Мадинат аль-Захра
Медина Азахара | |
![]() Зал приёмов Абд ар-Рахмана III | |
Расположение | Кордова , Испания |
---|---|
Координаты | 37 ° 53'17 "N 4 ° 52'01" W / 37,888 ° N 4,867 ° W |
Примечания к сайту | |
Веб-сайт | Мадинат аль-Захра |
Официальное название | Халифатский город Медина Азахара |
Тип | Культурный |
Критерии | III, IV |
Назначен | 2018 г. (42-я сессия ) |
Справочный номер. | 1560 |
Область | Европа и Северная Америка |
Официальное название | Делимитация Мадинат аль-Захра |
Тип | Неподвижный |
Критерии | Археологический памятник |
Назначен | 1 июля 2003 г. |
Справочный номер. | РИ-55-0000379 |
Мадинат аз-Захра или Медина Азахара ( арабский : مدينة زهراء , латинизированный : Мадинат аз-Захра , букв. «Сияющий город»). [1] ) — укрепленный город-дворец на западной окраине Кордовы в современной Испании . Его останки сегодня являются крупным археологическим памятником. Город был построен в X веке Абд ар-Рахманом III (912–961), членом династии Омейядов и первым халифом Аль -Андалуса . Он служил столицей Кордовского халифата и его правительственным центром.
Основная причина его строительства была политико-идеологической: Абд ар-Рахман III объявил себя «халифом» в 929 году, и достоинство этого нового титула требовало основания нового города, символа его власти, подражая другим восточным халифатам. Он стремился продемонстрировать свое превосходство над своими великими соперниками, халифами Ифрикии фатимидскими в Северной Африке и Аббасидскими халифами в Багдаде . Город был построен недалеко от Кордовы, нынешней столицы Аль-Андалуса под властью Омейядов. Строительство началось в 936–940 годах и продолжалось в несколько этапов на протяжении всего его правления и правления его сына Аль-Хакама II (годы правления 961–976). Новый город включал парадные залы приемов, конгрегационалистскую мечеть , административные и правительственные учреждения, аристократические резиденции, сады, монетный двор , мастерские, казармы, служебные помещения и бани . [2] [3] Вода подавалась через акведуки. [2] Однако после смерти аль-Хакама II город перестал выступать в качестве центра правительства под властью Ибн Аби Амира аль-Мансура (Альманзора). Между 1010 и 1013 годами он был разграблен во время гражданской войны , а затем заброшен, а многие из его материалов были повторно использованы в других местах.
Руины города раскапывали, начиная с 1911 года. Только около 10 гектаров из 112 гектаров (0,43 квадратных миль) города были раскопаны и частично восстановлены, но эта территория включает в себя главные дворцы. [3] В 2009 году на окраине участка был открыт специальный археологический музей. [4] 1 июля 2018 года это место было внесено в список ЮНЕСКО Всемирного наследия с надписью «Город халифата Медина Азахара». [5]
Имя
[ редактировать ]Популярная легенда, записанная такими историческими писателями, как аль-Маккари , гласит, что название города, аз-Захра (или Азахара Абд ар-Рахмана III по-испански), произошло от любимой наложницы и что ее статуя стояла над входом. [6] (хотя скульптуры присутствовали в городе, ученый Марианна Барруканд утверждает, что существование этой конкретной статуи маловероятно). [6] ). Ученый Феликс Арнольд утверждает, что более простое объяснение состоит в том, что название города, которое также означает «Цветущий город» или «Сияющий город», [1] подражал стилю других халифских городов, основанных Аббасидами (например, Мадинат ас-Салам , «Город мира», ныне Багдад) и Фатимидами (например, Мадинат аль-Кахира , «Город-победитель», ныне Каир ). [7] Джонатан Блум также отмечает, что это имя, возможно, было выбрано в качестве ответного удара главным соперникам Абд ар-Рахмана, Фатимидам, поскольку Фатимиды заявляли о своем происхождении от дочери Мухаммеда Фатимы , которая также была известна как аз-Захра («Сияющая»). [1]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Абд ар-Рахман III был членом династии Омейядов , которая ранее управляла исламским миром в качестве главы Омейядского халифата . Титул « халиф » обозначал политического и духовного лидера всего мусульманского мира. В 750 году Омейяды были свергнуты Аббасидами, которые приняли титул халифов и основали новую столицу в Багдаде. В 756 году предку Абд ар-Рахмана III, Абд ар-Рахману I , удалось восстановить власть династии на Пиренейском полуострове в дальней западной части мусульманского мира, известной как Аль-Андалус . Несмотря на независимость от Аббасидов, новые правители Омейядов в Аль-Андалусе, базирующиеся в Кордове , в это время не вернули себе титул «халифа». Вместо этого они правили как « эмиры » (нижний титул, обозначающий местных мусульманских правителей) в качестве глав Кордовского эмирата . Хотя арабская и исламская культура процветала в Аль-Андалусе в этот период, это все еще было относительно децентрализованное царство, и эмиру в Кордове часто удавалось удерживать различные фракции под контролем. [8] [9]
Когда Абд ар-Рахман III пришел к власти в качестве эмира в 912 году, он начал систематически восстанавливать власть Омейядов над повстанческими регионами в пределах своего королевства и укреплять свою собственную власть в Аль-Андалусе военными и дипломатическими средствами. В 929 году, после многих лет постоянной кампании, Абд ар-Рахман III почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы объявить себя «халифом» - титул, равный правителям Аббасидов в Багдаде (чья собственная власть к этому времени значительно ослабла). Этот шаг также мог быть ответом на возвышение Фатимидского халифата в Северной Африке примерно в то же время, который бросил вызов суннитским халифам Багдада, а также представлял угрозу интересам государства Омейядов в Аль-Андалусе. [8] [9]
До создания Мадинат аль-Захра резиденцией и центром правительства эмиров Омейядов был Алькасар в самом сердце Кордовы, напротив которого стояла Великая мечеть Кордовы . Многие ученые утверждают, что мотивами строительства нового города-дворца должно было быть желание создать столицу и резиденцию, которые отражали бы достоинство и величие, которые Абд ар-Рахман III хотел проецировать вокруг своего нового халифата. Создание таких городов-дворцов также имело прецеденты, поскольку и халифы Аббасидов, и халифы Фатимидов ранее строили такие города для себя. [10] [11] [12] [7]
Строительство и девелопмент
[ редактировать ]
Согласно историческим источникам, новый город-дворец был основан в 936 году. Он располагался примерно в 5 км к западу от Кордовы. Курировать строительство было поручено сыну Абд ар-Рахмана III, аль-Хакаму, наследному принцу и его будущему преемнику. Писатель XVI века Аль-Маккари называет архитектором города человека по имени Маслама ибн Абдаллах, но неясно, насколько велика была его роль и какую часть города он на самом деле спроектировал. Крупное строительство могло фактически начаться только в 940 году, и данные свидетельствуют о том, что оно велось поэтапно, а общий план менялся по мере выполнения дальнейших работ. [13] Мечеть на этом месте была построена в 941–942 гг. [6] [13] или в 944–945 гг. [14] К 945 году халиф уже жил в городе. Дорога между новым городом и Кордовой была проложена в 946 году. Наконец, в 947 году сюда из Кордовы был перенесен государственный аппарат, включая монетный двор ( дар ас-сикка ). Тем не менее строительство в городе продолжалось в течение оставшихся лет правления Абд ар-Рахмана III (до 961 г.) и на протяжении всего правления Аль-Хакама II (961–976 гг.). К строительству часто привлекались и высокопоставленные чиновники обоих халифов. [6] [15] [13]
Весь город был окружен крепостной стеной с башнями. [16] Однако есть свидетельства того, что сначала стеной были защищены только дворцы, а внешняя городская стена была добавлена после того, как за пределами дворца уже начали застраиваться жилые районы. [17] тысяч старинных Абд ар-Рахман III также организовал закупку или импорт мраморных колонн из других мест, в основном из Ифрикии (несмотря на то, что в то время она находилась под контролем Фатимидов), для повторного использования здесь для строительства. [18] [19] Сообщается, что Аль-Хакам II также приобрел множество римских статуй и резных саркофагов , которые использовались для украшения территории. [18]
Некоторые из основных построек, которые были раскопаны и идентифицированы на этом месте, были построены на основе более ранних построек и, таким образом, по-видимому, относятся к другому этапу строительства после первоначального строительства города. Структуры, известные сегодня как Дом Джафара и Двор Колонн, были построены на основе двух или трех меньших построек, занимавших одни и те же помещения. Помимо того, что они больше, чем их предшественники, они также имеют совершенно другую планировку, например, полубазилический план (в Доме Джафара) и внутренний двор, окруженный галереей с портиком (Двор Колонн). [20] Антонио Вальехо Триано, который руководил археологическими работами на этом месте в период с 1985 по 2013 год, утверждал, что Двор Колонн, вероятно, датируется 950-ми годами. Точно так же считается, что к этому времени относится большой Верхний базиликальный зал, также известный как Дар аль-Джунд («Дом армии»). [20] Строительство Салона Рико , или Зала приемов Абд ар-Рахмана III, было датировано периодом между 953 и 957 годами благодаря нескольким надписям, представленным в его отделке. [21] [22] Руководителем строительства зала был Абдаллах ибн Бадр, визирь и самый высокопоставленный чиновник при халифе того времени. Украшение было выполнено под руководством слуги халифа-евнуха Шунаифа, хотя неясно, участвовал ли он также в оформлении зала. [23]
