Лубна Кордовская
Лубна Кордовская | |
---|---|
Национальность | андалузский |
Известный | Отличники наук, вклад в библиотеку |

Лубна Кордовская (Lubna Al-Kortobia, арабский : لبنى القرطبية ) — андалузская интеллектуалка , математик и поэтесса второй половины X века, известная качеством своего письма и выдающимися достижениями в науках. [ 1 ] Лубна родилась в рабстве и выросла во дворце Мадинат аль-Захра . [ 2 ] Затем она продолжила карьеру во дворце в составе Аль-Хакама II . команды переписчиков [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]О воспитании Любны известно мало или совсем нет информации, и большинство доступных отчетов представляют собой предположения историков и ученых, основанные на фактах о женщинах, занимавших такое же положение в Аль-Андалусе в XI веке. [ 4 ]
Лубна родилась в Мадинат аз-Захре, во время правления халифа Абд ар-Рахмана III , которое началось в 929 году. Во время его правления число порабощенных людей в Кордове увеличилось, и Лубна была одной из них с рождения. [ 2 ] [ 5 ]
Хосе Мигель Пуэрта Вильчес из Университета Гранады утверждает, что отцом Любны был халиф Абд аль-Рахман III, что делает ее одной из его шестнадцати дочерей. [ 6 ] Хотя в записях указаны имена его 11 сыновей, имена его дочерей остаются ненаписанными, за исключением дочерей Хинд и Валлады. [ 7 ] Детей халифа обычно воспитывали порабощенные матери в королевском гареме; Одним из примеров является Аль-Хакам II, сын Абд ар-Рахмана III и наследник престола, который родился у Марджана , вырос в дворцовом гареме и продолжал работать вместе с Лубной в библиотеке. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Считается, что Лубна на протяжении всей своей жизни получила хорошее образование, чтобы позже стать интеллектуалом и ученым при дворе халифа. [ 5 ] Кроме того, существовали религиозные мотивы, которые сделали практику обучения, освобождения и трудоустройства порабощенных людей более распространенной при мусульманском правлении. [ 11 ]
Карьера
[ редактировать ]Любна начинала как переписчик в библиотеке Аль-Хакама II, пришедшего к власти в качестве халифа в 961 году. [ 12 ]
По арабским хроникам [ который? ] Во времена халифа Аль-Хакама II в некоторых пригородах города можно было найти более 170 грамотных женщин; эти женщины отвечали за изготовление копий ценных рукописей. [ 13 ] Это дает представление о культуре и роли женщин во время правления халифа. [ 14 ]
Аль-Хакам II пошел по стопам своего отца, освободив Лубну и назначив ее своим постоянным секретарем и ученым. [ 5 ] Одна из многих обязанностей Лубны заключалась в том, что она также отвечала за библиотеку, в которой она была экспертом благодаря своему опыту расшифровки хранящихся в ней рукописей. [ 15 ]
Лубна была одной из как минимум 100 человек, освобожденных от рабства Аль-Хакамом II до и после его смерти. В случае, если бы ей были вручены документы, провозглашающие ее свободу, она была бы частью социального класса «вольноотпущенников» ( маула, мавали) мусульманского общества. В Аль-Андалусе XI века бывшие дворцовые рабы нередко занимали руководящие посты, и им часто доверяли больше, чем местным политикам. [ 4 ] [ 5 ]
В библиотеке Кордовы Лубна отвечала за воспроизведение, написание и перевод многих рукописей. Она изучила эти тексты и написала к ним ценные комментарии и аннотации. Некоторые из этих текстов включают тексты Архимеда и Евклида . [ 5 ] Вместе с Хасдаем ибн Шапрутом она была движущей силой создания знаменитой библиотеки Медины Азахары , в которой хранилось не менее 400 000 книг. [ 16 ] [ 17 ]
Доктор Джойс Э. Солсбери из Висконсинского университета в Грин-Бей описывает взаимодействие Любны с обществом за пределами дворцовых стен. Она обучала детей математике, и когда она возвращалась во дворец, они следовали за ней, читая таблицу умножения. [ 5 ]
Она также была включена в Ибн Башкувала биографический словарь исламских ученых «Продолжение научной истории Аль-Андалуса» ( Kitāb al-ṣila fī ta'rīkh a'immat al-Andalus , арабский: Книга связи в истории). имамов Андалусии, их ученых, хадисоведов, юристов и их литературы). [ 18 ] Здесь она описана как «умная писательница, грамматистка, поэтесса, сведущая в арифметике, всесторонняя в своих знаниях; никто во дворце не был столь благороден, как она...», [ 4 ] как обладающий «большими познаниями в математике, а также в других науках», [ 11 ] и как хорошо разбирающаяся в точных науках, способная решать «самые сложные геометрические и алгебраические задачи, известные в ее время». [ 19 ]
Вопросы идентичности
[ редактировать ]Есть много вопросов, касающихся личности Лубны и ее роли в библиотеке и дворце Мадинат аль-Захра.
