аль-Джахиз
аль-Джахиз | |
---|---|
![]() Сирийская марка Аль-Джахиза 1968 года. | |
Рожденный | Абу Усман Амр ибн Бахр аль-Кинани аль-Басри 776 |
Умер | Декабрь 868 г./январь 869 г. (92–93 года) Басра, Аббасидский халифат |
Эра | Золотой век ислама / Средневековье |
Область | Исламская философия |
Школа | Аристотелизм |
Основные интересы | Арабская литература , Биология , Тривиум , Исламоведение , Исламская теология |
Персональный | |
Религия | ислам |
Крид | я иду [1] |
Абу Усман Амр ибн Бахр аль-Кинани аль-Басри ( арабский : أبو عثمان عمرو بن بحر الكناني البصري , романизированный : Абу Усман Амр ибн Бахр аль-Кинани аль-Басри -Басри ; ок. 776–868/869 ), широко известный как аль- Джахиз ( арабский : الجاحظ , латинизированный : аль-Джахих , букв. «Жукоглазый»), был арабским эрудитом и автором литературных произведений (включая теорию и критику), теологии, зоологии, философии, грамматики, диалектики, риторики, филология, языкознание и политико-религиозная полемика. [2] [3] [4] [5] Его обширная зоологическая работа известна описанием принципов, связанных с естественным отбором , этологией и функциями экосистемы. [6]
Ибн ан-Надим перечисляет около 140 титулов, приписываемых аль-Джахизу, из которых 75 сохранились до наших дней. Наиболее известными из них являются «Китаб аль-Хаяван» («Книга о животных»), сборник из семи частей, посвященный множеству тем, отправной точкой которых являются животные; Китаб аль-Баян ва-л-табыин (Книга красноречия и изложения), обширный труд о человеческом общении; и «Китаб аль-Бухала» («Книга скряг»), сборник анекдотов о скупости. [7] Традиция утверждает, что он задохнулся, когда на него упало огромное количество книг. [8]
Жизнь
[ редактировать ]Настоящее имя аль-Джахиза было Абу Усман Амр ибн Бахр ибн Махбуб. Его дед, Махбуб, был протеже или мавали Амра ибн Кала аль-Кинани, который был из арабского Бану Кинана . племени [n 1] О ранней жизни аль-Джахиха известно немного, но его семья была очень бедной. Он родился в Басре в начале 160 г. (февраль 776 г.) и в написанной им книге утверждал, что был членом Бану Кинана. [14] [15] Однако, как сообщается, дед аль-Джахиха был черным джаммалом (погонщиком верблюдов) или хаммалом (носильщиком); рукописи различаются: «Амр ибн Кал» по имени Махбуб по прозвищу Фазара, или Фазара был его дедом по материнской линии, а Махбуб - его дедушкой по отцовской линии. Однако имена могли быть перепутаны. Его племянник также сообщил, что дед аль-Джахиха был черным погонщиком верблюдов. [16] [17] В ранней исламской Аравии обозначение Блэк (араб. السودان «ас-свадан» ) использовалось для описания таких людей, как Зут и Зандж, [18] и на основании этого несколько ученых заявили, что аль-Джахиз происходил из одной из этих черных общин, [19] некоторые даже предполагают, что он, возможно, был африканского происхождения. [17] [16]
Он продавал рыбу на одном из каналов в Басре, чтобы помочь своей семье. Однако финансовые трудности не помешали аль-Джахиху постоянно искать знания. Он собирался с группой других молодых людей в главной мечети Басры, где они обсуждали различные научные темы. Во время культурной и интеллектуальной революции при Аббасидском халифате книги стали легкодоступными, а обучение стало доступным. Аль-Джахих изучал филологию , лексикографию и поэзию у самых образованных ученых в школе Басры , где он посещал лекции Абу Убайды , аль-Асмаи , Саида ибн Ауса аль-Ансари и изучал ильм ан-нахв. ( علم النحو , т.е. синтаксис ) с Ахфаш аль-Аусат (аль-Ахфаш Аби аль-Хасан). [20] За двадцать пять лет обучения аль-Джахих приобрел значительные познания в области арабской поэзии , арабской филологии, доисламской арабской истории , Корана и хадисов . Он читал переведенные книги по греческим наукам и эллинистической философии , особенно книгу греческого философа Аристотеля . Аль-Джахиз также критиковал тех, кто следовал хадисам , Абу Хурайры называя своих оппонентов-хадисистов ан-набитой («презренными»). [21]