Основываясь на свидетельствах этих построек, Вальехо Триано утверждал, что в 950-х годах произошла довольно значительная реконструкция дворцового комплекса. Он следовал тенденции создания более крупных и монументальных зданий с портиками, аркадами и различными базиликами. Эти новые постройки часто строились поверх старых, относительно более скромных построек и, таким образом, были призваны усилить впечатление великолепия халифа через архитектуру его города. [20] Вальехо Триано отмечает, что этот период также совпал бы с крупной реорганизацией государства Абд ар-Рахманом III в 955 году, о которой сообщают такие исторические источники, как Ибн Идхари . [24] Кроме того, Абд ар-Рахман III, вероятно, стал лучше осведомлен о богатых дворцах и тщательно продуманных придворных церемониях в новой столице Фатимидов Махдии и византийской столице Константинополе . Например, некоторые из эмиссаров Абд ар-Рахмана III к византийскому императору привезли с собой позолоченные бронзовые скульптуры, мраморные чаши фонтанов, украшенные фигурками животных, и другие декоративные архитектурные элементы. Растущая осведомленность о других императорских дворах и желание Абд ар-Рахмана соответствовать им могут объяснить увеличение сложности церемоний и придворных протоколов, окружающих халифа примерно в это время, чему исторические источники того времени придавали большое значение, а также увеличение архитектурного масштаба новых зданий. [25]
Вальехо Триано также утверждал, что строительство Дома Джафара произошло немного позже, чем других построек 950-х годов, поскольку его убранство кажется более развитым. Это предварительно подтверждает более раннюю гипотезу Феликса Эрнандеса Хименеса о том, что эта большая резиденция была построена для Джафара, хаджиба (камергера) Аль-Хакама II между 961 и 971 годами, в честь которого это строение в настоящее время названо. Это также делает его единственным крупным строением в Мадинат-аз-Захре, которое было идентифицировано как принадлежащее периоду правления Аль-Хакама II. [20] [26]
Жизнь и управление в городе-дворце
[ редактировать ]
Во дворцах размещалось хозяйство халифа, включая большое количество наложниц. Жителей обслуживало большое количество рабов, в том числе евнухов, в основном европейского происхождения. [28] В городе также были тронный зал или зал для аудиенций (Салон Рико), правительственные учреждения, мастерские по производству предметов роскоши, резиденции высокопоставленных чиновников, а также – на нижних уровнях города – рынки и жилые районы для простых рабочих. [29] [30] [31] В городе были управляющий, судья и начальник полиции. [32] В частности, при культурном халифе Аль-Хакаме II существовала библиотека, которая, по некоторым сведениям, содержала сотни тысяч томов на арабском, греческом и латинском языках . [28] Главная общинная мечеть и одна или несколько небольших соседних мечетей предоставляли религиозные услуги. [30]
Дворцы были украшены шелками, гобеленами и различными предметами роскоши. Многие предметы, изготовленные в официальных мастерских халифа, были подарены и попали в коллекции музеев и христианских соборов. [31] Среди чудес, описанных в исторических хрониках о дворцах, Аль-Маккари описал куполообразный зал во дворце, в котором находилась лужа жидкой ртути , которая отражала свет и могла перемешиваться, создавая ослепительную рябь света, хотя местонахождение этого зала не установлено. были найдены современными археологами. [16] [33]
Новый халифат также разработал все более сложную культуру судебных протоколов вокруг фигуры халифа. Чтобы произвести впечатление на иностранных послов, устраивались пышные фестивали и приемы. [34] Организация города, по-видимому, включала в себя определенный путь, по которому должны были идти иностранные гости и высокопоставленные лица на пути к палате аудиенций халифа, перед которой располагались сады и бассейны с видами на остальную часть города и долину внизу. [32] Сам халиф выглядел сидящим в задней части и в центре своей комнаты для аудиенций, в окружении придворных и чиновников, а архитектура была спроектирована так, чтобы сосредоточить внимание на его положении. [35] Хотя в этот период халиф все чаще становился отстраненным, протоколы не дошли до такой степени, чтобы полностью скрыть его от глаз – в отличие от халифов Фатимидов в Африке, которых держали скрытыми за вуалью. [36]
Различные члены семьи халифа или другие богатые элиты также построили свои собственные виллы и дворцы в сельской местности вокруг Кордовы в этот период процветания в 10 веке. Эта традиция существовала с первых дней существования Эмирата и, возможно, произошла от традиции римских вилл. Халиф даже держал на таких виллах некоторых членов семьи, чтобы дистанцировать их от центра власти в Мадинат-аз-Захре, предоставляя им щедрую стипендию, чтобы они не создавали проблем. [30] [37]
Строительство Мадинат аз-Захира Альманзором
[ редактировать ]Когда Аль-Хакам II умер в 976 году, ему наследовал его сын Хишам II , которому в то время было 14 или 15 лет и который имел небольшой политический опыт. Следовательно, де-факто политическую власть взял на себя Ибн Аби Амир , сильный человек, присвоивший себе как пост хаджиба (камергера), так и вазира (визиря) и принявший царственный титул «аль-Мансур» (или Альманзор в европейских источниках). . [38] В 978 или 979 году (368 г. хиджры), после того как он обеспечил монополию власти, он приказал построить для себя новый город-дворец, который по красоте мог соперничать с Мадинат аз-Захра. [39] [40] Аль-Мансур назвал свой дворец очень похожим именем: Мадинат Аз-Захира («Сияющий город»). [39] [41] [40] Местоположение дворца, который никогда не раскапывался, до сих пор обсуждается: возможно, он находился между Кордовой и Мадинат аз-Захра на западе, но наиболее распространенная гипотеза состоит в том, что он был построен недалеко к востоку от Кордовы, недалеко от берега реки Гвадалквивир , чтобы отвлечь внимание власти от прежних дворцов Омейядов. [40] [42] [43] [44] На строительство нового дворца ушло всего два года. Когда он был готов, Аль-Мансур перенес туда центр правительства, оставив старый Мадинат аль-Захра заброшенным и вместо этого ограничив молодого халифа Хишама старым Алькасаром в Кордове. [41]
Упадок и разрушение
[ редактировать ]После смерти Аль-Мансура в 1002 году к власти пришел его старший сын Абд аль-Малик аль-Музаффар . Когда аль-Музаффар, в свою очередь, умер в 1008 году, к власти пришел его брат Абд ар-Рахман , также известный как Санчуэло («Маленький Санчо», так как его мать Абда была дочерью Санчо , короля Наварры ). Менее политически способный, чем его отец и брат, он пытался присвоить себе наследство халифата от Хишама, что вызвало серьезное сопротивление. Пытаясь избежать этих проблем, он почти сразу же отправился в военный поход на христианский север. Когда он пересек границу с христианской территорией в феврале 1009 года, его противники ворвались в старый Алькасар и вынудили Хишама II отречься от престола в пользу другого члена семьи Омейядов, Мухаммеда . В то же время Мадинат аль-Захира, дворец, построенный Аль-Мансуром и центр правительства, был разграблен и разрушен. [45] [39]
Следующие несколько лет были хаотичными и привели к многочисленным жестоким столкновениям и сменам режимов между различными фракциями, известными как Фитна (гражданская война) . Между 1010 и 1013 годами Кордова была осаждена берберскими группировками, и к концу этого периода Мадинат аз-Захра, город Абд ар-Рахмана III, был разграблен и остался в руинах. [46] В течение многих лет после этого люди продолжали грабить город из-за строительных материалов, что практически стерло его с лица земли. [12] Со временем его останки были захоронены, и его местонахождение не было определено до 19 века, а раскопки начались в 1911 году. [12] [47]
География
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |

Расположенный в 4 милях (6,4 км) к западу от Кордовы , в предгорьях Сьерра-Морены , ориентированный с севера на юг на склонах Джебель-эль-Арус (что означает Холм Невесты) и обращенный к долине реки Гвадалквивир, Мадинат аз названная Версалем Средневековья . -Захра , Он был выбран из-за его выдающихся ландшафтных ценностей, что позволило реализовать иерархическую программу строительства, чтобы в городе и на равнинах за его ногами физически и визуально доминировали здания Алькасара ( цитадели).
