Пиксис аль-Мугиры

Пиксис , изготовленный в 968 г. н.э./357 г. хиджры для принца аль-Мугиры (15 x 8 см), представляет собой портативный резной контейнер из слоновой кости, датируемый средневековым исламским периодом испанских Омейядов . Находится в коллекции Лувра в Париже. Контейнер был изготовлен в одной из мастерских Мадинат аль-Захра недалеко от современной Кордовы в Испании и, как полагают, стал подарком на совершеннолетие сыну халифа Абд аль-Рахмана III . Исторические источники сообщают, что принцем, которого звали аль-Мугира, был Абу аль-Мутарриф аль-Мугира, последний сын халифа Абд ар-Рахмана III, рожденный от наложницы по имени Муштак. [1] Мы уверены, что этот пиксис принадлежит аль-Мугире, поскольку надпись вокруг основания крышки гласит: «Благословение от Бога, добрая воля, счастье и процветание аль-Мугире, сыну Повелителя правоверных, да будет милость Божия [ да пребудет с ним], сделанный в 357 году» [2] [3]
Физическость и контекст
[ редактировать ]Пиксиды известны как роскошные личные сосуды, подаренные членам королевской семьи и, как полагают, использовались для хранения драгоценных камней, ювелирных изделий, ароматов, духов и т. д.; однако фактическое назначение пиксиса аль-Мугиры неизвестно, поскольку внутри нет никаких следов какого-либо вещества. Хотя вся поверхность пиксиса искусно и искусно украшена различными формами украшений, наибольшее внимание уделяется четырем основным медальонам по его диаметру.
Внешняя часть пиксиса выполнена из искусной резьбы и гравировки из слоновой кости, импортированной халифом из Северной Африки. Возможно, первоначально пиксис был инкрустирован золотом и серебром, но остались только следы нефрита. Несмотря на то, что были обнаружены металлические петли, крепящие крышку к контейнеру, считается (и очевидно), что крепления были установлены позже первоначальной даты создания, поскольку для размещения металлических креплений не было места. Это известно потому, что петли уничтожают часть надписи. [4] Из-за упомянутых неопределенностей неясно, как крышка должна была располагаться на сосуде, и, следовательно, неизвестно, как следует читать надпись, что считать передней или задней частью и как это связано со сценами ниже. [5]
Медальоны
[ редактировать ]На первом медальоне изображена сцена, где двое мужчин собирают яйца из соколиных гнезд, что обычно рассматривается как символ власти или легитимности Омейядов. Ученые утверждают, что синхронизм между соколом и властью Омейядов был актуальным и сильным символом благодаря таким метафорам, встречающимся в поэзии и искусстве того периода. В частности, Абд ар-Рахман I ад-Дахиль , основатель Омейядов в «соколом курайшитов» Аль-Андалусе, был прозван халифом Аббасидов . [6] Поскольку обоих мужчин кусают собаки, предполагается, что это было следствием угрозы тем, кто пытался захватить власть.
На втором медальоне изображены два всадника, собирающие гроздья фиников с финиковой пальмы. Эти деревья в основном встречаются на Ближнем Востоке и в Северной Африке и могут отсылать к восточным землям или «родине пальмовых рощ», утраченной Аббасидами — династией, которая основала Багдад и свергла сирийских Омейядов. [7] Абд ар-Рахман I, основавший правление Омейядов на Пиренейском полуострове, использовал дерево как код в своей поэзии. Некоторые ученые предполагают, что переплетающиеся ветви дерева представляют собой две ветви династии Омейядов, из которой, по словам панегириста Омейядов Хасана аль-Тубни, «появились и пророчества, и халифат». [8]
На третьем медальоне изображена музыкальная сцена суда, где две сидящие фигуры окружают среднюю фигуру, которую подозревают в слуге из-за ее меньшего второстепенного масштаба. Одна фигура держит плетеный призрак и флягу Омейядов, а другая держит веер. Значение этого медальона весьма спорно, но популярная точка зрения утверждает, что человек с призраком и флягой символизирует халифа Омейядов, а фигура с веером символизирует Аббасидов. Франсиско Прадо-Вилар утверждает, что эта сцена могла представлять собой церемонию, проведенную при дворе аль-Хакама II, которая имела бы политическое значение для аль-Мугиры и служила бы ему напоминанием о продолжении и прочности династии. [9]
Четвертый медальон — единственный медальон, на котором изображен общий символ власти через изображение сражающихся быка и льва. Некоторые ученые, в том числе из Лувра и Ева Баер, интерпретировали это как свидетельство власти и легитимности халифов Омейядов в конкуренции с халифами Аббасидов, правившими в Багдаде. Прадо-Вилар связывает эту сцену с баснями, рассказанными в то время, которые использовались для преподавания жизненных уроков молодежи, особенно членам королевского двора. Он утверждает, что, помня Калилу ва Димну, аль-Мугира размышлял о символизме «трагических последствий прислушивания к злым советам тех, кто замышлял заставить его заговор против рода своего брата»; способ для халифа сохранить его второстепенную роль и не пытаться добиться правления. [10]
Споры о интерпретации
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2021 г. ) |
Scholars like Renata Holod [11] утверждают, что пиксис был подарком аль-Мугире с иронической и комической нотой как напоминание ему о том, что он никогда не станет следующим в очереди на власть. Холод также подозревает, что подарок был не от халифа и не по заказу аль-Мугиры; однако такие ученые, как Макариу, которые опровергают это утверждение, утверждают, что кому-то, кроме членов королевской семьи, было бы трудно заказать такой очень дорогой предмет, и сосредоточение внимания исключительно на чисто ироническом послании ни к чему не приведет. [12] Аргументы Макариу также противоречат аргументам Прадо-Вилара, который сосредотачивается исключительно на пиксисе как на сосуде серьезного предупреждения аль-Мугире относительно любых политических целей, которые он мог преследовать; однако Макариу утверждает, что этот аргумент показывает недостаток знаний в отношении обычаев средневекового халифата и что халифу было не в характере так серьезно беспокоиться о внутренней борьбе за власть.