Аль-Джахих умер в 250 году [869 г. н. э.] во время халифата аль-Мутаза . Аль-Надим сообщает, что аль-Джахих сказал, что он был примерно того же возраста, что и Абу Нувас. [n 2] и старше аль-Джаммаза. [n 3] [13]
Карьера
[ редактировать ]
Еще находясь в Басре, аль-Джахих написал статью об учреждении Халифата. Говорят, что это было началом его карьеры писателя, которая стала его единственным источником существования. Говорят, что однажды его мать предложила ему поднос, полный тетрадей , и сказала, что он будет зарабатывать на жизнь писательством. За свою жизнь он написал двести книг по различным темам, в том числе по Корану , арабской грамматике , зоологии , поэзии, лексикографии и риторике . Аль-Джахих был также одним из первых арабских писателей, предложивших полный пересмотр грамматической системы языка, хотя это не было предпринято до тех пор, пока его коллега-лингвист Ибн Мада не занялся этим вопросом двести лет спустя. [22]
Аль-Надим процитировал этот отрывок из книги аль-Джахиха: [23]
Когда я писал эти две книги о создании Корана, который был принципом, которому Повелитель правоверных придал важность и почет , [n 4] и еще один о превосходстве в отношении Бану Хашим , Абд Шамса и Махзума . [n 5] Что мне оставалось, кроме как сидеть над Симаканом, Спикой и Арктуром или на вершине Айюка, [№ 6] или иметь дело с красной серой, или вести Анку на ее ведущей струне к Величайшему Царю. [n 7] [27] [28]
Аль-Джахих переехал в Багдад , тогда столицу Аббасидского халифата , в 816 году нашей эры, потому что халифы поощряли ученых и ученых и только что основали библиотеку Байт аль-Хикма . Но ан-Надим подозревал заявление аль-Джахиха о том, что халиф аль-Мамун хвалил его книги об имамате и халифате за его красноречивую фразеологию и использование рыночной речи, а также речи элиты и королей. , [29] был преувеличенным самовосхвалением и сомневался, что аль-Мамун мог произнести эти слова. [№ 8] Говорят, что аль-Джахих восхищался красноречивым литературным стилем директора библиотеки Сахла ибн Харуна (ум. 859/860) и цитировал его произведения. [31] халифов Благодаря покровительству и его стремлению утвердиться и охватить более широкую аудиторию аль-Джахих остался в Багдаде.
Ан-Надим приводит две версии. [n 9] [32] анекдота, различающегося по источнику: его первый источник - Абу Хиффан. [№ 10] и его второй — грамматист аль-Мубаррад , [13] - и пересказывает историю репутации аль-Джахиха как одного из трех великих библиофилов и ученых - двое других - аль-Фатх ибн Хакан и судья Исмаил ибн Исхак. [№ 11] – так что «всякий раз, когда книга попадала в руки аль-Джахиха, он читал ее, где бы он ни находился. Он даже арендовал магазины в Аль-Варракуне. [№ 12] для учебы». [34]
Аль-Джахих заменил Ибрагима ибн аль-Аббаса аль-Сули в правительственном секретариате аль-Мамуна, но ушел всего через три дня. [35] [36] Позже в Самарре он написал огромное количество своих книг. Халиф аль-Мамун хотел, чтобы аль-Джахих обучал его детей, но затем передумал, когда его дети были напуганы выпученными глазами аль-Джахиха ( جاحظ العينين ). Говорят, что отсюда и произошло его прозвище. [37] Он пользовался покровительством аль-Фатха ибн Хакана , библиофила-спутника халифа аль-Мутаваккиля , но после его убийства в декабре 861 года уехал из Самарры в родную Басру, где жил в своем поместье со своей «наложницей, ее служанкой, слуга и осел». [38] [39]
Избранные книги
[ редактировать ]Китаб аль-Хаяван ( Книга животного ) «книга животного»
[ редактировать ]