Здесь также находился карьер известняка , который использовался для основного строительства, хотя использовались и другие камни с территории в радиусе 50 км. [48] Строительство города привело к тому, что дорожная, водная и инфраструктура водоснабжения частично сохранилась до наших дней в виде остатков дорог, карьеров, акведуков и мостов.
Топография сыграла решающую роль в формировании города. В полной мере воспользовавшись неровностями местности, город-дворец Мадинат аз-Захра был распределен на три террасы. В отличие от лабиринтного и хаотичного характера, типичного для мусульманского урбанизма, территория города приняла прямоугольную форму и заняла площадь 112 гектаров. Он простирался на 1500 метров (4900 футов) в каждую сторону с востока на запад и примерно на 750 метров (2460 футов) с севера на юг, а на северной стороне только искривился из-за необходимости адаптироваться к сложной топографии местности.
Его расположение в предгорьях Сьерра-Морены позволило разработать городскую программу, в которой расположение и физические взаимоотношения между различными конструкциями отражали роль каждого из них в окружающей среде. Дворец располагался на более высоком уровне и располагал свои здания вдоль склона горы, демонстрируя явное превосходство над городскими деревнями и общинной мечетью, раскинувшейся на равнинах внизу. После террас первая соответствует жилому району халифа, затем следует официальная зона, включающая дома визирей, караульное помещение, административные помещения и сады. Далее следует сам город с жилыми домами, ремеслами и большой мечетью, состоящей из двух нижних террас, разделенных еще одной стеной, чтобы изолировать верхний дворцовый комплекс. Археологические исследования [ нужна ссылка ] выявил городскую морфологию, характеризующуюся наличием больших территорий незастроенной земли, которая опустошает весь южный фасад крепости, обеспечивая конфиденциальность и сохраняя открытый идиллический сельский пейзаж. Единственными пространствами, построенными на нижнем уровне, являются две широкие полосы: западная с ортогональным городским управлением и восточная с менее жесткой планировкой.
Было два комплекса за пределами города, но недалеко от города: один из них представлял собой большую виллу в центре большого сельскохозяйственного поместья, позже переданного государственному казначею. Другой, Туррунюэлос, представлял собой огромное прямоугольное здание, возможно, казарму . [49]
Архитектура и планировка
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Город занимал почти прямоугольную территорию длиной 1,5 км (примерно с востока на запад) и шириной 750 км (примерно с севера на юг). [50] Его периметр защищала толстая каменная стена с квадратными бастионами. Сегодня только около 10 из 112 гектаров (0,43 квадратных миль) города раскопаны и восстановлены, хотя в эту территорию входят главные дворцы. [3] Самая высокая точка города находилась в центре его северной стены (около дворцов), которая находится на высоте 215 метров над уровнем моря, а самая низкая точка, южнее и ближе к реке, находится на 70 метров ниже. Большая часть участка постепенно спускается к реке, за исключением центральной северной зоны, где в склоне холма было три отдельных уровня или террасы с перепадом высот между ними 10 метров и более. [51] Два верхних уровня были известны как «Алькасар» ( аль-Каср по-арабски). [12] Большинство современных раскопок сосредоточено на Алькасаре и его дворцах, и именно в эти места посетители могут попасть сегодня. [52]
Согласно историческим арабским источникам, три уровня города имели различные функции: на верхнем уровне располагались частные дворцы халифа и его ближайших сподвижников, на средней террасе размещались здания государственной администрации и резиденции высших чиновников, а на Гораздо больший нижний уровень был для простого народа и армии. [53] Этот дизайн выразил социальную и политическую иерархию халифата через топографию самого города. [12] На практике, однако, разделение между уровнями было не столь четким, поскольку внутри каждого уровня также было много различий по высоте. [53] Судя по всему, также существует разделение между восточным и западным секторами Алькасара, разделенными осью север-юг, которая совпадала с северными воротами города. Восточная зона включала «официальный» сектор, занятый административными и приемными зданиями, а западная зона служила «частным» сектором, занятым частными резиденциями халифа и его двора. [12]
Нижний уровень
[ редактировать ]Нижний уровень города был намного больше площади Алькасара и занимал большую часть пространства внутри стены по периметру. Далее он был разделен на три зоны. В западной зоне шириной около 200 метров с востока на запад размещалась армия и ее казармы. Центральную зону шириной около 600 метров, расположенную южнее дворцов наверху, занимали сады и огороды. Восточная зона шириной около 700 метров представляла собой урбанизированную территорию, в которой проживало население в целом и включая главную соборную мечеть и рынки. [47] [54] Недавние раскопки также обнаружили остатки небольшой соседской мечети в юго-восточной части города. [55] Помимо Северных ворот, которые вели во дворцы, известны как минимум двое других ворот во внешней стене города: Баб аль-Кубба («Ворота Купола») в середине южной стены и Баб аль-Шамс. («Ворота Солнца») в восточной стене. [21]
Соборная мечеть
[ редактировать ]
города Главная общинная мечеть (иногда называемая мечетью Альджама). [14] ) располагался на нижнем уровне к востоку от комплекса Верхнего сада и Салона Рико. Попасть в него из дворцов можно было по крытому пандусу в восточной стене террасы Верхнего сада. [56] Другие дороги вели к мечети из остального города вокруг нее. Как и в Великой мечети Кордовы, частный проход позволял халифу войти в мечеть прямо в максуру , привилегированную зону рядом с михрабом . [12] Мечеть имела прямоугольную форму, выровненную с северо-запада на юго-восток в соответствии с киблой (направлением молитвы). Эта ориентация заметно отличается от южной ориентации киблы гораздо более древней Великой мечети Кордовы, что отражает то, что представления о кибле со временем изменились в этой части исламского мира. [57] [58] Снаружи мечети, с ее северо-западной стороны и недалеко от входа, расположен комплекс помещений, предназначенных для проведения ритуала омовения . [59]
Здание мечети было разделено на открытый двор ( сан ) на северо-западе и внутренний молитвенный зал на юго-востоке. В мечеть можно было войти через трое ворот, ведущих во двор и расположенных на центральной оси двора: двое боковых ворот (на северо-восток и юго-запад) и одни на главной центральной оси самой мечети (на северо-запад). Последние ворота с одной стороны обрамлял минарет с квадратным основанием. Это самое раннее свидетельство использования такого минарета в архитектуре Аль-Андалуса, поскольку он даже старше, чем минарет Абд ар-Рахман III, позже построенный для Великой мечети в Кордове. [12] [60] Основание минарета имеет длину 5 метров с каждой стороны, и, согласно историческим источникам (в частности, Аль-Маккари), первоначально его высота составляла около 20 метров. Молитвенный зал мечети был разделен рядами арок на пять параллельных « нефов ». Археологические данные показали, что арки были двухъярусными, имитируя ту же конструктивную особенность, что и Великая мечеть Кордовы. [60] Средний неф перед тем, что должно было стать михрабом (нишей в стене, символизирующей направление молитвы), был шире, чем остальные четыре нефа мечети. [61]
Верхние уровни (дворцовые помещения)
[ редактировать ]Ворота и входы
[ редактировать ]Северные ворота
[ редактировать ]
Северные ворота города, Баб аль-Джибаль («Ворота гор»), были расположены в самой высокой точке города и давали доступ прямо в центр Алькасара или дворцовой территории города. [21] Они также известны как Северные ворота ( Puerta Norte на испанском языке). Он имел изогнутую планировку входа и был защищен башней. [62] Сегодня он служит главным входом на территорию для посетителей и туристов. К западу от ворот находился частный дворец халифа (Дар аль-Мульк), а к востоку - административный район и Верхний базиликский зал (Дар аль-Джунд).
