам». [1]
Друг Таля Махмуд Мотлак опубликовал в 1954 году книгу «Ашият Вади Аль-Ябис» , в которую вошли 66 стихотворений, собранных сыном Таля Марьюдом из газет и черновиков. Мутлак исключил из публикации 20 стихов, поскольку считал их «плохими». Когда другой друг Таля, Якуб Аль-Удат, опубликовал свою биографию под названием «Арар: поэт Иордании» в 1958 году, она включала более 500 стихов, которых не было в первом издании Мутлака « Ашият Вади Аль-Ябис» . Но Аль-Удат признал, что он исключил пару стихов, содержащих ненормативную лексику, потому что, по его словам, поэтов не следует помнить за пару неуместных стихов, написанных ими в кулаке ярости. В 1973 году профессор Махмуд Аль-Самра опубликовал второе издание « Ашият Вади Аль-Ябис» , в которое он включил 33 стиха, не опубликованные в первом издании. десятки стихов В 1982 году академик Зиад Зуби обнаружил в обоих изданиях «Ашият Вади аль-Ябис» и «Арар: иорданский поэт» , которые были написаны не Талем, а другими поэтами. В своем издании он удалил их из основной части, приписал автору и добавил в приложение. Зуби опубликовал еще три издания в 1988, 2007 и 2017 годах. [1]
Многие из стихотворений Таля почитают Иордана. Он был первым иорданским поэтом, включившим в свои стихи географические ссылки. В этом стихотворении он разговаривал с проповедником по имени Шейх Абуд: [8]
Аббуд говорит: У ворот садов блаженства стоит стражник, которого он называет Ридваной. |
Абуд говорит, что у дверей рая стоит страж по имени Ридван. |
Таль также писал стихи, критикующие британских колониальных чиновников в Иордании, в том числе Фредерика Пика и Глабб-пашу , командиров Трансиорданского арабского легиона , и подполковника Генри Кокса, британского представителя. [9] [10] Помимо Таля, Эмир Абдулла также был поэтом, и эти двое мужчин были одними из ведущих поэтов своего времени, ответственными за формулирование альтернативного видения страны через свою поэзию. [11]
Многие стихи Таля были о женщинах и алкоголе: [9]
Я открою бар и буду продавать вино в Вади Аль-Сир, но девственницам. |
Я открою бар и буду продавать алкоголь в Вади Аль-Сир, но для девственниц. |
Талал
[ редактировать ]Я радостный человек и в своей радостной жизни следую учению методу Платона, духу Эпикура, пути Хайяма и . Диогена У меня есть своя философия, в которой смешаны все эти четыре философские школы.
Таль описал свои философские взгляды в интервью палестинскому радио в конце 1930-х годов. [1]
Таль написал рукопись под названием «Талал» и подарил ее сыну эмира Абдаллы, наследному принцу Талалу . Таль также был секретарем Талала в течение короткого периода времени в середине 1930-х годов, и считается, что у них были близкие отношения. [1]
Перевод Рубаята Омара Хайяма
[ редактировать ]Он вернулся к произведениям Хайяма в 1926 году, но тогда в качестве критика и переводчика. Таль не согласился с ливанским писателем Амином Нахле переводами Хайяма, сделанными , используя свои знания персидского языка и суфизма . Нахле прекратил переводить его, и Таль заменил его, опубликовав его в журнале бейрутском Minerva . [1]
Политические документы и письма
[ редактировать ]Мохаммад Кауш опубликовал в 1980 году «Аврак Арар ас-Сясья: Ватак Мустафа Вахби Тал» («Политические документы Арара: Документы Мустафы Вахби Таля») в 1980 году, сборник из 33 статей, написанных Талем в « Аль-Кармиле» , которыми он подписывал свои статьи с псевдоним «Монасер», а иногда и «Ибн Джала». [12]
Таль писал очерки о политической жизни Трансиордании и Палестины. Он переписывался с несколькими влиятельными фигурами, в том числе с Шарифом Хусейном бин Али , эмиром Абдуллой, иорданским активистом Сулейманом Набулси , палестинским лидером Хаджем Амином аль-Хусейни , премьер-министром Египта Мустафой Эль-Нахасом , американским британским историком Бернардом Льюисом и с несколькими редакторами газет в Египте. Сирия и Палестина. [1]
Другие сочинения Таля были опубликованы в трех книгах Зейада Зуби: Ала Хамеш Ашият (В кулуарах Ашията, 2001 г.), Макалат ва Носус Такафие (Статьи и статьи о культуре, 2002 г.) и Арар ва Хайям (Арар и Хайям, 2003 г.). ). [12]
Наследие
[ редактировать ]