Китаб аль-Хаяван — обширная зоологическая энциклопедия в семи томах. [№ 13] Состоит из анекдотов , пословиц и описаний более 350 видов животных. Включая углубленный анализ их экосистем и поведения. [40] Сочинено в честь Мухаммада ибн Абд аль-Малика аз-Зайята , который заплатил ему пять тысяч золотых монет. [41] Ученый XI века аль-Хатиб аль-Багдади отверг это как «не более чем плагиат » Аристотеля » «Китаб аль-Хаяван - обвинение в плагиате было выдвинуто против самого Аристотеля в отношении некоего «Асклепиада из Пергама». [42] Более поздние ученые отметили, что влияние Аристотеля в работах аль-Джахиха было лишь ограниченным и что аль-Багдади, возможно, не был знаком с работами Аристотеля. [43]
Конвей Зиркль , писавший об истории науки о естественном отборе в 1941 году, сказал, что отрывок из этой работы был единственным соответствующим отрывком, который он нашел у арабского ученого. Он привел цитату, описывающую борьбу за существование , сославшись на испанский перевод этой работы:
Крыса выходит за пищей и ловко добывает ее, ибо она поедает всех животных, уступающих ей в силе», а ей, в свою очередь, «приходится избегать змей, и птиц, и хищных змей, которые ищут ее, чтобы сожрать его» и сильнее крысы. Комары «инстинктивно знают, что кровь — это то, что заставляет их жить», и когда они видят животное, «они знают, что кожа создана для того, чтобы служить им пищей». мухи охотятся на комаров, «которые им больше всего нравятся», а хищники поедают мух. «Короче, все животные не могут существовать без пищи, и охотничье животное, в свою очередь, не может избежать охоты. Каждое слабое животное пожирает тех, кто слабее его. Сильные животные не могут избежать пожирания других животных, более сильных, чем они. И в этом отношении люди не отличаются от животных, одни по отношению к другим, хотя и не доходят до одних и тех же крайностей. Короче говоря, Бог расположил одних людей причиной жизни для других, и точно так же Он расположил последних причиной смерти первых». [44]
По мнению Фрэнка Эдгертона (2002), утверждение некоторых авторов о том, что аль-Джахиз был одним из первых эволюционистов, «неубедительно», но более узкое утверждение о том, что Джахиз «признал влияние факторов окружающей среды на жизнь животных», кажется обоснованным. [45] Ребекка Стотт (2013) пишет о работе аль-Джахиза:
Джахиз не интересовался спорами или теоретизированием. Он был озабочен свидетельствованием; он пропагандировал удовольствие и очарование пристального взгляда и говорил своим читателям, что нет ничего более важного, чем это. ... Тут и там при внимательном рассмотрении возникают видения, проблески блестящего прозрения и понимания законов природы, но явной целью « Живых существ» было убедить читателя выполнить свой моральный долг перед Богом, обязательство, предписанное Ку. 'побежал : присмотреться и найти понимание. ... Если некоторые историки утверждают, что Джахиз писал об эволюции за тысячу лет до Дарвина и что он открыл естественный отбор, они ошибаются. Джахиз не пытался понять, как возник мир или как возникли виды. Он верил, что Бог создал это и что он сделал это блестяще. Он считал божественное творение и разумный замысел само собой разумеющимся. … Для него не было другого объяснения. ... Что же поразительно в портрете природы Джахиза в «Живые существа» — это его видение взаимосвязанности, его повторяющиеся изображения сетей и сетей. Он определенно видел экосистемы, как мы бы их сейчас назвали, в мире природы. Он также понимал то, что мы могли бы назвать выживанием наиболее приспособленных . [46]
Как и Аристотель, аль-Джахиз верил в самопроизвольное зарождение . Он часто использовал метафоры паутины и сетей, чтобы выразить взаимосвязанность мира природы. [6]
Китаб аль-Бухала ( البُخلاء ) «книга скряг» (также известная как «алчность и скупость»)