Баб аль-Судда (восточное крыльцо)
[ редактировать ]Однако официальный и церемониальный вход на территорию дворца находился восточнее и был известен как Баб аль-Судда («Запретные ворота» или «Ворота порога»). [21] Эти ворота образовывали конец длинной дороги, которая вела между дворцами и городом Кордова на востоке, и считается, что это вход, где принимали послов или гостей. Ворота представляли собой монументальный портик : длинный ряд огромных подковообразных арок, идущих примерно с севера на юг. Перед ним располагалась большая открытая эспланада, известная сегодня как Пласа-де-Армас (более поздний испанский термин), но в источниках упоминается как ḫaṣṣa (открытая площадка), вероятно, первоначально выполнявшая ту же функцию, что и мехуар (термин, позже использованный в Магриб . или Майдан ) Здесь проводились публичные церемонии, военные парады и казни. На вершине портика ворот была смотровая площадка, где халиф мог сидеть и наблюдать за событиями на площади внизу. Внутри ворот наклонная улица вела на террасу Верхнего базиликального зала. [63] [21]
Верхний базилический зал (Дар аль-Джунд)
[ редактировать ]

Строение, известное сегодня как «Верхний базиликальный зал», предварительно было идентифицировано как Дар аль-Джунд («Дом армии» на арабском языке), имя, упомянутое в литературных источниках. [64] [65] Вероятно, он был построен в 950-х годах в ходе новой программы строительства и государственной реформы. [64]
Точная функция этого большого сооружения неизвестна, но ученые и археологи традиционно предполагали, что оно выполняло административную или официальную (полуобщественную) функцию, например, приемную для церемоний и для послов, направлявшихся на встречу с халифом. [12] [66] [67] Дар аль-Джунд упоминается в исторических источниках как зал собраний офицеров армии халифа. [65] Феликс Арнольд, археолог и исследователь исламской дворцовой архитектуры в регионе, предполагает, что размер здания означает, что оно, должно быть, было главным залом для аудиенций Мадинат аль-Захра, что может вместо этого идентифицировать его либо с пепельным меджлисом, либо с меджлисом. Шарки («Восточный зал») или Меджлис аль-Гарби («Западный зал») упоминаются в исторических источниках. [68]
Здание расположено недалеко от северо-восточного угла раскопок сегодня, на террасе к западу от входа в Баб-эль-Судда. Он состоит из большого сооружения типа базилики на севере, примыкающего к большому открытому двору на юге. Посетители города достигали этого места, поднимаясь по наклонной улице, которая начиналась от центральной оси ворот Баб-эль-Судда и поднималась на террасу наверху, несколько раз изгибаясь на 180 градусов. Пандус был достаточно широким, а его наклон достаточно пологим, чтобы посетители могли оставаться верхом на лошадях, и даже был окружен скамейками, на которых они могли сидеть и ждать своей очереди, чтобы войти. Оно заканчивалось небольшим двориком с портиком, где посетителей, возможно, распределяли под новых проводников и откуда они затем входили во двор Дар-эль-Джунда по его средней оси. Феликс Арнольд предполагает, что такая общая планировка имела прецедент в старом Алькасаре Кордовы , где посетители, приходящие от главного общественного входа на запад, попадали во двор или в сад перед Меджлис аль-Камиль («Идеальный зал»), главная приемная палата дворца. [69]
Двор Дар-эль-Джунда имеет ширину 54,5 метра и глубину 51 метр. [70] Его северную сторону занимал широкий входной фасад главного зала, западную и восточную стороны занимали узкие портики, а южную сторону закрывала простая стена. Главный зал возвышался на 1,2 метра над уровнем двора. Лестницы и пандусы, ведущие на его площадку, располагались в северных углах двора – лестницы предназначались для пеших прогулок, пандусы – для лошадей. [70] Остатки двора были преобразованы в сад в 1960-х годах. [12]

Сам главный зал представляет собой самое большое внутреннее пространство, когда-либо зарегистрированное в исторической дворцовой архитектуре западного исламского мира: он достаточно велик, чтобы вместить до 3000 человек. [65] Зал состоит из пяти параллельных прямоугольных камер, расположенных рядом и открытых друг другу через различные арки. Каждая камера имеет длину около 20 метров (с севера на юг) и ширину 6,8 метра, за исключением центральной камеры, ширина которой составляет около 7,5 метра. Каждый зал выходит на шестую камеру на юге, перпендикулярную остальным, длиной около 30 метров (с востока на запад) и шириной 6,9 метра, с квадратной камерой меньшего размера, расположенной на обоих концах. Этот южный зал выходит во двор на юг через пять широких арок. [71] Рядом находятся и другие вспомогательные помещения. Убранство здания было незамысловатым по сравнению с другими королевскими постройками города. Стены были сделаны из камня и оштукатурены, без каких-либо украшений, кроме красного дадо у основания, а полы были вымощены кирпичом, а не камнем. Только капители колонн были богато украшены резьбой. Однако изначально стены могли быть покрыты декоративной мебелью, такой как гобелены, а арки могли быть задрапированы шторами. [72]
Точные цели дизайна зала неоднозначны, поскольку все камеры соединены друг с другом, но немного по-разному. [35] Центральная камера шире других, и ее вход с юга отмечен тройной аркой вместо двойной арки, как в других четырех параллельных камерах, что фактически сделало проемы между колоннами в центральной камере более узкими, чем в остальных. Каждая из трех средних камер также соединена друг с другом широкой центральной дверью, окруженной тройными арками с колоннами, а две крайние камеры по бокам соединены с внутренними камерами тремя простыми дверями. Во время официальных приемов халиф, вероятно, сидел посередине задней стены центральной палаты. [35] Антонио Вальехо Триано утверждает, что общий дизайн здания предполагает, что две крайние палаты вместе с южной палатой в передней части образовывали U-образное пространство вокруг трех центральных палат, а последняя представляла собой привилегированное пространство для аудиенции халифа. . Он также добавляет, что существуют археологические свидетельства того, что помещения двух крайних камер фактически были разделены на два этажа. [73] Феликс Арнольд в несколько иной интерпретации предполагает, что посетители входили в здание с боков, а затем попадали в центральную камеру, переходя от крайних камер к центральной, при этом каждая стена дверей и арок выступала в роли «ширмы», через которую они прошли ближе к халифу. [71]
Дар аль-Мульк
[ редактировать ]
Дар аль-Мульк или «Королевский дом» — дворец, описанный в исторических источниках. Археологи предварительно отождествили его со структурой, расположенной на самой высокой террасе города, на северо-западной оконечности раскопанной сегодня территории. [67] [74] Считается, что это было одно из первых сооружений, построенных на этом месте, и оно было одним из первых, раскопанных в 1911 году. [74] Исторические источники также сообщают, что Дар аль-Мульк был перепрофилирован в 972 году и стал местом, где получил образование принц Хишам, будущий преемник аль-Хакама II. [75]

Основное сооружение состояло из трех параллельных прямоугольных залов, ориентированных с востока на запад. [76] Вход в залы осуществлялся с юга: южные стены первых двух залов имели по три проема или дверных проема одинакового размера, выстроенных в ряд. Третий зал сзади был намного меньше и имел только одну дверь, которая совпадала со средними дверями двух других залов. Каждый зал также был окружен с обеих сторон небольшими квадратными (или почти квадратными) камерами. Первый главный зал мог служить прихожей, второй — приемной, а третий зал — отдельной зоной отдыха, боковые комнаты которого служили спальнями. Второй и третий залы сегодня частично реконструированы, но первый (самый южный) зал утерян. Он стоял на самом краю террасы, на высоте 15 метров над землей следующего уровня ниже. Однако перед восточным углом этого зала находятся остатки лестницы, ведущей на террасу внизу. [76] На восточной стороне основного здания находится еще одна квартира, состоящая из двора, арочного портика и холла, построенного над бывшей баней. [75]