Хотя варианты ее имени встречаются в различных исторических источниках, они значительно совпадают с точки зрения времени, места и роли во дворце. [ 4 ] В Лубне тоже 1000+ имён. [ 19 ] Ливанский, [ 20 ] и Лабона [ 21 ] в различных исторических отчетах.
Как анализирует писательница Камила Шамси : «Что кажется очевидным в отношении Лубны Кордовской, так это то, что она была связана как с дворцом, так и с миром книг во время правления аль-Хакама II, и была достаточно значимой, чтобы ее помнили за ее интеллект и ученость. ." [ 4 ] Она также утверждает, что Лубна, скорее всего, была порабощена при королевском дворе, противопоставляя эту теорию теории, согласно которой Лубна была Фатимидом, приглашенным ко двору для приобретения специализированных книг.
Будучи личным секретарем Аль-Хакама II, версия о том, что Лубна отвечает одновременно за работу библиотеки и приобретение книг в Каире, Дамаске и Багдаде, невозможна с точки зрения логистики, учитывая, что ей придется физически покидать библиотеку на длительные периоды времени. времени в пути. [ 5 ]
Шамси утверждает, что Лубна могла быть двумя разными женщинами, Лубной и Фатимой , объединенными в одну женщину, потому что ответственный историк не мог понять, что при одном дворе находились две женщины-интеллигентки. [ 22 ] Лубна и Фатима описываются как два разных человека в нескольких исторических отчетах, например, в «Истории исламской Испании» Саеда Азизура Рахмада. [ 23 ] и «Кортеза де ла литра» Мариетты Гаргатальи. [ 24 ]
Наследие
[ редактировать ]В 2019 году в ее честь была названа улица в Кордове — Авенида Эскриба Лубна , в ознаменование ее работы переписчиком. Она одна из тридцати трех женщин, упомянутых в проекте профессора Инмакулады Серрано Эрнандеса «Mujeres en las Calles de Córdoba» («Женщины на улицах Кордовы»). [ 25 ] Проект был создан в сотрудничестве с Casa Arabe, Centro de Professorado de Córdoba, Instituto Andaluz de la Mujer и поддержан городским советом Кордовы. [ 26 ] [ 27 ]
Художник Хосе Луис Муньос создал свое изображение Лубны. Его серия посвящена шести важным фигурам эпохи Аль-Андалуса. [ 28 ] Портрет Любны можно найти в постоянной экспозиции Дома Сефарад в Кордове. [ 29 ]
В программе «Эссе» на BBC Radio 3 был показан сериал, посвященный Золотому веку ислама. В одном из эпизодов писательница Камила Шамси исследует жизнь Любны Кордовской. [ 30 ]
Испанский историк и писатель Хорхе Лоренте Перес описывает жизнь Любны Кордовской в своем рассказе «Бесконечная таблица умножения» (ЛОРЕНТЕ ПЕРЕС, Хорхе: «Бесконечная таблица умножения», 101 история обучения , Винатеа, Валенсия 2023, 44-48 , ISBN 978-84-127468-6-0).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оливье Годфруа: Лубна, переписчик из Кордовы. Бирюзовый, 2019.
- ^ Перейти обратно: а б Шаббас, Одри (1991). Первое Возрождение в Европе: исламская Испания . АВАИР.
- ^ Флетчер, Р. (1993). Мавританская Испания . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шамси, Камила (3 марта 2016 г.). «Библиотекари, повстанцы, собственники, рабы: женщины в Аль-Андалусе» . Журнал постколониальной письменности . 52 (2): 178–188. дои : 10.1080/17449855.2016.1164968 . ISSN 1744-9855 . S2CID 147845243 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Солсбери, Джойс Э. «Воины, королевы и интеллектуалы: 36 великих женщин до 1400 года» . Вондериум .
- ^ Пуэрта Вильчес, Хосе Мигель (2013). Размышления о Куртубе в XXI веке . Арабский дом. стр. 29–68.