Фактическая цель пиксиса аль-Мугиры широко обсуждается и единодушно неизвестна. Мы знаем, что Кордовский халифат был печально известен своей способностью приобретать очень дорогие и роскошные материалы для своего королевского двора. И благодаря своей силе, способностям и секретности они поддерживали особые и исключительные отношения с Северной Африкой; торговое соглашение, к которому не имела доступа ни одна другая династия. Слоновая кость, ценный и трудный в обработке материал, была одним из многих способов демонстрации своего богатства и власти; однако использование этих возможностей для создания пикси аль-Мугиры широко рассматривается как расточительное и посредственное из-за его неторопливого контекста, на который указывает ассортимент княжеских развлечений на его внешней стороне; однако это судно безупречного мастерства и искусного дизайна. До сих пор предполагают и обсуждают пиксис цели аль-Мугиры. В настоящее время он является частью коллекции исламского искусства в Лувре в Париже.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Макариу, «Аль-Мугира Пиксис», 316.
- ^ «Кантара — Пиксис аль-Мугиры » www.qantara-med.org . Получено 0 апреля 2021 г.
- ^ «Пиксид во имя аль-Мугиры» . Музей Лувр . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Россер-Оуэн, «Металлические крепления», 303.
- ^ Макариу, «Аль-Мугира Пиксис», 325.
- ^ Макариу, «Аль-Мугира Пиксис», 321.
- ↑ Прадо-Вилар, «Заключенный в слоновую кость», 147.
- ^ Макариу, «Аль-Мугира Пиксис», 320.
- ↑ Прадо-Вилар, «Заключенный в слоновую кость», 141.
- ↑ Прадо-Вилар, «Заключенный в слоновую кость», 145.
- ^ Холод, Рената (1992). «Слоновая кость». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 190–206. ISBN 0870996371 .
- ^ Макариу, «Аль-Мугира Пиксис», 318.
Ссылки
[ редактировать ]- Баер, Ева. Человеческая фигура в исламском искусстве: наследие и исламские трансформации. Коста Меса: Издательство Mazda, 2004.
- Боррут, Антуан, Пол М. Кобб и Софи Макариу. Наследие Омейядов: средневековые воспоминания от Сирии до Испании. Бостон: Брилл, 2010.
- Дюсенберр, Дик и Жиль Плази. Париж: история, архитектура, искусство, образ жизни в деталях. Париж: Фламмарион, 2003.
- Доддс, Джеррилинн. Искусство средневековой Испании, 500-1200 гг. н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1993.
- Фаярд, Джуди. «Под ковром-самолетом: великолепие отдела исламского искусства Лувра». Wall Street Journal Online, (27 сентября 2012 г.), по состоянию на 10 февраля 2012 г., https://www.wsj.com/articles/SB10000872396390444180004578018403267097568 .
- Макариу, Софи. «Аль-Мугира Пиксис и испанские омейяды из слоновой кости: цели и инструменты власти» В Борруте, Антуане и Коббе, Поле М. (ред.) «Наследие Омейядов: средневековые воспоминания от Сирии до Испании», Brill, 2010. стр. 313 –335
- Россер-Оуэн, Мирриам. «Металлические крепления на андалусских слоновой кости: первоначальные наблюдения». В книге «Обработка металлов и материальная культура в исламском мире: искусство, ремесло и текст » под редакцией Венеции Портер и Мариам Россер-Оуэн, 301–316. Лондон: ИБТАурис, 2012.
- Прадо-Вилар, Франциско. «Заключенный в слоновую кость: неправильное воспитание аль-Мугиры». Журнал коллекции Дэвида, вып. 2 (2005): 138-163.