Здание было богато украшено. Дверные проемы, некоторые прямоугольные, некоторые арочные, были обрамлены геометрическим и растительным ( арабесками ) декором, а полы были вымощены геометрическими узорами . Внешний фасад здания, обращенный на юг через край террасной стены, имел три украшенных дверных проема, а также глухую аркаду с ложными окнами наверху. [77] Феликс Арнольд отмечает, что, поскольку дверные проемы трех залов были выровнены друг с другом и обращены наружу от края дворцовой террасы, из них открывался вид на далекий горизонт через долину, а не на частный сад или внутренний двор, как это было раньше. типичен для многих исламских дворцов в истории региона. Однако он отмечает, что такие возвышенные залы с видом вдаль имели прецеденты в старом Алькасаре Кордовы, а также в Ар-Русафе , более старом дворцовом поместье Омейядов в сельской местности Кордовы. [78]
Двор Колонн и близлежащие здания
[ редактировать ]Двор Колонн, расположенный на нижнем уровне к юго-востоку от Дар-эль-Мулька, представляет собой сооружение, сосредоточенное вокруг большого квадратного двора, окруженного портиком со всех сторон. По трем сторонам двора, за портиком, расположены широкие прямоугольные залы. Лестница в северо-западном углу вела на второй этаж аналогичной планировки. В этом здании также были обнаружены различные римские скульптуры, в том числе саркофаги . [79] Среди примечательных находок — фрагменты саркофага, известного как Саркофаг Мелеагра , который был реконструирован и хранится на этом месте сегодня. [80] Само здание было построено на месте двух небольших домов. Его строительство может датироваться 950-ми годами, одновременно или после строительства Салона Рико. [81] [80] [82] К северу от этого здания находится еще один жилой комплекс, а к востоку от него (недалеко от северных ворот) находятся еще два дома во дворе, разделенные пандусом между ними. [83]
Функция всех этих дворовых построек, которые не были типичными для других построек в Мадинат-аз-Захре, неясна. Возможно, они были резиденциями государственных чиновников или использовались как гостевые дома для важных посетителей. [82] Историк искусства Сьюзен Кальво Капилла также предположила, что присутствие римских скульптур в Колонном дворе, включающих изображения муз и философов, может указывать на то, что это пространство использовалось для образования и интеллектуальной деятельности, а скульптуры были размещены здесь в качестве намеренное обращение к древним наукам. [80] Двор Часов, расположенный к юго-востоку от Салона Рико, был также украшен римскими скульптурами. [80]
Дом Водного Бассейна
[ редактировать ]
Дом Водного Бассейна ( Vivienda de la Alberca на испанском языке) — это строение, расположенное к югу от Двора Колонн. Это была часть жилого комплекса, стоявшего между Дар-эль-Мульком и Салоном Рико. Считается, что дом был построен в первые годы строительства в Мадинат-аз-Захре, хотя части плана этажа, вероятно, впоследствии были изменены. Антонио Вальехо Триано предположил, что этот дом был резиденцией аль-Хакама II до того, как он стал халифом в 961 году. [84] Это место было раскопано Феликсом Эрнандесом Хименесом и Рафаэлем Мансано Мартосом в период с 1975 по 1982 год и по состоянию на 2018 год все еще исследовалось археологами. [84]
Здание расположено по оси восток-запад и сосредоточено вокруг квадратного двора. Его первоначальный вход находился с северной стороны и вел прямо во двор. И на западной, и на восточной стороне располагались две прямоугольные камеры, расположенные одна за другой, входы которых располагались на одной линии с центральной осью двора. По бокам здания также располагались камеры меньшего размера. За восточными покоями находилась частная баня или хаммам , состоявшая из трех камер уменьшающегося размера, отапливаемых с использованием традиционной римской системы гипокауста под мраморными полами. Мраморный декор был добавлен в ванну Джафаром в 961-62 годах. [85]
Двор дома был занят двумя симметричными затонувшими садами и водоемом в середине западной стороны двора, в честь которого и назван дом. Сады были окружены приподнятыми дорожками, проходящими по краю двора и разделенными посередине еще одной дорожкой. По краям двора также проходили водные каналы, подавшие воду в бассейн. Сады были засажены низкорослыми растениями, такими как лаванда , олеандр , мирт , базилик и сельдерей . В главные залы по обе стороны можно было попасть через аркаду с тремя подковообразными арками, опирающимися на колонны, частично реконструированные сегодня. Арки обрамляет альфиз, наполненный резным растительным орнаментом. [85] Д. Фэйрчайлд Рагглз, исследователь исторических исламских садов, указывает, что сад этого дома также известен как «Сад принца» и, возможно, им пользовались элитные жители дворцов. [2]
Дом Джафара
[ редактировать ]
Большой «Дом Джафара» был построен на месте трех меньших домов. [86] Он расположен между Двором Колонн на северо-западе и Салоном Рико на юго-востоке. Из-за более развитого убранства его строительство было датировано после 961 года, во время правления аль-Хакама II, что может поддерживать гипотезу Феликса Эрнандеса Хименеса о том, что эта большая резиденция была построена для одноименного Джафара, хаджиба (камергера). ) халифа аль-Хакама II между 961 и 971 годами. [20] [26] Он был раскопан в 1970 году Эрнандесом Хименесом. [26] Украшенный портик главного двора реконструируется с 1996 года под руководством Антонио Вальехо Триано. [87]
Здание состоит из трех частей, каждая из которых имеет собственный внутренний двор. Считается, что первая, большая южная часть, предназначалась для официальных деловых встреч и приемов. Вход в него был с запада, и его центр располагался вокруг квадратного двора, вымощенного фиолетовым известняком. Здесь также мог существовать второй этаж, о чем свидетельствует наличие лестницы. На восточной стороне двора находится искусно украшенный портик, реконструированный с 1996 года, который вел на другой стороне к трем прямоугольным залам для приемов. За этими комнатами находились квадратные комнаты поменьше. В одной из этих комнат был туалет , а из другой можно было попасть в другие части дома. Доступ к этим другим областям осуществлялся через квадратный двор меньшего размера в северо-восточной части дома, в центре которого находился круглый бассейн с водой. На северной стороне двора находилась частная квартира, занимавшая северо-восточный угол дома. На западной стороне двора находился большой прямоугольный двор, окруженный комнатами, служившими служебными помещениями для слуг и персонала. Антонио Вальехо Триано утверждал, что план дома указывает на то, что он не был семейным жилищем, а скорее предназначен для одного высокопоставленного жителя. [88] [89]
Зона обслуживания
[ редактировать ]К северу от Дома Джафара находится комплекс комнат и домов, которые были классифицированы как служебные помещения, хотя о том, как была организована дворцовая прислуга, мало что известно. Судя по всему, комплекс состоит из двух основных зданий. О наличии кухонь свидетельствует обнаружение в некоторых комнатах каменных печей. В восточном здании также были обнаружены частные туалеты, что позволяет предположить, что они принадлежали резиденции более высокого статуса в комплексе. [90]
Салон Рико (Зал приемов Абд ар-Рахмана III)
[ редактировать ]
Зал приемов Абд ар-Рахмана III, известный под своим испанским названием « Салон Рико» («Богатый зал»), является наиболее богато украшенным сооружением, обнаруженным в Мадинат аль-Захра. [12] [30] [91] Он был частью более крупного дворцового комплекса, построенного к югу от Верхнего базиликального зала. Его постройку датируют 953–957 годами благодаря нескольким надписям, найденным в его отделке. [21] [22] Руководителем строительства зала был Абдаллах ибн Бадр, визирь и самый высокопоставленный чиновник при халифе того времени. Украшение было выполнено под руководством слуги халифа-евнуха Шунаифа, хотя неясно, участвовал ли он также в оформлении зала. [23] Он был раскопан Рафаэлем Кастехоном и Феликсом Эрнандесом Хименесом в 1946 году и с тех пор был реконструирован. [92] Перед залом выходили Верхний сад и большой водоем, с которым он составлял единый дизайн. [93] [36]