Мустафа Вахби Таль считается одним из самых выдающихся поэтов Иордании. [13] и один из самых известных иорданских поэтов среди арабских читателей. [14] [15] Университет Ярмука в его родном городе Ирбид назвал в его честь самую престижную литературную награду Иордании — премию Арара за литературное творчество . В Ирбиде ежегодно проводится фестиваль поэзии его имени. Литературный форум «Арар» проводит культурные мероприятия в доме Таля в Ирбиде, превращенном в музей, ежегодно принимающий сотни посетителей. [16]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Таль был женат четыре раза и имел десять детей. Его первый брак был с Мунифой Бабан, курдкой , с которой он познакомился во время своего пребывания в Арапгире, Турция. Они поженились 25 ноября 1918 года. Когда Таль оставил работу в Арапгире и вернулся в родной город Ирбид, он оставил жену в доме дяди. его первый сын Васфи Там родился . Позже Васфи переехал со своей матерью, чтобы жить в доме своего отца в Ирбиде, когда ему было четыре года. Позже у пары родилось еще пятеро детей: Муин, Марьюд, Саид, Шакер и Абдалла. [1]

Таль также женился на Шоме Харб ад-Дахият в 1925 году. На следующий день после их свадьбы он уехал в далекую деревню, чтобы разрешить межплеменной спор, и отправил ей оттуда документы о разводе. В 1933 году он снова женился на Уфе Аль-Джабр, бедуинке , и у пары родилось четверо детей: Сафие, Сайель, Алие и Таха. В 1943 году он женился на Адвие Арадж, черкешенке , и вскоре после этого развелся. [17]
Когда в 1942 году Таль был заключен в тюрьму и отстранен от должности начальника протокола суда эмира из-за ссоры с тогдашним премьер-министром Тауфиком Абу аль-Худой, его старший сын Васфи был возмущен и потребовал интервью с премьер-министром, который отказался дать интервью. увидеть его. Васфи вышел из себя в коридоре возле офиса премьер-министра и разразился тирадой оскорблений и проклятий, которую подслушал Абу Аль-Худа. Он был заключен в тюрьму вместе со своим отцом на три месяца и потерял работу учителя химии. Иордании Позже Васфи стал премьер-министром в течение нескольких сроков в конце 1960-х - начале 1970-х годов, вплоть до его убийства в 1971 году. Другой сын Мустафы Саид позже стал заместителем премьер-министра Иордании в 1990-х годах. [18]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сассер, Ашер (2001). Колониальные эффекты: формирование национальной идентичности в Иордании . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-1-35178-453-5 .
- Массад, Джозеф (1994). На обоих берегах Иордана: политическая биография Васфи аль-Талла . Рутледж. ISBN 978-0-23150-570-3 .
- Андерсон, Бетти (2005). Националистические голоса в Иордании: улица и государство . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-29270-625-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С «Арар: История мальчика между двумя бутылками» . Аммар Шукаири (на арабском языке). 7бер . 25 мая 2019 года . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Сассер 2001 , с. 9.
- ^ «Мустафа Вахби Таль и Декларация Бальфура» . Ад Дустур (на арабском языке). 17 ноября 2017 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Массад 1994 , с. 12.
- ^ «Харабиш Арар» . Мохаммад Кавасме (на арабском языке). Эд Дастур. 17 ноября 2016 года . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ «Арар.. Ох, генеральный прокурор района.. И кто же он хорошо разобрался в деле» . Гассан Крейшан (на арабском языке). Ром Онлайн. 18 ноября 2009 года . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ «Вторая и Третья национальные конференции» . Эссам Саади (на арабском языке). Хашд. 18 сентября 2013 года . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ «Иорданский исследователь рассказывает об Араре» (на арабском языке). Савалейф. 25 августа 2019 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Поэт Арара Джордана» . Амаль Курди (на арабском языке). Новости Аммона. 7 августа 2019 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Андерсон 2005 , с. 46.
- ^ Андерсон 2005 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б «Что осталось от Мустафы Вахби Таля?» . Альраи (на арабском языке). 24 августа 2019 г. Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ «Премия имени поэта Мустафы Вахби Таль Арара» (на арабском языке). альбаваба. 8 августа 2016 г. Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ «Поэт человечества и цыган, Арар, ведущий иорданский поэт среди своих сверстников» (на арабском языке). Албаян. 19 апреля 2000 года . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Джеффри Зульке (2005). Джордан в фотографиях . ISBN 9780822511731 . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Ярмук объявляет о вручении премии Арара за литературное творчество» (на арабском языке). 20 марта 2020 г. Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Юсеф Баккар (14 сентября 2016 г.). Рубаи Омара Хайяма (на арабском языке). Бейруни за издательское дело и распространение. п. 14. ISBN 9789957620028 . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Сассер 2001 , с. 12.