[ редактировать ]Сборник рассказов о жадных . Юмористический и сатирический , это лучший образец прозаического стиля аль-Джахиха. Аль-Джахих высмеивает школьных учителей, нищих , певцов и писцов за их жадное поведение. Многие из этих историй продолжают переиздаваться в журналах по всему арабоязычному миру . Книга считается одним из лучших произведений аль-Джахиха. [ нужна ссылка ] У книги есть два английских перевода: один Роберта Бертрама Серджанта под названием «Книга скряг» , а другой Джима Колвилла под названием «Алчность и скупость» . Издания: арабский (аль-Хаджири, Каир, 1958 г.); [47] Текст на арабском языке, предисловие на французском языке. Книга скряг . (Пеллат. Париж, 1951) [48]
Китаб аль-Баян ва-ат-Табин «Книга красноречия и демонстрации»
[ редактировать ]аль-Баян ва ат-Табин был одной из более поздних работ аль-Джахиха, в которой он писал о прозрениях, риторических речах, сектантских лидерах и принцах. Считается, что эта книга положила начало теории арабской литературы в формальном, системном ключе. [49] Определение красноречия Аль-Джахиха как способности говорящего донести эффективное сообщение, сохраняя при этом его кратким или подробным по своему желанию, было широко принято более поздними арабскими литературными критиками. [50]
Фахр аль-Судан ала аль-Бидан ( Гордость Судана над белыми ) «гордость черных над белыми»
[ редактировать ]Эта книга представляет собой воображаемый спор между чернокожими и белыми людьми о том, какая группа лучше. [51] Аль-Джахих упоминает, что чернокожие обладают ораторским искусством и красноречием в отношении своей собственной культуры и языка. [52]
Редакции и переводы
[ редактировать ]- аль-Джахиз, Фахр Эль-Судан Ала Аль-Бидхан (Бейрут: Дар аль-Гиэль, 1991).
- аль-Джахих, «Хвастовство черных над белыми», пер. Тариф Халиди, «Исламское ежеквартальное издание» , 25, вып. 1 (1981): 3–51.
На Зандже («побережье Суахили»)
[ редактировать ]Относительно Занджа он писал:
Все согласны с тем, что нет на земле народа, у которого щедрость была бы так широко развита, как у занджей. Эти люди обладают природным талантом танцевать под ритм бубна, которому не нужно учиться. Нигде в мире нет лучших певцов, нет людей более изысканных и красноречивых, и нет людей, менее склонных к оскорбительным выражениям. Ни одна другая нация не может превзойти их по физической силе и физической выносливости. Один из них будет поднимать огромные глыбы и нести тяжелые грузы, которые были бы непосильны большинству бедуинов или представителей других рас. Они смелы, энергичны и щедры, что является добродетелями благородства, а также добродушны и мало склонны ко злу. Они всегда веселы, улыбчивы и лишены злобы, что является признаком благородного характера.
Занджи говорят, что Бог сделал их черными не для того, чтобы изуродовать их; скорее, именно их среда сделала их такими. Лучшим доказательством этого является то, что среди арабов есть черные племена, такие как Бану Сулайм бин Мансур, и что все народы, поселившиеся в Харре, кроме Бану Сулайм, являются черными. Эти племена берут рабов из числа ашбанов для присмотра за стадами и для ирригационных работ, ручного труда и домашнего обслуживания, а своих жен из числа византийцев; и все же Харра требуется менее трех поколений, чтобы придать им весь облик Бану Сулайм. Эта Харра такова, что живущие там газели, страусы, насекомые, волки, лисы, овцы, ослы, лошади и птицы — все черные. Белый и черный — результат окружающей среды, природных свойств воды и почвы, расстояния от солнца и интенсивности тепла. Не может быть и речи о метаморфозе или наказании, обезображивании или милости, дарованной Аллахом. Кроме того, земля Бану Сулайм имеет много общего с землей тюрков, где верблюды, вьючные животные и все принадлежащее этому народу внешне похоже: все у них имеет турецкий вид. [53]
Мутазилитские богословские дебаты