«Салон Рико» выходил окнами на юг, через сады, и стоял на платформе, возвышавшейся над прилегающими дорожками. Доступ к нему осуществлялся через пандусы с обеих сторон. Передний фасад здания представляет собой аркаду из пяти арок, совмещенную с водным бассейном впереди. [94] Интерьер здания имеет базиликальную форму, имеющую некоторое сходство с Верхним базиликальным залом. За парадной аркадой находится поперечный вестибюль, который, в свою очередь, ведет в центральный зал. Центральный зал длиной 17,5 метров и шириной 20,4 метра разделен на три нефа двумя аркадами из шести подковообразных арок, опирающихся на стройные колонны. Два боковых нефа имеют ширину 5,9 метра, а центральный неф немного шире — 6,5 метра. [94] В каждый неф можно попасть из вестибюля спереди через аркады из двух или трех арок. Задняя стена отмечена тремя декоративными глухими арками . Этот центральный зал с обеих сторон окружен квадратной и прямоугольной палатами, которые были отделены от центрального зала сплошными стенами, пронизанными единственной дверью. Две другие двери по обе стороны позже были замурованы и превращены в декоративные ниши. Вестибюль на юге также окружен квадратными камерами с обеих сторон. Сегодня здание покрыто наклонной деревянной крышей, построенной Феликсом Эрнандесом Хименесом, но точно неизвестно, какая крыша или потолок у него были изначально. [94]
Во время аудиенций халиф сидел посередине задней стены, перед центральной глухой аркой. Он сидел бы на диване, в то время как его братья и высшие чиновники стояли или сидели по обе стороны. Другие судебные чиновники выстроились бы вдоль аркад по обе стороны центрального зала. [95] Размеры центрального зала соответствуют размерам равностороннего треугольника, вершина которого находится в центре задней стены, а основание соответствует общей ширине зала. Феликс Арнольд отмечает, что эти пропорции часто используются в исламской архитектуре, а также встречаются в зале для аудиенций одного из дворцов Фатимидов в Махдии . Эти пропорции имели практическое преимущество, позволяя халифу, сидящему в задней части зала, видеть всю ширину зала в пределах своего поля зрения, не поворачивая головы. [96]

Центральный зал примечателен выдающимся орнаментом, который высечен на каменных панелях или плитах, прикрепленных к поверхности стен. В результате этой техники камень, использованный для отделки, не соответствует камню, использованному для конструкции самого здания, что, как отмечает Антонио Вальехо Триано, является инновацией, которая рассматривает резные каменные панели как «кожу» для зала. . [97] Резные панели в основном выполнены из известняка, колонны мраморные, а пол выложен мрамором. [23] Орнаментация обычно делится на три зоны: нижние части стен покрыты крупными панелями; среднюю зону занимают преимущественно арки аркад, имеющие чередующиеся цвета и мотивы вуссуаров , обрамленные декорированным альфизом ; а верхние части стен покрыты горизонтальными фризами , идущими чуть ниже потолка. [12] В целом в мотивах преобладают растительные арабески. [98] [91] Более крупные нижние панели часто содержат тщательно продуманные изображения древа жизни , которые могут опираться на модели искусства Аббасидов на востоке, адаптируя их к местным стилям Андалузии. [97] [99]
По обе стороны Салона Рико располагалась длинная линия различных зданий, тянувшаяся вдоль северного края Верхнего и Нижнего садов. Под зданиями на западной стороне находился подземный переход, известный сегодня как Путь Ронды, который, возможно, служил основанием для зданий наверху и соединял Салон Рико с Нижним садом. [100] Постройки к востоку от Салона Рико включали большой банный комплекс. [101]
Верхний сад и Центральный павильон
[ редактировать ]
Верхний сад ( по-испански Jardín Alto ) простирается перед Салоном Рико и занимает приподнятую террасу, которая на 10 метров выше, чем окружающие территории на востоке, юге и западе. Терраса искусственная, хотя строители, вероятно, использовали для начала существующий отрог холма. [72] Его стены через равные промежутки укреплены прямоугольными контрфорсами. На его восточной стороне находился Нижний сад, а на западной - соборная мечеть. До последнего можно было добраться по крытой тропе вдоль стены террасы, а на юге находится еще один большой нераскопанный сад. [72] Восточная стена террасы совпадает с портиком Баб аль-Судда, а ее северная и южная границы совпадают с границами более старого Нижнего сада на востоке. Хотя первоначально планировалось, что он будет иметь идеально квадратную планировку, размеры которой должны были составлять 133 на 133 метра, западная сторона сада была расширена над Нижним садом, в результате чего его окончательная ширина составила 153,5 метра. [102] Окончательная ширина соответствует основанию равностороннего треугольника, вершину которого можно было бы разместить в центре фасада Салона Рико, аналогично пропорциям зала приемов халифа. Феликс Арнольд предполагает, что эти размеры являются сознательной частью дизайна. [102]
Сам сад предназначался исключительно для эстетических целей. [102] Наряду с Нижним садом, это один из самых ранних примеров традиционного исламского сада , состоящего из четырех частей , также известного как чахар-баг . в персидской традиции [2] [103] По его краю проходила дорожка шириной 4 метра. Две другие дорожки делят сад на четыре сектора слегка неравного размера (северные больше). Эти данные свидетельствуют о том, что первоначальный сад был разделен на совершенно равные квадранты, но тропа с востока на запад была перенесена на юг в его нынешнее положение, чтобы разместить создание Центрального павильона. [101] Это изменение также объясняет, почему тропа сада с востока на запад не совпадает с тропой с востока на запад Нижнего сада на восток или с расположением возможного павильона на этой стороне сада. [104] Сады были затоплены примерно на 50–70 сантиметров ниже уровня дорожек, чтобы низкорослые растения не закрывали обзор. В наше время эта территория была засажена заново, что затруднило археоботанические исследования, но есть свидетельства того, что изначально на ней были посажены травы и кустарники, в том числе: мирт, лаванда, каркас , олеандр, базилик, александровский , мармелад и вереск . [101]
В середине северной стороны сада находится большой бассейн с водой размером 19 на 19 метров и глубиной 2 метра. [101] Сады имеют пологий уклон с севера на юг, так что этот водный бассейн можно использовать для их орошения. Вдоль дорожек проходили водные каналы для распределения воды. К югу от этого бассейна, около середины садов, находился большой «Центральный павильон», строительство которого датируется 956 или 957 годом. Очень мало его остатков сохранилось по сравнению с другими сооружениями, такими как Салон Рико и другие сооружения. в результате оно все еще расследуется (по состоянию на 2018 год). [23] Он состоял из прямоугольного здания, разделенного на три нефа или параллельных зала, выровненных примерно с севера на юг, с главным входом, обращенным к Салону Рико. Здание стояло на платформе, на один метр выше окружающих дорожек, и со всех четырех сторон располагался небольшой бассейн с водой, поднимавшийся на ту же высоту, что и платформа. [105] Бассейны с водой могли быть спроектированы и расположены так, чтобы любой наблюдатель, выглянувший изнутри павильона, видел отражение неба в воде, а наблюдатель снаружи видел бы отражение павильона в воде. Точно так же расположение павильона по отношению к Салону Рико означало, что оба здания отражались бы в более крупном северном водном бассейне. [106] Эти лужи воды также отражали бы свет в оба здания через передние арки. У наблюдателей внутри них, когда они выглядывали наружу, могло также сложиться впечатление, что здания «плывут» по воде, поскольку каждый главный вход был обращен к воде. [91]
Нижний сад
[ редактировать ]