- ^ Имамуддин, С.М. (1962). « ВСХОД НА ТРОН АБД АЛЬ-РАХМАНА АЛЬ-НАСИРА: СОВРЕМЕННЫЙ ОТЧЕТ» . Исламские исследования . 1 (3): 105–115. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20832645 .
- ^ Андерсон, Глэр Д. (2015). Жемчуг на нитке: художники, меценаты и поэты при великих исламских дворах . Вашингтонский университет Пресс . стр. 29–45. ISBN 9780295995243 .
- ^ Рагглс, Д.Ф. (2004). «Матери гибридной династии: раса, генеалогия и аккультурация в Аль-Андалусе» . Журнал исследований средневековья и раннего Нового времени . 34 (1): 65–94. дои : 10.1215/10829636-34-1-65 . ISSN 1082-9636 . S2CID 170890527 .
- ^ « Абд аль-Рахман III | Королевская академия истории» . dbe.rah.es. Проверено 8 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Исмаил, Рабия (май 2019 г.). «Ислам и образование» . UCG Journal (45489): 375–377 – через Research Gate.
- ^ Кассис, Ханна (1 января 1999 г.). Человек многих устройств, который странствовал многими путями . Будапешт, Венгрия: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 160–166. ISBN 978-963-9116-67-2 .
- ^ Белл, Джо (2021). В этот день она: день за днем возвращает женщин в историю . Таня Хершман, Эйлса Холланд. Лондон. п. 126. ИСБН 978-1-78946-271-5 . OCLC 1250378425 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мартос, А (2008). Средневековая история секса и эротики . Мадрид: Ноутилус.
- ^ Пиларска, Юстина; Шерлог, Алисия; Урбанек, Аркадиуш (22 июня 2016 г.). Атомизация или интеграция? Трансграничные аспекты мультипедагогики . Издательство Кембриджских ученых. стр. 164. ISBN 978-1-4438-9543-9 .
- ^ Мартос, А (2013). Краткая история Аль-Андалуса . Мадрид: Ноутилус.
- ^ Сузуки, Джефф (27 августа 2009 г.). Математика в историческом контексте . МАА. п. 112. ИСБН 978-0-88385-570-6 .
- ^ Томас, Д.; Маллетт, А. (1 января 2011 г.). Ибн Башкувал . Брилл. doi : 10.1163/ej.9789004195158.i-804.270 . ISBN 978-90-04-21616-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Хассани, Салим (11 февраля 2020 г.). «Вклад женщин в классическую исламскую цивилизацию: наука, медицина и политика» . Мусульманское наследие . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «ЛИБАНА - О Либане» . libana.com . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ «Женщины в науке - Оксфордские исламские исследования онлайн» . 1 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Хершман, Таня; Голландия, Эйлса; Белл, Джо (18 февраля 2021 г.). В этот день она: день за днем возвращая женщин в историю . Джон Блейк. ISBN 978-1-78946-272-2 .
- ^ Рахман, Сайед Азизур (2001). История исламской Испании . Книги Гудворда. ISBN 978-81-87570-57-8 .
- ^ Гаргатальи, Мариетта (1998). «Кора письма». Тетради: Журнал переводов . 1 : 11–26.
- ^ Серрано Эрнандес, Инмакулада. «Лубна» . Женщины на улицах Кордовы .
- ^ «Делегация равенства - Городской совет Кордовы - Женщины на улицах Кордовы» . Equity.cordoba.es . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ «Casa Arab | Кордова называет одну из улиц города «Эскриба Лубна»» . www.casaarabe.es . Проверено 12 апреля 2022 г.
- ^ "Веб-сайт художника и гравера Ж. Л. МУНЬОЗА - Аль·Андалус" . www.jlmunoz.com . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ "Веб-сайт художника и гравера Ж. Л. МУНЬОЗА - Аль·Андалус" . www.jlmunoz.com . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ↑ Шамси, К. (17 февраля 2014 г.). «Лубна Кордовская, Золотой век ислама» . (№ 20) [Радиопередача]. В «Эссе». Радио BBC 3. https://www.bbc.co.uk/programmes/b03vd5xt
- Женщины-поэты арабского языка
- Поэты арабского языка
- Люди из Кордовы, Испания
- Женщины-писательницы X века
- Писатели X века
- Женщины-поэты из Аль-Андалуса
- Средневековые женщины-поэты
- Математики из Аль-Андалуса
- Женщины из Аль-Андалуса
- Люди из Кордовского халифата
- Арабские рабы и вольноотпущенники
- Рабы 10 века
- Рабы из Аль-Андалуса