[ редактировать ]Аль-Джахих вмешался в богословский спор между двумя мутазилитами и защитил Абу аль-Худхайла. [№ 14] против критики Бишра ибн аль-Мутамира . [54] Другой мутазилитский богослов, Джафар ибн Мубашшир, [№ 15] написал «опровержение аль-Джахиха». [55]
Согласно Британской энциклопедии, он был «частью рационалистической мутазилитской богословской школы, поддерживаемой халифом аль-Мамуном и его преемником. Когда халиф аль-Мутаваккиль оставил мутазилизм, аль-Джахих остался в фаворе, написав эссе. такие как Манакиб ат-тюрк (англ. пер., «Подвиги тюрков»). [56]
Смерть
[ редактировать ]Аль-Джахих вернулся в Басру с гемиплегией, проведя более пятидесяти лет в Багдаде . Он умер в Басре в арабский месяц Мухаррам в 255 г. хиджры (декабрь 868 г. - январь 869 г. н. э.). [57] Точная причина его смерти не ясна, но распространено мнение, что аль-Джахих умер в своей частной библиотеке после того, как на него упала одна из многих больших стопок книг, мгновенно убив его. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Предком Амра ибн Кала был Абу аль-Калламас; [9] первый из Насаха [10] Бану Кинана, которые наблюдали за соблюдением религиозных священных месяцев, когда война была запрещена. Его генеалогия указана как «Амр ибн Кал» аль-Кинани, затем аль-Фукайми, он же «Амр ибн Кал» аль-Кинани аль-Фукайми в ахбаре, цитируемом аль-Анбари. Кинани и Фукайми относятся к племенам Кинана. [11] и Фукайм. [12] Предок Амра ибн Каля был одним из насахов (Наса). [13]
- ^ Абу Нувас аль-Хасан ибн Хани (ум. 810), распутный поэт и придворный соратник Харуна ар-Рашида .
- ^ аль-Джаммаз Мухаммад ибн Амр, Абу Абдаллах (ум. 868/869), сатирик и рассказчик при дворе аль-Мутаваккиля
- ^ Вероятно, халиф аль-Мамун, который особо выделил учение о создании Корана. [24] Аль-Джахих написал множество книг о халифах, и неизвестно, на какие именно две книги он ссылается.
- ↑ Додж отмечает, что восхваление аль-Джахихом линии Аббасидов и продвижение их предков, Бану Хашим, над Абд Шамсом, предками Омейядов, и Бану Махзум, очевидно, является политической целесообразностью.
- ^ Симакан представляли собой две звезды: аль-Симак аль-Азал или Спика и аль-Симак ар-Рамих или Арктур. Айюк был либо Альдебараном в созвездии Тельца, либо Капеллой. [25] [26]
- ↑ Анка была легендарной птицей, также называемой Симург, которая правила как царица на горе Каф. Суфии иногда использовали птицу как аллегорический символ божественной истины, так что «Величайший Царь», вероятно, относится к Богу.
- ^ Баярд Додж в своих редакционных заметках о том, что его книги о халифате, несомненно, пытались доказать, что именно халифы Аббасидов имели божественное право управлять исламской теократией, и что аль-Джахих вложил эти слова в уста халифа в попытке похвастаться своей эрудицией и ясностью стиля. [30]
- ^ Сравните «аль-Фихрист» (изд. Додж, 1970), гл. III, §.2, возле н.п. 12; Ч. В, §.1.
- ^ Абу Хиффан Абдаллах ибн Ахмад ибн Харб аль-Михзами был секретарем и поэтом, который умер в Багдаде в 871 году.
- ^ Исмаил ибн Исхак ибн Исмаил ибн Хаммад, аль-Кади (ум. 895/896), юрист из Басры, который стал судьей в Багдаде.
- ^ Копия MSS, канцелярского товара или владельца книжного магазина. Книжные магазины часто становились местом встреч научных дискуссий. [33]
- ^ Аль-Фихрист дает список первых и последних предложений каждого раздела Китаб аль-Хаяван .
- ^ Абу аль-Худхайл аль-Аллаф (ум. ок. 841), мутазилитский теолог из Басры
- ^ Джафар ибн Мубашшир аль-Сакафи, Абу Мухаммад (ум. 848/49), мутазилит Багдада.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «аль-Джахих» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. 7 марта 2012 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Якут 1907 , стр. 56–80, VI (6).
- ^ Багдади (аль-) Хатиб 2001 , стр. 124–132, 14.