Нижний сад ( Жардин Баджо по-испански) находился на нижнем уровне на восточной стороне Верхнего сада и к югу от Дар-эль-Мулька. Он не был полностью раскопан, но известно, что он имел равное разделение на четыре части, очень похожее на первоначальный проект Верхнего сада. [2] Он был одним из крупнейших в городе и, вероятно, был создан на первом этапе строительства Мадинат аль-Захра, вскоре после его основания. Первоначально сад имел длину 125 метров с севера на юг и ширину 180 метров с востока на запад, но когда Верхний сад был построен на востоке, его ширина уменьшилась на 22 метра. [103] Его окружала аллея шириной 4 метра, а посреди сада пересекались еще две аллеи. Сады между дорожками были затоплены, как и другие здания в городе. Неясно, чем они были засажены, но ограниченные данные еще раз позволяют предположить, что они были засажены травами и кустарниками, похожими на те, что растут в Верхнем саду, а также льном . [107]
В середине восточного края сада, вдоль стены Верхнего сада, находился прямоугольный контрфорс, значительно превышающий другие контрфорсы вдоль стены Верхнего сада. У основания этого контрфорса находился резервуар с водой, в который, вероятно, сверху лилась вода из Верхнего сада. На вершине, возможно, также существовал павильон, откуда сверху открывался вид на Нижний сад, но сохранилось недостаточно остатков, чтобы доказать это. [108]
Водная инфраструктура
[ редактировать ]Дворец был построен там, где пролегал римский акведук I века, идущий от Сьерра-Морены до Кордовы, но он находился на несколько метров ниже дворца, поэтому новый отрог был построен еще дальше, чтобы постоянно доставлять проточную воду на более высокие уровни. В свою очередь, участок старого римского акведука, который теперь был направлен в другое русло, использовался в качестве главного канализационного коллектора для очень сложной системы небольших каналов, отводящих дождевую и сточные воды. Здесь было найдено множество продуктов питания и керамических остатков. Помимо акведуков, было построено несколько новых мостов (два из которых сохранились до сих пор), чтобы обслуживать новые дороги между новым городом-дворцом и Кордовой. [109]
Архитектурное влияние и наследие
[ редактировать ]В художественном отношении Мадинат аз-Захра сыграла большую роль в формировании особой исламской архитектуры Андалузии (также называемой мавританской архитектурой ), а также в установлении более конкретного «халифального» стиля 10-го века. [110] [29] [111] Соборная мечеть Мадинат аль-Захра очень похожа на Великую мечеть Кордовы (по крайней мере, до расширения последней Аль-Хакамом II) и повторяет ее ряды двухъярусных арок . [56] [54] Подковообразная арка , которая уже появилась в Великой мечети Кордовы, в дальнейшем стала повсеместной в Мадинат-аз-Захре и закрепила свою отличительную форму: арка состояла примерно из трех четвертей круга и обычно заключалась в прямоугольную рамку, известную как альфиз . [112] Обширный декор арабесок , рельефно вырезанный на многих поверхностях стен, демонстрирует историческое влияние Сасанидского и Аббасидского Ирака , но также и заметные различия в его деталях. [113] [32] Базиликальный куполообразными королевский зал приемов, как его видно в Салоне Рико, является еще одним новым творением, которое стало отличительной особенностью дворцовой архитектуры в этом регионе, поскольку оно контрастировало с и сводчатыми залами , найденными в восточной части исламского мира . [29] [111]
Нижний сад и Верхний сад Мадинат аль-Захра являются самыми ранними археологически подтвержденными примерами симметрично разделенного сада в западном исламском мире и одними из самых ранних примеров в исламском мире в целом. [114] [107] Они также являются первым в регионе примером объединения таких садов с системой террас. [115] Этот тип сада, вероятно, возник из персидских садов ( чахар-баг ), которые существовали далеко на востоке и были завезены на запад покровителями Омейядов. Помимо прочего, об этом восточном омейядском происхождении свидетельствует существование подобных садов, обнаруженных при дворце-вилле в Сирии, известном как ар-Русафа , принадлежавшем во времена правления Хишама ибн Абд аль-Малика (начало VIII века). [114] [107] Другая вилла, известная как аль-Каср ар-Русафа , построенная Абд ар-Рахманом I недалеко от Кордовы в 777 году, не была полностью изучена, но, вероятно, также имела сады и павильоны с возвышенными видами. Это говорит о том, что прецеденты этой традиции были среди омейядских эмиров Аль-Андалуса. [116] Дворы с симметрично разделенными садами, позже известные как ( риады или риады ), стали типичной чертой более поздних дворцов Андалузии, включая Альгамбру , а также марокканской архитектуры и за ее пределами. [117] [118] [114]
Археология и консервация
[ редактировать ]Археологические раскопки на этом месте начались в 1911 году под руководством испанского архитектора Рикардо Веласкеса Боско . [119] [47] Работа продолжалась под руководством Феликса Эрнандеса Хименеса с 1923 по 1936 год и с 1943 по 1975 год, затем под руководством Рафаэля Мансано Мартоса с 1975 по 1982 год, под руководством Антонио Вальехо Триано с 1985 по 2013 год и под руководством Хосе Эскудеро Аранды с 2013 года. [47] Салон Рико, самое богато украшенное здание, было раскопано Рафаэлем Кастехоном и Феликсом Эрнандесом Хименесом в 1946 году. [92] Благодаря частично сохранившимся стенам и множеству сохранившихся фрагментов декора он был реконструирован под руководством Феликса Эрнандеса Хименеса. Реставрация убранства зала продолжается и сегодня. [92]
Раскопки и реставрация продолжаются при финансовой поддержке правительства Испании. В 2020 году археологи обнаружили ворота, обозначающие восточный вход во дворец X века и отсутствовавшие более тысячи лет. [120]
Нераскопанным частям объекта, составляющим около 90 процентов его общей площади, угрожает незаконное строительство жилья. Согласно сообщению New York Times за 2005 год, местное правительство Кордовы не соблюдало закон, принятый в 1995 году, который расширял защиту этого объекта от застройки. В результате строительные компании возводят дома на этих нераскопанных участках. [121]
Музей
[ редактировать ]
В 2009 году был открыт новый археологический музей, посвященный Медине Азахара, расположенный на краю территории. [4] Здание музея было построено невысоким, большая часть которого находилась под землей, чтобы свести к минимуму нарушение вида на пейзаж из руин. [122] Музей, спроектированный фирмой Nieto Sobejano Arquitectos , получил Премию Ага Хана в области архитектуры в 2010 году. [123]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Блум 2020 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и Рагглс 2008 , с. 152-153.
- ^ Jump up to: а б с Вальехо Триано 2007 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б «Музей Мадинат Аль Захара / Архитекторы Грансон Собеджано » ArchDaily 06 апреля 2013 г. Получено 0 мая 2021 г.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Халифатный город Медина Азахара» . whc.unesco.org . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Барруканд и Беднорц 1992 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди, 1996 год .
- ^ Jump up to: а б Катлос 2018 .
- ^ Кеннеди 1996 , с. 98-99.
- ^ Катлос 2018 , с. 139-140.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Вальехо Триано 1992 год .
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 60-61.
- ^ Jump up to: а б Вальехо Триано 2023 , с. 274.
- ^ Вальехо Триано 2007 , с. 12-13.
- ^ Jump up to: а б Катлос 2018 , с. 140.
- ^ Арнольд 2017 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Блум 2020 , с. 55-56.
- ^ Барруканд и Беднорц 1992 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и Вальехо Триано 2007 , с. 13-25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барруканд и Беднорц 1992 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Вальехо Триано 2007 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд 2017 , с. 93.
- ^ Вальехо Триано 2007 , с. 24.
- ^ Арнольд 2017 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 98.
