Санпадх
Сунпад ( персидский : سندپاد ; также пишется Сунпад и Сунбад ) был иранским дворянином из Дома Карен , который спровоцировал восстание против Аббасидского халифата в 8 веке.
Фон
[ редактировать ]Сунпад был зороастрийским дворянином, уроженцем деревни Ахан в Нишапуре , Хорасан . [1] Скорее всего, он принадлежал к древнему Дому Карен , бывшему одному из семи великих домов доисламской парфянской и сасанидской эпох. [2] Хорасан изначально был феодальным владением Каренидов, но семья потеряла контроль над провинцией в битве при Нишапуре во время арабского завоевания Ирана , что вынудило многих дворян Каренидов отступить в Табаристан, где возникла ветвь семьи, династия Каринвандов. , сумел противостоять арабским вторжениям. [2]
Бунт
[ редактировать ]После предательства и последующей смерти иранского генерала Абу Муслима аббасидским (годы правления халифом аль-Мансуром 754–775) в 755 году разъяренный Сунпад восстал. Он захватил города Нишапур, Кумис и Рэй и получил прозвище «Фируз испахбад » («победоносный испахбад »). В Рее он захватил сокровища Абу Муслима. [1] Большинство его сторонников были выходцами из Джибала и Табаристана - Дабуидов правитель Хуршид (годы правления 740–760) поддержал антиаббасидское восстание Сунпада и взамен получил часть сокровищ Абу Муслима.
Согласно Низаму аль-Мульку , Ибн аль-Асиру и Мирхванду , Сунпад поклялся идти на Мекку и разрушить Каабу . Однако, по мнению Патрисии Кроун , это маловероятно, которая считает, что "идея о том, что ему следовало в гневе броситься из Нишапура, чтобы в одиночку свергнуть халифат и ислам, абсурдна". [3] Другие источники утверждают, что Сунпад объявил себя пророком и не согласился со смертью Абу Муслима, утверждая, что он его посредник. Сунпад якобы далее проповедовал, что «Абу Муслим не умер, и когда Мансур собирался убить его, он пропел великое имя Бога, превратился в белого голубя и улетел. Теперь он стоит с Махди и Маздаком в медном замке, и они появится постепенно». Однако это неверное представление о Сунпаде, намерение которого путем восстания, скорее всего, заключалось в том, чтобы отстранить мусульман от власти. [3]
Отряд из 10 000 солдат Аббасидов под командованием Джахвара ибн Маррара аль-Иджли был вскоре отправлен в сторону Сунпада - они столкнулись между Хамаданом и Реем, где Сунпад был разбит и разбит. [4] По словам историка Ибн Исфандияра , бесчисленное количество сторонников Абу Муслима и Сунпада было убито в результате поражения, так как их кости все еще были заметны в 912 году. [5] Затем Сунпад бежал в Табаристан, но был убит там одним из двоюродных братьев Хуршида, якобы потому, что он не оказал этому человеку должного уважения. Однако не исключено, что убийство было спровоцировано Хуршидом в надежде завладеть остатком сокровищ Абу Муслима. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Маколифф 1995 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б Пуршариати 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б Кроун 2012 , с. 38.
- ^ Маколифф 1995 , с. 45.
- ^ Кроун 2012 , с. 36.
- ^ Пуршариати 2017 , стр. 314–315.
Источники
[ редактировать ]- Кроун, Патрисия (2012). Нативистские пророки раннего исламского Ирана: сельское восстание и местный зороастризм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139510769 .
- Маколифф, Джейн Даммен , изд. (1995). История ат-Табари, Том XXVIII: Подтверждение власти Аббасидов: Ранние годы аль-Мансура, 753–763 гг. Н. Э. / 136–145 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1895-6 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Пуршариати, Парване (2017). «Карин». Энциклопедия Ираника .