- ^ Пеллат 1953 , с. 51.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 397–409.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Призраки Дарвина, Ребекка Стотт» . Independent.co.uk . 31 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Бланкиншип (2020). «Гиггеры, Гринеры, Пейсерты и Паллиарды: рендеринг сленга в аль-Бухале аль-Джахиха» . Журнал Американского восточного общества . 140 (1): 17. doi : 10.7817/jameroriesoci.140.1.0017 . S2CID 219100706 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пеллат, К. (1990). «Аль-Джахиз» . В Аштианах, Юлия; Джонстон, ТМ; Лэтэм, доктор медицинских наук; Сержеат, РБ; Рекс Смит, Г. (ред.). Аббасид «Красивая литература» . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 81. ИСБН 9780521240161 . Проверено 14 октября 2023 г.
Поздняя традиция утверждает, что Джахиз... был задушен лавиной книг.
- ^ Масуди (ал-) 1864 , с. 116.
- ^ Бируни (ал-) 1878 , с. 12, л.1.
- ^ Ватт 1986 , стр. 116.
- ^ Дурайд (Ибн) 1854 , с. 150.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Надим (ал-) 1970 , с. 398.
- ^ Сообщения Аль-Джахиза, издание Альваррака, стр. 188; Якут, Иршад аль-Ариб ила Марифат аль-Адиб , изд. Ихсан Аббас, Том 7 (Бейрут: Дар аль-Гарб аль-Ислами, 1993), 5:2102.
- ^ Университет Дар-эс-Салама. Академия исследования языка суахили (1974). Кисуахили . Восточноафриканский комитет суахили. п. 16 . Якут, Иршад аль-Ариб ила марифат аль-Адиб , изд. Ихсан Аббас, 7 томов (Бейрут: Дар аль-Гарб аль-Ислами, 1993), 5:2102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хауг и Джадд 2023 , с. 226.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аль-Джубури, IMN (12 октября 2010 г.). Исламская мысль: от Мухаммеда до 11 сентября 2001 г. Корпорация Xlibris. ISBN 9781453595855 .
- ^ Хауг и Джадд, 2023 , с. 222–225.
- ^ Хауг и Джадд, 2023 , с. 225–226.
- ^ Якут 1907 , с. 56.
- ^ Заман, Мухаммад Касим (1997). Религия и политика при ранних Аббасидах: появление прото-суннитской элиты . Лейден : Э.Дж. Брилл . п. 55. ИСБН 978-9-00410-678-9 .
- ^ Шауки Даиф Ибн Мады , Введение в «Опровержение грамматиков» , стр. 48. Каир, 1947 год.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 401.
- ^ Хитти, Филип К. (1970). История арабов (10-е изд.). Гонконг: MacMillan Education Ltd., с. 429 . ISBN 0-333-09871-4 .
- ^ Ричардсон, Джон (1852). Словарь персидского, арабского и английского языков . Лондон: WH Аллен. п. 1040 .
- ^ Лейн, юго-запад (1874 г.). Книга арабско-английского лексикона-i, часть-v . Лондон: Уильямс и Норгейт. п. 2199 .
- ^ Ричардсон 1852 , с. 1032.
- ^ Браун, Эдвард Г. (1964). Литературная история Персии . Том. II. Кембридж: Университетское издательство. п. 33 н. 3.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 400, I, гл.5 §1.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 400 н.108.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 262–3.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 255, 398.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 929.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 255.
- ^ Якут 1907 , с. 58, VI (6).
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 399.
- ^ Халликан (Ибн) 1843b , с. 405, ii.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 402.
- ^ Кеннеди 2006 , с. 252.
- ^ «Эволюционное наследие ислама» . TheGuardian.com . Март 2009 года.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 402–4.
- ^ Ф.Е., Питерс (1968). Аристотель и арабы: аристотелевская традиция в исламе . Издательство Нью-Йоркского университета . п. 133.
- ^ Мэтток, Дж. Н. (1971). «Обзор: Аристотель и арабы: аристотелевская традиция в исламе Ф. Е. Питерса». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 34 (1): 147–148. дои : 10.1017/s0041977x00141722 . JSTOR 614638 . S2CID 223939666 .
... в аль-Джахихе есть гораздо больше, достаточно, чтобы указать на то, что он использовал версию Аристотеля (или ее краткое изложение), но все же не очень много. Если аль-Багдади думал, что «Китаб аль-Хайаван» является плагиатом работы Аристотеля, то он либо глупец, либо не знаком с Аристотелем.