- ^ «Пиксид во имя аль-Мугиры» . Музей Лувр . 968 . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Катлос 2018 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с Блум 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд 2017 .
- ^ Jump up to: а б Катлос 2018 , с. 139-141.
- ^ Jump up to: а б с Блум 2020 , с. 58.
- ^ Арнольд 2017 , с. 95.
- ^ Барруканд и Беднорц 1992 , с. 66-68.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Вальехо Триано 1992 , с. 34.
- ^ Катлос 2018 , с. 142-143.
- ^ Кеннеди 1996 , с. 110-111.
- ^ Jump up to: а б с Бариани 2002 .
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 115-117.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 1996 , с. 114.
- ^ Рагглс 2000 , с. 111–113, 123–125.
- ^ Бариани 2002 , с. 329.
- ^ Фиерро, Марибель (2005). «Кордова» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. п. 176. ИСБН 978-1-135-45603-0 .
- ^ Кеннеди 1996 , с. 124-125.
- ^ Кеннеди 1996 , с. 125-132.
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд 2017 , с. 63.
- ^ Вальехо Триано 2007 , с. 4-5.
- ^ Вальехо Триано 2007 , с. 5.
- ^ Арнольд 2017 , с. 61.
- ^ Арнольд 2017 , с. 62-63.
- ^ Блум 2020 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Барруканд и Беднорц 1992 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Блум 2020 , с. 53.
- ^ Арнольд 2017 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Барруканд и Беднорц 1992 , с. 64.
- ^ Блум 2020 , с. 128-129.
- ^ Кинг, Дэвид А. (1995). «Ориентация средневековой исламской религиозной архитектуры и городов». Журнал истории астрономии . 26 (3): 253–274. Бибкод : 1995JHA....26..253K . дои : 10.1177/002182869502600305 . S2CID 117528323 .
- ^ Вальехо Триано 1992 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Блум 2020 , с. 53-54.
- ^ Барруканд и Беднорц 1992 , с. 65.
- ^ «Северные ворота - Деталь - археологический памятник Мадинат аль-Захра» . www.museosdeandalucia.es . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Арнольд 2017 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Вальехо Триано 2007 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 79.
- ^ Арнольд 2017 , с. 79-82.
- ^ Jump up to: а б Блум 2020 , с. 54.
- ^ Арнольд 2017 , с. 79-80.
- ^ Арнольд 2017 , с. 22, 75-77.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 80-81.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 83.
- ^ Вальехо Триано 1992 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 68-69.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 65-68.
- ^ Арнольд 2017 , с. 67-68.
- ^ Арнольд 2017 , с. 68.
- ^ Арнольд 2017 , с. 95-97.
- ^ Jump up to: а б с д Капилла, Сьюзен Кальво (2014). «Повторное использование классической античности во дворце Мадинат аз-Захра и ее роль в построении легитимности халифа» . Мукарнас . 31 : 1–33. дои : 10.1163/22118993-00311P02 .
- ^ Вальехо Триано 2007 , с. 19-23.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 97.
- ^ Барруканд и Беднорц 1992 , с. 63-64.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 71-73.
- ^ Вальехо Триано 2007 , с. 12-19.
- ^ Арнольд 2017 , с. 100.
- ^ Вальехо Триано 1992 , с. 36.
- ^ Арнольд 2017 , с. 98-99.
- ^ Вальехо Триано 1992 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Блум 2020 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 88.
- ^ Арнольд 2017 , с. 83-95.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 88-92.
- ^ Арнольд 2017 , с. 92.
- ^ Арнольд 2017 , с. 39-40, 88-89.
- ^ Jump up to: а б Вальехо Триано 1992 , с. 33.
- ^ «Зал Абд ар-Рахмана III – Фрагмент – археологический памятник Мадинат аль-Захра» . www.museosdeandalucia.es . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Барруканд и Беднорц 1992 , с. 67.
- ^ Арнольд 2017 , с. 69, 83.
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд 2017 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 69.
- ^ Арнольд 2017 , с. 94.
- ^ Арнольд 2017 , с. 93-95.
- ^ Арнольд 2017 , с. 94-95.
- ^ Jump up to: а б с Арнольд 2017 , с. 69-70.
- ^ Арнольд 2017 , с. 85-86.
- ^ Вальехо Триано 2007 , с. 8-12.
- ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Jump up to: а б Барруканд и Беднорц 1992 , с. 68.
- ^ Блум 2020 , с. 57.
- ^ Барруканд и Беднорц 1992 , с. 103-104.
- ^ Jump up to: а б с Рагглс 2008 , с. 45-47.
- ^ Арнольд 2017 , с. 70.
- ^ Арнольд 2017 , с. 18-20, 69-70.
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. стр. 69–75. ISBN 2747523888 .
- ^ Бирман, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP, ред. (2012). «Бустан». Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Д. Ф. Рагглс, «Историография и повторное открытие Мадинат аль-Захра», Исламские исследования (Исламабад), 30 (1991): 129-40.
- ^ «Потерянные ворота легендарной Медины Азахары обнаружены на юге Испании» . Таймс . 13 марта 2020 г.
- ^ Маклин, Ренвик (16 августа 2005 г.). «Рост Испании угрожает жемчужине средневекового ислама» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ Музей и исследовательский центр Ньето Собехано Arquitectos .
- ^ «Музей Мадинат аль-Захра | Сеть развития Ага Хана» . www.akdn.org . Проверено 5 мая 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- Бариани, Лаура (2002). «Аль-Мадина аз-Захира по свидетельству арабо-андалузских источников». II Международный конгресс по городам в Аль-Андалусе и Магрибе (на испанском языке). Фонд андалузского наследия. стр. 327–341. ISBN 9788493205171 .
- Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN 9783822896327 .
- Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- Катлос, Брайан А. (2018). Королевства веры: новая история исламской Испании . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 9780465055876 .
- Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж. ISBN 9781317870418 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (1991). «Историография и повторное открытие Мадинат аз-Захры » . Исламские исследования . 30 (1/2): 129–140. JSTOR 20840030 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2000). Сады, пейзаж и вид во дворцах исламской Испании . Филадельфия: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271042725 .
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2008). Исламские сады и пейзажи . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812207286 .
- Вальехо Триано, Антонио (1992). «Мадинат аз-Захра: Триумф Исламского государства». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 27–39. ISBN 0870996371 .
- Вальехо Триано, Антонио (2007). «Мадинат аль-Захра: трансформация халифского города» . В Андерсоне, Глэр Д.; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Возвращаясь к Аль-Андалусу: взгляды на материальную культуру исламской Иберии и за ее пределами . Брилл. стр. 3–26. ISBN 978-90-04-16227-3 .
- Вэлли Триано, Энтони (2023). «Церемониальный ансамбль халифата Омейядов в Мадинат аз-Захре» В Монферрер-Холле Джон Питер; Монтеррозо-Чеш, Антонио (ред.). Спутник позднеантичной и средневековой исламской Кордовы: столица римской Бетики и халифата Аль-Андалус . Брилл. стр. 100-1 271–303. ISBN 978-90-04-52415-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Conjunto Arqueológico de Madinat al-Zahra (виртуальный тур, организованный через Google Arts & Culture)
- Аль-Андалус: искусство исламской Испании , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Медине Азахара (см. Указатель)
- Искусство средневековой Испании, 500–1200 гг. н. э. , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Медине Азахара (см. Указатель)
- Проект реставрации Салона Рико Всемирного фонда памятников.
- «Брифинг» Колумбийского университета профессора Доддса
- Археологические памятники в Андалусии
- Мавританская архитектура в Испании
- Руины в Испании
- Бывшие населенные пункты Испании
- Населенные пункты, основанные в 10 веке.
- Здания и сооружения в провинции Кордова (Испания)
- Персидские сады в Испании
- Туристические достопримечательности Андалусии
- Музеи Андалусии
- Археологические музеи Испании.
- Bien de Interés Культурные достопримечательности провинции Кордова (Испания)
- Исламское искусство Испании
- Объекты всемирного наследия в Испании
- Архитектура Кордовского халифата