- ^ Циркль С (1941). «Естественный отбор до возникновения видов ». Труды Американского философского общества . 84 (1): 71–123.
- ^ Эдгертон, Фрэнк Н. (2002). «История экологических наук, часть 6: Наука арабского языка: истоки и зоологические сочинения» . Бюллетень Экологического общества Америки . 83 (2): 142–146. JSTOR 20168700 .
- ^ Стотт, Ребекка (2013). Призраки Дарвина . Блумсбери. п. 50. ISBN 9781408831014 .
- ^ Джахих (ал-), Абу Усман Амр ибн Бахр (1958). аль-Хаджири, Таха (ред.). Книга аль-Бухаля (на арабском языке). Каир: Дар аль-Маариф.
- ^ Джахих (ал-), Абу Усман Амр ибн Бахр (1951). Пеллат , К. (ред.). Китаб аль-Бухала (Tr. Le Livre des avares) (на арабском и французском языках). Париж: Весна.
- ^ GJH Ван Гелдер, За чертой: классические арабские литературные критики о связности и единстве стихотворения , стр. 2. Том 8 исследований арабской литературы: приложения к журналу арабской литературы. Лейден: Издательство Brill, 1982. ISBN 9789004068544
- ^ Г. Дж. ван Гелдер, «Краткость в теории классической арабской литературы». Взято из материалов девятого конгресса Европейского союза арабов и исламистов: Амстердам, 1–7 сентября 1978 г., стр. 81. Ред. Рудольф Питерс. Том 4 публикаций Нидерландского института археологии и арабских исследований в Каире. Лейден: Архив Брилла, 1981. ISBN 9789004063808
- ^ Шарави, Хельми, «Африканцы в арабской культуре: динамика включения и исключения», в книге «Представляя арабского другого», «Как арабы и неарабы смотрят друг на друга» , изд. Тахар Лабиб (Нью-Йорк: IB Tauris, 2008), стр. 92–156 (стр. 99); ISBN 9781845113841 .
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 35.
- ^ «Средневековый справочник: Абу Усман аль-Джахит: Из очерков, ок. 860 г. н.э.» . Проверено 2 октября 2014 г.
- ^ Надим (ал-) 1970 , стр. 390–1.
- ^ Надим (ал-) 1970 , с. 397.
- ^ «Аль-Джахиз | биография - мусульманский богослов и учёный | Britannica.com» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года .
- ^ al-Ṣūlī, Muḥammad ibn Yaḥyá (1998). Kniga listov . Sankt-Peterburg: T͡Sentr "Peterburgskoe vostokovedenie". p. 392.
Источники
[ редактировать ]- Хауг, Роберт; Джадд, Стивен, ред. (2023). Ислам на полях: исследования памяти Майкла Боннера . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-52783-6 .
- Багдади (аль-) Хатиб, Абу Бакр Ахмад ибн Али (2001). «§6622)». История Багдада или Медины аль-Салама (на арабском языке). Том. 14. Бейрут: Дар аль-Гарб аль-Ислами. пп. 124–132.
- Бируни (ал-), Мухаммад ибн Ахмад (1878). Сахау , Эдуард (ред.). Хронология народов Востока Альберуни (на арабском языке). Лейпциг: Брокгауз. п. 12 , л.1.
- Дурайд (Ибн), Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан (1854 г.). Вюстенфельд , Ф. (ред.). Китаб аль-Иштикак (генеалогически-этимологическое руководство Ибн Дорейда) (на арабском языке). Геттинген: Дитрих. п. 150.
- Халликан (Ибн), Ахмад ибн Мухаммад (1843b). Биографический словарь Ибн Халликана (тр. Вафаят аль-Аян ва-аль-Анба Абна аз-Заман) . Том. ii. Перевод МакГакина де Слейна , Уильям. Лондон: УХаллен. стр. 405–410.
- Масуди (ал-), Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (1864 г.). Мейнард (де) , Ж. Барбье; Куртей (де) , А. Паве (ред.). Китаб аль-Мурудж ад-Дахаб ва-Маадин аль-Джаухар (tr. Les Prairies d'or) (на арабском и французском языках). Том. iii. Париж: Императорская типография. п. 116 .
- Монтгомери, Джеймс (2013). Аль-Джахих: Во славу книг. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748683321 .
- Надим (аль-), Абу аль-Фарадж Мухаммад ибн Исхак Абу Якуб аль-Варрак (1970). Додж , Баярд (ред.). Фихрист ан-Надима; обзор мусульманской культуры десятого века . Том. ii. Нью-Йорк и Лондон: Издательство Колумбийского университета. стр. 397–409.
- Пелла, Шарль (1953), Басийская среда и формирование Гахиха (Докторская диссертация, Парижский университет; Librairie d'Amérique et d'Orient) (на французском языке), Париж: Adrien-Maisonneuve, OCLC 7049520
- Ватт, В. Монтгомери (1986), «Кинана» , в Босворте, CE; Донзель, Э ван; Льюис, Б; Пеллат, К. (ред.), Энциклопедия ислама , том. 5 (Новое издание), Лейден: Брилл, с. 116
- Кеннеди, Хью (2006). Когда Багдад правил мусульманским миром: взлет и падение величайшей династии ислама . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-306814808 .
- Якут, Шихаб ад-Дин ибн Абдаллах аль-Хамави (1907), Марголиут , DS (редактор), Иршад аль-Ариб ала Ма'рифат аль-Адиб (Словарь Якута ученых мужей.) (на арабском языке), том . VI, Лейден: Брилл, стр. 56–80
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джахих; Пеллат, К. ; Хоук, DM (1969). Жизнь и творчество Джахиза : Пер. избранных текстов . Беркли и Лос-Анджелес: Univ. из Калифорнии Пресс. OCLC 488398998 .
- Халликан (Ибн), Ахмад ибн Мухаммад (1843 г.). Биографический словарь Ибн Халликана (тр. Вафаят аль-Аян ва-аль-Анба Абна аз-Заман) . Том. я. Перевод МакГакина де Слейна , Уильям. Лондон: WH Аллен. стр. 61 -74.
- Халликан (Ибн), Ахмад ибн Мухаммад (1972). Вафаят аль-Аян ва-Анба Абна аз-Заман (на арабском языке). Том. III. Бейрут: Даршан. пп. 470–475 (§506).
- Пелла, Чарльз; Киллани, Ибрагим (1961). аль-ангих фи аль-Басра ва Бадад ва Самира (на арабском языке). Дамаск: Дар Эль-Яказа.
- Кеннеди, Хью Н. (2010) [2007]. «Аль-Джахиз и пропаганда гомосексуализма в суде Аббасидов». В Харпере, апрель; Проктор, Кэролайн (ред.). Средневековая сексуальность: Сборник примеров (второе изд.). Лондон [ua]: Рутледж. стр. 175–188. дои : 10.4324/9780203935026 . ISBN 978-1-135-86634-1 .
- Якут, Шихаб ад-Дин ибн Абд аль-Хамави (1913). Марголиаут , DS (ред.). Иршад аль-Ариб ала Марифат аль-Адиб (на арабском языке). Том. VI (7). Лейден: Брилл.
- Якут, Шихаб ад-Дин ибн Абд аль-Хамави (1993). Аббас, Ихсан (ред.). Иршад аль-Ариб ала Марифат аль-Адиб (на арабском языке). Бейрут: Дар Гариб аль-Ислам i. пп. 2101-2122 (§872).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Плесснер, М. (2008) [1970–80]. «Аль-Джахит, Абу Усман Амр ибн Бахр» . Полный словарь научной биографии . Энциклопедия.com.
- Китаб аль-Хаяван (Книга животных) аль-Джахиха (Полный текст на арабском языке)
- арабская литература
- дарвинизм
- 776 рождений
- 860-е смерти
- Арабские люди 8-го века
- Арабские люди 9-го века
- Мутазилиты
- Коранизм
- Коранистские мусульмане
- Мусульманские ученые ислама 9-го века
- арабские писатели
- Средневековая арабская литература
- Арабскоязычные писатели IX века
- Люди из Басры
- Зоологи средневекового исламского мира
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата
- Ученые из Аббасидского халифата